В.А. Юлин

Источник

Епископ Сухумский

Должность правящего архиерея в епархии святитель Серафим (Чичагов) принял в 1905 г. 28 апреля 1905 г. В Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского. Чин хиротонии совершали митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), епископы Трифон (Туркестанов) и Серафим (Голубятников).

Следует отметить, что начало назначений архиереев на Сухумскую кафедру из числа русских было положено в 1887 г. Русские архиереи не знали ни местных языков, ни местных нравов и обычаев. Они не умели ездить верхом, а иногда и ходить пешком в горной местности или болотистых местах Сухумского округа и поэтому обыкновенно сидели в Сухуме, а миссионерское дело вели с помощью полиции, которая силой загоняла абхазов в реки для принятия обряда крещения от православных священников. С приходом на Сухумскую кафедру епископа Серафима времена изменились. И дело не в том, что он как бывший кавалерист отлично владел конем. Кстати, во время служения на Сухумской кафедре епископу Серафиму пригодились навыки, полученные им на армейской службе. Так, например, знакомство с положением дел в церковной жизни в Абхазии он начал с «рекогносцировки местности», составив маршруты своих поездок «для обозрения церквей Сухумской епархии». В ходе этих поездок он получил возможность подробно ознакомиться с положением дел в епархии.

Епископ Серафим стал первоначинателем православного окормления Абхазии и живым символом духовного единения Абхазии с Россией. Но это далось ему нелегко. Пребывание епископа Серафима на Сухумской кафедре совпало по времени с весьма трудным периодом как в жизни Абхазии, так и России в целом.

Уже первая кафедра святителя Серафима– на древней православной Иверской земле – оказалась для него местом испытаний. Приехав в Сухум в мае 1905 г., Владыка Серафим столкнулся с грозной ситуацией: революция 1905 года всколыхнула грузинский национализм. В Закавказье действовали «революционные группы» (банды так называемых экспроприаторов), которые нападали на монастыри, грабили их ради «революционных» нужд. Случались кровавые столкновения между отдельными группами, грабежи, которые обостряли обстановку в Абхазии, частыми были разбойничьи нападения на священников и даже их убийства. Кроме того, на всю эту сложную обстановку накладывались проблемы межнациональных отношений. Грузинская Православная Церковь пыталась распространить свое влияние на абхазское население. Абхазские приходы и школы сплошь и рядом состояли из священников и учителей – грузин, которые совершали богослужения и вели преподавание на чуждом для абхазов грузинском языке. Еще в 1892 г. решением Святейшего Синода была основана Комиссия по переводу богослужебных книг на абхазский язык, куда вошли представители абхазских духовенства и интеллигенции. В работе переводческой комиссии активно участвовали протоиерей Дмитрий Маан, священник Николай Ладариа, священник Иосиф Лакербая, священник Иларион Кучуберия, священник Александр Ажиба, священник Николай Патейпа, священник Георгий Туманов и другие лица. Но только при епископе Серафиме этот перевод начал осуществляться практически. Благодаря плодотворной работе этой комиссии на абхазском языке были изданы: Богослужебное Евангелие, Литургия святого Иоанна Златоуста, Богослужебный сборник, Требник, Нотный обиход абхазских литургических песнопений, жития святых и нравственно-назидательные творения. Это было начало новой, интенсивной волны духовного просвещения Абхазии.

Для восполнения недостатка в церковных кадрах при епископе Серафиме было основано богословское училище, которое имело своей задачей «подготовку кандидатов на священнические места в абхазские приходы». Каждый шаг нового епископа требовал от него большой выдержки и такта. Ему приходилось решать непростые вопросы как национального, так и политического характера.

Сухумская кафедра входила в состав Грузинского Экзархата. Еще в 1901 г. епископ Сухумский Арсений (Изотов) представил в Святейший Синод проект выделения его кафедры в самостоятельную епархию. Этот проект активно поддержал и епископ Серафим, который считал, что выделение кафедры должно произойти законодательным путем.

Владыка Серафим решительно выступал за чистоту православной веры и за единство Русской Церкви. Будучи преемником воинской славы своих доблестных предков, он осуществлял это ратоборство уже как воин Христов на поле духовной брани.

Осуществляя свое епископское послушание, он прежде всего занялся активным устроением приходской жизни. Разнообразны формы и масштабы этой работы. При епископе Серафиме были вновь выстроены церковь в селе Мухур, церковь и причтовый дом в селе Ачандары, церковь в селе Члоу, здание молитвенного дома с подвижным престолом в деревне Хоста Сочинского округа, молитвенный дом для совершения богослужения священником села Высокое накануне праздников в деревне Вардане Сочинского округа, отведены земли для церковных причтов в селениях бывшего Шапсугского батальона, разрешено поселянам деревни Верхне-Николаевки обратить здание их молитвенного дома в церковь, учрежден самостоятельный приход в новой церкви в селе Георгиевском и назначен туда самостоятельный причт, при церквях в деревнях Пиленково и Первинке были учреждены самостоятельные приходы и назначены особые причты, удовлетворено ходатайство Туапсинского городского общества об учреждении постоянного праздника в память основания Туапсе; отремонтированы: причтовый дом в селе Бармыш, причтовый дом в селе Илор, Пахуланская церковь, удовлетворено ходатайство причта Новороссийского собора о разрешении израсходовать из церковных сумм до пяти тысяч рублей на сооружение нового иконостаса, удовлетворено прошение уполномоченных Аибгского сельского общества о назначении в село Аибгу особого причта, удовлетворено прошение Лазаревского сельского правления о назначении причта к Лазаревской Рождества-Богородичной церкви, открыто приходское попечительство при Гудаутской церкви, удовлетворено прошение о разрешении открытия греческих школ в селах Абхазии, где преимущественно проживают греки, удовлетворено прошение грузин – жителей посада Сочи – о назначении священника из грузин для совершения богослужения на грузинском языке, удовлетворен рапорт благочинного 3-го Сухумского благочиния священника Очамчирской церкви Димитрия Маргания о разрешении ему «временно совершать богослужение в оной церкви на абхазском языке». Епископ Серафим был инициатором преобразования в Черноморском благочинном округе из двух округов – в четыре и новом распределении приходов по этим благочиниям.

Кроме того, епископ Серафим оказывал материальную помощь нуждающимся. Например, такая помощь была предоставлена учительнице Архипо-Осиповской женской церковно-приходской школы Светловой, вдове псаломщика станицы Кабардинской Случовской.

Епископ Серафим не забывал поощрить наградами священников Сухумской епархии, отлично исполнявших свои обязанности, ходатайствуя перед высшим начальством об их награждении и поощрении. Так, священник церкви Святого Георгия города Сухума Авраамий Иванов был награжден орденом Святой Анны III степени, Епархиальный наблюдатель протоиерей Василий Ястребов был награжден орденом Святого Владимира IV степени.

Трудно представить, как всего за несколько месяцев служения на Сухумской кафедре епископу Серафиму удалось выполнить столь обширный и разнообразный объем работы.

Однако деятельность этого умелого и обладающего организаторским талантом священноначальника не всем в Грузии приходилась по вкусу. Как это неоднократно будет случаться в дальнейшей жизни Владыки Серафима: успешно начав очередное церковное деяние, он не получит возможности непосредственно участвовать в его завершении. На Сухумской кафедре Владыка Серафим прослужил недолго и в феврале 1906 г. был переведен в Орел. На его место был назначен грузинский епископ.


Источник: Серафим значит пламенный : Земная жизнь св. митр. Серафима (Чичагова) / В.А. Юлин. – М. : Благотворит. фонд дворян. рода Чичаговых : Аванти, 2003. – 62 с., [2] л. цв. ил., портр. : ил., портр.; 21 см.; ISBN 5–901787–10–2

Комментарии для сайта Cackle