Письмо № 78. Н.С. Фуделю
23 I 1952,Усмань 440
Милый Николаша.
Как твой экзамен?
Посылаю то, что было в недошедшем письме 441. Может, это и не так существенно, но думаю, что следовало бы упомянуть хотя бы в примечаниях «для насыщенности» (особенно Утина и Сементковского с Нехлюдовым) 442.
Нет ли в твоем перечне моих выписок пропусков? Уже после письма с Чернышевским я послал еще одну выписку с Чернышевским («ответ Дудышкину») 443. Может быть, эта отдельная выписка в письме с Добролюбовым?
Затем ты ничего не писал об «Орловском сборнике» 444. Знаешь ли ты его? Там этот отрывок комедии с кружком Белинского? В библиотеке больше для тебя ничего нет.
Твои большие и хорошие письма все лежат у меня на столе не отвеченные.
Насчет эмпиризма в искусствоведении сильно сомневаюсь и не советую. Вообще лучше быть ближе к технике творчества, а не к теории его.
Технику я понимаю не только в смысле собирания материалов и способам обработки и вообще писания, но как совокупность бытового окружения творческого процесса, например кресло С<ергея> Тим<офеевича> или гоголевскую крылатку, улицы Москвы или внутренний вид лавки Смирдина 445.
Я решил пока оставаться в этой комнате 446, так как раз Варенька не приедет, то одному терпеть можно. Да и искать негде. К тому же беспорядки (пьяные) бывают редко, так что иногда даже думаю, что не напрасно ли я поспешил с недопущением Вареньки. Очень бы хотелось и надо бы увидеться. Может быть, мама сможет приехать одна? Я продам что-н<ибудь> и вышлю ей денег на дорогу?
Целую тебя и Лялю.
Твой п.
Прилагаю 6 страниц выписки и письмо маме.
Только что получил 150 руб., большое спасибо! Теперь я тоже начну получать пенсию, так что больше обо мне не думай, во всяком случае до марта, а может быть, и совсем.
* * *
Датируется по связи с предыдущим письмом.
По-видимому, речь идет о статье Н.Г. Чернышевского «По поводу «Автобиографии» Н.И. Костомарова», где упомянуты профессора Петербургского университета Б.И. Утин, В.Д. Спасович, М.М. Стасюлевич и др. Р.И. Сементковский – литератор, один из редакторов «Нивы», еженедельного журнала, выходившего в Петербурге в 1870–1918 гг.
Имеется в виду иронический отзыв Н.Г. Чернышевского (Современник. 1857. № 2) о статье литературного критика С.С. Дудышкина, посвященной творчеству И.С. Тургенева (Отечественные записки. 1857. № 1,4).
Речь идет об издании: Тургенев И. С. Материалы и исследования. Сборник под ред. проф. Н.Л. Бродского. Орел, 1940.
Речь идет о возможных или воображаемых музейных экспонатах и культурных реалиях музея «Абрамцево»: кресле Сергея Тимофеевича Аксакова, крылатке (плаще) Н.В. Гоголя, фотографиях или рисунках улиц Москвы, интерьере книжной лавки петербургского книгопродавца и издателя А.Ф. Смирдина (1795–1857).
Комната, которую С.И. Фудель снимал у Н.В. Петровской в Усмани.