В.А. Юлин

Реабилитация и канонизация

Материалы для посмертной реабилитации и канонизации митрополита Серафима (Чичагова) были собраны его внучкой Варварой Васильевной Чёрной.

За годы, прошедшие со времени трагической кончины ее деда, она, благодаря природным способностям и ценой собственного упорного труда, взошла на вершины науки, стала крупным специалистом по каучуку и его заменителям (латексам), явилась автором 150 научных работ и 36 изобретений, была удостоена высоких ученых степеней и званий, отмечена правительственными наградами, стала лауреатом Государственной премии СССР.

Выйдя в возрасте 72 лет на пенсию, Варвара Васильевна все чаще стала обращать свои мысли к деду. Собрать все сведения о нем, восстановить его образ в народной памяти было ее главной целью. «Не каучук, а дед был объектом моего напряженного любопытства: почему он так жил, что думал, что чувствовал?», – вспоминала она. – «...Причиной того, что я занялась его биографией, была не моя воля, а его. Он потребовал, чтобы я отплатила за ту помощь и поддержку, которую он мне оказывал... Спасибо деду еще за одно – за самое ценное. Чтобы понять его жизнь, мне пришлось читать много духовной литературы, ...я все больше начала осознавать всю тщету мирских устремлений и необходимость спасать свою душу для вечности»151. Для смирения гордыни она в 1986 г. встала за свечной ящик в храме Илии Обыденного на Остоженке. Ее рабочее место в храме находилось напротив написанного ее дедом и чудом сохранившегося в этом храме образа «Спасителя в белом хитоне», который согревал ее сердце и душу, напоминая о любимом деде. Священник храма протоиерей Александр Егоров как-то сказал Варваре Васильевне, что ей надо повторить подвиг ее матери Леониды, то есть уйти в монастырь. Но в тот момент она считала себя еще слишком земной и не готовой к такому шагу. В течение шести лет она несла послушание за свечным ящиком. Параллельно у себя на дому она вела православные семинары с участием столичной интеллигенции.

Мысль о собирании материалов о жизни ее деда и об издании его военно-исторических, медицинских и богословских трудов пришла к Варваре Васильевне после вещего сна. «Мне приснилось, – вспоминала она, – что дедушка входит в большую комнату. Я вижу, что он куда-то спешит, собирается уезжать. Прошу взять и меня с собой. А он берет меня крепко за голову, прижимает к груди и говорит: “Нет-нет, ты должна послужить, ты мне послужи”»152. После долгих раздумий и советов со священниками Варвара Васильевна решилась собирать материалы о жизни деда и его труды. Предметом ее особого интереса был поиск рукописи второй части «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», которая была изъята органами ГПУ – НКВД во время одного из двенадцати обысков, которым подвергался ее дед в советское время. Однако найти эту рукопись ей, к сожалению, так и не удалось.

Просматривая прежде издававшиеся книги и рукописи святителя Серафима, найденные в московских библиотеках и архивах, Варвара Васильевна все больше убеждалась в том, какой масштабной личностью был ее дед. Она стала встречаться с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, чтобы познакомить его с результатами своих поисков и получать его добрые советы о том, как добиться реабилитации и восстановления доброго имени ее деда.

В 1988 г. Варвара Васильевна подала в Комитет государственной безопасности РСФСР заявление о реабилитации своего деда. Долгие поиски, ходатайство об открытии доступа к архивам КГБ принесли, наконец, результаты. Из Московской областной прокуратуры, занимавшейся делами по реабилитации, Варваре Васильевне официально сообщили, что митрополит Серафим был осужден за «контрреволюционную монархическую агитацию» ОСО УНКВД и расстрелян 11 декабря 1937 г.

Московская областная прокуратура рассмотрела в порядке надзора дело № 7154 по обвинению Чичагова Л. М. Прокурор, Государственный советник юстиции В. П. Наместников, проанализировав материалы дела, пришел к заключению153 о том, что:

– анализ показания свидетелей по делу позволяет сделать вывод об отсутствии в высказываниях Чичагова признаков антисоветской агитации и пропаганды;

– в материалах дела отсутствуют данные о том, что Чичагов преследовал цель подрыва или ослабления советской власти;

– в ходе обыска, проведенного на квартире у Чичагова в момент ареста, каких-либо доказательств, свидетельствующих о принадлежности Чичагова к контрреволюционной организации, не получено;

– по делу допущены грубые нарушения уголовно-процессуального закона: уголовное дело не возбуждалось, арест Чичагова не санкционирован прокурором, обвинение не предъявлялось, по окончании следствия обвиняемый с материала ми дела не ознакомлен, обвинительное заключение не утверждено прокурором. На основании вышеизложенного прокурор В. П. Наместников направил в прокуратуру просьбу: постановление «тройки» при УНКВД СССР по Московской области от 7 декабря 1937 г. по делу Чичагова отменить, делопроизводством прекратить за отсутствием в действиях Чичагова Л. М. состава преступления.

10 ноября 1988 г. Президиум Московского областного суда на основании протеста прокурора Московской области принял решение о реабилитации митрополита Серафима (Чичагова). Постановление «тройки» при УНКВД СССР по Московской области от 7 декабря 1937 г. было отменено как «незаконное» и дело прекращено «за отсутствием состава преступления»154.

Получив справку о реабилитации своего деда, Варвара Васильевна обратилась 4 декабря 1988 г. к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену с просьбой, касающейся митрополита Серафима: «дать указание поминать его имя и молиться за него в Церкви» и «разрешить и дать указание совершить отпевание убиенного митрополита Серафима по чину, соответствующему его званию». В этот же день она написала прошение митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию и просила его поддержать ее ходатайство, направленное Святейшему Патриарху. После получения ответа из прокуратуры оставалось еще немало невыясненных вопросов; в том числе – где захоронен, как найти могилу, чтобы поклониться его праху.

В 1989 г. в квартире Варвары Васильевны раздался телефонный звонок. Звонила Ксения Федоровна Любимова, скромная подвижница, занимавшаяся поиском свидетельств о жертвах гонений на Русскую Православную Церковь в 1937–1938 гг.

«Хотите знать, где похоронен митрополит Серафим?»,–спросила она Варвару Васильевну. И ответила: «В Бутове под Москвой». Варвара Васильевна несколько раз ездила на Бутовский полигон, с трудом пробиралась через ограждения из колючей проволоки, но там были только «расстрельные рвы», поросшие сорной травой и борщевиком...

«Жизнь людей, взятых неожиданно из мира и поставленных на духовный путь, особенно многотрудная и многоскорбная»155, – вспоминала она слова, когда-то сказанные ее дедом.

Получив в архиве КГБ следственное дело своего деда, Варвара Васильевна узнала дату его расстрела и нашла подтверждение места, где произошла эта расправа. Но она решила продолжить работу в различных архивах и учреждениях с тем, чтобы установив имена всех священников, принявших мученическую кончину на расстрельном полигоне в Бутове.

На первых порах ей удалось получить из правозащитного общества «Мемориал» список из 306 имен. Каждое имя из этого скорбного списка Варвара Васильевна сверяла с данными архива КГБ и, где это было возможно, с записями в церковных книгах тех приходов, где служили погибшие. Это было начало большой и кропотливой работы, в которой ей помогали многие люди, – священнослужители, архивные работники, члены правозащитного общества «Мемориал».

1994 г. был для Варвары Васильевны поистине переломным в ее жизни. Митрополит Ювеналий, ставший ее духовным наставником, умело и деликатно подвел ее к мысли о принятии монашества. В возрасте 80 лет 13 октября того же года она была пострижена в монашество с именем Серафима – в честь преподобного Серафима Саровского, и вскоре после этого возведена в сан игумении с вручением игуменското жезла – жезла настоятельницы Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря.

Одним из первых деяний игумении Серафимы была передача Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II через митрополита Ювеналия списка расстрелянных в Бутове священнослужителей. Имя ее деда –митрополи та Серафима –открывало это т список. По благословению Святейшего Патриар ха Алексия II место их гибели было освя щено 8 мая 1994 г.

Игумения Серафима стояла у истоков создания на Бутовском полигоне мемориального комплекса, места паломничества – для молитвенного поклонения новомученикам и исповедникам Российским.

Именно по ее инициативе там был поставлен крест-голубец работы скульптора Д. М. Шаховского – сына православного священника Михаила Шика, расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 г. 5 мая 1994 г. памятный крест был освящен. Освящение совершили архиепископ Сергий и епископ Арсений в сослужении сонма духовенства Москвы и Московской области.

Игумения Серафима была одним из инициаторов создания общины и строительства храма во имя Новомучеников и исповедников Российских в Бутове. В сентябре 1994 г. Святейший Патриарх Алексий II благословил образовать общину храма (10 человек из родственников погибших на полигоне) для сооружения храма во имя святых новомучеников и исповедников Российских.

Трудами общины верующих непосредственно на месте захоронений был возведен в стиле древних русских церквей небольшой деревянный храм по проекту Д. М. Шаховского. Деревянный храм не требовал фундамента, устройством которого могли быть потревожены останки жертв расстрелов. Это «Храм-на-Крови»: его алтарь вплотную подходит к одному из расстрельных рвов. 12 ноября 1996 г. было совершено освящение этого храма. Стараниями префекта Центрального административного округа г. Москвы А. И. Музыкантского были изготовлены и по благословению игумении Серафимы освящены 20 каменных плит, на каждой из которых было выбито по 20 имен погибших священников. Такое количество мемориальных плит не уместилось внутри храма. Поэтому их пришлось установить под открытым небом, в церковной ограде.

Контраст маленькой деревянной церковки и такого большого количества мемориальных плит наводил на мысль о том, что со временем на бутовской земле будет построен монументальный каменный храм. Так оно и произошло в 2007 г., когда по проекту архитекторов А. Н. Оболенского и М. Ю. Кесслера недалеко от мест массовых захоронений был возведен каменный храм-памятник – храм Воскресения Христова, а также Новомучеников и Исповедников Российских. Пять шатров храма образуют в плане крест – символ этого места, получившего скорбное на звание – «Русская Голгофа». Настоятелем этого храма является протоиерей Кирилл Каледа, внук расстрелянного на Бутовском полигоне священномученика – священника Владимира Амбарцумова.

Рядом с каменным храмом установлен 12-метровый Поклонный крест, вырезанный в кресторезной мастерской Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. Эти два храма и кедровый большой поклонный крест образуют мемориальный комплекс, у истоков создания которого и стояла игумения Серафима. И если ей при жизни не довелось увидеть полного воплощения этого проекта, то она смогла подготовить следующий после полной реабилитации ее деда шаг –его канонизацию.

Под руководством своего духовного наставника, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, игумения Серафима активно занималась собиранием и публикацией материалов, которые стали основой для канонизации митрополита Серафима.

Ее стараниями в 1993 г. увидели свет труды из богословского наследия митрополита Серафима (в двух томах). Игумения Серафима назвала этот сборник «Да будет воля Твоя»156. В этих словах из Молитвы Господней – весь смысл жизни и подвига священномученика митрополита Серафима.

Стараниями игумении Серафимы были также опубликованы материалы, освещающие жизненный путь митрополита Серафима, – из архива Л. М. Чичагова, полученные из Рукописного отдела Российской Государственной Библиотеки. Игумения Серафима сумела издать почти все труды митрополита Серафима: богословские, военно-исторические, медицинские. В этой нелегкой работе ей помогало благословление старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на издание трудов митрополита Серафима – «для пользы тех, кто входит сейчас в Церковь». В письме псково-печерского старца, адресованном матушке Серафиме, говорилось: «...Вам по родственному преемству хорошо бы войти в труд дедушки малой лептой своих усилий. И как преподобный Серафим по клонился священномученику Серафиму, так желаю и Вам получить мзду любви от своего великого пред Богом родственника.

Время коротко, и труды Ваши нужны не столько им, сколько нам и живущим с нами и после нас. Они-το уже во свете неприступном, а малый свет нашей любви к ним не привлечет ли в сгущающуюся тьму земной жизни нашей лучи присносущего Божественного света. Думаю, что Божие благословение уже пребывает на Ваших благих намерениях молитвами дедушки Вашего. А я лишь с радостью присоединяю и свои молитвы к его всемощному предстательству о Вас»157.

Следует отметить, что в подготовку материалов для канонизации важный вклад внесли Региональный Общественный Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» и группа мирян под руководством игумена Дамаскина (Орловского), занимавшихся церковно-историческими исследованиями.

Собранные материалы о служении и мученической кончине митрополита Серафима (Чичагова) были вполне достаточными и убедительными для того, что бы на Архиерейском Соборе он был причислен к лику святых.

По благословению председателя Синодальной комиссии Русской Православной Церкви по канонизации святых митрополита Ювеналия член комиссии, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии священник Георгий Митрофанов подготовил «Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова)». Следует отметить, что в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и возглавляемой им Синодальной комиссии по канонизации святых поступило немало обращений настоятелей храмов с просьбой рассмотреть вопрос о прославлении митрополита Серафима (Чичагова) в лике святых. Также, например, в своем письме игумения Сергия, настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря писала о том, что в ее монастыре «сугубым образом почитается блаженной памяти митрополит Серафим (Чичагов). Составленная им «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» имела решающее значение в деле прославления отца нашего – Серафима Саровского и всея России чудотворца... Ныне, когда монастырь после долгих лет запустения восстанавливается, труд приснопамятного митрополита Серафима имеет особое значение для утверждения в монастырской жизни установлений преподобного Серафима Саровского, данных ему Царицей Небесной. Памятны нам и близость митрополита Серафима к новопрославленному угоднику Божию святому праведному Иоанну, пресвитеру Кронштадтскому, блаженной Паше Саровской, игумении Марии (Ушаковой) и другим старицам Серафимо-Дивеевского монастыря, некоторые из которых видели преподобного Серафима Саровского; особое участие Владыки Серафима в торжествах 1903 г. по прославлению Преподобного, многолетние пастырские труды по послушаниям Русской Православной Церкви, участие в Поместном Соборе 1917–1918 гг., исповеднический подвиг в годы гонений на Церковь, закончившийся мученической кончиной за веру.

В Серафимо-Дивеевском монастыре совершается ежедневное поминовение митрополита Серафима во время Божественной литургии, панихиды и на монастырской трапезе. Дни памяти отмечаются заупокойными литургиями и особыми панихидами. Учитывая все вышеизложенное, Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь просит Комиссию рассмотреть вопрос о подготовке материалов к прославлению митрополита Серафима (Чичагова) в лике святых»158.

Подобные прошения поступили от настоятелей ряда московских церквей, в том числе – храма святителя Николая в Старом Ваганькове, храма Святых Страстотерпцев князей Бориса и Глеба в Зюзине, храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.

Ознакомившись с указанными выше материалами и обращениями, члены Синодальной комиссии по канонизации святых представили предложение о прославлении в лике святых Преосвященного митрополита Серафима на заседании Священного Синода, проходившем 27 декабря 1996 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Священный Синод заслушал доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о результатах работы по вопросу о святительском служении и обстоятельствах мученической кончины митрополита Серафима (Чичагова) в связи с его прославлением в лике новомучеников Российских для общецерковного почитания и постановил передать вопрос о канонизации на решение очередного Освященного Архиерейского Собора.

Канонизация была совершена 23 февраля 1997 г. в нижней, Преображенской церкви храма Христа Спасителя, в последний день работы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

Божественную Литургию совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении 133 других иерархов. Текст Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации священномучеников – Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862–1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856–1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872–1937) огласил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых. Обращаясь к молящимся, Владыка Ювеналий сказал: «Издревле возлагая свои духовные упования на молитвенное заступничество пред Престолом Всевышнего святых угодников земли Российской, Русская Православная Церковь соборно свидетельствует о сугубом предстательстве за ее верных чад сонма новомучеников Российских, поименное прославление которых благоговейно осуществляется Церковью. По Промыслу Божию не только мученическая кончина, но и подвижническая жизнь многих новомучеников Российских оказалась запечатленной в соборной памяти Русской Православной Церкви для назидания будущих поколений ее верных духовных чад, дабы помнили они обращенные ко всем христианам слова святого апостола: “Живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем” (Рим. 14, 8159.

После прочтения текста Соборного Деяния из алтаря были внесены иконы священномучеников Петра, Серафима и Фаддея. На Божественной Литургии в Храме Христа Спасителя присутствовали внучки святителя Серафима – Леонида Васильевна Малышева и Варвара Васильевна Черная (игумения Серафима), правнучка Марианна Анатольевна Юлина, пра-правнучка Вера Владимировна Юлина и автор этих строк. Надо было видеть, как просияли лица молящихся, когда Патриарх осенил их иконами священномучеников, а хоры Троице-Сергиевой Лавры пропели тропари и кондаки священномученикам Петру, Серафиму и Фаддею.

* * *

Память священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского (†1937), совершается 28 ноября/11 декабря.

Тропарь, глас 5

Воинство Царя Небеснаго паче земнаго возлюбив, служитель пламенный Святыя Троицы явился еси. Наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая, данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси. Учитель благочестия и поборник единства церковнаго быв, пострадати даже до крове сподобился еси. Священномучениче Серафиме, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 6

Саровскому чудотворцу тезоименит быв, теплую любовь к нему имел еси, писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив, верныя к его прославлению подвигл еси и благодарственнаго посещения самаго преподобнаго сподобился еси. С нимже ныне, священномучениче Серафиме, в Небесных Чертозех водворяяся, моли Христа Бога Серафимския радости нам причастником быти.

* * *

Как известно, канонизация святых есть утверждение священной памяти подвижников во всех последующих поколениях. Память о священномучениках занимает особое место в сегодняшней церковной жизни в России. В обычай вошли торжественные богослужения в различных храмах в дни памяти священномучеников, панихиды на местах их захоронений.

В наши дни память священномученика Серафима чтят во всех епархиях, где он служил правящим архиереем.

Кульминацией почитания священномучеников становится строительство и освящение новых храмов в их честь. Это и монументальный каменный храм=памятник – храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских в подмосковном Бутове, и небольшой храм в честь священномученика митрополита Серафима, построенный в 1999 г. в деревне Дубровка Бологовского района Тверской области. В Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совместно с архиепископом Тернопольским и Кременецким Сергием освятил придел в честь священномученика митрополита Серафима в церкви Казанской иконы Божией Матери.

В декабре 2005 г. на общем собрании духовенства и мирян Тверской епархии состоялась передача архиепископу Тверскому копии иконы «Спаситель в белом хитоне» кисти святителя Серафима (Чичагова). Принимая с благодарностью этот подарок из рук профессора-гомеопата А. М. Бутенина, Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор сообщил собравшимся, что эта икона будет находиться в Воскресенском кафедральном соборе в Твери, который освящал митрополит Серафим.

9 декабря 2007 г. в поселке Удельная под Москвой состоялся вечер памяти святителя Серафима – научно-богословская конференция «Священномученик митрополит Серафим. Личность и наследие» (к 70-летию со дня мученической кончины и к 10-летию со времени канонизации).

В декабре 2008 г. в Орле была организована выставка «Да будет воля Твоя», посвященная памяти святителя Серафима. Организаторы выставки – работники Орловского государственного литературного музея имени И. С. Тургенева, музея бутовского Храма-на-Крови, а также московский исследователь послереволюционной истории Русской Православной Церкви В. А. Левушкин. Посетители выставки могли ознакомиться с архивными документами и фотографиями, изданиями трудов митрополита Серафима по медицине и военным наукам. Сочиненные им музыкальные произведения прозвучали в исполнении учеников и преподавателей Орловской православной гимназии.

Этот перечень можно было бы продолжить.

Памяти священномученика митрополита Серафима посвящаются публикация его собственных трудов, а также рассчитанные на широкий круг читателей материалы о его земной жизни и о величии его подвига, публикуемые в печати и на православных сайтах во всемирной сети. Эти публикации увидели свет благодаря бесценной помощи почитателей памяти святителя Серафима. В их числе – крупнейший акционер «Норильского никеля» В. О. Патанин, Президент Российского Фонда Культуры Н. С. Михалков, супруги А. И. и Н. Д. Солженицыны, осуществивший издание сборника «Да будет воля твоя» настоятель Сретенского монастыря в Москве архимандрит Тихон (Шевкунов), неутомимый подвижник из американского штата Нью-Джерси В. Ф. Бандурко, а также другие благотворители, приславшие свои пожертвования и пожелавшие остаться неизвестными.

Созданный по инициативе игумении Серафимы (Черной) Благотворительный фонд дворянского рода Чичаговых издал ряд книг святителя Серафима, которые были подарены Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, иерархам Русской Православной Церкви, а также Московскому Богородице-Смоленскому Новодевичьему монастырю, Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю Нижегородской епархии, Успенскому монастырю в Пюхтицах (Эстония) и храму Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве (Швейцария). Эти же издания были подарены Высокопреосвященному Митрополиту Лавру, Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви. Комплекты этих публикаций были переданы фондом в качестве дара различным библиотекам в Москве, включая Российскую государственную библиотеку, Государственную публичную историческую библиотеку, Всероссийскую государственную библиотеку иностранной литературы имени М. И. Рудомино, библиотеку Центрального дома ученых, Центральную научную библиотеку Министерства иностранных дел Российской Федерации, Государственный исторический музей. Публикации фонда были так же подарены Библиотеке Конгресса в Вашингтоне и Нью-Йоркской публичной библиотеке в США, Школе славянских и восточно-европейских исследований Лондонского университета в Великобритании, библиотеке Женевского университета в Швейцарии.

Инициативе игумении Серафимы принадлежит ставшая теперь традицией организация в Москве ежегодных вечеров памяти священномученика митрополита Серафима (Чичагова) при участии членов возглавляемого О. И. Павловой общества почитателей памяти святителя Серафима и игумении Серафимы, Российского фонда культуры, Благотворительного фонда дворянского рода Чичаговых, Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря. В программе вечеров – сообщения о подвиге святителя Серафима и о смысле его почитания, исполнение его духовно-музыкальных произведений, показ работ режиссера A. A. Илюхина, создавшего фильм о священномученике митрополите Серафиме. Неизменным атрибутом вечеров памяти является установленный на сцене в обрамлении из живых цветов портрет святителя Серафима, приобретенный на средства прихожан храма святителя Николая в Старом Ваганькове. В связи с растущим интересом широкого круга посетителей к посещению вечеров памяти их организаторы позаботились о том, чтобы перенести их проведение из парадного зала Российского фонда культуры в более вместительное помещение в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи. Подобно тому, как каменщик, укладывая кирпич к кирпичу, создает кирпичную стену, так и из отдельных наших деяний – больших и малых – создается величественное Здание Памяти священномученику Серафиму.

* * *

151

Игумения Серафима. «Божье призвание». «Русский дом». 1998, № 3. – С. 19.

152

Мурзина М. «Матушка Серафима: «Я по душе оптимистка». «Аргументы и факты». (Приложение). № 42 (172). 1996. – С. 16.

153

Протест (в порядке надзора) прокурора Московской области, государственного советника юстиции З-то класса В. П. Наместникова (84–10–88 № 13 –67–88/С-198 от 24 октября 1988 г.). Цит. по кн.: «Да будет воля Твоя». М., 2003. – С . 49–50.

154

Справка о реабилитации (№ СК-4–31/ 88 от 10 ноября 1988 г.) за подписью Председателя Московского областного суда М. М. Боброва. Цит. по кн.: «Да будет воля Твоя». М., 2003. – С . 51.

155

Архимандрит Серафим (Чичагов). Слово в Мироварной палате Московского Кремля при наречении во епископа Сухумского. Цит. по кн.: «Да будет воля Твоя». М., 2003. – С .354.

156

Игумения Серафима подготовила к переизданию составленный ею сборник сочинений митрополита Серафима, дополнив его первое издание материалами о его канонизации и новыми главами, посвященными двум святителям – священномученикам митрополиту Серафиму и архиепископу Илариону, рассказом о Бутовском полигоне. В сборник также включен ряд новых документов и фотографий из семейного архива родственников игумении Серафимы.

157

Из письма Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) от 30 октября 1993 г. на имя В. В. Чёрной. Цит. по кн.: «Да будет воля Твоя». М., 2003. – С . 726–727.

158

Письмо настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, игумении Сергии, в Комиссию Священного Синода РПЦ по канонизации святых от 13 ноября 1994 г.

159

Деяние Освященного Архиерейского Собора РПЦ о канонизации священномучеников: местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Петра (Полянского, 1862–1937), митрополита Серафима (Чичагова, 18561937) и архиепископа Фаддея (Успенского, 1872–1937). Москва. Данилов монастырь, 18–22 февраля 1997 г. Журнал № 86 заседания Священного Синода РПЦ от 27 декабря 1996 г.



Источник: Серафим значит пламенный : Земная жизнь св. митр. Серафима (Чичагова) / В.А. Юлин. – М. : Благотворит. фонд дворян. рода Чичаговых : Аванти, 2003. – 62 с., [2] л. цв. ил., портр. : ил., портр.; 21 см.; ISBN 5–901787–10–2

Комментарии для сайта Cackle