профессор Сергей Сергеевич Аверинцев

Голем

ГО́ЛЕМ (евр. gōlem, «комок», «неготовое», «неоформленное»), в еврейских фольклорных преданиях, связанных с влиянием каббалы, оживляемый магическими средствами глиняный великан. Представление о Г. имеет предпосылки, специфические для мифологии иудаизма. Во-первых, это традиционный рассказ о сотворении Адама с подробностями – библейскими (Господь лепит человеческую фигурку из красной глины, животворя ее затем в отдельном акте вдуваемым «дыханием жизни», Быт. 2:7) и апокрифическими (исполинский рост Адама в его первоначальном облике; пребывание некоторое время без «дыхания жизней» и без речи – состояние, в котором Адам получает откровение о судьбах всех поколений своих потомков). Во-вторых, это очень высокая оценка магико-теургических сил, заключенных в именах Бога, а также вера в особую сакраментальность написанного слова сравнительно с произнесенным. Эти предпосылки накладываются на общечеловеческую мечту о «роботах» – живых и послушных вещах (срв. образ изваянных из золота «прислужниц» Гефеста, Hom. IL. XVIII, 417–420) и в то же время страх перед возможностью для создания выйти из-под контроля своего создателя (срв. сюжет об ученике чародея, зафиксированный в «Любителе лжи» Лукиана и использованный Гёте). Согласно рецептам, наиболее популярным в эпоху «практической каббалы» (начало Нового времени), чтобы сделать Г., надо вылепить из красной глины человеческую фигуру, имитируя, таким образом, действия Бога; фигура это должна иметь рост 10-летнего ребенка. Оживляется она либо Именем Бога, либо словом «жизнь», написанным на ее лбу; однако Г. неспособен к речи и не обладает человеческой душой, уподобляясь Адаму до получения им «дыхания жизней» (мотив предела, до которого человек может быть соперником Бога). С другой стороны, он необычайно быстро растет и скоро достигает исполинского роста и нечеловеческой мощи. Он послушно исполняет работу, ему порученную (его можно, например, заставить обслуживать еврейскую семью в субботу, когда заповедь иудаизма запрещает делать даже домашнюю работу), но, вырываясь из-под контроля человека, являет слепое своеволие (может растоптать своего создателя и т. п.). В качестве создателей Г. еврейские предания называют некоторых исторических личностей; наиболее знаменит создатель «пражского Г.» раввин Лёв (XVI – нач. XVII вв.).



Источник: Сергей Аверинцев. Собрание сочинений / Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. София-Логос. Словарь. – К.: Дух и Литера, 2006. – 912 с.

Вам может быть интересно:

1. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Иоасаф Заболотский митрополит Евгений (Болховитинов)

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Авделай профессор Александр Павлович Лопухин

3. Библейская энциклопедия – Мераия архимандрит Никифор (Бажанов)

4. Аскетизм по православно-христианскому учению. Книга 1 – 19) Архимандрит (ныне епископ) Тихон (Белавин) профессор Сергей Михайлович Зарин

5. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст

6. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Оглашенный святитель Григорий Богослов

7. Войдите в радость Господа: праздники церковного года епископ Серафим (Шарапов)

8. Послания – Послание 13(201). К Василию игумену преподобный Феодор Студит

9. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 183. Иероним, богатый учеными плодами. I. Он толкователь Свящ. Писания, а) переводчик: его исправление латинского текста Библии по греч.... святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

10. Письма – 218. Письмо к братии Малоярославецкого монастыря преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс