профессор Сергей Сергеевич Аверинцев

Бонхёффер

БОНХЁФФЕР (Bonhöffer), Дитрих (4.2.1906, Бреслау, ныне Вроцлав, – 9.4.1945, концентрационный лагерь Флоссенбюрг), немецкий лютеранский теолог и религиозный мыслитель, участник движения Сопротивления. Ученик видного либерального теолога и историка Церкви А. Гарнака; вдохновлявший последнего идеал «интеллектуальной честности» в духе либерального гуманизма XIX в. оказал на Б. глубокое воздействие (ср. его симпатию к критическому духу мыслителей немецкого Просвещения, особенно Г. Э. Лессинга). С 1931 г. пастор, после гитлеровского переворота выступал против распространения расистских принципов на лютеранскую церковную жизнь в Германии; наряду с К. Бартом участвовал в основании оппозиционной «Исповеднической Церкви», противостоявшей пронацистскому движению «Немецких христиан». В 1936 г. как «пацифист и враг государства» отстранен от университетской деятельности; в 1943 арестован по обвинению в «подрыве вооруженных сил», в 1944 переведен в Бухенвальд; казнен.

Мировоззрение Б. непрерывно менялось, достигнув наибольшей зрелости уже в период заключения, когда он мог выразить его лишь в форме писем на волю. Яркие, остро сформулированные мысли Б. оказали широкое воздействие на послевоенную протестантскую теологию; часто его рассматривают как предшественника «атеистической» теологии середины XX в., отказывающей Богу в объективном онтологическом статусе и сводящей Его к беспредметному ориентиру экзистенциального выбора (т. н. «теология смерти Бога»), однако вряд ли это верно. «Религия» в лексиконе Б. – негативное понятие именно как противоположность веры в «живого» Бога, что сближает Б. с представителями диалектической теологии. Однако Б. резче, чем последние, осуждал религиозное утешительство, переключение человеческих интересов с земных задач, в решении которых оправдывает себя вера, на потустороннюю компенсацию негативных сторон земного опыта. Согласно концепции Б., современный человек достиг «совершеннолетия» и обязан во имя веры обходиться без «рабочей гипотезы Бога» как коррелята собственной познавательной немощи и без псевдорелигиозного прикрашивания безбожной жизни как коррелята собственной этической несостоятельности. «Не религиозный акт делает христианином, но соучастие в страданиях Бога посреди мирской жизни»; «опыт бытия-для-других», соотнесенный с примером Иисуса Христа, с точки зрения Б., «и есть опыт трансденденции» (D. Bonhoeffer, Widerstand und Ergebung, Münch, 1970, S. 396, 414).



Источник: Сергей Аверинцев. Собрание сочинений / Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. София-Логос. Словарь. – К.: Дух и Литера, 2006. – 912 с.

Вам может быть интересно:

1. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Вассиан Рыло митрополит Евгений (Болховитинов)

2. Библейская энциклопедия – Но архимандрит Никифор (Бажанов)

3. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Едем профессор Александр Павлович Лопухин

4. Слова и речи. Том II – Слово в день Рождества Христова митрополит Никанор (Клементьевский)

5. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

6. Sermons – Bartimaeus Антоний, митрополит Су́рожский

7. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Злонравие схиархимандрит Иоанн (Маслов)

8. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Умиление святитель Димитрий Ростовский

9. Послания – Послание 208(396). К мирянину Григоре преподобный Феодор Студит

10. Письма – 475. Без искушений и греха нельзя прожить. Надо стараться не слушать помыслов и творить Иисусову молитву преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс