священномученик Серафим (Чичагов)

Отлучение от церкви

Всякое действие в Православной Церкви основывается только на повелениях, заповедях и установлениях Самого Господа Иисуса Христа и на апостольских правилах и постановлениях, утвержденных при основе Христианской Церкви.

Потому наша Церковь и именуется Православною, что ничего не имеет самочинного, а во всем действует правильно и славит Господа непогрешительно, как научил апостолов Дух Святой.

Беседуя с апостолами о людях, оказывающих неповиновение Церкви, Иисус Христос сказал; Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:15–17).

Следовательно, Иисус Христос установил церковный суд над теми из членов христианской Церкви, которые оказывают неповиновение. При этом он должен состоять из следующих действий: сперва надо обличить виновного наедине, если не поможет, повторить обвинение при двух или трех свидетелях, если и тогда не исправится – поведать Церкви, всему собранию верующих, но если не послушается всей Церкви, то следует виновного совершенно отвергнуть, отлучить от общения с Церковью, или предать анафеме.

Чтобы подтвердить права апостольские и священнические в христианской Церкви, Господь затем добавил Своим ученикам: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18:18).

Из этих слов Сына Божия совершенно ясно, что... на пастырях Церкви лежит прямая обязанность судить и связывать некоторых людей, то есть отлучать от Церкви и всех преимуществ ее. Если для спасения людей необходимо, чтобы они были христианами, то, естественно, должен существовать церковный суд, ибо Святая Церковь обязана оберегать чистоту христианской веры со всею строгостью, чтобы спасти заблудших от вечной погибели и привести их к покаянию.

Анафема есть последний предостерегательный глас Церкви к заблудшим, но глас предостережения, как бы ни был громок, не есть ли глас любви?

Изводя на позор заблудших, Церковь этим самым отнимает прелесть особенной обольщающей мудрости и заблуждений, поражая их именем Божиим. Она отнимает надежду на безопасность, но не лишает путей к покаянию, и двери милосердия, столько раз для них напрасно отверзавшиеся, «еще могут быть снова отверсты» (митр. Филарет).

И не жестокости и строгости церковного закона подобает удивляться, а злобе, вражде и адской силе тех грешников, которые не повинуются суду Божию, не покоряются Церкви Христовой и продолжают враждовать, несмотря на увещания, обличения, суд и, наконец, отвержение Церковью. Таким людям не может быть доступно представление о чувстве любви. Богоотступники горды, как сам враг человечества, которого не спасла любовь Божия, они себя ставят выше Христовой Церкви, и поневоле их остается только отвергнуть и предать анафеме!

Кого отлучает Церковь? Отрицающих бытие Божие, утверждающих, что мир сам случайно создался, без промысла Божия, отрицающих свойства Божии, вочеловечение Сына Божия, смерть и воскресение Его, извращающих важнейшие догматы веры, отрицающих безсмертие души, кончину века, Страшный Суд и Святые Таинства Церкви, святые предания, постановления Вселенских Соборов, святые иконы. Отлучаются люди, произносящие хулу на Святого Духа!


Источник: Твердость духа. Священномученик Се­рафим (Чичагов) / Сост. Чунтонова Наталья Ивановна. — М. : Издательство Летопись, 2016. — 272 с. — Серия «От сердца к сердцу». ISBN 978-5-9905-0341-0

Комментарии для сайта Cackle