прот. Александр Мень

Источник

Богосло́вие

Богосло́вие библейское, представляет собой систематизацию вероучительных истин Библии в связи с конкретной историей двух Заветов. Библейское Богословие – сравнительно молодая наука. До 18 в. в богословских системах цитатами из Писания пользовались чаще всего «без всякого внимания к их историческому значению и тому подлинному смыслу, который они имеют в Библии» (А.С. *Лебедев). Внимание к целостному пониманию Писания было привлечено благодаря трудам немецких пиетистов, в частности, *Бенгеля.

Как самостоятельная наука Богословие возникло в протестантской среде. Начало ему было положено в работах *Габлера. Главным методом Богословия стало «толкование Библии через саму же Библию». Этот метод естественно вытекал из протестантского взгляда на Писание как на единственный источник *Откровения. По этой причине православные и католические библеисты долгое время относились к библейскому Богословию настороженно, опасаясь, что через него будет проникать протестантское влияние. Позднее стало очевидно, что эта богословская дисциплина не скована абсолютной зависимостью от протестантизма. Она вообще не может быть вполне отвлеченной, а всегда несет на себе печать той или иной конфессии. Подобно тому как может существовать рационалистическое и протестантское Богословие, так возможно и Богословие, развиваемое на основе православной (либо католической). Необходимость изучения библейского была отмечена комиссией Московской Духовной академии, подводившей итоги учебного 1908 года. «Заметно, – писали члены комиссии, – почти полное незнакомство богословов средней школы со сколько-нибудь целостным библейским мировоззрением или хотя бы даже с отдельными, наиболее типичными и характерными его деталями. Такие понятия, как “суд”, “правда”, или “праведность”, “грех”, “милость”, “наказание” и проч., оставались пустыми терминами, допускавшими только простой, вербальный перевод их, а не наполнялись богатым идейным содержанием и не характеризовали собой своеобразных особенностей ветхозаветного библейского воззрения на взаимоотношения Бога и людей» (Журналы Совета МДА за 1908 г., БВ, 1909, т.1, с.223).

Курс православного Богословия, однако, все еще не написан, хотя многие его аспекты глубоко изучены в работах М.Ив.*Богословского, *Введенского, *Поснова, *Велтистова, А.А.*Глаголева, *Глубоковского, А.С.*Лебедева, И.*Олесницкого, Вл.*Соловьева, *Тареева, *Трубецкого, еп.*Хрисанфа, *Юнгерова и др. Среди католических авторов, занимавшихся библейским Богословием, назовем *Буйе, *Даниелу, *Желена, *Маккензи, *Озу, *Тремонтана, *Харрингтона. Наиболее развито библейское Богословие, естественно, у протестантов, т.к. оно имеет у них долгую историю. Самые влиятельные среди них в 20 в.: *Бультман, *Иеремиас, *Концельманн, *Кульманн, *Рад, *Роули, *Айхродт.

Библейское Богословие рассматривает вероучение Писания в двух аспектах: 1) в плане единства Слова Божьего и 2) в плане исторического многообразия его выражений в Писании. Во многом библейское Богословие пересекается с догматическим Богословием и *сравнительно-религиозным изучением Библии.

1. Единство Слова Божьего основано на вере, что с самого начала богооткровенной религии ее провозвестие исходило от Единого Бога, Бога, Который действует в истории мира, открывает Себя и Свою волю людям. Именно Он является инициатором диалога и Завета. Он призывает апостолов, как некогда призвал Авраама, Моисея, пророков. В ответ на Свой призыв Бог ждет от людей полной и безграничной веры (от веры Авраама до веры в Иисуса Христа, которая воодушевляла апостолов). Бог есть Царь мира, но тайна Царства Его раскрывается поэтапно (от обетования царства Давиду – до благовестия Царства Божьего, которое звучит в проповеди Иисуса Христа, и конечного торжества его, символически изображенного в Апокалипсисе).

Деяния Бога совершаются прежде всего в истории человечества. Он создает в лоне этой истории народ (Церковь), с которым заключает Завет (от Завета с Ноем и Авраамом до Нового Завета Иисуса Христа). Завет заключает в себе обетование, пророчество о грядущем единении Бога и человека в Царстве Божием. Это обетование проходит сквозной темой по всей Библии, начиная от истории Авраама. Но в то же время обетование не исключает школы скорбей, через которую должны пройти верные. С одной стороны, это вразумление тем, кто изменил Богу (скитания Израиля по пустыне, Плен, разрушение Храма), а с другой – это испытание веры (Иов, пророк Иеремия; ср. слова Христа: «в мире будете иметь скорбь», Ин.16:33). В этих испытаниях сохраняется *остаток избранных, ядро истинной Церкви. Само основание Церкви как народа Божьего есть воля Творца, связующая оба Завета. В обоих Заветах «народ святой» предназначен на служение божественному Домостроительству. Но в Ветхом Завете он ограничен национальными рамками, а в Новом Завете становится вселенским народом, где нет ни эллина, ни иудея. Как напоминание о Завете и призвании Церкви Бог заповедует обряды и *богослужение (от первой жертвы до Евхаристической Жертвы Нового Завета). Однако без соблюдения заповеди любви к Богу и ближнему обряды теряют смысл. Стержнем библейского Богословия обоих Заветов является эсхатологическое учение о Царстве и его Царе – Мессии (Христе). Во Христе соединяются и обетование Завета (Бог входит через воплощение в самое тесное единство с человеком), и явление Царства, которое «неприметным образом» приходит в мир и ожидается во славе в грядущем. Человек, отпавший через грех от Бога, будет возвращен к Нему искупительной силой Богочеловека Христа.

На *единство Библии указывают и важнейшие ее символы: жертва – Евхаристия; елей помазания – таинство Духа Святого; воды очищения – вода крещения; возложение рук – посвящение служителей Церкви; творческое Слово Божие, Слово Откровения – воплотившееся Предвечное Слово; кровь как символ жизни – Кровь Мессии, отдающего Себя «за жизнь мира»; дни творения, День Господень в Ветхом Завете – «день» Иисуса Христа, «день» Суда Мессии.

О единстве Библии свидетельствует анализ важнейших библейских понятий, которые в своем словесном выражении отличаются от современных. Напр., познание (евр. ידע, йада́ – познавать) – понятие, которое имеет много смыслов (знать, быть уверенным, познавать, в т.ч. женщину); слава (евр. כבוד, каво́д) означает проявление божественного могущества в мире; *святость (евр. קדוש, кадо́ш – святой) – несоизмеримость Бога с тварью, а в отношении к твари – посвященность Богу; правда, или истина (евр. אמת, эме́т), означает верность нравственным заветам. Эти и подобные им специфические библейские понятия углублялись в своем значении по мере развития священной истории спасения.

Тематически библейское Богословие можно разделить на учение

1) о Боге как таковом (см. *Имена Божьи в Библии),

2) о Боге, проявляющемся в акте творения и в промышлении о мире,

3) о Боге как Спасителе (см. статью *Христология библейская) и Созидателе народа Божьего (Церкви),

4) о природе, призвании и судьбах человека (см. статью *Антропология библейская),

5) о грехе и праведности,

6) о посмертной участи людей,

7) об эсхатологии, последнем Суде и Царстве Божьем.

Все эти темы тесно переплетаются между собой, причем полное раскрытие их в рамках библейского Богословия достигается лишь тогда, когда это богословие исходит из всего объема Писания. В Библии одни книги дополняют другие (например, пессимизм Книги Екклесиаста может быть оценен лишь на фоне всего библейского контекста).

Библейское Богословие вынуждено считаться с фактом исключительной сдержанности священных авторов, когда речь идет о внутрибожественной тайне. Библия не предлагает метафизических умозрений о природе Божества; Бог Живой явлен в ней преимущественно как действующий в отношении к миру. Тем не менее уже в Ветхом Завете мы находим предвосхищение тринитарного догмата (учение о Духе, Слове и Премудрости Божьей). Хотя Бог запределен и непостижим, Он частично открывается в особых *теофаниях; в полноте же «Бога не видел никто никогда». Явил Его миру «Единородный Сын, сущий в недре Отчем» (Ин.1:18). Свойства Сущего описываются в Библии преимущ. катафатически, с помощью земных понятий (справедливость, благость, любовь, ревность, праведность), и даже с помощью *антропоморфизмов. Это связано в первую очередь с тем, что Писание возвещает не абстрактные истины, а учит жизни перед лицом Божьим (напр., Божье милосердие есть идеал для человека: Лк.6:36; единение Отца и Сына есть образ для единения верных в любви: Ин.17:21).

2. Библейское Богословие также рассматривает различие конкретных библейских традиций в их историческом развитии, устанавливая особенности богословия *Закона, *Пророков и *Учительных книг, а также Богословия Евангелий и посланий апостолов. При этом изучается Богословие как отдельных священных писателей (например, пророка Амоса, пророка Иеремии, евангелиста Луки, евангелиста Иоанна), так и целых школ (связанных, например, с именем пророка Исайи или с апокалиптической традицией). Цель такого изучения – наиболее точно установить, что имел в виду тот или иной священный автор или группа авторов в своем произведении. Для этого необходимо возможно точнее установить датировку, исторические обстоятельства возникновения текстов, а также решить другие исагогические вопросы.

В данной области библейского Богословия наметилось два основных направления. Одно изучает Богословие различных частей Писания как сравнительно независимые традиции, подчеркивая их своеобразие (примером могут служить труды Г.фон Рада). Подчас эти традиции противопоставляются друг другу (например, до недавнего времени Богословие пророков считалось оппозиционным Богословием законоучителей и духовенства). Другие, напротив, признавая особенности авторов и школ Писания, находят между ними существенную связь (так, *Мовинкель доказал ее в отношении пророков и священников). В новозаветном Богословии было принято проводить резкую разделяющую грань между синоптиками и писаниями Иоанна. Точно так же сделаны попытки дать характеристику особых черт Богословия апостола Марка (*Вреде) и остальных синоптиков (*Борнкамм, *Концельманн). Специальную область представляет собой реконструкция целостного Богословия апостола Павла. В нем также пытались найти черты, противопоставляющие его Евангелию. Но при всей ценности выявления характерных особенностей боговдохновенных авторов рано или поздно обнаруживалось, что духовное единство, связывающее их, превыше всех различий. Образно говоря, Писание есть своеобразный свидетель «предэкуменизма», где различные точки зрения встречаются в едином русле божественного Откровения.

Сравнительно-религиозные исследования, особенно в области истории и культуры *Древнего Востока, помогают библейскому Богословию усвоить язык символики, которая была использована священными писателями. Это, в свою очередь, помогает выделить вечную смысловую основу Откровения, стоящую за формами, которые связаны с условиями минувших исторических эпох.

В известном смысле можно сказать, что библейское Богословие увенчивает все здание библейской науки о Священном Писании, ибо *исагогика и *экзегеза служат одной цели – пониманию и восприятию Слова Божьего, данного нам в Библии.

Кроме работ авторов, указанных в этой статье, см.: иером. Алексий (Соловьев), Ветхозаветное учение о таинстве Пресвятой Троицы, ПТО, т.8, 1849; Бартелеми Д., Бог и Его образ: Очерк библейского Богословия, пер. с франц, Милан, 1988; Беляев А.Д., Идея единобожия в Ветхом Завете, ПО, 1879, №2; Богословие библейское, ПБЭ, т.2, с.554–564; *Богословский М.И., Идея Царства Божия в Ветхом и Новом Завете, Каз.,1887; прот.*Булгаков С., Богословие Евангелия Иоанна Богослова, «Вестник РХД», 1980, №131; *Виноградов Н.И., Учение св.Евангелия и Апостола о воскресении мертвых, М.,1882; его же, Антихристианство и антихрист по учению Христа и апостолов, Н.Новгород, 1883; Георгиевский А.И., О воскресении мертвых в связи с Евхаристией, в свете учения Священного Писания, БТ, сб.16, 1976; Левшеня К., Доктрины Библии, Чикаго, 1981, переизд. М., 1992; Лосский В.Н., Боговидение в библейском образе мысли и богомыслии отцов первых веков, БТ, сб.18, 1978; свящ. Мудьюгин М., Любовь к Богу и к людям в Ветхом и Новом Заветах, ЖМП, 1964, №10; *Мышцын В.Н., Библейское богословие с православной точки зрения, БВ, 1894, №7; Николайнен А.Т., Евхаристия в свете исследований Священного Писания Нового Завета, БТ, сб.11, 1973; Ольдгам Г.Х., Учение Иисуса Христа, пер. с англ., СПб., 1912; ПБЭ, т.2, с.789–810; Пибоди Ф.Г., Иисус Христос и социальный вопрос, пер. с нем., М., 1907; Р-цев Н.Е., Рецензия на книгу: [Покровский А. Библейское учение о первобытной религии, Серг. Пос., 1901] ВЦ 1901, кн.10; Серафимов А.А., Библейское учение о природе и ее отношении к Творцу и человеку, «Духовный вестник», 1866, № 9, 10; СББ; свящ. *Смирнов А., Отношение евангельского нравоучения к Закону Моисееву и к учению книжников и фарисеев по Нагорной проповеди Иисуса Христа, ПС, 1893, т.3, 1894, т.1–2; свящ. Соколов В.А., Промысл Божий по учению ветхозаветной Библии, ЧОЛДП, 1912, №2–5; *Темномеров А.М., Учение Священного Писания о смерти, загробной жизни и воскресении из мертвых, СПб., 1899; Травчетов Н.П., Кончина мира по учению Библии и современным научным гипотезам, «Странник», 1913, №3–4; свящ.Флоренский П., Понятие Церкви в Священном Писании, БТ, сб.12, 1974. Общий обзор истории и проблематики библейского Богословия см.: *Harrington W., The Path of Biblical Theology, Dublin, 1973; Hunter A.M., Introducing New Testament Theology, L., 1957; *Jеrеmias J., The central Message of the New Testament, L., 1965; *Kraus H.J., Die biblische Theologie, Neukirchen, 1970; *MacKenzie J.L., A Theology of the Old Testament, Garden City (N.Y.), 1974; Manson T.W., The Teaching of Jesus, Camb., 1931; *Rad G.von, Theologie des Alten Testaments, Bd.1–2, Münch.,1958–1960; Reventlow H.von, Hauptprobleme der alttestamentlichen Theologie im 20. Jahrhundert, Darmstadt, 1982; Schelkle K.H., Theologie des Neuen Testaments, Bd.1–4, Düss., 1968–1976 (англ. пер.: Theology of the New Testament, vol.1–4, Collegeville, 1971–1976); Schofield J.N., Introducing Old Testament Theology, L.,1964. См. также статьи *Ангелология и демонология библейские; *Антропология библейская; *Время в Библии; *Грехопадение, или Первородный грех; *Единство Библии; *Закон и законничество; *Историзм Священного Писания; *Откровение библейское; *Сотериология библейская; *Христология библейская; *Эсхатология библейская.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle