профессор Сергей Сергеевич Аверинцев

Голгофа

ГОЛГО́ФА (греч. Γολγοθᾶ, из арам. galgaltā’, евр. gulgōleṯ «череп»; срв. лат. calvarium, рус. Лобное место), место Распятия Иисуса Христа (Мф. 27:33; Мк. 15:22; Ин. 19:17); расположено в районе пригородных садов и могил, к северо-западу от Иерусалима, за городской стеной. Позорная смерть Христа вне пределов города, рано ставшая символом бездомности, бесприютности христиан, соотносится с ветхозаветными очистительными обрядами, при которых тела закланных жертвенных животных удаляли за сакральную границу стана или города (срв. Евр. 13:11–12). Средневековая иконография часто делала фоном сцены Распятия городскую стену Иерусалима. Что касается самого слова «Г.», оно представляет собой просто обозначение холма, круглого, как череп. Христианское богословие связало Г. с черепом Адама, провиденциально оказавшимся прямо под крестом, чтобы кровь Христа, стекая на него, телесно омыла Адама и в его лице все человечество от скверны греха (как это с пластической выразительностью изображено, например, на картине Беато Анджелико «Распятие со святыми Николаем и Франциском»). Г. рассматривалась как «пуп земли», сакральный «центр мира».



Источник: Сергей Аверинцев. Собрание сочинений / Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. София-Логос. Словарь. – К.: Дух и Литера, 2006. – 912 с.

Вам может быть интересно:

1. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 164. Пр. Орсисий Тавеннисиотский. Пр. Авва Исаия. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

2. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Пример схиархимандрит Иоанн (Маслов)

3. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Инок преподобный Исаак Сирин Ниневийский

4. К ответам Иоасафа Ефесского Георгию Владимир Николаевич Бенешевич

5. Двухдневное пребывание на св. Афонской горе его императорского высочества великого князя Алексия Александровича архимандрит Леонид (Кавелин)

6. Отечник Проповедника – Исповедничество игумен Марк (Лозинский)

7. Святыни и древности Старой Руссы Михаил Владимирович Толстой

8. К вопросу о церковном суде в первые века христианства: [Ответ на критику труда «Церковный суд в первые века христианства»] профессор Николай Александрович Заозерский

9. Письма – 506. Больше смиряйся и себя укоряй, а не людей вини. Телесное послушание со смирением и терпением нужнее духовных подвигов преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

10. Поучение на день Преполовения протоиерей Василий Бандаков

Комментарии для сайта Cackle