Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Благословение

Благословение [евр. бэрах ; греч. эулогиа].

I. Под Б. (противоположность ⇒ заклятие) Библия понимает обращение Божьей милости, благодати на человека либо Самим Богом, либо людьми, действующими по воле Бога (ср. Быт. 12:3). Сила Б. нисходит на благословляемого через слова (Быт 27:28 и след.; Быт 48 и след.), а иногда через возложение рук. Данное человеку Б. может распространяться на его потомков (Втор. 28:4), имущество и окружение. Б. исполняется (Числ. 22:6), даже если оно было добыто хитростью (ср. Быт. 27). Благословенный сам становится источником божественного Б. (ср. Быт. 12:3); Иаков благословил своих внуков и сыновей (Быт. 48:1; Быт. 49:1), а Моисей – колена Израилевы (Втор. 33). Иногда Б. называются и дары (Быт. 33:11; ср. 1Цар. 25:27; 4Цар. 5:15).

II. Первоисточником всякого Б. является Сам Бог (Быт. 49:25). Б. по большей части обращено на человека (Быт. 1:28; Быт. 12:3; Быт. 26:3), но Бог благословил также и седьмой день (Быт. 2:3), животных (Быт. 1:22), хлеб и воду (Исх. 23:25). Б., обращенное на человека, есть дар и выражение Божественной любви (Втор. 7:13). Божье Б. дарует многочисл. потомство (Быт. 1:28), владение землей, щедрые урожаи и обилие скота (Быт. 39:5; Втор. 28:3–5; Иов. 42:12; Пс. 64:11), жизненное благополучие и защиту от врагов (Быт 14:19 и след.; Пс. 28:11). Во время праздничных богослужений священники, потомки Аарона, соблюдая установленный ритуал, с воздетыми к небу руками (Сир 50 и след.) благословляют народ (Чис 6 и след.; ср. Втор. 10:8). Цари также благословляют народ (Давид – 2Цар. 6:18; Соломон – 3Цар. 8:14). Получали Б. и жертвенные трапезы (1Цар. 9:13).

III. Иисус снял с людей проклятие (Гал 3 и след.), чтобы и на них распространилось обетованное Аврааму Б. (Деян. 3:26). Он благословил детей (Мк. 10:16), а перед вознесением – и Своих учеников (Лк. 24:50). Они сами должны стать носителями и распространителями Б. (Рим. 12:14; Рим. 15:29). Сила Божья проявляется в них и свидетельствует о себе тем, что они благословляют даже врагов и гонителей (Мф. 5:44; Лк. 6:28; 1Кор. 4:12; 1Петр. 3:9).

IV. Евр и греч. слова, обозначающие «благословение», «благословлять», могут также употребляться и в значении «восхвалять», «прославлять», а также «благодарить»; в Синод. пер. они иногда передаются именно так, иногда же – букв. (Быт. 24:48; Втор. 8:10; Суд. 5:2.9; Мф. 14:19; Мф. 15:36; Мф. 26:26; 1Кор. 10:16).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle