Глава 12. Минея дополнительная
В нашей Дополнительной Минее помещено всего 16 служб. Составление такой книги произошло не ранее XIX века, когда в Синодальный период Русская Церковь канонизовала ряд новых святых, получивших свои службы. Книга эта явилась собранием воедино тех особых тетрадок, по которым совершались местные празднования. Последние канонизации в Русской Церкви не знали разделений празднований на местные и общие: все канонизации были общероссийскими, и потому отдельные службы новым святым, наряду с изданиями их особыми тетрадями, собраны были и в общую книгу. Правда, не все канонизованные в последний период святые, получившие свою службу, внесены в эту книгу. Так, например, нет в ней службы свт. Иоасафу Белгородскому. Составление этой книги, конечно, не есть дело законченное, и она может дополняться по мере прибавления материалов.
Настоящий состав нашей Минеи числит в себе не только службы русского происхождения, но и греческие, и славянских стран.
[Службы нерусского происхождения]
Служба святителям Кириллу и Мефодию
Такими, несомненно, славянскими, творениями являются две службы – свтт. Кириллу и Мефодию (мая 11) и надень Иверской иконы Божией Матери (октября 13). Первая из них включает типично славянское украшение канона – повторение начального слова ирмоса в одном или нескольких тропарях.1312
Песнь | Ирмос | Тропарь | Слава | Богородичен | |
1 | Воды | 1 | Воды | <Водами> | Воды |
2 | – | ||||
3 | Иже | 1 | –1313 | ||
2 | Иже | Иже | <Яже> | ||
4 | Положил | 1 | Положил | Положил | Положив |
2 | – | ||||
5 | Яко | 1 | Яко | Яко | Яко |
2 | – | ||||
6 | В бездне* [Бездна] | 1 | – | ||
2 | В бездне | – | Бездна | ||
[7] | <Прежде> | 1 | <Прежде> | <Сосуди> | <Сосуд> |
2 | – | ||||
8 | Невещественно* [Вещественнаго] | 1 | Невещественным | Невещественным | – |
2 | – | ||||
9 | Тебе | 1 | Тебе | – | – |
2 | Тебе |
Служба, несомненно, пришла к нам от славян. Служба встречается в Минее XVI века; в Прологе 1345 года обретается имя одного только Мефодия.1314 Можно сделать предположение, что эта или другая служба Святым принесена была к нам в XV веке югославянскими нашими иерархами или заезжими единоверцами. «Странник» приводит текст службы иной (надень 6 апреля) «Преподобнаго <отца> Мефодиа учителе словеньскому народу и брата [его] Кирила Философа».1315 Служб им на Руси было несколько.1316 В статье Горского1317 упоминается о службе свт. Кириллу конца XII или начала XIII века на день 14 февраля и о каноне обоим Святым на 6 апреля.
Однако то обстоятельство, что служба попадает в Дополнительную Минею, заставляет думать, что она происхождения позднейшего: митрополит Филарет [Московский] дает отзыв о составленной некоей русской монахиней и печатанной в Белграде по одобрению митрополита Сербского Михаила службе, которая исправлена [и напечатана] была в Санкт-Петербурге в 1863 году.1318 Таким образом, выйдя в Белграде, служба получает характер южнославянский.
Служба Иверской иконе Божией Матери
Служба Иверской иконе Божией Матери написана была, без всякого сомнения, на Афоне и, вероятно, русским по происхождению иноком не ранее 2-й пол. XVII века.1319 Список иконы, «начертанный при посте и молитвах, и по принесении всею братиею обители усердных молитв, отправлен из Афона. Святая икона, сопровождаемая Афонскими иноками, прибыла в Москву в 13 день октября 1648 года».1320 19 мая 1669 г. икона поставлена в особую часовню у Воскресенских ворот. Царь Алексей Михайлович того же дня дал Иверскому Афонскому монастырю во владение Московский Николаевский монастырь.1321 По одному сказанию, писанному Иоанникием Голятовским,1322 служба Иверской иконе переведена с греческого на славянский язык иеромонахом Димитрием Раевским и монахом Иоакимом.1323
Однако не только перевод, но и дополнения были совершены: довольно невероятно, чтобы в греческой службе был помещен в каноне такой тропарь: «Подобием иконы Иверския не точию святый Афон просвещается, но и царствуяй град Москва украшается» (п. 8 [, тр. 3]); «Еще и страна Новгородская и инии грады и веси <...> освятишася» [тр. 4]. Что служба писана на Афоне – это несомненно: «Радуйся, Афонская горо» (мал. веч.: стихира 2 на Г. В.); «Грядите радостно, иноков афонских лицы» (стихира 4); «Ограждает бо святую обитель и вся живущыя на Афоне Своим покровом» (Слава, и ныне); «Красуйся, Афоне; радуйся и веселися, обитель Иверская» (вел. веч.: [стихира 1 на] Г. В.) и т.д. Автор начитан был в чисто русских и переводных богослужебных текстах: «Притецем к тихому Пристанищу и Заступнице рода нашего Деве <Марии>, поклонимся честному Ея, Ангелы почитаемому, образу» ([мал. веч.:] Слава, и ныне: на стих. – ср. службу Казанской иконе [, Слава: на Г. В.]); «Сей день Господень, радуйтеся, людие. се бо светоносный Облак» ([Слава, и ныне:] сед. на утрени [по 1 стихосл. – ср.] Богородичные праздники1324); «Егдаявление чуднаго Твоего образа готовлящеся* [приспе] <...> Гавриил же, яко вторый Петр, по морю ходя, со слезами вопияше Тебе» (стихира по пс. 50; писана по Успенской); «Гряди, Гаврииле, сниди немокренными ногами в море» (стихира [4] на Г. В.); «Преподобный Гавриил <немокренно> по воде морстей пешешестова» ([Слава, и ныне: на] хвал.).
Весь канон наполнен выражениями из знакомых переводных греческих текстов: «Богородице Дево, Упование Христианом» (п. 9, тр. 3 [– ср.] Сретение [, припевы на п. 9]); «Храм носяй телесный весь осквернен» (п. 6 [, тр. 4 – ср. стихиру] по Евангелии [наутрени] неделей предпостовых и поста). Использованы и ирмосы разных гласов. «Огустеша воды» (п. 1, тр. 31325), «Помощница и Покровительница была еси» (п. 1, тр. 4 [– ср. ирмос п. 1 Великого покаянного канона]); «Утверди сердце мое» (п. 3, тр. 1 [– ср. ирмос п. 3 Великого покаянного канона (вторник, среда, четверг), далее текст ирмоса Иверской иконе: «Несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш» – ср. канон Троичен, воскресение, глас 2]); «Неплодствующий мой ум плодоносен покажи» (п. 3, тр. 4 [– ср. ирмос п. 3, канон вторника и субботы гласа 2]); «Покры небеса добродетель Твоя» (п. 4, тр. 1 [– ср. ирмос п. 4, канон Сретению, глас 3]); «Услышавше слух» (тр. 3 [– ср. ирмос п. 4 Великого покаянного канона]); «Ты еси моя Крепость и Сила» (тр. 4 [– ср. ирмос п. 4, канон Воскресен, глас 8]); «В скорби сердца вопию Ти <, Владычице, > житейскаго моря потопляемь бурею» (п. 6, тр. 1 [– ср. п. 6, канон Воскресен, глас 6]); «Бездна последняя грехов обыде мя, и исчезает дух мой; но простри, Владычице, высокую Твою мышцу» (тр. 2 [– ср. п. 6, канон Воскресен, глас 3]); опять1326 «Храм носяй телесный весь осквернен» (тр. 4); «Согрешихом, беззаконовахом» (п. 7, тр. 1 [– ср. ирмос п. 7 Великого покаянного канона]). Общий тон службы весьма выдержан по славянским текстам. Она дает указания на касающееся русских, а не греков, прославление на Москве и в России. Написана она для России и притом не сразу после принесения иконы в Москву. Канон говорит об украшении Новгородского края и иных [см. п. 8, тр. 4]. В 1656 году Валдайская обитель Новгородской области получила список иконы.1327 Следовательно, не ранее этого срока и была составлена наша служба, или, в крайнем случае, не ранее получила она дополнения российского характера.1328 Список иконы для Новгородской области принесли Афонской горы иеромонах Корнилий и монах Никифор: не были ли они снабжены и нарочито составленной службой, в которой упоминается и Москва, ранее получившая икону, и Новгород, куда список иконы только направлялся в это время с Афона.
Служба святой равноапостольной Нине
В Минее находится и грузинская служба св. равноап. Нине [14 января], просветительнице Грузии.1329 В службе нет упоминаний о России. В этой службе интересно отметить паремийные чтения для равноапостолов, взятые из посланий Иоанновых. Наши чтения иные. Судя по текстам службы свв. Константину и Елене и, хотя бы, св. кн. Владимиру, перемена паремийных чтений произошла в Греции давно, и мы получили эти уставные чтения в новых отрывках из Ветхого Завета, а не по службе апостолам, в которой паремии берутся из новозаветных писаний.
Служба, святому мученику Иоанну Воину
Попала в Минею и греческая служба св. Иоанну Воину, умученному при Иулиане, на день 30 июля.1330 Представляет загадку, почему не попала она под ряд в Месячные Минеи и почему и когда внесена она в Минею Дополнительную. Кажется, переводилась она очень поздно,1331 если только не подвергалась она, будучи переведена раньше, каким-то исправлениям.1332 Стихира [6] на «Господи, воззвах» помещает довольно позднее русское слово «злоключение», в Богородичном песни 8 канона [второго] – «Всемощная». По житию, св. мч. Иоанн Воин был родом скиф – в этом, возможно, лежит объяснение помещения этой службы в Минею: почтен был он русским святым, хотя и погребен был в Цареграде.1333
Поздние русские службы
Остальные 12 служб, более позднего установления празднований, числят в себе: две службы иконам Богоматери, пять служб святителям и столько же – преподобным. Чем позже писана служба, тем менее составитель заботится о внешнем ее оформлении, тем подражательнее она составляется.1334 Страх ли пред цензурой, или же упадок горения к литургическому творчеству в составлении служб и переход к модному и более простому писанию акафистов, в огромном количестве выпущенных к употреблению, объясняют это явление? Роль цензуры, ее крутые часто меры в XVIII веке, несомненно, задерживали свободу творчества, подчас принимавшего формы несуразные. В XVIII веке, по временам, церковные проповедники и придворные витии предпринимали составление чинов по нарочитым случаям: см. стихиру Разумовского, приведенную нами,1335 или же творения архиепископа Феофана Прокоповича «канон молитвенный о здравии имп. Петра I <...>; канон молитвенный о здравии императорской фамилии во дни тезоименитства, рождения, коронации <...>; Благодарение Богу о возвращении здравия имп. Екатерины Благодарственное моление к Богу о возведении на престол имп Анны <...> – печальный памятник автору, хотя и честь для кроткой России».1336 Такие творения допускались, и архиепископ Феофан при всякой смене правителя старался прославить нового владыку. Похвальные слова произносились на всякие темы, брат митрополита Платона протоиерей Московского [Успенского] собора Александр Егорович Левшин произносит слово «на привитие оспы имп. Екатерине».1337 Придворные круги оживленно пишут службы похвальные и благодарственные в прославление высоких особ.
В народе же происходит какое-то литургическое движение, никем не направляемое, старающееся обойти цензуру В 1721 году «объявлен указ, чтобы “обретающиеся в Москве на Спасском мосту и в других местах листы разных изображений и службы и каноны и молитвы, которыя сочинены и сочиняются разных чинов людьми самовольно, письменный и печатный, без свидетельства и позволения, описав все, отобрать в приказ духовных дел и, запечатав, держать до указу. А продавцов допросить с очисткою, от кого они их получают и кто сочинил и печатал эти листы».1338 Духовный регламент приказывает разыскивать: «Суть ли оная сложения (<т. е.> службы) Писанию священному согласная? И не имеют ли нечто в себе слову Божию противное, или <хотя> нечто не пристойное и празднословное?»1339
Цензура входит в силу, и службы могут составляться при ней не иначе как по заказу1340 или же после представления епархиальным архиереем в Синод.1341 В XIX веке народ привыкает к новым порядкам и почитает казенные требования. Купец Масленников1342 составил службу свт. митрополиту Митрофану Воронежскому (мощи открыты были в 1832 году). Масленников обращается в Синод за разрешением, обещает печатать своим иждивением,1343 предоставляет по 1000 экземпляров даром в пользу благотворительных учреждений, готов не печатать своего имени, лишь бы позволили его издание. Мотивы рвения его не лежали только в почитании Святого: «Могут, – пишет он, – и другие особы, имея повод от моего начала, сочинить гораздо витийственнее и пожелают, для славы своего имени, мой труд уничтожить».
Составление службы поручено было архим. Иеремии, ректору Киевской духовной академии.1344 Котович делает замечание службы обычно составлялись по шаблону.1345
Служба иконе «Всех скорбящих Радость»
Надо признать справедливость такого замечания в отношении службы иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 24 октября. Празднование началось с 1688 года – церковь на Ордынке в Москве.1346 Служба эта часто пользуется акафистным стилем: стихиры великой вечерни «Радуйся» с многоречивыми эпитетами. Стихиры на хвалитех такие же; на литии [«Слава, и ныне»] – Германова: «Вострубим трубою песней» [ср. свт. Николаю, 6 декабря, И ныне: на хвал, и др. службы]; на стиховне одна [стихира 1] – из службы Покрову [сед. по п. 3], и остальные – из служб иконам Богоматери;1347 седален [по 1-м стихословии] – из Октоиха «Утоли болезни» (глас 5 [, вторник, Слава, и ныне: на стих.]); стихира [1] на хвалитех – из службы Казанской иконе [Слава, и ныне: на Г. В.]; в канон вставлен [п. 6, тр. 4] обычный светилен Божией Матери: «Сладость ангелов» [– ср. И ныне: Ексапостиларий, суббот 2–4 седмиц и Недели 5-й Великого поста]; взяты Благовещенские мотивы и выражения из стихир Казанской иконе. В службе два обширных канона – по шесть тропарей в песни. Составил службу, вероятно, епископ Димитрий.1348
Чем далее отходит писание служб от XVII века, тем труднее определить автора по внутренним данным службы. Возможно, что дела цензурные о написании служб этих еще сохранились и по ним можно определить авторов позднейших служб.
Служба Почаевской иконе Божией Матери
Достоверно известен автор службы иконе Почаевской Богоматери. Это прот. А. Хойнацкий, бывший профессор богословия Нежинского историко-филологического института кн. Безбородко, в 3-й четв. XIX века. Сам автор свидетельствует о себе в своем труде: «Наконец, за Божиею помощию, пишущему эти строки суждено было послужить честной памяти угодника Божия1349 составлением ему <особой> “службы и акафиста”, изданных Почаевскою обителью, с разрешения <и благословения> Св. Синода, вместе с составленною нашим <же> недостоинством “службою и акафистом в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевской” в 1884 году».1350 В труде того же автора, исправленном и дополненном его современником Г. Я. Крыжановским, указывается: «Служба и акафисты в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевской и преподобному Иову, игумену Почаевскому, прот. А. Хойнацкого, в 1884 году».1351
Служба иконе Божией Матери написана в ложноклассическом, напыщенном стиле, с некоторыми даже выдумками, нарушающими принятые формы особых, уже закрепившихся общих песнопений в честь Богоматери. Так, например, обычное величание «Достойно есть»* [«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице»] заменено текстом: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и почитаем честную икону Твою, юже от лет древних на горе Почаевстей прославила еси». Особые обстоятельства вызвали помещение в каноне заупокойного тропаря в память императора Николая I: «Николая Перваго, Самодержца, душу упокоити молися, Владычице» (п. 7 [, тр. 2]). Такое единственное во всех русского творения службах поминовение помещено по причине особого внимания императора Николая к Волынской Печерской лавре: в Лавре хранились «Царские облачения» – личный дар императора, посетившего Лавру. Император Николай скончался в 1855 году, в 1881 году скончался император Александр II, в каноне не поминаемый. Протоиерей Хойнацкий поминает и правящего императора Александра III: «И ныне державствующему Царю нашему милостива буди, Владычице, и о Церкви мирная глаголи сердцу его» [п. 7, тр. 3]. Протоиерей Хойнацкий составляет канон с акростихом по буквам, выписанным на полях службы.1352 Фраза акростиха выполнена исправно. Правда, сама фраза наводит на размышления, насколько грамотно ее богословское содержание: «Богородице Почаевская, спаси и сохрани Православную Русь».
Служба преподобному Иову Почаевскому
Служба того же автора прп. Иову Почаевскому († 1651), на день 28 августа* [28 октября; дни памяти также 6 и 28 мая], составлена так нескоро по смерти Преподобного из-за того, что Лаврой владели униаты до 1831 году. Все же можно удивляться, что Преподобный ждал своей службы в течение полувека.1353 И даже то обстоятельство, что на Волыни, по преимуществу, создавались и пелись многочисленные так называемые «побожные песни», характеризующие Волынь, Галицию и Прикарпатскую Русь, не помогло родиться побуждению прославить Святого службой. Протоиерей Хойнацкий приноравливается к местным разумениям и стилю, язык его и выражения несколько искусственны, звучат нарочито по-южнорусски. В каноне, имеющем акростих «по азбуце», вставлен такой вычурный тропарь [2] в песни 3: «Железо1354 наречеся род твой, <Иове преподобие, крепость души твоея предуказуя> в пещере <же> каменне за<ключ>ився, яко злато сокровено, освятил еси место подвиг твоих, и гору Почаевскую, яко стену медяну противу врагов <Православия> явил еси». Издание (*) «Великого Сборника», печати обители прп. Иова Почаевского на Прикарпатской Руси, в последние годы1355 несколько неожиданно надписывает наш же канон: «по азбуце творение Кир Антония, митрополита Киевского и Галицкого». Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий (другого Антония с таким титулом не было), родился в 1864 году, монашество принял в 1885 году, митрополитом Киевским и Галицким стал в 1917 году. Наш ученый богослов исправлял тексты служб и даже составил (*)службу младенцу Гавриилу, «от жидов умученному» в 1690 году, мощи которого в Слуцком монастыре с 1755 года;1356 архиепископ Филарет1357 приводит существовавший в 1900 году1358 кондак мч. младенцу Гавриилу. Составлена митрополитом Антонием и служба прп. Феодору, князю Острожскому.1359
Возможно, что и наша служба была правлена митрополитом Антонием, но правлена недостаточно.
Одностильность службы прп. Иову со службой Почаевской иконе разительна. Есть даже повторения: песнь 7 повторяет почти буквально приведенный уже нами тропарь в службе иконе: «Царя православнаго, тя блажаща, <...> укрепи на враги и о Церкви мирная глаголи в сердце его» [тр. 1] – заимствовано у инока Зиновия (см. службу свт. Ионе Новгородскому1360). Приведенные нами свидетельства о составлении службы, помещавшейся и в более ранних изданиях и повторенной в новом издании «Сборника», решительно утверждают авторство прот. А. Хойнацкого. Возможно, что волынское предание приписало популярному митрополиту сочинение одного из немногочисленных литургических памятников своего края и надписание типографии во Владимирове является выражением любви к архипастырю, однако такие надписания не могут ставиться без тщательной проверки, ибо не всегда лестным может быть для того, кому приписывается творение, получить нечто несозвучное собственному стилю и способностям. Свобода от цензуры обязывает к скрупулезной точности, в особенности в издании редких богослужебных текстов.
Служба преподобным Сергию и Герману Валаамским
Служба преподобным Сергию и Герману Валаамским (прп. Сергий умер в XIV веке, когда скончался и прп. Герман),1361 по Голубинскому,1362 написана не ранее начала прославления их, по всей вероятности при митрополите Петербургском Гаврииле, имевшем особое усердие к Преподобным и монастырю.1363 Обитель около 1610 года была оставлена монахами и возобновлена в начале XVIII века (в 1718 году1364). В 1754 году монастырь сгорел и вновь был отстроен.1365 Стиль службы этой типично безыскусственно-монашеский. Писана эта служба на Валааме безвестным иноком обители, прославляющим «Валааму светила велия» [икос], саму обитель и остров «Нева понта» [сед. по п. 3], или «Нева езера» [кондак]. «Взыграйте, горы Валаама и вся древа дубравная!» [стихира 4 на хвал.] – восклицает автор. «Радуйся, обитель святая, радуйся, Божественный храме, в немже благоизволи всеблагий Господь телесем святых почити» [стихира 3 на стих.]. В службе нет обязательных реверансов властям предержащим, что делает предположение Голубинского о времени прославления Святых верным: служба писана была во времена, когда старая цензура не так настойчиво требовала дани поклонения государству в виде молений о власти. Таким временем было по преимуществу царствование государя Александра I.1366
Служба преподобному Феодосию Тотемскому
1367В 1798 году после ряда обследований были открыты мощи, и по указу Синода прославлен был (повсеместно) прп. Феодосий Тотемский. Служба ему правилась уже с 1729 года.1368 Эта служба до нас не дошла, наши тексты составлены, несомненно, позже. Стихиры нашей службы написаны по подобнам преподобнических служб, сдержано. Каноны же, которых в службе два, обнаруживают в авторе вкус и знание образцов писания XVI века. Архиепископ Филарет1369 решительно называет автором кн. Гавриила Гагарина, бывшего министром коммерции и другом императора Павла. Преосвященный Филарет называет Гагарина «тайным подвижником» Все три издания службы вышли в Москве, начиная с 1793 года.1370 Преосвященный Филарет приводит известную трогательную эпитафию Гагарина, сочиненную им для самого себя и кончающуюся словами. «Я дома, ты в гостях, подумай о себе».1371 Князь Гагарин обнаруживает знакомство с русскими методами составления акростихов. И первый, и второй каноны украшены ими. Первый канон не дает надписания акростиха, но выдерживает его в единственной во всей русской гимнографии форме: акростих включает и ирмосы. Акростих буквенный, но не без примеси Маркелловой системы выбрасывания гласных. Вот что дает он: «ПОСЛи ТВОЕМУ СПаСЕ ПОМОЩ РАБУ ДА ПОЮ НеБеСНаГо ЧеЛоВеКА».1372
Употребление такого метода выпускания гласных кн. Гагариным дает во втором каноне текстуальное подтверждение принадлежности обоих канонов ему: канон этот кончается его подписью в сокращенной форме Надписание второго канона таково: «Ин канон, в немже о чудесех Преподобнаго». Подобное надписание читается в службе свт. Савве Сербскому. Канон составлен по азбуке, расположенной в довольно необычном порядке. Указания на такой акростих в надписании нет. Порядок азбуки таков: нет Б, после И помещена Ф, за которой следует второе И. Такое расположение напоминает порядок греческого алфавита. Далее намечается порядок и латинского последования букв: за Н вставлено повторное К, которое, вероятно, служит обозначением Q. При всем этом на своих местах сохраняются русские Ж, Ч и Ц. Алфавит в этом смешанном порядке расположен по восьми песням канона, тогда как песнь 9 в своих четырех тропарях вне алфавита дает чтение – ГРГР, что, очевидно, является подписью: «ГавРиил ГагаРин».1373 Это единственное в русской гимнографии возвращение к причудливому Маркеллову методу изображения акростиха, да еще и отмеченное исключительным в русском творчестве включением в акростих ирмосов.
Любопытную подробность в изображении на иконе Преподобного отмечает Случ[евский1374]: в храме Спасо-Суморина монастыря, где мощи Святого, «иконы, изображающие <Преподобн>ого почившим: как-то странно видеть иконы, не глядящие на того, кто им молится».
Служба преподобному Тихону Калужскому
Служба прп. Тихону Калужскому († l492 [, 16 июня]), местное прославление которого уже как будто во времена Грозного,1375 не дает никаких внутренних данных к заключениям о времени ее составления. Скорее всего, прославление в дни памяти шло по Общей Минее. Можно думать, что составление этой службы довольно позднее.1376 Оно было предпринято, как можно понять, архим. Сергием, определить которого ближе трудно. По тону и характеру службы можно заключить, что составлена она человеком светским, патриотом града Калуги, упоминаемого в службе несколько раз. Пособия наши указаний на время написания и автора службы не дают.
Служба преподобному Серафиму Саровскому
Также нет указаний на автора службы, самой поздней у нас, прп. Серафиму Саровскому,1377 на 2 января. Она составлена в части своей по Общей Минее или же по образцам служб преподобнических. Успенские стихиры послужили здесь подобнами для составления стихир на «Господи, воззвах». Строение службы не отличается особой оригинальностью, и общий тон ее спокойный, монастырский.
* * *
Службы святителям Российским, прославленным в Синодальный период, помещены в Дополнительной Минее в числе пяти: приводим их в порядке составления: 21 сентября – свт. Димитрию Ростовскому, 26 ноября – свт. Иннокентию Иркутскому, 23 ноября – свт. митрополиту Митрофану Воронежскому, 13 августа – свт. Тихону Задонскому и 9 сентября – свт. Феодосию Черниговскому.
Служба святителю Димитрию Ростовскому
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709), погребен был в Ростовском Яковлевском монастыре; мощи его были обретены нетленными при починке пола в 1752 году. Синодская комиссия в 1756 году обследовала записи о чудесах у мощей, и по указу государыни Елисаветы Петровны назначено было на 21 сентября празднование и велено составить службу Святому.1378
Голубинский1379 указывает «Вышла незадача и со службой свт. Димитрию». Незадача заключалась в том, что составление службы поручено было архиепископу Арсению Мацеевичу, переложившему поручение на архимандрита Толгского монастыря Вонифантия, по фамилии Борецкого, составившего вместо одной две службы. Обе они были признаны архиепископом Арсением негодными. Вызвался написать третью службу епископ Переяславский Амвросий Зертис-Каменский, и к 1757 году труд его был представлен архиепископу Арсением Синоду. Синод признал, что служба, «хотя и изрядна, но понеже высоко и вся почти аллегорически сочинена, и тако простому народу, для негоже <и> наивящая состоит потреба, внятна и вразумительна быть не может», и поручил тому же епископу Амвросию сочинить новую, «внятным простому народу штилем». Епископ Амвросий в обиде отказался от поручения. Синод затребовал службы, составленные архим. Вонифатием. В 1748* [1758] году1380 одна из них была напечатана, но аппробации не получила; в Уставе под 21 сентября предписывается отправлять службу по Общей Минее.
Наша служба составлена специально и имеет мало из текстов Общей Минеи. В ней отмечаются заслуги Святителя в борьбе с расколом, например: «Пагубное же раскольническое мудрование посрамил еси» (стихира по пс. 50). Отмечается и географически жизненный путь Святителя: «Звезду российскую, от Киева возсиявшую и чрез Новград Северский в Ростов достигшую» (кондак). Протоиерей Дебольскии1381 и преосв. Евгений1382 считают службу принадлежащей епископу Амвросию, преосв. Филарет1383 сообщает, что житие и службу писал и кн. Гавриил Гагарин († 1807) и что служба эта была издана в Москве в 1798 году,1384 акафист и службу писал в 1801 году свящ. Иоанн Алексеев в Москве же.1385 В нашей службе, безусловно, не Амвросиева высокого штиля, нет указаний на автора. Князь Гагарин не упустил бы случая поставить в каноне акростих, как в службе прп. Феодосию Тотемскому. Остается предположить, что в Минею внесен был текст архим. Вонифатия или свящ. И. Алексеева, и скорее, последнего.1386
Служба святителю Иннокентию Иркутскому
Служба свт. Иннокентию Иркутскому († 1731) составлена «была “одним из духовных лиц, пожелавшим скрыть свое имя от человек” и прислана на имя митрополита Серафима при рекомендательном письме иркутского епископа».1387 митрополит Серафим правил Санкт-Петербургской митрополитополией от 1821 по 1843 годы.1388 За это время на Иркутской кафедре было четыре архипастыря, и три из них носили титул архиепископа, и последний, Иннокентий (1835–1838), – епископа. Скорее всего, что он и прислал службу Святому тезоименному, будучи единственным епископом, а не архиепископом, на кафедре Мощи Святителя обретены были в 1764 году и прославлены чудесами. Празднование же установлено указом Синода в 1804 году. Прославлению предшествовал длительный период повторных исследований и запросов.1389 Местное почитание фактически уже было, и кто-то из духовных лиц, скрывши свое имя, на месте, в Иркутске, составил службу: «сами видехом <...> силу» (стихира [3] на хвал.). В службе много выражений из обычных богослужебных текстов, например: «по имени бысть тако <и> житие твое» ([Слава: на] Г. В. – из стихиры [по пс. 50] свт. Николаю); седален по 2-м стихословии начинается словами псалма [132 (стт. 2–3)], читаемого при облачении священника: «Яко миро на главе»; «Не отцы наши возвестиша нам, <...> не старцы <наши> поведаша нам» (стихира [3] на хвал. [– ср. Пс.43:2; Пс.77:3]), стихира по 50-м псалме перефразирует «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи» [ср. песнопение на литургии после причащения]; седален по песни 3 – из святительского чтения Послания к евреям: «Таков нам подобаше архиерей» [ср.: Евр.7:26]. Оттуда же взята и стихира [4] на хвалитех: «Древле Бог глаголавый отцем во пророцех» [ср.: Евр.1:1–2]. Составитель знает латинский язык и приводит такую игру слов: «Иннокентие, по имени бысть <тако и> житие твое, яко убелен был еси невинностию» ([Слава: на] Г. В.); «Непорочности соименнаго пастыря, проповедника веры во языцех монгольских, славу и украшение Иркутския паствы» [кондак]. Автор – сибиряк, патриот своего края: «Ты еси славо <града> Иркутска, <Иннокентие, > ты еси украшение Сибирских стран» [стихира 2 на литии]. Автор славянизирует западное наименование Китая: свт. Иннокентий – просветитель «темного хинов царства» [стихира 3 на Г. В.]. Канон, повествующий о чудесах Святого, украшен вынесенным на поля буквенным акростихом: ИННОКЕНТИЙ, МОЛИТВЕННИК О ДУШАХ НАШИХ. Тон службы спокойный, и текст ее составлен с большой свободой и самостоятельностью Частое употребление выражений из служб и Священного Писания показывает в авторе немолодого священнослужителя, весьма начитанного и грамотного, свидетеля в течение долгого времени чудес от мощей Святителя. По Котовичу,1390 цензура нашла, что «в службе <...> ничего противного православию не оказалось, и написана она слогом ясным и приличным для богослужения».
Служба святителю митрополиту Митрофану Воронежскому
Служба свт. митрополиту Митрофану Воронежскому († 1703), на 23 ноября, напечатана была в 1844 году.1391 Мощи Святителя открыты были в 1832 году после свидетельствования; мощи открывал архиепископ Антоний, что отмечено в стихире 2 на стиховне: «твоего престола наместник». Собор, где почивали мощи, в 1836 году был обращен в храм монастырский. Котович1392 называет автором службы ректора Киевской духовной академии Иеремию, составившего службу уже после 1836 года. В службе даются такие указания: «Днесь красуется славный град Воронеж <...> и обитель твоя <...> радуется» (Слава: на литии). По-видимому, Иеремия был болен и это он отмечает в каноне в молитвенном обращении: «На одре немощи <и уныния> низлежащу ми» (п. 5, тр. 3). Автор легко справляется со славянским языком и не старается загромоздить его поздним киевским ложноклассицизмом. Писал службу и отец Аникита.1393
Служба святителю Тихону Воронежскому
Служба свт. Тихону Воронежскому († 1783), 13 августа, на день свт. Тихона Амафунтского, составлена в 1861 году.1394 В этом году открыты были мощи митрополитом, тогда Киевским, Исидором при архиепископе Воронежском Иосифе. Дело о прославлении Святителя началось при архиепископе Воронежском Антонии, при котором были открыты и мощи свт. митрополитофана, но смерть архиепископа († l846) помешала окончанию дела. Голубинский1395 приводит описание торжества открытия мощей свт. Тихона 13 августа 1861 году, причем сообщает, что при крестном ходе пелся особый тропарь Святителю. Указ Синода о прославлении, с указанием о составлении в будущем особой службы, а пока что об отправлении ее по Общей Минее, издан был 20 июня того же года.1396 Вряд ли тропарь и служба1397 сочинены были и приняты за такое короткое время. Архиепископ Антоний еще в 1846 году самолично распорядился перенести при перестройках в Задонском монастыре найденный попорченный гроб с телом Святителя в теплую монастырскую церковь, где тело переложено было в новую гробницу. Это перенесение было фактически началом местного прославления, закончившегося и официальным актом канонизации. Местное прославление, по-видимому, вызвало составление тропаря, и при торжестве открытия его как привычный уже пели, но служба еще не была составлена: указ Синода от 13 августа 1861 года наказал составить ее.
В тексте ее есть обычное прославление обители и града: «Днесь красуется Задонская обитель, радуется Воронежская паства» [Слава: на литии]. Канон писан с краегранесием и акростихом: Славлю святителя и чудотворца Тихона. Использованы для службы как образцы для седальнов* [светильнов] светильны: Страстной седмицы [, Великого Четвертка]: «Чертог Твой» – для седальна 2* [светильна 2]: «В чертозе Жениха Христа»; и Святой Пасхи: «Плотию уснув» – для [светильна] 1: «Плотию аще и почил еси». Начало тропаря взято из тропаря прп. Сергию, на 5 июля.1398 «Слава» на хвалитех представляет собой образец довольно безвкусного словоплетения: «Подражателю любве Отца Небеснаго, яко сын любве, в любви присно пребываяй, любовь выше поста поставил еси: молим тя, уйми и нам от духа любве твоея, и научи нас зрети наша прегрешения и не осуждати брата». Автор службы неизвестен нам. Он, скорее всего, воронежец и, судя по употреблению текстов из богослужений, лицо духовное.
Служба святителю Феодосию Углицкому
Святитель Феодосий Углицкий, – архиепископ Черниговский († 1696), после трехлетнего самостоятельного управления епархией, которая до того в течение года была под управлением архиепископа Лазаря (Барановича) и свт. Феодосия, правивших совместно, – случай исключительный. Служба та же на 5 февраля (день смерти) и на 9 сентября (день перенесения мощей), (*)издана была в Москве в 1901 году особым изданием. Синодский указ 1896 году повелевал в общей формуле править службу по Общей Минее до написания особой службы. В изданной службе в примечании, однако, указывается, что тропарь и кондак в честь свт. Феодосия, по преданию, составлены епископом Иоанном (Максимовичем, святителем Тобольским, † 1715), преемником по кафедре свт. Феодосия. Служба снабжена примечаниями, поясняющими то или иное выражение, житийную подробность или заимствование того или иного песнопения из других богослужебных книг. Так, например, стихира 1 на литии «Отроковицу лютее разслаблену» объяснена в примечании: «Разумеется исцеление дочери черниговского соборного ключаря, прот. Д. Стефановского», в каноне песни 4 все тропари приводят выражения из переписки архиепископа Лазаря и гетмана с царями, тропарь 1 песни 7, упоминающий о кресте, объяснен в примечании. «Известно, что в карете свт. Феодосия было изображение Распятия». К Богородичну седальна по 1-м и 2-м стихословиях, стихире по 50-м псалме и хвалитным сделаны примечания, что взяты они из Общей Минеи в применении к свт. Феодосию. К стихире на стиховне и седальну по 2-м стихословии дано объяснение, что их выражения об умножении ересей разумеют «мудрования штундистов и подобных сектантов». Эти выражения позволяют думать, что служба писана была по открытии мощей, когда произошли обращения к Церкви старообрядцев.1399 Выражение «Славы» на хвалитех подтверждает, что служба писана была, вероятно, незадолго до издания ее, т.е. между 1897 и 1901 годами: «Се и ныне светло празднуем новому чудотворцу предивному, егоже прославити благоволил еси».
Что касается формы службы, то в ней можно отметить два приукрашения: стихиры на «Господи, воззвах» – все с «Отче святителю»; на стиховне – «Радуйся». Канон не соразмеряет тропарей с ирмосами, без краегранесия и акростиха. В службе весьма заметно увлечение вошедшими в моду акафистами: «Слава» на малой вечерни на «Господи, воззвах» заканчивается несколькими «Радуйся». Такие же акафистные похвалы размещены и в других стихирах. По преосв. Филарету,1400 «запись благодатных опытов исцеления, <полученных> от свт. Феодосия Углицкого, начинается с 1835 года». Тело Святителя несколько раз было перекладываемо в новый гроб, и нетленность мощей его была известна. В 1850 году было первое обследование мощей, и с 1869 году установился и местный праздник – с заупокойной литией и панихидой. Протоиерей И. Платонов указывает, что в 1891 году было изображение Святителя с лампадами.1401 Икона свт. Феодосия взята с сохранившегося его портрета во весь рост в саккосе. Действительно, в 1696* [1692] году жалованы были архиепископу Лазарю и свт. Феодосию права ношения саккоса, чего удостаивались редкие архиереи в допетровское время.1402
Тропарь и кондак, несомненно, уже существовали ранее 1845 года. Казак Игнатий Кислый,1403 исцеленный, читал наизусть их, а свящ. Г. Российский – ввел в свое правило в 1889 году.1404 Таким образом, и в этом случае тропарь и кондак послужили основой для всей службы, образовавшейся после официальной канонизации свт. Феодосия
* * *
[В данной таблице Ф. С. в указаниях на совпадения тропарей пренебрегает небольшими различиями словоформ, окончаний, точные словоформы восстановлены редактором без специальных оговорок, в угловых скобках – начала тропарей, указание на совпадение которых с ирмосами было автором опущено]
[В тропаре 1 повторено также, но не в начальных словах «Глагол Господень, яко иже по Мне ити хощет»]
Сергий Месяцеслов [, II (1901 г) с. 139 также указана Минея XII века со службой свт. Мефодию]
Сырку Служба свт. Мефодию с. 266–228* [с. 226–230]
См. указатель литературы о них Книжная летопись с. 400–407 [КириллоМефодиевская библиография], с. 599–603, Месяцеслов святых [, III] с. 304–314 [списки жития и] литература о Святых
О древних канонах свв. Кириллу и Мефодию [с. 34], Филарет Жития святых, IV, примеч. 62.
Филарет (Дроздов) Отзывы, V с. 375
Рукописи Соловецкого монастыря, II [№ 609 (990) л. 2] с. 336 службу Иверской иконе писал и некий монах Герасим с каноном 8-го гласа «От скверных устен хваление приими» Наш канон иной [канон в рассматриваемой службе именно тот, который указан в источнике (по началу п. Ι, тр. 1)]
Дебольский Дни богослужения с. 179
Собрание Государственных Грамот, IV № 68 [с. 248–249]
(Дебольский Дни богослужения с. 175, продолжение примеч. к с. 174 (в источнике ссылка на Погодина, не говорится, что по сказанию Иоанникия)]
Дебольский Дни богослужения с. 178 [, примеч. 2], Викторов Описи рукописных собраний № 85 с. 214 ркп. 1762 года Антониева Сийского монастыря «Преведеся сия служба и история с Греческаго на Славенороссийский диалект трудолюбным тщанием Словено-Греко-Латинским учителем иеромонахом Димитрием Райвским и дидаскалом Греченином монахом Иоакимом, 1738 года, месяца октября, индикта 1»
[Рождество Богородицы, 8 сентября «Сей день Господень, радуйтеся, людие се бо Света чертог» (стихира 2 на Г. В.)]
[Не найден соответствующий ирмос, Огустеша, яко стена воды, огустеша и волны посреде моря (Исх.15:8) – стих Священного Писания (стихословится на песни первого канона великопостной утрени в понедельники), после него поется ирмос канона Минеи]
[Указанный выше тропарь]
Дебольский Дни богослужения с. 180
Ундольский Славяно-русская библиография [с. 380] № 886 [Дополнения] служба и акафист печатные (СПб, 1861)
Ундольский (Там же [с. 377] № 835) отмечает дополнительную «Службу на память успения св. Нины (СПб, 1860)», Порфирий (Успенский) Афон, II(2а) [с. 17–18] служба св. Нине переведена епископом Порфирием (Успенским) в 1857 году [епископ Порфирий сделал лишь переложение с русского на церковнославянский язык, переведена служба в Тифлисе с грузинского на русский не им]
Устав Успенского собора 1634 года с. 95 под 28 июля с указанием «а выпевати ему напредь».
Рукописи Соловецкого монастыря [, II] № [45 (750) [л. 146 об] с. 59 молитва вмч. Иоанну Воину в Псалтири XVIII века.
Ундольский Славяно-русская библиография св. мч Иоанна Воина житие со службою (М, 1695) ([с. 123] № 1171), повторена изданием в 1707 году ([с. 146] № 1417) и в 1708 году ([с. 149] № 1441).
Сергий Месяцеслов [, II (1901 г) с. 230]
[Источник сведений не указан] Ковалевский Андрей Феодорович пишет службу Любечской иконе Божией Матери, мая 7 Написана 28 января 1885 года, передана в собственность графа Григория Александровича Милорадовича и им издана ((*)СПб Синод. тип-я, 1885). В ней канон берет за образец Пасхальный прп. Иоанна Дамаскина, заимствует и глас его – первый [ирмосы в каноне Любечской иконе – «Твоя победительная десница» (канон Воскресен, глас 1)] «Очистим чувствия» (п 1, [тр] 1), «Небеса убо» ([тр] 2), «Умерщвления предел» ([тр] 3), «Приступим вернии» (4* [п 5, тр. 2]), «Яко воистину священный» (п. 7 [, тр. 3]), «Сей святый и светоносный день» (п. 8 [, тр. 1]), «Светися, радуйся, граде Любеч, се бо в тебе заря чудес возсия < >, ликуйте Любечстии людие» (п 9 [, тр. 1]), «О, Божественнаго, о вселюбезнаго лика Твоего подобие» (тр 3* [тр 2])
[См. выше, на с. 66]
Филарет Духовная литература, II [№ 6 с.] 23 и примечания.
Филарет Духовная литература, II [№ 76 с.] 138
Чистович Феофан Прокопович С. 101
Васильев В (История канонизации с. 245) [цитирует «Духовный регламент»] по изданию 1804 г, с. 21 [–22]
См. [ниже, на с. 256–257,] службы свт. Димитрию
Служба свт Иннокентию [см. ниже, на с. 258]
[Далее до конца абзаца излагается по Котович Духовная цензура с. 204–205]
[В источнике не указано, что своим иждивением]
Котович Духовная цензура с. 204 [–205 и примеч. 13 в источнике «служба < > была составлена одним из Синодальных членов, бесспорно благочестивым, при содействии благочестивого же ректора Киевской академии Иеремии» (см. ниже, на с. 259)]
Там же с. 203 [Ср. выше примеч. 2 на с. 29–30]
Сергий Месяцеслов [, II (1901 г) с. 329], Ундольский Славяно-русская библиография [с. 330] № 3680 «Служба Скорбящей Богоматери» (М [, 1860]).
[Стихира 2 на стиховне – ср. в Субботу мясопустную, Богородичен седальна по песни 3].
[См. ниже] гл. 15 [, на с. 294]
Преподобного Иова Почаевского, о чем речь впереди
Хойнацкий Патерик Волыно-почаевский с. 209.
Он же Почаевская Успенская Лавра с. 199, Месяцеслов святых [, Ш с. 382–383] 25 мая память святых угодников [Божиих] Волынских Протоиерей Хойнацкий в 1866 году проектировал службы святым угодникам Волынским, в 1867 году освящена была икона «Собор святых угодников Божиих Волынских, в память чудесного спасения жизни Государя Императора Александра Николаевича в Париже 25 мая 1866 года» [, написанная тем же прот Хойнацким], Месяцеслов святых [, V(2) (с. 49–50),] под 16 августа указывает, что в Вологодском краю можно искать примера почину прот. Хойнацкого архиепископа Иннокентия «Слова к Вологодской пастве» в 1841 году* [Киев, 1843] упоминают такой праздник [, в 1841 году архиепископ Иннокентий написал службу Вологодским святым].
Эта манера повторена в службе свт. Иннокентию Иркутскому.
Ундольский Славяно-русская библиография [с. 277] «ГораПочаевская»(№ 3003) и «Акафисты седмичные» (№ 3004) – Почаев, 1793, «Канонник» (№ 3005) и «Акафисты» ([с. 285] № 3112) – Почаев, 1798, Хойнацкий Западнорусская уния с. 435 служба Преподобному была, но писана была униатского происхождения иеромонахом Дубиной Княжинским.
Фамилия Преподобного
[Издан в 1939 году]
Месяцеслов святых [, III с. 158 20 апреля]
Жития святых, IV [с. 208] 20 апреля со ссылкой на рукописную повесть № 269
Год издания книги, следовательно, писан ранее
Определения Святейшего Синода с. 5* [с. 56]
[Не найдено соответствия]
Месяцеслов святых [, IV с. 159 28 июня] † около 1354, мощи обретены были уже в 1163 году при архиепископе Новгородском Иоанне – так указывает Софийская летопись, «Словарь о святых» [с. 215] делает замечание «Но тогда страна, где лежит остров Валаам, не принадлежала России и Иоанн не был еще епископом он хиротонисан 1165 года», Филарет Жития святых, VI с. 127* [с. 335, примеч. 288] «Едва ли <сочинителем > (сказания) не был известный священник Василий, творец разных вымыслов» (преосв. Филарет весьма не взлюбил свящ. Василия и приписывает ему все неточности), «Словарь о святых» (с. 216) приводит свидетельство записи на доске древней рукописной книги «В лето 6837 (1329) нача жити на острове на Валаамском, озере Ладожском, старец Сергий»
Канонизация с. 556 [Дополнения и поправки к с. 147]
Месяцеслов святых [, I (с. 23),] под 11 сентября называет автором строителя Коневского монастыря, впоследствии Тихвинского, архим. Илариона Служба по рассмотрении ее св. Синодом, напечатана в 1817 году, тоже Леонид Святая Русь с. 58 [–59 №№ 237, 238], Филарет Жития святых, VII тропарь прп. Герману написан был еще «в 1602 году на Старой Тотьме пресвитером. Григорием» [с. 296–297], в рукописном житии Преподобного [с. 328, примеч. 417]
Словарь о святых с. 215 [, Голубинский Канонизация] [с. 556 (Дополнения и поправки к с. 147) «Монастырь Валаамский, когда-то до этого 1592-го году оставленный монахами < >, был восстановлен (после Шведского с 1610-го года владения местностью) только в начале XVIII века»]
Словарь о святых с. 215* [с. 216]
Ундольский Славяно-русская библиография [с. 313–314] № 3464. служба печатная 1817 года.
[См. также ниже, на с. 434–445, статью «Служба прп. Феодосию Тотемскому и ее автор»]
Голубинский Канонизация с. 187, Месяцеслов святых [, II с. 169] 28 января служба составлена в 1729 году, а в 1796 году открыты мощи Рукописное житие и описание чудес Нафанаила.
Духовная литература, II [№ 89 с.] 164 [см. также ниже, на с. 432]
Ундольский Славяно-русская библиография 1793 года ([с. 277] № 2998), 1798 г ([с. 287] № 3132), 1802 г [с. 293 № 3209]
Филарет [Духовная литература, II № 89 с. 165 (полностью эпитафию см. ниже, на с. 437)]
Заглавные буквы стоят в акростихе, малые добавлены нами
Сопиков Опыт Российской библиографии (Указатель) с. 20 кн. Гавриил Петрович Гагарин в светских трудах подписывался – «Г [П Г] кн», [Сопиков Опыт Российской библиографии] ему принадлежали «Забавы уединения моего» [ч. 3 с. 49 № 4125], «Стихотворения (эротические)» (с. 106* и 274* [ч. 4 с. 327–328 № 11554])
[По Северу России] с. 182 Путешествие 1885 года.
Голубинский Канонизация [№ 107] с. 151, Месяцеслов святых 13 августа* праздник с. 1584 года. Служба утверждена в 1805 году епископом Феоктистом Калужским (?) [в источнике на 13 августа память свт. Тихона Задонского, на 16 июня память прп. Тихона Калужского не значится], Булгаков Настольная книга [, II] с. 1401 в Калуге с 1799 по 1809 годы епископом был Феофилакт (Русанов) [, архиепископ с 1803 года]
«Книжная летопись» (с. 803) указывает 2-е изд. СПб, 1885, Леонид Святая Русь с. 154 [–155 № 601] [полная] новая служба.
Месяцеслов святых], I с. 109] 2 января. «Житие старца Серафима» (СПб, 1863) и Описание Саровской пустыни (М, 1860) были составлены иеромонахом Авелем.
Чистович Феофан Прокопович с. 541 саровец Ефрем Короткой составил службу в честь юродивого Тимофея Архиповича «<А вину того сочинения я принял> от похвальных речей растриги Якова и других, что они про него сказывали, что он сущий угодник и раб Божий ради его прозорства»
Голубинский Канонизация [№ 1 с. 170–] 171.
Там же [с. 173, продолжение] примеч. [3 к с. 172
Ундольский (Славяно-русская библиография [с. 222] № 2300) дает указание Μ, 1759 [, Голубинский Канонизация с. 173, продолжение примеч. 3 к с. 172 в 1759 году «перепечатана в Москве и Киеве»]
Дни богослужения с. 510
Словарь о святых с. 80
Духовная литература, II [№ 89 с.] 164
Ундольский Славяно-русская библиографии Μ, 1799 ([с. 288] № 3145), затем Μ, 1819 ([с. 315] № 3484)
Титов Описание рукописей [№ 276] с. [164–]168 акафист писал и Кашинского Воскресенского собора свящ. Димитрий Михайлов
Ундольский Славяно-русская библиография [с. 288] № 3143 писал он [свящ. И Алексеев] и издал в 1799 году житие и службу свт. Стефану Пермскому [см. выше примеч. 1 на с. 123]
Котович Духовная цензура с. 204 [, примеч. 5]
Ундольский Славяно-русская библиография [с. 369] № 695 [Дополнения] печатная служба 1853 года, Голубинский Канонизация [№ 2 с.] 176 по смыслу указа 1804 года, служба уже существовала разрешалось «надлежащую < > службу <отправлять и> в печатаемые <церковные> книги, <в кои надлежит>, на ряду с прочими внесть»
Голубинский Канонизация № 2 с. 173–174* [с. 173–176]
Духовная цензура с. 263* [с. 203–204]
Дебольский Дни богослужения с. 512
Духовная цензура с. 204 [–205 и примеч. 13 (см. выше примеч. 8 на с. 249)]
См. гл. 15 [, с. 313]
Дебольский Дни богослужения с. 516
Канонизация [№ 4] с. 179 [–182 о пении тропаря не сказано]
Там же [с. 182]
Дебольский Дни богослужения [с. 516]
[Начала тропарей прп. Сергию «От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобие» – [ср] свт. Тихону «От юности возлюбил еси Христа, блаженне»]
Булгаков Настольная книга [, I с. 355, примеч. 1]
Жития святых, II с. 128
Там же с. 129* [с. 130 в источнике «В домах своих пред изображением святителя возжигаются» жителями Чернигова лампады]
Есипов Феодосий Черниговский, святитель и чудотворец [с. 76–77]
[Филарет Жития святых, II № 19 с. 152]
Филарет Жития святых, II с. 180