Шлегель Уильям

Заселение Земли и период Судей

Раздел земель между коленами Израиля 1400 до Рождества Христова

Города и территориальные наделы колен Израиля описаны в 13–19 главах книги Иисуса Навина. Об историчности этого говорит подробная географическая информация в них. Эти главы были написаны человеком, близко знакомым с землёй Израиля. Например, одна граница у Вениамина подходит «к горе, которая на южной стороне Беф-Орона Нижнего» (Нав.18:13). Описание таких деталей может исходить только от очевидца. Другие подробности см. на региональных картах (раздел 1).

1. МОАВ и АММОН находятся за Иорданом. Как уже отмечалось в пояснениях к картам 3–1 и 3–2, израильтяне не нападали на Едом, Моав или Аммон (Втор. 2:8–19).

2. Колена РУВИМА, ГАДА и ПОЛОВИНА колена МАНАССИИ (МАXIР) поселились за Иорданом на землях, захваченных у аморрейских царей Сигона и Ога. Эта территория тянулась от реки Арнон на юге до горы Ермон на севере. Рувим поселился на плоскогорье к северу от реки Арнон; Гад – в южной половине Галаада, нагорной местности южнее реки Иавок. Половина колена Манассии (называемая также Махир по имени сына Манассии) получила северную половину Галаада и Васан (Числ. 32; Втор. 3:8–10; Нав.13:8–32).

3. Колена, находившиеся на восток от Иордана, знали, что рифтовая долина Иордана и Мёртвое море служили границей между ними и остальными коленами Израиля. Поэтому, беспокоясь о том, чтобы их израильские корни не были забыты, они построили на берегу Иордана копию жертвенника скинии. Жертвенник должен был служить свидетельством для будущих поколений, что эти колена, жившие на восток от Иордана, тоже были израильтянами (Нав.22:10–34).

4. Наделы колен ИУДЫ и Иосифа (ЕФРЕМ и МАНАССИЯ) находились в центре Нагорной местности на западе Ханаана. Интересно, что эти колена получили свои территориальные наделы прежде остальных, не ожидая бросания жребия (Нав.14– 16). Это положение в центре нагорной местности показывает их значимость. Иуда и Ефрем были ведущими коленами. Большую часть истории Израиля между этими двумя коленами было взаимное непонимание и даже вражда в отношении определения лидерства. В итоге, как сказано в Пс. 77:67–68, божественно избранный Царь Израиля вышел из колена Иудина:

И отверг шатёр Иосифов и колена Ефремова не избрал, а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.

Территория между коленами Иуды и Ефрема также являлась чрезвычайно важной. Как будет видно позже, эта буферная зона была разделена между коленами Вениамина и Дана.

ОТПРАВКА РАЗВЕДЧИКОВ, РАЗДЕЛ ЗЕМЛИ У СИЛОМА, Иисуса Навина 18:1–10

Иисус Навин собрал народ у Силома в Ефреме и установил там скинию. По три человека от каждого колена были посланы осмотреть землю и составить подробное описание с целью последующего разделения территории на семь частей. Эти семь частей по жребию будут розданы остальным семи коленам. Географическое описание Земли, сделанное этими разведчиками («по городам»), скорее всего и является источником для раздела, описанного в 18–19 главах книги Иисуса Навина (и, возможно, в главах 14–17). Более того, природа описания границ показывает, что составители границ незадолго до этого лично участвовали в военных действиях на этой земле. Например, надел Ефрема вдаётся в территорию Дана с тем, чтобы включить важную сторожевую крепость Газер в земельные владения Ефрема. Газер охранял основные маршруты в Нагорную местность с побережья.

5. Первым был надел колена ВЕНИАМИНА (Нав.18:11). Его участок оказался между землями Иуды и Иосифа (Ефрем). Земле младшего брата Вениамина суждено было стать полем битвы в споре старших братьев Иуды и Ефрема за первенство.

6. СИМЕОН был следующим. Его территория была «среди удела сынов Иудиных» (Нав.19:16), включая Вирсавию.

7. ЗАВУЛОН унаследовал земли на север от долины Изреель. Позже в уделе Завулона появилось селение Назарет (не упоминаемое в Ветхом Завете).

8. ИССАХАР касается границ Завулона и идёт до Иордана чуть южнее моря Галилейского.

9. АСИР получил территорию на побережье севернее горы Кармил, а НЕФФАЛИМ – Верхнюю и Нижнюю Галилею до моря Галилейского.

10. НАДЕЛ И ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДАНА, Иисуса Навина 19:40–48; Судей 1:34–35 Территория, вначале отданная ДАНУ, была расположена на запад от удела Вениамина, простираясь до побережья Средиземного моря в Иоппии. Как и у Вениамина, у Дана было незавидное положение между Иудой и Ефремом. Аморреи не давали сынам Дановым заселять побережье и вынудили некоторых из них искать другие места для заселения. Эти сыны Дановы переселились на север в долину Хула возле горы Ермон. Они завоевали город Ласем (Лаис) и назвали его в честь своего предка Дана (верхняя часть карты; см. также Суд. 18 и карту 4–9).

11. ОБНОВЛЕНИЕ ЗАВЕТА В СИХЕМЕ, Иисуса Навина 24 В конце жизни (Нав.23:1–2, 14) Иисус Навин собрал израильтян в Сихеме на церемонию обновления завета. Он напомнил об истории взаимоотношении Израиля с Богом и затем обратился к людям с призывом: «Изберите себе ныне, кому служить, ... а я и дом мой будем служить Господу» (24:15). Израильтяне подтвердили свои заветные взаимоотношения с Господом. Как свидетельство и напоминание об этом факте Иисусом Навином был установлен камень (Нав.24:25–27).

И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю (Нав.24:31).

К сожалению, в следующий период истории Израиля, в период Судей, этого не случится.

Незавоеванные территории: период Судей

Израильтяне не добились успеха в заселении всей земли, в которую привёл их Бог. Как и предупреждал Бог, по причине религиозного отступничества в поколениях, следующих за Иисусом Навином, они не смогли победить своих врагов. Территории оставались незавоё- ванными.

[Они] оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам. И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять перед врагами своими. Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно (Суд. 2:13–15; ср. Втор. 28:15–68, 30:17–30).

Готовность Израиля идти на компромисс с жизнью и обычаями хананеев принесла проблемы. Всего лишь одно поколение прожило в Обетованной Земле, а люди уже забыли Господа, Который вывел их из Египта.

НЕЗАВОЁВАННАЯ ТЕРРИТОРИЯ, Судей 1:27–3:6

В Суд. 1:27–36 названы города и земли, которые израильтяне не смогли заселить. Манассия не смог изгнать хананеев из важных городов долины Изреель Беф-Сана, Фаанаха, Ивлеама и Мегиддо, а также из прибрежного Дора. Хананеи также оставались в городах долины Изреель, принадлежавших колену Завулона (напр., Наглол). Асир жил на северном побережье «среди хананеев, жителей земли той» (1:32). Неффалим не смог изгнать местные племена из некоторых городов в Верхней Галилее (Вефсамис, Беф-Анаф). Возле моря Галилейского и Го- лана «сыны Израилевы не выгнали жителей Гессура и Маахи, и живёт Гессур и Мааха среди Израиля до сего дня» (Нав.13:13). На Прибрежной равнине Ефрем не смог изгнать хананеев, живших в стратегическом городе Газере. Аморреи вытеснили сынов Дановых из Прибрежной равнины и городов Шефелы, вынудив некоторых из них переселиться на север. Хотя вначале Иуда одержал несколько побед на Прибрежной равнине, он не смог удержать и заселить эту территорию (Суд. 1:18–19). В нагорной местности вокруг Иерусалима евеи заключили стратегический союз с Израилем (Нав.9) и жили в городах Гаваон и Кириаф-Иарим. Хотя Иуда захватил и сжёг Иерусалим (Иевус), иевусеи снова заселили город и жили в нём (Суд. 1:8, 21).

В итоге, Израиль не смог заселить следующих три региона:

1. Земли, включавшие северную и южную прибрежные равнины и долину Изреель. Есть письменные и археологические доказательства, что хананеи на равнинах получали поддержку от Египта. По военным и экономическим соображениям боевые действия египтян в Ханаане ограничивались обеспечением контроля над маршрутами на равнинах (карты 3–8 и 4–4).

2. Части Васана (Голана) и долины Хулы севернее моря Галилейского.

3. Маршрут от Прибрежной равнины в Иерусалим.

С другой стороны, Израиль успешно заселил нагорные территории Иуды, Ефрема и Манассии, части Галилеи и Заиорданье.

Следует отметить, что границы на этой карте, проложенные в древности, соответствуют нынешним, проведённым для современного государства Израиль в 1948 году. По иронии, в наше время прибрежные города, долина Изреель и иерусалимский маршрут заселены евреями. После войны Израиля за независимость в 1948 году Иордания оккупировала нагорную местность Иудеи и Самарии (Ефрем и Манассия) и назвала её Западным Берегом (Иордана). Израиль владеет нагорной местностью Иудеи и Самарии с 1967 года (см. карту 12–2).

18-я династия фараонов

Яхмос 1570–1546

Аменхотеп I 1546–1526

Тутмос I 1526–1512

Тутмос II 1512–1504

Хатшепсут 1503–1483

Тутмос III 1504–1450

Аменхотеп II 1450–1425

Тутмос IV 1425–1417

Аменхотеп III 1417–1379

Аменхотеп IV 1379–1362

(Эхнатон)

Сменхкара 1364–1361

Тутанхамон 1361–1352

Эйе 1352–1348

Хоремхеб 1348–1320

19-я династия фараонов

Рамсес I 1320–1318

Сети I 1318–1304

Рамсес II 1304–1236

Мернептах 1236–1223

Первые судьи у Иуды и Вениамина 1350–1300 до Рождества Христова

Введение в книгу Судей – ПЕРИОД СУДЕЙ

Завоевания Израиля, описанные в книге Иисуса Навина, продолжались около семи лет, с 1406 по 1399 год до Р.Х. И в Нав.24:31, и в Суд. 2:7 утверждается, что в дни правления этого вождя, а также в дни старейшин, управлявших после него, Израиль верно служил Господу. Поэтому переход от Иисуса Навина к правлению Судей произошёл приблизительно в 1350 году до Р.Х. (Merrill 166–167).

Бог планировал, чтобы народ израильский изгонял хананеев не всех сразу, а постепенно, со временем (Исх. 23:29–30; Втор. 7:22). Однако по причине того, что следующие за Иисусом Навином поколения не пребывали в полном послушании завету с Господом, Господь оставил хананеев в земле для наказания и испытания Израиля.

И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: «За то, что народ этот преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает голоса Моего, и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, когда умирал, чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господнего и ходить по нему, как держались отцы их, или нет?» И оставил Господь народы эти, и не изгнал их вскоре, и не предал их в руки Иисуса (Суд. 2:20–23).

Таким было положение дел в период Судей. Неверность Израиля вела к угнетениям со стороны врагов, ставшим частью Божьего наказания. Когда Израиль в покаянии взывал к Богу, то Бог поставлял судью, который избавлял народ. Но затем весь цикл неверности, угнетения, покаяния и избавления повторялся вновь. С каждым новым циклом упадок в духовной жизни Израиля усиливался. Книга Судей заканчивается описанием междоусобиц и безнравственности, когда «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17:6; ср. 19:22–30; 21:25).

1. РАННИЕ ЗАВОЕВАНИЯ ИУДЫ (Халев и Гофониил), Судей 1:8–23

Синие стрелки, указывающие на юг к Хеврону, Да- виру и Негеву (Арад и Хорма) и на запад, показывают завоевания, описанные в Суд. 1:8–23 (их лучше понимать как взгляд в прошлое, на более ранние завоевания на территории Иуды в дни помощника Иисуса Навина, Халева, ср. Нав.15:13–19). Во время этих завоеваний племянник Халева Гофониил взял Давир. Гофониил же и стал первым судьёй Израиля.

Синяя стрелка по направлению к Вефилю показывает завоевание этого города Ефремом. Вефиль был пограничным городом между коленами Ефрема и Вениамина. Впоследствии он стал пограничным городом между Северным царством Израиля и Южным царством Иуды.

2. ГОФОНИИЛ, Судей 3:7–11

Это первый цикл неверности, угнетения, покаяния и избавления в книге Судей. По причине неверности народа Бог предал Израиль в руки месопотамского царя. После покаяния Израиля Господь воздвиг Гофониила как первого судью-избавителя. Места, связанные с победами Гофониила над месопотамским царём, не упоминаются, однако после этой победы Израиль покоился в мире 40 лет.

3. АОД, Судей 3:12–30

Синяя стрелка, проходящая через удел Вениамина до Иерихона и Иордана, показывает подвиги Аода. Израиль забыл Господа и «служил Ваалам и Астартам». Господь воздвиг против них Еглона, царя Моава. Еглон возглавил союз моавитян, аммонитян и амаликитян, и они овладели городом Пальм (Иерихоном). В том, что Иерихон, первый город Обетованной Земли, взятый под руководством Иисуса Навина, снова оказался под контролем иноземцев, есть определённый смысл. Земля, которая была обещана и получена за верность завету, теперь отнималась за неверность завету.

Иерихон имеет особенно важное значение, являясь восточными воротами в Землю Обетованную (ср. карту 3–5). С Еглоном в Иерихоне восточный фланг Израиля остался без защиты. Израиль служил Еглону 18 лет. Когда израильтяне в покаянии воззвали к Господу, Он воздвиг из среды вениаминитян избавителя, левшу Аода. Он убил Еглона во дворце в Иерихоне, начав битву, в которой Израиль отрезал отступление армии моавитян у переправы через Иордан. После этой победы земля покоилась 80 лет.

Кампании 19_й египетской династии в Ханаане 1300–1203 до Рождества Христова

Взаимосвязь действий египтян в Ханаане с повествованием Библии (карты 2–4, 3–8 и 4–4)

а. Тутмос III (карты 2–4 и 2–5) провёл успешные военные кампании вдоль международных маршрутов Ханаана. Это было за несколько десятилетий до исхода Израиля из Египта. Библейская хронология предполагает, что исход произошёл в 1446 году до Р.Х. (3Цар. 6:1). Именно Тутмос III вынудил 40-летнего Моисея бежать из Египта, и кампании фараона проводились, когда Моисей был в Мадиамской пустыне, а Израиль – в Египте.

б. Период Амарны (карта 3–8, 1380–1350 гг. до Р.Х.) показывает неспособность или отсутствие интереса у Египта вмешиваться в дела Ханаана. Согласно Библии, израильтяне в это время завершали завоевания и начинали заселять землю.

в. Фараоны 19-й династии (отмеченные на карте 4–4, прибл. 1320–1220 гг. до Р.Х.) возродили интерес к Ханаану. Основной заботой египетских фараонов было обезопасить международные маршруты на равнинах. Эти кампании проходили в дни Судей на территории, которую израильтяне не смогли заселить (Суд. 1:27–35; Merrill 173–175).

1. СЕТИ I НА РАВНИНЕ БЕФ-САН

На стеле (памятный столб с надписью, ANET 253– 254), найденной в Беф-Сане, фараон Сети I (1318–1304 гг. до Р.Х.) высек, что города Емаф и Пехел напали на Беф-Сан и Рехов (оранжевые стрелки). Все эти города находятся на границе Иорданской долины и долины Изреель, где соединяются основные торговые маршруты.

Сети I бросил свои войска на помощь Беф-Сану и Рехову. Его усилия ещё раз иллюстрируют интерес египтян к основным маршрутам, проходившим через равнины Обетованной Земли. Идя из Египта, войска Сети (чёрные стрелки в красной кайме) прошли Газу, пересекли Прибрежную равнину, перешли через перевал Ме- гиддо и вошли в долину Изреель. Затем они повернули к Беф-Сану, пройдя через долину Харод маршрутом, соединяющим долину Изреель с Иорданской рифтовой долиной. Долина Харод лежит между двух гор – горой Гелвуй на юге и холмом Море на севере. На карте эти долины выглядят как стрела, указывающая на северо- запад. Треугольная по форме долина Изреель напоминает наконечник стрелы, а долина Харод – её древко (ср. карты 1–3, 1–4). Вместе они образуют стратегический участок желанных международных маршрутов в Обетованной Земле. Сети I успешно установил египетскую гегемонию в Беф-Сане, на пересечении долин Харод и Иорданской. В Беф-Сане археологами был раскопан египетский форт, датируемый этим периодом времени.

Вторая стела из Беф-Сана, посвящённая Сети I, описывает нападение Апиру с горы Иармуты, что вполне может быть указанием на израильтян. Дополнительные записи об экспедиции Сети I показывают, что он хотел продлить прибрежный маршрут до Тира. На одном из рельефов он изображён рубящим ливанские кедры.

2. РАМСЕС II В КАДЕСЕ НА ОРОНТЕ

Преемник Сети I, Рамсес II, прибл. в 1300 году до Р.Х. безуспешно воевал против хеттеев в Кадесе на Оронте (за верхним краем карты, вблизи ливанско-сирийской границы). Его маршрут отмечен в части Большого Международного Пути, который пролегает от Галилейского моря мимо Асора через долину Хула. Обходя высоты Голана на востоке и Верхнюю Галилею на западе, этот маршрут через Асор является северными воротами Израиля.

В других записях Рамсес II упоминал Дивон и племена на Сеире (доказательство поселения Моава и Едома в Заиорданье). Рамсеса II часто неправильно принимают за фараона Исхода. Он не мог быть фараоном Исхода, поскольку предшественник фараона Исхода (т.е. фараон, который вынудил Моисея бежать в Мадиам) правил более 40 лет (Исх. 2:15; 2:23; 4:19; 7:7; Деян. 7:23, 30). Предшественник Рамсеса II (Сети I) царствовал меньше 20 лет, что исключает Рамсеса II из кандидатов на «фараона Исхода». 65-летнее правление Рамсеса II скорее всего было в период Судей (Merrill 85, 173–175).

3. АСИР

Документ дней Рамсеса II, рассказывающий о трудностях, возникших у египетского писаря на дорогах Ханаана, упоминает некоторые города и «вождя Асира» (Асера, Асу- ру), что скорее всего является ссылкой на колено Израиля, поселившееся в Западной Галилее (ANET 476–478). Жёлтыми точками отмечены населённые пункты, упомянутые этим писарем, включающие Рафию и Газу на южном побережье; Узу, Акко, Ахсаф и Мегиддо – вблизи Асира; и Рехов, Беф-Сан, Иеноам, Адамим, Емаф, Асор, Адуру и Кириаф-Анав – близ моря Галилейского.

4. ИЗРАИЛЬ

Фараон Мернептах (1236–1223 гг. до Р.Х.) описал путешествие в Ханаан (на 5-м году правления) на памятной стеле, известной как Стела Мернептаха или Израильская Стела. Он описывает завоевание Ханаана, Аскалона, Газера и Ианоха, а затем говорит: «Израиль опустошён, его семя уничтожено» (ANET 378). Это единственное конкретное упоминание об Израиле в древних египетских текстах. Ссылка здесь на племя или народ израильский приблизительно в 1230 году до Р.Х. опровергает позднюю дату (XIII столетие до Р.Х.) Исхода и завоевания (Merrill 85).

СОПОСТАВЛЕНИЕ СУДЕЙ И ЕГИПЕТСКИХ ФАРАОНОВ

На протяжении нескольких десятилетий после 1400 года до Р.Х., в первые годы заселения Израилем земель, египетские фараоны практически не проявляли интереса к Ханаану. Это были дни покоя для покоения Иисуса Навина (Нав.23:1; Суд. 2:7), а также 40 лет (прибл. 1350–1310 гг. до Р.Х.) покоя – после победы Гофониила (карта 4–6; Суд. 3:11). Однако фараоны 19-й династии (прибл. 1320–1220 гг. до Р.Х.) вновь стали проявлять внимание к Ханаану-Израилю. Их интересы вращались вокруг международных маршрутов через равнины, т.е. тех местностей, о которых Писание говорит, что Израиль не смог заселить их по причине неверности завету с Богом (поклонение Ваалу, карта 4–2). Чёрные стрелки (Египет) на карте 4–4 показывают, что египетские фараоны появлялись в Ханаане редко, если вообще решались заходить в Нагорную местность, где в основном жили израильтяне.

Кампании Сети I и Рамсеса II проводились приблизительно в одно и то же время, что и угнетение моавитянином Еглоном Иерихона (прибл. 1320–1300 гг. до Р.Х., карта 4–3). Кампания Мернептаха проводилась где- то 70 лет спустя, приблизительно в 1230 году до Р.Х. (ср. 80 лет покоя после Аода, Суд. 3:30). Победа Деворы и Барака над хананеями в долине Изреель (прибл. 1220 г. до Р.Х.) была по времени вскоре после нашествия Мернептаха. Вторжение Мернептаха могло ослабить хананейские крепости для Деворы и Барака (карта 4–5).

Девора и Варак 1230 до Рождества Христова

1. Географический контекст

Действия в книге Судей переносятся на север, в долину Изреель и Галилею. Учитывая победы Деворы и Барака над хананеями, следует отметить следующие места на карте 4–5:

а. Долина Изреель и окружающие её горы, включающие гору Кармил, гору Гелвуй, холм Море, гору Фавор и Назаретский хребет Нижней Галилеи. Поток Киссон протекает через долину Изреель и впадает в Средиземное море. Долина Харод соединяет долину Изреель с рифто- вой долиной Иордана в Беф-Сане.

б. Долина Бейт ха-Керем разделяет Верхнюю и Нижнюю Галилею. Нижняя Галилея состоит из горных хребтов (350–550 м), протянувшихся в основном с запада на восток и разделённых широкими плоскими равнинами. Верхняя Галилея представляет собой глыбу поднятого известняка (некоторые вершины в этой местности достигают 1200 метров в высоту), разрезанную глубокими каньонами.

в. На восток от Верхней Галилеи расположена долина Хула – широкая, плоская равнина, над которой возвышается город Асор, родина ханаанского царя Навина.

г. Местонахождение некоторых северных колен Израиля – НЕФФАЛИМА, ИССАХАРА, ЗАВУЛОНА и АСИРА.

д. Подчёркнутые чёрным названия, означающие незавоёванные израильтянами ханаанские города (Суд. 1:27–33).

е. Кедес Неффалимов (родной город Барака) и дубрава в Цаананниме, юго-западнее моря Галилейского, Асор в долине Хула, Мегиддо и Фаанах на краю долины Изреель.

ж. Местонахождение Харошеф-Гоима, где жил хананейский генерал Сисара, точно не известно. Большинство библейских географов помещают его в долине Изреель, близ Мегиддо. Недавнее аргументированное предположение помещает Харошеф-Гоим вблизи входа на перевал Мегиддо-Аруна из равнины Шарон (BAR: 28/3, 2002: 1811). Название селения означает – «вспаханное поле язычников».

2. ДЕВОРА, ВАРАК И ИАИЛЬ, Судей 4:1–24

Цикл книги Судей (неверность, угнетение, покаяние, избавление) повторился снова. На этот раз неверность Израиля привела к угнетению со стороны местных хананеев, оставшихся в земле. Руководил ими царь Асора – Иавин. 170 годами ранее Иисус Навин разрушил Асор (карта 3–7, Нав.11), но хананеи восстановили и вновь заселили его. Имя Иавин – династическое, использовавшееся царями Асора и в дни Иисуса Навина, и в дни Барака. Израиль возопил к Господу, потому что Иавин угнетал Израиль двадцать лет, которые приходятся на время судейства Деворы.

Девора – пророчица-«южанка», жившая «между Рамой и Вефилем, на горе Ефремовой», объединилась с «северянином» Бараком из Неффалима, чтобы изгнать хананеев из долины Изреель. Присутствие хананеев в долине Изреель отрезало северные колена от более сильных южных колен Ефрема, Манассии и Иуды. Хананеи осуществляли контроль над долиной, что было проблемой, затрагивавшей и северные, и южные колена. Кроме того, к этому времени стало ослабевать египетское влияние на равнинах. Незадолго до этого Мернептах совершил набег на Ханаан (карта 4–4), но его правление было коротким (14 лет), и после него египетские фараоны появились в Израиле только 100 лет спустя. И в религиозном, и в политическом отношении это было удобное для Израиля время для того, чтобы наконец вытеснить хананеев из долины Изреель.

Битва отмечена синей стрелкой от горы Фавор (Барак) и чёрными стрелками, идущими с Мегиддо и Фаанаха (Сисара и хананеи). Бегство Сисары из долины Изреель в дубраву в Цаананниме отмечено чёрной пунктирной стрелкой.

Варак собрал на горе Фавор 10 тысяч мужчин из колен Неффалима и Завулона. Поэтическое описание в 5-й главе книги Судей упоминает вместе с Бараком и Иссахара. Ефрем, Вениамин и Манассия (Махир) пришли с Деворой (Суд. 5:14–15), чтобы заманить и вывести силы хананейского генерала Сисары к потоку Киссон, протекающему в долине Изреель. Колесницы хананеев в битвах на равнинах долины Изреель обычно были преимуществом, но во время сильного дождя и затопления стали бременем (Суд. 5:19–21). Во время сильных зимних дождей автор атласа видел грязевые потоки на дорогах в долине Изреель глубиной более 30 сантиметров.

Как и в будущем, в дни Гедеона и Илии, поход Деворы и Барака показывает, что истинный Бог, Который посылает дождь и росу, есть Яхве, а не Ваал. Сильные дожди вынудили Сисару бросить свою колесницу и убегать пешком. Сисара думал, что сможет найти убежище в шатре Иаили у дубравы в Цаананниме, однако неверно оценил эту женщину. Иаиль дала Сисаре молока и положила его отдохнуть, а когда он уснул, вонзила кол в его голову.

В книге Судей 4:23–24 говорится, что после того как Господь смирил ханаанского царя Иавина, израильтяне постепенно добились превосходства над ним в Асоре и в итоге истребили его. Заслуга за окончательное уничтожение ханаанского города Асора должна принадлежать Богу и израильтянам. После победы, одержанной Деворой и Бараком, земля израильская покоилась в мире 40 лет (Суд. 5:31).

Гедеон 1180–1140 до Рождества Христова; Авимелех 1120 до Рождества Христова

Израильтяне снова стали служить ханаанским богам Ваалу и Астарте, и на этот раз их угнетали мадианитяне с юго-востока. Мадианитяне «приходили со скотом своим и с шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча; им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтобы опустошать её» (Суд. 6:5). Мадианитянское иго было настолько тяжёлым, что некоторым израильтянам приходилось укрываться в ущельях и пещерах (Суд. 6:2). Неизвестный пророк напоминал людям, что это чужеземное иго было следствием духовного падения Израиля.

1. ПРИЗВАНИЕ ГЕДЕОНА В ОФРЕ, Судей 6

Ангел Господень явился Гедеону из колена Манассии в Офре (современная Афула?) в долине Изреель. Осознав, что мадианитянский гнёт был следствием религиозной неверности Израиля, Гедеон разрушил жертвенник Ваалу в Офре. На его месте он построил другой жертвенник, назвав его «Яхве есть мир». Посредством удивительного знамения с овечьей шерстью Гедеону дано было подтверждение, что Господь с ним. Это знамение касалось вопроса власти, кто же управляет дождём и росой: Яхве или Ваал? Обильная роса, как следствие ночной конденсации влажного средиземноморского воздуха, является важным источником влаги для растительности Израиля в летнее время (ср. 3Цар. 17:1; Иов. 38:28).

2. ИЗБРАНИЕ 300 У ИСТОЧНИКА ХАРОД, Судей 7

Платформой для избавления израильтян от вражеского ига снова стал регион долины Изреель. Не случаен тот факт, что первые двое судей после ослабления египетского влияния в Израиле участвовали в событиях в долине Изреель (карты 4–4 и 4–5). Руководимые Гедеоном израильтяне собрались у источника Харод, находящегося у подножия горы Гелвуй. Там Гедеон по слову Бога уменьшил свои войска с 32 тысяч до всего лишь трёхсот человек, «чтобы не возгордился Израиль... и не сказал: „Моя рука спасла меня“» (Суд. 7:2). Мадианитяне и их союзники заняли долину Харод близ холма Море.

3. НАСТУПЛЕНИЕ НА МАДИАНИТЯН, Судей 7

Синие стрелки от источника Харод к красному знаку противостояния на холме Море показывают, что Гедеон разделил своих 300 воинов на три группы по 100 человек в каждой. Воины были вооружены только трубами, светильниками и глиняными кувшинами, чтобы покрыть светильники. В полночь они окружили стан мадианитян, разбили кувшины, затрубили в трубы и закричали: «Меч Господа и Гедеона!» Мадианитяне, вероятно, подумали, что за каждым из 300 светильников было воинское подразделение, и в панике бросились бежать.

4. БЕГСТВО МАДИАНИТЯН, Судей 7:24–8:21

Бегство мадианитян (чёрные стрелки), преследуемых Гедеоном (синие стрелки), пролегло по маршруту через долину Харод, который соединяет долину Изреель с риф- товой долиной Иордана и Заиорданьем. Мадианитяне бежали через долину Харод, затем переправились через Иордан близ Авел-Мехолы (позже ставшей родиной Елисея) и у реки Иавок повернули на юго-восток в Галаад. В ночной панике они убивали друг друга.

Гедеон попросил ефремлян (синие стрелки) отрезать переправу через Иордан близ Беф-Вары (Адам?), чтобы не дать мадианитянам убежать на юг через Иорданский разлом. Ефремляне убили двух князей мадиамских (Орива и Зива, «ворона» и «волка»). Положение Ефрема как ведущего колена обнаруживается в их жалобе Гедеону о том, что их не позвали на войну раньше.

В погоне за остатками мадианитянской армии Гедеон и его триста воинов перешли через Иордан. Река Иавок возле Сокхофа и Пенуэла служит своеобразным входом из Иорданской долины в горы Галаада. Жители Сокхофа и Пенуэла (израильтяне из колена Гада!) отказались помочь Гедеону. За два столетия после завоеваний под руководством Иисуса Навина политическое размежевание усилилось. Сыны Гадовы не верили, что победа будет за Гедеоном – и боялись возмездия мадианитян. В конце, когда Гедеон вернётся с победой, он отплатит им за недружелюбие, разрушив башню в Пенуэле и наказав старейшин Сокхофа зубчатыми молотильными досками.

Гедеон догнал мадианитян в Каркоре, в 100 км на восток от Мёртвого моря. И хотя вражеская коалиция потеряла 120 из 135 тысяч воинов, числом они всё ещё значительно превосходили 300 воинов Гедеона (Суд. 8:10). Но Господь спас через немногих. Гедеон обратил войска мадианитян в бегство и взял в плен мадианитян- ских царей Зевея и Салмана.

Избавление от хананейских и мадиамских угнетателей в долине Изреель, отмеченное на картах 4–5 и 4–6, упоминается позже в Писании:

Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что ] Иавину у потока Киссон, которые истреблены в Аэндоре, сделались навозом для земли. Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом, которые говорили: «Возьмём себе во владение селения Божьи» (Пс. 82:10–12).

Пророк Исаия вспоминал о победе Гедеона, когда предсказывал, что Господь покончит с ассирийским гнётом Иуды, «как во время поражения Мадиама у скалы Орива» (Ис. 9:4; 10:26). Исаия также смотрел в будущее, когда мадианитяне придут с множеством верблюдов не угнетать Израиль, а поклониться Богу Израиля (Ис. 60:6).

5. АВИМЕЛЕХ, Судей 8:28–9:57

После победы Гедеона земля покоилась 40 лет. Однако «когда умер Гедеон, сыны Израилевы опять стали. блудно ходить вслед ваалов и поставили себе богом Ваал- верифа» (Суд. 8:33). Ваал-вериф означает «господин завета». Очевидно, заветы, заключённые в Сихеме и связы- . ваемые с Авраамом и Иисусом Навиным, израильтяне приписывали Ваалу. На этот раз Божьим наказанием были не внешние враги, а внутренний политический хаос. Правителем в Сихеме стал Авимелех, сын Гедеона от наложницы из Сихема. Он убил 70 других сыновей Гедеона. Уцелел только Иофам. В своей знаменитой речи на горе Гаризим Иофам предупреждал, что правление J Авимелеха приведёт к проблемам. Он был прав. Спустя несколько лет сам

Авимелех разрушил город Сихем и храм Ваал-верифа. Возможно, что развалины этого храма и были найдены во время раскопок в Сихеме. Также городские ворота в Сихеме (Суд. 9:35, 40), скорее всего, относятся к Среднему бронзовому (хананейскому) периоду и использовались в израильский период. Развалины ворот можно видеть в Сихеме и сегодня. Авимелех был убит обломком верхнего жерновного камня, брошенного женщиной с башни в Тевеце. Эта первая попытка Сихема поставить своего царя закончилась неудачей.

Иеффай 1100 до Рождества Христова

Географический фон

События в жизни Иеффая происходили за Иорданом. Важные географические и исторические места, на которые следует обратить внимание:

а. Каньон реки Арнон (вади Муджиб) в южной части карты. Это огромное ущелье, через которое воды восточной пустыни текут в Мёртвое море, может достигать 500 м в глубину и более 3 км в ширину, создавая препятствие для передвижения. Оно служило северной границей земель Моава (Числ. 21:13).

б. Каньон реки Иавок (вади Зарка) в северной части карты. Река Иавок разрезает Галаад надвое.

в. Между реками Арнон и Иавок есть два региона: плоскогорье (Медева) и южная часть Галаадских холмов. Под руководством Моисея израильтяне отвоевали эти земли у двух аморрейских царей (Числ. 21:21–35; карта 3–3). Там поселились колена Рувима, Гада и Манассии (Числ. 32).

1. АММОНИТСКОЕ УГНЕТЕНИЕ, Судей 10:6–9

На этот раз притеснителями Израиля в цикле неверности, угнетения, покаяния и избавления в книге Судей стали аммонитяне (чёрные стрелки с жёлтой каймой), потомки Лота, заселившие ранее регион между Галаадом и восточной пустыней. Столицей Аммона была Равва Аммонитская, современный Амман, столица Иордании. Город возник в верховье реки Иавок, которая течёт на восток (за пределы карты), но затем возвращается на юго-запад к Равве. Благодаря своему месторасположению вблизи истоков реки Иавок Равва (или её район) названа «городом воды» (ср. 2Цар. 12:27).

Аммонитяне притесняли израильтян за Иорданом и даже переправлялись через реку, совершая набеги на Иуду, Вениамина и Ефрема (ср. как влияние Иордании в 1948–1967 гг. распространилось на Нагорную местность Иудеи, карта 12–2).

2. ИЕФФАЙ, Судей 10:17–11:40

Покаявшись и уничтожив чужеземных богов, израильтяне собрались в Массифе Галаадской, чтобы избрать себе лидера. Скорее всего, именно в этом месте был заключён союз между Лаваном и Иаковом (Быт. 31:46–49). Лидером израильтян стал изгнанник Иеффай из земли Тов (на северо-восток от карты), из семейства Галаада, потомка Манассии (Числ. 26:29). Под руководством Иеффая израильтяне успешно вернули себе Галаад и Плоскогорье от Авель-Керамима до Ароера на юге, у реки Арнон (синие стрелки в Заиорданье).

Переписка между Иеффаем и аммонитским царём (Суд. 11) касается характера и даты израильского завоевания. Согласно аммонитской версии истории царь Аммона утверждал: «Израиль, когда шёл из Египта, взял землю мою от Арнона до Иавока и Иордана» (Суд. 11:13). Иеффай прояснил исторические факты, заявив, что израильтяне шли восточнее земель Едома и Моава и не забирали земли у Аммона: «Мы не забирали землю от Арнона до Иавока у вас, аммонитян. Мы взяли её у хананеев-аморреев!» (ср. Суд. 11:21–23)

Затем Иеффай сказал: «Израиль уже триста лет живёт в Есевоне..., Ароере и зависящих от него городах, и во всех городах, которые близ Арнона; для чего вы в то время не отнимали их?» (Суд. 11:26) Упоминание о 300 годах пребывания Израиля в Заиорданье помогает установить даты Исхода и завоевания. Производя обратный отсчёт от общепринятых дат правления царей Израиля, можно определить, что Иеффай жил приблизительно в 1100 году до Р.Х. Поэтому израильское завоевание произошло приблизительно в 1400 году до Р.Х. (дата, подтверждаемая 1Цар. 6:1).

Поспешная клятва Иеффая в отношении дочери наглядно иллюстрирует нравственный упадок на данном этапе периода судей. Книга Судей не объясняет, следовал ли Иеффай языческому обычаю, принося дочь в жертву, или же она посвятила себя какой-то форме безбрачия, но в Новом Завете Иеффай упоминается среди героев веры (Евр. 11:32).

3. ЕФРЕМ (Шибболет), Судей 12:1–7

Как и при Гедеоне, провозгласившие себя лидерами ефремляне восстали против Иеффая, развязав гражданскую войну в Израиле (пунктирные синие стрелки от Ефрема к Цафону и к переправе через Иордан). Из-за духовного упадка Израиль распадался на части, как хананеи, идя к самоуничтожению. Проблемам способствовало геополитическое деление, когда ефремляне на запад от Иордана обвиняли галаадитян на востоке в отступничестве. Развивались отличия в языке. Иеффай и галаадитяне одержали победу в битве, и у переправы через Иордан они могли отличить ефремлян по неспособности произносить еврейскую букву «шин» в слове «шибболет».

Самсон 1100 до Рождества Христова

Географический и исторический фон

а. Жизнь Самсона, в основном, проходила в Шефеле («низине») Иудеи. Это регион предгорья, расположенный на высоте 100–350 м над уровнем моря между Прибрежной равниной и Нагорной местностью. Холмы в нём разрезаны долинами, по которым пролегают маршруты с запада на восток, соединяя Прибрежную равнину с Нагорной местностью. Для контроля над маршрутами города строились на холмах. Шефела служила буферной зоной между Нагорной местностью (израильтяне) и Прибрежной равниной (филистимляне). Битвы Самсона в долине Сорек и Давида в долине Эла показывают, что Шефела была зоной конфликта между Израилем и филистимлянами (см. долины Аиалон, Сорек и Эла в Шефеле). Самсон был из колена Данова.

б. На этот раз Израиль угнетали филистимляне (чёрный текст и стрелки) – потомки Хама не через Ханаана, а через Мицраима (Египет, Быт. 10:14). Поэтому понятно, почему в дни Патриархов некоторые филистимляне уже жили на Прибрежной равнине (напр., Быт. 20), но большинство филистимлян жили на островах Эгейского моря, как Крит (Кафтор). Филистимляне не были основным врагом, с которым Израилю приходилось воевать при заселении земли и в начале периода Судей. Но прибл. в 1175 году до Р.Х., во время великой миграции «народов моря», изображённой на рельефах и в надписях Рамсеса III, прибыли филистимляне с острова Крит (Втор. 2:23; Ам. 9:7; Соф. 2:5; ANET 262–263). Узнать пелешетов/филистимлян помогают надписи и украшенные перьями головные уборы на военных рельефах Рамсеса III, найденных на стенах его храма в Ме- динет-Абу близ Фив (Египет). Хотя фараон и заявлял о победе, война закончилась безрезультатно. Филистимляне не смогли проникнуть в Египет, но обосновались на Прибрежной равнине. Они и стали одними из главных врагов Израиля в дни Судей, Саула и Давида.

в. Предполагается, что Иеффай и Самсон были современниками (Суд. 10:6–7). Как и Иеффай, Самсон жил приблизительно в 1100 году до Р.Х., то есть 75 лет спустя после прибытия на Прибрежную равнину филистимлян, народов моря.

ЖИЗНЬ САМСОНА, Судей 13:1–16:31

Числа в белых квадратах на карте относятся к событиям в жизни Самсона.

1. Между Естаолом и Цороб (Суд. 13)

Ангел Господень сказал родителям Самсона, что у них будет ребёнок. Дитя должно было стать назореем с самого рождения. Название долины Сорек, где жил Самсон, означает «отборный виноград». Воздержание от любого продукта из винограда требовало немалой самодисциплины. «И начал Дух Господень действовать в [Самсоне] в стане Дановом, между Цорой и Естаолом» (Суд. 13:25). Эти места находились на холме с северной стороны долины Сорек. Более подробно места в долине Сорек можно увидеть на карте 1–11.

2. Возле Фимны в долине Сорек (Суд. 14:1–4)

Самсон увидел и захотел взять в жёны филистимлянку из Фимны (телль Баташ) в долине Сорек, которая в 2.5 часах ходьбы от Цоры. Именно в Шефеле столкнулись израильская и филистимская культуры. Фимна была единственным городом в ветхозаветный период, построенным в долине Шефелы. Все остальные, из предосторожности, строились на холмах. Фимна не могла противостоять доступу к проточным водам реки Сорек. Аграрный потенциал долины Сорек подтверждается, когда в разных местах истории о Самсоне упоминаются виноградники, поля пшеницы и масличные сады.

3. Возле Фимны (Суд. 14:5–18)

Когда Самсон шёл с родителями к своей девушке, Дух Господень дал ему сил убить молодого льва. Лев, наверное, жил в зарослях у реки Сорек. Позже, когда Самсон возвращался, чтобы жениться на своей невесте, он нашёл в трупе льва пчёл и мёд. Мёд и лев натолкнули Самсона придумать загадку: «Из едящего вышло едомое, и из сильного вышло сладкое». «Пахая на его телице» (см. Суд. 14:18), филистимляне дали ответ перед закатом солнца в седьмой, последний день свадьбы.

4. Аскалон (Суд. 14:19–20)

Чтобы заплатить за разгадку, Самсон убил 30 филистимлян. Возле Фимны (Суд. 15:1–6) Узнав, что его жену отдали другому, Самсон с помощью 300 лисиц сжёг пшеничные поля и масличные сады филистимлян. Они же в отместку сожгли живьём в доме его жену и тестя. Возле Етама (Суд. 15:7–20) Местоположение Етама и Лехи неизвестно. Вероятно, они находились в Нагорной местности Иудеи, южнее Вифлеема (современный Артас; ср. 2Пар. 11:6). Жители Иудеи беспокоились, что Самсон принёс свои распри с филистимлянами в их местность, говоря: г «Разве ты не знаешь, что филистимляне господствуют над нами? Что ты это сделал нам?» С помощью Духа Божьего и челюсти осла Самсон убил 1000 филистим- лян. В этом тексте наблюдается игра еврейских слов: челюсть и Лехи – это одно слово, как и осёл и толпа.

5. Газа (Суд. 16:1–3)

Самсон вошёл к блуднице в Газе Филистимской. Фи- j листимляне надеялись поймать его.

6. Хеврон (Суд. 16:3)

Самсон отнёс ворота Газы на гору близ Хеврона в Нагорной местности Иудеи – на расстояние около 65 км и более чем на 900 метров вверх под гору.

7. Долина Сорек (Суд. 16:4–20)

«После того полюбил он одну женщину, жившую на долине Сорек; имя ей Далида» (Суд. 16:4). Урок из жизни Самсона снова и снова повторяется в Писании. Без Духа Божьего Самсон был слаб и не обладал достаточными заниями, как и любой другой из людей. Плоть немощна. Великие дела совершаются только в силе Духа. «Не воинством и не силой, но Духом Моим, – говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6).

8. Газа (Суд. 16:21–30)

Филистимляне выкололи Самсону глаза и привели его в Газу, где он молол зерно или давил оливки. Когда его волосы отрасли и сила Божья вернулась, он напоследок разрушил здание, убив много филистимлян.

9. Между Естаолом и Цорой (Суд. 16:31)

Братья забрали его тело и похоронили в гробнице его отца Маноя, между Естаолом и Цорой, в той же местности, где Дух Господень начинал действовать в Самсоне.

Миграция Дана, гражданская война с Вениамином и Руфь 14–12 ст. до Рождества Христова

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

17–21 главы книги Судей и книга Руфь представляют собой трилогию событий, в которой имеются некоторые общие элементы, включая упоминания о городе Вифлееме. Событиями данной трилогии являются:

1. Северная миграция колена Данова со священни- ком-левитом из Вифлеема.

2. Гражданская война с Вениамином, вызванная смертью наложницы из Вифлеема.

3. История Руфи, связанная с Вифлеемом.

Похоже, что миграция Дана и гражданская война с Вениамином происходили в начале периода Судей, поскольку Ионафан, внук Моисея, упоминается здесь как священник, служивший в колене Дана (Суд. 18:30; в лучших евр. манускриптах сказано «Моисей», а не «Манассия», в еврейском языке отличается только одна буква). Также Финеес, внук Аарона, был священником во время войны с Вениамином (Суд. 20:28). С другой стороны, Руфь, очевидно, жила в конце периода Судей, поскольку она была бабушкой Давида (Суд. 1:1; 4:21–22).

Предыдущие главы книги Судей создают впечатление, что со временем качество руководства в Израиле ухудшалось. От времени руководства Иисуса Навина до дней судейства Иеффая и Самсона виден серьёзный духовный и нравственный упадок. В конце книги как минимум одно колено морально и духовно стало подобно хананеям. Книга Судей завершается так: «В те дни не было царя у Израиля́, каждый делал то, что ему казалось справедливым» (21:25; 17:6; 18:1). Мог ли праведный царь навести порядок? Возможно. Будущий царь Саул был из Гивы Вениаминовой – города, упоминаемого в отрицательном смысле в этой книге. Давид произошёл от одного положительного героя из всей книги Судей, от язычницы Руфи, и родился в Вифлееме Иудейском.

1. МИГРАЦИЯ КОЛЕНА ДАНОВА, Судей 17:1–18:31

Оранжевая стрелка, идущая от Цоры до Кириаф- Иарима через Нагорную местность Ефрема и на север за пределы карты, отмечает миграцию колена Данова. В самом начале периода Судей сыны Дановы, которые не смогли заселить земли в Шефеле и на побережье (Суд. 1:34–35), переселились на север в хорошо орошаемую и плодоносную долину Хула у подножия горы Ермон (см. карту 4–1). Там находятся источники реки Иордан, включая самый большой источник пресной воды в Обетованной Земле, который течёт от подножия телля Дана. Это «место, где нет ни в чём недостатка, что получается от земли» (Суд. 18:10). Географически этот регион отделён от остальной части страны холмами Верхней Галилеи, горами Ермон и Голан.

Мигрировали только некоторые из сынов Дановых (род Самсона был в числе оставшихся на выделенной им южной территории). Шестьсот вооружённых воинов из колена Дана вышли из Цоры и Естаола в Нагорную местность. Они остановились у Маханей («стан») Дана, западнее Кириаф-Иарима. Затем, пройдя через земли Ефрема маршрутом Центрального хребта, они нашли священника с истуканами и идолом. В конце истории мы узнаём, что им был Ионафан, внук Моисея. Это отражает как личное, так и всеобщее неверие и отступление от Бога, выведшего Израиль из Египта. Сыны Дановы завоевали Ланс, назвали его Даном и сделали себе истукана и идолов. Ионафан и его сыновья служили священниками в колене Дановом всё время, пока скиния была в Силоме (т.е. прибл. до 1100 г. до Р.Х.; ср. карту 5–1).

2. ПУТЕШЕСТВИЕ ЛЕВИТА ИЗ ВИФЛЕЕМА, Судей 19:1–30

Левит из колена Ефрема отправился в Вифлеем, чтобы взять свою наложницу, убежавшую туда домой. Отец этой женщины был человеком гостеприимным, он угостил левита множеством вина и еды. Наконец, спустя четыре с половиной дня левит, наложница и слуга вышли в путь по маршруту Центрального хребта. Маршрут отмечен зелёной стрелкой от Вифлеема мимо Иевуса (Иерусалим) до Гивы. Вышли они поздно и, не желая ночевать в хана- нейском Иевусе (скорее всего, всё завершилось бы благополучно, если бы они остановились там!), поспешили до сумерек достичь израильских городов Гивы или Рамы (Суд. 19:12–13). Все эти города расположены вдоль маршрута Центрального хребта.

В Гиве Вениаминовой один только старый ефремля- нин оказал гостеприимство странникам. Развращение сынов Вениаминовых было шокирующим. Духовный и моральный упадок Израиля, или как минимум вениами- нитян, был полнейшим. Они уподобились содомлянам и заслуживали осуждения. Вениаминитяне стали примером крайней греховности для последующих поколений. «Глубоко упали они, развратились, как в дни Гивы; Он вспомнит нечестие их, накажет их за грехи их» (Ос. 9:9).

3. ВОЙНА С ВЕНИАМИНИТЯНАМИ, Судей 20–21

Остальные колена Израиля собрались в Массифе Вениаминовой, чтобы решить, как реагировать на развращение мужей Гивы (синие стрелки). Вениаминитяне отказались выдать преступников, и началась гражданская война. После двух безуспешных атак из Вефиля и Мас- сифы – соответственно возникает вопрос, а было ли духовное и моральное состояние остального Израиля лучше, чем у Вениамина – колена Израилевы взяли верх и почти полностью уничтожили колено Вениамина (красный знак боевых действий между Рамой и Гивой). 600 вениаминитян бежали на восток в пустыню и нашли убежище у скалы Риммон (красная стрелка).

Чтобы колено Вениамина не исчезло полностью, четыреста жён были приведены из Иависа Галаадского в Заиорданье и ещё двести похищены из виноградников Силома. Саул скорее всего был потомком одной из девиц из Иависа Галаадского. Его первой военной операцией было спасение именно этого города (карта 5–2). Апостол Павел также произошёл от одного из этих брачных договоров (Рим. 11:1; Фил. 3:5).

Маршрут Центрального хребта (дорога Патриархов) описан в Судей 21:19, где говорится о «Силоме, который на север от Вефиля и на восток от дороги, ведущей от Вефиля в Сихем, и на юг от Левоны». Необходимость детального объяснения данного маршрута подразумевает, что местонахождение Силома, где была Божья скиния, уже было мало известно израильтянам.

4. РУФЬ И НОЕМИНЬ

События, описанные в книге Руфь, произошли, «когда управляли судьи» (Руф. 1:1) и когда «не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21:25). Моавитянка Руфь (белая стрелка) появляется в описании периода Судей как лилия между тернами политического, нравственного и духовного хаоса в Израиле. В девушке-моавитянке исполнилось Божье обещание о царе, который произойдёт от Авраама и Иуды (Быт. 17:6, 16; 49:10; Матф. 1:5). Этим царём должен быть стать не вениаминитянин из Гивы, а Давид из Вифлеема Иудейского.


Вам может быть интересно:

1. Царь Давид и вся кротость его протоиерей Леонид Грилихес 3,1K 

2. Выдержка из доклада в Московской Духовной Академии 1-2 декабря 1966 года Антоний, митрополит Су́рожский 4,6K 

3. Священная Библейская история Ветхого Завета – Глава VIII. Путь от Синая к Ханаану епископ Вениамин (Пушкарь) 281,4K 

4. Закон Божий протоиерей Серафим Слободской 1608K 

5. Священная Библейская история Ветхого Завета – Глава XI. Завоевание Земли Обетованной епископ Вениамин (Пушкарь) 281,4K 

6. Толкование на книгу Второзаконие – Глава 12 профессор Александр Павлович Лопухин 117,1K 

7. Христианская философия брака профессор Сергей Викторович Троицкий 26K 

8. Вопрос, который никогда не задают протестанты священник Георгий Максимов 11,7K 

9. Библейская история Ветхого Завета – Период пятый. От завоевания земли обетованной до учреждения царской власти профессор Александр Павлович Лопухин 112,5K 

10. Толкование на книгу Судей Израилевых – Глава 19 профессор Александр Павлович Лопухин 78,8K 

Комментарии для сайта Cackle