Возмутительная милость

Источник

Содержание

Разве справедливо простить злодеев? Мы верим в прощение грехов Грех действительно достоин осуждения Он понес на Себе грех многих Ты – тот человек Покайтесь и веруйте в Евангелие  

 

Разве справедливо простить злодеев?

Людей часто озадачивает, что Церковь провозглашает покаяние – человек может получить прощение грехов, любых грехов, если он исповедует их перед Богом. Неужели какой-нибудь негодяй и преступник, который прожил всю свою жизнь как последний выродок, может покаяться перед смертью и попасть в рай?

Елена Блаватская, популярный в некоторых кругах автор оккультно-мистического направления, постоянно возмущалась этой стороной христианской веры:

«О, нет – они верят в прощение и отпущение всех грехов. Им обещано, что если только они будут верить в кровь Христа – невинной жертвы! – кровь, пролитую им во искупление грехов всего человечества, то это загладит всякую вину и смертный грех. Мы же не верим ни в искупление чужой вины, ни в возможность прощения хотя бы и малейшего греха любым богом, даже «личностным Абсолютом» или «Бесконечным», если такое вообще может существовать. Во что мы верим – так это в строгую и беспристрастную справедливость»

Или, в другом месте,

«Человек должен завоевать право вхождения в Царство Божье добрыми делами и праведной жизнью; но я не могу поверить, что любому негодяю, любому атеисту, любому убийце в кульминационный момент его борьбы достаточно воскликнуть, повинуясь чувству страха: «Я верую! Я верую, что Сын Божий умер за меня на Кресте», – и он будет поставлен наравне с добрым и праведным человеком. Эта догма Христианской Церкви губительна для человечества»

Этот упрек очень стар; еще античный антихристианский автор Цельс писал:

«По их учению выходит, что нечестивца, если он смирится под тяжестью бедствия, Бог примет, а праведника, если он, обладая добродетелью с самого начала, обратит свой взор ввысь, Он не примет!»

Другой антихристианский автор, писавший в III веке, Порфирий, недоумевал:

«Скажи же нам, любезный, внимательно следящим за твоим изложением, что значат слова апостола: «И такими были некоторые из вас (очевидно, имеются в виду дурные люди), но омылись, но освятились, но оправдались именем господа нашего Иисуса Христа и духом Бога нашего». 1 Кор., 6:11. Мы в недоумении и по этому поводу поражены до глубины души: неужели от стольких осквернений и мерзостей человек окажется чистым, один раз омывшись? Неужели запятнанный в жизни такой грязью – блудом, любодеянием, пьянством, воровством, мужеложеством, отравлениями и тысячами дурных и позорных дел – тем только, что крестился и призвал имя Христа, легко освобождается и сбрасывает с себя преступления, как змея старую кожу?»

Противников нашей веры возмущало (и возмущает сейчас), что дурной человек может обратиться ко Христу – и получить полное прощение. Что мы можем сказать на это?

Мы верим в прощение грехов

Мы, действительно, верим в прощение грехов – в том числе, в возможность обрести прощение перед самой смертью. Эту возможность никак нельзя назвать гарантированной. Иногда человек умирает внезапно, иногда приближается к смерти в состоянии, когда он уже не способен принимать осознанные решения, бывает, что многолетнее ожесточение во грехе закаляет его упорство до полной несгибаемости – когда, например, уже очень пожилые и стоящие на пороге вечности люди бывают болезненно властолюбивы.

Откладывать покаяние до смертного одра (и вообще его откладывать) было бы в высшей степени безрассудно. Не нужно играть на краю пропасти.

Но возможность такого покаяния существует – Евангелие говорит о том, что разбойник, распятый по правую руку от Господа Иисуса, который покаялся только на кресте. Причем он явно не был случайной или невинной жертвой – казни через распятие предавали либо мятежников (Господа облыжно обвинили в мятеже), либо разбойников и убийц. Сам он говорит «мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк.23:41)

Так в рай входит бандит, который покаялся перед смертью: «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:42:43)

Каждый из нас, независимо от того, как долго, упорно или тяжко он грешил, может прийти к Богу в покаянии и вере, и получить полное прощение. Священное Писание говорит об этом очень настойчиво. Это послание о прощении возвещают уже ветхозаветные пророки:

«Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис.55:7)

«Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис.44:22)

И новозаветные Апостолы:

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:9)

Никто не обязан изо дня в день тащить бремя своего греха – Бог дает нам возможность оставить все в прошлом и начать с чистого листа. Покаявшийся грешник действительно будет «поставлен наравне с добрым и праведным человеком», его прошлые грехи не будут ему вспомянуты: «Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис.54:9:10)

Церковь прославляет святых, которые обратились к Богу от дурной, распутной или прямо преступной жизни; все эти примеры подчеркивают, что Бог может (и хочет) принять, исправить и преобразить Своей благодатью любую жизнь, как бы ни была она разрушена и осквернена до этого.

На этом торжественном обещании прощения, которое дает Бог, и основан тот призыв к покаянию, с которым Церковь обращается к миру.

Извне Церкви призыв «покайтесь» часто воспринимается как «признайте, что вы ужасные и отвратительные люди, которые должны бесконечно платить и унижаться». Но само послание Церкви совсем о другом – «примите дар прощения и новой жизни».

И эту новую жизнь – подчеркнем еще раз – могут принять и несомненно дурные, по всем стандартам, люди. Я сам беседовал с теми, кто покаялся в тюрьме, отбывая наказание за свои преступления. Бог простил их; их жизнь изменилась самым радикальным образом.

Грех действительно достоин осуждения

Но разве это справедливо? – могут спросить некоторые читатели. Что же, когда люди возмущаются безнаказанностью злодея, за этим стоит, отчасти, верная интуиция.

Грех действительно достоин осуждения. Беда не в том, что люди это понимают – а в том, что они понимают это недостаточно ясно.

Грех – это катастрофа космических масштабов. Это отрицание благости Бога и творения. Риторический вопрос, который любят ставить атеисты – «где был ваш Бог, когда совершались такие-то злодеяния» – отражает реальную проблему.

Зло, которое творится в мире, побуждает людей ставить благость Божию под вопрос. Легко решить, что если Бог позволяет такому совершаться, Он то ли не благ, то ли не всеведущ, то ли не всемогущ, то ли Его вовсе нет. Более того, люди часто недооценивают, насколько это серьезный вопрос. Бог не просто наблюдает за нами с небес, как какой-нибудь космический пришелец. Бог – Творец этого мира. Он создал его и поддерживает его в Бытии.

«Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28)

Каждую следующее мгновение мы получаем свет, воздух, само существование от Него. Все наши способности, сама возможность что-либо сделать – или хотя бы помыслить – даруется Им. Когда мы творим зло, мы используем для этого возможности, полученные от Него.

В годы гонений некоторые воинствующие безбожники призывали Бога, если Он существует, поразить их на месте на глазах у всех, а отказ это сделать рассматривался как «доказательство» того, что Бога нет. Но таким же наглым, враждебным вызовом является любой грех – «смотрите, Бог вовсе не благ! Я творю зло, и Он мне вовсе не препятствует! Более того, Он продолжает поддерживать меня в бытии, Он дает мне возможность поступать так!»

Уже в Ветхом Завете люди обращают к Богу недоуменный вопрос – почему в мире творится зло, а Бог не вмешивается?

«Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?» (Авв.1:13)

Люди молили о том, чтобы Бог явил Свою праведность – и явил ее в отмщении злым.

«Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие; попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое; вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».»(Пс. 93:1–7)

Речь здесь вовсе не о личной мести – «Боже, расправься с моими обидчиками». Речь здесь о том, благ ли Бог, когда нечестивые торжествуют, надменно превозносятся, притесняют бедных и безжалостно убивают слабых. Злодеи открыто смеются над Богом, совершая свои беззакония: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».

Вопль псалмопевца говорит не только о естественном человеческом возмущении беззаконием или о жалости к жертвам. Он говорит о чем-то гораздо большем.

Грех и беззаконие попирают не только людей. Они попирают Божию святость; они отрицают реальность Бога, который любит и защищает Свое творение. Зло подрывает самое основание мироздания – уверенность в благости Создателя.

Поэтому в Библии Суд Божий, когда Бог, наконец, вмешается явным образом и покончит со злом, описывается как чрезвычайно радостное событие:

«Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей»(Пс. 95:11–13)

Однако для самих злодеев это будет день величайшего ужаса:

«И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр.6:15–17)

Писание говорит, что Бог любит Свое творение. Ему не все равно, что с ним происходит. Он проявляет в высшей степени резкое неприятие по отношению к любой форме нравственного зла. Бог ненавидит некоторые вещи:

«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями»(Притч. 6:16–19)

«Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием» (Ис. 61:8)

Библия описывает Его отношение к злу, которое разрушает, уродует и оскверняет созданный Им мир такими словами, как «ярость», «гнев» и «негодование». Когда мы негодуем за злодеев, в этом есть, слабый и искаженный, отсвет истины – зло и грех действительно ненавистны Богу. Они в принципе несовместимы с Его благостью.

Он понес на Себе грех многих

Итак, грех заслуживает суда – и этот суд неизбежен. Но что, если суд совершится? Что если злодеи будут – как того требуют столь многие – схвачены и осуждены? Что если они будут преданы самой лютой, самой мучительной, самой унизительной и страшной казни, которую только можно измыслить? Что если они умрут смертью проклятых, отверженные Богом и людьми, и сойдут на самое дно ада? Тогда преступления их понесут должную кару, и осуждение их будет исчерпано. С них больше нечего будет взыскать.

Благая Весть, которую возвещают Апостолы, говорит о том, что произошло именно это. Грехи дурных людей понесли то проклятие, которое они заслужили. Только смертью проклятого умерли не сами грешники – а Тот, кто, будучи сам безгрешен, добровольно занял их место.

Евангелие говорит о Господе Иисусе: «вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин.1:29)

Христос говорит, что Он пришел именно для того, чтобы умереть: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10:45) «На сей час Я и пришел» (Ин.12:27) Он говорит о часе Своей смерти.

В чем Сам Христос видел ее смысл? Мы можем вспомнить слова, которые слышим за каждой Литургией: «ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:28).

Христос говорит о Себе: «ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен» (Лук.22:37) Это цитата из пророчества Исаий о таинственном страдающем Рабе, который несет на себе грехи других людей:

«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь» (Ис.53:5–8)

Христос приходит, чтобы претерпеть казнь за преступления других. Как проповедуют Апостолы, «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1Пет.3:18), «Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1Кор.15:3)

Как говорит святой Максим Исповедник, «Невинный и безгрешный Он заплатил за людей весь долг словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Самого в выкуп и искупление за нас» (Мистагогия, 8)

Теперь раскаявшийся злодей может избавиться от ада – потом что его грехи взял на Себя Искупитель. Теперь он может войти в рай – потому что праведность и послушание Христа достаточны, чтобы привести туда всякого верующего.

Как говорит об этом святой Иоанн Златоуст: «Это подобно тому, как если бы кто за десять оволов вверг какого-нибудь должника в темницу, и не только его самого, но, по вине его, и жену его и детей и слуг, а другой, пришедши, не только внес бы те десять оволов, но и еще подарил десять тысяч талантов золота, привел узника в царский дворец, посадил на месте самой высокой власти и сделал бы его участником самой высокой чести и других отличий – тогда давший в заем не мог бы и вспомнить о десяти оволах. Так же случилось и с нами. Христос заплатил гораздо больше того, сколько мы были должны, и настолько больше, насколько море беспредельно в сравнении с малой каплею. Итак, не сомневайся, человек, видя такое богатство благ, не спрашивай, как потушена искра смерти и греха, когда на нее излито целое море благодатных даров» (Беседы на послание к Римлянам, стр. 596)»

Ты – тот человек

Однако именно это – спасение грешников искупительной жертвой Христа – и возмущает Цельса, Порфирия, Блаватскую и других критиков нашей веры. Можно ли смириться с тем, что негодяй избежит справедливой кары? Это сильно зависит от того, кто этот негодяй.

Бывают вопросы, которые достаточно просты на интеллектуальном уровне – но которые оказываются трудны для нас, потому что им противится наша воля. В Ветхом Завете есть история о грехе Царя Давида. Он влюбился в жену своего подчиненного, Урии Хеттеянина, согрешил с ней, а после неудачной попытки скрыть свой грех, подстроил убийство Урии. Вскоре к нему пришел пророк Нафан:

«И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты – тот человек» (2Цар.12:1–7)

Давид испытывает искренний гнев и возмущение, и рвется покарать негодяя – пока не узнает, что этот негодяй – он сам.

Люди часто хотят – как они хотели в Ветхом Завете – чтобы Бог побыстрее наказал плохих людей. При этом плохие – это всегда другие; люди, к которым я испытываю неприязнь. Ни в коем случае не я сам и не те, кого я считаю своими.

Но что, если бы мы заглянули в сознание наших подлых врагов? Как они видят сами себя? Удивительно (или, вернее, не удивительно), но они видят себя также, как мы – хорошими людьми, которые борются с негодяями. Если кого и постигнет праведный гнев Божий, то точно не их. Характерно, что чем человек более испорчен, тем сильнее он уверен в своей праведности.

Святые постоянно оплакивают своих грехи; наиболее закоренелые злодеи, которые отбывают огромные сроки в тюрьмах за тяжкие преступления, обычно не считают себя виновными – их спровоцировали и довели их жертвы, общество было к ним несправедливо, им не в чем упрекнуть себя. Революционеры, заливавшие целые страны кровью, так и вовсе считали себя благодетелями человечества, которым грядущие поколения будут очень признательны.

И вот священное Писание приглашает каждого из нас сделать неприятное, но необходимое открытие: «ты – тот человек».

Грешники – это не только другие, хотя и они, конечно, тоже. Грешник – это и ты сам.

Пророк Исайя, порядочный, нравственный, религиозный человек, оказавшись перед лицом Святого Бога, приходит в трепет:

«И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.6:5)

Ответом на это смиренное исповедание греха является Божие прощение: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис.6:6:7)

Проблема как Цельса, так и Порфирия, так и Блаватской – и еще очень многих из нас – состоит в неспособности и нежелании принять несомненный факт – мы тоже грешники. Наши собственные грехи вопиют к небу. Мы сами остро нуждаемся в прощении.

Покайтесь и веруйте в Евангелие

Итак, Христос Своей Жертвой на Кресте «приобрел вечное искупление» (Евр.9:12) Разбойник не заслуживает рай – никто из нас не заслуживает – но Христос, ради нас и от нашего имени, приобрел оправдание для всех нас. Как говорит Святой Иоанн Златоуст, «Бог гневался на нас, мы отвращались от Бога, человеколюбивого Владыки; Христос же, предложив Себя в посредники, примирил то и другое естество. «Как же Он предложил Себя в посредники? Он принял на Себя наказание, которое мы должны были понести от Отца, и претерпел следовавшее затем мучение и здешнее поношение. Хочешь ли знать, как Он принял на Себя то и другое? «Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва»,– говорит Апостол (Гал. 3:13). Видишь ли, как Он принял наказание, угрожавшее свыше? Посмотри, как претерпел Он и поношения, причиняемые на земле. «Поношения поносящих Ти,– говорит Псалмопевец,– нападоша на мя"(Пс. 65:10). Видишь ли, как Он прекратил вражду, как Он не переставал делать и терпеть все, и употреблять все меры, пока не привел неприятеля и врага к Самому Богу и сделал его другом?»

Мы принимаем то, что для нас совершил Христос, покаянием и верой. Мы признаем нашу нужду в Искуплении. Не только другие люди, не только те, кого мы считаем плохими, но и мы сами – грешники и нуждаемся в прощении. Мы признаем наши грехи перед Богом и имеем твердо намерение их оставить. Мы возлагаем нашу надежду на Христа, и проявляем это так, как Он это установил – присоединяемся к Его Церкви через Крещение, пребываем в ней через Евхаристию, и внимательно храним Его заповеди.

Тогда не только благоразумный разбойник, но и мы сами, обретаем полное прощение грехов и вечное спасение. Как говорит Святой Апостол Павел, и как каждый православный христианин повторяет, идя к Причастию, «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим.1:15)

Незаслуженное избавление дурных людей возмущает нас до тех пор, пока мы не обнаруживаем, что мы и есть эти дурные люди. Тогда Искупление становится для нас источником утешения, надежды, и новой жизни.


Источник: Худиев С.Л. Возмутительная милость. [Электронный ресурс] // Азбука веры. 27.06.2022.

Комментарии для сайта Cackle