Первые шаги в вере

Источник

Непременная часть христианской жизни – молитва и чтение Священного Писания. Как человеку, который только вступает в церковную жизнь, приступить к тому и другому?

Содержание

Приступая к молитве Что не является молитвой Дерзновение и смирение Молитва – наше участие в духовной битве Молитвенное правило Почему мы молимся готовыми словами? Молитва Церкви Что такое Священное Писание? Богодухновенность Священного Писания Библия – книга Церкви Приступая к чтению Писания Живо и действенно  

 

Приступая к молитве

Герой известного советского фильма «Они сражались за Родину», когда снаряды начинают рваться вокруг него, взывает к Богу: «Господи, спаси меня! Господи, не дай меня в трату!», а когда страх чуть отступает, смущенно бормочет: «Вот ведь до чего человека довели, сволочи». Он – атеист и, как многие атеисты, молится в минуту беды и опасности. Я сам был «молящимся атеистом». Хотя молитва – это первое и самое простое проявление веры, мы нередко начинаем молиться раньше, чем уверуем.

Молитва часто кажется человеку последним прибежищем, знаком отчаяния, поступком человека, которого довели обстоятельства. Но жизнь устроена очень неожиданно – часто именно в тяжелых обстоятельствах мы совершаем поразительно радостные открытия.

Молитва – это проявление смирения, мы понимаем, что сами не справляемся. Но когда мы признаем это, мы открываемся навстречу великому и поразительному дерзновению. Оказывается, непостижимо великий Бог, сотворивший всё это огромное мироздание, готов меня услышать, обратить внимание, вникнуть в мою ситуацию. Мы часто не смеем так думать, но молитва, любая молитва, предполагает именно это.

Поверхностные атеисты часто упрекают христиан в приниженности, мол, «рабы Божьи», на коленях ползают. Более глубокие атеисты упрекают нас, напротив, в возмутительном, непомерном возвеличивании человека: Творец Вселенной (а, возможно, и вселенных), если Он реален, это Кто-то непостижимо огромный и важный, и думать, что вот сейчас Он всё бросит и побежит тебя выслушивать – это какое-то невероятное дерзновение.

Люди с трудом уделяют друг другу внимание; даже членам одной семьи бывает нелегко оторваться от многочисленных экранов и поговорить друг с другом. На наше внимание могут рассчитывать только очень, очень важные для нас люди. Нам трудно свыкнуться с мыслью, что Бог в молитве уделит нам всё время, которое мы уделим Ему. Тем не менее это так. Бог никуда не торопится. Ему всегда на всех хватает времени – Он является Создателем времени. Он никогда не отмахнется от нас. Он всегда выслушивает вас с абсолютным вниманием – так, как если вы были у Него единственным во всём мироздании. В каком-то смысле это так и есть – каждый человек уникален в Его глазах. У Него есть ангелы, архангелы, все святые и все, кто молится Ему по всему лицу земли, но Он ожидает именно вашей молитвы.

Что не является молитвой

Но перед тем как говорить о молитве дальше, мы должны остановиться на том, что часто ошибочно принимают за молитву. Молитва не является заговором, заклинанием или магическим обрядом.

Иногда их путают, а иногда люди, предоставляющие своим нерассудительным клиентам оккультные услуги, намеренно добавляют в свои заклинания элементы церковных молитвословий. На самом деле молитва прямо противоположна любым формам магических заклинаний. Магия – это попытка манипуляции сверхчувственным, когда человек пытается заставить духовный мир действовать в его интересах. Даже в отношениях между людьми вы не станете пытаться манипулировать теми, кого любите и уважаете. Вы просто обратитесь к ним с просьбой.

Так и молитва – это личная просьба, хвала или благодарность, обращенная к Богу. Мы доверяем Тому, к Кому обращаемся, и признаем, что результат не в наших руках. Мы не можем его контролировать, тем более торговать им, как делают колдуны и маги.

Молитву также не стоит путать с другой практикой – медитацией. Принципиальная разница здесь в том, что медитирующий обращен на себя, в то время как молитва всегда обращена к Богу – в том числе, когда мы просим о молитве Его святых.

Дерзновение и смирение

Православная вера открывает нам две тесно связанные истины о человеке, которые важно осознавать одновременно. Человек – в том числе я и вы лично – любимое творение Бога. Мы (включая вас лично) созданы по образу Божию и призваны к тому, чтобы разделить Его вечную и блаженную жизнь. Каждый из нас уникален и бесконечно дорог в Его очах. Поэтому в молитве есть такое огромное дерзновение – мы знаем, что обращаемся к Тому, для кого мы любимы и важны.

Но мы, весь человеческий род, отпали от Бога в грех – мы не просто совершаем плохие поступки, сама наша природа глубоко повреждена. Сами по себе мы не можем вернуться к той жизни вечной и блаженной, для которой были созданы.

Поэтому в молитве всегда есть и другая сторона – смирение. Мы пали, мы нуждаемся в милости, в прощении, в помощи для того, чтобы выйти на путь спасения и устоять на этом пути. Чтобы унаследовать ту вечную радость, для которой нас Бог создал, мы должны глубоко измениться, вернее, дать Богу глубоко нас изменить.

Эти две стороны тесно связаны. Чтобы признать нашу вину и слабость, мы должны быть уверены – и уверены очень глубоко – что нас любят и принимают. Мы осознаем любовь Божью, которая спасает нас от греха и его последствий, когда понимаем реальность греха.

Вера в любовь Божью без сознания нашего падшего состояния приведет нас к пагубной беспечности; сознание греха без веры в Божью любовь – к унынию и отчаянию, которое ещё хуже. Поэтому слова молитв, которые предлагает нам Церковь говорят нам и о нашем уповании на Бога, и о нашем падшем состоянии.

Молитва – наше участие в духовной битве

Церковь учит, что мир сотворен благим Богом, но некоторые из Его творений – часть ангелов и люди – отпали от Бога в грех. Падшие ангелы – бесы – постоянно стремятся разрушить установленный Богом порядок вещей и особенно отношения Бога и человека. Как хорошо эту мысль выразил Достоевский, «тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Речь идет не о физическом столкновении, в котором бы полки ангелов оспаривали галактику у орд бесов, а именно о напряженной борьбе за человеческие души, в том числе мою и вашу.

Молитва – это наше прямое участие в этой битве; как говорит святой Апостол Павел, «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф.6:11–18).

Молясь, мы участвуем в деле Божьем, сражаемся на Его стороне – Бог действует в мире через молящихся христиан.

Поэтому в православной традиции говорится о «подвиге молитвы». Как только мы приступаем к молитве, мы обнаруживаем, что формально самое несложное действие – потратить хотя бы несколько минут в день на произнесение определенных слов – оказывается поразительно трудным. Утром, как только мы открываем глаза, на нас сваливаются новости и дела этого дня, надо вскакивать и куда-то бежать, вечером мы слишком устали и, хотя до этого находилось время и на социальные сети, и на компьютерные игры, и на сериалы, оказывается, что молиться нам решительно некогда.

Этому явлению есть понятное объяснение – молясь, мы сталкиваемся с сопротивлением духовных сил зла, которые из всех сил стремятся удержать нас от молитвы. Иногда мы молимся с огромным трудом, как будто карабкаясь вверх по крутому склону, но именно такая, «трудническая», как её называют, молитва особенно важна и приносит особенно много плодов.

Молитвенное правило

Иногда мы думаем о молитве как о чём-то спонтанном – естественной, без каких-либо усилий возникающей реакции на ясное утро, величественный лес или своды древнего храма. Конечно, хорошо, когда она возникает, и мы должны следовать этому порыву. Но построить свою молитвенную жизнь только на таких порывах не получится. Очень скоро мы обнаружим, что такие порывы угасают, потому что мы находимся в состоянии духовной битвы, а битвы не ведутся под настроение. Они требуют труда и упорства.

Поэтому Церковь подчеркивает важность молитвенного правила – утром и вечером, в любую погоду, независимо ни от чего, мы становимся на молитву и обращаемся к Богу и Его святым со словами молитв.

Утреннее и вечернее молитвенное правило есть в любом молитвослове. Если читать его полностью, оно занимает 15–20 минут. Для людей только входящих в Церковь и не имеющих опыта молитвы, его бывает возможно несколько сократить – об этом стоит посоветоваться со священником.

Но очень важно, чтобы мы не оставляли ни утра, ни вечера без молитвы – это так же необходимо для нашей христианской жизни, как дыхание.

Именно молитва – самое важное из того, что мы делаем в течение дня. Как сказал святейший Патриарх Кирилл, «духовная жизнь – это не хобби, не развлечение, на которое у нас может хватать или не хватать времени. Это основание, на котором мы строим всё остальное...»

Если мы начинаем наш день с молитвы, мы закладываем фундамент, на котором у нас всё будет выстроено в должном порядке, и, как сказано в Священном Писании о благочестивом человеке, всё, что он ни делает, успеет (Пс. 1:3).

Почему мы молимся готовыми словами?

Иногда людям кажется странным, что мы молимся по молитвослову. Молитва – это личное общение с Богом, и обычно мы не общаемся с людьми готовыми текстами. Конечно, мы можем молиться Богу и своими словами, но молитвослов очень важен по целому ряду причин.

Во-первых, мы призваны молиться каждый день, непрестанно и упорно – и такое молитвенное делание требует немалого труда. В этом случае готовые слова молитв – тем более, когда мы уже запоминаем их практически наизусть, так, что они изливаются из нас естественно, как дыхание, – это важная помощь. Они помогают нам держать нашу молитвенную жизнь на плаву, в то время как, ища вдохновения и всё время пытаясь найти свои собственные слова, мы скоро вообще оставили бы молитву.

Во-вторых, мы никогда не говорим «своими словами». Мы учимся родному языку от других людей. Мы изливаем наши мысли, чувства и отношения в готовых речевых формах, воспринятых из культуры, в которой выросли – из книг, фильмов и песен, оказавших на нас влияние. Мы обычно просто не замечаем этого до тех пор, пока не начинаем учить другой язык или знакомиться с чужой культурой.

Если мы выросли в Церкви, слова молитв, составленных другими людьми, льются из нас естественно, как в миру мы можем не задумываясь говорить цитатами из литературной классики или из любимых фильмов. Но если мы входим в неё уже взрослыми, сложившимися людьми, нам понадобится время и усилия, чтобы освоить этот новый для нас язык молитвы.

В-третьих, в молитве мы всегда выражаем веру – то, что мы полагаем истинным о Боге и нас самих. Молитвы Церкви учат нас этой вере, делают учение Церкви личным, переживаемым нами опытом.

Произнося: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу», мы не просто признаём Троицу, как истину, данную нам в божественном откровении, – мы взываем к Богу-Троице, устанавливаем с Ним личные отношения. Читая молитвы, которые предлагает нам Церковь, мы учимся её вере.

В-четвертых, когда мы обретаем веру во Христа, мы не изобретаем её заново Мы разделяем веру Церкви, миллионов людей, живых и уже перешедших к Господу. Эта вера выражается в молитве и, молясь, мы входим в поток, который струится через века и поколения, и даем ему пропитать наши мысли и чувства. Мы никогда не молимся в полном одиночестве; мы присоединяемся к молящейся Церкви.

Молитва Церкви

Решение поверить во Христа каждый человек принимает за себя, но это решение вводит нас в Церковь – сообщество верующих. С точки зрения Священного Писания невозможно быть христианином вне Церкви. Как говорит Христос, «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18).

Обычно утреннее и вечернее правило мы совершаем дома, но обязательная часть нашей молитвы – это молитва в Церкви, вместе со всем народом Божьим.

В один из самых волнующих моментов пасхального богослужения, когда мы стоим с незажженными свечами и впервые – после Великого Поста и Страстной Седмицы – слышим провозглашение «Христос воскресе!», мы принимаем огонь от священников и передаём его друг другу. Затем мы торжественно совершаем крестный ход вокруг храма, и при этом, если погода хоть немного ветреная, наши свечи гаснут. Но мы вновь зажигаем их от свечей тех, кто идет рядом с нами.

Это образ того, как живет наша молитва и вера – мы получаем её от Церкви, ибо мы не знали бы и имени Христова, если бы Церковь не возвещала бы Его все эти две тысячи лет. Мы сохраняем и поддерживаем её тоже в Церкви, принимая огонь веры от других и передавая его дальше.

Конечно, участие в богослужении требует усилий, как усилий вообще требует молитва и духовная жизнь. Но из всего, на что люди тратят свои усилия, именно молитва приносит плоды в вечности, и наши труды никогда не остаются тщетными.

Что такое Священное Писание?

Библию часто называют «книгой книг», потому что это самая влиятельная, часто издаваемая и переводимая книга в истории. Но когда мы откроем её, мы обнаружим, что это, скорее, библиотека, которая состоит из десятков различных текстов. Эти книги отличаются по авторству, по тому, когда они были написаны, на каком языке, по тому, к какому жанру они относятся, – в Библии есть исторические хроники, поэзия, пророчества, наставления, письма и многое другое.

Но, тем не менее, не будет ошибкой назвать Библию именно книгой, в единственном числе, потому что все эти тексты, создававшиеся на протяжении тысячелетий, объединяет общий сюжет. И если описать этот сюжет буквально в двух словах, то эти слова – «история спасения».

Библия открывает нам Бога, Который создал мир и человека из чистой щедрости, для того чтобы разделить с людьми ту вечную и блаженную жизнь, которой обладает Он сам. Но люди отпали от Бога в грех, и началась та трагическая и мучительная история падшего мира, который мы знаем сейчас. Однако Бог входит в эту историю и превращает её в историю спасения. В ней разворачивается Его замысел о преодолении зла и греха и возвращении людей к той жизни вечной и блаженной, для которой они были созданы.

Около четырех тысяч лет назад Бог избирает Авраама – человека, которого мы называем «Отцом Веры», и открывается Ему как Бог Всемогущий. Бог заключает с Авраамом завет, то есть близкий личный союз, в котором Авраам верит и повинуется Богу, а Бог обещает Ему потомство, многочисленное, как песок морской. Идет время, Авраам и его супруга Сарра становятся глубокими стариками, но остаются бездетными. Но Авраам верит в то, что Бог исполнит Свое слово – и оно исполняется. Чудесным образом у Авраама и Сарры рождается ребенок – Исаак.

Потомки Авраама и Исаака – древние евреи – попадают в рабство в Египте, но Бог, помня о Своем завете, выводит их на волю через пророка Моисея и ведёт в обетованную (то есть «обещанную Богом») землю. Бог через Моисея даёт людям закон, по которому они должны жить, и люди становятся народом Божьим, избранным для того, чтобы в мире, погрязшем в поклонении идолам, свидетельствовать о едином истинном Боге.

История народа оказывается запутанной и трудной: люди отпадают от завета с Богом и поклоняются ложным языческим божествам, Бог посылает пророков, чтобы вернуть их к истине, но люди не слушают, а нередко даже убивают их.

Упорное непослушание Богу навлекает на народ беду – языческие захватчики выселяют их из обетованной земли в чужую страну. Но и там Бог не оставляет Своих людей. Он посылает пророков, которые говорят о том, что, когда люди покаются в своем отступничестве, Он вернёт их в обетованную землю.

Но пророки говорят и о чём-то гораздо большем – о том, что Бог пошлёт Праведного Царя, Мессию. Само слово «Мессия» (или, по-гречески, Христос) означает «помазанник». В древности избрание человека на какое-то важное служение – Царя или Пророка – знаменовалось обрядом, в ходе которого на голову человеку возливался освященный елей. В этом смысле «помазанников» было много. Но постепенно в Библии проступает образ Помазанника, Мессии в абсолютном смысле – Того, Кто воцарится навеки и принесет Царство гармонии и мира, когда даже смерть будет побеждена:

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6–9).

Об этой таинственной фигуре Пророки говорят, что Он родится как Младенец, но в то же время будет называться «Богом крепким»: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).

Однако о Помазаннике говорится и как о Том, Кто претерпит искупительные страдания и смерть ради других: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис.53:5–6).

Наконец, все эти века ожидания, падений и покаяния, завершаются – и разворачиваются самые важные события в человеческой истории, описанные в той части Библии, которая называется Новым Заветом.

В народе Божьем появляется Дева, именем Мария, Которая становится Матерью Мессии. Сверхъестественным образом, без участия земного мужа, она зачинает во чреве и рождает предсказанного пророками Спасителя. Ему нарекают имя «Иисус», которое означает «Бог спасает».

Иисус вырастает и выходит на проповедь, возвещая, что в Его лице пришло долгожданное Царство Божье. Более того, Он открывает, что в Нём мы встречаем не просто Пророка или посланца от лица Божья. Он называет Себя Судией, Который будет судить все народы в последний день. Господом, Которому мы все призваны покориться как законному Правителю мироздания. Спасителем, на Которого мы должны с верой полагаться. Тем, Кто посылает ангелов и пророков. Если пророки Ветхого Завета начинали речь словами: «Так говорит Господь», то Иисус говорил: «А Я говорю вам».

Множеством путей, прямо и косвенно, Иисус говорит о том, что в Его лице мы встречаем Бога. «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9).

Он относит пророчества о Праведнике, страдающем за грехи других, к Себе, и говорит о цели Своего прихода: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45).

Так и происходит – Его облыжно обвиняют в богохульстве и мятеже и приговаривают к распятию. После того как Он умер и был погребен, некоторые женщины, его ученицы, пришли к гробнице, чтобы помазать Его тело благовониями, как этого требовал обычай того времени.

Они обнаружили, что гробница пуста, а ангелы возвестили им о том, что Христос воскрес. Вскоре и Он Сам явился ученикам, поручив им проповедовать всем народам Благую Весть о том, что через Его смерть и Воскресение Бог дарует людям прощение грехов и жизнь вечную, и все мы призваны принять этот дар через покаяние и веру.

Спасительная вера проявляется в том, что мы присоединяемся к Церкви, которую Он создал, через Крещение и пребываем в ней через Евхаристию и хранение заповедей.

Человеческая история, какой мы её знаем, завершится, когда Господь Иисус вернется во славе, чтобы судить живых и мёртвых. Тогда этот мир греха и страдания останется в прошлом, и мёртвые воскреснут, чтобы войти в жизнь вечную и блаженную в том преображённом мироздании, о котором говорили пророки.

Богодухновенность Священного Писания

Иногда сомневающиеся говорят о том, что «Библию написали люди». Разумеется, люди – а кто должен был её написать? Инопланетяне? Подсознательно люди ожидают от священной книги, что она должна упасть с неба в готовом виде, но это, разумеется, не так. Библия формируется на протяжении долгого времени, в её создании принимает участие множество людей. Что же делает Библию словом Божьим? То, что сама Библия называет «богодухновенностью». Как говорит святой Апостол Павел, «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16). А святой Апостол Пётр указывает на то, что «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21).

Богодухновенность, как правило, не означает прямой диктовки и не имеет ничего общего с оккультными практиками вроде «автоматического письма». Бог не подавляет и не уничтожает личностей священнописателей, но действует в них и через них, направляя как их действия, так и весь процесс формирования священного текста таким образом, чтобы открыть нам все истины, необходимые для нашего спасения.

Таким образом, будучи написана людьми, Библия является словом Божьим, которое исходит от Бога и через которое Он действует в жизни людей.

Библия – книга Церкви

Итак, было бы очевидной ошибкой думать, что Библия упала с неба, люди стали читать её и так появились верующие в Бога. Дело – как свидетельствует сама Библия – обстояло ровно наоборот. Бог избрал – или, вернее, создал – общину людей, с которыми заключил Завет (Заветы): сначала потомков Авраама, потом – апостолов, и внутри этой общины и возникли тексты, которые мы теперь знаем как Священное Писание.

Когда апостолы писали Послания, вошедшие в Новый Завет, – и чуть позже, когда были записаны Евангелия, – Церковь уже существовала, проповедовала слова и деяния Христа, крестила новообращённых и совершала Евхаристию.

Церковь, община верных, первична по отношению к Библии. Это Церковь создала Библию – не наоборот. Именно Церковь признала боговдохновенность Писаний Ветхого Завета, составила канон Писаний Нового Завета, совокупив их в единый состав. Христос не говорит: «Я оставлю вам книгу». Он говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).

Христос пребывает со Своей Церковью «во все дни до скончания века» (Мф.28:20), и Святой Дух наставляет её на всякую истину (Ин. 16:13).

Поэтому важно помнить, что мы читаем Библию не в гордом одиночестве, а вместе с другими христианами, прислушиваясь к тому, как её понимали верующие люди до нас – особенно признанные Церковью Святые Отцы и толкователи.

Очень хорошо и полезно читать не только сам библейский текст, но и толкования, которые в наши дни легко найти в интернете: святого Иоанна Златоуста, святителя Феофана Затворника и других признанных Церковью учителей веры. Все они увещевают нас к тому, чтобы мы постоянно читали Библию – это такая же необходимая часть нашей христианской жизни, как молитва.

Приступая к чтению Писания

Библия радикально отличается от любой другой книги; когда вы открываете Священное Писание, вы оказываетесь в особом присутствии Бога, Который обращается к вам через этот текст. Митрополит Антоний Сурожский пишет о своём обращении: «И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь. Со мной случилось то, что бывает иногда на улице, знаете, когда идешь – и вдруг повернёшься, потому что чувствуешь, что кто-то на тебя смотрит сзади. Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей глав Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос…

И это было настолько разительное чувство, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть».

Мы можем не переживать Его присутствие настолько отчетливо, но от этого оно не становится менее реальным. Открывая слово Божье, мы встречаемся с Ним и Его словом, обращённым к каждому из нас лично здесь и сейчас. Мы должны отнестись к этому слову с предельным вниманием – что Бог хочет сказать мне? Что я должен понять и изменить в моей жизни?

Иногда люди начинают читать Библию так же, как роман – начиная с первой страницы. Это тоже хорошо, но для человека, только начинающего своё знакомство с Писанием, в этом есть некоторая опасность – он может прочитать книгу Бытия, Исход, забуксовать где-то в районе книги Чисел, на этом и оставив чтение.

Нам стоит начать не с начала Библии, а с её смыслового центра – Господа нашего Иисуса Христа и Евангелий, которые о Нём повествуют. Как говорит о цели своего Евангелия святой Апостол Иоанн, «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).

Можно начать и с того, что каждый день прочитывать те отрывки Писания, которые читаются в Церкви, – их легко найти в любом православном календаре.

Живо и действенно

Апостолы постоянно говорят о том, что Библия – это не просто назидательный текст; она могущественно действует в жизни тех, кто читает её с молитвой и верой. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр.4:12). Оно есть «сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим.1:16) .

Читая Библию с верой, мы входим в общение с живым Богом – нашим Создателем и Спасителем; в нас совершается не всегда очевидный для нас самих процесс духовного возрастания. Поэтому так важно не оставлять чтения Писания – даже если что-то кажется нам непонятным, нас не должно это смущать. Мы станем понимать больше по мере нашего возрастания в Церкви. Главное, чтобы мы выработали привычку к усердному чтению Писания и ни в коем случае не оставляли её.


Источник: Худиев С.Л. Первые шаги в вере. [Электронный ресурс] // Азбука веры. 26.08.2020.

Комментарии для сайта Cackle