профессор Сергей Сергеевич Аверинцев

Люцифер

ЛЮЦИФЕ́Р, Лу́цифер (лат. Lucifer, «утренняя звезда», т. е. планета Венера; в том же значении – греч. ὁ ἑωσφόρος, слав. Денни́ца), в христианской традиции одно из обозначений сатаны как горделивого и бессильного подражателя тому свету, который составляет мистическую «Славу» Божества. Оно восходит к ветхозаветному пророчеству о гибели Вавилона, в котором с исторически актуальными аспектами переплетаются эсхатологические мотивы и царю Вавилона приданы черты языческого демона планеты Венера: «Как упал ты с неба, Денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божьих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:12–15). Традиционная экзегеза относила эти слова к мятежу и падению сатаны. Это нашло отражение в иконографии: например, на фреске XVI в. в трапезной монастыря Дионисиу на Афоне под ногами Архангелов, держащих, как знамя, медальон с ликом Христа-Еммануила, простерта раскинувшая в изнеможении руки фигура с потемневшим лицом и надписью «Денница». Такое «светлое» обозначение сатаны не могло не быть парадоксальным (даже с учетом всей одиозности для христианства астральных культов), тем более что этот же символ употреблялся в совершенно противоположном смысле. В новозаветных текстах Христос именует Себя Самого: «Я есмь... звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16; срв. звезду из ветхозаветного пророчества Валаама, интерпретировавшуюся и иудейской, и христианской традицией как мессианский символ). Византийская церковная поэзия уподобляет и Деву Марию «звезде, являющей солнце» («Акафист Богородице», VI или VII в.). В этих случаях, по крайней мере, не употребляется само слово «Денница»; но Ориген (II-III вв.) применил и его к Иоанну Крестителю: тот предвозвещает Христа, как утренняя звезда предвозвещает солнце.

Поэт-символист Вяч. Иванов противопоставлял друг другу два сатанинских начала – Л., «духа возмущения», «силу замыкающую», обожествление личной воли, и Ахримана (Ангро-Майнью), «духа растления», «силу разлагающую», распад личности.



Источник: Сергей Аверинцев. Собрание сочинений / Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. София-Логос. Словарь. – К.: Дух и Литера, 2006. – 912 с.

Вам может быть интересно:

1. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Максим, Митрополит Всероссийский митрополит Евгений (Болховитинов)

2. Любовь – сущность христианства – Отпадение Денницы и Ангелов от Божественной жизни в самолюбие священномученик Александр Миропольский

3. Сатанизм. Библейский опыт осмысления проблемы протоиерей Олег Стеняев

4. Библейская энциклопедия – Денница архимандрит Никифор (Бажанов)

5. Вы – свет мира – О диаволе и демонах митрополит Иларион (Алфеев)

6. В доме Божием Антоний, митрополит Су́рожский

7. Православное Догматическое Богословие – Главы вступительные к отделу «О Боге – Спасителе мира.» протопресвитер Михаил Помазанский

8. Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста – Беседа 5. О счастье и несчастье святитель Иоанн Златоуст

9. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Ненависть святитель Димитрий Ростовский

10. Православное Догматическое богословие. Том 2 – Отделение пятое. Сын Божий – спаситель человека святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

Комментарии для сайта Cackle