Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Книга пророка Малахии

I. АВТОР КНИГИ И ВРЕМЯ ЕЕ СОЗДАНИЯ

Малахия – последний пророк ВЗ, от которого до нас дошло отдельное собрание речей. Многократно высказывалось мнение, что Малахия (евр. «Мой посланник») – не имя собств., а указание на миссию, на что можно увидеть намек в Мал. 3:1: «Вот, Я посылаю Ангела (в др.-евр. оригинале может пониматься как «посланника») Моего, и он приготовит путь предо Мною». Таргум предполагает, что Малахия – это псевдоним Ездры. Однако не исключено, что это собственное имя пророка. О происхождении и жизни Малахии ничего не известно, относит. времени его служения мнения расходятся. Во всяком случае, он пророчествовал после завершения строительства второго храма, т.е. после 515 г. до Р.Х. (Мал. 1:10; Мал. 3:1,10). Возможно, он впервые выступил вскоре после 433 г. до Р.Х., когда Неемия на короткий срок вернулся к перс. цар. двору (см. Неем. 13:6). Многие данные указывают, однако, на то, что служение Малахии происходило между 480 и 450 гг. до Р.Х.

>II. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ

А. Надписание (Мал. 1:1).

Б. Любовь Господа к Израилю (Мал. 1:2–5).

В. Израильтяне бесславят Господа (Мал. 1Мал. 2:17):

1. Недостойные жертвоприношения (Мал. 1:6–14).

2. Священники разрушают завет Левия (Мал. 2:1–9).

3. Развод и языч. жены (Мал. 2:10–16).

4. Сомнения и неверие в наказующее правосудие Божье (Мал. 2:17).

Г. Приближающийся Суд (гл. 3 и 4):

1. Очищение и разделение (Мал. 3:1–6).

2. Призыв к покаянию (Мал. 3:7–12).

3. Истребление нечестивых и блаженство праведных (Мал. 3Мал. 4:4).

4. Илия как предвестник Суда (Мал. 4:5.6).

III. МИССИЯ МАЛАХИИ

1) пророк изобразил иуд. общину после вавил. пленения в тот историч. момент, когда великие надежды, связанные с возобновлением жизни на земле Израиля, были почти забыты. Под давлением внешних трудностей рвение к соблюдению уставов Господних и Его Закона угасло. Сомнениями и безволием определялись речи и деяния народа и священников (Мал. 1:7.8,12,13; Мал. 2:17; Мал. 3:14,15). Богослужение сводилось к традиц. обрядам, которые совершались в силу привычки. С беспощадной строгостью осуждает Малахия священников (Мал. 2:3). Вместе с верностью Господу разрушалась и взаимная верность между людьми: разводы и браки с иноплем. женами повсеместно входили в обычай (Мал. 2:10–16). Но при всем этом никто не осознавал своих беззаконий, и даже Слово Божье, как правило, вызывало в ответ возражения (Мал. 1:2,6,7; Мал. 2:14,17; Мал. 3:7,8,13);

2) Малахия старается вновь раскрыть иудеям глаза на происходящее и с этой целью рассматривает «обесславливание» Господа Его народом в свете любви Божьей (Мал. 1:2–5). По милосердию Божьему даже грозный Суд приведет к очищению и освящению народа, а не к его уничтожению (Мал. 3:3.6). Господь призывает к покаянию (Мал. 3:7), и перед наступлением «страшного дня Господня» Он вновь пошлет пр. ⇒ Илию с призывом благодати (Мал. 4:5.6). Так последний пророк ВЗ непосредств. указывает на грядущее наступление эпохи Нового Завета (Мф. 11:14; Мф. 17:10–12; Мк. 9:11–13; Лк. 1:17).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle