Источник

27.11 Преподобному́ченика Крони́да, архимандри́та Ра́донежскаго

Тропа́рь, глас 1:

Преподо́бному Се́ргию от ю́ности после́дуя, / о́тче богому́дре Крони́де, / ве́ру во Святу́ю Тро́ицу стяжа́л еси́ / и да́же в ста́рости масти́те до кро́ве сохрани́л еси́. / Те́мже и мы, ча́да твоя́, любо́вию вопие́м ти: / сла́ва Да́вшему ти си́лу терпе́ния, / сла́ва Увенча́вшему тя я́ко му́ченика, / сла́ва Спаса́ющему тобо́ю ду́ши на́ша.

Конда́к, глас 2:

Я́ко ве́рный учени́к преподо́бнаго Се́ргия, / послуша́нием, смире́нием и моли́твою / ду́шу твою́ очи́стил еси́, Крони́де приснопа́мятне, / и Бо́жиим промышле́нием во игу́мена оби́тели Тро́ицкия / досто́йно поста́влен был еси́. / Во дни же гоне́ния лю́таго / за Христа́ и вве́ренную ти бра́тию / я́ко му́ченик пострада́л еси́. / Сего́ ра́ди ны́не, предстоя́ Святе́й Тро́ице, / моли́, е́же Ла́вре Се́ргиевой утвержде́нней бы́ти / и спасти́ся душа́м на́шим.

Преподобномученик Кронид, архимандрит Радонежский

Преподобномученик Кронид, архимандрит Радонежский, в миру – Константин Петрович Любимов, родился 13 мая 1859 года в селе Левкиеве Волоколамского уезда Московской губернии в благочестивой семье пономаря Петра Любимова и его супруги Анны. Константин Любимов некоторое время обучался в Волоколамском духовном училище, но курса не окончил и в 1878 году поступил трудником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

В 1880 году Константина Петровича Любимова призвали к исполнению воинской службы, но он был чудесным образом освобожден от воинской повинности по молитвам преподобного Сергия Радонежского, который явился ему в ночном видении накануне призыва. В том же году Константин был принят в число лаврских послушников и назначен келейником наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Леонида (Кавелина). В 1888 году в Гефсиманском скиту Лавры послушник Константин был пострижен в монашество с наречением имени Кронид. Через год монах Кронид был рукоположен в иеродиакона, а еще через три года – в иеромонаха. Отец Кронид исполнял послушание смотрителя епархиального училища иконописания, находящегося при Лавре, а затем – эконома Санкт-Петербургского Троицкого подворья.

В 1915 году архимандрит Кронид был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В 1917―1918 годах отец Кронид участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви.

В 1919 году недовольство властей вызвала проникновенная речь наместника Лавры о недопустимости вскрытия мощей преподобного Сергия. Но, несмотря на протест всего верующего народа, вскрытие мощей было произведено.

После закрытия Лавры в 1919 году архимандрит Кронид жил сначала в Гефсиманском скиту, а затем в Параклитском. В 1929 году он поселился в Сергиевом Посаде у Кукуевского кладбища, где любил петь в храме на клиросе.

В 1937 году архимандрита Кронида арестовали и заключили в Таганскую тюрьму. В это время старец был уже слепым. На допросе он не отрицал, что, будучи наместником Лавры, пользовался покровительством Дома Романовых и принимал в монастыре Императора Николая II, Великую Княгиню Елизавету Феодоровну, вдовствующую Императрицу-мать Марию Феодоровну и придворных сановников. Отец Кронид опроверг обвинение в государственном заговоре и на вопрос об отношении к советской власти ответил: «Я по своим убеждениям являюсь монархистом, последователем Православной Церкви и существующую советскую власть признаю как верующий: она послана народу как испытание его веры в Промысел Божий». Назвать тех, кто посещал его квартиру в Сергиевом Посаде, отец Кронид отказался, просто объяснив: «Быстро забываю имена и фамилии».

27 ноября, в праздник иконы Божией Матери «Знамение», отец Кронид был расстрелян и похоронен в общей могиле в поселке Бутово под Москвой. Сейчас на этом месте построен храм в честь новомучеников и исповедников Российских.

Прославлен архимандрит Кронид в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Память его празднуется 27 ноября, а также 6 июля – в Соборе Радонежских святых, и в воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января – в Соборе новомучеников и исповедников Российских.


Источник: Минея дополнительная. Вып. 1. - Москва : Издательский совет Русской православной церкви, 2005. - 416 с. ISBN 5-94625-058-2

Комментарии для сайта Cackle