Моногамия и здравый смысл
Содержание
Усталость от быстрых знакомств Мы созданы не для этого Гражданская война внутри нас Ложная вера Моногамия не работает? Моногамия и «патриархальное угнетение» Несчастье хорошо продается Почему близость не может быть «стаканом воды» Прощение и свобода
Усталость от быстрых знакомств
На либеральном портале Huffpost вышла большая статья, которую быстро перевели и у нас. Оказалось, что «женщины всё реже ходят на свидания и сидят в приложениях для знакомств. Их опыт отношений с мужчинами был настолько плохим, что они пробуют кратковременное воздержание».
Как говорит одна из женщин, «Многие мужчины относятся к женщинам как к сексуальным объектам, и я очень устала от мужчин, пытающихся переспать со мной просто потому, что для них это какой-то вызов».
Выгорание и усталость, на которые жалуются пользователи (особенно пользовательницы) приложений для знакомств, указывают на упрямый факт: мы созданы для моногамии.
Долгое время людей призывали праздновать «сексуальную свободу», избавление от всех тех дремучих и отсталых табу, которые мешали людям наслаждаться жизнью. Табу, очевидно, были придуманы завистниками и невротиками, фригидными клушами и лицемерными святошами, чтобы они, испортив жизнь себе, могли испортить её и всем остальным.
Мысль, что человеку стоит вступить в брак и хранить верность, воспринималась (да и воспринимается) как невыносимо угнетательская, особенно по отношению к женщинам.
Семья – это вообще ужасное место, где женщина должна стирать и готовить для мужчины, которому она «принадлежит», и его детей, пребывая непрестанно «босой, беременной и на кухне».
Но сейчас – провозглашали адепты «сексуальной революции» – мрачные времена моногамии прошли, люди вольны следовать своим желаниям. Мы все имеем «право на стремление к счастью», никто: ни родители, ни церковники, – не вправе лишать нас свободы делать, что мы хотим.
На стороне «сексуальной революции» оказались не только «юношеские (и не столь юношеские) похоти», но и могучие коммерческие интересы.
В английском есть выражение «sex sells» – «секс продает». Реклама чего угодно – от автомобилей до носков – постоянно эксплуатирует образы молодых привлекательных женщин. Бесконечные сериалы и фильмы обязательно включают в себя внебрачные связи – не по каким-то идейным, а по чисто коммерческим причинам.
Интернет сделал поиски «партнера на одну ночь» особенно простыми и недолгими – и, казалось бы, на этой очищенной от всяких признаков «религиозных табу» лужайке счастливые кролики могли резвиться сколько угодно.
Но оказалось, что ни к какому счастью это не привело. Качество отношений оказалось таким, что женщины предпочитают оставаться одни.
Разрушение моногамии, которое люди праздновали как великое достижение, оборачивается горьким одиночеством.
Мы созданы не для этого
Почему? Потому что мужчины и женщины не созданы для торопливых связей с незнакомцами из интернета. Они созданы для брака – верных, преданных, заботливых отношений, в которых находит выражение глубочайшая человеческая потребность: любить и быть любимыми.
Такова наша природа. Пытаясь поступать против неё, мы неизбежно обретаем только несчастье.
Как-то я слышал популярную песенку с неожиданно глубоким смыслом. «Будешь ли ты любить меня, когда я больше не буду молодой и красивой?» – спрашивает девушка. И с глубокой верой и надеждой продолжает: «Я знаю, ты будешь! Я знаю, ты будешь!»
Это глубочайшая потребность человеческого сердца в верной, надежной, неотступной любви, которую не нужно покупать или зарабатывать, которая не иссякнет и не прекратится. Любви, которая не исчезнет ни через пять, ни через десять, ни через пятьдесят лет. Любви, которая не оценивает тебя придирчиво – стоишь ты её или нет. Любви, где ты не будешь предметом гардероба, который выбросят, когда он износится, или гаджетом, вызывающем восторг, пока он новый, а потом он надоест и будет заменен свежей моделью. Как пелось в другой популярной песенке,
Когда вся надежда уйдет, я останусь
Неважно, как ты далеко – я буду близко,
Неважно, кто ты есть. Я – твой ангел.
Есть еще миллион песен – талантливых и нет, на гениальные или дурацко-слащавые стихи, которые выражают ту же потребность в искренней, верной и неотступной любви.
Человек, женщина или мужчина, пламенно желает, чтобы в ней (или в нём) увидели кого-то стоящего любви, нужного и важного, единственного и необходимого. Когда люди уже не верят в то, что их могут полюбить просто так, за то, что они есть, они согласны на уцененный вариант. Пусть их полюбят и признают за их достоинства.
Порой люди ищут любви и признания самыми странными и болезненными путями – как человек, мучительно умирающий от голода, может пытаться есть очень странные вещи.
Люди пытаются повысить свою привлекательность. Женщины прилагают огромные усилия, чтобы выглядеть соблазнительней, мужчины – чтобы производить впечатление богатых и сильных.
Некоторые совершают какие-то глупые поступки, чтобы оказаться в центре внимания.
Люди вовлечены в гонку, в которой хотят оказаться достаточно привлекательными, достаточно успешными, достаточно желанными, чтобы их полюбили – и фоном этой гонки всегда выступает страх, что другие тебя обойдут.
Люди испытывают голод не по сексуальному удовлетворению, а именно по любви. В то же время люди раз за разом совращаются на путь, где любовь найти невозможно.
Почему так происходит? Люди хотят жить в истинной любви, слагают про неё стихи и песни, но у них ничего не выходит. Почему? Что за мощная сила не дает нам жить в той любви и доверии, какие мы бы хотели? Почему мечты вновь и вновь оказываются разбиты?
Гражданская война внутри нас
Я воспользуюсь примером из другой области. Один мой друг в 1990-е годы во время эпидемии героиновой наркомании находил в подвалах наркоманов – грязных, завшивевших и болезненно тощих – и пытался вместе с другими членами его общины помочь им вернуться к жизни.
Он рассказывал, что наркоман одновременно кричит две вещи: «Оставьте меня в покое!» и «Не бросайте меня!». Так бывает не только с наркоманами. Человек, с одной стороны, отчаянно нуждается в помощи и даже умоляет о ней, с другой – ожесточенно отвергает её.
Так и с любовью. С одной стороны, люди хотят любить и быть любимыми. С другой – они разрушают возможность любви своими руками. Почему это происходит?
В нас борются конфликтующие желания. Мы хотим немедленного удовольствия – как алкоголик хочет выпить. В то же время мы хотим прочного счастья. Наши природные импульсы находятся в ужасающем беспорядке, нас тащит в разные стороны. Люди хотят вечной любви, но еще они хотят, как говорилось какой-то дурацкой рекламе, «по-быстрому, без обязательств».
Человек часто оказывается ареной гражданской войны между различными живущими внутри него устремлениями.
Эта проблема, которая сопровождала человеческий род, сколько он себя помнит. Как мы оказались в состоянии такого раздрая?
Наша вера отвечает на этот вопрос. В результате катастрофы, которую богословы называют грехопадением. Наша способность быть любящими и верными подорвана тем, что мы отпали от Первоисточника любви и верности, Бога.
Грех по-разному проявляет себя в нашей жизни – и в жизни общества, в котором мы живем. В частности, он виден в ложных убеждениях и дурных примерах, в которых вокруг нас нет недостатка. В ложных ожиданиях, которые обваливаются раз за разом, причиняя мучительную боль, но которых люди продолжают держаться несмотря ни на что.
Однако мы даже в этом бедственном положении способны выбирать, каким из наших порывов мы последуем, а какие отвергнем.
Различные внешние влияния занимают ту или другую сторону в нашей внутренней гражданской войне, но мы сами выбираем, кого мы будем слушать и кому верить. Мы даже в падшем мире всё еще можем выбрать любовь и верность. Что нам мешает? Прежде всего, ложные убеждения, которые мы сформировали сами или которые мы восприняли от других людей.
Ложная вера
Бывают убеждения, которые порождены несчастьем – и увеличивают это несчастье. Например, человек стал жертвой медицинской ошибки или небрежности. Это вызвало в нём убеждение, что врачам доверять нельзя. Даже в случае серьезной болезни лучше лечиться народными средствами, вычитанными в интернете, чем обращаться за помощью в клинику.
Конечно, со стороны его ошибка очевидна: из того, что у него был такой печальный опыт с одним врачом, не следует, что все врачи плохи, и что, обратившись к другому врачу, он столкнется с тем же самым.
Но самому человеку может быть (на фоне его личной травмы) это трудно понять. Он будет искать поддержки в своем убеждении, что врачам доверять нельзя, а в эпоху интернета найти её совсем нетрудно. Если специально искать, то можно найти много сообщений о врачебных ошибках или о недостойном поведении медиков. А уж осложнения после операций могут быть и у лучших хирургов.
Бывает и так, что человек никак лично не пострадал, но по каким-то причинам ему близка идея, что к медицине нельзя прибегать. Он тоже легко найдет себе единомышленников, которые укрепят его в этом убеждении.
Бывают убеждения, вызванные мучительным (личным или чужим) опытом в отношениях. Человек, выросший в семье, где с ним обращались плохо, будет склонен видеть в семье вообще ужасное место и горячо поддерживать ювенальную юстицию, которая должна была бы спасти его от извергов, но её тогда еще не было.
Человек, который оказался несчастен в браке, будет склонен отрицать брак как таковой – и он (или, еще чаще, она) легко найдет примеры, подтверждающие эту точку зрения.
Беда в том, что такие убеждения будут, как теперь говорят, «токсичны», то есть будут только увеличивать несчастье.
Женщина, которая верит, что все мужчины угнетатели и насильники, уже поэтому не сможет выстроить ни с кем из них отношений любви и доверия. Мужчина, который верит, что все женщины алчные и циничные манипуляторки, интересующиеся только деньгами, оказывается в ситуации самосбывающегося пророчества. Если у него и будут отношения с женщинами, то только с такими.
Люди, увы, склонны к подобным ложным и отравляющим убеждениям, а в наши дни на их укрепление работает еще и целый ряд дополнительных факторов.
С одной стороны, счастливые семьи существуют. В них нет ничего удивительного или необычного. Мы вполне можем знать наших родственников, или друзей, или сослуживцев, верующих или неверующих, у которых это есть – преданная и верная любовь, пронесенная через годы.
С другой стороны, есть примеры обратного – мучительных, скандальных разводов, которые производят особенно травмирующее впечатление, когда они происходят в ближнем круге человека. И более всего, когда это его родители.
Чрезвычайно рискованное дело – слепо доверять людям.
За неверием в брак часто стоит мучительный опыт рухнувших отношений – люди хотели любви и верности, мечтали о них, но столкнулись с чем-то другим. Незрелостью или предательством.
Вера в брак, твердое намерение хранить верность совершенно не дают гарантии, что вас не предадут. Ведь это зависит от другого человека, а у него есть свободная воля. В этом падшем мире не существует гарантированного счастья. Однако существует гарантированное несчастье – и некоторые взгляды на мир ведут именно к нему. Если вы доверяете, вы рискуете. Если не доверяете, вы наверняка останетесь в одиночестве.
В то же время мы сталкиваемся с мощной пропагандой, которая говорит: «не верь глазам своим». Мол, на самом-то деле все изменяют всем, сегодня у них счастливая семья, а завтра будет безобразный бракоразводный процесс с распиливанием совместно нажитой мебели. Эти ложные убеждения и стоит рассмотреть.
Моногамия не работает?
Первое, что можно прочитать: «Моногамия нереалистична. Она не работает. Она еще могла держаться, когда люди в 40 лет были уже глубокими стариками, а в 50 умирали. Но сейчас – посмотрите на статистику разводов!»
В Сети легко наткнуться на огромное количество квазинаучных публикаций, которые уверяют, что верность, «пока смерть не разлучит нас», невозможна и неестественна.
Те же гормоны, которые раньше придавали нынешнему партнеру непреодолимое очарование, теперь побуждают искать кого-то нового. Это биология, глупые. Британские ученые доказали. Вот, у птичек с бабочками то же самое. Хотя нет, птички не подходят – у них там много моногамных видов.
Но, так или иначе, любой человек, который проявит интерес к этому вопросу, столкнется с огромным количеством пропаганды, которая будет уверять его, что он не может и не должен хранить верность.
Но как именно должна «работать» моногамия? С таким же успехом можно сказать: «Здоровый образ жизни не работает! Посмотрите на всех этих больных людей!». Чтобы здоровый образ жизни «работал», вы должны ему следовать, а чтобы ему следовать, вы должны в него поверить, признать его чем-то нужным и желанным.
Отказаться от быстрого утешения в виде вредной еды, выпивки или курения и задуматься над тем, что именно привело нас в уныние и почему мы такого утешения ищем.
Есть что-то, на первый взгляд, контринтуитивное в предположении, что, если ты откажешься от быстрых способов поднять себе настроение, оно в итоге улучшится. Однако это работает именно так. Алкоголь, например, загоняет в депрессию, и, отказавшись искать утешения в выпивке, человек, через какое-то время заметит, что стал оптимистичнее смотреть на жизнь.
Воздержание от некоторых «радостей жизни» приводит к тому, что ваша жизнь становится более радостной. Это было хорошо известно всем религиозным традициям и античным философам, а сейчас признано и светскими психологами. Ничто так не лишает человека наслаждения, как погоня за наслаждением.
Но даже на этом примитивном уровне воздержание – это акт веры. Бургер и пиво – вот они, прямо перед носом, это удовольствие, которое можно получить прямо сейчас. А в то, что воздержание от того и другого сделает нас здоровее и в итоге счастливее, нужно поверить. А если человек не верит в здоровый образ жизни, он не будет его вести, а если его не вести, он, конечно, и не «сработает».
Чтобы моногамия «работала», в неё надо сначала поверить.
Моногамия и «патриархальное угнетение»
О традиционном браке постоянно говорится как о месте насилия и угнетения, где женщина вынуждена быть для мужчины наложницей, прачкой, поварихой, а также матерью и нянькой его детей. При этом критики брака проявляют, с одной стороны, поразительный пессимизм, а с другой – невероятный оптимизм в отношении человеческой природы.
Мы, христиане, верим, что люди грешны и могут поступать друг с другом дурно. Бывают мужья (как, впрочем, и жены), которые ведут себя ужасно.
Но бывает, причем довольно часто, и по-другому: муж и жена нежно любят друг друга, проявляют преданность и заботу, их физическая близость является проявлением любви, а не насилия и эксплуатации.
Да, она стирает и готовит – в то время как он крутится на трех работах, чтобы у неё и их общих детей было всё необходимое. Люди грешны, но это не значит, что брак, в котором муж и жена живут в любви и взаимной заботе, невозможен.
Среди мужчин бывают опасные психопаты – и неосторожная женщина может выйти за одного из них замуж. Но большинство людей не психопаты; они способны на любовь и заботу, ничего нереального в счастливом браке нет, и этому есть множество примеров.
С другой стороны, критики брака проявляют какой-то невероятно наивный оптимизм – веру в то, что отказ от моногамии сделает женщин более свободными и защищенными.
Почему-то случайный знакомец из приложения, который заведомо не питает к женщине эмоциональной привязанности, не собирается разделять её жизнь и даже не будет знакомиться с её родителями, будет обращаться с ней лучше, чем законный супруг.
Почему-то мужья – это ужасные люди, тираны, эксплуататоры и насильники. А вот стоит тем же мужчинам перейти из разряда мужей в разряд любовников на одну ночь, так они сразу сделаются добрыми, заботливыми и глубоко почитающими свободу и достоинство женщины.
Разумеется, это не так, и вероятность нарваться на опасного психопата в приложении для знакомств гораздо выше. Как пишут в той же статье, «Кроме того, женщины очень боятся, что при знакомстве через приложение могут наткнуться на кого-то опасного. Есть жестокая шутка, что мужчины в приложении боятся, что их поймают, а женщины – что их убьют».
Несчастье хорошо продается
Почему же настолько явно токсичные убеждения так популярны? Существуют мощные рыночные силы, которые их поощряют. Дело в том, что человеческие слабости хорошо эксплуатируются финансово.
То, что сталкивает человека вниз, обычно прекрасно продается. Это относится и к материальным товарам – таким, как алкоголь (несмотря на все ограничения) и наркотики (выгода которых перекрывает даже страх суровой кары закона). Это верно в отношении продукции виртуальной – в интернете порнография гораздо популярнее, скажем, шедевров мировой живописи.
Это так и в отношении идей. То, что поможет людям оправдать их слабости и нравственные провалы, будет приниматься на ура.
Несколько лет назад у меня был тяжелый разговор с одним моим знакомым. Он переживал то, что называют «кризом середины жизни», когда человек понимает, что молодость прошла и не вернется.
Он доверительно рассказал мне о том, что собирается, наконец, официально развестись и вступить в брак с женщиной, которую любит уже давно. Его прежний брак уже умер, от него осталась пустая, никому не нужная формальность.
Я не знал его жену – видел только её фотографию. Черноволосая женщина, быстро располневшая и постаревшая. Потом – от других людей – я узнал, что у нее серьезные проблемы со здоровьем.
Видел я мельком и новую возлюбленную моего знакомого, симпатичную белокурую студентку. Похоже, брак действительно умер, и человек явно искал эмоциональной поддержки в трудной для него ситуации. Что-то явно его тяготило и беспокоило. Он чувствовал себя не в своей тарелке и хотел поговорить с кем-то, кто мог бы его сочувственно выслушать.
Люди, которые делают что-то явно неправильное, ищут поддержки, кого-то, кто убедил бы их, что всё в порядке – и даже готовы заплатить, лишь бы им, желательно с ученым и убедительным видом, объяснили, что им не в чем упрекать себя.
Спрос порождает предложение: несложно будет найти консультанта-психолога, который объяснит, что вы ни в чем не виноваты, или публикацию «британских ученых», которые путем тщательных исследований установили, что все так только и поступают.
Возникает целая «индустрия оправдания», готовая помочь человеку справиться с угрызениями совести. Но у неё есть и один побочный эффект – она внушает представление о неверности как о норме и не только оправдывает измены задним числом, но и поощряет их.
Более того, существуют идеологические течения, для которых традиционная семья – в принципе зло, причем зло центральное. Планета перенаселена, люди и поддерживающие их промышленность и сельское хозяйство выделяют слишком много углекислоты, это ведет к перегреву атмосферы и глобальной катастрофе.
Поэтому чадородие – зло, а традиционная моногамная семья – главная структура, которое это зло производит. Поэтому её стоит всячески разрушать. В частности, под тем лозунгом, что «гетеронормативизм», традиционное представление о семье, состоящей из мужчины, женщины и детей как о норме – это источник угнетения «меньшинств».
За этой идеологией стоят существенные политические и финансовые ресурсы, которые помогают подталкивать тех, кто и так падает.
Со всех сторон людей убеждают в том, что старые табу, исходившие из убеждения, что близость создана для брака, стоит отбросить и относиться к сексуальным потребностям так же просто, как любым другим. Однако раз за разом оказывается, что это не работает.
Почему близость не может быть «стаканом воды»
В представлении о том, что близость должна быть «освобождена» от уз брака, нет конечно, ничего нового. Мы можем вспомнить, например, теорию «стакана воды», популярную у нас в 20-тые годы XX века.
Идея состояла в том, чтобы похоронить буржуазные предрассудки и относиться к потребностям пола так же, как любым другим физиологическим потребностям. Вступить в близость должно было быть так же легко, как выпить стакан воды.
Довольно скоро стало ясно, что такое отношение приводит к самым разрушительным последствиям для общественного здоровья, и большевики волей-неволей стали поддерживать более традиционные формы отношений между полами.
Луначарский в 1927 году с неодобрением описывал теорию «стакана воды» так: «Очень приспичила половая нужда, нужно её удовлетворить. Россказни про любовь, брак – штука буржуазная. Нужно учиться у природы, у жизненной правды; она не знает ни романов, ни усложнений. Молодежь говорит: пол, удовлетворение пола есть вещь голая, простая, надо отучиться об этом задумываться. А если у девушки возникали сомнения, если она говорила: может быть, это и правильно, может быть, это и научно, но всё-таки, как же это будет, если ты меня бросишь, а у меня будет ребенок, то что же мне делать? – «Он» отвечал ей: „Какие мещанские рассуждения! Какая мещанская предусмотрительность! До какой степени ты сидишь в буржуазных предрассудках! Нельзя тебя считать за товарища!”»
Он также цитирует письмо одного комсомольца:
«В этом пункте мы имеем влияние на некоторых членов союза разных стихов и другого хлама, который сочиняли поэты и прочие бумагомаратели о том, что любовь есть украшение личной жизни, а не голое размножение, что она должна быть как яркий букет хороших цветов и прочая „плешь”, между тем любви нет, а есть физиологическое явление природы, и телячьи нежности тут решительно ни при чем».
Эксперименты со «стаканом воды» к концу 20-тых годов были свернуты, но само представление о том, что стремление к близости – это потребность, подобная другим физическим потребностям, и её стоит удовлетворять так же легко, сохранилось.
Именно они стоят за «приложениями для знакомств», соединяющих мужчин, которые хотели бы «по-быстрому, без обязательств», и женщин, согласных на это.
Но беда в том, что близость – это не стакан воды, и не может быть стаканом. Даже на чисто физиологическом уровне. Биологически говоря, мы – млекопитающие, от природы мы склонны создавать устойчивые пары и заботиться о потомстве. Человек обладает, в сравнении с другими видами живых существ, гораздо более долгим детством. На мать ложится огромный труд заботы о беспомощных детях, поэтому необходимо, чтобы отец в это время их защищал и кормил.
Моногамия сообразна нашей природе.
Поэтому чехарда партнеров в приложениях для знакомств и оставляет людей уставшими и опустошенными. Они пытаются насытиться тем, что для этого не годится.
Мы нуждаемся в глубокой теплой привязанности к одному-единственному человеку противоположного пола, в отношениях, предполагающих верность и доверие, когда мы знаем, что нас не предадут и не бросят – и мы сами не предадим.
Физиологическое влечение – топливо, материал для создания таких отношений. Когда человек пускается в случайные связи, он растрачивает впустую ресурс, который необходим для созидания настоящего счастья.
Прощение и свобода
Большинство из нас родилось и выросло в культуре, где верность на всю жизнь уже давно не считается обязательной нормой. Нас с детства окружают романы и сериалы, в которых смена «партнеров» подается как нечто само собой разумеющееся. Интернет поставил легкие и ни к чему не обязывающие знакомства на поток.
Когда что-то уже стало культурной нормой, очень трудно признать это плохим. Все вокруг так поступают – неужели они все неправы? Или, более болезненный вопрос – неужели я был неправ, поступая таким образом?
То, как «принято» вокруг нас, создает так называемые «культурными ожиданиями» – то, как человек «должен» себя вести. Если еще десятилетия назад нормой было вступить в брак и хранить верность, то сейчас продвигается совсем другой тип отношений. Эти отношения не делают человека счастливым – и не могут.
Избегать их и искать настоящей любви и преданности можно и по чисто светским причинам.
Никак нельзя сказать, что моногамия – это чисто христианское изобретение. Это норма для самых разных культур. Но христианство добавляет нечто принципиально другое – покаяние и прощение. Возможность начать с чистого листа.
Ожидания среды, в которой мы вращаемся, а еще более наши прошлые поступки создают колею, из которой трудно выбраться. Наши грехи, как и грехи, совершенные против нас, продолжают на нас висеть и определять нашу жизнь годы спустя.
Кажется, уже поздно возвращаться к невинности, есть даже шутливое выражение «вспомнила бабушка девичий стыд».
Но Евангелие говорит – нет, не поздно. Бог может (и хочет) освободить нас от нашего прошлого, каким бы оно ни было. Священное Писание говорит это с большой настойчивостью. «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис.44:22).
В пятидесятом псалме – наверное, самом частом в церковных молитвословиях – говорится: «омой меня, и буду белее снега» (Пс.50:9).
В Церкви постоянно прославляются святые, которые до своего обращения были тяжкими грешниками.
Можно свернуть с того пути, который ведет только к горечи и опустошению, и обратиться к тому, для чего нас создал Бог. К любви и верности.