святитель Василий (Богдашевский), исповедник

О личности св. Апостола Павла1

При каждом почти богослужении мы слушаем чтения из богодухновенных посланий св. Апостола Павла, – из его послания к Римлянам, или Коринфянам, или Галатам, или из других посланий. Можно выразить скорбь, то эти чтения бывают так кратки: не успеют как бы начать, а уже и оканчивают; кажется, сказал бы: продолжайте, ещё немного продолжайте, но чтение оканчивается… Послания св. Апостола Павла нас духовно питают; то неистощимая сокровищница истин веры и христианской жизни. Cв. Павел дает наставления всем – «рабам и господам, начальникам и подчиненным, мужам и женам, родителям и детям, супружеству и безбрачию, мудрости и невежеству» (св. Григорий Богослов). Его послания – это «небо по чистоте», «море – по глубине» – «море, содержащее в себе не драгоценные камни, и не пурпур, но сокровища гораздо лучшие этого…все блага царствия небесного » (св. И. Златоуст). Послания св. Павла неотделимы от его великой личности, которая вся, как бы вылилась в этих посланиях, и мы видим в них беседующего с нами Павла. На этой великой личности св. Апостола мы и остановим ваше внимание в той мысли, что если обыкновенные выдающиеся лица нас вдохновляют, ободряют и восхищают, то что сказать о сем «ангеле во плоти»?

Св. Апостол Павел – это великий избранный сосуд Божий. В жизни его произошла такая перемена, которая естественным путем необъяснима и все попытки такого объяснения никогда не приводили и не приведут к цели. Прежний яростный гонитель христианства, связывавший и предававший в темницу христиан (Деян. 22:4.5; ср. Деян. 9:1 и дал.), становится ревностным учеником и последователем Христа; прежний не в меру ревнитель иудейских преданий (Гал. 1:14), сидевший у ног Гамалиила (Деян. 22:3)2, склоняется теперь к подножию креста Христова – того креста, который был для иудеев соблазном, а для эллинов безумием (1Кор.1:23) и живет теперь только во Христе (Галат. 2:20), хвалится только крестом Христовым (Гал. 6:14). Слова явившегося ему на пути в Дамаск Господа: «Савл, Савл, что ты гонишь меня» (Деян. 22:7) пронзили его душу, ослепили его глаза телесные, но открыли ему глаза духовные, и на месте Савла – гонителя мы видим св. Павла, крестившегося и омывшего свои грехи именем Господа Иисуса (Деян. 22:9 и далее). Это не была какая-то магическая перемена в душе будущего великого Апостола Христова; христианство не знает вообще никакой магии, и в нем сверхъестественное гармонически соединяется с естественным, хотя и вовсе не поглощается им. Cв. Павел стремился всеми своими силами к оправданию, искал спасения своей мятущейся души, с глубокой горечью взывая: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24), и Господь дивным образом явил ему это спасение, открыл ему возлюбленного Сына Своего (Гал. 1:16), снял с его очей покрывало, которое лежало на его глазах, как и на очах всех иудеев при чтении ветхозаветного закона (2Кор. 3:14).

Дивное знамение милости Божией совершилось над Савлом, ставшим великим Апостолом Павлом. О подобных знамениях мы обыкновенно забываем, становимся к ним глухи, всё приписываем себе и своим силам. Но св. Павел о своем чудесном обращении к Христу никогда не забывал, а оно наполняло всю его жизнь, было, так сказать, жизненным нервом его души. «Господь, – говорит он, – явился мне, как некоему извергу», т.е. такому, который недостоин называться и человеком, образует как бы недоношенный плод человека. «Я наименьший из апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатиею Божиею есмь то, что есмь» (1Кор. 15:8–10). «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый, но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал всё долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него в жизни вечной» (1Тим. 1:15, 16).

«Я», – говорит св. Павел, – «сделался служителем по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его. Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неизследимое богатство Христово» (Ефес. 3:7, 8).

И св. Павел неумолчно благовествует неизмеримое сокровище Евангелия Христова, какая-то сверхчеловеческая сила наполняет его душу. Явившийся ему в одно время Господь ободряет, утешает его и повелевает: «говори и не умолкай» (Деян. 18:9). И св. Павел говорил и не умолкал, – говорил перед царями и владыками, пред мудрыми и невеждами, пред иудеями и эллинами. Сам он свидетельствует, что он более других Апостолов потрудился; «не я, впрочем, – прибавляет, – а благодать Божия, которая была со мною» (1Кор. 15:10). А сколько бед и страданий пришлось перенести св. Павлу за дело Христово! Эти страдания, можно сказать, неиcчислимы!.. «Я, – пишет Апостол, – каждый день умираю» (1Кор. 15:31). «Нам Бог судил быть как-бы приговоренными к смерти… Терпим голод, и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся» (1Кор. 4:9, 11). В одном месте своих посланий св. Апостол довольно подробно перечисляет свои страдания, испытанные им в его благовестнических трудах. « Я, – говорит он, – был в трудах безмерно, в ранах… в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сороку ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, – в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2Кор. 11:23–27). Подлинно сверхчеловеческая энергия!... В одно время св. Павел был выведен в Ефесе на арену цирка для борьбы со зверями (1Кор. 15:32); однажды в корзине был спущен из окна и только таким образом избежал рук своего преследователя (2Кор. 11:32). Не забудем, что св. Павел был немощен по плоти, невзрачен по виду (Гал. 4:13), скудельный сосуд в собственном смысле (2Кор. 4:7), что не один раз служило предметом язвительности его врагов, старавшихся всячески подорвать его апостольский авторитет в глазах верующих. Сам св. Павел говорит, то ему дано «жало в плоть, ангел сатаны», удручать его, чтобы он не превозносился (2Кор. 12:7). Много различных взглядов существует по вопросу, что такое «жало в плоть», данное св. Павлу, но наиболее представляется вероятным, что здесь разумеется физическая болезненность, физические страдания, переживаемые Апостолом и ставившие ему препятствия в деле проповеди. Но, однако, в том немощном теле был величайший дух; сила Божия, по слову самого Апостола, в немощах совершается (2Кор. 12:9).

«В труде» был св. Павел, «и в изнурении, часто во бдении» (2Кор. 11:27). Средства существованию во время своих благовестнических трудов он снискивал по большей части своими собственными руками. Хотя он имел право, по его словам, на материальное обеспечение со стороны тех, кому он проповедывал, ибо «и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор. 9:14), но чаще всего он не пользовался этим своим правом, чтобы не подать повода к какому-нибудь соблазну и не умалить свое благовествование, которое далеко было от преследования какой-нибудь материальной выгоды и наживы. «Помните, братия, – пишет Апостол, – труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие» (1Солун. 2:9). «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас» (2Солун. 3:8). Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас; потому что безмездно проповедывал вам Евангелие Божие? Другим церквям я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас (т.е. у Коринфян), хотя терпел недостаток, никому не докучал. Ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость» (2Кор. 11:7–9). Так решается на основании посланий св. Павла современный злободневный вопрос о материальном содержании духовенства. Это содержание необходимо, и им пользовался иногда и сам Апостол, воздающий великую похвалу тем, кто восполнил его скудость (2Кор. 11:9, ср. Филип. 4:10 и дал.). «Священнодействующие питаются от святилища» (1Кор. 9:13), и только добровольно, подобно св. Апостолу, они могут отказываться от этого своего законного права, наша же обязанность не забывать о сеятелях среди нас духовного, бесконечно превосходящего все телесное» (1Кор. 9:11). Cв. Павел добывал себе пропитание так называемым скинотворчеством, т.е. деланием подвижных палаток из грубого сукна, кожи и полотна, употреблявшихся военными, моряками, пастухами, путешественниками, какому ремеслу он научился из детства, ибо у иудеев было в обычае непременно учить своих детей какому-нибудь ремеслу, и один из знаменитых раввинов сказал, что не научить сына ремеслу, значит научить его разбою.

Не смотря на свои великие труды и страдания св. Павел никогда ни пред кем не ласкательствовал, не унижался, не угождал человекам; его слово никогда не было в одно время и «да» и «нет» (2Кор. 1:17). «У людей ли я ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10). Св. Апостол проповедывал искренно, «как от Бога, пред Богом во Христе» (2Кор. 2:17). Он бесконечно любил верующих – своих духовных чад, нежно обходился с ними, подобно кормилице (1Солун. 2:7), каждого просил, умолял, убеждал жить достойно Бога (1Солун. 2:12), душу свою готов был положить за верующих. Он никогда духовно не насиловал последних, а радовался их собственною радостью (2Кор. 1:24). Но св. Павел мог придти к верующим и с «жезлом», а не с духом любви и кротости, – там, где это требовалось (1Кор. 4:21). Он бесконечно был смирен, любвеобильно прощал там, где обида касалась его лично, – где наглые враги обвиняли его в неискренности, коварстве, лести, в хождении «по плоти» (2Кор. 2:17 и дал.; 4, 2 и др.). Но св. Павел строг и не пощадит там, где извращалась истина Христова, и тогда он готов, наказать всякое непослушание и противление (2Кор. 10:6), всякую гордыню, восстающую на разум Божий (2Кор. 10:4–5). Тут св. Павел напоминает нам древнего Илию Фесфитянина.

К немощным в вере св. Апостол был снисходителен и научает всегда и нас этой снисходительности, чтобы, надмеваясь своим знанием, мы не подали соблазна своему брату (1Кор. 8:9 и дал.). «Знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор. 8:1). Cв. Павел был ко всем благосклонен, всегда готов был сделать законные уступки там, где дело не касалось существа. «Для иудеев я был, – пишет он, – как иудей, чтобы приобресть иудеев», т.е. имел в виду их законные преимущества, их национально-историческое наследие, их внешние обряды, не имеющие в христианстве значения, потерявшие здесь всякую силу. «Для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных», – говорит св. Павел, усиливая свою высказанную мысль. «Для чуждых закона, как чуждый закона (не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу), чтобы приобресть чуждых закона», т.е. делал законные уступки язычникам, не имеющие значения в религии духа и свободы, в своей проповеди, обращенной к ним, употреблял врачевство, сообразное их болезни, возникшей на основе их особенного мировоззрения, особенного склада жизни; иначе говорил в синагоге, и иначе в Афинском ареопаге (Деян., 17:22 и дал.). «Для немощных был как немощный», – уважал их безразличные для царства Божия воззрения на пищу, питие, соблюдение дней (Рим. 14:1 и далее; 1Кор. 8:7 и дал.), «чтобы приобресть немощных», – не оттолкнуть их от христианства требованием того, что не поставляет нас пред Богом (Рим. 14:14–17; 1Кор. 8:8 и дал.). «Для всех, – заключает св. Павел, – я сделался всем»: вникал в их положение и действовал соответствующим этому образом, ограничивал себя во имя любви Христовой, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9: 20–22), – в одном случае призвать к Евангелию одних, в другом – других, а в общем – «больше приобресть» (1Кор. 9:19).

«Для иудеев я был, как иудей», – говорит св. Павел. Но ни от кого Апостол не претерпел столько бедствий и страданий, сколько от своих соплеменников, «которые, – говорит он, – убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся» (1Солун. 2:15). Подлинно: «враги человеку – домашние его» (Мф. 10:36)!... Иудеи являлись постоянными возмутителями против св. Павла; своею клеветою они везде преследовали его, поднимая не один раз против него языческое население (Деян. 13:50; 14:5; 17:5 и дал.); они обвиняли его и пред царями, и пред тогдашними владыками (Деян. 18:12 и дал.; 21, 27 и дал.; 24, 1 и дал.; 25, 1 и дал.), преследуя его буквально как тень. Не один раз иудеи прямо растерзали бы св. Павла, если бы не взяла его под свою защиту римская власть (Деян. 21, 27 и дал.), к которой Апостол всегда относился с великим уважением (Рим. 13:1 и дал.). И однако же св. Павел бесконечно любил свой народ, заботился о его спасении, слово своего благовестия всегда прежде всего обращал к синагоге, и затем уже, когда последняя противилась и злословила Господа, проповедывал язычникам (напр., Деян. 18, 4 и дал.). Если бы возможно было устроить спасение Израиля жертвою собственного лишения славы Христовой, Апостол, по его словам, согласился бы на эту жертву (Рим. 9:3). Такова великая любовь cв. Павла к своему народу, – любовь, исключающая нынешний космополитизм, ибо это любовь не туманная, отвлеченная, расплывающаяся в неопределенностях, а любовь действительная, направляющаяся, как и естественно ожидать, прежде всего на тех, кто ближе к нам, кто больше всего нуждается в то любви и служит непосредственным её предметом.

Cв. Павел всегда стремился к миру и единению. Великую клевету возводят на него те, которые говорят, будто он стоял во вражде с другими Апостолами, – Апостолами из обрезания; эта клевета подобна той, какую в свое время распространяли враги Апостола – иудеи. Если cв. Павел обличил в одно время Ап. Петра, то это произошло не по какому-нибудь недоброжелательству, а во имя истины Христовой, от которой св. Петр временно уклонился, – уклонился вовсе не в учении, а в практике, ибо сначала ел вместе с язычниками, а затем «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (Гал. 2:11 и дал.). Если св. Павел, по его словам, не любил строить на чужом основании (Рим. 15:20), то это объясняется вовсе не тем, что чужое основание он находил для себя неподходящим, а делал он это в целях более широкого распространения Евангелия, – проповедания его там, где оно ещё не было известно (Рим. 15:20). Cв. Павел никогда не умалял авторитета других Апостолов, что так часто теперь пытаются доказать, а только, в виду врагов, старался защитить свое апостольское достоинство, как служителя и самовидца Господа (Гал. 2:1 и дал.; 1Кор. 9:1 и дал.; 2Кор. 11:5 и дал.).

Было только нечто во внешней жизни cв. Павла, отличающее его от других Апостолов. Сам он пишет о себе: «Или не имеем мы власти иметь спутницею сестру, жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать» (1Кор. 9:5–6). Cв. Павел, как мы сказали раньше, добывал себе пропитание своими собственными руками, делая день и ночь. В его великих миссионерских трудах не помогали ему благочестивые жены христианки, разделявшие труды и подвиги других Апостолов и братьев Господа по плоти и самоотверженно служившие им, подобно Господу, от имений своих (Лк. 8:3). Св. Апостола не сопровождали эти святые жены подвижницы, и захваченный в одно время болезнью в Галатии он был бы в беспомощном состоянии, если бы Галатийские христиане не приняли самого теплого участия в его страданиях (Гал. 4, 14, 15). К тому же св. Павел, в отличие от других Апостолов, кроме Иоанна, был девственник, и уже бл. Феодорит опровергал мнение, что св. Павел включает себя в число вдовцев (толкование к 1Кор. 7:8).

Великий благовестник язычников обнаруживает сверхчеловеческую энергию, которая имеет свою основу именно в силе, благодати Божией (1Кор. 15:10). «Мы, – говорит он, – отвсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2Кор. 4:8–9). «Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2Кор. 6:9–10). Ничто не может разлучить св. Павла от Бога и любви к Нему (Рим. 8:38–39). Он силен был в слове, и в деле, и своим врагам, обличавшим его в том, то «в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна» (2Кор. 10:10), он отвечает: «…каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично» (2Кор. 10:11).

Но вот враги, постоянно преследовавшие св. Павла, наконец, достигли своей цели. Благодаря их козням св. Апостол заключается в узы, – сначала кесарийские, а затем римские, и томится в этих узах много лет, лишенный свободы евангельского благочестия, окруженный только своими сотрудниками, иногда оставлявшими его, в виду распространения евангелия, вынужденный, при своей невинности, защищать себя и свое дело, терпящий всякие нужды и лишения. Великий узник о Господе, – узник за дело Господне (Ефес. 3:1; 4, 6 и др.)! Великий служитель Христов, который отдает себя в жертву за истину Христову!... Св. Иоанн Златоуст не находит слов для достойного прославления уз св. Павла. «Ничто, – говорит он, – так не славно, как узы ради Христа, как оковы, возложенные на эти священные руки…» Окованные руки Павла для учеников его казались светлее всякого золота, всякого царского венца. Ибо не столько блестит на голове повязка с драгоценными камнями, сколько железные оковы ради Христа…. Нет ничего блаженнее этих оков…. Нет ничего лучше злострадания ради Христа. Я не так ублажаю Павла за то, что он был восхищен в рай, сколько за то, что он был ввергнут в темницу. Не столько ублажаю его за то, что слышал неизреченные глаголы, сколько за то, что был в узах. Не столько ублажаю его за то, что восхищен был на третье небо, сколько – за узы... Это великая честь, это- слава, выше которой нет ничего… О блаженные узы! О блаженные руки, украшенные этими узами! Не столько были почтенны Павловы руки, когда они поставили на ноги и даровали способность ходить хромому в Листре (Деян. 14), сколько тогда, когда находились в узах. Если бы я жил в те времена, то по преимуществу лобзал бы их и прилагал бы их к своим зеницам»3.

Будем духовно лобзать узы cв. Павла! Сколько в этих узах истинной христианской радости, христианского спокойствия, мужества, терпения и дерзновения о Господе! Все послание к Филиппийцам, написанное из уз римских, проникнуто от начала до конца одним увещанием: «радуйтесь о Господе» (3, 1), «радуйтесь всегда о Господе, и еще говорю: радуйтесь» (4, 4). И сам Апостол радуется, несмотря на всякие злострадания, и смерть его вовсе не устрашает (1, 18 и дал.) Об одном только он умоляет христиан: «живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, прииду ли я и увижу вас, или не прииду, слышат о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую» (1, 27). Вот голос истинного учителя, который ведет ко спасению других и меньше всего заботится о себе, о своих удобствах и выгодах. «Умею, – говорит Апостол, – жить в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, – насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (4, 12, 13). Cвое дело о Господе Cв. Павел защищает со всяким дерзновением и тем ободряет и других христиан. (1, 13, 14 ср. 2Тим. 4:16–17) Как бы последним мужественным христианским призывом бесстрашного воина за веру звучат его слова: «если я соделаюсь жертвой за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам» (1, 17).

Вникните в эту великую душу, страждущую в узах Христовых. Апостол отказался от всех преимуществ, на какие имел право по своему рождению и воспитанию, – все это почел «за сор», чтобы только «приобресть Христа», быть в единении с Ним, найти в Нем оправдание по вере на место недостижимого оправдания законом (Филип. 3:4–10). Кто, кажется, мог бы похвалиться более Павла своею жизнью и своими трудами? Но он не считает себя совершенным, достигшим уже свое христианской цели. «Стремлюсь, – говорит он, – не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братья, я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе» (Филип. 3:12–14). А еще раньше Апостол писал: «…усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор. 9:27).

Во узах св. Павла не слышим жалоб, не слышим ропота, не слышим чего-нибудь угнетенного. Величественное, истинно христианское мужество и терпение! Не о себе св. Павел помышляет, а заботится всецело об основанных им церквах, – чистоте их веры, их благоустроении. Помышляет он о возлюбленном своем чаде Онисиме, которого он в узах обратил в христианство. Прими его, – пишет св. Апостол Филимону об Онисиме, – «не как раба, но выше раба, брата возлюбленного… Прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне… Успокой мое сердце во Господе» (ст. 15–20). Какое величие духа Павлова! Он, по его словам, мог бы приказать Филимону принять Онисима, но он не приказывает, а просит (ст. 8, 9).

Что утешало св. Апостола в его страданиях и скорбях, это вера в бессмертие и личное воскресение. Если нет воскресения мертвых, то наша жизнь не имеет смысла (1Кор. 15:14 и дал.) и остается только «есть и пить», ибо завтра умрем» (1Кор. 15:32). В своей деятельности Апостол всегда взирал не на видимое, но на невидимое, ибо видимое временно, невидимое вечно» (2Кор. 4:18). Всегда умирая за дело Господне, он одушевлялся тем, что Воскресивший Христа воскресит и нас (2Кор. 4:14), и жизнь Христова откроется в нашем теле (2Кор. 4:10). В страдании праведных Апостол видел лучшее доказательство того, что будет праведный суд Божий, когда оскорбляемые будут утешены, а оскорбляющие сами потерпят скорбь (2Солун. 1:4–7).

В послании из уз к своему возлюбленному ученику Тимофею св. Павел пишет: «Я уже становлюсь жертвою и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2Тим.4:6–8).Такое предсмертное слово, как бы победная песнь великого Апостола, усеченного мечем в Риме, около 64–67 г.

Неисчерпаема по своей высоте и необыкновенной глубине личность св. Апостола Павла, и мы могли здесь указать только некоторые её черты. «Умоляю вас, – говорит Апостол Павел, – подражайте мне, как я Христу». (1Кор. 4:16) «Не удивляться только должно нам св. Павлу, но и подражать ему», «ибо и Павел был человек одной с нами природы, имея все то, что есть у нас» (св. И. Златоуст). Нужно подражать св. Павлу в его ревности и любви ко Христу, в его самоотвержении, в его терпении и долготерпении. Подобно св. Павлу нужно быть кротким и смиренным, но подобно же ему необходимо мужественно стать на защиту истины Христовой.

Мы переживаем тяжелое время, и если когда, то именно теперь нужно быть в апостольском смысле слова «всем вся», чтобы спасти хотя некоторых. Не будем спорить и разделяться из-за того, что не имеет существенного значения, и во имя своих личных интересов, нажитых привычек, не будем полагать претыкания другим. Пришел ли бы ныне к нам св. Апостол с жезлом, или с духом кротости? Он всегда приходил с духом кротости, и ныне он просил бы, увещевал бы, умолял бы нас жить достойно Бога, находиться в мире и единении, «удаляться от всякого брата, поступающего безчинно» (2Солун. 3:6), трудиться и в труде снискивать свой хлеб (2Солун. 3:12).

Ныне нас волнуют всякого рода экономические вопросы, так обыкновенно трудно разрешаемые. На эти вопросы cв. Павел, следуя учению Христа Спасителя, всегда давал один ответ: будьте милосердны; благотворите неимущим; поддерживайте слабых, ибо «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор. 9:7); избыток одних должен служить для восполнения недостатка других (2Кор. 8:14–15). И cв. Павел никогда не забывал о бедных братьях Иерусалимской Церкви, а собирал в других церквах для них милостыню, которую или сам, или с уполномоченными для сего лицами, доставлял во Иерусалим (Рим. 15:25, 26; 1Кор. 16:1 и дал.; 2Кор. 8. 9; ср. Гал. 2:10).

Ныне нас раздирают всякого рода партии, борющиеся и друг друга снедающие. Cв. Павел был враг всякой партийности, всякого партийного духа, хотя бы последний опирался и на действительных человеческих авторитетах. (1Кор. 1:10 и дал.). Нужно действовать не во имя своей партии, а во имя истины, – действовать о неподкупной совести, «от души»; всякая партийность ослепляет и затемняет.

Нас разделяет ныне вражда, злоба, всякого рода насилие. Печальнейшая действительность!.. Да пребудет в нас дух cв. Павла, – дух любви, кротости и снисхождения; христианство не знает никакого насилия и кто творит это насилие, тот не ведает духа Христова (Лк. 9:55).

Cв. Павел преподает нам апостольское наставление, необходимое всегда и во всякое время, особенно же ныне: «бодрствуйте» и не впадайте в уныние; «стойте в вере, будьте мужественны и тверды» (1Кор. 16:13); «усовершайтесь» духовно, «утешайтесь», не смотря на все переживаемые скорби; «будьте единомысленны, мирны и Бог любви и мира будет с вами» (2Кор. 13:11).

Д. Богдашевский

* * *

1

Чтение в Киевском Религиозно-Просветительском Обществе 30 октября 1905 года.

Труды Киевской дух. Акад. т. I, 1906 год.

2

На вопросе о воспитании св. Павла, как и на других подобных вопросах останавливаться здесь не будем. Наше чтение носит популярный характер.

3

Беседы на послание св. Апостола Павла к Ефесянам, ч.1 С.-Петербург,1858, стр. 120, 121–123.


Источник: Архиепископ Василий (Богдашевский). О личности святого апостола Павла. Чтение в Киевском Религиозно-Просветительном Обществе 30 октября 1905 года. / Труды Киевской духовной Академии, Т. I, 1906 г.

Комментарии для сайта Cackle