Азбука веры Православная библиотека Сергей Львович Худиев Почему вера апостолов в Воскресение не могла быть заимствована у других религий?


Сергей Львович Худиев

Почему вера апостолов в Воскресение не могла быть заимствована у других религий?

Содержание

Отношение к загробной жизни. По ту сторону смерти… Но верования первых христиан изначально были революционно новыми. Почему? Попробуем разобраться. Если бы Воскресения Христова не было  

 

Существует распространенное мнение, что вера в воскресение Христа была основана на уже существовавших верованиях различных религий. Это утверждение опровергли многие христианские богословы. В современном богословии эта тема тоже не раз поднималась, например епископом Англиканской церкви Николасом Томасом Райтом. Епископ Николас Райт – один из ведущих современных специалистов по Новому Завету, известен, в частности, тем, что в достаточно либеральной англиканской среде твердо отстаивает веру в буквальное, телесное, физическое воскресение Господа Иисуса Христа и приводит целый ряд доводов. В своих лекциях Райт предлагает рассмотреть исторический фон, на котором возникло христианство, чтобы убедиться: вера в Воскресение Христово – революция, а не естественное развитие языческих или иудейских верований той эпохи.

Какие же доводы приводит Николас Райт?

Отношение к загробной жизни. По ту сторону смерти…

…для язычников:

Языческий мир не сомневался в непобедимости смерти. Считалось, что после смерти все отправляются в призрачный подземный мир, откуда нет возврата. И только Платон и его последователи верили в какую-то форму чисто духовного бессмертия и полагали, что душе гораздо лучше оставаться чистой, навсегда отделенной от тела.

Само слово «воскресение» означало для язычников не какую-то неведомую «жизнь после смерти», а буквальное возвращение к телесной жизни в этом мире – независимо от того, что происходило с человеком сразу после смерти. И в такое воскресение язычники категорически не верили. Правда, в литературных памятниках можно найти множество упоминаний о призраках умерших, которые могут являться живым. Но это никогда не называлось «воскресением» – воскресение могло быть только телесным.

… для иудеев:

Что же до иудеев, то часть из них (например, саддукеи) была солидарна с язычниками и не верила ни в какую будущую жизнь – тем более, телесную. Другие (как философ Филон Александрийский) сходились, скорее, с последователями Платона, которые ожидали славного, но чисто бестелесного посмертия. Но большинство иудеев, насколько мы можем судить, верили в воскресение мертвых в последний день, когда Бог преобразит весь мир и даст Своим верным новые тела, чтобы жить в нем.

… для христиан:

А во что верили первые христиане? Ну, прежде всего, их, как и иудеев, больше интересовало не то, что происходит сразу после смерти, а то будущее, когда осуществится Божий замысел и люди будут воскрешены из мертвых. Но внутри этого еврейского представления мы можем назвать не меньше семи чисто христианских модификаций.

Это очень важно, поскольку верования, касающиеся посмертия, в любой культуре обычно очень консервативны и не меняются от поколения к поколению: люди в минуты горя не интересуются новинками, они ищут утешения в том, чему научились от своих предков.

Но верования первых христиан изначально были революционно новыми. Почему? Попробуем разобраться.

Иудеи и христиане:

1 В раннем христианстве (в отличие от иудаизма) не было разных мнений относительно жизни после смерти. Христиане могли спорить – иногда довольно резко – на самые разные темы, но были единодушны в своих представлениях о воскресении мертвых.

2 В то время для иудеев тема воскресения была далеко не главной. Многие иудейские трактаты ее вообще игнорировали. У христиан же воскресение переместилось в самый центр веры.

3 Иудеи смутно представляли себе, воскреснут ли люди в таких же телах, как сейчас, или в каких-то других. Христиане же твердо исповедовали: воскресшие тела будут «преображены и прославлены», они будут материальны, но в то же время будут обладать совершенно новыми свойствами – будут «нетленными», то есть не подверженными разрушению и смерти.

4 Иудеи ожидали воскресения всего народа Божия в конце времен. Христиане с этим соглашались, но утверждали, что с одним человеком – Иисусом Христом – это уже произошло.

5 У христиан появилось то, что библеист Доминик Кроссан назвал «эсхатологией соработничества». Они верили, что Бог призывает их трудиться вместе с Ним над осуществлением Его замыслов – и для этого Он посылает Святого Духа, который действует в христианах и через них – в мире, чтобы принести в него то глубокое преображение, которое стало возможным благодаря жертвенной смерти и воскресению Христа. Мы не находим этому аналогов в иудаизме.

6 Изменилось метафорическое значение слова «воскресение». Иудеи понимали под ним восстановление Израиля как независимого государства и нации. Христиане же подразумевали под ним Крещение, в котором человек умирает для прежней жизни и, благодаря силе Святого Духа, воскресает для новой – в послушании Богу.

7 Никто из иудеев не верил, что Мессия умрет – а значит, и в то, что он воскреснет. Ни одному иудею, имевшему традиционные для того времени представления, и в голову бы не пришло, что умерший на кресте Иисус – Помазанник Божий. Но христиане изменили представление не только о воскресении, но и о Мессии: они с самого начала утверждали, что именно Воскресение Христово является подтверждением того, что Он – Мессия.

Если бы Воскресения Христова не было

Правда, и в иудаизме был ряд выбивавшихся из общего ряда мессианских или пророческих движений. Но со смертью их лидеров ученики оказывались перед выбором – либо покинуть движение, либо найти себе другого Учителя. И если бы христиане захотели последовать их примеру, у них даже был очевидный кандидат – Иаков, брат Иисуса, человек, пользовавшийся глубоким уважением, один из лидеров Иерусалимской церкви. Но никто не видел в нем Мессию.

Все это опровергает утверждения скептиков – что убитые горем апостолы просто позаимствовали идею воскресения в современной им культуре, или что они сначала поверили, что Иисус прославлен на небесах, а уж потом, постепенно дошли и до веры в Воскресение.

Епископ Райт призывает поставить небольшой мысленный эксперимент. В 70-том году нашей эры, через 40 лет после распятия Иисуса, римляне захватили Иерусалим и взяли в плен тысячи евреев, включая человека, в котором они видели лидера восстания – Симона Бар Гиору. Его провели в оковах по улицам Рима в триумфальной процессии, а потом публично бичевали и казнили.

Представим себе нескольких еврейских повстанцев, которые спустя три дня – или три недели – прячутся в каком-нибудь укрытии. И вдруг один из них говорит:

– Я верю, что Симон был Мессией! И что он им остается!

– Да нет же! – отвечают ему. – Его убили римляне! Если нам нужен Мессия, нам надо найти кого-то другого!

– Но я верю, – настаивает первый, – что он воскрес из мертвых!

– Ты о чем? – недоумевают его товарищи. – Он умер и погребен!

– Нет, – упорствует он, – я верю, что Симон был вознесен к Богу!

Его товарищи озадачены:

– Ну конечно, он был вознесен! Все мученики, убитые язычниками, отправляются к Богу! И Бог воскресит его в последний день.

– Да нет, вы не понимаете! Я чувствую Божию любовь. Я чувствую, что Бог простил меня за то, что я сбежал! Я чувствую странную теплоту в сердце. А недавно у меня было полное ощущение, что Симон жив и что он – со мной!

Но его тут же с раздражением перебивают:

– У нас у всех бывают видения! Иногда очень яркие. Многие видят призраков недавно умерших друзей и родных. Но это же не значит, что они воскресли из мертвых! И уж точно не значит, что кто-то из них – Мессия. А ты, если чувствуешь «теплоту в сердце» – спой псалом и не делай диких заявлений о покойниках.

Иначе говоря, человек, который первым стал бы утверждать, что Иисус воскрес – во что предлагают поверить скептики – столкнулся бы с такой же реакцией, потому что ни иудейские, ни языческие верования не давали почвы для веры в воскресение Распятого. Исторически такое объяснение христианской веры в Воскресение не только неправдоподобно – оно невозможно, подчеркивает Райт.


Источник: Журнал "Фома"

Вам может быть интересно:

1. Церковь Христова со времен апостолов протоиерей Михаил Соколов

2. Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола. Часть 2 архиепископ Евсевий (Орлинский)

3. Послания Апостола Павла к Тимофею архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

4. Послания св. ап. Павла к коринфянам 2-е, к галатам и к ефесянам по основным спискам четырех редакций рукопис. славян. Апост. текста профессор Григорий Александрович Воскресенский

5. Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла епископ Никанор (Каменский)

6. Чтение греческого текста Деяний и Посланий апостольских профессор Александр Александрович Некрасов

7. Можно ли отвечать на критику? Сергей Львович Худиев

8. Архипастырское Послание митрополит Исидор (Никольский)

9. Слово похвальное на пренесение мощей свв. Бориса и Глеба: неизданный памятник литературы XII века Хрисанф Мефодиевич Лопарев

10. Вознесение Господне епископ Гермоген (Добронравин)

Комментарии для сайта Cackle