иеросхимонах Сергий (Четвериков)

Молдавский старец Паисий Величковский

Его жизнь, учение и влияние на православное монашество

Содержание

Предисловие

Часть первая. Жизнь дома и в школе (1722–1739) Глава 1. Родина старца Паисия Величковского Глава 2. Происхождение старца Паисия. Детские годы в родной семье. Поступление в киевскую академию. Порядки академической жизни Глава 3. Жизнь Петра Величковского в киевской академии. Возрастающее влечение к монашеству. неудачная попытка поступить в китаевский скит. Объяснение с префектом академии. Последнее свидание с матерью. бегство от мира Часть вторая. Годы странничества – в поисках духовного руководства (1739–1746) Глава 1. Начало странствования. прибытие в чернигов. Жизнь в любечском монастыре. первое искушение. Бегство в правобережную Украину Глава 2. Странствование по правобережной Украине. Чернобыль. Ржыщев. Повесть о замученном униатами православном дьячке. Пустынник Исихий. Пребывание в Меднедовском монастыре. Пострижение Петра в рясофор. Притеснение от униатов. Уход в Киево-Печерскую Лавру Глава 3. Пребывание в Киево-Печерской Лавре. Повесть о том, что было с матерью Платона по уходе сына из полтавы. Замечательные лаврские подвижники. предсказание одного из них об уходе Платона из лавры. неожиданное исполнение этого предсказания Глава 4. Бегство из Киево-Печерской Лавры за границу. Неожиданные встречи и препятствия на пути. Платон в матронинской обители. Встреча с иеросхимонахом Михаилом. Платон уходит в Молдовлахию Глава 5. Молдовлахийское монашество в XVIII веке. Жизнь Платона в трейстенах. неудача в поварском послушании. Встреча со старцем Василием. Прибытие иеросхимонаха Михаила с другом платона Алексеем. Повесть об уходе Алексея от матери. беседы о. Михаила с братиею. Послушание Платона в винограднике. Платон просыпает заутреню. Прибытие в трейстены схимонаха Онуфрия. Платон покидает трейстены и уходит с Онуфрием в скит кырнул. Жизнь в Кырнуле и решение уйти на Афон Часть третья. Уединенная жизнь старца Паисия на Афоне и начало общежительного братства (1746–1763) Глава 1. Переселение платона на Афон. Природа Афона, его скиты и монастыри. Прошлое Афона. Заслуги Афона в деле Духовного просвещения. бедственное положение Афона в половине 18-го века Глава 2. Прибытие Платона в Пантократор. Тяжелая болезнь и выздоровление. Жизнь в уединении. Новая встреча со старцем василием и ее значение для Паисия. Пострижение в мантию. Прибытие Виссариона и их совместная жизнь, новые ученики старца. переселение в келью св. Константина. Рукоположение Паисия в сан священника. Умножение братии. Приобретение кельи св. пророка Ильи и устройство в ней скита. Клевета на Паисия и ее опровержение Глава 3. Духовные основания Паисиева братства. Виды монашеского подвига: отшельничество, средний путь и общежитие. Основания истинной монашеской жизни: послушание, нестяжательность, братская любовь. осуществление этих начал монашества в братстве старца Паисия Глава 4. Книжные труды старца Паисия на Афоне. Причина, побудившая его с особенным усердием заниматься изучением святоотеческих книг. Собирайте и изучение отеческих книг на славянском языке. Недостатки славянских переводов святоотеческих книг. Искание и обретение греческих подлинников и начало их изучения. Временное переселение в монастырь Симопетру. Невозможность дальнейшего пребывания на Афоне и решение переселиться со всем братством в молдовлахию Часть четвертая. Расцвет Паисиева братства в Молдавии: Драгомирна, Секул, Нямец. последние дни жизни и кончина старца (1763–1794) Глава 1. Переселение в Молдавию. Устройство братства в Драгомирне. Устав братства. Пострижение старца Паисия в схиму. Порядок Богослужений. Порядок послушаний. Келейная жизнь братии. попечение старца о больных. Книжные занятия старца: исправление славянских книг по греческим подлинникам. зимние занятия старца с братством. Беседы и увещания старца. Кончина о. Виссариона Глава 2. Учение старца Паисия об Иисусовой молитве, умом в сердце совершаемой Глава 3. Бедствия военного времени и заботы старца Паисия о беженцах. Переход драгомирны под власть австрийцев, переселение старца и братии в секул. Местоположение и краткая история секульского монастыря. Жизнь братства в секуле. Перемещение в нямец. Нямецкий монастырь и его прошлое. Заботы старца о Богослужении, о больных, о престарелых и о странствующих. Жизнь Паисиева братства в нямце. книжные занятия старца Паисия в нямецком монастыре Глава 4. Старец Паисий в его переписке с разными лицами по разным вопросам Христианской веры и жизни Глава 5. Последние годы жизни старца Паисия, его предсмертная болезнь и кончина и его благодатные дарования Часть пятая. Ученики старца Паисия на Афоне, в Молдавии и в России. Рост православного старчества в 18-м и 19-м веках Указатель литературы о старце Паисии Величковском Приложение 1-ое. Инструкция киевского архиепископа рафаила заборовского проФессорам и студентам киевской академии Приложение 2-ое. Поучение на пострижение монашеского чина Приложение 3-е. Надгробное рыдание старцу Паисию от всех чад его Духовных  

 
ПРЕДИСЛОВИЕ

Молдавский старец архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии иеросхимонах Паисий Величковский занимает в истории православного монашества и православной Церкви особое место.

В его лице удивительным образом сочетались святость личной жизни, любовь к просвещению, замечательная способность к устроению монашеского общежительного братства, умение привлечь к себе и духовно воспитать многочисленный сонм учеников, создать около себя большую школу православного духовного подвижничества и, наконец, большое литературное дарование, которое помогло ему совершить важное и необходимое дело – исправление старых переводов и новый перевод святоотеческой аскетической литературы.

По своему происхождению и по своей деятельности старец Паисий одновременно принадлежит двум поместным Церквам – русской и молдавской. Уроженец Малороссии, он все свое раннее детство, школьные годы и первые годы юности провел в России, учился в киевской Академии, странствовал по украинским монастырям в бесплодных поисках духовного руководства; будучи 20 лет перешел в Валахию, и через 4 года ушел на Афон, где прожил 17 лет сперва в полном уединении, а затем во главе постепенно возраставшего братства, с которым потом переехал в Молдавию, где и оставался до конца жизни, все более и более углубляя и расширяя свою деятельность, свое духовное влияние и свою славу в православном, и даже в неправославном мире. Его по всей справедливости можно назвать обновителем духовной жизни молдаво-влахийского и русского монашества. Он дал ясные определения основной цели монашеской жизни, указал средства к достижению этой цели и подготовил лиц, способных осуществлять эту цель при помощи указанных им средств. Своим примером, деятельностью и переводами старец Паисий вызвал огромное духовное движение в православном монашестве, особенно заметное в России, где оно охватило не только иноков, но и светское общество всех классов.

Нельзя правильно представить себе духовное состояние русского монашества и русского народа в 18 и 19 в., не учитывая духовного влияния старца Паисия и его учеников. Это влияние распространилось более нежели в 100 обителях 35 епархий русской Церкви, при посредстве более 200 учеников старца и их преемников. Под его влиянием изменился облик русского монашества: возвысилось значение внутреннего духовного подвига, о характере которого можно судить по старчеству Оптиной Пустыни и по изображению его в русской литературе – (Братья Карамазовы). Знаменитейшие из русских писателей (Гоголь, И. В. Киреевский, Достоевский, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев. К. Н. Леонтьев и др.) заметили это духовное движение в русском монашестве, изучали его и испытывали на себе его влияние.

Первое описание жизни и деятельности старца на русском языке было выпущено Оптиной Пустыней в 1847 г. Это был перевод жизнеописания старца, состав-ленного его учеником иеросхимонахом Платоном.

В Молдавии первое жизнеописание старца Паисия было составлено его келейником Митрофаном, жившим при нем 30 лет. Оно было составлено спустя 20 лет по смерти старца на славянском языке. Следующее жизнеописание, на молдавском языке, очень обширное было составлено Исааком. Григорий, будущий митрополит Молдавский, изложил молдавское житие старца Паисия в сокращенном виде. Наконец, Платон, воспользовавшись житиями Митрофана и Исаака, составил из них новое жизнеописание старца на славянском языке в 1836 году. Это сочинение выдержало несколько изданий и послужило материалом для ряда других жизнеописаний старца, выходивших в разное время на русском языке.

В 1913 г. преосвященный Сильвестр, епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии, задумал издание Полтавско-Переяславского Патерика, куда должны были войти жизнеописания многих подвижников, родившихся или проживавших в пределах Полтавского края. Жизнеописание старца Паисия (Величковского), уроженца Полтавы, было поручено составителю настоящей книги. Благодаря содействию епископа Сильвестра, а также архиепископа Полтавского Феофана и Полтавского Свято-Макарьевского епархиального братства, мы имели возможность воспользоваться богатым рукописным материалом, хранившимся в библиотеках Петербургской Императорской Академии Наук и Петербургской Духовной Академии, в Московской синодальной (патриаршей) библиотеке, в Орловском епархиальном древлехранилище, в библиотеках Оптиной Пустыни и Ново-Нямецкого монастыря в Бессарабии.

Разразившаяся война и последовавшая за нею революция прекратили на время нашу работу. Она возобновилась в 1921 г. в Югославии: вывезенные из России записки в тишине и уединении сербского церковного прихода были приведены в порядок. У нас было сильное желание посетить Румынию и местожительство старца Паисия – Нямецкий монастырь и собрать там дополнительные о нем сведения, но мы не имели возможности осуществить это желание. И только 10 лет спустя в 1931 г., благодаря неожиданно сложившимся счастливым обстоятельствам нам пришлось побывать в Румынии, посетить связанные с именем старца Паисия древние обители – Нямец и Секул, ознакомиться с их библиотеками, побывать в Ново-Нямецком монастыре на Днестре, поработать в Бухаресте и собрать во всех этих местах дополнительные сведения о старце Паисии.

Мы приносим глубокую благодарность всем учреждениям и лицам, которые всюду сочувственно внимательно и предупредительно оказывали нам помощь в нашей работе.

Мы сознаем недостатки нашей книги, писанной в неблагоприятных условиях эмигрантской жизни, и просим за них прощения.

Протоиерей Сергий Четвериков.


Источник: Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. - Печеры, 1938.

Вам может быть интересно:

1. Молдавский старец Паисий Величковский – ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. РАСЦВЕТ ПАИСИЕВА БРАТСТВА В МОЛДАВИИ: ДРАГОМИРНА, СЕКУЛ, НЯМЕЦ. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ И КОНЧИНА СТАРЦА (1763–1794) иеросхимонах Сергий (Четвериков)

2. Молдавский старец Паисий Величковский – ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЖИЗНЬ ДОМА И В ШКОЛЕ (1722–1739) иеросхимонах Сергий (Четвериков)

3. Правда христианства иеросхимонах Сергий (Четвериков)

4. Преподобный Паисий Величковский и исихастская традиция игумен Петр (Пиголь)

5. Писания старца Паисия Величковского и его наставника и друга, старца схимонаха Василия, об умной молитве иеросхимонах Сергий (Четвериков)

6. Слово к отцу Феодосию, архимандриту пустыни Софрониевой преподобный Паисий (Величковский)

7. Устав старца Паисия преподобный Паисий (Величковский)

8. Письма иерею Димитрию преподобный Паисий (Величковский)

9. Руководство к русской церковной истории – Период V. Синодальный профессор Петр Васильевич Знаменский

10. Письмо ученикам своим Амвросию, Афанасию и Феофану преподобный Паисий (Величковский)

Комментарии для сайта Cackle