Источник

Беседа LXXVI. О девятом члене символа веры. О значении церковных заповедей

Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

В прошедшей беседе мы говорили с вами, братие, что церковные заповеди, которыми определяется наше видимое, телесное служение Богу, согласны с учением Христовым и требуются самою природою человека. Но видимое, телесное служение Богу, кроме сего, должно быть обязательным для нас, братие, и потому, что имеет весьма важное значение в деле нашего религиозно-нравственного воспитания. Оно, прежде всего, приносит пользу нашему внутреннему служению. Для примера укажем на молитву. Бывает иногда такое настроение в человеке, что он не находит в себе желания с умилением, с усердием помолиться Богу. Но, начав с внешней молитвы, принудив себя помолиться, он мало по малу воодушевляется и исполняется искреннею и усердною молитвою к Богу. Точно также бывает нередко, что человек, не имея молитвенного настроения, возбуждает в себе усердие к молитве, если видит около себя, напр. в церкви, лиц, которые с усердием и с благоговением возносят свои молитвы к Богу. Таким образом, внешняя молитва может способствовать развитию внутренней. Укажем еще для примера на время нашего поста, на время приготовления к св. таинствам покаяния и причащения. Приготовляя себя к этим таинствам, верующие должны проводить назначенное для этого время в особом воздержании и посте, воздерживаться от удовольствий, дозволенных или по крайней мере не осуждаемых Церковью в другое время, чаще участвовать в общественном, церковном Богослужении и пр. Такими предписаниями Церковь помогает нам воздержаться от мирской суеты, сосредоточить внимание на своем душевном настроении, возбудить в себе чувство смирения пред Богом, словом, должным образом приготовить себя к таинствам покаяния и причащения. Наоборот, несвязанный никакими внешними предписаниями, человек, по немощи плоти своей, легко может забыть о своей душе, о своей обязанности приготовлять себя к будущей жизни, и будет всегда проводить рассеянную жизнь. К каким печальным последствиям приводит уклонение от церковных постановлений, от видимого телесного служения, – об этом, братие, вы можете судить по жизни нашего народа. Сами вы, братие, нередко говорите, что народ стал слабее, живет хуже, чем наши предки, и жизнь стала труднее. Много сделано человеком открытий, изобретено машин и орудий, могущих послужить к удобствам в жизни, среди народа развивается более чем прежде, грамотность. Казалось бы, и самая жизнь народа должна быть лучше. Но что же оказывается? С одной стороны мы видим, что замечается охлаждение к церковным установлениям, непочитание праздников, опущение церковного Богослужения, нарушение постов, забвение благочестивых обычаев наших предков, а вместе с этим, братие, с другой стороны произошло изменение и в жизни народа: замечается расстройство семейных нравов, неправильное отношение мужей к женам, непочтение к родителям, неуважение к старшим, неустройства в жизни и пр. Так отзывается, братие, на народе несоблюдение церковных уставов и благочестивых обычаев.

Способствуя религиозно-нравственному воспитанию верующих, видимое, телесное служение, соблюдение церковных уставов и благочестивых обычаев помогает, братие, и сохранению самой веры, учения Христова. Замечено, что вся наша греховность, вся холодность к вере начинается с их нарушения. Церковными уставами, обрядами и благочестивыми обычаями вера христианская постоянно держится как бы на глазах у народа, легче воспринимается и укрепляется в народном сознании. Посему за отрицанием их всегда следует и искажение самого православного вероучения. Были и есть среди христиан такие лица, которые горячо восставали на защиту веры Христовой против неверия, но, начав с одного только служения Богу духом, с отрицания Церкви и ее установлений, они приходили к искажению самой веры и даже к потере ее (мистики, масоны и др.). Это же, братие, происходит и с нашими сектантами, отщепенцами от Православной Церкви, защитниками одного только духовного служения. Они ограничивают все учение Иисуса Христа и служение Его роду человеческому тем, что будто бы Он научил людей только тому, как им лучше, нравственнее и, пожалуй, удобнее жить на земле. О самом же вероучении Христовом, напр., об искуплении, о Лице Иисуса Христа, о благодати, о загробной жизни, – они умалчивают, не раскрывают его и держат своих последователей во тьме и в заблуждении (штундисты, пашковцы и др.). Если же некоторые из них и изъясняют вероучение Христово, то повторяют заблуждения древних еретиков, уже осужденных Православною Церковью, противоречат сами себе и друг другу и дробятся на множество сект и партий (духоборы, молокане, хлысты и др.). Вот посему-то, братие, скажем вам словами пастырского послания епископов, бывших на соборе в Казани 1885 г. – «не уклоняйтесь от исполнения уставов и преданий церковных, твердо памятуя, что вера лучше всего возбуждается и поддерживается в нас исполнением постановлений Церкви. Не смотрите на ее постановления и обычаи, как на нечто излишнее и маловажное. Не говорите: мы хотим творить вящшая закона – суд и милость и истину. Правда, Господь паче всего сия повелел творить, но заповедал и оных не оставлять» (Мф.23:23.).

Видимое телесное служение требует от человека, братие, труда и особой бдительности над самим собою. Своими уставами, обрядами и благочестивыми обычаями Православная Церковь налагает законосообразный характер на всю нашу жизнь. Она предписывает нам начинать и оканчивать день молитвою, возносить ум свой к Богу пред началом и окончанием всякого дела, молиться пред принятием и после принятия пищи, в известное время посещать храм при Богослужении, воздерживаться от пищи, которая нам особенно приятна, и от удовольствий дозволенных, или, по крайней мере, не осуждаемых в другое время, ограничивать свои страсти. Все это требует, несомненно, труда от человека, особенно при немощи плоти его, при расстроенной грехом душе. Вот почему слабые, изнеженные люди нередко восстают против церковных уставов, стараясь отрицанием или ослаблением их успокоить свою совесть. Трудно бывает человеку проводить пост по уставам Церкви, неприятен он изнеженной природе его, вот он и успокаивает себя тем, что лучше есть скоромную пищу и не обижать ближнего, как-будто скоромная пища научает любить ближнего, а постная приводит к обиде его. Этим обстоятельством пользуются, братие, наши сектанты, защитники одного только духовного служения Богу, и уловляют верующих в свои сети 3. Все значение религии они переносят в сердце человека, ограничивают ее какими-то мало определенными воздыханиями к Богу, памятованием о Христе, дерзновенным указанием на Его искупительные заслуги и учением Его о любви к ближним. Эта легкость внешних религиозных обязанностей, свобода человека, сравнительно с трудами, требуемыми уставами и обычаями Православной Церкви, соблазняет слабых людей, производит в них охлаждение к Церкви и недовольство ее уставами. Но вы видели, братие, к каким печальным последствиям приводит это охлаждение. Без труда ничего человеку не дается в жизни. Труда требует и исполнение уставов и благочестивых обычаев Православной Церкви. Трудясь в исполнении уставов и благочестивых обычаев Православной Церкви, мы этим самым научаем себя к послушанию ей и вместе полагаем основание всем добродетелям христианским. Вспомните, братие, что непослушание, вместе с гордостью, было первым грехом, которым тяжко согрешили наши прародители пред Богом в раю. Обратите также внимание на то, что Господу Богу угодно было дать первой заповеди о послушании Ему внешнее облачение, а именно Он повелел воздерживаться от вкушения плодов с древа познания добра и зла. Исполнением этой внешней заповеди первые люди должны были выражать свою любовь к Богу, – послушание Ему. Точно также, братие, и мы своим послушанием Православной Церкви воспитываем в себе послушание и Иисусу Христу, ее основателю, по слову Самого Господа: верный в мале, и во мнозе верен есть: и неправедный в мале, и во мнозе неправеден есть (Лк.16:10).

Итак, братие, сознавая всю важность установлений Православной Церкви, как согласных с учением Христовым, требуемых самою природою человека, необходимых для нашего религиозно-нравственного воспитания и сохранения веры Христовой, относитесь к ним со вниманием. Строго соблюдайте их, подавайте пример другим, уклоняйтесь от участия в том, что делают другие, попирающие постановление Церкви, не соблазняйте особенно немощных верою. Не примером только, но, по силе возможности, и словом действуйте на ближних своих, – добрым советом и убеждением. Отцы и матери приучайте детей своих в соблюдении церковных уставов и благочестивых обычаев, старшие убеждайте младших, начальствующие оказывайте нравственное влияние на подчиненных!

Этою беседою, братие, мы оканчиваем объяснение девятого члена символа веры. Твердо памятуя, братие, что Православная Церковь основана на земле Самим Господом Иисусом Христом, как Его благодатное царство, что она есть единственная непогрешимая учительница веры и благочестия, что, только принадлежа к ней, мы можем воспользоваться искупительными заслугами Спасителя в получить спасение, – памятуя все это, будьте послушными чадами ее, возбуждайте и поддерживайте в себе самих и окружающих вас преданность учению Православной Церкви и ее уставам4. Утверди, Господи, церковь Твою и да будет слава Богу Отцу в церкви о Христе Иисусе во вся роды века веков. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа

4

Постановления Церкви заключаются 1) в собрании правил и законов, которое называется по-гречески номоканон, а по-русски – кормчей книгой; в ней находятся 85 правил апостольских; правила 7 вселенских и 9 поместных соборов и правило 13 Отцев Церкви, и 2) в церковном уставе.


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle