Что, если вера «не помогает»?
Содержание
Православие «не работает»? Как возникает путаница Прагматическая теория истины Методики самопомощи и истина Истина сделает вас свободными Вера – новое основание для жизни
Православие «не работает»?
Как-то мне попалось интервью с женщиной, которая отошла от православной веры. По её словам, дело было так. Она годами ходила в церковь, исповедовалась, причащалась, молилась – но досаждавшие ей психологические проблемы никуда не уходили. Наконец она обратилась к светским психологам – которые ей эффективно помогли. Это побудило её разочароваться в Православии.
Это не единственный случай. Я сталкивался с почти такой же историей, только в этот раз женщине помогла техника медитации, которую она узнала в книге одного нехристианского автора. Но выводы сделала те же: Православие не работает, а работает что-то другое, поэтому нет смысла оставаться в Церкви. Еще один человек говорил о том, что не нашел в Церкви решения своих проблем – а нашел его где-то еще.
За всеми этими случаями стоит сходная ошибка, которую стоит рассмотреть подробнее.
Мы живем в мире, где очень популярна литература по самопомощи. Первыми книгами из этой серии, попавшими к русскому читателю сразу после падения коммунизма, были сочинения Дейла Карнеги, написанные еще в 1930-е годы, и с тех пор поток такой литературы не иссякал.
По большей части в них не было ничего в принципе неправильного. Советы вида «не надо быть зацикленным на себе эгоистом, надо слушать других, проявлять дружелюбие и благожелательность, и жизнь наладится» отражали здравый смысл, да и (довольно далекие) отзвуки евангельской этики.
В наши дни полки книжных магазинов заполнены литературой, которая обещает научить вас, как решить свои психологические проблемы, сделаться уверенным и невозмутимым, мотивированным и продуктивным, наладить отношения с окружающими и добиться успеха в жизни.
Качество таких советов может быть очень разным – и сейчас в нашу задачу не входит обзор этого рынка. Стоит заметить, однако, что он сформировал определенный подход к жизни: для врачевания душевных язв и исправления жизни существуют различные методики. Иногда они носят чисто психологический характер, иногда у них возникает заметный оккультный душок.
Люди могут воспринимать Православие как еще одну методику решения проблем – и оставляют его, когда оказывается, что оно так не работает. Это ошибка, с одной стороны, понятна, с другой, это именно ошибка, и на этом стоит остановиться подробнее.
Как возникает путаница
Правая вера – действительно источник мира и утешения. Люди, живущие церковной жизнью, в целом заметно более благополучны в отношении психологического и психиатрического здоровья (об этом на «Азбуке веры» есть подробная статья).
Нет ничего в принципе неправильного в том, чтобы искать в вере исцеления своих душевных язв. Христос говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28–30). Люди, которые прибегли к Нему, как к тихому пристанищу, обратились по адресу.
Писание много раз говорит о том, что вера приносит радость и утешение.
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2Кор.1:3–4).
Христос есть Тот, Кто исцеляет и утешает, дает мир и надежду. Христиане, будучи утешены Христом, способны утешать других.
Верующие часто делятся историями своего обращения. Человек вёл весьма жалкую и беспорядочную жизнь, пил, блудил, может быть, сидел в тюрьме – но вот до него достигла Благая Весть, он покаялся, уверовал, его жизнь переменилась к лучшему.
Теперь он разумный, ответственный человек, заботливый семьянин и законопослушный гражданин, который живет в доброй надежде на Царство Небесное.
Практика таких свидетельств особенно распространена в протестантском мире – но это никоим образом не значит, что она в принципе плоха.
Нет ничего неправильного в том, чтобы с благодарностью исповедовать милость Божию, которая извлекла вас из ямы. Мы можем найти пример этого у святого Апостола Павла, который охотно рассказывает о своем опыте обращения. Это важно для того, чтобы помочь осознать Евангелие не просто как «истину вообще», но как истину живую и действенную в жизни конкретных людей.
Но в этой практике есть определенная опасность.
Не раз и не два я слышал о реакции неверующих родственников или друзей на такого рода свидетельство – «ну, если тебе это помогает, то и на здоровье». В мире полно всяких психотерапевтических практик, которые призваны помочь человеку справиться с тревогами и горестями нашего земного существования и как-то привести в порядок его жизнь.
Религия тут может быть вполне эффективной – в конце концов, за ней стоит опыт тысячелетий. Вам помогает православное христианство? Рад за вас. А мне помогает трансцедентальная медитация.
К сожалению, в нашем мире первоначально христианская канва – «моя жизнь была ужасна, но вот я уверовал, и она переменилась к лучшему» – очень быстро была подхвачена как проповедниками других религий и культов, так и просто коммерческой рекламой.
«Всё в моей жизни шло наперекосяк, но вот я прошел тренинг/стал пить чудо-витамины/начал практиковать йогу, и всё наладилось».
Иногда такая реклама просто лжет – но не обязательно. Занятия спортом, например, могут существенно улучшить ваше и физическое, и психологическое состояние. Вы можете заняться общим делом в компании хороших друзей – и это тоже вас поддержит.
А кто-то отлично себя чувствует и без каких-либо духовных практик. Ему и так хорошо.
Поэтому мы рискуем создать ложное впечатление, говоря о Евангелии, прежде всего, как о средстве исправить свою жизнь. Ваша жизнь определенно улучшится, если вы станете искать Божьей помощи и хранить Его заповеди. Этому действительно есть множество примеров. Но христианство – это не один из способов улучшения нашей земной жизни.
Оно может быть полезно в земном плане – спасение, которое дарует нам Христос, начинается уже здесь, и благодать Божия приносит добрые плоды уже сейчас. Но мы придерживаемся нашей веры не поэтому. А потому, что она истинна.
То, что Благая Весть меняет жизнь людей к лучшему – одно из свидетельств её истинности, а не причина, по которой мы её принимаем. В современном мире люди часто по умолчанию исходят из других установок, на которые стоит обратить внимание.
Прагматическая теория истины
Существуют разные представления о том, что такое истина. Одно из них связано с так называемой «прагматической теорией истины». Она исходит из полезности знания, его эффективности. Истинным считается убеждение, позволяющее достичь успеха.
Вы хотите достичь результата – и «хорошим» будет то убеждение, которое этому поможет.
Например, если ритуал снижает тревожность и помогает людям справиться с угрозами и трудностями жизни, не важно, истинны ли представления, которые стоят за ним. Он важен в других отношениях – он может вдохновлять, утешать, объединять людей, давать им возможность выразить преданность общей традиции или общему делу.
Люди могут воспринимать религию (особенно религию предков) как чрезвычайно полезную, важную, даже жизненно необходимую – совершенно не задаваясь вопросом о том, насколько её представления соответствуют реальности. Она «истинна» в том смысле, что отражает наши глубокие общие ценности и переживания. Она необходима для выживания нашей культуры или – на личном уровне – для того, чтобы переживать свою укорененность в чем-то родном, близком, что позволяет человеку ориентироваться в мире и находить смысл в жизни.
В наши дни такого подхода по умолчанию придерживаются многие люди, которые ничего про «прагматическую теорию» не слышали. Люди часто говорят о том, что вера приносит им утешение и силы, помогает справляться с трудностями – а на уровне общества именно она является гарантом ценностей, необходимых для его сохранения.
Всё это может быть правдой. Действительно, если мы говорим о себе, православная вера сформировала нашу культуру и идентичность, а попытки создать чисто светскую систему ценностей работают плохо. И, действительно, многие люди могут рассказать о том, как вера помогла им лично – они оставили дурной и саморазрушительный образ жизни и обрели мир, покой и радость.
Результаты – это важный критерий. «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Мф.7:16).
Дурные плоды, в том числе нарастание психологических проблем, могут быть свидетельством того, что человек свернул не туда.
Однако у прагматической теории истины есть несколько трудностей.
Некоторые представления могут прекрасно работать на короткой (и даже средней) дистанции, но потом приводить к краху.
В 90-е годы наша страна переживала наплыв самых разнообразных культов. Одним из них был, например, «Аум Синрике», созданный японским мошенником (впоследствии террористом, казненным за газовую атаку в токийском метро) Секо Асахарой. Те, кто пытались говорить с адептами культа, обнаруживали, что все доводы разбиваются об уверения культистов, что «нам очень хорошо». Так было и с другими, явно ложными и гибельными культами – люди находили, как им казалось, решение всех своих проблем. Утешение, смысл жизни, любовь и понимание, радость и надежду – и были абсолютно счастливы. Какое-то время.
Но потом оказывалось, что первоначальная эйфория уходит, улыбки угасают, и, чтобы попытаться вернуть себе те, первые дни счастья, нужно выполнять всё более странные, нелепые и изнурительные требования.
Нечто похожее – в еще больших масштабах – происходит с последователями тоталитарных идеологий.
Как-то я смотрел интервью (снятое в 80-х годах) с пожилой немкой, которая в 1933 году, будучи юной девушкой, принимала участие в знаменитом нюрнбергском партийном съезде 1933 года. По её словам, в тот момент они были очень, очень счастливы, полны энтузиазма и веры в великое будущее.
Ложные, разрушительные и пагубные верования могут отлично работать какое-то время и приносить людям не только решение их психологических затруднений, но и ни с чем не сравнимое упоительное чувство «настоящей жизни».
Есть грустная поговорка про то, что розовые очки бьются стеклами внутрь. Реальность имеет пугающее свойство нагонять нас в самый неподходящий момент. Наши убеждения могут в прагматическом отношении работать какое-то время, а потом обернуться полной катастрофой.
Конечно, если атеисты правы, и в момент смерти наше сознание навсегда угасает, чтобы никогда больше не вернуться, такая катастрофа происходит не всегда. Реальность может нас и не догнать – мы умрем и перестанем существовать раньше. В этом случае у нас не так много причин беспокоиться об истинности наших верований.
Нации, политические движения или корпорации, как правило, имеют свои «мифы основания», которые помогают им ответить на вопросы «кто мы такие, что отличает нас от других и зачем мы существуем». Эти мифы могут очень слабо соотноситься с исторической реальностью – но это мало кого волнует. Их задача не информировать, а вдохновлять. Эта игра, в которую мы играем почти всерьез, помогает нам обрести единство, надежду и утешение – чего же еще от неё требовать?
Но если смерть – это не конец (а об этом говорят почти все религии), то нам стоит сосредоточиться не на вопросе «что нам помогает», а на вопросе «какова реальность». Потому что с реальностью мы рано или поздно неизбежно столкнемся.
С другой стороны, прагматическая привязанность к результатам может оттолкнуть человека от чего-то истинного, но не дающего быстрого эффекта. Многие дела, приносящие ценные и важные плоды, требуют долготерпения – готовности прилагать упорные усилия, не получая немедленного вознаграждения.
Учить грамматику иностранного языка, осваивать новую профессию, проходить курс лечения – всё это может быть нужным, плодотворным, но не приносящим быстрого результата. Для того, чтобы вы получили возможность наслаждаться поэзией на иностранном языке, нужны годы усилий.
А когда мы говорим о личных отношениях – о браке или о воспитании ребенка, – быстрые результаты вообще невозможны. Нужно долго и упорно меняться, учиться слушать другого, проявлять любовь и терпение в ситуациях, когда они подвергаются испытанию.
Можно сойти с дистанции, признав, что «это не приносит мне удовлетворения», но это помешает вам достигнуть чего-то очень важного.
Методики самопомощи и истина
Литература самопомощи и многочисленные методики решения своих проблем (знакомитесь ли вы с ними сами, например в Сети, или получаете от психолога-консультанта) исходят из прагматического подхода.
Клиент приходит к психологу с определенным заказом – «я хочу решить такую-то проблему. У него есть определённые желания и устремления. Избавиться от каких-то затруднений, приобрести какие-то способности, осуществить какие-то свои планы.
В задачи психолога или коуча совершенно не входит проповедь истины. Попытки обратить клиента в своею веру, как правило, считаются профессионально неуместными.
Истинно то, что работает прямо сейчас. Едва ли стоит спрашивать, какая психологическая методика «истинна». Очевидно, та, которая приносит нужный результат.
У человека есть проблемы, которые он хочет решить – избавиться от чего-то, что мешает ему жить. Например, болезненной тревожности или чрезмерной застенчивости.
Или, наоборот, он хочет приобрести что-то – способность сосредоточенно и эффективно работать. У него есть заказ, и он хочет, чтобы его выполнили.
Разумеется, нельзя утверждать априорно, что это плохо. Психолог, который помогает клиенту избавиться, скажем, от панических атак, оказывает благодеяние своему ближнему. Как и, скажем, врач, который лечит его от приступов головной боли.
И если клиент пришел к выводу, что эта методика (или этот специалист) не помогает, он вправе искать что-то другое.
Но вера лежит в другой плоскости.
Психологическая помощь, как правило, предполагает коррекцию мышления и поведения. Но вера предполагает перемену в человеке на гораздо более глубоком уровне.
Истина сделает вас свободными
В Священном Писании мы находим другое отношение к истине. Мы призваны верить не в то, что «работает», а в то, что является истиной совершенно независимо от нас, наших желаний или интересов. Более того, такова позиция не только Библии. Она стоит за всеми религиозными и философскими поисками человечества.
Люди самых разных убеждений соглашаются на том, что долг человека – стремиться к истине, причем независимо от того, насколько она удобна или соответствует нашим желаниям и планам. Истина – это не то, что удобно или эффективно, это то, что существует на самом деле.
Тут даже старомодные атеисты вроде Докинза могут согласиться с нами – хотя бы в том, что истина существует, мы должны к ней стремиться, а, познав её, жить сообразно ей.
Другое дело, что у людей могут быть разные представления об истине. Атеист, сохраняя благородное стремление к истине, не может его обосновать. По его убеждению, реальность безлична, бессмысленна, лишена воли и замыслов и не имеет для нас ни заповедей, ни обетований.
Если истина такова, то она не может нас ни к чему обязывать. Обязательства может налагать только личность, обладающая разумом и волей.
Говоря о том, что мы обязаны стремиться к истине, мы уже признаем за истиной личностный характер. И Библия это подтверждает. «Господь Бог есть истина», – говорит ветхозаветный Пророк (Иер.10:10), а Господь Иисус в Евангелии прилагает это слово к Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.14:6).
Вера в истину приносит свободу во многих отношениях – но, в частности, она исцеляет нас от сосредоточенности на себе. У нас появляется нечто безусловно большее, чем мы сами, цели и обязательства, которым мы должны последовать.
Мы бываем склонны избегать обязательств – но секрет счастливой и осмысленной жизни именно в том, чтобы их принимать.
Вера – новое основание для жизни
Поверить – значит радикально перестроить свою жизнь на новом основании.
Открытие, что существует Бог, Создатель мира и человека, являющийся абсолютным Источником всякой истины, добра и красоты, меняет всё. Более того, мы узнаём, что Бог создал каждого и каждую из нас для жизни вечной и блаженной; мы призваны к счастью, бесконечно большему, чем всё, о чём мы могли помыслить. Всё истинное и радостное в жизни, всякое добро и красота – отблеск Божьего света, в который мы призваны войти.
Мы узнаем о реальности чего-то несоизмеримо более важного, ценного, радостного и утешительного, чем всё, на что мы могли надеяться здесь, на земле. Существует рай Божий, мы можем в него попасть.
Как говорится в очень коротком (и гениальном) стихотворении английского поэта XVIII века Сэмюэля Колриджа,
Что, если ты уснул?
И что, если во сне ты видел рай небесный?
И что если во сне цветок сорвал ты странный и чудесный?
Что если ты проснулся – а цветок
Еще в твоей руке?
Ах, что тогда?
Вера означает, что у нас появляется новое и самое важное желание – пребывать в общении с Богом, и самое важное опасение – лишиться его.
Это не исключает из нашей жизни психологические методики; это меняет то, что мы от них хотим.
Например, робкий и неуверенный молодой человек идет на курсы так называемого «пикапа», чтобы освоить психологические методики совращения женщин. Ему хочется поднять свою убитую самооценку любовными победами.
Вера – если он обретет её – говорит о том, что он занимается в принципе не тем, и эти предполагаемые «победы» не принесут ему ничего хорошего. Ему нужно стремиться не к ним, а к настоящей, верной и преданной любви.
Он находит свое достоинство не в том, что он «добивается побед», но в том, что он принадлежит Богу, прощен и принят Им, и призван Им на служение.
Вера исходит из того, что Бог любит нас и неизменно желает нам блага – и по Своей премудрости знает, как нам этого блага достичь. Лучшее, что мы можем сделать для себя самих, – это довериться и покориться Ему.
Это не исключает психологической помощи там, где она уместна и нужна. Человек, переживающий, скажем, панические атаки, может обратиться за помощью в их преодолении, для того чтобы с новыми силами служить Богу.
Психологические проблемы могут препятствовать человеку на пути к вере. Например, тяжелый опыт юноши с родным отцом может мешать ему поверить в Отца Небесного, а опыт измены и развода затруднять женщине доверие к Богу.
Помощь опытного (желательно верующего) психолога тут может быть совсем не лишней. Но мы обращаемся ко Христу не для того, чтобы всего лишь решить наши будничные проблемы – и не можем оценивать нашу веру с точки зрения её «эффективности».
Я попробую пояснить это на примере.
По статистике, люди, состоящие в браке, живут дольше. Но если ваша главная цель при вступлении в брак – прожить подольше, у вас не получится счастливого брака, а значит, и искомое долголетие не будет достигнуто. В брак вступают по любви, а не в оздоровительных целях. А потом уже, живя в любви и взаимной заботе, обнаруживают, что это и для здоровья хорошо.
Вера определенно имеет свой психологический эффект – и, несомненно, позитивный, если в ней всё в порядке. Но нельзя ставить этот эффект главной целью, иначе он никогда не будет достигнут. Мы веруем во Христа, потому что Он есть Истина, а не потому, что эта вера помогает. И, обратившись к Нему именно как к Истине, мы обретем мир, утешение и исцеление.