О епитимии

Источник

В приведенном тексте частично сохранены особенности орфографии и пунктуации оригинала.

Содержание

Цель епитимии Средства к исполнению епитимии Качества епитимии а) Соразмерность епитимии со свойством грехов б) Качество грехов в) С душевным состоянием кающегося г) С внешним состоянием кающегося д) С доброю славою и другими отношениями кающегося О древних церковных правилах касательно епитимии Способ налагать епитимию на кающегося Перемена епитимии  

 

Епитимия вообще означает понесение каких либо особых трудов и подвигов и совершение какого либо доброго дела, угодного Богу, для исправления жизни и заглаждения неправды греха.

В епитимию назначаются пост, молитва и милостыня. Под молитвою, кроме молитвы в собственном смысле, разумеются все дела благочестия и богопочтения, под постом – не только пост в собственном смысле, но и все подвиги самоумерщвления и самоотвержения, под милостынею – все дела милосердия духовного и телесного.

В рукописном требнике XIV. Синодальной Библиотеки под № 378, вот что сказано: таковые деяния подобают кающемуся: а) воздержание о греха; б) слезы; в) милостыня; г) отпущение должникам; д) любовь ко всем; е) смирение; ж) неосуждение никого (См. Описание Невоструева. М. 1869г., стр. 231).

Святейший патриарх Константинопольский Иеремия в ответ лютеранам пишет: «отпущение грехов мы сопровождаем епитимиями по многим уважительным причинам. Во 1ых для того, чтобы чрез добровольное злострадание здесь, грешнику освободиться от тяжкого невольного наказания там, в другой жизни; ибо Господь ничем столько не умилостивляется, как страданием и тем более страданием добровольным. Потому и св. Григорий говорит, что за слезы воздается человеколюбием; во 2ых для того, чтобы истребить в грешнике те страстные вожделения плоти, которые порождают грех; ибо мы знаем, что противное врачуется противным; в 3их для того, чтобы епитимия служила как бы узами или уздою для души и не давала ей снова приниматься за те же порочные дела, от которых она еще только очищается; в 4ых для того чтобы приучить к трудам и терпению, ибо добродетель есть дело трудов; в 5ых для того, чтобы нам видеть и знать, совершенно ли кающийся возненавидел грех» (Хр. Чт. 1842г. Т.I, стр. 244).

«Прежние грехи, говорит св. Златоуст, все очищены благодатию и человеколюбием распятого Христа; но те которые сделаны после крещения, многого требуют труда для изглаждения их, они требуют слез наших и исповеди, милостыни, молитв и всех родов благочестия. Так и после крещения заглаждаются грехи, но с великим трудом и усилием» (36 слово о покаянии).

Природа наша, сколько ни слаба, ни бессильна для добрых дел, однако милосердный Бог, Который даровал нам Своего Сына в цену избавления, дарует достоинство заслуги всякому добру нами сделанному, всякой скорби нами понесенной, и принимает их в очищение наших грехов, когда при сем возлагаем наше упование на заслуги Господа нашего Иисуса Христа. Епитимия тесно соединена с сокрушением и решимостью удаляться о греха и есть естественное следствие их; она есть существенная принадлежность таинства покаяния. Не должно преподавать разрешение тому, кто не хочет понести епитимии сообразной с грехом. Хотя епитимия и не считается безусловно необходимою для получения прощения во грехах, но разрешать кающегося без епитимии может духовник только по особому рассмотрению; святитель Петр митрополит Московский в своем поучении иереям пишет: «Без епитимии детей своих не держите, но подайте заповедь противу греху комуждо по своей силе: во время во время подобно связати, во время разрешати» (см. Историю Русской Церкви. А. Макария. Том 5. Спб. 1866г., стр.413).

 

Цель епитимии

Из сказанного открывается, что епитимия есть лучшее средство к предохранению человека от грехов и к преуспеянию в духовной жизни и служит более или менее к истреблению худых навыков, к избежанию случаев ко греху, к предохранению сердца от земных пристрастий; в этом отношении епитимия есть и врачество против грехов. Она иногда требуется совестью кающегося как необходимость неизбежная. Так, в руководстве для сельских пастырей 1860г. стр 449 сказано, что обратившийся к православию из раскольников снова уклонился в раскол, потому что священник не назначал ему епитимии.

Средства к исполнению епитимии

Из самого понятия епитимии очевидно, что она должна состоять в понесении особых трудов и подвигов, в совершении добрых дел. Три рода подвигов могут служить к уврачеванию грехов, именно: а) терпеливое перенесение того, что происходит от Божественного Провидения или от людей или от природы, б) претерпение того, что мы сами избираем, наконец: в) перенесение того, что налагает отец духовный. Так беспредельна к нам благость Господа, что не только наказание за грехи, добровольно нами принятое или возложенное священником, но даже самые временные наказания, которыми Он посещает нас, если мы терпеливо переносим их, могут исходатайствовать нам милость Его. Посему, тем людям, которые принуждены тяжким трудом снискивать себе ежедневное пропитание, которые находятся в крайней бедности, в тяжкой продолжительной болезни, полезно предписывать, чтобы они ежедневно по утру и по вечеру и, если могут, чаще возобновляли в сердце своем сокрушение о грехах и приносили Богу в жертву молитвенно все труды, тягости и скорби, которые по воле Божественного Провидения определено им терпеть в сей жизни.

Качества епитимии

Духовник при наложении епитимии должен иметь в виду и грехи, за которые должно наложить епитимию, и кающихся, на которых налагает, т.е. должен сохранять соответственность между свойством и важностью наказания и грехов, сообразно качеству и состоянию кающегося. Посему, епитимии тогда могут быть спасительны кающимся, когда они будут сообразны: а) со свойством; б) с качеством грехов; в) с душевным состоянием кающегося; г) с внешними отношениями; д) с доброю славою и другими обязанностями его.

а) Соразмерность епитимии со свойством грехов

Епитимии должны быть совершенно противоположны свойству грехов и господствующей в грешнике страсти, которая есть главный источник оных. Епитимия для того и установлена, чтобы отклонить грешника от греха и, по выражению святого Дмитрия, как бы уздою восстягнуть его, чтобы истребить порочные навыки, приобретенные в худой жизни. Так, святой Василий пишет:«Ты злословил? Благослови. Ты лихоимствовал? Отдай. Ты упивался? Постись. Ты гордился? Смирися. Ты завидовал? Утешь» (на 32 Пс. Стр. 265). Также св. Златоуст говорит «покаянием я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но еще более то, чтобы делать добрые дела. Сотворите, говорит Иоанн (Предтеча Христов), плоды достойны покаяния. Как же нам сотворить их? Поступая напротив. Например, ты похищал чужое? – Вперед давай и свое. Долгое время любодействовал? – Теперь воздерживайся от общения со своей женою в известные дни и привыкай к воздержанию. Окорблял и даже бил кого? – Вперед благословляй обижающих тебя и благодетельствуй бьющим. Ибо для исцеления нашего недовольно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить лекарство к ране. Ты прежде предавался сластолюбию и пьянству? – Теперь постись и пей одну воду. Прежде на чужую красоту ты смотрел сладострастными очами? – Вперед совсем не смотри на женщин, ибо сказано: уклонися от зла и сотвори благо» (Злат. Бесед. Х на Матф. Стр. 189, 190). Но когда говорим, что духовник при наложении епитимии должен смотреть на свойство грехов, то не должно думать, что каждый особенный грех требует особенной епитимии. Это для кающегося будет крайне тягостно; даже по причине множества дел, на него возложенных, он может быть не сделает ни одного. Надобно избирать только такие дела, которые могут ослабить и почти совсем уничтожить господствующую в душе страсть, от которой происходит большая часть грехов его. Нельзя вычерпать воду из протоков, когда не заградится источник и нельзя излечить болезни, когда не уничтожено ее начало (Так, люди простые очень часто обвиняют себя во внешних грехах, например, я во время работы бранился, клялся, говорил6 забыл меня Бог, или почему смерть долго не приходит ко мне? Неопытные священники по окончании исповеди говорят таким грешникам: ты не должен говорить сего, в наказание положи 18 или 20 поклонов. Но такая епитимия не исцелит душевной язвы, ибо ясно, что: а) кающийся не смотрит на источник слов своих, который находится в сердце; б) он не знает как заградить сей источник; в) не знает истинного духа христианства. Итак, священник должен узнать начало сих внешних грехов и, узнав, против него предложить врачество, которое и будет епитимия. Здесь кстати заметить, что неопытные духовники большей частью налагают такую епитимью, которая служит только наказанием, а не врачеством для кающегося; но епитимия должна быть не столько наказанием, сколько врачеством против греха.)

Кроме сего, чтобы епитимия не была без плода, при наложении оной должно обращать внимание на внешние случаи грехов и причины их; ибо то, что служит удалению причин и случаев ко грехам, весьма спасительно для грешника и вместе составляет весьма тяжкое наказание. Так, человеку, который вовлекался во грехи худым сообществом, должно предписать как епитимию, удаление худых сообществ; кто в уединении предается греху, тому должно предписать, как епитимию, сообразную со свойством греха до тех пор кающийся должен исполнять, пока имеет в ней нужду та греховная болезнь, для излечения которой она употребляется; она должна продолжаться до тех пор, пока перестанут обнаруживаться гибельные признаки греха, как больному телом дают лекарство до тех пор, пока восстановиться его здоровье. Не должно думать, чтобы словами, сказанными священником: «прощаю и разрешаю», совершилось уврачевание расслабленной души, и, будто, после сего человек без всяких усилий может идти по пути добродетели и свободно течь по стезям заповедей Господних. Благодать, преподаваемая через таинство покаяния, конечно помогает кающемуся в совершении Божественного закона, но необходимо должно содействовать благодати через собственный подвиг в добродетелях, противоположных прежним порокам, и через непрестанное сопротивление страсти, господствовавшей в человеке. А сей цели служит епитимия. Продолжительные епитимии должно одобрить по двум причинам. Вопервых потому, что повторением добрых действий удобнее искореняются худые навыки, так, например, назначенную милостыню разделить лучше на несколько раз, нежели всю отдать зараз; вовторых, через сие повторение добрых действий воспитается отвращение ко грехам, который после разрешения легко забываются.

б) Качество грехов

Епитимия должна быть соразмерна с качеством грехов. Глубокая язва имеет нужду и в сильном врачестве, тяжкое преступление требует нелегкой епитимии. Чрезмерная легкость и послабление в этом делают много вреда: грешник привыкает думать, что грех, им сделанный, не так тяжек и требования таинства покаяния не так строги, когда для получения прощения в тяжких грехах довольно только прочитать немного молитв. Посему, как повелевают соборы и отцы церкви, священник при наложении епитимии должен обращать внимание на тяжесть грехов, имея в виду число их и время, в преодоление которого грешник оставался в грехе. Так, первый Вселенский собор постановил: «которые равнодушно понесли свое грехопадение и вид вхождения в церковь возомнили для себя довольным ко обращению, те всецело да исполняют время покаяния» (пр. 12). Шестой Вселенский собор: «у Бога и у приявшего пастырское водительство, все попечение о том, чтобы овцу заблудшую возвратить, и уязвенную змием уврачевати, недолжно ниже гнати по стремнинам отчаяния, ниже спускати бразды к расслаблению жизни и небрежению, но должно непременно, которым либо образом – или посредством суровых и вяжущих, или посредством более мягких и легких врачебных средств, противодействовати недугу и к заживлению раны подвизатися. Подобает убо нам то и другое ведати и приличное ревности кающагося и требуемое обычаем: для неприемлющих же совершенства покаяния следовати преданному образу, т.е вполне соблюдать предписанное правилами» (пр. 102 сн. Вас. Великий 3). Но при назначении епитимии сообразно тяжести, числу и продолжительности грехов, не должно налагать на грешников бремена неудобоносимые или очень трудные по себе, или по тем обстоятельствам, в каких находится кающийся. От неразумной строгости люди легко могут прийти в отчаяние и будут удаляться от частой исповеди. Лучше наложить епитимию меньшую надлежащего, нежели большую. Где отец щедр там раздаятель не должен быть чрезмерно скуп. Ежели Бог милосерд, то для чего быть чрезмерно строгим священнику. Ежели священник хочет быть святым, то пусть будет строг к себе, а к другим более снисходителен. Легкая епитимия часто исполняется с большей скорбью о грехах, нежели трудная которая нередко исполняется неохотно и со скукою. Как благоразумный врач иногда не дает больному сильного лекарства, нужного для излечения его болезни, чтобы не подвергнуть слабого большей опасности; так и священник движимый Духом Божиим, не всегда налагает все наказание вполне соответствующее тяжести греха, чтобы какойнибудь немощный не пришел в отчаяние от тяжести наказания и совсем не удалился от покаяния. Как исповедающему, так и исповдающемуся полезно знать те наказания, какие древняя церковь определяла грешникам: последнему для того, чтобы он более почувствовал сокрушение о грехах и охотнее понес легкую епитимию, назначенную ему духовником; а духовнику для того, чтобы, видя строгость древней церкви, не впадать в чрезмерную слабость, которая не отводит грешников от греха, но часто бывает причиною того, что человек, надеясь получить прощение, свободно предается грехам.

в) С душевным состоянием кающегося

Епитимия должна быть приспособлена к душевному состоянию кающихся. «Не только сообразно с свойством преступлений, но и сообразно с качествами самых грешников должно налагать епитимию, как Павел поступил с Коринфянином; он боялся немощи его и потому повелевал просить и утешить его, чтобы он не был поглощен чрезмерною скорбью» (Златоуст. Бесед. 1 на 1 гл. 2 Кор.). Итак, при наложении епитимии, должно смотреть на душевное состояние кающегося, на качество ума, воли и сердца его, и сколько имеет твердости и слабости, какой у него темперамент и проч. Особенно должно обращать внимание на расположение кающегося. Ибо если кающийся обнаружит несомненные признаки перемены духа, т.е. будет удаляться случаев ко греху, обратившемуся уже для него в привычку, примет меры к восстановлению чести другого лица им оскорбленного; возвратит имение похищенное; если имеет глубокое сокрушение и готов делать все, что необходимо для его исправления, заботится о благоугождении Богу, на сего человека надобно наложить епитимию более легкую, нежели на того, который ничего не сделал для очищения своего греха, остается равнодушным к своему греховному состоянию, не обнаруживает раскаяния и исправления и, не удерживаясь от грехов, предается рассеянной и нерадивой жизни. «Во всяком роде преступления» говорит св. Григорий Нисский, «прежде всего смотреть должно, каково расположение врачуемого и ко уврачеванию достаточным почитати не время, ибо какое исцеление может быть от времени? Но произволение того который врачует себя покаянием» (прав. 8).

г) С внешним состоянием кающегося

При наложении епитимии должно иметь в виду и внешнее состояние кающегося, его возраст и пол. Не должно налагать на кающегося такой епитимии, какой не может исполнить, напр., не должно предписывать милостыню такому человеку, который не имеет никакой собственности, или назначать такую епитимию, которая может расстроить здоровье кающегося, напр. Пост старикам, детям, беременным женщинам, кормилицам. Гораздо выше умерщвлений телесных умерщвления духовные, внутренние, через которые ни здоровье, ни другое что не подвергается опасности. Таковы, напр., отвержение собственной воли, обуздание языка, глаз и других чувств.

Равным образом, нельзя предписывать продолжительных молитв или размышлений, утомительных для ума, лежащему на одре болезни, и терпящему большие нужды и скорби, но гораздо более полезно будет, если такой кающийся решится переносить болезнь или другие лишения и бедствия в духе смирения и сокрушения сердца, как самые приличные врачества для исправления его, будет удерживаться от всякого, даже малейшего, негодования или ропота против святейшей воли Божией, но будет предаваться Божественному Промыслу и таким образом вознаградить дела епитимии, к которым не способен, терпением, преданностью и послушанием. Также должно остерегаться, чтобы и на здоровых телом, но промышляющими трудами рук своих, не налагать в буднишние дни продолжительных молитв или милостыни, которых они не могут исполнить. Лучше внушить им, чтобы они в воскресные и праздничные дни не оставляли богослужения и во храме, и вне храма сохраняли смирение и кротость; чтобы ревностнее заботились о благоговении и молитве к Богу и чаще в семействе говорили о Боге с благоговением, чтобы не оставляли никогда утренних и вечерних молитв, чтобы представляли Господу Богу в очищение грехов своих свою трудную жизнь, все нужды и скорби свои, а в продолжение работы чаще в сердце своем говорили, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному и т.п., а особенно – Иисусову молитву. Впрочем, это полезно и тем, которые изобилуют благами земными и, проводя свою жизнь в удовольствиях, в радостях земных, прилагают грехи ко грехам.

д) С доброю славою и другими отношениями кающегося

Епитимия налагаемая священником на кающегося, не должна вредить доброй славе его и обязанностям, лежащим на нем. Отец духовный должен остерегаться налагать такую епитимию, которая могла бы и нанести ему бесчестие. Кающийся исповедуется в уверенности, что никто не узнает грехов его. Василий Великий дает такое правило относительно сего: «жен прелюбодействовавших и исповедывающихся в том по благочестию, или каким бы то ни было образом обличившихся, отцы нам запретили явными творити, да не предадим причины смерти обличенных» (прав. 34). Не должен налагать священник и такой епитимии, которая может вести кающегося к нарушению других обязанностей. А сие случилось бы, если бы, например, духовник предписал слуге, чтобы он каждый день был при Божественной службе или подавал большую милостыню, и если бы потребовал от кающегося, чтобы удалился от таких лиц, с которыми вместе он обязан жить.

Посему духовник должен спрашивать кающегося, может ли он исполнять возлагаемую на него епитимию или нет; если не может, то или изменить, или уменьшить ее.

За тайные грехи, хотя бы они были тяжкие, не должно налагать явной епитимии. Но если встретится случай, в котором, по мнению духовника, должно наложить на кающегося публичную епитимию, то священник должен попросить о сем разрешения у своего Архиерея.

О древних церковных правилах касательно епитимии

Положительные правила об епитимиях, назначенные соборами и отцами церкви, самым лучшим образом указывают духовнику, какие он должен налагать епитимии; отступление от сих правил, по одному только своемыслию показывало бы дерзость богопротивную, ибо суд церкви есть суд Божий. Впрочем сии правила не суть неприменяемые догматы, ибо 1) в самих сих правилах говорится, что надобно смотреть более всего на причины греха и на обращение кающегося и, сообразно тому, налагать епитимию. Так говорит 102 правило 6 Вселенского собора. Так рассуждает Златоуст: «не просто по мере грехов наказания полагати подобает, но смотрети на произволение согрешивших, да не больше раздерем, когда разодранное сошити хощем, и да не в тягчайшее падение приведем, когда лежащего воздвигнути желаем. Ибо немощные и необузданные и властелину мира сего по большей части вдавшиеся человецы ище и благородием и превосходством хвалитисти могущие, не скоро и помалу к исправлению обращающиеся могут еще и не совершенно, обаче поне от части, от обдержащих себе зол свободитися: жестоко бо употребляющий наказания; и малою жестокостью отвратит оных от исправления; ибо душа стыд погубившая, в отчаяние впадет и уже к тому ни тихому наставлению повинуется, ни прощенными устрашается, ниже благодеянии умягчается, но бывают горшая града онаго, его же обличая Пророк глаголет: лицо прелюбодейцы сотворися тебе, не стыдишися пред всеми. Того ради многое рассуждение пастырь имети должен и очи бесчисленные, дабы отвсюду рассмотрети возмог души состояние; яко бо многие отвергают надежду исправления своего и в отчаяние спасения впадают, понеже врачества жестокого претерпети не могут: наказания ненавидящие, в презорство и нерадение вдают себе, злейшие нежели прежде бывают и вящще к греху устремляются, подобает убо ничтоже не испытанное оставляти, но вся прилежно рассматривая, пристойное приходящему лицу подавати врачество, да нен суетное возмнить бытии тщание свое» (слов. 2 о Свящ.). Он же в первом слове к Феодору падшему говорит: «никогда же Бог, презирает покаяние, верно и простым сердцем творимое, аще бы кто и в крайние беззакония достиг, но возвратитися оттуда на путь добродетельный желает, приемлет его и объемлет милостивне, не времени бо долготою, но обращения истинною покаяние совершается». (См. Василия Великого пр. 84). Посему: 2) Соборы и отцы Церкви согрешившим в одних и тех же грехах назначают различное наказание, смотря по различию душевных их расположений, например, обличенному блуднику назначается тягчайшее наказание, нежели добровольно исповедавшему свой грех (см. Григ. Нисского в посл. Лит. Пр.). Наконец: 3) кормчая книга прямо говорит о правилах касательно епитимии: «вязать и решить власть приемый недугующих грехи, велико сокрушение видя едино от прежде реченных умалит время», т.е. позволяет отступать о правил в известных случаях (74 пр. Вас. В.). Следовательно, несправедливо поступают те духовники, которые, слепо держась требника, налагают без всякого рассуждения только те наказания, какие показаны в требнике (Духов. Регламент. О пр. и диак. 14 пр.).

Способ налагать епитимию на кающегося

Епитимия не только должна быть сообразна с качеством грехов, преступлений и с свойством кающегося, но должна быть налагаема надлежащим образом.

1. Епитимия должна быть предложена в определенных и ясных словах; в предписании духовника не должно быть ничего сомнительного и неточного. Духовник должен всегда в точности определить способ, время и место исполнения епитимии, сказать кающемуся, когда ему исполнять епитимию, когда начать, назначив с точностью время. Как скоро епитимия будет ясно и определенно выражена, то кающемуся трудно будет забыть ее. Притом, епитимия определенная гораздо охотнее и внимательнее исполняется нежели предписанная в общих выражениях. Когда точно не определено время, на какое назначается епитимия, то кающиеся остаются большей частью в беспокойстве и смущении.

2. Но особенно духовник должен сохранять всю кротость, всю любовь, помня слова апостола: «Аще и впадет человек в некое прегрешение, вы, духовнии, исправляйте такового духом кротости» (Галл. 6,1). Священник при таинстве покаяния есть наместник Иисуса Христа, и таинство покаяния есть таинство не гнева, но милосердия. Больных телом можно лечить и против их воли если они противятся, то их связывают и делают им нужные прижигания и сечения, но грешник, если не хочет быть исцелен, то и не может. Требуется особенное благоразумие со стороны духовника, чтобы он, при помощи благодати Божией, возбудил во грешнике желание исцеления, чего не достигнет, если кротостью не приобретет доверенности его. А в сокрушение может привести грешника скорее кротость и снисхождение, нежели излишняя строгость.

3. Духовник, действуя всегда с христианской кротостью и любовью должен довести кающегося до того, чтобы сей охотно принял епитимию и исполнил ее во всей точности.

Как это сделать? Кроме того, что духовник должен воздержаться от резких и жестоких слов, от сухого и холодного обращения, которое отталкивает сердце, и употреблять всю кротость и снисхождение, особенно от него требуется: а) чтобы он при наложении епитимии действовал постепенно, т.е сначала назначал в епитимию такие дела, которые могут воспитать в грешнике дух сокрушения и раскаяния, советовал частую исповедь и при частой исповеди убеждать грешника мало по малу приносить плоды покаяния. Прекрасно говорит о сем св. Златоуст: «как добрые врачи восстановляют к здоровью одержимых трудною и продолжительною болезнию не всегда одним только искусством, но давая действовать природе; так Бог влечет грешников к добродетели не насильно, но движет тихо и мало помалу» (посл. 5 к Федору падшему); б) чтобы расположить кающегося, духовник должен объяснить ему, что епитимия наложена не по произволу, но по необходимости, ибо она находится в необходимой связи с грехами и должен внушить ему, что настоящее беспокойное и тревожное состояние духа послано ему за грехи, и вместе объяснить, какое веселье и спокойствие будет в сердце его по совершении епитимии, когда он возникнет из бездны греха; в) также внушить кающемуся, что грешник обязан с терпением, как необходимое и должное, перенести все, что есть горького в лекарстве, тяжкого в наказании. Если же грешник будет страшиться тяжести епитимии, то духовный отец должен напомнить ему, что Бог не откажет никому в своей благодати, как скоро кто просит Его о сем. Сила Его в немощи совершается. Он восстановляет низложенных, возвышает смиренных; г) если, несмотря на все сие, кающийся будет недоволен предписанною ему епитимию, то духовник должен спросить о причинах сего и, рассмотревши их, облегчить епитимию, если кающийся из того бедственного состояния, в котором находится может возникнуть другим более легким путем. Даже духовник может спросить его самого: каким образом, ты думаешь можно исправить в тебе тот или другой порок? Какие средства нужны для того, чтобы истребить в тебе навык к этому греху? Если кающиеся предложат какие либо средства, то духовник должен исследовать оные. Если же кающийся ничего не предложит, то духовник должен доказать ему необходимость охотно принять налагаемую епитимию, как бы она не казалась ему тяжкою и неприятною; д)наконец небесполезно будет указать ему на епитимии, какие полагались в тот или другой грех в древней церкви, чтобы он охотнее исполнял лягчайшую, когда увидит какую бы епитимию он должен был понести за грехи свои, если бы жил во времена первенствующей церкви.

Кротость и снисхождение духовника, конечно, не должны быть слабостью, поблажающею безумным и необузданным желаниям грешников, но благоразумием располагающим грешника исполнять то, что необходимо для исполнения его. Священник, подобно милосердному Самарянину, с елеем милосердия и вином Божественной ревности должен приступить к уврачеванию душевных ран. Как мы сострадаем брату, так должны ревновать о Божественном правосудии, пренебреженном и оскорбленном. Тем лицам о которых духовник не ожидает точного исполнения епитимии, должен строго приказать, чтобы они в следующую исповедь дали ему или другому духовнику отчет в исполнении наложенной на них епитимии. Это весьма много может послужить к побуждению кающегося исполнить епитимию.

Перемена епитимии

Касательно лиц, находящихся под епитимиею или запрещением, правила церкви узаконили, что связанный одним не может быть разрешен другим лицом равной иерархической степени (Апост. 12, 32. 1 Всел. 5, Антиох. 6) Даже в том случае, когда запрещение наложено по малодушию или распре, или какому-либо подобному неудовольствию епископа, снятие сего запрещения может последовать только по суду собора епископов.

Исключения из сего допускаются правилами: а) в случае смерти отлучившего (Апост. 32); б) в случае смертной опасности (1 Всел. 13 Карф. 52 Григ Ниск. 5), какой подвергается находящийся под запрещением. В последнем случае священник может разрешить от запрещения, наложенного не только священником, но даже и епископом (Карф. 52.7.1 Всел. 13), но под условием, в случае выздоровления, исполнить возложенную епитимию (Григ. Нисск. 5).

На основании сих правил, духовник может:

а) Совсем снять или изменить епитимию наложенную другим духовником, только в случае смерти последнего. И в сем случае, если близко архиерей, правильнее поступит священник, когда отошлет кающегося к архиерею.

б) в случае отсутствия или отдаленности духовника, наложившего епитимию, исповедующий священник не должен дозволять себе произвольно изменять наложенную епитимию, но если она еще не выполнена, приказать исполнить ее.

в) Точно также не может священник изменить епитимии, хотя бы кающийся жаловался на тягость епитимии, наложенной другим священником, или сетовал на ее несправедливость. В сем случае священник может только отослать кающегося к архиерею на его усмотрение (1Всел. 5.).

г) Если бы священник узнал, что кающийся перешел к нему от прежнего духовника за тем, чтобы избежать выполнения наложенной на него епитимии, он должен не только удержать прежнюю епитимию, но даже усилить ее «яко солгавшему и обманувшему церковь Божию», как говорит апостольское правило (13).

д) Бывают иногда обстоятельства, которые совершенно изменяют образ жизни кающегося (напр. Внезапное обнищание, перемена службы и занятия), и делают невозможным исполнение возложенной епитимии. В таком случае, при отдаленности или долговоременном отсутствии наложившего епитимию, может изменить ее и другой духовник (Карф. 52), но не иначе, как при совершении таинства исповеди, и после подробного исследования качества, степени и силы грехов, за которые наложена епитимия, и очевидного убеждения в невозможности исполнить ее при перемене образа жизни кающегося.


Источник: архиепископ Платон (Фивейский) «Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния» часть 1, СПб, Воскресение, 2004<

Комментарии для сайта Cackle