Аннотация АВ
В трактате «Против язычников, или магометан» свт. Симеон Солунский выступает с критикой исламского вероучения и образа жизни.
Святитель начинает сочинение с утверждения, что причиной исламской «ереси» является нечестивый Несторий. Он обличает неприятие мусульманами догмата о Святой Троице. Особенно критикуется представление о Боге как о чем-то материальном («подобным кристаллу, целиком сферическим»).
Автор отвергает исламское учение о Мухаммаде, называя его «нечестивейшим и бесноватым варваром», который, находясь «во власти демонического заблуждения», превознес себя над Христом и обещал своим последователям «райские сады, исполненные всякой распущенностью». Святитель критикует моральные практики, приписываемые мусульманам: «противоестественное и мерзостное дело содомитян», многоженство, жизнь, наполненную «убийствами и грабежом», «войнами против всех народов», стремление к деньгам, наслаждениям и распутному образу жизни.
Свт. Симеон Солунский противопоставляет исламу христианское понимание истинной веры, подчеркивая, что праведная жизнь в этом преходящем мире заключается не в земных наслаждениях, а в страдании за Христа и уподоблении Его святости. Он напоминает о грядущем Страшном Суде, где нечестивые будут осуждены на вечную геенну вместе с диаволом, а верные – удостоены вечной славы.
Виновником [этой ереси] у называемых язычниками явился нечестивый Несторий1. Прежде они поклонялись утренней звезде. Впоследствии же, введённые в заблуждение одним нечестивейшим и бесноватым (μαινόμενον) варваром, единоплеменным им, нечистым и беспутным, целиком [бывшим] жилищем диавола, а именно, Мухаммедом (Μωάμεθ), признали Бога, [но и в этом] явились подобными совершенно безбожным, какими они и были прежде; после того, как, узнав нечто об истинном Боге, не признали безначального Отца живого Слова, нерождённого, причины всего, от века сущего, Родителя живой Премудрости, единородного и неплотского Сына, покрова (προβολέα) истинной жизни, животворящего и освящающего всех благих, и Святого Духа.
Отвергнув, безумные, неплотского Сына и Слова Божия и из Самого Бога божественного, и животворящего Духа, и соделав все [свои] порочные и общеизвестные дела, совершенно впали открыто и бесстыдно в ещё более безобразнейшее, как в согласное с законом их, – разумеется противоестественное и мерзостное дело содомитян, – осквернённые, и должное возмездие за заблуждение свое, как говорит Павел, в самих себе получившие (Рим.1:27); множество женщин брали и наполняли [землю] убийствами и грабежом; вследствии чего (постоянно] жили с луком и кинжалом и развязывали войны против всех народов, изгоняя, убивая и захватывая, как разбойники, чужие страны, разлучая отцов от детей, жён от мужей, терзая разделением единое по естеству. Помешанные на деньгах, помешанные на наслаждениях и распутном образе жизни, и, что является ещё более худшим, [сии] заблудшие веруют, будто эти [вещи] они получают как праведные и верные. Не помыслят, жалкие, что мир сей прейдет и [потому всё] то, что имеют люди, подобно одному пребыванию на чужбине и изгнанию, и что в таком мире больше всех грешные, разбойные и неправедные наслаждаются и роскошествуют чрезмерно. Так как и Давид-чужестранец так говорит, пребывая на земле [чужой] и скорбно восклицая: Горе мне, что я пребываю у Мосоха (Пс.119:5). И Авраам ради Бога чрезмерно возлюбил пребывание на чужбине, и Исаак, и Иаков, и Моисей, и все пророки в мире этом нищету и страдание снискали.
Утверждают они при [всём] этом, что имеют и закон, который преисполнен беззакониями и всякими видами нечестия, безбожия и бесчинства. [Утверждают это] жалкие, будучи введёнными в заблуждение человеком порочным и варварским, который, находясь во власти демонического заблуждения, назвал самого себя посланником Божиим и [сказал], что восходил на небо2, чтобы через [таковое] уничижение (о горе!) вознесения Христа и Бога моего, и осмелился [сей] нечестивый назвать самого себя более высшим, чем Христос; и [сказал он], что видел Бога подобным кристаллу (кристаллическим), целиком сферическим (ὁλόσφαιρον), который кроме того учит их якобы и молитвам, за которые [им], разумеется одержимым виновникам всякого помешательства и безумия, [обещал] предоставить райские сады, исполненные всякой распущенностью.
И [вот] почему следует, чтобы я был хорошо знаком с этим безбожием, которое ненавистник добра, как неразумнейший из всех заблудших и как исполненный нечистоты, привёл в качестве противовеса против нас христиан и, одержимый и дурной, против благочестия нашего, делает посредством этого нечестивого народа [дела], которые божественные писания прорекают об Антихристе, и нападает на истинную и единую Христову веру: так как уступает Христос через признанных избранными и так наученных, что мир сей прейдёт, и что как Сам Он был гоним в мире сем, так надлежит быть гонимыми и нам, рабам Его. Когда же придёт [Он] Сам со славою в последний день, мы восхотим жить вместе с Ним, и быть вечно вместе с Ним, и со ангелами; нечестивые же осуждены будут навечно в геенну вместе с порочным диаволом, потому что подражали убийству его, безбожию, нечистоте, хищничеству, безумию, враждебности, жестокости, лжи и клятвопреступлению.
Послушай же, на основании чего считается, что в этом нечестии повинен Несторий. Сей скверный восхотел признать Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и Слова совечного воплотившегося, как возлюбленный [Его ученик] говорит: и Слово стало плотью и обитало с нами (Ин.1:17), но отдельно учил о Слове и отдельно о Христе; и Христос, говорил он, [лишь] оболочка Слова (то есть, человеческая плоть, которую Он воспринял) и называл [Его] человеком, осенённым благодатью, из-за чего и всесвятую Деву Богородицу нечестиво называл Христородицей.
После этого нечестивого Нестория (который выехал в Оазис)3 появился в дальнейшем в этом месте преступнейший глава нечестия учения язычников, и [после того, как] провёл время там, назвал Христа величайшим из всех пророков и [говорил], что Он взят на небо и находится там; подобно [тому, как] исповедовал Бога нечестивец [Несторий], не Слово Божие, но Словом Божиим ставшее, выдумал же [сей] нечестивец, будто Христос не есть Слово Божие, когда через Слово Божие создано небо и земля, и всё творение, из чего следует, что само Слово есть живое, Которое пребывает во веки, как сказал Давид: Которым и небеса устроены4 (Пс.32:6), Которое и в начале было (как возвещает Евангелие) и к Богу было. И все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1:1, 3), а также все Премудростию сотворил5 (Пс.103:24) как поёт Давид к Богу, и Соломон говорит: Боже отцов, сотворивший все Словом Твоим6 и Премудростию Твоею устроивший человека (Прем.9:2). О Котором написано: и Слово стало плотью и обитало с нами (Ин.1:14).
Но излишним было бы нам распространяться и говорить более о нечестии этих безбожных, которое [вполне] описано и исследовано вместе с нечестием иудеев7.
Перевод выполнен Ю.В. Максимовым по изданию: Ἁγ. Συμεὼν ἀρχιεπισκόπου Θεσσαλονίκης. Τὰ Ἅπαντα. Ἀθήναις, 1868. Σ. 22–23.
* * *
Примечания
В предыдущей главе св. Симеон разбирал ересь Нестория.
Имеется ввиду мусульманское учение о мирадже (небесном вознесении) Мухаммеда из Медины в Иерусалим, а затем на небо, к Богу.
Несторий сначала был сослан в Петру Аравийскую, а затем в Большой Оазис в Египте. Во время первой ссылки он находился ближе к месту будущей деятельности Мухаммеда, чем в Оазисе, но в целом, несмотря на эту небольшую путаницу, наблюдение св. Симеона исторически верно.
В синодальном переводе: Словом Господа сотворены небеса.
В синодальном переводе: Все соделал Ты премудро.
В синодальном переводе: Боже отцов и Господи милости, сотворивший все словом Твоим.
Сразу после этого святитель кратко описывает заблуждения иудеев.
