протоиерей Сергей Садковский

Беседа II. Об откровении сверхъестественном

В прошедшей беседе, слушатели, я сказал вам, что Бог открыл Себя чрез Свои творения; в них мы и можем познавать Eгo. Но, братие, это познание недостаточно для человека. Чрез рассматривание природы и человека мы можем узнать, что Бог есть, что Он премудр, всемогущ, всеблагий, но этого для истинного Богопознания недостаточно. Откуда же человек может почерпнуть более совершенное познание о Боге? Господь не оставил человека без помощи, не допустил его до забвения истинного Бога, но открывал о Себе Самом много раз и различными способами, чтобы люди могли правильно н спасительно веровать в Него и достойно чтить Его. Для этого Господь избирал достойных лиц и открывал им Свою волю, а они сообщали открытое им другим людям. Такими были, например Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки; в особенности же Бог говорил людям чрез Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках», говорит Св. Апостол Павел, «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1 – 2). Откровения божественные передавались людям двояким способом: изустным и письменным. Изустный способ состоял в том, что, получивший откровение от Бога устно, не записывая в книгу, передавал его людям. Так было особенно в древние времена до Моисея, когда не было никаких книг. Тогда отец передавал волю Божию своим детям, внукам и правнукам, а эти последние в свою очередь своим детям и т. д. Люди в то время жили очень долго, несколько сот лет (некоторые, например, доживали до 900 лет и более), следовательно, один и тот же человек об одних и тех же истинах мог слушать сам и рассказывать другим далее целые сотни лет. Такой способ передачи Божественного откровения называется св. Преданием. Но чтобы откровение Божественное сохранялось правильнее, чтобы люди не примешивали к истине ложь, Господь повелел некоторым из праведных людей, получившим от Него откровение, записать его в книгу. Такой способ сохранения божественного откровения есть св. Писание. Первым из оставивших нам свящ. книги, был Моисей, который написал все, – и то, что слышал от других людей, – знал по преданию, и то, что сам непосредственно слышал от Самого Бога. Итак, Божественное откровение сохраняется и распространяется между людьми двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания. Из этих двух источников и может почерпать Божественное учение всякий, кто хочет знать его.

Возблагодарим же, брате, Бога, что Он не лишил нас Своей милости, что до нас дошло его спасительное учение, что мы можем читать и слушать его. Если ты, слушатель, грамотный то читай слово Божие, если же нет, то старайся внимательно слушать его, когда читают тебе другие. Не говори, что ты человек неграмотный, темный; слышал, как в древние времена распространялось учение Божие? Книг не было и поэтому распространялось оно устно, со слов. И в наше время неграмотный человек может слушать чтение свящ. книг в церкви, слушать беседы о Боге там же и в других местах. Как известно у нас, в городе, в разных общественных местах по праздничным дням ведутся религиозно-нравственные собеседования с народом. Посещение этих собеседований есть одно из самых приличных, и вместе полезных способов провождения праздничных дней. Не ленивый найдет поэтому, возможность послушать о православном христианском учении. А как, братие, поучительны для нас древние времена, когда отцы сами заботились о религиозно-нравственном воспитании детей своих, и по необходимости, вследствие неимения книг, устно передавали им волю Божию. И в наше время отцы и матери должны помнить об этой своей священной обязанности и учить детей закону Божию. Отцы и матери не должны надеяться только на одну школу и на одних учителей, по преимуществу сами должны научить детей словом и примером заповедям Божиим. И в данном случае родителям можно напомнить о семейном, христианском препровождении праздников. Хорошо делают те родители, которые по праздникам рассказывают детям своим событие праздника, объясняют им виденное или слышанное в храме и т. п. Празднуя дни, например, Рождества Пресвятыя Богородицы, Благовещения, Рождества Христова и др. событий, родители могут рассказать о них детям, и, таким образом, вся христианская семья проникнется важностию события и познакомится с данными нам в свящ. Предании и Свящ. Писании религиозными истинами, – с православным христианским учением. Просто и бесхитростно такое обучение, но оно дорого и большую пользу приносит детям по своей сердечности и простоте. Может ли быть лучший учитель для детей, чем их любящие родители! Благословенна та семья, которая таким образом почитает праздник.

Будем же, братие, с благоговением читать и слушать Самим Богом открытое нам православное христианское учете. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle