Библиотеке требуются волонтёры

Рассуждение восемнадцатое. О Моисее

Воззва́ его Господь из купины́, глаголя: Моисе́е, Моисе́е (Исх.3:4).

§ I

Моисей есть слово Еврейское, и означает – от воды взятый, как пишется в Исходе: нарече́ имя ему Моисей, глаголющи: от воды взях его (Исх.2:10). Слово Моисей двояким образом взимается: или как означает оного самим Богом избранного вождя Израильского народа, который родился 2433; или за Моисеевы писания, как говорится: и́мут Моисеа и пророки: да послушают их (Лк.16:29).

§ II

Достоинства Моисеевы, и сходство со Христом.

1) Моисей (Исх.2:22) родился в бедственнейшие времена, когда Фараон тиранствовал над народом Божиим: Христос также родился в несчастные времена, когда, то есть в Иудее царствовал иноземец Ирод (Мф.2:1) Идумеянин.

2) Моисей извлечён был из челюстей самой видимой смерти; ибо вложен был в ковчежец и пущен в реку Нил, откуда промыслом Божиим избавлен, как пишется: сни́де же дщерь Фараонова измы́тися на реку.И видевши ковчежец в лучи́це, пославши рабыню, взя и (Исх.2:5). – Соблюди́ ми отроча́ сие и воздо́й ми е (Исх.2:9): Христос извлечён из пропасти смерти и от вод адовых, как говорит Давид о Христе: не оставиши душу мою во аде, ниже́ да́си преподобному твоему видети истления (Пс.15:10). Или: спаси мя, Боже, яко внидо́ша во́ды до души моея́ (Пс.68:2) [Снеси: (Деян.3:15, 26)].

3) Моисей от рук Фараона убежал из Египта, как пишется: отъи́де же Моисей от лица Фараонова и вселися в земли́ Мадиа́мстей (Исх.2:15): Христос от убийственных Иродовых рук бежал в Египет, как о Иосифе пишется: он же воста́в, поя́т отроча́ и матерь его нощию, и отъи́де во Египет (Мф.2:14).

4) Моисей воспитан был от девицы дщери царёвой, и усыновлён (Исх.2:5): Христос вскормлен от Марии девы, родившейся от царского Давидова колена, сын её первенец (Лк.2:5–7, ?).

5) Моисей нака́зан бысть всей премудрости Египетстей, бе же си́лен в словесех и де́лех (Деян.7:22): Христос преспева́ше премудростию (Лк.2:52) – бысть муж Пророк, си́лен делом и словом пред Богом и всеми людьми (Лк.24:19).

6) Моисей оказал первый знак будущей своей должности и благодеяния, убив Египтянина (Исх.2:12) и след., и освободив Израильтянина: Христос, приступая к освобождению грешников от работы греха, победил диавола (Мф.4:10), и первые начатки даров Духа Святаго явил во храме, как пишется о Нём: ужаса́хуся же вси послу́шающии его о разуме и о ответех его (Лк.2:47).

7) Моисей, желая усмирить ссору братьев своих, (Деян.7:26), от оных отвержен: Христа, примиряющего нас Отцу, свои не прияша (Ин.1:11).

8) Моисей, по словам Павловым, отве́ржеся нарицатися сын дще́ре Фараоновы, паче же изво́ли страдати с людьми Божиими (Евр.11:24–25): Христос, оставивши престол Небесный, богат сый, бысть нас ради нищ, да нищетою его мы обогатимся (2Кор.8:9).

9) Моисей, бежавши из Египта в землю Мадиамскую, сидел у кладезя, как пишется: пришед же в землю Мадиамскую се́де при кла́дязе (Исх.2:15): Христос неоднократно уходил [(Лк.4:30), (Мф.15:21), (Ин.6:15)] от ищущих Его убить, сидел также на источнице Яаковлевом (Ин.4:6).

10) Моисей назван от Бога, и послан для освобождения Израильского народа от руки Фараоновы и работы (Исх.3:10): Христос послан от Отца Небесного, избавить весь род человеческий от работы вражия (Ин.3:17).

11) Моисей говорил с Богом; и Бог взаимно с ним на горах Синае и Хориве, не без светлости лица (Евр.2:15 (стр. 81). Христос разговаривал с Отцом молитвами; и Отец с Ним взаимно при Иордане, на Фаворе, и в Иерусалиме не без сияния лица (Мф.17:2).

12) Моисей произвёл великие и удивительные чудеса, кои по большей части исчисляются в Исходе: Христос славен был делами весьма удивительными, о коих в истории Евангельской повествуется.

13) Моисей воды Аравийского залива перешёл невредимо с Израильтянами, коих в пустыне кормил манною и коростелями: Христос с Петром по водам ходил, как пишется: и ви́девше его ученицы́ по морю ходя́ща (Мф.14:26). – И излез из корабля Петр, хождаше по вода́м, приити́ ко Иисусови (Мф.14:29): и хлебами и рыбами кормил несколько тысяч людей (Мк.8:6–7), (Ин.6:11).

14) Моисей избрал двенадцать соглядателей и семьдесят старейшин (Чис.13:3), (Исх.24:1): Христос столько же имел Апостолов: и призва́ обана́десять ученики своя (Мф.10:1) и столько же учеников: по сих же яви́ Господь и ине́х седмьдесят, и посла́ их по двема́ пред лицем своим (Лк.10:1).

15) Моисей вознесе змию в пустыне (Чис.21:9), на которую всяк угрызенный от змеев, взирая, выздоравливал: Христос вознесён от земли, как Он Сам о Себе говорит: и аще аз вознесе́н буду от земли, вся привлеку к себе (Ин.12:32). – Да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:15).

16) Моисей не преставал быть между разгневанным Богом и согрешившими человеками ходатаем (Исх.32:31–32): Христос: (α) за преступников молился: Отче, отпусти им (Лк.23:34). (β) За вся люди, как пишется: иже во днех плоти своея́ моления же и молитвы к могу́щему спасти его от смерти с воплем крепким и со слезами принес, и услышан быв от благогове́инства (Евр.5:7). (γ) Доднесь ходатайствует о нас, как пишет Павел: Христос Иисус уме́рый, паче же и воскре́сый, иже и есть о десну́ю Бога, иже и ходатайствует о нас (Рим.8:34). – Не в рукотворе́нная бо святая вни́де Христос, противообра́зная истинных, но в самое небо, ныне да яви́тся лицу Божию о нас (Евр.9:24).

17) Моисей постился сорок дней, и сорок ночей (Исх.24:18): Христос столько же времени постился, как пишется: и постився дний четы́редесять и но́щий четы́редесять, последи взалка́ (Мф.4:2).

18) Моисей новое учение закона, и новый Богопочтения образец от Бога приятые принёс в горы (Исх.20) и след., кои народ и Пророки по нём соблюдали: Христос новое Евангелия учение, от лона Отча (Ин.1:18) принесённое, передал своей Церкви в целом свете в собрании верных, до скончания мира сохраниться имеющее, глаголя: шедше научите вся язы́ки (Мф.28:19).

19) Моисей провождал жизнь мучительную и бедственную в рассуждении роптания Израильтян (Исх.17:2), (Чис.20:2): Христос был человек в язве, о коем Исаия говорит: несть вида ему, ниже́ славы; и ви́дехом его, и не имя́ше вида, ни доброты (Ис.53:2).

20) Моисей, ближайший и любезнейший Богу был: Христос, Отцу любезен, как говорит о нём Бог Отец: сей есть Сын мои возлюбленный, о не́мже благоволи́х (Мф.3:17).

§ III

Несходство Моисеево со Христом: 1). Моисей был простой человек и грешник: Христос – Бог и человек без греха. 2). Моисей сделал чудеса весьма страшные: Христос делал чудеса прятные и полезные. 3) Моисей слуга был в дому Божии (Чис.12:7): Христос – Господин дому своего, егоже дом мы есмы́ (Евр.3:6). 4) Моисей был ходатай точию земной: Христос – Ходатай духовный и небесный. 5) Моисей был основатель Ветхого Завета, и начальник над одним Израильским народом: Христос – Основатель Нового Завета, и Спаситель всех. 6) Моисей был прообраз, и предвозвестник Господа: Христос есть Проображённый и Господь Предвозвещённый. 7) Моисей обвиняет и поражает законом: Христос – оправдает и исцеляет Евангелием. 8) Моисей обетованную землю только видел издалеча: Христос – Небо дарует верующим совершенно (Мф.19:28).

§ IV

Нравоучения о Моисее.

1) Моисей был пастух овцам у тестя своего Иофора (Исх.3:1); но Бог избрал его вождём Израильскому народу: так Бог не взирает на низкость состояния, но на доброту сердца, и способность к правлению. Давид из пастуха поставлен царём, и Апостолы из рыбарей сотворены ловцами человеков.

2) Моисей имел так прославленное лицо, что Израильтяне смотреть на него не могли, ежели он не прикрывал его покрывалом (Исх.34:29–30, 33–35). Причина сего была – долговременное с Богом обращение. Конец: α) Чтобы означить неограниченную светлость славы Божией. β) Чтобы утвердить Божий закон. γ) Чтобы бо́льшую приобрести важность. Сия светлость так ослепила Иудеев, что они и теперь смотреть на Моисея не могут. Внегда, – говорит Апостол, – чте́тся Моисей, покрывало на сердце их лежит (2Кор.3:15). Покрывало Моисеево дотоле должно было лежать на лице Моисеевом, пока не пришёл Мессия. Пришёл Мессия, и покрывало Моисеево поднял, славу свою и милость открыл в полном блистании. Когда воссияло истинное Солнце Правды Христос, тогда светлость лица Моисеева потемнилась; когда пала роса от Господа, тогда грубое и хладное закона исполнение стало повержено (ибо конец закона и Пророков – Христос): тогда истинная с небес спала Манна, Евангельское блеснуло учение, не в собрании Иудейском или синагоге; но вне стана, по лицу пустыни, то есть во всех языцех. Кто обращается к Богу, ко Христу, у того снимается с сердца покрывало Моисеево, тот с Павлом со восклицает: мы откровенным лицем славу Господню взираем (2Кор.3:18). А в необращающемся Иудеянине лежит на сердце покрывало оное и препятствует уразуметь сии слова: прейде сень законная благодати, пришедшей.

3) Исхода в главе 34. ст. 29 пишется: сходящу же ему с горы, и Моисей не ве́дяше, яко прославися зрак плоти лица его (Исх.34:29). Да научатся отсюда правящие народом и пасущие стадо Христово, скромности и смирению. Да не возносятся сердцами своими, ежели снабжены преимущественными от Бога дарами, имея достохвальный пример на Моисее, который как будто не знал сияния лица своего; и на Павле, кой сам о себе говорит: аз есмь мний Апостолов, иже несмь достоино нарещися Апостол (1Кор.15:9). Да научатся чистоте и светлости жития своего: тако да просвети́тся свет ваш пред человеки (Мф.5:16). Да предшествуют людям Божиим с лицом, учением и святостью прославленным во всех путях их, да и на них исполнится оное Христово слово: вы есте́ свет мира (Мф.5:14).

4) Ру́це же Моисе́овы тяжки беша: и взе́мше камень, подложиша ему, и седя́ше на нем (Исх.17:12). Тяжкие Моисеевы руки означают: α) тяжесть креста Господня, под коим Он падал. β) Научают о том, что руки благочестивого мужа должны быть тверды, и в добрых делах неподвижны. γ) Что закон оправдать не может, и сия слабость его поддерживается от краеугольного камня – Христа. δ) Свидетельствуют о том, что мысли наши – медлительны к Богомыслию, руки – тяжки к всегдашнему молению; ибо Павлова приказания не исполняем: непрестанно молитеся (1Сол.5:17).

5) Что Моисей сохранён был в ковчежце от рук убийственных, и воспитан в царском доме, сие уверяет нас о Божием промысле, коим Он нас из самых челюстей смерти исхитить, и не только честью, но и животом даровать может (Исх.2:3, 10).

6) Что Моисей за убийство Египтянина, кой бил Израильтянина, гоним был от Фараона (Исх.2:11, 15), сие означает то, что благочестивые люди, кои разум свой освобождают от руки плотской воли, бьющей и порабощающей ум в своё правление, бывают гонимы от мысленного Фараона, восстающего всяким образом на их погибель; хотя при всём том не имеет он сил сыскать их, и лишить жизни; ибо уходят, подобно Моисею к священнику Христу, который отдаёт за них дщери свои, снабжает и обогащает, то есть добродетелями.

7) Рече́ же Моисей: мимоше́д увижду видение великое сие, яко не сгарает купина́ (Исх.3:3). Когда в одно время Моисей пас овец Иофора, тестя своего, на горе Синайской, то явился ему Ангел Господень, – Ангел несозданный – Сын Божий, в горящей купине, или терновом кусту. Моисей, увидев сие, долго смотрел, и приметивши, что купина не сгорает, вознамерился подойти ближе: мимошед увижду видение великое сие, яко не сгарает купина.

Что́ сия означала купина? Она означала: α) Израильтян, кои огнём мучительства Египетского горели, не точию, то есть не истребились, но более и более умножались, как пишется: мно́жахуся лю́дие и укрепляхуся зело́ (Исх.1:20). А колючее терние означало то, что они имели Египтян десятью казнями уязвить и погубить. β) Огнь в купине проображал рождение Сына Божия в человеческой плоти или во чреве девическом без всякого повреждения девства. γ) Купина означала гонения и мучения верующих, коими они яко злато в горниле искушены быть имеют, и останутся невредимы.

К сей таинственной купине приближаясь, Моисей сбросил по повелению Божию с ног сапоги: изу́й сапоги от ног твоих: место бо, на не́мже ты стои́ши, земля свя́та́ есть (Исх.3:5). Поступок сей его пременился как бы в закон; ибо все почти народы, входя во храмы свои, или в молитвенные места, сбрасывают с себя за порогом сапоги, и входят босыми ногами, как то: турки, сарацины, арапы и другие. Но мы, христиане, почитающие благочестие не в наружных знаках, но во внутренних и духовных, по оному: Дух есть Бог; и иже кланяется ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин.4:24), когда желаем чрез молитвы и Богомыслие приступать к беседе с Богом, должны делать то с великим благоговением, и не забывать прежде выбросить из себя все плотские помыслы и мирские заботы; ибо и Моисею не прежде познался Бог, как сбросил он с себя сапоги, то есть пристрастие к миру, и обулся во уготование благовествования людям о избавлении из работы Египетской.

8) Три чуда Моисею повелел Бог сделать пред Израильтянами: жезл преобразить в змею, руку сделать прокажённою, и обратить воду в кровь (Исх.4:2–10). Сии чудеса означают по духовному смыслу: состояние Израильтян в Египте, бедственное их порабощение и озлобление и, наконец, освобождение. Жезл, который держал в руке Моисей, образовал Иосифово правление, и цветущее Израильтян при его жизни состояние. Повержение жезла, и обращение в змея, означало презрение оных, и как бы повержение и горькие труды, коими они доставали себе пищу, работая Египтянам, и как бы по земле ползая; а восставление жезла, и из змея в прежний вид пременение – было доказательством того, что они паки придут в первобытное состояние, и будут свободны. Подобным образом чрез прокажённую руку, и воду, в кровь обращённую, означались бедные оные и жестокие времена, в которые Египтяне здравие и силы, а, следовательно, соки и кровь Израильскую истощевали, и ещё младенцев в реке потопляли; посему Бог дал знать, что Он им гораздо бо́льшими казнями отмщевать намерен.

9) Море Чермное, проведшее Израиля, по духовному разумению означает Крещение, как приспособляет Павел: и вси в Моисеа крестишася во о́блаце и в море (1Кор.10:2). Кто гонит нового Израиля, тот погружается яко олово в водах геенских.

10) Древо, которое показано было Моисею для услаждения горьких вод (Исх.15:25), было прообразом живоносного древа Креста Господня, коего память услаждает горесть искушений и несчастий христианами подъемлемых.

11) Моисей соорудил скинию свидения и украсил её благоукрашением (Исх.37:1), (Чис.7:1). Мы есть скиния Божия, по Павлу: храм бо Божий свят есть, иже есте́ вы (1Кор.3:17). От нас требуется украсить её златом добродетели, и свечниками веры, да к нам снидет во облаке благодати Господь, да и мы беседовать с Ним возможем.

12) Моисей, побеждая Амалика мучителя, стоял на горе, и воздевал руки к Богу (Исх.17:10–11): и мы, ежели желаем победить плоть, мир и диавола, должны всегда восходить на гору добродетелей, и поднимать руки и сердце к Богу, испрашивая от Него помощи на побеждение миродержителей тьмы века сего.

13) Моисей, укорён от Мариам, сестры своей, молился за неё к Богу глаголя: Боже, молю́тися, исцели ю (Чис.12:13): и мы, за поносящих нас и творящих обиды, должны молиться ко Господу: Отче, отпусти им; не ведят бо что творят (Лк.23:34).

14) Моисей, хотя не вошёл в землю обетованную; однако вкусил от плодов земли той, то есть от винограда принесённого выведателями с земли обетованной, коего одну ветвь несли два человека (Чис.13:24): се есть ясным доказательством того, что мы в сей жизни предвкушаем сладость Райских утех, наслаждаясь удовольствием совести нашей.

Комментарии для сайта Cackle