Шлегель Уильям

Источник

Жизнь и служение Господа Иисуса Христа

Ирод Великий: завоевания (39–37 до Рождества Христова) и царствование (37–4 до Рождества Христова)

Об Ироде Великом можно было бы снимать фильм. Его жизнь включала любимые сюжеты Голливуда – войну, насилие, романы, секс и интриги – и всё с драматическим концом. Еврейский историк I века Иосиф Флавий написал о жизни Ирода Великого больше, чем обо всех правителях из Хасмонеев вместе взятых. Предки Ирода, выходцы из идумеев (едомлян), обратились в иудаизм в период Хасмонеев. Римляне выбрали «почти иудея» Ирода для продвижения своих интересов в этой религиозно и политически нестабильной области. С человеческой точки зрения они сделали правильный выбор. Как «царь иудеев» Ирод верно служил Риму 33 года (37–4 гг. до Р.Х.). На карте 9–1 показаны завоевания Ирода, границы его царства, а также местонахождение его основных строительных проектов.

1. Первая кампания Ирода (39–38 гг. до Р.Х.), оранжевые стрелки и номера 1–9

После завоевания Израиля в 62 году до Р.Х. Помпеем страной руководили проримские правители. Отец Ирода Антипатр помогал Юлию Цезарю в битвах и в награду в 48 году получил должность правителя Иудеи. В 40 году Марк Антоний утвердил Ирода-младшего правителем Галилеи, а его брата Фазаэля – губернатором Иудеи. Однако не всем Хасмонеям понравилось, что власть была у римлян. С помощью парфян, врагов Рима на Востоке, Хасмонеи захватили Иудею. Фазаэль лишился жизни, а Ирод через Нава- тею бежал в Рим (№1 на юго-восточном краю карты).

В Риме сенат утвердил Ирода «царём иудеев». Он вернулся в 39 году с войсками (№2 в Средиземном море до Птолемаиды). После успешного вторжения в Галилею (№3) Ирод занял Прибрежную равнину и взял Иоппию (№4). Затем он двинулся в Масаду (№5), где находилась его семья и около 800 сторонников. Хотя он завоевал части Идумеи и Иудеи, в этот раз он не смог взять Иерусалим (№6). Оставив семью в Себастии, зимой 39–38 года во время редкого снегопада он взял Сепфорис, столицу Галилеи (№7). Ирод истребил участников сопротивления, которые прятались в пещерах близ моря Галилейского в Арбеле (№8), а затем отправился на помощь Марку Антонию в его борьбе с парфянами на Евфрате (№9, дальше северо-восточного края карты).

2. Вторая кампания Ирода (38–37 гг. до Р.Х.), коричневые стрелки и номера 10–12

Успешно завершив войну с парфянами, Марк Антоний отдал два римских легиона под командование Ирода для поддержания порядка в Иудее и Иерусалиме (№10). Ирод завоевал Иерихон и северные подступы к Иерусалиму (№11), а затем осадил и взял Иерусалим (№12). Он убедил Марка Антония казнить Хасмонея Антигона. Так «владычество Хасмонеев прекратилось после ста двадцати шести лет» (Древн. XIV. 16.4; Иосиф Флавий считал от времени очищения Хасмонеями храма в 163 году до завоеваний Ирода в 37 году до Р.Х.).

3. Границы и строительные проекты Ирода

За исключением Давида и Соломона Ирод контролировал больше территорий в регионе, чем кто-либо другой до или после него (чёрные пунктирные линии границ). У него было много земель восточнее моря Галилейского: Голан, Трахонитида, Авранитида и Ватанея (Вифания за Иорданом). Ирод также правил Переей в Заиорданье, контролировал Галилею на севере, Самарию и Иудею в центре, и части Негева.

В 25–14 годах до Р.Х. Ирод осуществил несколько больших строительных проектов, остатки которых можно увидеть в Израиле и сегодня. Он построил крепости Александрией, Гирканию, Махерус, Иродион и Масаду в пустыне и города Паниас (в Голане), Кесарию у моря, Антипатриду, Себастию, Иерихон и Иерусалим. После 20 года прошла большая реконструкция Иерусалимского храма (ср. Иоан. 2:20). То, что сегодня называют Западной стеной или Стеной плача, было частью Иродовой стены вокруг храмовой площади в Иерусалиме.

Матфея 2:1–20 и Луки 1:5–13, 39

Ирод стал параноиком, страдающим манией величия. Он, не задумываясь, уничтожал соперников. Он женился на красивой хасмонейской принцессе Мариамне, но как только его власть упрочилась, велел её убить. Он убил двух взрослых сыновей, родившихся от Мариамны. За пять дней до своей смерти он убил сына, наследника престола.

Однако именно в этой сгустившейся тьме Бог начал лично действовать среди людей (Матф. 1:23). В конце правления Ирода ангел Гавриил явился сначала в Иерусалимском храме, объявив о рождении обещанного предтечи (Мал. 3:1), а затем в Назарете, галилейском селении, – объявив о рождении Мессии. Иоанн Креститель родился в неизвестной деревушке в Нагорной местности Иудеи (Лук. 1:39). Традиционно считается, что это был Эйн Керем юго-западнее Иерусалима. Всемирная перепись Кесаря Августа в Риме была спланирована Богом с тем, чтобы Мессия родился в Вифлееме Иудейском. Иосиф, потомок царя Давида, пришёл со своей женой из Назарета Галилейского в Вифлеем, находившийся в Иудее, чтобы записаться (Лук. 2:1). Когда они были там, родился Мессия. Так исполнилось пророчество Михея о месте рождения Мессии (Мих. 5:2).

По иронии, когда родился Мессия евреев, Иудеей правил Ирод, потомок Едома. Вскользь об истинном характере Ирода Великого можно прочесть в Матф. 2:1–20. Ирод, услышав, что, в отличие от него самого, получившего титул царя в результате политических и военных интриг, другой «Царь иудейский» родился, приказал убить всех младенцев мужского пола в округе Вифлеема. К тому времени Ирод был стар, смерть его приближалась. Но это не играло роли – им владела мания величия. Согласно исторических и астрономических данных, приводимых Иосифом Флавием, Ирод умер в марте- апреле 4 года до Р.Х. (Древн. XVII.6.4–5-XVII.9.3; Иисус родился годом или двумя ранее, в 5–6 гг. до Р.Х.). Ирод умер от тяжёлой болезни в Иерихоне, но был похоронен с пышностью в крепости Иродион, южнее Вифлеема. В мае 2007 года археологи объявили, что найдены остатки гробницы Ирода в Иродионе.

Политические границы во дни Иисуса (сыновья Ирода и прокураторы)

За пять дней до смерти Ирод Великий убил своего сына-наследника. Вопрос наследования престола «завис». Три других сына Ирода, Архелай, Антипа и Филипп, прибыли в Рим к Кесарю Августу, чтобы предъявить претензии на отцовский престол. Вместо того чтобы отдать царство одному, Август разделил его между тремя.

САМАРИЯ и ИУДЕЯ – АРХЕЛАЙ, затем ПРАВИТЕЛИ, Матфея 2:19–23

Сердце Иудеи и Самарии досталось Архелаю. Он правил всего 10 лет (4 г. до Р.Х. – 4 г. по Р.Х.), прежде чем был выслан. В 6 году по Р.Х. Рим назначил своих представителей власти для руководства Иудеей и Самарией. Главным наместником в дни Иисуса был Понтий Пилат (26–36 гг. по Р.Х.). Правители, или прокураторы, не были иудеями. Их штаб-квартира находилась в Кесарии у моря. У правителей было две основных функции: собирать налоги и поддерживать мир. Это требовало сильного военного присутствия, чему местное еврейское население с его националистическими чаяниями неизбежно противилось.

Когда Иисусу было 12 лет, Он пошёл с родителями из Назарета в Иерусалим на Пасху. Это путешествие произошло вскоре после изгнания Архелая, в начале периода правителей. После Пасхи Иисус остался в Иерусалиме. Через три дня родители нашли Его в храме, разговаривающим с религиозными учителями. Ответ Иисуса родителям показывает, что Он уже осознавал Своё предназначение Мессии (Лук. 2:41–52).

ГОЛАНИТИДА – ФИЛИПП, Матфея 16:13–23

Филипп (4 г. до Р.Х. – 34 г. по Р.Х.) получил земли северо-восточнее Галилейского моря. На одной из территорий Филиппа, в Ватанее (Вифании) за Иорданом (Иоан. 1:28–42), Иисус собрал Своих первых последователей. Филипп перестроил город Паниас у подножия горы Ермон, назвав его Кесарией Филипповой. В этом регионе Иисус рассказал ученикам, что Ему предстоит пострадать и умереть (Матф. 16:21).

ГАЛИЛЕЯ и ПЕРЕЯ – АНТИПА, Матфея 14:1–12; Луки 13:31–33; 23:1–12

Антипа (4 г. до Р.Х. – 39 г. по Р.Х.) правил, в основном, на еврейских землях Галилеи и Переи. Иоанн Креститель, нёсший служение в этих местах, обвинял Антипу в прелюбодеянии. Антипа бросил свою жену, наватейку, и женился на Иродиаде. Иродиада тоже развелась с мужем, чтобы выйти замуж за Антипу (Марк. 10:11–12). Описание Иосифом Флавием отношений Иоанна Крестителя с Иродом Антипой является интересной параллелью Новому Завету (Война, VII.6.1–2; Древн. XVII.5.2). Флавий отмечает, что Антипа видел в обвинениях Иоанна политическую угрозу, потому что у Иоанна было много последователей. Поэтому он заключил Иоанна Крестителя в крепости Махерус, на другой стороне Мёртвого моря, а затем убил его. Это одна из тайн путей Божьих, когда Он позволил такому правителю как Антипа преследовать и убить Его вестника. Антипа решил, что Иисус был воскресшим Иоанном Крестителем (Матф. 14:1–2). Когда Антипа угрожал Иисусу, Тот назвал его лисицей (Лук. 13:32). Ирод Антипа, наконец, встретился с Иисусом лицом к лицу в день, когда Иисус был распят. Иисус не сказал ему абсолютно ничего (Лук. 23:8–12). Позже, в 39 году, Антипа был лишён власти и сослан в Гаул. Его земли перешли к его племяннику Ироду Агриппе I.

ДЕСЯТИГРАДИЕ, ФИНИКИЯ, ИДУМЕЯ и НАВАТЕЯ

Десятиградие было основано Помпеем в 62 году до Р.Х. как восточный форпост Римской империи. Земли Десятиградия простирались от юго-восточной оконечности Галилейского моря (города Хиппос и Гадара) до востока Переи (Гераса и Филадельфия) до границ Наватеи на юге. Скифополь (Беф-Сан) был единственным городом Десятиградия западнее Иордана. Иисус редко бывал в этой местности, вероятно, из-за того, что население Десятиградия в основном было языческим. Однако Его пребывание там не осталось безрезультатным (карты 9–5, 9–6).

Финикия с её городами Тиром и Сидоном была языческой территорией на северо-запад от Галилеи. На юго-востоке была Наватея. Жители её были арабами, которые прогнали едомлян с плоскогорья на юге Заиорданья приблизительно в 200 году до Р.Х. Они воевали за контроль над торговыми маршрутами в Заиорданье и нагорье Негева. Их столицей была Петра. Рим покорил Наватею только в 107 году по Р.Х.

Идумеи были потомками Исава-Едома. Изгнанные из земель Едома наватеями они поселились на юге Иудеи. Идумеи были обращены в иудаизм при Хасмонеях. Самым известным из них, конечно же, был Ирод Великий. Семья Иродов (Саломия была сестрой Ирода Великого) владела собственностью на побережье близ Аскалона. В Марк. 3:7–8; 4:25; 5:20 и 7:24–32 описывается влияние служения Иисуса на людей в этих областях.

Луки 3:1–3, хронология

Тиверий был кесарем в 14–36 годах по Р.Х. Лука пишет, что служение Иоанна Крестителя начиналось в «пятнадцатый... год правления Тиверия кесаря», что, включая год его воцарения, соответствует приблизительно 28 году. Служение Иисуса (прибл. 29–32 гг.) проходило в дни Тиверия. Лука уточняет дату начала служения Иоанна говоря: «Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, – в Итурее и Трахонитской области, ... при первосвященниках Анне и Каиафе». Никто из этих правителей не замечал, что прямо на их глазах разворачиваются дела Божьи (Лук. 7:30).

Ожидание Мессии, Иоанн Креститель и Иисус

Причинами, по которым Мессию ожидали в это время, были сложная политическая ситуация и территориальные границы Израиля в дни Иисуса (Лук. 3:15). Многие евреи были недовольны политической составляющей римского господства и надеялись на нечто лучшее. В это время и появился священник из левитов Йоханан бен Захария, также известный как Иоанн Креститель. Иоанн обличал начальствующих и священство не для видимости. И Новый Завет, и Иосиф Флавий (Война, VII.6.1–2; Древн. XVII.5.2) показывают, что Иоанну, в отличие от политиков и священников того времени, можно было верить. После 400 лет пророческого молчания Бог ещё раз послал Израилю пророка, который говорил истину. Служение Иоанна Крестителя было двояким: 1) призвать людей к покаянию перед приходом Мессии, что включало в себя предупреждение о грядущем суде; и 2) засвидетельствовать о Мессии в преддверии Его появления (Лук. 3:3–17; Иоан. 1:26–34). Тем, о Ком свидетельствовал Иоанн, был Иисус из Назарета.

Начало служения Иисуса Иоанн Креститель 29–30 по Рождестве Христове

1. КРЕЩЕНИЕ В ИОРДАНЕ, Марка 1:9–11

Иисус отправился из Назарета на Иордан для крещения от Иоанна. Библия не говорит, где именно в Иордане был крещён Иисус. Все попытки найти место крещения Иисуса являются догадками. Слова в Марк. 1:5, что к Иоанну приходили люди из Иудеи и Иерусалима, могут подразумевать, что крещение Иисуса произошло в иудейской части низовья Иордана. При крещении небеса открылись не для суда над миром (Пс. 17:10; Ис. 63:19), а как знак уникальных взаимоотношений между Иисусом и Отцом. Дух сошёл на Иисуса в виде голубя, а Отец засвидетельствовал: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Иоанн Креститель был главным свидетелем этих событий.

2. ИСКУШЕНИЕ, Марка 1:12–13

Сразу же после крещения Иисус поведён был Духом в пустыню для искушения от сатаны – в какую именно, мы не знаем. Предание называет Иудейскую пустыню, но нельзя исключать и пустыню, расположенную на восток от Иордана. В любом случае, инициатива была за Богом, а не сатаной. Бог через Иисуса перевёл битву в стан противника, и итогом стала победа. После победы второго Адама в пустыне трагические последствия первого греха, совершённого Адамом в раю, находились в процессе отмены (Рим. 5:19).

3. С ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ и ПЯТЬЮ УЧЕНИКАМИ за Иорданом, Иоанна 1:19–51

После крещения Иисуса Иоанн ушёл в Вифанию за Иорданом. Этот регион располагался восточнее моря Галилейского на территории Ирода Филиппа, а не напротив Иерихона, как считают некоторые (Древн. XVH.2.1, XVII. 11.4, ХХ.7.1). Попытки отождествить Вифанию за Иорданом с местом напротив Иерихона сопровождаются неверным предположением, что Иисус крестился в Вифании (напр., BAR 31/1, 2005: 34–43).

Евангелист Иоанн приводит подробное, день за днём описание первой недели служения Иисуса (Иоан. 1:19– 51). Когда Иоанн Креститель нёс служение за Иорданом, религиозные вожди в Иерусалиме послали представителей допросить его. Он сказал им, что он не Мессия, не Илия и не пророк, а голос, говорящий: «Приготовьтесь, Идущий за мной стоит среди вас». На следующий день после этого Иоанн увидел идущего к нему Иисуса и сказал: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира... Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём... Я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Само крещение происходило не в Вифании за Иорданом. В Вифании, более чем 40 дней спустя, Иоанн вспоминал крещение, свидетельствуя о том, Кто такой Иисус.

В последующие дни после Иоаннова свидетельства в Вифании за Иорданом и затем, возможно, в Вифсаиде Иисус встретил Своих первых учеников. Пять из них упоминаются: Андрей, неназванный ученик (вероятно, Иоанн), Пётр, Филипп и Нафанаил. Они сразу поверили, что нашли Мессию (Иоан. 1:41), так как приняли свидетельство Иоанна Крестителя.

4. ПРЕВРАЩЕНИЕ ВОДЫ В ВИНО, Иоанна 2:1–12

Через три дня после того как Иисус решил идти в Галилею (Иоан. 1:43; 2:1), Он попал с учениками на брак в Кану. Два возможных места нахождения Каны: Кана иль-Джалиль (Кана Галилейская, также называемая Хир- бет Кана), где отмечено событие на карте, – развалины в 15 км на север от Назарета; и Кефар («селение») Канна в 6 км на северо-восток от Назарета по дороге в Тверию. В обоих местах имеются руины римского и византийского периодов, но лингвистический анализ названия и ссылки у Иосифа Флавия (Life 16–17, 41), похоже, указывают на Кану иль-Джалиль как Кану из Евангелий.

Иисус впервые явил Свою славу не в величественном акте для обозрения и восхищения всеми, а в удивительном поступке, кротко совершённом перед немногими. Даже распорядитель брака не знал, что произошло. Так чудом в Кане Иисус завершил первую неделю Своего служения. Он направился и затем оставался несколько дней в Капернауме, откуда позже будет совершать Своё галилейское служение.

5. НАЧАЛО ИУДЕЙСКОГО СЛУЖЕНИЯ – ОЧИЩЕНИЕ ХРАМА, Иоанна 2:13–25

Очищение Иисусом храма, – предъявление прав на мессианство, – было совершено на Пасху. В глазах толпы этот поступок сделал Иисуса героем (Иоан. 2:23), но Иисус знал, что этим Он привёл в движение силы, которые предадут Его на смерть (Иоан. 2:18–19). Слово «иудеи» (Иоан. 2:18 и др.) у Иоанна указывает на тех в Иудее (особенно среди руководства), кто противостоял Иисусу. Ученики и многие, уверовавшие в Иисуса в то время, были иудеями (Иоан. 2:23), поэтому данный термин явно не подразумевает всех евреев.

Для Иисуса контроль над храмом был лёгким делом в сравнении с несравнимо более важной задачей, ради которой Он пришёл, а именно, умереть и воскреснуть из мёртвых (Иоан. 2:19–22). Поговорив с Никодимом о духовных требованиях для входа в Божье царство (Иоан. 3), Иисус продолжил служение и сбор последователей в Иудее, а Иоанн Креститель нёс служение в Еноне близ Салима (южнее Беф-Сана). У людей возникло некоторое смущение из-за синхронного служения Иоанна Крестителя и Иисуса, но Иоанн точно понял взаимосвязь: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоан. 3:22–30).

6. ЧЕРЕЗ САМАРИЮ, Матфея 4:12; Иоанна 4:1–6

Политическое и религиозное напряжение, связанное с заключением Иоанна Крестителя в тюрьму, вынудило Иисуса уйти из Иудеи в Галилею. Он шёл по маршруту Центрального хребта через Самарию к колодцу Иакова близ Сихаря и древнего Сихема. Здесь в разговоре с са- марянкой Он открыто заявил о Себе как Мессии (Иоан. 4:25–26). Ни сотни лет войны, ни дипломатия не смогли разрушить барьер между иудеями и самарянами, а слова Иудея Иисуса смогли (Иоан. 4:39–42).

7. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ГАЛИЛЕЮ, Матфея 4:12; Марка 1:14–15; Луки 4:14–15 и Иоанна 4:43–54

Иисус возвратился в Галилею известной личностью. Кроме слухов о превращении воды в вино в Кане многие галилеяне увидели, что Иисус совершил на Пасху в Иерусалиме. Свидетельство Иоанна Крестителя добавило тысячи людей к толпам, следовавшим за Иисусом. Когда чиновник из Капернаума услышал, что Иисус вернулся в Галилею, он пришёл в Кану, умоляя Его об исцелении сына. Одним словом Иисус исцелил мальчика, находившегося в 30 км от Него. Это второе чудо, совершённое Иисусом в Галилее, и оба они связаны с Каной. Это событие открывает так называемое Великое галилейское служение Иисуса.

Переход Иисуса из Назарета в Капернаум 30 по Рождестве Христове

Фазы или периоды в служении Иисуса

В служении Иисуса можно заметить отчётливые фазы или этапы, которые имели заметные переходы между собой. В большинстве случаев переход от одной фазы к другой включал и перемену Его местонахождения. Мы уже останавливались на одном из переходов от раннего служения Иисуса в Иудее к Его публичному служению в Галилее. Подобные фазы и подфазы были и в Его галилейском служении.

Отдельные события и наставления Иисуса лучше понимаются и запоминаются, если их отнести к более обширному периоду, частью которого было данное событие или наставление. Хронология имеет своё значение. Как и главы в книге, новые главы служения Иисуса строились на предыдущих. И на то, почему одно событие в Его служении происходило до или после другого, были особые причины.

Большое публичное галилейское служение Иисуса отмечено на картах 9–4 и 9–5, и разделено на шесть фаз. Первая фаза отмечена на карте 9–4; остальные пять – на карте 9–5. Это большое публичное служение Иисуса в Галилее продолжалось приблизительно полтора года. Если объединить публичное и личное служения Иисуса в Галилее (карта 9–6), то в общем Он трудился там около двух лет.

Географический фон

Следует отметить также и географические особенности, связанные с переходом Иисуса из Назарета в Капернаум (синяя стрелка):

а. Международный (Приморский?) путь в жёлтом цвете от Легио (Мегвддо) через долину Изреель. Одно его ответвление идёт мимо Наина близ холма Море и затем на север вокруг горы Фавор. Другое пролегает севернее Назаретского хребта мимо Сепфориса, затем соединяется с первым, прежде чем через перевал Арбель спускаться вниз к Капернауму, мимо Вифсаиды, где этот маршрут уходит за северный край карты. Следует отметить, как маршруты обходят, но при этом опоясывают Назаретский хребет.

б. Местонахождение городов Назарет, Сепфорис, Кана и Капернаум.

в. Наделы колен ЗАВУЛОНА (близ Назарета) и НЕФФАЛИМА (близ Капернаума).

В синагоге в Назарете, Луки 4:14–31

Потрудившись несколько месяцев в Иудее (карта 9–3), Иисус возвратился в Галилею. В Кане Он одним словом исцелил сына царедворца из Капернаума, а затем пришёл в Назарет, где Он рос. В синагоге Назарета Иисус прочитал текст из свитка пророка Исаии и назвал Себя исполнением мессианского пророчества в этом тексте (Ис. 61:1–2). Его проповедь включала обсуждение Божьего труда среди кротких и среди язычников. Это задело фарисеев за больной нерв и привело к попытке сбросить Иисуса со скалы, что в таких случаях обычно предшествовало побиванию человека камнями. Мусульманское предание гласит, что Иисус спасся, благополучно спрыгнув со скалы (оно и дало холму близ Назарета название «гора прыжка»). Однако в Новом Завете нигде не говорится о том, что Иисус творил чудеса ради личной безопасности. Он просто, «пройдя посреди них, удалился» (Лук. 4:30). Скорее всего, Иисус что-то сказал, успокоив толпу, и ушёл.

Переход Иисуса из Назарета в Капернаум, Матфея 4:12–17

Иисус перешёл из Назарета в Капернаум, откуда два последующих года нёс Своё публичное служение в Галилее. Для этого перехода было несколько практических причин:

1. Неприятие в Назарете – «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём».

2. Несколько учеников, следовавших за Иисусом, были родом из Капернаума. У Петра и Андрея там был дом (Марк. 1:29).

3. Назарет стоит на хребте (высотой 427 метров), который Международный (Приморский) путь обходит. Капернаум же находится прямо на этом пути. Из Капернаума путешественники могли разносить весть о словах и делах Иисуса по всему Ближнему Востоку. Поэтому, перейдя в Капернаум, Иисус сделал Своё служение публичным. Очевидно, Он заранее планировал этот шаг (Иоан. 2:12).

Служение Иисуса в Галилее как исполнение пророчества

Кроме практических причин для перехода Иисуса из Назарета в Капернаум Евангелие от Матфея показывает и то, как Его переход сыграл роль в исполнении мессианского пророчества. Религиозные вожди в Иерусалиме пренебрежительно отзывались о том, что Иисус служил в Галилее (Иоан. 7:52). Но Матфей видит в служении Иисуса в Назарете и Капернауме и во всей Галилее исполнение ветхозаветного пророчества. Поэтому он цитирует слова пророка Исаии:

Земля Завулонова и земля Неффалимова, На пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Матф. 4:12–16; ср. Ис. 9:1–2).

Поскольку и Назарет, и Капернаум появились как населённые пункты только после написания Ветхого Завета, ни один из них не упоминается в ветхозаветных книгах. Однако Назарет находится в земле колена Завулонова, а Капернаум – в земле колена Неффалимова. Матфей показывает, что служение Иисуса в этих регионах было конкретным географическим исполнением мессианского предсказания пророка Исаии. Кроме земель Завулона и Неффалима Иисус служил вдоль Международного (Приморского) пути и в Десятиградии и Перее (за Иорданом). Действительно, в Галилее языческой люди тоже увидели великий свет.

Публичное служение Иисуса в Галилее 30–31 по Рождестве Христове

1. УХОД ИЗ НАЗАРЕТА В КАПЕРНАУМ

Эта первая фаза публичного служения Иисуса в Галилее отмечена на карте 9–4; фазы 2–6 – на этой карте.

2. ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГАЛИЛЕЕ С ПРОПОВЕДЬЮ, Марка 1:14–39

Вскоре после прихода в Капернаум Иисус призвал четверых Из Своих учеников стать «ловцами людей». Иисус встретил их не впервые (карта 9–3). В синагоге Капернаума Он в субботу изгнал беса из человека и учил как власть имеющий. Начиная со следующего дня, «Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов» (Марк. 1:38–39; Матф. 4:18–25). Скорее всего, в этом путешествии Иисус служил в селениях, как Хора- зин и Вифсаида севернее моря Галилейского. Возможно, как предполагает синяя пунктирная стрелка, Он даже побывал в еврейских селениях Верхней Галилеи. В Капернауме Иисус исцелил парализованного, показав, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи».

3. В ИЕРУСАЛИМ НА ПРАЗДНИК, Иоанна 5:1–46

Иисус предпринял путешествие в Иерусалим на неназванный праздник, возможно Пасху, но скорее всего Пятидесятницу (синяя стрелка, указывающая на юг за пределы карты). На празднике в субботу Он исцелил парализованного у купальни Вифезда, севернее храма. При раскопках здесь были обнаружены купальни.

4. НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ, Луки 6:12–26 и Матфея 5:1–20

Из-за злых планов религиозных вождей против Него (Иоан. 5:18; Марк. 3:6) Иисус сознательно отделил Себя и Своих последователей от их руководства. Он избрал 12 Апостолов согласно 12 коленам Израиля. Со Своей новой группой Апостолов Иисус взошёл на гору и аналогично изложению Закона на горе Синай заявил об исполнении Закона и пророков (Матф. 5:17). Он также объявил о власти толковать Закон (Матф. 5:21–22, 27–28, 33–34). Его последователи будут испытывать временные трудности, но в конце будут благословлены (Матф. 5:1–11; 7:23–24).

Точное место изложения Нагорной проповеди неизвестно. Это было близ Капернаума (Лук. 7:1). Традиционное место, отмеченное католической церковью в 1930-е годы, соответствует описанию в Новом Завете. Иисус мог находиться на равнине Хептапагон (Табга), где собрались толпы, и где Он многих исцелил (Лук. 6:17–19). Затем Он поднялся вверх по склону горы, чтобы учить (Матф. 5:1–2).

Сразу после Нагорной проповеди Иисус исцелил слугу язычника-сотника в Капернауме, а затем воскресил из мёртвых сына вдовы из Пайна (жёлтая стрелка, Лук. 7:1–50). Этим поступком Он подтвердил заявление, сделанное незадолго до этого в Иерусалиме (Иоан. 5:25).

5. «ДЛИННЫЙ ДЕНЬ» и ПРИТЧИ, Матфея 12:22–32; 13:1–11

В этот день в галилейском служении Иисуса наступил поворотный момент. Этот день назван так, поскольку в нём произошло много событий (№5а возле Капернаума). Религиозные вожди сделали абсурдное заявление, что Иисус получал силу от сатаны, а затем потребовали знамения. В этот день Иисус начал учить в притчах (Матф. 13). Готовые слушать и понимать природу Божьего царства поймут; неготовые – не поймут. Добро и зло будут сосуществовать на земле, пока не разделятся при кончине века (Матф. 13:18–30, 36–42, 47–50).

Усмирение моря, Марка 4:35–41

Вечером этого Длинного дня Иисус в лодке переправлялся на другую сторону Галилейского моря (красная стрелка от Капернаума к порту Гадара). Пока Он спал, поднялась сильная буря, и ученики боялись, что утонут. Но даже ветер и волны подчинились Ему.

Гадаринский бесноватый, Марка 5:1–20

Иисус и ученики прибыли на восточный берег в Гада- ру, бывшую частью Десятиградия (№56). Путаницу в отношении места этого события создал Ориген (185–254 гг.). В Толковании Евангелия от Иоанна (1:28) он отверг варианты «Гадаринская» и «Герасинская», заявив, что ни одно из этих мест не было близ моря. Он предложил вариант «Гергесинская», и под его влиянием в последующих манускриптах сказано «Гергесинская». Вопреки Оригену территория Гадары всё-таки доходила до моря Галилейского (Война, III. 1.1), что подтвердилось обнаружением большого римского/византийского порта на Галилейском море вблизи современного кибуца Ха Он. Событие могло произойти и в Курси (т.н. Гергесе Оригена), где современная традиция помещает его из-за крутого склона.

Это первое посещение Иисусом языческого района. Человек, спасённый из объятий сатаны, пошёл и рассказал всем в Десятиградии, что сделал с ним Иисус.

Вернувшись в Капернаум, Иисус исцелил женщину, страдавшую кровотечением, и воскресил 12-летнюю девочку (Марк. 5:21–43). Совершается ли подобное в союзе с сатаной? Большинство людей не приняли такое объяснение. Восторг продолжался, поскольку ничего похожего ранее в Израиле не видели (Матф. 9:27–33).

6. ОТВЕРЖЕНИЕ В НАЗАРЕТЕ, Марка 6

Иисус был вторично отвергнут в Назарете. Видя людей как овец без пастыря. Он послал 12 Апостолов проповедовать и исцелять (№6а, тёмно-красные стрелки от Назарета). Затем Ирод Антипа убил Иоанна Крестителя (Матф. 4:12; 14:1–13). Смерть Иоанна была предвестием смерти Самого Иисуса, и Он стал завершать Своё публичное служение в Галилее (Матф. 17:12–13).

Насыщение пяти тысяч и хождение по воде

Иисус удалился с учениками в пустынное место на восток от моря Галилейского близ Вифсаиды (Лук. 9:10). Но толпы пошли за Ним. Вероятно, Иисус пошёл дальше на юго-восток, мимо Вифсаиды. Здесь незадолго до Пасхи (Иоан. 6:1–4) Он чудесным образом накормил более 5 тысяч человек. Люди хотели сделать Иисуса царём (Иоан. 6:14–15); однако чудо означало то, что Его смерть даст жизнь другим (Иоан. 6:33, 50–51). Отправив учеников в сторону Вифсаиды, Иисус отпустил народ и пришёл к ним по морю, идя ночью по воде (белая стрелка). Тесная связь насыщения 5000 с хождением по воде предполагает взаимосвязь значения. Насыщение 5000 было символом смерти Иисуса; хождение по воде – прообразом Его воскресения (Марк. 6:49–50; Лук. 24:37–38).

Проповедь в синагоге Капернаума, Иоанна 6:22–71

На следующий день Иисус прибыл в Капернаум, где сказал в синагоге проповедь, объяснив насыщение пяти тысяч. Учение о необходимости смерти одного человека за всех даже для учеников было трудно приемлемым. Но Пётр знал, что больше им идти не к кому. Эта проповедь завершила полуторагодичное публичное служение Иисуса в Галилее. Последующие 6 месяцев Он наедине говорил Двенадцати о Своей грядущей смерти и воскресении.

Личное служение Иисуса в Галилее 31 по Рождестве Христове

Личное служение Иисуса в Галилее длилось около шести месяцев – первую половину последнего года Его жизни на земле. Оно пришлось на летний период между Пасхой и праздником Кущей (Иоан. 6–7). Все шесть месяцев Иисус искал уединения, чтобы объяснить ученикам, что Он пострадает, умрёт и воскреснет из мёртвых. В это время Иисус дважды ходил с учениками в северные, преимущественно языческие регионы.

1. ПОСЕЩЕНИЕ ТИРА И СИДОНА, Марка 7:1–30

Близ Капернаума или Геннисарета (Марк. 6:53) представители религиозной власти из Иерусалима обличили Иисуса за несоблюдение преданий старцев. Суть аргумента фарисеев используется против Иисуса до сего дня: «Как Он может быть Мессией, если нарушает еврейские обычаи, а также наши вожди не принимают Его?»

Иисус искал времени наедине с учениками в языческом Тире (синяя пунктирная стрелка от Капернаума), но не смог укрыться. К Нему за помощью обратилась язычница. В глазах евреев эта женщина воплощала все отрицательные этнические черты (сирийка, финикиянка, гречанка и хананейка). Но она знала, что Сын Давидов – источник Божьей милости и язычникам (Матф. 15:22).

2. ИЗ ТИРА И СИДОНА ЧЕРЕЗ ДЕСЯТИГРАДИЕ, Матфея 15:29–31 и Марка 7:1–30

Из Финикии Иисус прошёл до восточного побережья Галилейского моря в Десятиградии (синие стрелки от Тира до Галилейского моря). Здесь Его маршрут неизвестен. Народ в этих языческих районах слышал об Иисусе и благодаря Его служению «прославлял Бога Израилева».

3. НАСЫЩЕНИЕ ЧЕТЫРЁХ ТЫСЯЧ, Марка 8:1–10

Эта толпа состояла, в основном, из язычников, три дня следовавших за Иисусом в Десятиградии. Как насыщение 5 тысяч было символом заместительной смерти Иисуса за евреев (Иоан. 6:26–58), так насыщение 4 тысяч иллюстрировало Божью милость к язычникам.

Накормив 4 тысячи, Иисус вернулся на западное побережье Галилейского моря. Так завершилось первое из двух обучающих путешествий Двенадцати. Это был первый близкий контакт Иисуса с язычниками, и их реакцией было прославление Бога Израилева. Это служение стало уроком для Апостолов на будущее.

4. ИСКАНИЕ ЗНАМЕНИЯ, Матфея 15:39–16:1

При возвращении на еврейские земли следующее событие произошло либо в Далмануфе (Марк. 8:10, арамейское слово означает «порт», возможно в Табге?), либо в Магдале (Матф. 15:39). Фарисеи и саддукеи попытались дискредитировать Иисуса, потребовав знамения (ср. Иоан. 2:18; Матф. 12:38). Иисус указал, что они могут предсказывать погоду по состоянию неба, но не могут толковать знамений времён – что среди них был Мессия. Упомянув пророка Иону, Иисус повторил, что главным знамением станет Его смерть и воскресение.

Переправившись через море, Иисус начал второе путешествие, продолжая обучение Двенадцати (жёлтая стрелка от Табги до Вифсаиды). Плывя в Вифсаиду, Иисус предупредил учеников, чтобы они остерегались закваски (учения, Матф. 16:12) фарисейской и саддукей- ской. Это, скорее всего, подразумевало популярные мнения о Мессии. Саддукеи тяготели к рационализму, отрицая чудесное вмешательство Бога в дела людей. Фарисеи говорили о Мессии-победителе как националисте. Ссыпаясь на насыщения 5 и 4 тысяч, Иисус привлёк внимание учеников к центральной идее за этими чудесами – а именно, что Мессия умрёт за многих.

5. ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОГО, Марка 8:22–26

По прибытии Иисуса в Вифсаиду (№5) к Нему привели слепого. Интересно, что Иисус исцелял его постепенно. Очевидно, Он хотел, чтобы тот не разглашал о случившемся с ним чуде. На этом этапе Своего служения Иисус хотел оставаться наедине с учениками.

6. ПОУЧЕНИЕ О СМЕРТИ МЕССИИ, Матфея 16:13–28

В дни Иисуса Кесария Филиппова была метрополией, в которой преобладали языческие храмы, построенные вблизи большого источника у подножия горы Ермон. Там находился храм кентавра Пана, бога природы, вследствие чего это место прежде и называлось Паниас. Ирод Филипп сделал его столицей региона, построил там храм в честь Кесаря Августа и дал городу название Кесария Филиппова. Хотя Иисус, вероятно, не заходил в город, Он пришёл в эту местность, чтобы уединиться с учениками.

Здесь был задан основной вопрос, касающийся личности Иисуса. Узнав о мнении других людей, Иисус затем спросил учеников: «А вы за кого почитаете Меня?» Пётр воскликнул: «Ты Христос, Сын Бога живого». Ранее Иисус уже говорил о Своей смерти (Иоан. 2:19; 6:51), но в этот момент Он впервые пояснил ученикам, что как Мессия Он пойдёт в Иерусалим, где много пострадает, будет убит и в третий день воскреснет. Пётр ничего не понял. Рассуждая по-человечески, он думал, что если Мессия умрёт, как же Он будет побеждать и править?

7. ПРЕОБРАЖЕНИЕ, Матфея 17:1–13

Шесть дней спустя Иисус взял троих учеников и, поднявшись на высокую гору, преобразился перед ними. Восемь дней у Луки (9:28) включает день, когда Пётр сделал заявление, и день Преображения. Скорее всего, это было на одном из склонов горы Ермон. Некоторые христианские предания называют гору Фавор, но это маловероятно, поскольку на горе Фавор в греческий и римский периоды были поселения (Война, П.20,6; IV.1.8; Polibius, Historiarum Reliquiae, V, 70; Strabo, Geographica, XVI, II, 3). Кроме того, гора Фавор не является отдалённым местом, и путешествие из Кесарии Филипповой к Фавору не соответствует целям Иисуса уединиться.

При Преображении три Апостола смогли лишь мельком увидеть славу Иисуса. Но это событие укрепило их веру после слов Иисуса о том, что Он пострадает и умрёт. Кроме того, они услышали свидетельство Моисея и Илии. Любое противостояние религиозной или политической власти блекло в сравнении со свидетельством этих мужей Божьих. А если их слов было не достаточно, то голос из облака произнёс: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте».

8. ВТАЙНЕ через ГАЛИЛЕЮ в КАПЕРНАУМ, Матфея 17:22–24 и Марка 9:30–32

После Преображения Иисус исцелил юношу, одержимого бесом, а затем тайно прошёл через Галилею (жёлтая пунктирная линия). Неизвестно, каким путём шёл Иисус; текст просто говорит «через Галилею». Иисус упомянул предательство как часть того, что Он пойдёт в Иерусалим, пострадает, умрёт и воскреснет.

Шесть месяцев личного служения приготовления подходили к концу. После этого Иисус ещё раз публично призвал народ к Себе, но на этот раз в Иудее и за Иорданом.

Служение Иисуса вокруг моря Галилейского 30–31 по Рождестве Христове

Позднее служение в Иудее и Перее 31–32 по Рождестве Христове

Последние шесть месяцев Иисус сосредоточил Своё служение в Иудее и Перее (греч. mpav, «за» Иорданом). Это служение, состоявшее из нескольких посещений Иерусалима, описывают Лука и Иоанн. Лука больше описывает путешествия (Лук. 9:51–18:31), Иоанн же – происходившее, когда Иисус был в Иерусалиме. Матфей и Марк только кратко обобщают этот период и описывают последнее путешествие Иисуса в Иерусалим.

1. ПРАЗДНИК КУЩЕЙ, Иоанна 7–9

Во время Пасхи, Пятидесятницы и Кущей в Иерусалим приходили тысячи паломников со всего Израиля и из-за рубежа. Национальный и религиозный пыл был на подъёме. В середине праздника Иисус появился на публике, уча в храме. Народ был поражён Его словами. Никто никогда не говорил так, как Он (Иоан. 7:14–15, 46).

Во время праздника Кущей священники разливали воду вокруг жертвенника в храме, молясь о дожде и признавая, что его посылает Бог. В последний, великий день праздника, на пике церемонии возлияния воды, Иисус заявил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Иоан. 7:37).

На следующий день Иисус простил женщину, взятую в прелюбодении (Иоан. 8:1–11). Подтверждая Своё заявление, что Он «свет миру» (Иоан. 8:12; 9:5), Иисус послал слепорождённого в купальню Силоам (найденную при раскопках в 2004–2006 гг.), и тот вернулся зрячим.

2. ПУТЬ НА ПРАЗДНИК, Луки 9:51

Иисус ушёл из Иерусалима, но вернулся на праздник Обновления (Ханука). Имя города в Самарии, не принявшего Иисуса, неизвестно (тёмно-красная пунктирная стрелка). Это могла быть Гинея, поскольку Флавий упоминает, что её жители убили евреев из Галилеи, шедших в Иерусалим на праздник (Древн. ХХ.6.1). Мы не знаем, каким путём Иисус шёл в Иерусалим. Он мог идти через Перею и Иерихон (ср. историю с человеком на пути из Иерусалима в Иерихон, Лук. 10:25–37). Публичность Его служения в это время выражается в отправке 70 (Лук. 10:1–12). Многие города в Иудее услышали Евангелие.

3. ХАНУКА, Иоанна 10:22–42

Иисус пришёл в притвор Соломона (двор с колоннами на восточной стороне храма, ср. Деян. 3:11; 5:12) на праздник Обновления, отмечаемый в честь очищения Иерусалима от язычников-греков в 164 году до Р.Х. Там, в эмоционально напряжённой ситуации иудеи спросили Иисуса: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо». Иисус ответил, что свидетельством были Его слова и чудные дела. Затем Он даже сказал: «Я и Отец – одно» (10:30). Иудейские вожди хотели побить Его камнями или, как минимум, арестовать, но Он уклонился от них и ушёл за Иордан.

4. ПЕРЕЯ, Иоанна 10:40–42 и Луки 16:19–31

Когда Иисус пошёл «за Иордан», это, скорее всего, была не Вифания за Иорданом на территории Ирода Филиппа, а Перея, находившаяся под властью Ирода Антипы. В отличие от иудейских вождей Иерусалима, многие иудеи за Иорданом поверили в Иисуса. Свидетельство Иоанна Крестителя подготовило добрую почву для их веры.

5. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ, Иоанна 11

Иисус был в Перее, когда узнал, что Лазарь болен. Он пробыл там ещё два дня, а затем, вопреки опасности, пошёл в Иудею (Иоан. 11:8, 16). Чтобы попасть в Вифанию, нужно было идти по дороге из Иерихона в Иерусалим (оранжевая стрелка), названной в Ветхом Завете возвышенностью Адуммима (Нав.15:7; 18:17). Вифания находится в 3 км от Иерусалима (Иоан. 11:18), на восточном склоне горы Елеонской. Здесь Иисус воскресил Лазаря, который был мёртв уже четыре дня. Реакцией на чудо с одной стороны был восторг, вера (Иоан. 11:45; 12:17–18) и поддержка народа, ставшая защитой для Иисуса в последнюю неделю в Иерусалиме (Матф. 21:46; Марк. 12:12; Лук. 22:6; Иоан. 12:19). С другой – фарисеи и саддукеи, обычно враждовавшие, объединились в желании убить Его (Иоан. 11:53). Он знал, что должен умереть в Иерусалиме. Воскресив Лазаря, Он объединил силы, которые предадут Его на смерть.

6. УЕДИНЕНИЕ, Иоанна 11:53–57

Зная злые намерения вождей и то, что Его время ещё не пришло, Иисус уединился в селении Ефраим, в 20 км на северо-восток от Иерусалима. Это усилило ожидание того, что Он сделает, поскольку приближалась Пасха.

7. ДЕСЯТЬ ПРОКАЖЁННЫХ, Луки 17:11–19

По пути в Иерусалим Иисус, очевидно, присоединился к паломникам «между Самарией и Галилеей» (синяя пунктирная линия от Ефраима). Дорога идёт через долины Изреель и Харод. Здесь Иисус исцелил 10 прокажённых. Один из них, самарянин, вернулся, чтобы поблагодарить.

8. ПОСЛЕДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ИЕРУСАЛИМ, Матфея 19:1–3 и Луки 18:15–30

Это было путешествие по рифтовой долине Иордана (синяя стрелка). Паломники предпочитали восточный берег, поскольку путь шёл через Перею, где было много воды в ручьях, текущих с Галаада.

Трудно постигнуть возбуждение и напряжение, царившие в Иисусе по пути в Иерусалим. Каждый вопрос, каждое слово были весомыми. Фарисеи спрашивали Его, когда явится царство Божье. Иисус сказал, что царство Божье прямо перед ними. Затем Он объяснил ученикам, что между Его присутствием сейчас и Его явлением в славе пройдёт время (Лук. 17:20–37). Фарисеи думали, что, задав вопрос о разводе, смогут пошатнуть популярность Иисуса у народа и создать Ему проблемы с Иродом Антипой (Матф. 19:1–3; Марк. 10:1–2). Затем Иисус заявил, что для входа в Царство Божье необходима детская вера, а богатство создаёт непреодолимое препятствие.

9. ВАРТИМЕЙ И ЗАКХЕЙ, Луки 18:31–19:10

Иисус перешёл через Иордан, вероятно, где-то близ Иерихона. По дороге Он снова учил, что идёт в Иерусалим, чтобы умереть и воскреснуть из мёртвых – добавив, что на смерть Его предадут язычники (Матф. 20:18–19).

Жилая и муниципальная части Иерихона были где-то в 3 км друг от друга. Жилая находилась у источника, а муниципальная, на юго-запад, была построена Хасмонеями и Иродом Великим. На первый взгляд в описаниях исцеления этих слепых есть противоречие. Но более близкий анализ показывает факты, представленные с разных точек зрения. Слепые, одного звали Вартимеем, сидели у дороги между двумя районами города. Иисус «выходил» (Матф. 20:29; Марк. 10:46) из жилой части, но «подходил» (Лук. 18:35) к муниципальной. Исцелив Вартимея, Он затем изменил жизнь мытаря Закхея в муниципальной части.

Наставлениями и чудесами Иисус подготовил сцену для последней недели служения в Иерусалиме и усилил ожидания людей. Его популярность временно помешала замыслам вождей (Матф. 26:4–5). Однако Он знал, что в конце недели будет предан на смерть (Лук. 22:15; Матф. 26:1–2; 20:17–19). В последний раз Он прошёл от Иерихона к Иерусалиму, прибыв в Вифанию за 6 дней до Пасхи.

Иисус в Иерусалиме

Посещения Иисусом Иерусалима до Страстной недели отмечены буквами А–3 (зелёный фон). Шесть из 8 событий, описанных в Евангелиях, произошли на Храмовой горе. События последней недели перед Его распятием и воскресением, отмечены №1–12 (жёлтый фон).

ИИСУС В ИЕРУСАЛИМЕ ДО СТРАСТНОЙ НЕДЕЛИ

A. Благословения Симеона и Анны, Луки 2:22–38

Когда Иисусу было 40 дней, Его принесли в храм для представления Господу (Исх. 13:2, 6; Лев. 12:2–6). Симеон и Анна радовались спасению, которое принесёт это Дитя.

Б. Отрок Иисус в храме, Луки 2:41–52

Когда Иисусу было 12 лет, Он остался в Иерусалиме после Пасхи. Родители нашли Его в храме беседующим с религиозными учителями. Его ответ родителям отражает понимание Им Своей мессианской роли.

B. Искушение, Луки 4:9–13

Перед выходом Иисуса на служение сатана искушал Его, требуя доказать связь с Отцом прыжком с храма.

Г. Первое очищение храма, Иоанна 2:13–25

В начале служения Иисус на Пасху очистил храм, приобретя этим последователей среди простых людей. Это не была простая задача, но она не сравнится с Его главной целью – умереть и воскреснуть из мёртвых.

Д. Купальня Вифезда, Иоанна 5

Иисус прервал служение в Галилее (карта 9–5), чтобы прийти на праздник в Иерусалим. У купальни Вифезда был исцелён человек, парализованный 38 лет. Он ожидал исцеления, возможно связанного с еврейским суеверием или даже римским богом исцеления Асклепием. Упоминание в некоторых манускриптах ангела, возмущающего воду, добавлено в ГУ веке (см. Иоан. 5:36–4).

Е. Кущи, Храмовая гора, Иоанна 7–9

См. пояснение к карте 9–8.

Ж. Притвор Соломонов, Ханука, Иоанна 10:22–39

См. пояснение к карте 9–8.

3. Вифания, воскрешение Лазаря, Иоанна 11

См. пояснение к карте 9–8.

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ 1. Вифания на горе Елеонской, Иоанна 12:1–8

Иисус прибыл туда за шесть дней до Пасхи. Там Он ранее воскресил Лазаря. В доме Симона прокажённого был приготовлен ужин. Мария, сестра Лазаря, помазала ноги Иисуса дорогим миром. Это возмутило Иуду Искариота, но Иисус сказал, что она сделала доброе дело.

2. Торжественный въезд, Иоанна 12:9–19

Ожидания народа взлетели, когда все услышали, что Иисус на окраине Иерусалима. Восторг усилило присутствие воскресшего Лазаря. Въезд Иисуса в Иерусалим на ослице стал исполнением пророчества (Зах. 9:9).

3. Елеонская гора и Храмовая гора, Луки 19:41–44

С Елеонской горы Иисус смотрел на Иерусалим и плакал, зная о грядущем суде. Он вошёл в храм, скорее всего, со стороны южных ворот Хульды.

4. Возвращение в Вифанию, Марка 11:11

В храме Иисус осмотрел всё и вернулся в Вифанию, так как «время уже было позднее».

5. Храмовая гора, Марка 11:15–18

Следующие два дня Иисус контролировал храм. Он снова очистил его от покупающих, продающих и меновщиков, объяснив это из Ис. 56:7 и Иер. 7:11. Простые люди приняли это с восторгом. Реакцией же вождей был страх и зависть. Они решили убить Его, но не арестовывали, боясь народа (Матф. 21:46; Лук. 19:48). Они попытались дискредитировать Иисуса, но неудачно, и больше никто не решился вступить с Ним в спор (Марк. 12:34; Лук. 20:40). Вопросом о связи Мессии с Давидом Иисус перешёл в наступление, обличив лицемерие религиозной элиты (Матф. 22:41–23:36). Ближе к вечеру Он ушёл с учениками на гору Елеонскую (Марк. 13:3).

6. Горница, Луки 22:1–38

Чтобы о месте Вечери не узнал Иуда, Иисус послал двух учеников навстречу человеку с кувшином воды. Возможно, встреча произошла близ купальни Силоам. Традиционно принимается место на Западном холме, где сегодня стоит здание времён крестоносцев. Здесь Иисус объявил, что Он является сутью празднования Пасхи.

7. Гефсимания, Матфея 26:36–56

По пути в Гефсиманский сад Иисус наставлял учеников и молился о Своём отшествии (Иоан. 14:31–17:26). Перейдя через долину Кедрон, Он пришёл в Гефсима- нию (Иоан. 18:1), где подтвердил послушание воле Отца. Его арестовала группа служителей храма во главе с Иудой.

8. Анна и Каиафа, Иоанна 18:12–27; Матфея 26:57–68

Иисуса привели к Анне, бывшему первосвященнику и тестю Каиафы. Он пытался запугать Иисуса угрозами и вопросами о Его учениках и учении. Затем Его привели к книжникам и священникам, где был и Каиафа. Иисус подтвердил, что Он Мессия, Сын Божий, и в итоге Его увидят «сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Религиозные вожди осудили Его за богохульство. Тем временем во дворе Каиафы отрёкся Пётр.

9. Каменная палата, Храмовая гора, Луки 22:66–71

Иисуса привели в Синедрион, заседавший в Каменной палате на Храмовой горе (Мишна, Миддот 5.4). Иисус снова заявил, что Он Мессия, Божий Сын.

10. В Претории перед Пилатом, Иоанна 18:28–38

Чтобы не выносить приговор самим, религиозные вожди привели Иисуса к Пилату. Возможные местонахождения Пилата: 1) крепость Антония к северу от храма; 2) дворец-цитадель Ирода Великого на Западном холме. Пилат снова объявил Его невиновным. Узнав, что Иисус из Галилеи, он передал дело Ироду Антипе, правителю Галилеи, бывшему в Иерусалиме на празднике Пасхи.

11. Дом Ирода Антипы, Луки 23:6–12

Это мог быть частный дом или гостиница в богатом районе на Западном холме. Антипа, наверное, не имел доступа к цитадели, построенной его отцом. Он задавал Иисусу много вопросов и хотел увидеть чудо, но Иисус молчал. Насмеявшись, он отослал Иисуса к Пилату.

12. В Претории перед Пилатом, Иоанна 18:39–19:16

Пилат не смог освободить Иисуса. Избиение также не успокоило религиозные власти. Толпа в Претории отличалась от приветствовавших Иисуса в городе несколькими днями ранее. Там могли быть сторонники первосвященников и активисты, пришедшие просить освобождения узника, как Варавва. Жители Иерусалима большей частью не знали об аресте Иисуса. К 6 часам утра, прежде чем город проснулся, Пилат предал Иисуса на распятие.


Источник: Спутниковый библейский атлас / Уильям Шлегель – Изд.: Беларусь, Минск, Славянское Евангельское Сообщество. 2015. – 155 с. ISBN: 1-978-56773-099-Х

Комментарии для сайта Cackle