№ 1. Января 5-го
Поучение на новый год // Руководство для сельских пастырей. 1864. Т. 1. № 1. С. 1–5.
И егда исполншася осмь дний, да обрежут Eго, и нарекоша имя Ему Иисус, нареченное Ангелом прежде даже не зачатся во чреве (Лк.2:21).
Когда архангел Гавриил благовествовал пресвятой Деве Марии зачатие и рождение от нее Сына Божия, – в то же время он указал и самое имя, каким должен быть назван имевший родиться от нее Сын. Зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус, говорил небесный вестник пресвятой Деве Марии (Лк.1:31). И вот, по прошествии осьми дней от рождения, когда надлежало, по закону ветхозаветной церкви, обрезать Бого-младенца, дали Ему имя – Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
Само собою разумеется, что по примеру Господа Иисуса Христа и в вашей, братие, православной церкви положено приносить младенца, в осьмой день по рождении, ко храму Божию и здесь нарекать ему имя. Что означает этот ваш христианский обряд – принесение новорожденного, в осьмой день, ко храму Божию и наречение ему имени?
Означает, слушатели, причтение, присоединение новорожденного к царству Божию. Каждый человек, по слову св. Пророка, в беззакониях зачинается и во грехах раждается (Пс.50:7), а потому он есть существо нечистое, отчужденное от Бога, находящееся под гневом Его и проклятием. Он не смеет даже явиться пред лицо Божие, и когда, в осьмой день, приносят новорожденного ко храму – для наречения ему имени, то принесшие стоят с ним обыкновенно вне храма, пред дверьми оного, а не входят в самый храм. Церковь начинает ходатайствовать у Бога за новорожденного. Священник от лица ее молится ко Господу, чтобы на новорожденном знаменовался свет лица Его, т. е. любовь и благоволение Божие, – чтобы Господь призрел на него своим всемилостивым оком, привял его в число чад своих, сопричислил его к своему стаду, положил на нем свое знамение или печать и отселе не считал его чужим, а своим. Так братие, принесение младенца, в осьмой день порождении, ко храму Божию есть тот предел, с которого начинается возведение человека в первобытное его достоинство, потерянное чрез грех, и Господь снова становится для него милостивым и любвеобильным Отцом небесным.
«И да знаминается крест единородного Сына Твоего в сердце и в помышлениях его (новорожденного), во еже бегати суеты мира, в от всякого лукавого навета вражия, последовати же повелением Твоим», – продолжает молиться священник о принесенном младенце. Этими молитвенными словами испрашивает св. церковь, чтобы Господь положил на новорожденном свое особенное знамение, особенную печать, – благословил его присоединяться к числу верующих во Иисуса Христа и называться именем христианина. И с этой поры новорожденный становится уже не просто человеком, а и христианином. Имя – христианин означает последователя Иисуса Христа и указывает на духовное наше родство с Христом. А потому, братие, надобно всячески дорожить этим именем, – больше нежели всяким другим, подражая в этом случае Святым Божиим, которые достославное имя христианина предпочитала всем человеческим именам и титулам, и в нем поставляли величайшую честь свою. Св. Златоуст говорит об одном св. мученике: «на каждое вопрошение он отвечал: я христианин. И когда говорили ему: какое у тебя отечество? какой род жизни? кто у тебя предки? он одно отвечал: я христианинûБесед. св. Иоанна Злат. в похвалу св. мучен. Лукиана.. Другой св. мученик на вопрос богоотступника Юлиана касательно имени отвечал: «зовут меня христианином; это имя велико; носить его составляет славу; потому что имя Иисуса Христа есть имя вечное; оно никогда не погибнет; оно переживет века; оно превосходит всякое отличие, всякую славу, всякое разумение человеческое·. А не дорожат славным именем христианским, пятнают его на себе все те, которые, называясь христианина, живут не по-христиански, совершают дела противные закону Божию, несвойственные последователю Христову, несообразные с званием христианским. Потому-то вот и св. церковь, как чадолюбивая мать наша, предвидя несчастное уклонение христианина от своего святого звания, измену Спасителю, с такою заботливостию молится Господу о принесенном ко храму младенце: «и да знамевается крест единородного Сына Твоего в сердце а в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, в от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим. И даждь, Господи, не отреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно святей Твоей церкви, в совершаемем страшными тайнами Христа Твоего: да по заповедем Твоим жительствовав, и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во царствии Твоем.
Имя христианина есть общее всем верующим в Господа Иисуса Христа. Св. церковь дает, кроме того, каждому из нас, в день назнаменования, особое, частнейшее название: например – Василия, Григория, Веры, Марин и проч. Что означают собственные ваши имена, – для чего они даются? – Означают, во-первых, отдельность, личность, самостоятельность вашу, т. е. что каждый из вас призван Богом к наследию жизни вечной, в непременно получит это наследие, ежели добровольно не удалит себя от него своею жизнию. Во-вторых, частное имя твое должно напоминать тебе особое какое-либо нравственное качество, или добродетель, которую ты должен выражать в своей жизни; потому что каждое имя имеет свое значение, – Петр, например, значит камень – имя напоминающее о твердости в вере и непоколебимости в искушениях; Иоанн означает благодать Божию, – и это название учит тебя, чтобы ты в своей жизни являлся благодатным, т. е. милостивым, щедрым, миролюбивым, кротким, благим, в так далее. Каждое вообще имя напоминает какую-либо добродетель и указывает по преимуществу любить ее и отличаться ею. В-третьих, известно, что имена наши заимствуются от имев святых Божиих угодников. Св. церковь имеет в этом случае двоякую цель: во 1-х в лице. Святого, имя которого ты носишь, она указывает тебе ближайший пример подражания в богоугодной жизни, во 2-х назначает тебе особенного пред Богом ходатая, молитвенника, покровителя и заступника. Отсюда – обязанность каждого из нас стараться в жизни христианской подражать по преимуществу тому угоднику Божию, имя которого носим, и к нему в особенности обращаться с молитвою о помощи, которая так необходима вам для преспеяния в жизни христианской.
Будем, братие, твердо помнить, что совершилось над нами и то время, когда нарекали нам имя. Господь милостиво призрел на нас тогда, сопричислил нас недостойных к своему царству; мы сподобились принять на себя сладчайшее имя Христа Спасителя и изъявили желание быть учениками и последователями своего Господа. Постараемся же оправдывать свое призвание истинною христианскою жизнию, совершенным послушанием закону Божию и уставам св. церкви. В этом по преимуществу помогут нам наши особенные руководители и предстатели пред Богом – святые угодника, имена которых мы носим на себе. Аминь.
Вопрос о духовенстве в минувшем году // Руководство для сельских пастырей. 1864. Т. 1. № 1. С. 6–20.
Обозревая духовную журнальную деятельность 1862 года в разрешении вопросов касательно интересов духовенствѻСм. Рук. для с. п. №№ и в 2-й 1863 года. мы встречали еще с большими надеждами 1863-й год. Мы надеялись, что этот год, при нашем искреннем сочувствии к потребностям времени, принесет еще больше пользы, подвинет еще далее круг наших действий в занятиях, расширит кругозор наших суждений, сделает нас зрелее на поприще жизни. Что же, – исполнились ли наши надежды? 1) Вопрос об участив духовенства в деле народного образования принял ли какое-нибудь определенное решение и положение? 2) Вопросы об улучшении материального быта духовенства, о внешних правах и привилегиях его достигли ли зрелости в обсуждениях? 3) Все заявленные нами желания об улучшении и усовершении по разным частям нашего быта продолжали ли обсуждаться и возбуждали ли к себе наше внимание?
I.
Вопрос об участии духовенства в деле народного образования. По этому вопросу в минувшем году полемика, подобная полемике 1862 года, уже не поднималась. На страницах «С.-Петербургских Ведомостей», в отчетах г. Золотова о народных школках, в Фельетонных заметках «Современника», «Отечественных записок», касались этого вопроса, но уже не столько спорили о том, кому поручить образование народа, сколько вообще описывали деятельность духовенства и народных учителей в деле народного образования. И если в чем обвиняли духовенство, то это в неумении его вести дело надлежащим образом, в неприспособлении к новым методам обучения, в схоластицизме преподавания и недостатке времени для должного занятия этим делом. В других органах вашей светской литературы, интересующихся этим предметом, высказывалось даже желание, как бы облегчить духовенству путь к занятию народным образованием, предоставлять ему более простора в его деятельности, приготовлять его к этому делу посредством открытия особых педагогических курсов в семинариях. Таковы мнения некоторых лиц, высказавших свои суждения на страницах «Русского Вестника», «Московских Ведомостей», газеты «День». Последняя особенно много занималась делом народного образования; только она по преимуществу преследовала этот интерес в западном и юго-западном крае. В нашей духовной журналистике, за исключением корреспонденций священнических, заявлявших свои требования, по случаю разных неудобств при занятиях в народных школках, и обвинений на них взводимых, – статей специально посвященных этому предмету не было. Вопрос о народном образовании, таким образом, сам собою склонялся к тому, чтобы духовенству предоставить преимущественное влияние в развитии и образовании народа. Предполагавшиеся сельские институты, для образования народных учителей, потребовали больших затрат со стороны министерства народного просвещения и не у всех встретили сочувствие. Между тем, народ, пробужденный в жажде к образованию большею частию принимал всяких учителей без малейшего разборѻСм. в июньской книжке «Русского Вестника» 1863 г. статью г. Щербины..
Но если вопрос сам собою принял такое положение, если обстоятельства сами так благоприятно расположились, – это не есть еще порука за наш успех, это не должно приводят нас к успокоению. Мы должны подумать серьёзно о том, чтобы великое и святое дело народного образования оставалось по преимуществу за нами. Для этого недостаточно уже ограничиваться одним изъявлением желания посвятить свои силы этому делу, недостаточно высказывать одни требования насчет устройства сельских библиотек, состава приходских советов для заведывания делом народного образования, учреждения священнических съездов для совещаний о методах и способах народного образования, открытия читален и т. под.1, а нужно, по возможности, стараться приводить в исполнение эти предполагаемые меры, нужно употребить все силы для осуществления их на деле. Успех какого бы то ни было дела в настоящее время зависит от состава частных обществ, готовых жертвовать этому делу возможную долю своих трудов или своего имущества; правительство само часто поощряет подобные общества. Странно было бы, если бы духовенство, ратующее о интересах народного образования, не позаботилось составить своих обществ, не только для возможного вспомоществования крестьян книгами, во и для заведывания вообще делом народного образования. Подобные меры вызываются насущною потребностию настоящего времени, требующего крайнего сбережения в издержании средств на предприятия всякого рода. От ведения таким образом дела, народное образование пошло бы успешнее, духовенству на самом деле принадлежала бы его инициатива; – оно пробудило бы искреннюю жажду в народе к образованию и воспитало доверие к себе. Народ сам тут являлся бы главным деятелем в распоряжении своими средствами. При этом, конечно, хорошо бы вести запись всех подобных предприятий и отчеты заявлять печатно в епархиальных ведомостях или других духовных периодических изданиях. Не мешало бы самый способ обучения и большую или меньшую удобоприложимость того или иного метода в образовании народа подвергать суду публики печатным образом. Все это имело задатки и в минувшем году, но только в слишком малых размерах. Подробное описание способов обучения народного мы нашли в одних только «Тульских епархиальных ведомостях», да в некоторых корреспонденциях вашего журнала; отчеты о употреблении средств, собранных для некоторых школ составившимися братствами, мы нашли на страницах «Духа ХристианинаûОтчеты эти касаются школ собственно с.петербургских.. Между тем желательно, чтобы подобный способ устройства школ и ведения народного образования более и более расширялся; потому что, идя только таким путем, духовенство может закрепить за собою звание народного учителя. Надеемся, что духовенство не замедлит в наступающем году отозваться искренним сочувствием на наше желание. Та оговорка, что духовенство при настоящем своем положении не может взяться за дело народного образования в прописанном виде, не послужит препятствием для искренно-усердных деятелей. Мы знаем, что духовенство за настоящие свои труды не пользуется должным вознаграждением и надлежащим сочувствием со стороны прихожан, предвидим, что оно, решаясь на новые подвиги, встретит еще большие затруднения, а подчас – несочувствие и даже нерасположенность, – но что делать, когда закон экономический таков, что, если кто желает получить из своего капитала барыш, то должен наперед пустить капитал в оборот, и тогда рассчитывать на прибыль, вознаграждение. Духовенство именно, решаясь только на такие труды, на такое самопожертвование собою в пользу прихожан, может рассчитывать на то искреннее сочувствие со стороны прихожан, в котором оно так нуждается при настоящем своем положении и на которое так открыто указывает ему правительствѻСм. извлечение из составленной г. министром внутренних дел записки по предмету изыскания способов для улучшения материального быта духовенства («Правосл. Обозр.» сентябрь).
II.
Вопросы об улучшении материального быта духовенства и его внешних правах и привилегиях. Вопрос об улучшении материального быта духовенства был одним из самых живых и интересующих внимание духовенства вопросов в течение минувшего года. Распоряжение правительства о свободном заявлении мнении по этому предмету с радостию и восторгом встречено духовенством. Оно желало поговорить и потолковать об этом предмете, и во многих журналах заявило свои собственные мнения и суждения насчет улучшения своего положения. Как же духовная журналистика отнеслась к этому вопросу? помогала ли она зрелому его обсуждению? старалась ли она уяснить его возможным образом для людей им интересующихся?
В майской книжке «Православное Обозрение» объявило: «накопление материалов по внутренней корреспонденции (занимающейся по большей части высказыванием своих частных мнений по улучшению быта духовенства) заставляет вас дать более места этому отделу в журнале и на ближайшие месяцы сократить несколько число и размер статей по некоторым другим отделам». Страницы этого журнала с месяца мая действительно наполнились корреспонденциями со всевозможных сторон и с самыми разнообразными толками и мнениями. В апрельской книжке касательно частных обсуждений вопроса об улучшение быта духовенства, «Православное Обозрение» сделало только такие замечания, что духовенство не свободно еще от некоторых сословных пристрастий при обсуждении вопросов, касающихся его положения, что оно желает быть вполне обеспеченным от одного правительства, с устранением всяких других зависимых отношений от приходской общины, и не хочет понять, что тягость теперешнего его положения в отношении к приходу вообще зависит не от существа данных отношений между тем и другим, а от других обстоятельств, затрудняющих свободу и жизненность этих отношениѻПредставлено в извлечении.. Другие журналы помещали корреспонденции и без таких оговорок. В результате вышло то, что ни один журнал не был скуден корреспонденциями возможного рода; специальных же и обстоятельных исследований и рассуждений об этом предмете не явилось почти ни в одном журнале. Вследствие такого одностороннего направления вашей журналистики, считавшей своим долгом дать место одним частным корреспонденциям, без доставления с своей стороны здравых и основательных исследований, вышло то, что духовенство, призванное к свободному заявлению своих голосов, вполне сознавая и чувствуя тягость настоящего своего положения и желая поскорей из него выйти, почти исключительно высказалось в пользу одного правительственного содержания и обеспечения, не углубляясь далеко в смысл и значение подобного обеспечения и не считая слишком вредным для себя и для пользы отечества и церкви разрыв с прихожанами. Проектами, насчет открытия денежных источников, для доставления независимого содержания духовенству, не только богаты корреспонденции «Православного Обозрения», но об них трактовали в обширных отдельных статьях в «Духовном Вестнике». Писали о налогах на продажные церковные вещи, говорили о предоставлении церкви в продажу новых предметов, – икон, брачных колец, крестиков и других предметов; советовали наложить известную пошлину на всех прихожан, вместо вознаграждения за требы и т. п2. Всеми подобными проектами хотели облегчить государству открытие источников обеспечения духовенства без тяжелых с его стороны пожертвований. Все эти соображения, конечно, имели бы свою цену и достоинство, если бы не противоречили духу нашей церкви, всей предшествующей истории быта нашего духовенства, настоящему устройству быта и положения поселян; словом, если бы они вытекали из созванных в раскрытых начал нашей церкви и устройства быта наших поселян. Но в том-то их и недостаток, что при развитии своем они опускали из виду эти общие основные требования нашей церкви и нашего общественного строя.
С половины сентября и начала октября в нашей журналистике явились особые оттенки в суждениях о разбираемом нами предмете. В октябрьской книжке «Православного Обозрения» г. Хвостов заговорил: «о предоставлении каждой приходской церкви права приобретать на свое имя, и на общем законном основании, как движимую, так и недвижимую собственность и свободно распоряжаться оною, при участии лиц избранных для сего от прихода», «о признании каждой приходской церкви самостоятельным юридическим лицом, способным владеть и пользоваться всякого рода движимою и недвижимою собственностию». К необходимости признания за церковию таких прав он пришел потому, что духовенство, по трудным обстоятельствам настоящего времени, не может рассчитывать на пособие от казны, а должно само озаботиться изысканием местных способов к улучшению своего положения, которые имели бы преимущественно фундушевое свойство. В корреспонденциях за тот же месяц стали уже рассуждать о значении и занятиях приходских советов, а в ноябрьской книжке «Православного же Обозрения» стали указывать уже и местные условия и средства к возвышению быта духовенствѻСм. корреспонденцию г. Подбельского.. Поводом к такой перемене в обсуждениях вопроса послужило извлечение из составленной г. министром внутренних дел записки по предмету изыскания способов для улучшения материального быта духовенства, обнародованное почти во всех наших духовных журналах. Г. министр в этом извлечении из записки прямо высказывает: «надлежит исходить от мысли, что правительство не может в одно время обеспечить всего приходского духовенства, но может приступить к постепенному обеспечению или улучшению быта большого или меньшего числа причтов. – Надлежит сохранять в виду, что дело обеспечения церквей и духовенства есть дело общественное, в котором прихожане призваны к столь же непосредственному участию, как и само правительство. Если во многих приходах средства прихожан недостаточны, то есть другие приходы, где подобного недостатка не должно обнаружиться. Надлежало бы только возбудить и поощрить самостоятельность и самодеятельность приходских обществ, и здесь учреждение приходских советов могло бы принести особую пользу. – Со стороны же правительства, кроме денежных вспомоществований, могут быть оказаны и другие по ведомству государственных имуществ, в виде отпуска леса строевого и дровяного, из некоторых казенных дач бесплатно или по уменьшенным таксам; в виде отвода земельных наделов причтам в увеличенных против 33-х десятинной нормы размерах, там, где для сего окажутся свободные земли; и наконец преимущественно в западном крае, в виде передачи в постоянное пользование приходских священников большего или меньшего числа казенных арендных статей (ферм, земель, мельниц и рыбных ловель) в тех местностях, где, по размерам и доходности этих статей, по их расстоянию от места жительства священников и другим условиям, таковая передача будет признана возможною». «Православное Обозрение» в передовой заметке к этой записке г. министра внутренних дел высказало, что присутствие сделало все с своей стороны, чтобы призвать к решению поднятых вопросов возможные силы и средства как в духовенстве, так и обществе. Правительство и общество сходятся в дружном действовании для одной общей пользы (извлечение). Жаль только, что ври этом вполне не разъяснены и не раскрыты эти главные пункты будущего улучшения быта духовенства. А нужно сказать, что в основе вашего церковного и гражданского устройства всегда лежали подобные начала содержания и обеспечения духовенства. Все широкие права и льготы, предоставленные первыми нашими князьями церкви и иерархии, носят в основе начала именно этого приходского содержания и обеспечения. В передовых наших древних общинах – псковской и новгородской, успевших достигнуть большого развития, иерархия жила за счет общины. Со времен развития централизации и монархии, при Иоанне Грозном, эта связь иерархии с общиною стала ограничиваться и стесняться, но не потерялась в существе. Со времен Петра I, правительство, желавшее взять духовенство на свое попечение и содержание исключительно не могло этого выполнить; в настоящее время наступает возврат к старому порядку, только, конечно, в измененном и преобразованном виде. Теперь ко времени было бы обстоятельно познакомить наше духовенство с этими первобытными основами нашего общинного и церковного устройства и вместе показать настоятельную потребность возврата к такому первобытному устройству. Полагаем, что и духовенство наше, после кратковременного разочарованиһТакое разочарование было уже высказано в корреспонденциях «Православного Обозрения», в ноябрьской книжке. в своих надеждах, насчет быстрого выхода из своего положения, с искренностию и усердием примется за развитие предначертанного г. министром внутренних дел способа его содержания и обеспечения. Мы с своей стороны прибавим, что только в солидарной связи духовенства с приходскою паствою, при возможных со стороны правительства к этому льготах и пособиях, видим залог будущего счастливого положения нашего сельского духовенства и успеха его деятельности.
Вопрос о внешних правах и привилегиях духовенства гораздо менее имел хода в нашей литературе. Духовенство сельское, непризванное к обсуждению этого вопроса, вероятно излишним считало заявлять свои мнения по этому предмету. Лица, призванные к обсуждению этого вопроса, тоже, по всей вероятности, не считали долгом заявлять свои мнения об этом печатно. Ио крайней мере в течение года, и то уже во второй его половине, мы встретили только две, специально посвященные этому предмету, статьи, – в сентябрьской книжке «Духовного Вестника» «о правах белого православного духовенства» священника Хитрова и ноябрьской книжке «Православного Обозрения» «соображения об улучшении быта православного духовенства в общественно-гражданском отношении» С. Д-на. Последняя статья помещена с такою оговоркою от редакции: «печатая эту статью, с положениями которой мы не везде согласны, мы желали бы вызвать тоже в печати мнения разных лиц, участвовавших в епархиальных комитетах, при обсуждении вопроса об улучшении общественного гражданского положения духовенства». Видно, что вопрос этот мало еще затрагивался в нашей литературе. Между тем, по существу своему, вопрос о гражданских и общественных правах духовенства едва ли не важнее вопроса об улучшении материального его быта. По крайней мере успешное и, по возможности, удовлетворительное разрешение последнего бесспорно устоит в самой близкой и непосредственной связи с первым. Та организация приходских советов, имеющих заботиться о благосостоянии приходского духовенства, то общественное влияние духовенства на приход, на которые указывается в извлечении из записки г. министра внутренних дел, и которые полагаются почти в основу будущего благоденствия духовенства, возможны не иначе как при даровании духовенству самых широких общественных и гражданских врав, включающих духовенство в самые близкие в непосредственные отношения с обществами городскими и сельскими. Духовенство тогда сознает себя живым и деятельным членом общества, когда почувствует себя живущим среди того общества, в котором находится; общество, с своей стороны, тогда возымеет уважение к духовенству и охотно согласится его поддерживать в ему вспомоществовать, когда увидит его почтенным деятелем среди своих интересов. Новые общественные и гражданские права должны самым тесным образом их сблизить. Также почти тесно связаны с будущею судьбою духовенства его личные сословные права. Духовенство тогда искреннее сознает свое призвание, тогда усерднее примется за выполнение своих дел, когда почувствует себя более самостоятельным в устройстве и распоряжении своими интересами, когда увидит, что будущее его положение будет вполне зависеть от его усердия в прохождении своей должности.
В помянутых статьях затронуты все стороны трактуемого нами вопроса. Священник Хитров в своей статье обратил внимание на права белого духовенства семейные, личные, сословные, служебные и имущественные. Г. Д-н касается почти тех же сторон. Священник Хитров Формулирует свои требования в отношении к сословным правам в следующих положениях: «1) присвоение православному духовенству определенной доли самостоятельности в отношении к власти епископской; 2) дозволение духовенству срочных выборов на начальственные должности, присвоенные духовным лицам, нужное для обеспечения прав духовного сословия; 3) дозволение духовенству съездов и собраний дли рассуждения обо всех делах, которые его касаются и относятся к его сословным интересам; 4) дозволение духовенству живого и свободного участия в делах духовно-учебных заведении; по правам семейным: 1) дозволение духовным лицам брака без различия сословий для освобождения духовенства от замкнутости; 2) дозволение вдовым священнослужителям слагать сан и переходить в другие сословия в случае необходимости повторения брака, без всякого лишения прав приобретенных воспитанием и заслугами; 3) дозволение бракорасторжения в духовенстве без лишения сана духовных лиц невинных». Г. Д-н, рассуждая о гражданских правах духовенства, такие высказывает требования «нужно постановить, чтобы лица духовного звания: а) наравне с прочими сословиям» имели право голоса на выборах в общественные должности, например – в должность мирового судьи, градского головы и т. п.; б) допущены были к участию в делах касающихся всего общества, в качестве напр. и присяжных заседателей в окружных судах, почетных членов в градских думах, советников в сельских управлениях. Это будет одним из действительнейших средств к нравственному влиянию на приходское общество». Положения эти, как высказанные лицами, не думавшими входить в специальный разбор их, высказаны голословно, без серозных замечаний о необходимости их введения. Между тем для многих из них лежат основы в вашей древне-исторической жизни. Таковы требования насчет гражданских общественных прав духовенства. По тем монографиям, которые составлены на основании уцелевших памятников древности в нашей светской и духовной литературе, видно, что состав наших первобытных общин зародился на тех общественных праздничных сходках и «игрищах», которые делались в честь богов. Здесь старославянские враждебные роды и семьи братались между собою, заключали брачные союзы, составляли торговые и договорные сделки. Этот религиозно-нравственный характер первобытных славян сохранялся у них и по принятии христианства. Приходской храм получил огромное земское значение, сделался центром общинной жизни. На церковных праздниках заключались все сделки и договоры. Мирская сходка всегда собиралась на церковном погосте под покровительством церкви и решала свои дела по благословению приходского священника. При некоторых церквах хранились торговые меры и весы. На таких же почти началах построялась и городская община. Нравственно-религиозным и вместе гражданским центром городского союза служил главный городской храм, так называемый – собор. Как там, так и здесь, во главе общинного союза стояло приходское духовенствѻСм. Февральскую и мартовскую книжки «Православного Собеседника» за 1863 г., статью: «Заметки касательно устройства древней новгородской иерархии».. Такая непосредственная связь духовенства с народом продолжалась с некоторыми ограничениями почти до самых времен Петра I-го. С этого времени, когда с одной стороны для образования приходских пастырей потребовалось учреждение особых школ, с другой – для развития гражданственности потребовалось строгое разграничение прав гражданских и духовно-религиозных, эта близость общинная и приходская рушилась. Духовенство перестало быть выборным со стороны народа; отнятие у духовенства многих, прежде ему предоставленных, судов и расправ лишило его того влияния, которым оно пользовалось среди народа. При всем том память о таком нравственно-религиозном значении духовенства еще и теперь живо сохраняется в народе. Часто и теперь еще, особенно в юго-западном крае, народ за решением семейных споров обращается к приходскому священнику. Предоставление духовенству участия в известных делах общин сельских, в качестве советователя или судьи, весьма было бы уместно и нисколько не противоречило бы вашей историѻЗдесь встречается только то затруднение, каким образом дать участие духовенству в делах поселян, если у них для своих дел учреждены волости, включающие несколько приходов? Но при решении этого затруднения, нужно 1) обратить внимание на то, что в настоящее время в светской литературе уже подымается вопрос о заменении настоящих волостей общинами приходскими; 2) на то, что при подобном же устройстве сельских общин в древней Руси, это нисколько не мешало предоставлению за духовенством вышеприведенных прав. Дело в том, что в древней Руси церкви находящиеся не в главном центре общин считались от него зависящими. Подобную зависимость можно было бы образовать и у нас, если нельзя уже учредить приходских волостей.. Желательно бы было, чтобы при обсуждении как общественногражданских прав духовенства, так – семейных, сословных, имущественных и личных его привилегий, руководились не одними только сегодняшними потребностями. Так, например, требование касательно расторжения браков в духовном сане едва ли может быть удовлетворено по заявлению одного и даже нескольких голосов. При решении подобных вопросов нужно не терять из виду и основ христианской жизни и руководствоваться правилами и постановлениями выработанными всею церковною историческою практикою.
(Окончание следует).
М-ский К. Новости из западнорусского края // Руководство для сельских пастырей. 1864. Т. 1. № 1. С. 20–30.
Делясь этими новостями с нашими читателями, мы думаем, что они отнесут их к числу тех добрых новостей, на какие особенно отрадно указывать с началом нового года, как бы в подкрепление наших общих надежд на лучшее будущее. Как бы ни далеко от нас совершалось доброе дело, оно всегда отрадно нам, как доброе дело вообще, укрепляющее нашу веру в успехи добра в жизни человеческой. Впрочем, те добрые дела, о каких хотим мы сообщить теперь, совсем недалеки от нас: – и тем они отраднее для нас. Эти добрые новости идут из западного края, на котором так долго сосредоточиваются самые серозные и глубокие думы нашего общества и литературы. Если справедлива мысль, так часто высказываемая в нашей литературе, что борьба наша с польско-католическим элементом в западном крае гораздо труднее в смысле борьбы нравственной, общественной, чем внешней, политической; то всякое явление, могущее подвинуть успех этой нравственной борьбы, имеет для нас такой же, если еще не больший, интерес, чем какой-либо новый Факт успеха борьбы политической. К такого рода явлениям именно принадлежат новости, которые мы спешим передать здесь читателям – со слов высокопочтенных лиц, давно ужо, твердо и деятельно, подвизающихся для блага русской церкви и народности в западном крае.
Первая новость – это предположенное к открытию в г. Минске училищ для девиц духовного звания. Одно такое училище уже есть в минской епархии в м. Паричах (бобруйского уезда), основанное в 1860 году помещицей Μ.И. Пущиной и принятое под Высочайшее покровительство ее Величества Государыни Императрицы. В свое время мы сообщили в «Руководство для сельских пастырей: известие об этом училище и указало на благодетельное значение его для тамошнего края, нам близко известногѻ№ 34-й 1860-го года.. Между прочим, сказали мы, что «великодушное учреждение г-жи Пущиной сколько благодетельно для местного духовенства, столько же казалось неожиданным в этом крае, где от средних и высших классов трудно ожидать симпатии к православному духовенству. Но благодарение Богу, есть еще здесь благородные русские Фамилии, в которых епархиальное начальство и местное духовенство встречает поддержку своим стремлениям и надеждам на возвышение церкви православной и самого сословия ее священнослужителей, к чему, между прочим, должно служить и образование женского пола в духовенстве. Чем реже эти фамилия посреди других, которых предки в былые времена покинули родную веру и народность, или зашли сюда отъинуда, как незванные гости, тем почтеннее призвание их в крае, некогда всецело русском и православном, потом ополяченном и олатиненном». Назвав учреждение Паричского училища делом истинной и просвещенной любви христианской, мы выразились: «без сомнения, этою любовию одушевлена была просвещенная основательница нового училища для девиц духовного звания, для которых она становится теперь не только воспитательницею, но и истинною благодетельницею и как бы духовною материю». А на основании полученных нами в ту пору сведений, заметили еще, что имя основательницы ручается за отличный успех училища, в особенности за практичность и приспособленность к местным потребностям устройства его, и что местное духовенство встречает новое заведение с полным доверием и живейшею благодарностию. В этих и других замечаниях по поводу открытия Паричского училища мы высказывали только мысли и надежды лиц, в глазах которых училище это возникало и для которых оно вмело самый прямой, непосредственной, осязательный интерес. Как отрадно теперь, во истечении более 3-х летии, видеть, что эти, тогда только что прояснявшиеся, надежды и чаяния достигли блестящего исполнения и получают дальнейшее развитие! Училище Паричское приобрело глубокое уважение в благодарнейшую любовь во всем местном духовенстве, осязательно увидевшем благодетельные плоды его. Но говоря о вдовах и бедных семействах из среды его, от глубины души благословляющих училище за безмездное воспитание дочерей их, – священники более зажиточные поставляют для себя благодеянием воспитание дочерей своих в этом училище за некоторые взносы. Позволим себе передать, и только что сообщенное нам, известие о недавнем посещении училища минским архипастырем, преосвященным Михаилом, посточно с самого начала принимавшим живейшее участие в деле его. Попечительный архипастырь был истинно и глубоко обрадован училищем, находя, что оно «прекрасно устроено и умно направлено». Число обучающихся в нем девиц теперь 66. Мужем великодушной основательницы училища М.И. Пущиным построен в Паричах и новый храм, освященный архипастырем во время сказанного посещения. – Между тем близка к осуществлению и мысль, давно уже лелеянная архипастырем, об открытии училища для девиц духовного звания и в Минске. Думают, что училище будет устроено рядом с новою церковию, которую также предположено построить на так называемой Троицкой горе на место древней, стоявшей здесь, церкви, разрушенной под конец бывшего владычества польского. Местность для постройки церкви уже откуплена от одной владелицы городской; а средства к постройке надеются получить от Μ.Н. Муравьева. Проект дома для училища уже выслан на усмотрение по принадлежности и со дня на день ждут возвращения его. В училище предполагается воспитывать девиц – 45 на казенном содержании и 15 на своекоштном. Между тем в ожидании открытия минского училища, архипастырь, принимающий глубоко к сердцу нужды своего духовенства, уже выбрал 20 девиц и в счет штата этого училища поместил их в училище Паричском, с согласия основательницы его М.И Пущиной. Это настойчивое распоряжение тем более благодетельно, что, независимо от могущего случиться, по тем или другим причинам, замедления в открытии нового училища, оно приводится в связь с училищем прежним, уже прочно и прекрасно поставленным. Желают, чтобы эта связь была шире и значимее. «Дай Господи, выражаются, чтобы и к устройству Минского училища приложила руку эта неподражаемая основательница Паричского училища»! – «От девичьих училищ, говорят еще, едва ли не больше, чем от других наших учебных заведений, ожидаем мы пользы для православных здешних стран» !..
Другая новость из тех же стран – это значительное усиление народных училищ, начавшееся именно в декабре истекшего года. Известно, что минская епархия была одною из первых, в которой стараниями епархиального начальства и местного духовенства устроены были, в значительном числе, крестьянские школы при церквах, о чем в свое время довольно говорено было в здешних духовных журналах, в том числе и в «Руководстве для сельских пастырейû№ 39-й 1861 г. и др.. Известно далее, что в параллель этим школам министерство народного просвещения с 1862 года спешило учреждать так названные народные школы в юго-западном я западном крае вашем, между прочим с тою целию, чтобы путем образования ускорить торжество в этом крае православно-русской стихии над латино-польскою, пытавшеюся тем же путем утвердить свое господство в нем. Известно наконец, что собственно в западном крае местное начальство ведомства министерства нар. просв. не нашло ничего лучшим, как прибегнуть к содействию духовенства и епархиального начальства в деле учреждения своих народных школ, не вступая с ним во этому делу в неуместные споры, затевавшиеся, во несчастию, в других местах. В этом-то благоразумном и добром направлении оно и продолжает действовать, продолжает распространять народные школы. Так в 1862 году народных школ, открытых министерством в минской губернии было только 16. Теперь же старанием г. попечителя виленского учебного округа, князя A. Пр. Ширинского-Шихматова открывается новых 108 школ. Получив у министерства нужные денежные средства на эти школы, г. попечитель тотчас, совместно с минским епархиальным начальством, озаботился, чтобы они были открыты не позже 1–15-го декабря. Епархиальное начальство приглашаемо было выбрать в наставники школ семинаристов и выслать их в эти школы, К несчастию на этот раз, минская епархия (как и другие западные епархии) далеко не имеет такого избытка непристроенных семинаристов, как епархии великорусские, так что епархиальное начальство чувствовало некоторое затруднение – удовлетворить предложению г. попечителһНе можем при этом не выразить желания, чтобы способные семинаристы из великороссийских епархий, где они нередко во нескольку лет томятся без прочных и определенных занятий в ожидании вакантных приходов, поняли то значение, какое могла бы иметь их деятельность в западном крае, если б они захотела посвятить себя ей. Надлежит желать еще, чтобы, решившись отправиться на эту деятельность, они делали это с полною собранностию мысли, с полною готовностию и заботливостию стать в уровень потребностям местной среды. Прибавим, если угодно, что на этой деятельности могло бы основаться и прочное положение для них. Так напр. мы знаем достаточно опытов, что дельным семинаристам в тамошнем крае доставались наконец места и в гимназиях, а на гражданской службе такие должности, как – советника губ. правления, правителя канцелярии и под. Положение приходского священника в тамошнем крае с настоящей поры также заметно улучшается и не уступить положению его во многих местностях Великороссии.. Впрочем оно обратилось к деятельности самих сельских пастырей, которые давно уже привыкли с любовию слушать голос своего архипастыря и выполнять внушения его. У нас под руками копия воззвания (от 1-го дек.), с каким обратился минский архипастырь к благочинным своей епархии по делу открытия училищ, обязательно доставленная нам знакомыми из этой епархии. Позволим себе привесть отрывок из этого документа. Изложив предложение г. попечителя, преосвященный выразает следующее:
«На основании доставленных благочинными в консисторию сведений и личных моих замечаний об усердии местных священников, я назначил 108 приходов, в которых неотлагательно можно открыть народные училищѻПриходы эти обозначены в отдельных предписаниях благочинным.. О том от 24-го ноября я сообщил г-ну попечителю с добавлением, что назначить сейчас для всех 108 училищ особых наставников из семинаристов я нахожу невозможным, тем более что вероятно многие священники в диаконы, приняв в пособие опытнейших дьячков, пожелают взять на себя должность наставников; что в впоследствии, где окажется необходимым, назначатся наставниками из семинаристов, уже заявившихся кандидатам, покамест же все священники показанных приходов обязываются заняться учительскою должностью; наконец, что от внушения священниками прихожанам ожидать можно отопления училищ, восполнения недостатка в необходимой училищной мебели и помещения. – Надеюсь, что подведомое вам, о. благочинный, духовенство понимает благие для страны последствия от учреждения народных училищ. Скажите всем, что мера эта есть верное орудие для победы под врагам отечества и церкви. Пусть же воспользуются этим орудием, как долг и совесть велит! По получении настоящего предписания немедленно отправьтесь в означенные приходы, устройте возможное помещение училища, внушите прихожанам доставлять отопление и позаботиться о лучшем помещении; обяжите местных священников всеусердно заняться должностию наставников, а за сим, объяснившись с ними, донесите мне: кто из них или из диаконов и причетников способных пожелает впредь проходить должность наставников, а для которых училищ нужно будет выслать в наставники из семинаристов?» Затем преосвященный сообщает, что в непродолжительном времени училища получат учебные пособия, и потом посещены будут директором гимназии и особо назначенными попечителем лицами для направления наставников в метод учения.
Нам остается сказать, что если еще за несколько лет пред сим почтенные сельские пастыри минской епархии, во голосу своего архипастыря деятельно принялись учреждать училища и во возможности поддерживали их ври всей скудости, часто совершенном почти недостатке учебных пособий и при отсутствии по большей части всякого возмездия за труд: то теперь, когда к услугам их являются и учебные пособия и опытные помощники и наконец самый труд их будет вознаграждаем жалованьем (в 150 р. сер.), – теперь они примутся за дело, бесспорно, с удвоенною ревностию. Дай Бог и удвоенных, утроенных успехов их делу, – делу святому и великому особенно теперь в западном крае!
Наконец еще новость, сообщенная нам из того же края; это – предположение об открытии в следующем году в м. Жировицах (гродненской губернии, слонимского уезда) чисто православной гимназии для воспитанников из крестьянских детей выбранных из народных училищ и для других православных. Мысль оригинальная, превосходная, в высшей степени благодетельная! Едва ли, впрочем, нужно говорить об этом. Но надобно сказать об особенном значении этого дела, сказать для тех, кому неизвестны те местные мотивы, какие оно затрагивает. В Жировицах с глубокой древности был православный монастырь с храмом и чудотворною иконою. В последствии, во времена унии, он достался в руки базалианам, основавшим там и свою унитскую семинарию. Здесь же бывал и центр местного епархиального управления унитского, которое, как известно, базилиане захватили было в своя руки. За то здесь же сосредоточивалось для значительной части литовско-русского края и святое дело воссоединения унии, здесь же сосредоточивалось в эту пору и местное епархиальное управление уже воссоединенного духовенства, представляемое архипастырем и консисториею. Наконец здесь возникла преобразованая православная семинария, названная тогда «литовскою православною семинариею». В этой семинарии и училищах, бывших при ней, началось, так сказать, возрождение унитской молодежи, вступление ее в недра православной церкви. Многие из нынешних православных, воссоединенных из унии, проходящих священническое, наставническое и др. звания, с отрадою, конечно вспоминают про Жировицы, как колыбель возрождения их, как то благословенное место, где впервые ощутились в душе их проблески православно-религиозного сознания!... Да будет благословенна память и тех достойных деятелей, которые, сами впереди других озарившись светом православия, имели благодатвый дар сообщать его и грядущему после их поколению!.. С 1845 г. консистория и семинария переведены в Вильно; в Жировицах осталось училище при монастыре. Впрочем в духовенстве продолжало оставаться представление о Жировицах, как о месте достопримечательном и как бы священном. Такое же представление существовало и в народе всего окрестного литовско-русского края, для которого, по его вере к чудотворной Жировицкой иконе Божией Матери, Жировицы были тем, чем Почаев для Волыни и Подолии. Представление это, идущее от глубоких времен православия, заботливо поддерживаемо было базилианами, сложившими на польском языке песни о Жировицкой Божией Матери, которые еще на нашей памяти пелись в народе мужчинами и женщинами уже по воссоединении унии, иногда с знаменательными поправками, вызванными этим событием… Теже базилиане, очень знакомые с тактикою иезуитов, поспешили в пору воссоединения унии пустить в народ или поддержать возникшие среди его сказки о бегстве иконы Божией Матери Жировицкой от нашествия схизмы и т. под. Сказки эти теперь забыты или забываются; изглаживаются прежние впечатления; православие, к которому народ привык и которое он начинает любить в своих приходских храмах, начитает он и в Жировицах, набожное представление о которых между тем не изгладилось в нем, не изгладилось благоговение к Божией Матери Жировицкой, на поклонение которой он продолжает ходить. Эта-то исторически сложившаяся известность Жировиц в народе, это средоточно-религиозное значение их для окрестного литовско-русского края, еще памятное народу, делают это место весьма удобным для такого учреждения, как православно-народная гимназия. Из воспитанников этой гимназии, взятых из народа, воспитанных в духе твердого православия и любви к своей русской народности, как скоро такое воспитание будет достигаться не иначе, как путем истинного образования, истинного развития нравственного, – могут, бесспорно, выйти замечательные народно-общественные деятели, столько необходимые для дела народно-религиозного и нравственно-общественного обновления тамошнего края.
Пожелаем с новым годом новых успехов этому священному делу, так знаменательно и счастливо совпадающему с эпохой общего обновления жизни русского народа и общества!
И. М-ский
Духовные журналы и Епархиальные Ведомости 1864 года // Руководство для сельских пастырей. 1864. Т. 1. № 1. С. 30–32.
1) Труды Киевской Духовной Академии. Выходят ежемесячно. 8°. Ц. за годов. изд. 5 р. 50 к.
2) Христианское Чтение. Ежемесячный ж. Спб. 8°. Ц. 6 р., с дост. и перес. 7 р. 50 к.
3) Творения св. Отцов. 6 кн. Москва. 8°. Ц. за годов. изд. 5 р.
4) Православный Собеседник. Изд. при Казанск. Дух. Академии. 8°. Ц. с перес. 7 р.
5) Дух Христианина. Спб. 8°. Ежемес. ж. Цена 4 р.
6) Православное Обозрение. М. 8°. Ежемес. ж. Ред. Свящ. Н. Сергиевский. Подписн. ц. 6 р., с достав. и перес. 7 р.
7) Воскресное Чтение, издаваемое при Киевской Духовной Академии. 8°. л. Ц. за год. изд. 4 р. 90 к. За перес. прилагается особо 60 к.
8) Душеполезное Чтение. М. 8°. Ежемес. ж. Ред. Свящ. А. Ключерев, А. Нечаев и Б. Лебедев. Подписн. ц. 3 р., с перес. 3 р. 50 к.
9) Странник. Духовно-литер. ж. Спб. 8°. Ежемес. ж. Д. 3 р. 50 к., с достав. и перес. 4 р.
10) Духовный Вестник. Харьков. Выходит ежемесячно. Редактор протоиерей Вас. Добротворский. Программа: Христиан. учение, II. История христиан. церкви, в особенности русской, III. Современ. известия, IV. Критич. обозрение духовной литературы, V. Материалы для истории рус. церкви и духовного просвещения – Ц. год. изд. 6 р., с доставкою и пересылкою 7 р.
11) Духовная Беседа. 4 р., без перес. 3 р. 50 к. Со 2-й половины 1862 г. этот журнал выходит под редакциею протоиерея I. Яхонтова Спб.
12) Киевские Епарх. Ведомости. Редактор П. Лебединцев. Ц. за год. изд. с перес. 3 р.
13) Херсонские Епарх. Ведомости. Одесса. 8°. Редакт. И. Знаменский. Ц. 4 р., с перес. 5 р.
14) Полтавские Епарх. Ведомости. Ц. 5 р. Ред. прот. Думитрашков.
15) Тамбовские Епарх. Ведомости выходят два раза в мееяц. Тамбов. 8°. Ц. 4 р. 25 к. с пересылкою.
16) Тульские Епарх. Ведомости. Тула. 8°. Выходят 1 и 15 числа кажд. мес. Ц. 4 р., с достав. 5 р.
17) Черниговские Епарх. Известия. Чернигов. 8°. Ц. год. изд. 4 р., с пересылкою 5 р.
18) Подольские Епарх. Ведомости. Выходят с 1862 г., еженедельно. Ред. П. Троицкий Ц. 3 р.
19) Иркутские Епарх. Ведомости. 8°. Издаются еженедельно, с января 1862 г., в Иркутске, под редакциею протоиерея Прок. Громова. Ц. за год. изд. 4 р., с доставкою на дом 5 р.
20) Литовские Епарх. Ведомости. Вильно. 8°. Выходят с 1863, по 2 № месяц и состоят из 2-х лист. в №. Ц. 5 р. с пересылкою.
21) Вятские Епарх. Ведомости. Изд. С января 1863 г., при Вятской Дух. Консистории, 2 раза в месяц, тетрадками, 8°, ох 2–3 листов и более. Ред. И. Формаковский. Ц. год. изд. 4 р., с перес. 5 р.
22) Калужские Епарх. Ведомости. Ц. за год. изд. 3 р., с перес. 4 р.
23) Ярославские Епарх. Ведомости. Ярославль 4°. Редак. Крылов. Выход. еженедельно. Ц. 4 р.
Программа всех вышеупомянутых вед. почти одна и та же.
24) Духовный Дневник, изд. при Харьков. Духов. Семинарии, еженедельно. Ц. 5 р., с перес. и доставкою.
25) Училище Благочестия. Изд. при Рижской Духовной Семинарии. 8°. Выход. 4 раза в год на русск., латыш. и эстонс. языках.
С требованиями на все русские книги можно обращаться в следующие книжные магазины:
В С-Петербурге: – на Невском проспекте: Сеньковского и К° (между Малой Садовой и Караванной, в доме Глазунова, № 60); – Ю.А. Юнгмейстера, Η.А. Серно-Соловьевича (против Казанского собора), В.В. Холмушина (д. Ольхина, в русск. магазине); в Гостином дворе; – Я.А. Исакова, Η.Г. Овсянникова; в Москве: – А.Е. Черенина (на Рожденственке), Ф.О. Свешнтова (на Никольской), А.И. Глазунова (на Кузнецком мосту); в Харькове: – Е.С. Баллиной (на Екатериносл. у.).
В этих же магазинах принимается подписка на все журналы и газеты; но духовные журналы и Ведомости лучше всего выписывании прямо из их редакций.
Печатать дозволяется. Киев. 1864. Января 1 дня.
Цензор священник Алексей Колосов
* * *
См. корреспонденции священников, помещенные в «Православном Обозрении» за 1863 год.
Подробное обозрение всех мнений по этому вопросу составит особу статью в нашем журнале.