прот. Александр Мень

Источник

Иа́кова Апо́стола Посла́ние

Иа́кова Апо́стола Посла́ние, книга, входящая в канон Нового Заыета; в русских переводах помещается первой в ряду *Соборных посланий. Состоит из 5 глав.

Содержание и композиция. По содержанию Иакова Апостола Послание не является ни письмом, ни даже посланием в строгом смысле слова (см. статью *Жанры литературные). Хотя оно обращено к «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии», и, следовательно, имеет определенного адресата, состоит оно из серии изречений, кратких проповедей и назиданий. В нем нет ни приветствий, ни указаний на какие-либо события в жизни автора или тех, кому он пишет. Экзегеты отмечают большую близость Иакова Апостола Послания к *Учительным книгам Ветхого Завета, с одной стороны, и к Евангелию от Матфея, с другой. Между отдельными частями послания нет тесной связи, хотя их объединяет общность духа. Обычно Иакова Апостола Послание делят на 12 поучений:

1) вступительное обращение к новозаветной Церкви Израиля (ср.Мф.19:28), пребывающей за пределами Палестины; искушения и верность Слову Божьему (1:1–27);

2) против превозношения богатством (Иак.2:1–13);

3) соотношение веры и дел (Иак.2:14–26);

4) ограждение языка (Иак.3:1–12);

5) что есть истинная мудрость (Иак.3:13–18);

6) о распрях и покаянии (Иак.4:1–12);

7) грядущее – тайна Божия (Иак.4:13–17);

8) обличение беззаконных богачей (Иак.5:1–6);

9) ожидание *Парусии (Иак.55:7–12);

10) наставление о молитве при болезни и о помазании елеем (Иак.5:13–15);

11) исповедание грехов (Иак.5:16–18);

12) обращение грешников (Иак.5:19–20).

Автор и датировка. Послание написано от лица «Иакова, раба Бога и Господа Иисуса Христа». В Новом Завете упомянуто несколько лиц, носивших это имя: Иаков Зеведеев, Иаков Алфеев, Иаков Малый и Иаков, Брат Господень. Начиная с *Оригена, большинство экзегетов отождествляло автора Послания Иакова с Иаковом Праведным, Братом Господним, сродником Иисуса Христа по плоти (Деян.15:13; Гал.2:9), главой и «столпом» Иерусалимской церкви (см. статьи *Родословия Иисуса Христа в Евангелиях и *«Братья Господни»). Это мнение подтверждается указанной связью Послания с ветхозаветной традицией (в т.ч. *хокмическими писаниями) и евангельской традицией, которая меньше сказалась на других новозаветных посланиях. Христианская община в Иакова Апостола Послании еще называется «синагогой» (Иак.2:2), в русском переводе «собрание»). Автор пишет к иудеям Диаспоры, уверовавшим во Христа. Ссылка на слова «Писания», которых нет в канонической Библии (Иак.4:5), указывает на время, когда еще не был полностью установлен ветхозаветный *канон (т.е. до 90-х гг. 1 в.). Все это отражает *«жизненный контекст» Иерусалимской церкви первых десятилетий ее существования.

Однако подлинность Иакова Апостола Послания нередко оспаривалась, особенно среди протестантских экзегетов. Первым в его апостольском происхождении усомнился *Лютер. В дальнейшем протестантские библеисты почти единодушно относили Иакова Апостола Послание ко времени после смерти Брата Господня. При этом выдвигались следующие аргументы:

1) галилеянин Иаков не мог так хорошо владеть греч. языком, как автор Послания;

2) полемика, вызванная учением об оправдании верой, указывает на более поздний период; 3) социальное расслоение среди христиан 1 в. еще не чувствовалось, а в Иерусалимской церкви была даже принята общность имущества (Деян.4:32); между тем Иакова Апостола Послание прямо указывает на богатых членов церкви (Иак.2:1 сл.);

4) вызывают сомнение слова «Закон свободы» (Иак.1:25), которые скорее напоминают Павлову традицию.

Хотя каноническое достоинство священной книги не зависит от авторства, православная *исагогика имеет все основания видеть в авторе Иакова Апостола Послания Брата Господня. Против приведенных выше доводов можно привести и контраргументы.

1) В Палестине той эпохи многие владели греческим языком. Кроме того, как полагает *Агуридис, возможно, что «послание было написано писцом, который достаточно хорошо знал греческий язык, на основе речей Иакова, записанных на арамейском». Того же мнения придерживается и еп.*Кассиан.

2) Апостол Иаков присоединился к Церкви после Воскресения Христова, а в середине 30-х гг. он уже почитался «столпом» и встречался с апостолом Павлом. После 44 он стал главой Иерусалимской общины. Он хорошо знал об учении Павла и вторично виделся с ним в конце 50-х гг. Следовательно, он не только мог, но и должен был откликнуться на споры о *Законе и «делах».

3) Как явствует из Деяний и посланий апостола Павла, в первых же общинах вне Иудеи, кроме бедняков, были и состоятельные люди (Деян.16:14; Рим.16:23).

4) Выражение «Закон свободы» связано не с учением апостола Павла, а с иудейской традицией.

Апостол Иаков, хотя и был ревнителем ветхозаветных обычаев, не принадлежал к той крайней группировке, которая ожесточенно боролась против апостола Павла. На Иерусалимском соборе (Деян.15) он лично поддержал тех, кто не требовал от язычников соблюдения всех старых обрядов. Пропаганду против апостола Павла вели люди, которые лишь прикрывались авторитетом Иакова. В противном случае общение между Иаковом и Павлом было бы невозможно.

О мученической кончине апостола Иакова сообщает *Иосиф Флавий. Когда умер прокуратор Иудеи Фест (см. о нем Деян.25:1 сл.), а новый еще не прибыл на место назначения, первосвященник Анан (Анания) решил расправиться с «неправомыслящими».

«Он, – пишет Иосиф, – принадлежал к партии саддукеев, которые... отличались в судах особенной жестокостью. Будучи таким человеком, Анан полагал, что вследствие смерти Феста и неприбытия еще Альбина наступил удобный момент. Поэтому он собрал Синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями. Однако все усерднейшие и лучшие законоведы, бывшие в городе, отнеслись к этому постановлению неприязненно. Они тайно послали к царю с просьбой запретить Анану подобные мероприятия на будущее время и указали на то, что и теперь он поступил неправильно... Ввиду этого царь Агриппа лишил Анана первосвященства... » (Древн., ХХ, 9,1).

Это произошло в 62; следовательно, Иакова Апостола Послание должно было быть написано несколько ранее этой даты.

Предания о жизни и смерти апостола Иакова сохранены у *Гегезиппа. Православная Церковь празднует память апостола 23 октября, 4 декабря и в неделю по Рождестве Христовом.

Богословие Иакова Апостола Послания. Послание сосредоточено вокруг вопросов христианской жизни и нравственности. Причем личная нравственность рассматривается наряду с этикой социальной (Иак.5:1–6). Вера, по апостолу, должна выражаться не в словах, а в конкретных поступках. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?.. Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2:14,17). В этом Иаков следует учению Христову (он, в частности, приводит слова из Нагорной проповеди). Увещания апостола направлены не против апостола Павла, а против тех, кто превратно понимал его проповедь о спасении через веру (Рим.3:28; Гал.2:16). И сам апостола Павел имеет в виду не отвлеченную веру, а «веру, действующую любовью» (Гал.5:6). Но подчас его слова извращали, доказывая, что достаточно верить в бытие Божие и в мессианство Иисусово, чтобы обрести спасение. Апостол Иаков борется с подобными воззрениями, показывая, что теоретическая уверенность в истинах Откровения не является подлинной верой. Вера без «дел» мертва, а «дела» – это служение ближним. Тот, кто не имеет таких «дел», уподобляется бесам, которые знают о существовании Бога, но лишены любви. Таким образом, мысль Иакова Апостола Послания вполне согласна с учением апостола Павла о любви как главном проявлении истинной веры (ср.1Кор.13:1–8).

Еп. Алексий (Новоселов), Некоторые черты из жизни св. апостола Иакова Брата Божия. М., 1877; его же, Св. Апостол Иаков Брат Божий, его жизнь и писания, М.,1879; [свящ. *Глаголев А.] Соборное послание св. апостола Иакова, ТБ, т.10; *Добшютц Э., Древнейшие христианские общины, в книге: Общая история европейской культуры, СПб., 1911, т.5; свящ. Кибальчич И., Св. апостол Иаков брат Господень, Чернигов, 1882; его же, Опыт обозрения соборного послания св. апостола Иакова, брата Господня с объяснением всего текста, Чернигов, 1873; *Некрасов А., Чтение греческого текста посланий. Послание св.апостола Иакова, ПС, 1888, №5,6; НЭС, т.20; Орлин Н.И., Соборные послания апостола Иакова, первое и второе апостола Петра и апостола Иуды, Рязань, 1903; Иерусалимская апостольская церковь в период управления ею св. Апостолом Иаковом Праведным, СПб., 1893; Теодорович Н.И., Толкование на соборное послание св. апостола Иакова, Вильна, 1897; *Фаррар Ф., Первые дни христианства, ч.1–2, СПб., 1888; а также труды *Бухарева, архиеп.*Василия (Богдашевского), митр.*Георгия (Ярошевского), еп.*Михаила (Лузина), архиеп.*Никанора (Каменского). Иностранная библиография, кроме указанной в JBC, NCCS, NCE, RFIB, см. Laws S., A Commentary on the Epistle of James, San Francisco, 1980; см. также статьи: *Деяния святых апостолов; *Соборные послания.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle