Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Второе пришествие Иисуса

I. ВЕРА ВО ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ

Вера во Второе пришествие Господа Иисуса Христа на землю относится к основополаг. аспектам христ. веры. Все дело Господа, начавшееся с Его вочеловечения и включающее в себя страдания и воскресение, венчается Его Вторым пришествием. Учение о В.П. относится к разделу теологии, называемому эсхатологией (учением о последних временах). Наиб. часто встречающееся в греч. оригинале НЗ для обозначения В.П.И. слово парусиа в своем обычном, мирском смысле означает «прибытие властителя с официальным визитом». Наряду с ним употребляются также слова эпифанея – «явление» (напр., 1Тим. 6:14; 2Тим. 1:10; Тит. 2:13) и апокалюпсис – «откровение» (1Кор. 1:7; 2Фес. 1:7; 1Петр. 1:7.13; 1Петр. 4:13).

Новозаветное учение о В.П.И. развивает ветхозаветные пророчества о ⇒ Дне Господнем (см., напр., Иоил. 2:1; Мал. 3:2), но в нем этот день уже не рассматривается только как день суда. Господь, покинувший землю и вознесшийся на небо, чтобы вновь занять Свое место рядом с Отцом, с этого момента через проповедь Евангелия и воздействие Св. Духа начинает собирать Церковь, которая свидетельствует о Его уже наступившем Царстве. В определ. момент, неизвестный ни человеку, ни даже Ему Самому, Он вновь явится на землю, чтобы по поручению Своего Отца совершить суд и учредить Царство Божие сначала на земле в ее совр. виде (⇒ Тысячелетнее царство), а после истребления всех врагов Бога – и на обновленной земле.

II. ВЕСТЬ ИИСУСА

Иисус во время Своей земной жизни, говоря Своим ученикам о Себе, о Своем происхождении от Отца и Своем пути к Нему (Ин. 14:2), указал им на то, что Сам Он станет Господом в грядущем откровении Царства Божия (Мф. 16:27). Об этом неоднокр. говорится в синоптич. Евангелиях, но в Ев. от Иоанна (см., напр., Ин. 5:28) этот факт лишь предпослан, хотя в целом в этом Евангелии внимание направлено больше на воздействие Св. Духа, через Которого Церковь и сегодня связана с Христом и познает Его (ср. Ин. 14:18–24; 16). Господь говорит о Своем Втором пришествии в большой эсхатологич. речи (Мф. 24:1; Мк. 13:1), а также и в других местах НЗ. Из Его высказываний складывается след. картина: Он грядет в славе и в силе (Мф. 24:30; Мф. 25:31; Мф. 26:64), а именно на облаках (Мф. 24:30; Мф. 26:64; ср. Дан. 7:13) в сопровождении ангелов (Мф. 16:27; Мф. 24:31; Мф. 25:31). Его Второе пришествие будет сопровождаться необычными явлениями, напр. затмением солнца, луны, «спадением» звезд (Мф. 24:29; Мк. 13:24; ср. Иоил. 2:10.30.31; Иоил. 3:15) и сотрясением земли и моря (Лк. 21:25). При этом на небе явится «знамение Сына Божия», а на земле будут слышны стенания людей (Мф. 24:30). Второму пришествию Иисуса будет предшествовать время все большего притеснения верующих, увеличения искушений и соблазнов вплоть до разрушения всех человеч. и семейных уз (ср. Мф. 24:1; Мк. 13:1). Христос будет вершить поруч. Ему ⇒ суд, которому подвергнутся все люди; приговор будет строгим и сообразным их делам (Мф. 16:27; Мф. 25:31). Однако Ев. от Иоанна и Откровение свидетельствуют о том, что этот суд не коснется верующих (см. Ин. 5:24).

Для Церкви В.П.И. в значит. большей степени будет означать соединение со своим Господом (см. Мк. 13:27; Ин. 14:3) и получение воздаяния за свою веру, свое упование и перенесенные страдания. О времени Своего Второго пришествия Иисус ничего не сообщает, указывая, что об этом знает лишь Отец (Мф. 24:36; Мк. 13:32). Итак, Второе пришествие грядет нежданно (Мф. 24:42), подобно молнии, у людей не будет времени осмыслить случившееся. Поэтому Господь постоянно увещевает Своих учеников духовно бодрствовать (см., напр., Мф. 24:42; Мф. 25:1–13 и др.).

Некоторые исследователи усматривают в словах Иисуса намек на то, что В.П.И. должно было произойти еще при жизни первого поколения христиан, но это мнение представляется необоснов. В высказываниях Иисуса прямо или косвенно указывается на более длит. период. Напр., Иисус говорил, что сначала Евангелие должно быть проповедано «до края земли» (Мф. 24:14; Мк. 16:15; ср. Мф. 26:13; Мф. 28:19; Лк. 24:47). В притчах Он говорит о долгом отсутствии «господина», «жениха» или «царя» (Мф. 24:48; Мф. 25:5.19; Лк. 12:38).

Притча, изложенная в Лк. 19:11–27, также представляет собой ответ Иисуса ученикам на их ожидание Его скорого возвращения. Этому не противоречат такие места, как Мф. 10:23; Мф. 16:28; Мф. 24:34, но первое из этих мест все же может быть истолковано так, что миссия Его учеников среди израильтян еще не будет закончена, как придет Сын Человеческий. В этом оно приближается к сказ. в Рим. 11:1. Текст Мф.16 можно понимать как начинающееся после Пятидесятницы распространение Царства Божия, а в Мф. 24:34 слова «род сей» можно отнести не к поколению (таково основное значение греч. слова генеа), а к роду человеч. или к народу Израиля; Евангелия дают основание надеяться, что человечество дождется пришествия своего Господа.

III. СВИДЕТЕЛЬСТВА, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ДРУГИХ КНИГАХ НОВОГО ЗАВЕТА

Первое же обетование, получ. учениками после вознесения Господа, указывает на Его Второе пришествие: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Так они свидетельствуют об этом и в своих проповедях (ср. Деян. 3:20; Деян. 17:31), и в своих посланиях. Именно здесь часто говорится о грядущем дне Господа, дне Его Второго пришествия (см., напр., 1Кор. 1:8; 1Кор. 4:5; 1Кор. 11:26; 1Кор. 15:23; 1Кор. 16:22; 1Фес. 2:19; 1Фес. 3:13; 1Фес. 41Фес. 5:11; 2Фес. 2:1; 2Петр. 3:12; Иак. 5:7). Церковь живет в ожидании этого дня (ср. слова Павла о Вечере, 1Кор. 11:26), она ожидает пришествия своего Господа (Флп. 3:20; Тит. 2:13). Она уповает на этот день как на день окончания искушений, страданий и испытаний (2Фес. 1:7–10), когда будет истреблен великий беззаконник (2Фес. 2:8) и все люди, в том числе и враги, признают Христа Господом (Флп. 2:10), а верующие получат воздаяние (2Фес. 1:7) и похвалу (1Кор. 4:5). Господь создаст новое небо и новую землю, после того как прежние «прейдут» (2Петр. 3:12). Высказывания учеников повторяют и дополняют слова Самого Господа. Он грядет на облаках (1Фес. 4:17; 2Фес. 1:7) вместе со всеми святыми Его (1Фес. 3:13; 2Фес. 1:10); Его пришествие будет возвещено гласом Архангела (1Фес. 4:16; ср. Дан. 10:21) и трубой Божьей (1Кор. 15:52; 1Фес. 4:16; ср. Пс. 46:6; Иоил. 2:1; Зах. 9:14).

Его пришествие станет днем воскресения всех почивших во Христе (1Кор. 15:23; 1Фес. 4:16), но вместе с тем и днем великого Суда, когда Он осветит сокрытое во мраке и откроет сердечные намерения (1Кор. 4:5), и тогда дело каждого обнаружится (1Кор. 3:13; 2Кор. 5:10). Отсюда становится понятным, что целью духовного воспитания в церквах должна быть подготовка верующих ко Второму пришествию (ср. 2Фес. 1:11; 1Ин. 2:28); каждый верующий и вся Церковь тогда должны предстать неповинными (1Кор. 1:8; 1Фес. 3:13) и святыми (1Фес. 5:23), не имеющими пятна или порока (Еф. 5:27); это возможно только в том случае, если ученики останутся верны Иисусу и Его слову. Одноврем. с этим апостолы увещевают Церковь хранить терпение в страданиях и искушениях (Евр. 10:36; Иак. 5:7).

Как и следовало ожидать, проблема скорого пришествия Христа играет заметную роль в апостольских посланиях, что вызвано неведением о сроках Второго пришествия (ср. 1Фес. 5:1–6; 2Фес. 2:1–9; 2Петр. 3:8–14). Продолжительное ожидание скорого пришествия вызывало у верующих некоторую напряженность. В стремлении помочь им Петр ссылается на высказывание Пс. 89:4: «у Господа один день, как тысяча лет» (2Петр. 3:8).

Внезапность В.П.И. подчеркивается образом татя (вора) (1Фес. 5:2.4; 2Петр. 3:10), а дополняет его картина внезапных и неизбежных родовых мук (1Фес. 5:3). Наступают последние дни (2Петр. 3:3) и конец времен (1Кор. 10:11; 1Петр. 4:7), последний час (1Ин. 2:18), приблизился день спасения (Рим. 13:11), Господь близко (Флп. 4:5), Судья стоит у дверей (Иак. 5:9) и Господь не замедлит исполнить Свое обетование (Евр. 10:37); но, с другой стороны, Павел вынужден предостеречь верующих от того заблуждения, что день Господень уже наступил (2Фес. 2:2), и призвать их к упорному труду (2Фес. 3:10–13).

Итак, свидетельство о наступающем последнем часе вопреки скороспелым заключениям, которые наверняка были, может быть истолковано как начало последнего периода существования мира, который завершится Вторым пришествием Иисуса. Наконец, следует напомнить и о свидетельствах Откровения, в которых описаны воспринятые в видении события, связ. со Вторым пришествием и предшествующие ему. Тема В.П.И. пронизывает всю книгу, начиная с Откр. 1:7: «Се, грядет с облаками»; она звучит и в посланиях церквам (Откр. 2:16.25; Откр. 3:11.20). Прежде чем знамение Сына Человеческого появится на небе, через проповед. слово и через посл. Богом казни многокр. повторится требование к людям вернуться на пути Божьи. Ужасы суда потрясут землю (Откр. 8Откр. 9:21; Откр. 16:1), но время для обращения будет ограничено (Откр. 10:6), последняя труба возвестит Второе пришествие, а небесный хор – победу Агнца (Откр. 11:15; Откр. 12:10; Откр. 17:14); из отверстого неба (Откр. 19:11) для последней победы выйдет Господь, чтобы пребывать на земле (Откр. 20:4), в среде Своей Церкви, убранной, как невеста для жениха (Откр. 21:2).

Отсюда становится понятна и последняя цель Второго пришествия, которую Павел уже упоминал в 1Кор. 15:23: Христос Победитель, завершая великое дело примирения, после свершения суда передаст новую землю Богу, Который будет жить среди Своего народа, примиренного человечества, и будет править им (Откр. 21:3.5; Откр. 22:3). ⇒ МессияТысячелетнее царствоОбетование.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle