Беседа LXXXI. О десятом члене символа веры. О покаянии
Всякий готовящийся к таинству св. Причащения должен предварительно испытать пред Богом совесть свою и очистить ее покаянием в грехах. Для этого очищения от грехов, в которые впадают христиане после Крещения, установлено Иисусом Христом таинство Покаяния. Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.
Покаяние в грехах, как средство к умилостивлению Бога, известно было еще в ветхом завете. Оно было приносимо как частными людьми, так и целыми народами. Царь Давид, тяжко согрешив пред Богом, искренно раскаялся в грехах своих и получил помилование от Бога. Ниневитяне, убежденные проповедью пророка Ионы, положили всенародно принести Богу покаяние в грехах своих, и Господь помиловал их. Святой Пророк Иоанн Предтеча и Сам Господь наш Иисус Христос начали свою проповедь призванием людей к покаянию. Об Иоанне Предтече евангелист Марк говорит так: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна иудейская и иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк.1:4–5). Но покаяние в ветхом завете не было таинством, оно не очищало человека от грехов, а только отвращало от него гнев Божий. Как таинство, спасительное для человека, покаяние было установлено Господом Иисусом Христом. Сначала Он обещал Апостолам дать власть прощать грехи. Елика аще свяжете на земли, говорил Он, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена, на небесех (Мф. 18:18). По воскресении же Своем действительно дал им сию власть, когда сказал: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Ин.20:22–23). Отсюда видно, что Сам Господь дал власть Апостолам прощать грехи силою Духа Святого. От Апостолов эта власть перешла к их преемникам – епископам и священникам. Следовательно, епископ и священник преподают кающемуся разрешение от грехов невидимою силою Духа Святого по праву, данному им Самим Господом Иисусом Христом.
Что касается видимой стороны таинства покаяния, то она состоит в исповедании грехов, которое произносит кающийся христианин пред Богом в присутствии священника, и разрешения грехов, произносимом священником по выслушании исповеди. В первые века христианства впадавшие в тяжкие грехи приносили покаяние публично, пред всею Церковью; и в доказательство искренности своего раскаяния, прежде получения разрешения, проходили различные степени испытания, состоявшего в отлучении от св. Причащения, церковной молитве, в усиленном посте и пр. Но с течением времени, – частью вследствие оскудения благочестия в христианах, частью вследствие того, что многие обращали публичную исповедь не в назидание себе, а в злоречие над ближним, – общественное покаяние было заменено частною исповедью пред священником. В настоящее время таинство покаяния совершается таким образом: желающий приступить к этому таинству приготовляется к нему более частым, чем в другое время, посещением церковных служб, постом, чтением слова Божия, исследованием прошедшей жизни и сокрушением о своих грехах. Пo надлежащем приготовлении кающийся приходит в храм для принесения исповеди. Исповедь совершается пред св. Крестом и Евангелием, лежащими на аналое. Кающийся трижды покланяется Кресту и Евангелию, как бы Самому Господу. Пo прочтении священником особых молитв, положенных пред исповедью, кающийся Самому Господу в присутствии священника исповедует, рассказывает грехи свои против Бога, против ближних и против себя самого. Кающийся должен исповедать все, ничего не скрывая, под опасением впасть в еще большее осуждение, обвиняя себя, а не придумывая извинения грехам своим. При покаянии недостаточно одного общего признания своей греховности, а требуется устное исповедание их в присутствии священника. О таковом исповедании ясно говорит Свящ. Писание: мнози же от веровавших прихождаху, исповадающе и сказующе дела своя (Деян. 19:18; См. также Иак.5:16; Мк.1:5). Это исповедание необходимо предполагается самою богодарованною властью пастырям Церкви вязать и решить грехи кающихся. Они должны знать, что они будут вязать и решить, потому что есть грехи, которые нельзя разрешить, или можно только при соблюдении особых условий. Необходимое само по себе, предполагаемое самою богодарованною властью вязать и решить, исповедание грехов необходимо и для кающихся. Пастырь Церкви не только связывает и разрешает грехи кающемуся, но должен дать ему, как духовно больному, совет, утешение и увещание. Посему и таинство покаяния называется духовною врачебницею. А для этого пастырю Церкви, как духовному врачу, нужно знать духовное состояние кающегося. При этом тот, кто истинно сокрушается в грехах своих, всегда чувствует потребность высказать их, облегчить совесть свою. Это облегчение и подается ему после того, как он выскажет грех свой пред священником и услышит, что грех этот прощается ему. Наконец, исповедь пред священником научает кающегося смирению, заставляя обвинять себя пред другим лицом, и свидетельствует этим самым об искренности его раскаяния. – Кающийся должен, братие, исповедовать все грехи свои, не стесняясь присутствием священника. Каждый должен помнить, что священник такой же человек, как и другие, сам согрешает пред Богом, сам также имеете нужду в очищении совести и исповедуется у другого священника, и что исповедь – такая тайна, которая никому, под страхом ответственности и пред Богом и властью, не может быть передана. Кроме, этого кающийся должен сам рассказывать грехи свои, не дожидаясь вопросов со стороны священника, и не отвечая на них только: грешен, грешен. Тот, кто выжидает вопросов священника и отвечает только словом грешен, показывает, что он не готовился к исповеди. Всякий должен во время говения поразмыслить о своей прошедшей жизни и припомнить о грехах своих. Ибо говорит писание: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис.43:26). Святыми отцами заповедуется, братие, ревнующим о своем спасении каждодневно размышлять о своей жизни и давать себе отчет. «Уста Христовы», говорит Исихий пресвитер иерусалимский о Василии Великом, «столп церкви, великий отец наш Василий говорит: чтоб не согрешать и на другой день не впадать в те же опять проступки, для сего весьма полезно по окончании дня подвергать суду совести себя самих и все свое, чтоб видеть, в чем мы преступились и в чем поступили правильно. Так поступал и Иов, как в отношении к себе самому, так и в отношении к детям своим. Эта каждодневная отчетность просвещает и научает действовать достодолжно и в каждый час». (Святоотеческие наставления о молитве. Еп. Феофана. Москва, 1881 г. 200 стр.). «Положи слово с самим тобою», говорится в конце молитвы на сон грядущим, «и испытание сотвори совести твоея, преходя и подробну исчитая вся часы дневныя, начен от времене, когда востал еси от одра твоего, и проводя себе на намять: како ходил еси, что творил еси, кому, и что собеседовал еси: и вся твоя деяния, словеса, и помышления, от утра даже до вечера тобою произнесенная, со всяким опасением испытай, и воспоминай. Аще что благое в сей день сотворил еси, не от себе сие быти, но от Самого Бога вся благая нам дарующаго непщуя тому, сие восписуй, и благодари: и да тя в сем благом утвердит, и прочая совершити пособит и дарует молися. Аще же что лукавое содеял еси, от себе самаго, и от своея немощи, или лукаваго обычая и произволения сие происходит глаголя: кайся, и моли человеколюбца, да тебе в том прощение даровати изволит, со обещанием твердым, яко сего прочее ктому уже творити не имаши». Если так важно каждодневное размышление о своей жизни, то тем более, братие, во время своего говения каждый должен поразмыслить о проведенной им жизни и припомнить содеянные им грехи. Руководством при испытании прошедшей жизни могут служить для вас, братие десять заповедей и заповеди блаженства. Если кто не знает заповедей, тот пусть помнит, что грехи человека обыкновенно бывают против Бога, против ближнего и против самого себя. Руководясь этим разделением, каждый пусть ответит себе: 1) любит ли он Бога, не делает ли что-нибудь против Него? Молится ли Ему и т. п. 2) Любит ли ближнего? не делает ли ему какого зла? Помогает ли ему и т. п. 3) Не делает ли грехов против самого себя? Не ленится ли, не тунеядствует ли, не расстраивает ли здоровья своего пьянством и какими-нибудь пороками и пр. Таким образом, каждый должен приготовиться, чтобы исповедовать грехи свои. После исповеди кающийся преклоняет колена свои и голову в знак своей покорности Богу. Священник, после прочтения молитвы о примирении кающегося с Церковью, возлагает на голову его епитрахиль, в знак излияния на него благодати, и читает разрешительную молитву, в которой именем Иисуса Христа, по данной ему власти, разрешает кающегося от грехов его. Этим собственно и оканчивается исповедь. После сего священник преподает, смотря по нужде и обстоятельствам, совета кающемуся, ободряет, утешает, указывает на милосердие или же на правосудие Божие. После исповеди кающийся вступает со священником в близкое духовное родство. Первый обыкновенно называется духовным сыном, а священник духовным отцом или духовником. Священник поминает в молитвах своих духовных детей, а духовные дети молятся за своих духовных отцов. Чем чаще духовник принимает на исповедь своих духовных детей, чем более следит за их душею, тем прочнее устанавливается связь между ними, тем полезнее для кающихся советы и наставления их духовников. Посему, братие, без крайней необходимости не меняйте духовника своего, а также не тяготитесь его советами и замечаниями, хотя бы они иногда и не были приятны для вас.
Что касается невидимых, благодатных действий таинства покаяния, то они состоят: 1) В отпущении грехов кающемуся именем Господа Иисуса Христа. 2) В примирении с Богом. 3) В освобождении его от вечных наказаний за грехи и даровании надежды на вечное спасение. В таинстве покаяния может быть разрешен кающемуся всякий грех, если только он искренно покается в нем и исповедует его с живою верою в Господа Иисуса и надеждою на Его заслуги. Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф.9:13), говорил Спаситель, – и как ни велико было грехопадение Ап. Петра, простил и его, когда он истинно покаялся. Аще исповедаем грехи наша, учит Ап. Иоанн, верен есть и праведен (Господь), да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды (Ин.1:9).
Но для того, чтобы кающиеся могли воспользоваться такими плодами таинства Покаяния, от них требуются, братие, особые условия, а именно, – они должны иметь сокрушение о грехах, намерение исправить свою жизнь, веру во Христа, надежду на Его милосердие и примириться с ближними. Тот, кто истинно кается во грехах своих, не может не чувствовать своей виновности пред Богом, не сокрушаться о грехах своих, и там, где нет истинного сокрушения о них, нет и истинного покаяния, а одно только наружное. К такому покаянию, с сокрушением о грехах, призывал Бог еще в ветхом завете, когда говорил Иудеям: обратитеся ко Мне всем сердцем, в посте и в плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему (Иоил.2:12–13). В новом завете пример покаяния показал нам Господь Иисус Христос в притче о Фарисее и Мытаре. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику»! (Лк.18:19), так повествуется об этом раскаянии в евангелии. Мытарь встал в храме позади всех, считая себя грешнее всех, не смел поднять на небо глаз своих, стыдясь пред Богом своих грехов, и, наконец, выражая свое сожаление о грехах, ударял себя в грудь и взывал к милосердому Богу: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику»! Таково, братие, истинное покаяние. Нужно только, чтобы это сокрушение о грехах происходило не из одного страха наказания за грехи, но из любви к Богу. На такое именно сокрушение указывает Ап. Павел, когда говорит печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделывает (2Кор.7:10), т. е. печаль о том, что мы своими грехами прогневляем Бога, приводит человека к спасению. Из искреннего сокрушения о грехах, братие, всегда рождается ненависть к ним и намерение исправить свою жизнь. И в слове Божием от кающегося непременно требуется это намерение. Проповедник покаяния, Иоанн Предтеча, видев многи фарисеи и саддукеи грядущия на крещение его, рече им: рождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущего гнева. Сотворите убо плод достоин покаяния (Мф.3:7–8). Следовательно, тот получит спасение, кто принесет плоды достойные покаяния, кто возвратится от беззакония своего и начнет жить праведно и благочестиво. И егда грешник, говорил Сам Бог в ветхом завете, возвратится от беззакония своего, и сотворит суд и правду, той жив будет в них (Иез.33:9). «Покаянием я называю», учит Св. Иоанн Златоуст, «не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но еще более – чтобы показать дела добрые. Ибо сказано: сотворите плоды достойны покаяния (Лк. 3:8). Как же нам сотворить их? Поступая напротив, например, ты похищал чужое? Вперед давай и свое. Долгое время любодействовал? Теперь воздерживайся и от своей жены в известные дни, и привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил кого ни встречал? Вперед благословляй обижающих тебя и благодетельствуй бьющим. Ибо для исцеления нашего не довольно только вынуть стрелу, но еще нужно приложить к ране лекарство. Ты предавался прежде сластолюбию и пьянству? Теперь постись и пей воду; старайся истребить зло, от прежней жизни происшедшее» (Бес. на Матф. 10). Таким образом, истинно кающиеся должны воздержаться от грехов и провождать жизнь противоположную прежней греховной. Если посему кто-нибудь, каясь в похищении чужой вещи, имеет возможность возвратить похищенное, а сам не возвращает, тот кается неискренно, а посему и не спасительно. Кроме сокрушения о грехах, намерения исправить свою жизнь, от кающегося требуется еще вера во Христа и надежда на Его милосердие. О сем, т. е. об Иисусе Христе, говорит Слово Божие, вси Пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Онь (Деян. 10:43). В таинстве Покаяния вам прощаются грехи не иначе, как по заслугам Господа Иисуса Христа. Посему от кающегося требуется вера, что без Иисуса Христа Спасителя не может быть ни для кого прощения грехов. Ибо несть, как свидетельствует слово Божие, иного имене под небесем данного в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян.4:12). Посему и Господь, хотя с любовью принял слезы покаявшейся пред Ним грешницы, однако сказал ей: вера твоя спасе тя (Лк.7:50). Наконец, братие, старайтесь сопровождать свое покаяние примирением со всеми ближними. Посудите сами, как можно просить Господа о милосердии, о прощении грехов, когда у самого на сердце злоба, ненависть к ближнему. И Сам Господь ясно учил, что не получит тот прощения, кто не прощает ближнему своему (Мф.6:14–15), в заповедал, чтобы молящийся, а следовательно, и исповедующийся не имел никакой вражды и гнева, но имел со всеми мир и любовь (Мф.5:23–24). Так приступайте к исповеди и вы.
Для возбуждения чувств, требуемых искренним раскаянием, – сокрушения о грехах, намерения исправить свою жизнь, веры во Христа и надежды на Его милосердие, св. Церковь предлагает нам, братие, особые средства, которые содействуют нам в покаянии. Такими средствами служат пост, молитва, а также чтение и слышание слова Божия. Приготовляющийся к таинству Покаяния, по уставу Церкви, отстраняясь от всяких развлечений и удовольствий и даже, по возможности, от должностных занятий, посвящает себя посту, добрым делам, молитве, более частому, чем в другое время, хождению в храм Божий, чтению священных и благочестивых книг. Пост, как время, в которое кающийся воздерживается от особенно приятной ему пищи, от удовольствий и суеты земной, помогает ему остановить внимание на душе своей, углубиться в себя самого и сознать грехи свои. Молитва, как беседа с Богом, и добрые дела, приближают человека к Богу, умягчают сердце его и чрез это делают для него более заметными грехи его, – приводят к сокрушению о них. Чтение слова Божия и благочестивых книг также способствует кающемуся остановиться вниманием на душе своей и видеть уклонение свое от истинного пути. В этом случае чтение слова Божия имеет такое же значение, как и молитва. Когда ты молишься Богу, говорит один из отцов Церкви, ты беседуешь с Богом, а когда читаешь слово Божие, Бог с тобою беседует. Время такого приготовления к таинству покаяния у нас обыкновенно называется говением, т. е. временем особенно благоговейного поведения христианина.
После исповеди на кающегося иногда налагается епитимья. Слово это греческое и значит запрещение. Под этим наименованием, смотря по надобности, предписываются кающемуся некоторые особенные благочестивые упражнения и некоторые лишения, как например пост сверх положенного для всех, раздача милостыни по назначению, усиленная молитва с известным числом земных поклонов, а за тяжкие грехи отлучение от Святого Причащения на определенное время. Епитимьи обыкновенно налагаются на кающегося не для того, чтобы удовлетворить правосудию Божию – такое удовлетворение на все времена для всех людей и за все грехи принесено Спасителем нашим Иисусом Христом, – но для того, чтобы помочь кающемуся победить греховные привычки и более сознать тяжесть своих грехов. Они, таким образом, не наказания собственно, а особые воспитательные средства. Скупому и корыстолюбивому, напр., назначается епитимья, состоящая в обязательной раздаче милостыни в известном количестве и в известное время. Выполняя подобную епитимью на первое время с неохотою, скупой и корыстолюбивый постепенно отвыкает от своей страсти и приучает себя делать добро.
Братие, всеблагому Богу угодно было установить для нас, по немощи нашей, таинство Покаяния. Будем же пользоваться дарованным нам от Него средством ко спасению. Будем всегда приходить к этому таинству с сокрушением о грехах своих, с намерением исправить жизнь свою, с верою во Христа и надеждою на Его милосердие, будем стараться творить плоды достойные покаяния. (Мф.3:8). Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа