Слово на праздник Сретения Господня
Глава 1.
Тайны1 Христовы надлежит праздновать
В чем состоит нынешний праздник
1. Это является иной тайной Христовой; это является иным великолепием Христа Бога. Потому что всегда велики Его чудеса; так что превосходят слух всех речей и всякое разумение и превышают силу всякой мудрости, не только человеческой, но и ангельских невидимых сил. Ибо разум и язык некий, который нам, людям, не возможно разуметь, даны небесным ангелам, сущим горе (наверху). И поэтому великим гласом вместе с Павлом я воскликну: «Где премудр? Где книжник? Где совопросник века сего» (1Кор. 1, 20)? Где красноречие ораторов? Где проблематика философов? Где изощренное искусство грамматиков? Конечно, Бог мудрость века сего обратил в безумие и явил ее малостоящей и пустой, и посему еще более безполезной, ибо (она происходила не от них самих, а) она была дарованием и даром благодати, и дана была неверным язычникам ради почитания и взыскания Бога и для того, чтобы они образумились от суеты, объявлей их по причине заблуждения их. Но понеже премудростью века сего мир не разуме Бога, «благоволил Бог буйством проповеди спасти верующих» (1Кор. 1, 21). И посему вместе с Павлом и взываю, и сам, полный изумления, воскликну: «О, глубина богатства и премудрости и разума Божия, яко неиспытани судьбы Его и неизследовани судьбы Его и неизследовани путие Его» (Рим. 11, 33–34). Потому что каким образом сотворенная вещь могла бы постигнуть разум Творца или разуметь Его пути и ум? Или возможет тварь дать совет, создавшему ее, Творцу, как бы нуждающемуся в ее совете и испытывающему недостаток и несовершенному в отношении совершенства? Посему неразумными, как возвещается, овладело безумие, потому что человеческая мудрость сбилась с толку. Посему Академия2 уснула; школа Стоиков замолкла3; перепатические классы пустуют; спит Лицей4; Афины пришли в упадок, чтобы, после того, как они все оставили Бога, Создателя вселенной, они не боготворили вещи, созданные Им. Потому что, в противлении Богу и Его премудрости, они те вещи, которые видели, сочли большими, чем Сам Бог, и не пожелали знать Бога и Творца их. И посему им суждено было умолкнуть и уйти в бездну забвения.
2. С этого времени большей славой пользуется Назарет, место Божия Благовещения Пресвятой Деве5; возвещается отныне Вифлеем, где Бог родился во плоти... где (Христос) в Своей жизни совершал чудеса6. Отныне знаменита Голгофа, где Бог восприял Крест; здесь воспевается Воскресение, когда Бог возстал из гроба; отныне проповедуется Сион и отмечаются пределы Аквилона, где Христос явился, когда воскрес от мертвых; отныне славится Масличная Гора, откуда, с восприятой Им человеческой природой, Бог вернулся на небо. Отстранено прежнее и введено новое; оное, по справедливости – как не служащее во славу Божию, стало презренным, а это тем, что Богу, – как это и следовало, – оказало честь, и само удостоено славы. Оное служило заблуждению людей; вело их к гибели и свело их в адскую пропасть, а это служит спасению людей, и вводит их от смерти к жизни, и возвращает от земли на небо. Предав оное забвению, это уже почитаем как праздник; это сегодня празднуем; с этого, как это и естественно, начинаем. Потому что это – праздники Божии и тайны Его, которые, когда по силам человеческим правильно справляются, тогда таинственным образом совершающего оные они делают совершенными.
3. И в чем состоит также эта нынешняя тайна (потому что ей посвящен нынешний праздник) или какое это – великолепие Христово (потому что это – Его торжество и возрастание)7, постоянно меня спрашивает одно лицо, либо одержимое неверием, либо страдающее незнанием Веры. Потому что для сынов Церкви и просвещенных Святым Духом, все относящееся к Христу, является явленным и известным, и нет ничего не известного для них из того, что совершается в Святой Церкви. Я же громким голосом и поведаю и возвещу то, что принадлежит этому Празднику. «Не стыжуся бо благовествованием Христовым», – как восклицал прежде нас Павел, этим самым постыжая мудрость внешних (т. е. язычников). «Сила бо Божия, которую не возможно постигнуть, есть во спасение всякому верующему» (Рим. 1, 16). И, действительно, как бы это могло быть, чтобы я постыдился возвещать неизреченное могущество Божие? Пусть наши таинства всуе не порицают Аристагоры8, Анаксагоры9, Анаксимандры10, Пифагоры11, Аристотели, Платоны12, ученейшие поборники уже испорченной человеческой мудрости, которые не знают, что говорят и то, что говорят, сами не понимают, которых заслуженно и рыбацкая трость заклеймила порицанием13, и нож сапожнического ремесла отсек14, и показал, что это все мертвое и бесчувственное земное отребье. Отвергнув же их от нашего мудрого торжества (потому что и сами они отвергли от себя Божию премудрость и наполнили себя пустым и суетным бредом), мы все вместе богословскими устами подобающим образом почтим достойные удивления дела Божии и будем праздновать чистыми умами. Потому что это и отвечает Божиим праздникам и нуждается в такого рода почитателей их.
4. Христос родился во плоти и по нашему обычаю восприял для Себя Матерь, Которая Его несомненно15 и неизреченное родила, и мы, которые, благодаря Ей, стяжали спасение, недавно таинственно праздновали оный день. После сего, восьмой день, как это полагалось, приял ожидаемое (по закону) Обрезание Его, и тогда мы, приявшие Божии дары и настолько посвященные в таинства, опять таинственно праздновали его. Иная же тайна следует за оными и даруется смертным в виде иного дара. Потому что нет ничего, что происходит от родившегося Бога, что не совершалось бы на пользу людям, потому что, конечно, по желанию возвысить смиренных и отверженных, Он родился ради нас, людей. Так, какая же это тайна, которую мы ныне должным образом пред Богом празднуем? Это есть – Возрастание Христово (progressus Christi) весьма удивительное. Пришествие Христово, исполнившее нас счастьем; Христов дар, превышающийhttp://zbyka.ruotechnik?draftSofroniij_Ierusalimskijslovo_na_prazdnik_sretenija_gospodnja#header объяснение; переход Христа из одного места в другое; исходящего из, поистине, божественного Вифлеема и приходящего в сей град, Иерусалим.
5. И кто силен разъяснить это Божие переселение из одного места в другое? Потому, о, мужи, исполненные той же премудростью, что и мы, – что неизреченные тайны Христовы являются такого рода, что река речей не может их объять. Потому что слышавший о возрастании неописуемого Бога и о Его переходе из одного места в другое, как не станет непрестанно осмеивать утверждающего нечто таковое, как бы вводящего нечто невероятное для человеческого понимания и совершенно неприемлемое? И, однако, Неописуемый произрастает (хотя пусть язычники и порицают такое утверждение, считая его за неразумное); произрастает Тот, Кто изменения относящегося к Его природе не знает (как Бог) и вместе с этим – неограничен в отношении природы и могущества, и (потому что наша природа и ограничена и силы ея ограничены) Он возрастает по образу людей (восприяв в Свое Воплощение нашу плоть)16; хотя пусть и разрывается оный несчастный Несторий, который говорит, что один – Сын, Который возрастает, а другой, как он бредит, Который не возрастает, и таким образом выдумывает нам пару Сыновей и Христов. Но он, лучше сказать, сам себе это нечестиво вбивает в голову и преступной дерзостью разрывает тайну Христову. Потому что ему захотелось, чтобы понятие возрастания относилось только к Рожденному от Девы, но не и к рожденному от Отца Сыну, присносущному Оному Слову17. Но Бог истинно и явно возрастал. Потому что Он стал плоть и тело и стал постижим в плотском описании; пусть будет заклеймен несчастный Евтихий, который отрицает плотскую природу в воплотившемся Слове, и возрастание Его считал только за видимость, а не за действительность18. Потому что если бы природа Слова, Которая воплотилась, осталась бы только одна, а то, что представлялось очам, было лишь призрачным (а не действительным) и сия тайна Христова была бы лишь тенью, то, следовательно, Слово, в действительности, отнюдь не воплотилось. Потому что если Слово не восприняло естество плоти, то каким образом Он неизменно «плоть бысть» (Иоан. 1, 14)? Но Слово истинной вещью плоть бысть, и в то же время отнюдь не подверглось обращению Себя в плоть; и от Непорочной Девы приняло естество плоти, согласно которой также и родилось от Нея. Оно же не допускает и рассечения природ (из которых состоит, т. е. Божественной и человеческой) и познается в двух природах (Божественной и человеческой); и не разделяется на основании различия между ними, как это бредил безумный Несторий; и не смешивает существа оных природ, из которых Он совершил соединение их по Ипостаси (соединив обе природы во единой Ипостаси). Итак, Сущий один и тот же, Сущий в одной и той же Ипостаси, Он познается как Бог и как Человек, и являет одно Лицо, составленное и сочетанное из той и из другой природ; однако, не смешивая в одно характерные свойства и той и другой; потому что те природы, из Которых Он был составлен не изменив их свойства, Он в них же явил Себя нераздельно; ни тайну Свою не смешивая (т. е. не смешивая в одно две природы, из Которых Он состоит); ни Свое Лицо не разделяя (т. е. сохраняя обе природы нераздельно друг от друга во единой Своей Ипостаси).
Глава 2.
Сретение Господне. Что означают зажженые светильники в руках верных в этот день19. Дни очищения.
6. Итак, сей небесный Вифлеемлянин возрастает; таким образом являет Себя зрителям Тот, Кто – недоступен для зрения; таким образом Бесплотный является во плоти; таким образом приходит как Описуемый Тот, Кто не может быть описан. И мы, которые таким образом благочестиво почитаем и покланяемся тайне Его Воплощения, все устремимся в Сретение Ему; все пойдем с добрым расположением духа. Кто же первый подбежит к Нему? Кто первый увидит Бога своими глазами? Кто первый примет Бога? Кто первый понесет Бога на своих руках? Пусть никто не медлит ускорением своего шага; пусть никто не уклоняется от быстрого бега; пусть никто не останавливается в благочестивом деле; пусть никто не коснит в божественном Сретении; пусть никто не останется вне участия в этом отменном празднестве; пусть никто не пребудет в стороне от Таинств; пусть никто не лишает себя этой светлой радости; пусть никто не окажется более слабосильным в сравнении со скорейшим течением старца Симеона; пусть никто не видится более медлительным в беге, чем старица Анна; дабы оные старые и по истине престарелые люди не только не осудили того, кого увидели бы медлительным в беге и отстающим в своем скором течении, но и вынесли ему порицание, как ленивцу, и, может быть, даже и не верному (Христу). Итак, да не будет того, чтобы кто-либо не принял участия в Сретении Господнем; пусть никто не останется в стороне от светоношения20.
7. Прибавим к тому же и сияние свечей; с одной стороны, являя этим Божественное сияние Приходящего, от Которого все воссиявает и сущие в злейшем и кромешнем мраке озаряются изобилием вечного света, а с другой стороны, прекрасно являя сияние души, с которым нам необходимо выходить на встречу Христу. Потому что, как Непорочная Божия Матерь и Дева носила на руках Истинный Свет и явила Его для тех, которые лежали во мраке; так и мы, одаренные Его озарением и держа в руках светильники, проливающие свет для всех, поспешим выйти в сретение Ему, Кто есть Истинный Свет. Потому что, действительно, поскольку Свет пришел в мир и озарил окружающий мрак, и поскольку посетил нас Восток Свыше и осиял сидящих во тьме – и в этом и состоит наша Тайна – то поэтому мы и выступаем в процессии, держа в наших руках светильники; поэтому, неба светильники, и устремляемся; с одной стороны, обозначая таким образом, что Свет воссиял нам, а, с другой стороны, символически представляя то сияние, которое будет дано нам от Него. И по этой причине устремимся все вместе. Все выйдем навстречу Богу, дабы не случилось, если мы замедлим, нам стать осужденными за неблагодарность к Нему, или же за пренебрежение к Нему, каковое обвинение достойно страха, и тогда мы услышим слова, относившияся к тем иудеям, которые раньше также пребывали во мраке и, однако, Христово озарение не коснулось их, потому что «Свет прииде в мир, и возлюбиша человецы паче тьму, неже свет: беша бо их дела зла» (Иоан. 3, 19) (потому что зло всегда помрачает душу и не допускает ей видеть свет)21; или услышим оные слова, которые говорит Священное Евангелие: «Свет во тьме светится, и тьма его не объят» (Иоан. 1, 5).
Итак, Оный Истинный Свет, Который просвещает всякого человека, грядущего в сей мир, пришел в мир. Итак, все, о, братие, озаримся! все просветимся! Пусть никто из нас не останется не посвященным в этот свет; пусть никто не пребудет объятый ночью, но все пойдем вперед в сиянии души. Выйдем все навстречу Христу озаренными, и вместе со старцем Симеоном примем Оный сияющий и вечный Свет, и вместе с ним ликуя душею, благодарно воспоем хвалебную песнь Родителю и Отцу Света, Который послал Свет истинный, и отъял слепоту с наших глаз и всех нас соделал светозарными. Потому что чрез него также и мы увидели Божие Спасение, Которое он уготовал пред лицем всех людей и явил Его во славу нас, Нового Израиля. И мы также одряхлели вследствие оного мрачного греха, и подобно тому, как Симеон, когда увидел Христа, освободился от здешней жизни, так и мы сразу стали свободными (от уз греха). И мы также верою взяв в свои объятия Христа, пришедшего из Вифлеема, стали из язычников народом Божиим (потому что Он есть Оное Спасение, Которое нам послано от Бога и Отца) и душевными очами увидели Бога и, увидев пришествие Божие и прияв Его на руки ума, мы называемся «Новым Израилем», и этот праздник, отнюдь никогда не имея предать забвению, мы сегодня совершаем.
8. Но ужели можно говорить, что Христос, везде сущий, «приходит»? или Свет, исполняющий все: «вступает в среду»?22 Потому что представляется совершенно не ясным, что Тот, Кого природа не описуема и отнюдь ничем не может быть ограничена, пожелал исполнить древний закон. Но дело обстоит именно так, и Он приходит и Свое Рождество во всей полноте предобозначая, возвестил о Себе устами Моисея. И какое это возвещение? «Всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется» (Лук. 2, 23). И эту заповедь, а лучше сказать, пророческое возвещение, Он также единственный исполнил, когда из чрева Девы Он единственный таким образом произошел и, однако, при этом не лишил Ея, присущей Ей, девственности, так что и после того, как родился от Нея, не разрешил уз (Ея непорочности), что только о Нем единственном было явно предвозвещено. Потому что и Сам Он единственный рожден от единой Девы и единственный произошел от бессеменной утробы, и единственный происшед из чрева Девы, сохранил Ее Девой. Рождаясь без нарушения Ее прекрасности, и приходя на свет без уменьшения Ея светозарности, происходя без того, чтобы были разрешены узы Ее девственности, что и показывает, что и Сам Он, Рожденный от Нее, является Богом, и Родившую Его являет подобающим образом Богородицею. На основании сего снова представляется дерзким Несторий, который не желает называть Богом Того, Кто родился; ни Богородицей допускает называть Родившую Его. Отсюда также и Евтихий, который отрицал у Господа наличие плоти и то, что Он стал подобным нам человеком – видится достойным проклятия. Потому что каким образом Слово, ради нас облекшееся во плоть, действительно «плоть бысть» (Иоан. 1, 14), если бы природа плоти не была бы истинно приятой Им от нас, и не таким образом соединилась бы с Ним, чтобы явить ясным образом ее таковой, какую и мы имеем, и каковую природу Слово, прежде бывшее бесплотным, восприяло и таким образом истинно стало Человеком, подобным нам; и если бы не имело Своего тела, единосущного с телами нашего (человеческого) рода, ни души Своей, которая соответствует нашей природе? И поистине «Слово ставшее плотью», желает нас спасти, и сущий в Нем Бог по истине став Человеком, ничего ложного не представил и нас, людей, не обманул, но, прияв нашу природу, даровал нам Свою23.
9. Потому что, если бы это не было так, как мы это веруем, то каким образом Евангелист, писавший это, мог бы говорить: «И егда исполнишася дние очищению Ею» («Их») (Лук. 2, 22)? Какое может быть, действительно, очищение, о, достойный отвращения Евтихий, если плоть во Христе не была истинной? если природа человеческая не соединилась со Словом? Потому что бестелесная Божественная природа нуждается ли в каком очищении? Какое может быть загрязнение (contaminatio) в Божественной бесплотной природе? И тем, что Евангелист представил то требование, которое представлялось людям, он смиреннее внес это24, возможно главным образом, ради тебя (Евтихий)! И по причине твоего безумия и поразительного, подобного Манихеям25 тупоумия твоего. Потому что Искупитель всех, Христос, не нуждался в каком-либо очищении, потому что плоть, восприятая Им, была единственная непорочная, и Родительница Его, Оная Непорочная и по-истине безупречная Дева, родившая Очищение всех, не нуждалась в очищении, предписанном законом. Но то, что написано «по закону», сделано для того, чтобы не посчиталось, что Христос является нарушителем закона.
Глава 3.
В Сретение Господне принимаются православные,
а еретики отвергаются.
10. И как бы Сама Непорочная носила Его в Своих объятиях, или как бы Симеон принял Его на свои руки, если бы только Он, действительно, не стал плотью и телом? И с благоговейной любовью пророк Симеон принял Бога на свои руки, и представил Его Отцу Его и Богу, и в духе исполнил закон: «Ныне, – произнося благодарными устами, – отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Он так говорит потому, что ему было обещано Духом Святым, что он не увидит пришествия смерти, прежде чем не увидит Христа Господня и не получит освобождения от уз закона. Потому что этот старец олицетворял собою закон. »Яко, – говорит он, – видесте очи мои спасение Твое. Потому что «Спасение» не было оным Моисеевым законом». Но закон ветхий и одряхлевший, и немощный, когда увидел Христа, т. е., «Спасение Божие», возвратился от немощи в здравие и, обновленный, согласно новому положению вещей, освободился от обветшания, которое к нему пристало, потому что Свет, освобождающий ветхого Израиля от всякого обветшания, Свет, Который и язычников привлекает к Себе, стал видим для очей. Поэтому праведный Сименон, восклицая, возвещает: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои Спасение Твое, Еже еси уготовал пред лицем всех людей: Свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля» (Лук. 2, 29–32). Новый закон, возникающий из ветхаго; Галилея языческая просвещается; Новый Израиль является26.
11. Что же видел он очами, как ни подобное нам тело и облик, что также служит в обличение безумия, порожденное посевом Евтихия и манихеев? Потому что Божество, по Своей природе, не доступно для зрения и не может быть видимо для глаз людей. Итак, да отступят от сего нашего празднества вместе Евтихий и Несторий, враги и супостаты сего (нашего торжества), имеющие своей целью нарушить его радость: первый, вот, разделяющий неразделимого Христа, а второй – нечестиво смешивающий в одно те элементы, которые не могут быть смешенными, потому что наше празднество никогда не потерпит иметь что-либо общее с таковыми людьми. Посему очистите себя; посему украсьте себя; посему, как други Христовы, славьте тайны Христовы, потому что иначе Он не допускает текущих встретить Себя и не предоставляет им возможность видеть Себя глазами, но повелевает их изгнать от Своего празднества и ставит их в ряд кощунников и лиц не допускаемых в Сретение Ему. Да отступят также вместе с ними и Евномии и Евдоксии и Астерии, а вместе с ними и Манихеи и Аполлинарии, Севиры и Диоскоры и вся оная жалкая и по истине безголовая зараза Акефалов27. Так, один из них, на основании плоти Христовой, которая видима, пытаются уменьшить и свести на нет незримое и совершенное Божество (т. е. Божественную природу Богочеловека) и утверждают, что Божественное естество во Христе иначе обстоит по своей природе и по существу в сравнении с естеством у Отца, Который Его родил, тем самым, т. е. отрицая единосущие Сына со Отцом, дерзко счисляя Его с созданной тварью, и решают, что Христос есть созданный Бог, и, согласно той и другой из природ, я имею ввиду – Божественной и человеческой – Ему имеет быть воздано поклонение, и никак не должно признавать в Нем одно Лицо и одну Ипостась. А другие, на основании невидимого Божественного естества во Христе, желают также и плоть Его свести на нет и представить ее призрачной, похищая этим те особенности естества, которые принадлежат только Ему, они выдумывают смешение в одно соединившихся во Христе природ, и охотно принимают жалкие заблуждения Аполлинария и Полемона28. Да будут поставлены с ними в ряд и Евионы29, и Самосатские Павлы30, и Вардесаны31; и да будут отвержены от сего нашего праздника. Одни, вот, по той причине, что полагают, что Христос есть просто подобный нам человек и не имеет тех особенностей, которые принадлежат Божеству, и никоим образом не именуют Его Богом. А другие, не признают, что Христос есть вечный Бог равный великому Отцу, но утверждают, что Он стал Богом только со времени неизреченного Воплощения Его от Марии.
12. Итак, если имеются таковые, которые либо сами по себе обезумели, впав в ересь, либо стали нечестивыми, последовав безумию оных еретиков, то да будут они отогнаны от божественного Сретения Христа, чтобы мы, которые здраво (православно) мудрствуем, все вместе почитая этот праздничный день, ни малейшим образом не принимая вреда, происходящего от многочисленных ересей, вышли навстречу Христу Богу, и вместе со старцем Симеоном и со старицей и пророчицей Анной приняли Его. Потому что оба они состарились, и сам закон, как и последовавшие ему пророки, ожидали отпущения. Потому что вплоть до светозарного (repletam luminibus) явления Христова и закон имел силу, и пророки, вещая, мудро предсказывали совершаемые от Бога тайны в отношении пришествия Христова и произносили достойные удивления пророчества о Христе. Мы, приведенные из множества язычников в «Новый Израиль» и именуемые «Новым народом Божиим», со своей стороны ясно покажем это, воспевая псалом: «Воспоим Господеви песнь нову» (Псал. 97, 1). Мы прекрасным образом обновленные и возвышенные пришествием Христовым, отвергнув мишуру и обветшание, всего принадлежащего как языческому времени, так и подзаконному, и все связанное с плотским мудрованием (мировоззрением) и недостойное сего Христова праздника, поистине, «воспоим Господеви песнь нову». Потому что мы обновились и из ветхих стали новыми, и нам заповедано воспеть «песнь нову» Богу и Отцу, Который пришествием Христовым обновил всех нас и явил нас Своим «новым народом». Воспоим Господеви песнь нову: яко дивна сотвори; и по истине, благодаря пришествию Христову, в силу которого все приходит в обновление, еще чудеснее восстанавливается утерянное в ветхости, и видится оно новым и обоженным и таким переносится в первобытную юность.
13. А каким образом все это имеет произойти, это ясно передают нам гусли Духа, говорящего: «Спасет его десница Его и мышца Святая Его» (Псал. 97, 1). И что иное означает, спрошу тебя, «Десница Бога и Родителя» и «Святая Мышца Его», как ни только Его, Сына Божьего, чрез Которого Он все сотворил? Которым создал то, чего не было раньше и из не существующего привел в бытие, и что затем потерпело поползновение в гибель и в одряхление (потому что всякая стареющая и ветшающая вещь, по обычаю своей природы, всегда клонится к смерти и к уничтожению)32, Он спас всемогущей Своей Десницей и Своей высокой и во всем Святой Мышцей. Так, обогащенные светом божественного знания и светлейшим образом озаренные и телом, и душею, и умом признают, что в этих словах псалма следует разуметь только Самого Христа, Который, ради восстановления всей твари, пришел к нам в подобии плоти, Которым мы явно спасаемся и освобождаемся от древнего нашего обветшания и Которым бываем искуплены и становимся Богу «новое смешение» (1Кор. 5, 7); мы, которые принадлежали ветхой и скисшей уже закваске.
14. Потому что мы истинно являемся и называемся: нежданным образом спасенной Десницей Божией тварью и обновленными Мышцею Его высокою; о чем Давид, прорицая сладко поя, воспел: «Спасе его десница Его и мышца святая Его» (Пс.97:1), т. е., мы нуждались в спасении и жаждали возвратиться и быть искупленными от гибельного одряхления (которому подверглись вследствие грехопадения). И нам, которые вместе с ним, нуждались для спасения в пришествии Христовом, он возвещает, что мы будем укреплены со стороны Десницы и Мышцы Отчей в целях славного обновления человека, как это далее излагается в этой боговдохновенной песне: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою» (Пс.97:2). Это и Симеон, т. е. закон, подразумевая, после того, как ему было даровано спасение, воззвал к Богу, т. е. к оказавшему ему милость Христу: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Потому что «миром» для небесных и земных обозначается Христос. «Яко видесте очи мои Спасение Твое, Еже еси уготовал пред лицем всех людей: Свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». Пророческое слово дано во всей своей полноте; обещание исполнено; просветилось то, что пребывало в заблуждении; облеклось в славу то, что находилось в бесславии; и сам я (и закон в моем лице) отошел от ветхости, и не только стал новым, но также узрел Твое, Господи, Спасение, и взирая старческими очами на Твою славу, восприял силу для юности, неведущей состарения. Потому что Христос стал Светом для язычников, а Израиля нового, ставшего и нареченного «новым», облек в превосходную и чудесную славу, даруя ему по истине нестареющую славу и озаряя светом никогда не ветшающим и не приходящим в старость по причине закона.
Глава 4.
Объяснение пророчества Симеона и Анны.
15. И по истине великий старец Симеон, увидел Божие Спасение, сими благодарными речами возбеседовал к Нему, нося в своих объятиях Сие Божие и происходящее от Отца Спасение, Которым Он послал спасение для всех и даровал совершенное искупление. Обратившись же и к Деве, Которая это Спасение родила и породила во плоти, и к Иосифу, который думалось, что был отцом Сего Светоча и, как известно, однако был совершенно непричастен к делу рождения во плоти Сего Света: "Се, – говорит, – лежит Сей на падение и на возстание многим во Израили»; на падение рабов буквы, на возстание сынов благодати; на падение доселе почитателей закона ветхости, на восстание любителей евангельской новизны; на падение величающихся плотским происхождением от отца Авраама, на восстание ставших сынами Авраама по вере; на падение облекшихся в мудрование (образ мышления) ветхого Адама; на восстание облекшихся в премудрость Нового Адама; на падение тех, у которых мировоззрение основано на земном и принадлежащем праху; на восстание жаждущих вышнего и небесного. Потому что первый Адам, созданный из земли, принадлежал праху и имел тяготение к земному. Сей же Второй Адам, Который ныне во плоти почивает на моих руках, и в то же время меня, носящего Его, носит (содержит в жизни), пришел к нам извне, с неба, и всем с верою приемлющим Его пришествие и с презрением отвергающих одежду первого Адама, желающим же возродиться согласно Новому Адаму, дарует им небесное гражданство (censum). Потому что всем, кто с верою приняли бы Его, Он уделяет бессмертное усыновление у Бога и Отца, которые не на основании воли плоти и не на основании пожелания мужа создаются, но от Бога рождаются по благодати, но не от Его существа или природы происходят.
16. Потому что только Он, о, Дево и Непорочная Мати, по природе рожден от Бога и Богу-Отцу Он является единосущным. Единый рожденный от Бога, Родителя Его и Единственный познается Сын Его, и, конечно, от Тебя, Девы, воплотившись, приял от Тебя человеческое происхождение. И Твою собственную душу – Тебя, Которая и великие тайны Божия созерцала и Сие Сокровище благодати родила нам – пронзит обоюдоострый меч, и ум Твой, пораженный замешательством (stupore) пронзит острие: когда Ты Своими глазами увидишь Его, по Своей воле, пригвожденного гвоздями ко кресту и повешенного посреди разбойников, и умирающего той же смертью, какой и мы умирали, но умирающего для того, чтобы нам, которые заслуженно были подвержены смерти, даровать жизнь, и, связав легионы демонов, разрешить узы грехов человека, с древних пор связанного диаволом. Но не останется и не на всегда пребудет в Твоем сердце оный пронзающий меч, потому что никогда, о, Божия Мати, Ты не придешь в забвение о происшедшем в Тебе Божественном зачатии и чудесном рождении. Конечно, Ты испытаешь некое, свойственное человеку, замешательство перед лицом тех событий, которые произойдут во время неописуемого распятия Христова. Каким образом Бог, Который по Своей природе не может ни умереть, ни страдать, будет терпеть страдания на кресте? Каким образом Тот, Кого ангелы превозносят вечной славой, Он же, будучи распят посереди разбойников, будет подвержен оскорблениям? Каким образом Тот, Кто предоставляет пищу всем алчущим и дает пить всем жаждущим, испиет желчь и уксус? Каким образом Оная Жизнь, Которая дарует жизнь всем не имеющим ее, потерпит то, чтобы быть убиенной? Каким образом будут пронзены ребра Тому, Кто копием, которое превосходит всякую возможность постижения, пронзит смерть? Каким образом Тот, Кто уничтожает смерть и тление, Кто освобождает умерших от их могил, Кто происшедшим от Адама и носящим на себе те же, что и он, мертвые тела, мертвые по причине скверны, которой они заразились от праотца Адама, дарует жизнь, возбудив их от смерти, перенесет тридневное пребывание в гробу? И все это видя, Ты придешь в смятение, и не на долгое время испытаешь замешательство, потому что Твою душу и ум пронзит меч таковых великих и столь страшных (tamque terribilium) потрясений. Но он не останется в Тебе и не найдет место своего пребывания в Тебе, потому что в самом кратчайшем времени он будет исторгнут Зачавшимся в Тебе без семени и Родившимся от Тебя в приснодевственном рождении.
17. Нет ничего что было бы ужаснее или невероятнее для зрения тех, которые не разумеют (значение происходящего). Посему-то и станут явленными помышления многих сердец, которые не могут постигнуть Твоих божественных и поразительных таин, которые не возмогли увидеть даже и небесные силы. Посему и падает тот, кто не верит возвещению (или возвестителю); восстает же и озаряется для жизни и безсмертия тот, кто Твоему Чаду верует, и устами провозглашает (исповедует), что Он – Бог, а Тебя, Родительницу Его, признает Богородицею. Посему Христос, таким образом от Тебя родившийся, по истине полагается «в знамение пререкаемое» для неведущих Его тайну; и они терпят падение, от которого не могут подняться, став причастными неверию; и, по причине своего неверия в жизнь вечную, никогда не узрят (не испытают) пробуждение от мертвых и жизнь, сущую на небесах. Сказав это, он (праведный Симеон) отступает, и видя, что владычество закона пришло к концу, поскольку Сам Законодавец уже пришел и установил Свой собственный закон, он вместе с оным (ветхим законом) сходит на нет. Потому что приходит Христос, Исполнение закона; и нет никого, кто возразил бы изречению апостола Павла, говорящато, что по истине «сила Божия есть во спасение… верующему», а для одержимого неверием – в гибель и на падение (Рим. 1:16, 9:32).
18. Этому делу присутствовала также Анна, приблизившаяся старческими ногами. Потому что и ее призвала тайна, имеющую исполнить пророческое служение в то время, когда она пророческим духом свидетельствовала о том, что Бог явил Спасение Свое и что пред лицом язычников открыл правду Свою, и что закон, который преобладая в виде тени и образа, налагая на людей непосильные бремена, перестанет существовать, теперь, когда явилась благодать, обладающая благим для ношения игом и бременем удобным и легким. И то, что закон прекратится, об этом возвестили пророки, когда говорили о Христе, говоря, что это произойдет тогда, когда Он, Который внушил им пророчества и послал их прорицать, уже Сам придет. Когда Анна объяснила это с пророческим авторитетом и объявила людям, ожидавшим искупление Израиля, она доставила им во всех отношениях утешение (возвещая), что Искупитель всех пришел; что явился Спаситель вселенной, Который хочет искупить Свой образ и желает человеку, созданному Им, даровать спасение. Потому что по этой-то причине Христос и наречен «Иисусом», что в переводе означает – Спаситель.
19. И, вот, когда все это и самой вещью происходило и было выражено словами, Мария, Божия Матерь, изумлялась, и вместе с Иосифом, бывшим с Нею, удивлялась этому. Однако, после того, когда было исполнено все то, что было предписано законом, потому что все то, что принадлежало закону, Христос пришел исполнить и, затем, положить конец предписаниям закона33, они вернулись в Назарет, где Она получила целование и Благовещение от Архангела Гавриила34, возвестившего Ей, что родит Спасителя миру, а также о том, что Она зачнет без семени, пребывая девой и после рождения Ею Христа. И возвещая Его всем зрящим, Она сделала известным, что исполнилось спасение Божие, Свет для язычников возсиял и правда Божия и искупление явилось во всех концах земли, и те, кто Его ожидали, облеклись в божественную славу и вечную лучезарность, не знающую какого-либо уменьшения, либо недостатка.
Глава 5.
Объяснение Тайны принесения в жертву горлиц и голубей. Эпилог.
20. Что же означают и горлицы, а также почему и птенцы голубиные приняты, которых Христос, приходя в Иерусалим для представления Себя Богу Отцу, принес в жертву? и по какой причине была взята пара из того и другого рода птиц, если Та, Которая родила Его, пребыла девой? От Своего лица Он принес в жертву Отцу оных животных, которые считаются чистыми и превосходными среди пернатых, а кроме того, по той причине, что оба рода этих птиц чисты и не без святости, и оба взятые вместе или каждый из них в отдельности содержит свойственную каждому из них известную добродетель. И являют оные птицы нечто превосходное и избранное, прирожденное в себе качество, могущее для духовно понимающих вещи оказать не малую пользу. Потому что заповеди, повелевающие соблюдать закон, содержат в себе не только букву, но также имеють и большее значение, чем видимая форма и что имело несравненно большую ценность. Посему, если я следую только букве, эта буква меня убивает; "Дух же животворит», когда я хорошо повинуюсь духовному (2Кор. 3, 6), и когда буква несколько освобождается от покрова, закрывающего ее, то дух делает доступным зрению фундамент, на котором она основана и обнажает сокровище, скрытое в ней, а тем самым открывает и безграничные возможности (заложенные в повелениях закона). Горлицы и голуби были чистыми птицами, как это было сказано. И вот, горлицы являют высшее воздержание, которое настолько блюдут, что если супругу прилучится умереть, то пережившая птичка не допускает себе сойтись с другой, но проводит уже безбрачную жизнь, больше почитая вдовство, чем вступление во второй брак с другой. Голуби же являются наичистыми от духа злобы и чужды тому, чтобы кому-либо принести вред, и их, по причине таковой кротости и отсутствия злобы, Христос именует «простыми», и даже в отношении своих преследователей, словно не испытав от них никакого зла, они, отлетев, скоро возвращатся к ним, что является знаком незлобия и показателем большой, так сказать, простоты (безобидности). И вот, целомудренные горлицы проводят жизнь в одиночестве и в уединении, а безобидные голуби не только кротки и обитатели домов, но также и любят людей. Пусть в этом убедит оная, преданнейшая голубица, которая вернулась к Ною в ковчег, неся во рту оливковую веточку и возвещая милосердие Господне и окончание потопа, в таинственном же смысле – благодетельное пришествие Христово, которое, по благоволению Отца и Духа, движимый любовью, исполненной милосердия, Он осуществил в последния времена. Потому что это было «к вечеру», когда голубица вернулась к Ною, этому второму, после начальника нашего рода, Адама, родителю жизни, пророчески принеся ему распустившуюся ветвь (Быт. 8, 10–11), и предвозвестила этим милосердие Христа Бога, имеющее быть в отношении нас на исходе века (т. е. в последние времена).
21. Итак, Христос показал совершенно ясно, что Он желает, чтобы приступающие к Нему обладали вместе с первыми чистотою воздержания и, (вместе же со вторыми), имели в душе сияние незлобия, и этим еще больше светились и радовали Самого Христа, Который их создаль и, по милосердию к людям, снисшел, чтобы их спасти, так чтобы Он видел и радовался и их, совместно встречающих Его, принял с готовностью. Потому что ничем иным так не угождается Бог, как совершенством в воздержании и целомудрии, и всяком незлобии. Является же достойным, приятным и спокойным быть свободным от житейских лет и, насколько это возможно для человека, держаться Бога и не допускать себе быть слишком связанным какой-либо вещью, именно: быть отвлеченным, т. е., оторванным от всякого пристрастия к мирским занятиям, к каковым людям, представляется, и обращается следующая псаломская песнь: «Упразднитеся, и видите, яко Аз есмь Бог» (Псал. 45, 11), как бы обращаясь к людям, которые живя в уединении, будут упразднять себя (т. е. – освобождать себя от всякой привязанности к своему «я» и ко всему, поглащающему человека, земному, следуя призыву Церкви: Всякое ныне житейское отложим попечение)35, всегда готовый явить им Свою озаряющую их святость. Самым достойным образом сияют также как кротость, так и общительность и взаимная любовь, так чтобы человек мог правильно поступать, подобающим образом, оказывая милость ближнему, с которой естественно связано и человеколюбие, в чем выражется великое уподобление человека в отношении Бога.
22. Почему же пара птиц была принесена в жертву? Потому что так предписывал закон, а это по той причине (чтобы символически представить), что один и Тот же Христос видится в двух природах, из двух природ, по истине, сочетанный, и в двух естествах – как Божественном, так и человеческом, в которых Он составлен – без разделения их и без смешения их – познаваемый. Но и сами мы, составленные из души и тела, являемся сугубыми, т. е., сущими и в духе, и в теле, дабы и в том, и в другом поступать почтенным образом; так, чтобы не случилось нам лишиться сияния добродетелей, если бы одной из двух сторон нашего бытия мы следовали добродетели, а в отношении другой – оказались неключимыми. И Сам Господь, Который познается как благий Дарователь всякой добродетели, в Своем учении подтвердил это, говоря: «Будите… совершени, якоже и Отец ваш небесный совершен есть» (Матф. 5, 48). Потому что если что является не совершенным и не исполненным, то самое, следовательно, считается и не приемлемым для Бога.
23. Итак, зная это также и мы, возлюбленнейшие, все вместе таким образом выйдем навстречу Христу, принося Ему воздержание, вознося целомудрие, нося незлобие, являя непамятозлобие, отстраняясь от житейских забот, и являя себя чистыми пред Богом, кроткими нравом, имеющими благорасположение и взаимную любовь ко всем, присуждающую ко всему этому дух сострадания ко всем, и изобилующими милосердием, происходящим из сострадательного сердца. И таким образом примем приходящего к нам Христа; таким образом узрим Христа; таким образом в некоем божественном смысле обымем Христа руками и пред Его лицом будем исповедывать (славить) Его пророческими словами, восхваляя Его пришествие к нам, и ту милость, которую Он явил, возвестим устами и громким гласом, дабы и Царство Небесное нам получить и насладиться вечными благами в Самом Христе, Искупителе и Спасителе нашем Боге, с Которым величайшему Богу Отцу и Святейшему Духу, слава, честь и поклонение да будет во всем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Слово на Сретение Господне36.
Ныне – иное таинство Христа, иное и прославление Христа Бога нашего. Но чудеса Его всегда так велики, что побеждают возможность и силу всякого слова и превосходят доблесть всякой мудрости, не человеческой только, но и ангельской. Посему я громким голосом воскликну вместе с великим Павлом: «где премудр? где книжник? где совопросник века сего» (1Кор. 1, 20)? Где красноречие риторов? Где мудрствование философов? Где тонкое искусство грамматиков? По истине, «обуи… Бог премудрость мира сего» (1Кор. 1, 20) и явил ее тщетною и безполезною, поскольку сия премудрость, как дар милости, дарована была неверующим народам, дабы они искали Бога и, посредством тщетного блуждания, уразумели свое безсилие. «Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих» (1Кор. 1, 21). По праву восклицая это вместе с Павлом, я с удивлением ныне стану возглашать и следующее: «О глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его». Кто бо разуме ум Господень? или кто советник Ему бысть (Рим. 11, 33)? Ибо каким образом сотворенная вещь может уразуметь мысль Творца или познать Его разум? Как сосуд может давать советы тому, кто его сделал, хотя бы (скудельник) и согласился на это и для своего совершенства нуждался в несовершенном? И вот мудрость человеческая обращена в безумие. Исчезла академия37, умолкла стоя38, пустует школа перипатетиков39, спит лицей40, Афины отвергнуты – за то, что, оставив Бога, Творца всего, обоготворили предметы, им созданные – за то, что боролись против Бога и божественной мудрости, считали видимые вещи выше Бога и не желали видеть самого Творца сих вещей. Поэтому они и замолкли и преданы глубокому забвению. Посему, теперь первее всего прославляются – Назарет, где было провозглашено благовестие Божие, – Вифлеем, где Господь родился по плоти, – Иерусалим, где Он жил, творя чудеса. Посему ныне преимущественно воспоминается Голгофа, где Господь претерпел крестное страдание, воспевается воскресение Господа из гроба, прославляется Сион, восхваляются «ребра северова» (Псал. 47, 3), где явился Христос, когда возстал из мертвых, прославляется гора Елеонская, откуда Господь вознесся на небо вместе с человеческим естеством. Итак, первое (языческая мудрость) исчезло, а другое (учение христианское) явилось; то объюродело, а это открылось как истина; то низвергнуто в прах, а это возсияло; то по справедливости признано маловажным, так как там не было почитания Бога, а это по праву и постепенно приобретало славу, так как здесь воздавалась слава Богу, как и должно быть. То приносило людям несчастие, увлекало их к погибели и низвергало в бездну ада, а это служит людям во спасение, приводит их от смерти к жизни и возносит от земли на небо. То предается забвению, а это мы почитаем празднествами. И в нынешний день по всей вселенной мы совершаем торжественное празднество. Ибо праздники и таинства принадлежат Богу и, совершаемые прилично и применительно к человеческим условиям, таинственно возводят к совершенству празднующих. Какое ныне таинство, и какое прославление Христа? – может нас спросить кто-либо, одержимый неверием или религиозным незнанием; ибо сынам Церкви, просвещенным Духом Святым, открыто и известно все, что касается Христа, и не осталось неизвестным ничего из того, что Он совершил. Посему я и стану возглашать и проповедывать относящееся к настоящему празднику. Не стыжуся бо, как сказал апостол Павел, благовествованием Христовым: «сила бо Божия есть во спасение всякому верующему» (Рим. 1, 16).
Христос вечный родился во плоти и по нашему свойству имел Матерь, которая истинно и неизреченно родила Его. После сего в восьмой день, по обычаю, принял обрезание плоти. Ныне произошло новое таинство и Господь даровал смертным иной дар. Какое-же именно ныне нами прославляется таинство, приличное Богу? Весьма удивительное явление Христа, Его пришествие, исполненное совершенного успеха, жертва Христа, весьма трудная для изъяснения, Того Христа, Который явился из божественного Вифлеема и прибыл в сей Иерусалим, Его переход с одного места на другое. И кто может изъяснить это переселение Бога с одного места на другое? Таинства Иисуса Христа неизреченны до такой степени, что их не может изъяснить и река красноречия. Ибо является неописуемый, приходит Тот, Кто как Бог, не подлежит естественному перемещению, Кто безконечен по Своему естеству и власти, – однако Он является по человеческому обычаю. Но поспешим все во сретение Его, – все, кто благочестиво чтит Его таинство и благоговеет пред Ним, пойдем все с совершенною готовностью. Кто же первый сретит Его? Кто первый узрит Бога очами? Кто первый примет Бога? Кто первый понесет Его на руках? Пусть никто не замедлит сретить Господа, пусть никто не окажется безучастным к этому таинству, чуждым света, который оно приносит. Увеличим же свет наших светильников, как для указания на божественное сияние Пришедшего, от Которого все получает свет, Которым разгоняется глубокая тьма и все обильно освещается светом вечным, так в особенности для свидетельства о свете нашей души, без коего невозможно сретать Господа. Ибо как Матерь Божия и Непорочная Дева принесла на руках своих истинный свет и даровала его тем, которые пребывали во мраке, так и мы, просвещенные сиянием Его и держа в руках свет, видимый для всех, поспешим на встречу Тому, Кто есть истинный свет. Ибо, поистине, «яко свет прииде в мир» (Ин. 3, 19) и просветил того, кто всецело был окружен мраком, и поскольку посетил есть нас Восток свыше, «просветити во тьме и сени смертней седящия» (Лк. 1, 78–79) – вот наше таинство. Посему пойдем, имея светильники, поспешим, неся свет, – указывая этим на тот Свет, Который возсиял нам, и на то сияние, которое будет нам даровано Им; поспешим вместе, станем сретать Бога все, дабы никто не был Им обвинен в неблагодарности или в страхе пред Ним. Уразумеем то, что прежде было сказано седящим во тьме и непросвещенным иудеям: «яко свет прииде в мир, и возлюбиша человецы паче тму, неже свет: беша бо их дела зла» (Иоан. 3, 19), и оный «свет во тме светится, и тма его не объят» (Иоан. 1, 5). И сей «свет истинный, иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир» (Иоан. 1, 9). Итак, братие, все просветимся, все возсияем. Пусть никто из нас не окажется не участвующим в этом свете, пусть никто не пребывает объятым темною ночью, но выступим все в сиянии и, просвещенные, пойдем во сретение ему и вместе со старцем Симеоном воспримем оный ясный и вечный свет. Радуясь духом, вместе с сим Симеоном, с благодарностью воспоем песнопения Отцу света, Который послал истинный свет, разогнал мрак и осветил всех нас. Ибо Богу принадлежит спасение, которое он «уготовал пред лицем всех народов» (Лук. 2, 31) и явил для славы нас – нового Израиля, и мы чрез него познали себя, поскольку пребывали в оном древнем и темном грехе, как бы в оковах настоящей жизни, но освободились от него, после того как Симеон узрел Христа. Принявши с верою Христа, пришедшаго к нам из Вифлеема, мы сделались народом Божиим, узрели Бога во плоти, стали новым Израилем и Его пребывание среди нас прославляем ежегодными празднествами. Христос же явился из Вифлеема в Иерусалим для того, чтобы исполнить предписание закона Моисеева, по которому «всяк младенец мужеска пола, разверзая ложесна, свят Господеви наречется» (Исх. 13, 2; Лук. 2, 23), – поскольку Он Один только был рожден Девою, не нарушив однако Ея девства. И Симеон взял на руки свои Бога, принявшего плоть. Взявши Его по божественному вдохновению, он поставил Его пред Отцем и таким образом исполнил закон. Благодарными устами он сказал: «ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» (Лук. 2, 29), потому что «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не узрит Христа Господня: (Лук. 2, 26) и не освободится от уз закона. И оный старец держал Исполнителя закона, яко, говорит, «видесте очи мои спасение твое» (Лук. 2, 30). Ибо закон Моисеев не был спасением, но этот ветхий, старый и слабый закон возводился от несовершенства во спасение Христом – Спасением Божиим и освобождался Им от присущей ему ветхости посредством обновления, поскольку Христос есть свет, освобождающий от всякой ветхости древнего Израиля и приводящий к себе народы. Посему Симеон и воскликнул: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Лук. 2, 29–32). Он узрел во Христе новый свет, возникший из древняго. И все мы, мыслящие право, выйдем на сретение Христу Богу и примем Его вместе со старцем Симеоном и со вдовицею и пророчицей Анною. Мы сделались новым Израилем из всего множества народов и названы новым народом Божиим, посему станем исповедывать это, возглашая и псалмы, «воспоем Господеви песнь нову» (Псал. 97, 1). Мы в совершенстве обновлены и вознесены Христом на высоту, посему, отвергнув ветхий свет и все то, что прельщает плоть и недостойно блистательного света Христова, воспоем Господеви песнь нову. Мы обновлены, стали новыми из ветхих и имеем побуждение воспевать песн нову Богу и Отцу, Который обновил всех нас пребыванием среди нас Христа и явил нас новым народом Своим. Воспоем Господу песнь нову, поскольку Он совершил чудеса и посредством пребывания Христа не только все чудесно обновил, но возвратил Себе потерянное старое. О сем и пророк говорит: «спасе его десница его и мышца святая его» (Псал. 97, 1). И кто это – десница Бога Отца и мышца святая Его, как не Сын, чрез Которого все, Которым Он создал то, чего прежде не было, и все привел из небытия в бытие? Чрез Него и мы сохранены, освобождены от прежней нашей ветхости, вновь приобретены и сделались новым смешением (1Кор. 5, 7). По истине сказа Господь спасение свое: «пред языки откры правду свою» (Псал. 97, 2). И праведный Симеон возгласил подобное сему, как бы так говоря: «Совершилось пророчество, исполнилось обетование, просвещено то, что заблуждалось, покрыто славою то, что было безславно; и я (поскольку и во мне Свет – Христос) освободился от старости, явился обновленным, увидев Твой, Господи, истинный свет и старческими очами узрев славу Твою, и приобрел юношескую силу, поскольку Христос сделался светом для народов и Своею удивительною славою создал нового Израиля, даровал ему славу неувядаемую и свет не ослабевающий».
Престарелый Симеон, увидев Спасение Господне и взявши Оное на руки, после того как произнес слова благодарения, обратился к Деве, родившей во плоти это Спасение Божие, и сказал: «се лежит сей на падение и на востание многим во Израили» (Лук. 2, 34), то есть, – на падение рабов буквы и на возстание сынов благодати, на падение доселе чтущих ветхий закон и на возстание любящих евангельский новый закон, на падение хвалящихся плотским рождением от Авраама и на возстание сделавшихся сынами Авраама по вере, на падение мудрствующих о тленном и земном и на возстание стремящихся к возвышенному и небесному. Ибо первый Адам, созданный из земли, был тленен и имел стремление к земному. Сей же второй Адам явился к нам с неба и щедро даровал стремление к небесному всем, приветствовавшим это Его явление, отвергшим прежнее свое одеяние и возжелавшим возрождения. «Елицы прияша его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» (Иоан. 1, 12–13). И тебе же самой душу пройдет оружие, говорил далее Симеон Матери Деве: «яко да открыются от многих сердец помышления» (Лук. 2, 35), то есть: душу твою, пораженную изумлением и страхом, как бы пронзит меч, когда ты увидишь Его добровольно пригвожденным ко кресту и висящим среди разбойников, дабы умертвить смерть, коею умерщвлены были мы, даровать нам жизнь и освободить человека от уз греха, коими его издревле связал диавол. Ибо, как Бог, Который по природе не может ни умирать, ни страдать был распят на кресте? Как Тот, Который окружен постоянным славословием ангелов, оказался среди поношений разбойников? Как Тот, Кто дает пищу всем алчущим и питие жаждущим, пиет желчь и оцет? Каким образом Сама Жизнь, дарующая жизнь всем любящим ее, принимает смерть, а потом и погребение? Ты, Дева, будешь поражена, видя это, и твою душу пройдет оружие. Но ты не останешься в таком состоянии, и меч весьма скоро будет исторгнут из души твоей. Откроются же от многих сердец помышления те, которые не могут воспринять божественные и дивные Твои, Дева, таинства и созерцать небесные добродетели. Посему погибает тот, кто не верит прославлению Тебя, возвышается же и просвещается к вечной жизни тот, кто признает Тебя Богородицею. – При сем присутствовала также Анна пророчица, достигшая глубокой старости, «и та в той час приставши исповедашеся Господеви, и глаголаше о нем всем чающим избавления во Иерусалиме» (Лук. 2, 38). Что же, наконец, означают горлицы и птенцы голубиные, которых Христос, придя в Иерусалим поставити Себя пред Богом Отцем, принес в жертву? Эти птицы признаются чистыми, к тому же – горлицы отличаются крайнею умеренностью, целомудрием и уединенностью, а голуби – простотою (Матф. 10, 16), незлобием, безвредностью и привязанностью к людям. Итак, Христу угодно было сим весьма ясно показать, чтобы приходящие к Нему имели умеренность, чистоту, незлобие, благолепие и блистали преимущественно сими качествами, и чтобы Сам Христос, создавший всех людей и по милосердию Своему сошедший на землю послужить им, радовался, созерцая это, и охотно принимал всех идущих во сретение Ему. Ибо ничем иным Богу не воздается столь великое поклонение, как постепенным совершенствованием в умеренности, чистоте и всецелом незлобии. И прилепляться (насколько возможно) к Богу есть дело почтенное, приятное, спокойное, свободное от деловых волнений и мирских занятий. «Упразднитеся, – говорит Псалмопевец, – и разумейте, яко Аз есм Бог» (Псал. 45, 11). Почтенны также – кротость, единение и взаимная любовь, с коими соединены сострадательность и человечность и посредством коих достигается совершенное уподобление Богу. Почему же Христос принес по паре птиц? Потому, что так повелевал закон, поскольку Христос имел два естества. И мы сами состоим из тела и души, посему должны и телом, и духом исполнять то, что добродетельно; этому научил нас и податель всякого блага Христос, сказавши: «Будите… совершени, яко Отец ваш небесный совершен есть» (Матф. 5, 48). «И когда они (Дева Мария и Иосиф) совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лук. 2, 39).
Итак, мы, возлюбленные, зная сие, пойдем вместе во сретение Христу Богу нашему, имея воздержание, принося чистоту и незлобие, являя забвение обид, освобождая себя от мирских забот, поставляя себя чистыми пред Богом, отличаясь кротостью нрава и благожеланием, имея взаимную ко всем любовь, а также сочувствие и сострадание. Поступая так, мы встретим грядущего Христа, узрим Его, возьмем на руки, исповедуем Его пророческим словом, восхваляя Его пришествие к нам, и величественным голосом прославим явленное им нам милосердие, – дабы нам достигнуть царства небесного и насладиться вечными благами во Христе Искупителе и Спасителе нашем Боге, Ему же со безначальным Богом Отцем и Всесвятым Духом да будет выну слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
* * *
У свв. Отцов под «Тайнами» или «Таинствами» Христовыми часто имеются в виду события, связанные с земной жизнью Спасителя, как исполненные тайной силы благодати в деле искупления людей, а с другой стороны, и как исполненные значения, которое превышает возможность понимания человеческого разума, и принимаются верою, а для не знающих истину, остающиеся непроглядными тайнами.
«Академия» – философская школа, основанная Платоном около 387 года до Р. X. в Афинах, которая просуществовала, в разных ее течениях, вплоть до 529 года после Р. X., когда была закрыта императором Юстинианом I-м как рассадник неоплатонизма, некоей смеси философии с религией и течения враждебного христианской вере. См. об этом в нашей работе о Михаиле Пселле.
Стоическая школа – от «стоа поикиле», «узорчатый портик» в Афинахь, где философ Зенон основал свою школу в конце 4-го века до Р. X После него был ряд философовь стоиковь, которые с учением Зенона и Хризиппа сочетали философию Аристотеля и Платона. Наиболее знаменитыми вь истории стоиками были жившие уже в эпоху возникновения Христианства, Сенека, Епиктет и Марк Аврелий. Их писания дышат глубокой нравственностью, призывом к добру и к терпеливому перенесению всякаго страдания в жизни, к равнодушному принятию всего того, что судьба насылает на человека; стоики призывали к признанию равенства всех перед Богом и учили весьма возвышенно о добродетели, что сближает их с христианской моралью (существует даже апокрифическая переписка между ап. Павлом и Сенекой). Однако, тот же Марк Аврелий, прекрасно писавший как философ, как римский император явил себя лютым гонителем христиан, безпощадно уничтожая достойнейших и добродетельнейших своих граждан только за то, что они исповедывали имя Христово. Действительно, мудрость человеческая «обанкротилась»!
Лицей и Перипатическая школа были основаны Аристотелемь вь Афинах около 335 года до Р. X. Название ея – «перипатическая», происходит от глагола «перипатео» (прогуливаться), потому что Аристотель имел обыкновение во время своих лекций прогуливаться со своими учениками в саду Ликея. Эта школа просуществовала 8 столетий.
Ориг. здесь: «Где вслух читаются Божии Евангелия», но смысл тут именно в том, что Назарет был местом благих возвещений Божиих, т. е. Благовещения Пресвятой Деве Марии.
Здесь в тексте пропуск. Издатель полагает, что, возможно, здесь упоминается Иерусалим.
Тексты в скобках принадлежать оригиналу. В последней фразе я не уверен в правильности моего перевода; в оригинале стоит слово «progressus»; это слово имеет ряд значений; в первичном смысле оно означает «передвижение вперед». Это же слово встречается и дальше в отношении Христа и может означать «продвижение Господа Иисуса Христа в возрасте». Сравнить с греческим текстом я не имею возможности; в Вульгате это слово употребляется только один раз, в Ветхом Завете и в тексте ничего не имеющим общего с приводимым нами текстом. Однако, как мне представляется, progressus в нашем тексте следует переводить как «возрастание» Христа в возрасте, поскольку Он принял человеческое тело и его физические законы. (См. значение слова «progressus», «4. – развитие и возрастание вь годах». Oxford. Latin Dictionary, edit G W Glare, 1982 p. 1480.
Аристагор был древним дипломатом при персидском царе. Он был виновником войны между греками и персами в древние времена. К философии он не имел никакого отношения. Возможно, что в тексте описка, и св. Софроний имел в виду известного философа, эпикурейца, Аристиппа. Погиб в 497 году до Р. X.
Анаксагор (500–428 гг. до Р. X.), знаменит как последний Ионийский философ; друг Перикла и учитель Еврипида. Он был первым Афинским философом. Он пользовался большим уважением, пока против него не было подвигнуто следствие, потому что, вопреки принятому мнению, он утверждал, что солнце – красная, раскаленная масса материи, а луна имеет земную сущность. Хотя он был и осужден на смерть, однако, благодаря влиятельным друзьям, избежал казни и ему помогли бежать из Афин. Он учил о Великом Уме (Нус), Который все создал, но Он совершенно неограничен и не смешивается ни с чем.
Анаксимандр (610–547 гг. до Р. X.). Он был первый, кто начертал карты и построил некие астрономические приборы. Его подход к изучению мира был основан на науке и на опыте. Его главное произведение «Природа», где он говорит, что человек произошел от животного, именно – от рыбы и сам был некогда рыба.
Пифагор (578–510 гг. до Р. X.). Его происхождение не известно, возможно, что он происходил с острова Самос, а затем перешел на жительство в южную Италию, где в 538 году основал свою философскую школу, которая обхватывала религиозно-нравственные понятия, а также и математику. Его светлые идеалы повлияли, как полагают, и на Платона, и на Плотина в их философском мировоззрении. Его правила поведения следующие: прежде всего почитай Бога; уважай твою клятву; чти твоих родителей; переноси все терпеливо; помогай ближнему; победи в себе низменные страсти, как чревоугодие, леность и гнев; будь праведен в своих делах и словах, и помни, что все преходит и ты должен будешь умереть; если человек достигнет праведности, то когда ты оставишь тело, ты перейдешь в высший эфир, и тогда ты станешь бессмертен, блажен и перестанешь быть смертным человеком; вечером, не допусти себе сна, прежде чем трижды в мыслях не исследуешь, как ты провел свой день: не согрешил ли я? Что я сделал в течение дня? какой долг не исполнил? И если сделал, что-нибудь дурное, укоряй себя, а если что-нибудь доброе, радуйся.
Св. Софроний с презрением отзывается об Аристотеле и Платоне, между тем, они пользовались большим уважением у многих свв. Отцов, а затем их имена возрастают в целый культ их. Методами Аристотеля пользуются св. Иоанн Дамаскин, бл. патриарх Фотий и весь западный богословский мир. Увлечение Платоном также характерно для Византии; из наиболее известных платоновцев следует указать Михаила Пселла, Иоанна Италу и Гемиста Плифона. С уважением о греческих философах отзывается и св. Григорий Палама, называя их «отцами» философии. Платона признают основателем всей философии, а Аристотеля – основателем всех наук. Один византийский епископ, стихотворение которого воспроизводится у Миня, обращается к Господу Иисусу Христу с молитвой за греческих философов и просит Христа оказать им милость (особенно он ходатайствует о Платоне и Плутархе), напоминая Господу, что эти люди учили добру; если же они и ошибались и не достигли совершенства, то это по той причине, что они еще не имели в себе благодати, которая пришла с явлением Господа на земле и без которой нельзя достигнуть никакого совершенства. Минь. П. Гр. т. 120, кол. 1156–1157.
«Рыбацкая трость» – небольшой гарпун для ловли рыбы. Здесь имеются в виду свв. апостолы и, возможно, ап. Петр.
«Сапожнический нож». Думаю, что здесь имеется в виду вообще нож ремесленника, и в данном случае – ап. Павел.
Я уверен, что в греч. оригинале стоит «неизменно», а не «несомненно». О том, что Христос воплотился «неизменно» св. Софроний неоднократно говорит в своей проповеди на Благовещение. Христос принял человеческую плоть не изменив Свою Божественную природу.
Тексты в этой фразе, находящиеся в скобках, принадлежат оригиналу, кроме последняго, прибавленнаго нами.
Несторий отрицал единство Ипостаси Богочеловека. Богочеловек состоит из двух природ, но сущих в одной Ипостаси. Этого Несторий не понимал, и в этом был источник его ереси, почему он и отвергал наименование Пресвятой Девы, как Богородицы. Подробнее о сем см. прим. 44 к предыдущей проповеди.
Евтихий, Диоскор, Севир и подобные им монофизиты, отрицали во Христе человеческую природу, и учили, что в Богочеловеке только одна природа – Божественная. См прим. 20 к предыдущей проповеди.
В оригинале здесь только два слова «Lumina collata». Мы дали более полное объяснение, основываясь на § 8 этой проповеди. Из свидетельства св. Софрония видно, что обычай освящения свечей на праздник Сретения Господня, восходит к глубокой древности.
Здесь латинский тест ссылается на греч. (недоступный для нас) оригинал: «Пусть никто не будет чужд светоношения» (φωτοφοπίας αλλότοιος). Т. е. пусть никто не останется в стороне от того, чтобы принять участие в крестном ходе со свечами в руках.
Текст в скобках принадлежит оригиналу.
Здесь имеется в виду, как замечает издатель рукописи, только Божественная природа Христа, и св. Софроний полемизирует с еретиками, не право мыслящими относительно ея.
Это не следует понимать в том смысле, что человек стал Богом, но в том смысле, что он обогатился Божественной благодатью и, примирившись с Богом, стал по благодати сыном Божиим, и в нем обновились образ и подобие Божие. См. прим. 62 к предыдущей проповеди.
Эта фраза переведена нами в свободном переводе; слово же «смиреннее» указывает на то, что евангелист более смиренно говорит о Христе, указывая на Его человеческую природу, чем Евтихий и иные монофизиты, которые совершенно отрицают человеческое естество в Богочеловеке.
Манихеи, см. о них в примечании 58 к предыдущей проповеди.
Фраза в скобках принадлежит оригиналу. Как эта фраза попала сюда, перебивая изложение, трудно сказать. Возможно, что ее следовало бы вообще удалить из текста.
О всех этих еретиках см. примечания к предыдущей проповеди (на праздник Благовещения); прим. 12, 13, 14, 58, 52, 16, 51, 20, 17 и 60.
Полемон, см. прим. 53 к предыдущей проповеди.
Евиониты, еретики I-го века. «Евиониты» означает в переводе с еврейского «бедные»; так ли сами они себя называли по причине материальной бедности их членов, или же были так названы в понятии скудоумия их, и были так прозваны со стороны христиан, – не известно. Евиониты, хотя и считали себя христианами, однако были совершенно чужды Христианской Церкви, потому что они не признавали в Господе Иисусе Христе Бога и Сына Божия, а видели в Нем только великого пророка. Как иудействующие, они считали необходимым для спасения соблюдать весь закон Моисеев во всей его полноте, и поэтому особенно ненавидели Апостола Павла за его учение о том, что Христос освободил нас от буквы закона и Моисеев закон упразднен пришествием нового закона в духе и жизни, который нам даровал Христос.
Павел Самосатский, см. прим. 45 к предыдущей проповеди.
Вардесан, гностик, живший между 154–225 гг. в Эдессе. Расцвет его славы падает на царствование Авгаря IX-го, обратившаго Эдессу в христианство. В молодости увлекался гностицизмом, а впоследствии жил с Церковию, хотя его христианство не было полностью ортодоксальным. Им написано до 150 церковных гимнов, которые были в употреблении в Церкви даже во времена преп. Ефрема Сирина († 373 г.). Все сочинения Вардесана утеряны, так что об его учении можно судить только по отзывам древне-христианских арабских писателей. Современная наука видит в Вардесане христианина, который увлекался астрологией и был склонен к докетизму (т. е. к мнению, что тело, как и вся материя является нереальным, призрачным, поэтому и тело Христово было также призрачным). Возможно, что учение Вардесана было ближе к учению Церкви, и именно его ученикам долженствует уклонение в ересь, что бросает тень и на самого Вардесана, как их учителя. Упрекают Вардесана также и в том, что он учил о двухчастности души в человеке: низшая – подчинена влиянию течения звезд, а высшая – свободна в самоопределении. Грех он считал результатом свободной воли в человеке, а не исконной необходимостью.
Текст в скобках принадлежит оригиналу.
Текст в скобках принадлежит оригиналу.
Ориг.: «Приняла приветствие со стороны архангела Гавриила».
Текст в скобках дан нами.
В сокращении и переложении на русский язык с текста, помещеннаго у Migne’я, Patrologiae cursus completus, series graeca, t. LXXXVII, pars. 3, col. 3287–3302. В русском переводе настоящее слово неизвестно.
Школа греческаго философа Платона, устроенная в гимназии и саду героя Академа, в Афинах.
Школа философов-стоиков, открытая Зеноном в портике (базилике) «Стоя» в Афинах.
Перипатетиками (гуляющими философами) назывались последователи греческого философа Аристотеля.
В Афинской гимназии Лицей (Λύκειοv), посвященной Зевс, существовала школа Аристотеля.