Шлегель Уильям

Источник

Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима

Деяния Апостолов в Израиле 33–60 по Рождестве Христове

Иисус сказал ученикам, что они получат силу Духа Святого и будут Его свидетелями в Иерусалиме, Иудее, Самарии и до края земли (Деян. 1:8). На карте 10–1 показаны некоторые результаты этого обещания.

1. ФИЛИПП, ПЁТР и ИОАНН, Деяния 8:4–25

Раскол между иудеями и самарянами уходит, как минимум, в X ст. до Р.Х., когда Иеровоам I отделил Северное царство от Иудеи. Ассирийское завоевание в VIII ст. до Р.Х. и появление в регионе язычников усложнило ситуацию. К 330 году до Р.Х. самаряне построили свой храм, но 200 лет спустя Хасмонеи разрушили его.

Евангелие сломало стену между иудеями и самарянами. Жители Самарии откликнулись на проповедь Филиппа о Мессии (зелёная стрелка от Иерусалима). Приход Евангелия в Самарию в два этапа необходимо понимать в уникальном историческом контексте. Участие Петра и Иоанна стало подтверждением того, что самаряне принимались в веру на равных основаниях.

2. ФИЛИПП, Деяния 8:26–40

Филипп объяснил слова Исаии евнуху из Эфиопии, возвращавшемуся в Африку (коричневая стрелка от Иерусалима к Газе). Тот поверил и крестился. Филипп проповедал Евангелие в городах на побережье от Азота до Кесарии. В Деян. 21:8–9 он упоминается в Кесарии.

3. ОБРАЩЕНИЕ САВЛА, Деяния 9:1–31

На дороге в Дамаск (красная стрелка) Савл превратился из гонителя Иисуса в Его ученика.

4. ПЁТР, Деяния 9:32–43

Где-то в то же время, как уверовал Савл (36 г.), Пётр проповедовал Евангелие на Прибрежной равнине (синяя стрелка от Иерусалима к Лидде, Иоппии и Кесарии). В Лидце был исцелён Эней, восемь лет прикованный к постели. Чудо побудило жителей Лидды и Сарона обратиться к Господу. Из Лидды Петра позвали в Иоппию, где он воскресил Тавифу, и в итоге «многие уверовали в Господа». В Иоппии Пётр жил в доме Симона, кожевника.

Свидетельство Корнилию в Кесарии, Деяния 10

Господь собирался употребить Петра на следующем этапе распространения Евангелия – язычникам, без его ведома. Для этого Петру необходимо было божественное видение. Путешествие Петра длиной в 50 км из Иоппии в Кесарию через равнину Шарон заняло два дня (Деян. 10:23–24). Когда Пётр объяснил Благую весть об Иисусе, Дух Святой сошёл на семейство Корнилия. Для Петра и других верующих из евреев это был явный знак, что «и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян. 11:18).

От одного Человека с 12 Апостолами в Галилее Евангелие распространилось в Иудею, Самарию, на Прибрежную равнину – и теперь к язычникам, начаткам жатвы до края земли.

5. СМЕРТЬ ИАКОВА, БРАТА ИОАННА, Деяния 12

Ирод Агиппа I (внук Ирода Великого) бьш «царём» Рима в Израиле в 41–44 гг. В 44 году он убил Апостола Иакова и планировал убить Петра. И Новый Завет, и Иосиф Флавий повествуют об ужасной смерти Агриппы (Деян. 12; Древн. XIX.8.2). Но никто не мог остановить Евангелие: оно «росло и распространялось» (Деян. 12:24).

6. ПАВЕЛ – УЗНИК В КЕСАРИИ, Деяния 23:23–35

Со времени проповеди Петра (синяя стрелка) до заключения Павла в Кесарии (оранжевая стрелка от Иерусалима к Антипатриде и Кесарии) прошло больше 20 лет (прибл. 36 и 58 гг.). За это время Евангелие, в основном, благодаря служению Павла распространилось по Римской империи (карты 10–2, 3, 4). После 3-го миссионерского путешествия Павел пришёл в Иерусалим на Пятидесятницу (Деян. 20:16), где его обвинили во введении язычника в храм. Вспыхнул мятеж, и римский начальник арестовал Павла (Деян. 21–22). Узнав о планах убить Павла, он отправил его под охраной через Антипатриду в Кесарию.

Павел перед Феликсом, Деяния 24:22–24

Находясь в тюрьме в Кесарии, Павел проповедовал Евангелие римскому правителю Феликсу (правил прибл. в 52–59 гг.) и его жене Друзилле. Известная своей красотой Друзилла была сестрой Ирода Агриппы II и правнучкой Ирода Великого. Она бросила мужа, чтобы выйти замуж за Феликса Древн. ХХ.7.2). Феликс испугался, когда Павел говорил ему о праведности, воздержании и будущем суде (Деян. 24:25). Он держал Павла в узах два года.

В это время (прибл. 60 г.), за шесть лет до восстания евреев, Феликс был занят политическими и религиозными трениями между евреями и язычниками. Флавий пишет:

Около того же времени возникли разногласия и между иудейским населением Кесарии и ее сирийскими жителями (язычниками) из-за вопроса о политической равноправности... Когда Феликс заметил, что эта распря переходит в открытую войну, он поспешил уговорить иудеев прекратить ее. Но так как те не повиновались ему, он выпустил на них вооруженных солдат, многих иудеев перебил, а еще большее количество их захватил живьем, причем разрешил солдатам разграбить несколько особенно богатых домон Древн. ХХ.8.7).

Феликс был вызван в Рим для оценки его управления. Чтобы снискать расположение иудейских вождей, он оставил Павла в узах.

Правитель Фест и Ирод Агриппа II, Деяния 25–26

Эти религиозные и политические трения достались правителю Фесту, преемнику Феликса (60–62 гг.; Древн. ХХ.8.10). Павел объяснил Евангелие новоприбывшему Фесту. Но язьтчник Фест не мог понять спор «о каком- то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив» (Деян. 25:19). Пока Павел, во избежание суда в Иерусалиме, обращался к Кесарю, Фест спросил совета у Агриппы II и его сестры Вереники. Когда Агриппа и Вереника, правнуки Ирода Великого и Мариамны, пришли, Павел и им засвидетельствовал об Иисусе.

Из Кесарии Павла послали в узах в Рим, где он два года проповедовал Евангелие, находясь под домашним арестом (Деян. 28:30–31, карта 10–5). Что Бог сказал о Павле, то и должно было произойти: «Он Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами и царями, и сынами Израилевыми» (Деян. 9:15).

7. СМЕРТЬ ИАКОВА, БРАТА VIСУСА

Фест умер в 62 году. Флавий пишет, что после смерти Феста первосвященник Анан предал на смерть Иакова, «брата Иисуса, именуемого Христом» Древн. ХХ.9.1). Это событие, кроме того, что является внебиблейской ссылкой об Иисусе, иллюстрирует вражду религиозных вождей к верующим в Иисуса евреям. Однако убийство Иакова не нашло поддержки у народа, и Анан лишился своей должности. В 2002 году в частной коллекции в Израиле был найден оссуарий с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Подлинность надписи оспаривается.

Первое путешествие Павла 45–47 по Рождестве Христове

1. Дамаск, Деяния 9:1–25, прибл. 36–39 гг.

Павел (Савл) шёл в Дамаск, чтобы арестовывать верующих, когда встретил воскресшего Иисуса. Теперь он стал Божьим избранным сосудом, «чтобы возвещать имя [Его] перед народами и царями, и сынами Израилевыми» (Деян. 9:15). Три года Павел совершал служение в Дамаске и проповедовал Евангелие в Наватее (Аравия, ср. Тал. 1:17). В конце концов, иудеи в Дамаске сговорились убить его, но он бежал и пришёл в Иерусалим.

2. Иерусалим, Деяния 9:26–31, прибл. 39 год

Проповедь Павла здесь произвела столько шума, что через 15 дней его жизни снова стали угрожать. Верующие переправили его в Кесарию, откуда он отплыл в Таре. Интересно, что Павел был в Кесарии незадолго до того, как Пётр проповедал там Евангелие Корнилию. Но Богу было угодно, чтобы первые язычники приняли Святого Духа через служение Петра (карта 10–1, ср. Деян. 15:7).

3. Таре, Сирия и Киликия, Деяния 9:30; Галатам 1:21–24; 2 Коринфянам 12:2, прибл. 39–43 гг.

Живя в Тарсе, Павел служил в Сирии и Киликии. Именно в это время он «восхищен был до третьего неба».

4. Антиохия Сирийская, Деяния 11:19–26, прибл. 44 г.

Верующие евреи в Антиохии эффективно проповедовали Евангелие язычникам. Пресвитеры в Иерусалиме, услышав об этом, послали Варнаву изучить этот вопрос. Варнава понял, что действует Господь, и привёл на помощь Павла. Почти год они служили там. И в Антиохии верующих впервые стали называть христианами.

5. Помощь голодающим в Иерусалиме, Деяния 11:27–30; 12:25, 44 год

По причине голода учению! в Антиохии собрали помощь и отправили с Павлом и Варнавой верующим в Иерусалиме. Когда они доставили помощь, Иоанн Марк вернулся с ними в Антиохию. Где-то в это время Ирод Агриппа I убил Иакова, брата Иоанна, и заключил в узы Петра (карта 10–1; Деян. 12).

6. Служение на Кипре, Деяния 13:1–12, 45 год

В Антиохии Павел и Варнава были избраны для распространения Евангелия дальше на запад. До Кипра их сопровождал Иоанн Марк. Они прибыли в Саламин и начали проповедовать в синагогах по пути в Пафос. В Пафосе уверовал проконсул Сергий Павел.

7. Служение на юге и в центре Малой Азии, прибл. 46–47 гг., Деяния 13:13–14:24

Павел и его спутники приплыли в Пергию, расположенную в Памфилии. По какой-то причине Иоанн Марк оставил их и вернулся в Иерусалим (Деян. 13:13).

Служение в этой части Малой Азии:

Антиохия Писидийская – в субботу Павел проповедовал (это его первая записанная проповедь) о воскресении Иисуса Христа как исполнении давних надежд Израиля. Евреи и язычники положительно ответили на проповедь и просили Павла и Варнаву говорить к ним ещё. На следующую субботу почти весь город собрался послушать Слово Божье. Но затем противостояние иудеев вынудило Павла и Варнаву покинуть город.

Икония – Павла и Варнаву ожидали подобные, как в Антиохии, результаты. Многие уверовали, но город разделился. Когда оппозиция усилилась, Апостолы ушли.

Ликаонские города Листра и Дервия – проповедь Павла сопровождалась исцелением человека, хромого от рождения. Люди подумали, что к ним явились боги. Варнаву они приняли за Зевса, а Павла – за Ермия, так как он главенствовал в слове. Братья с негодованием опровергли это. Впоследствии иудеи из Антиохии и Иконии убедили народ, что Павел и Варнава ничему хорошему не учили. Павла побили камнями и бросили за городом, считая умершим. Но он встал и пошёл с Варнавой в Дер- вию, проповедуя и приобретая в этом городе учеников.

8. Обратный путь, Деяния 14:21–25

Несмотря на гонения, Апостолы вновь вернулись в Листру, Иконию и Антиохию Писидийскую, чтобы ободрить и утвердить верующих и поставить служителей. Они прошли через Памфилию в Пергию и отплыли из Атталии, возвращаясь в Антиохию Сирийскую, откуда и начинали своё путешествие. Всего 1-е миссионерское путешествие длилось больше двух лет (45–47 гг.).

9. Антиохия Сирийская, Деяния 14:26–28

В Антиохии братья «рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он открыл дверь веры язычникам» (14:27). Они оставались, служа «там немалое время», приблизительно около двух лет (48–49 гг.).

10. Иерусалимский собор и возвращение в Антиохию, Деяния 15:1–29; Галатам 2:1–16, 49 год

Некоторые иудеи пришли в Антиохию и настаивали на обрезании верующих из язычников. Павел и Варнава возглавили делегацию в Иерусалим (включавшую Тита, Тал. 2:3), поведав о великих делах, которые Бог совершал среди язычников без обрезания (15:12). Пётр, Иаков и Иоанн подтвердили, что Бог составлял из язычников «народ во имя Своё» (15:14; Гал. 2:19), и что обрезание не требуется. Павел, Варнава и Сила были посланы в Антиохию подтвердить хорошую новость. Вскоре туда прибью Пётр, но Павел обличил его за лицемерие в вопросе взаимоотношений верующих из евреев и язычников (Гал. 2:11–16). Даже Варнава увлёкся этим и отошёл от Павла.

Второе путешествие Павла 50–53 по Рождестве Христове

Карта 10–3, 2-е миссионерское путешествие Павла, 50–53 гг., Деяния 15:36–18:22 1. Малая Азия, Деяния 15:36–16:10, 50 г. (синие стрелки)

Из-за несогласия в отношении Иоанна Марка Варнава и Павел расстались (могло сыграть роль недавнее противоречие с Петром, Гал. 2:11–13). Варнава взял Иоанна Марка и отплыл с ним на Кипр (чёрная стрелка, Деян. 4:36). Павел и Сила пошли по суше в Сирию и Киликию, утверждая верующих. Чтобы попасть в ликаон- ские города Дервию и Листру, они должны были идти через Киликийские ворота – долину в гряде Таврских гор. В Листре к ним присоединился Тимофей. Не будучи «допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии» (что стало целью 3-го путешествия Павла) и Вифинии, они прибыли в Троаду на Эгейском море. Ночью Павлу было видение, в котором муж-македонянин просил прийти и помочь в Македонии.

2. Греция: Македония и Ахаия, 51–53 гг. (жёлтые стрелки)

Целью Павла во 2-м миссионерском путешествии была Греция (области Македония и Ахаия). Взяв с собой в Троаде Луку, группа на корабле отплыла в Европу. Там они создали общины верующих в македонских городах Филиппы, Фессалоника и Верия. Как и в предыдущем путешествии Павла, реакция людей на весть о воскресшем Мессии была разной. Некоторые с радостью принимали весть, а другие яростно противились ей. Из-за неприятия Павел ушёл в Афины, а другие Апостолы остались в Фессалонике и Верии. В Афинах на Марсовом холме в тени Акрополя Павел проповедовал о воскресении. Позже он пришёл в Коринф, где встретил При- скиллу и Акилу, верующих евреев, недавно перехавших туда после указа императора Клавдия, изгнавшего евреев из Рима. Павел нёс служение в Коринфе два года (Деян. 18:11, 18). Там он написал 1-е и 2-е Фессалоникийцам, послания ободрения новым верующим в Фессалонике. Также во время своего пребывания в Коринфе Павел предстал перед Галлионом, проконсулом Ахаии (и братом философа Сенеки). Галлион решил, что служение Павла является предметом еврейской веры, и закрыл дело.

3. Обратное путешествие (тёмно-красные стрелки)

По пути из Коринфа Павел сделал остановку в Ефесе и выразил желание вернуться. Прибыв в Израиль через Кесарию, он дал отчёт церкви в Иерусалиме, а потом пошёл в Антиохию. Скорее всего, в Антиохии Павел написал Послание к Галатам, адресованное церквам, которые он и Варнава создали во время 1-го путешествия.

Карта 10–4, 3-е миссионерское путешествие Павла, 54–58 гг., Деяния 18:23–21:17

Путешествуя по суше в города Галатии, куда он недавно послал письмо (синие стрелки), Павел прибыл в Ефес и служил там больше двух лет. «Все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе – как иудеи, так и еллины» (Деян. 19:8–10). Вероятно, именно в это время возникли церкви в Колоссах, Лаодикии, Сардисе, Пер- гаме и Смирне. Позднее в Ефесе (весна 57-го года) Павел написал 1-е Коринфянам, касаясь проблем в поместной церкви, и выразил желание провести следующую зиму в Коринфе (1Кор. 16:1–9). После мятежа из-за угрозы покровительнице Ефеса Артемиде (Диане) со стороны Евангелия Павел ушёл в Македонию. Храм Артемиды в Ефесе был одним из Семи чудес света. Служа в Македонии (жёлтые стрелки), Павел получил вести от Тита об улучшении ситуации в коринфских церквах и написал 2-е Коринфянам (2Кор. 2:12–13; 7:5–7, 13). Также в это время Павел, вероятно, служил и в Иллирике (совр. Албания, Рим. 15:19). Затем он провёл три месяца с верующими в Коринфе (Деян. 20:1–3, зима 57–58 года). Здесь он написал Послание к Римлянам (Рим. 15:25–26, 31; 16:23). Желая к Пятидесятнице доставить помощь верующим в Иудее (Деян. 20:16), Павел отправился в обратный путь через Македонию. Он отпраздновал Пасху в Филиппах (Деян. 20:6), а затем отплыл, сделав короткую остановку в Ми- лите, чтобы попрощаться с верующими из Ефеса. По пути в Кесарию он делал остановки в финикийских городах Тир и Птолемаида. Здесь ему было предсказано, что в Иерусалиме его ожидают трудности. На Пятидесятницу в Иерусалиме Павла арестовали и отправили в узах в Кесарию. Там, находясь в заключении два года, он свидетельствовал о Христе римским правителям (карта 10–1, №6).

Карта 10–5, путешествие в Рим, 60 год, Деяния 27–28

Павел хотел послужить в Риме (Деян. 19:21). Он знал, что когда-то это осуществится (Деян. 23:11). Возможно, он не знал, что его путь в Рим будет связан с бурей и узами. После двухлетнего заключения в Кесарии во избежание фиктивного суда в Иерусалиме Павел обратился с апелляцией к Кесарю. Его морское путешествие описано в 27–28 главах книги Деяний. Оно является свидетельством очевидца, содержащим многие детали, включая типы кораблей, количество людей на борту, время года, описание погоды и географических мест.

Как итог, христианская вера, родившаяся в Галилее и Иудее, укоренилась и в Европе. Основной личностью, способствовавшей распространению веры в Иисуса, был Павел. Несомненно, он наилучшим образом подходил для этой миссии. Иудей и римский гражданин, родившийся в Тарсе на пересечении дорог Азии и Европы, Павел использовал язык и транспортную систему Римской империи. Однако по-человечески его успех необъясним. За 13 лет (45–58 гг.) Павел создал церкви в четырёх римских областях: Галатии, Македонии, Ахаии и Асии. На каждом шагу его ожидало сильное сопротивление – иудейские вожди, римская власть, представители языческих религий и физические трудности. Иногда он даже сталкивался с оппозицией в среде верующих. С человеческой точки зрения он должен был сдаться. Объяснить его успех можно только тем, что паруса его корабля веры надувал божественный ветер. Сам Бог совершал труд, и человек не мог остановить Его.

Третье путешествие Павла 54–58 по Рождестве Христове

Путь Павла в Рим 60 по Рождестве Христове

Первое восстание против Рима 66–73 по Рождестве Христове

Еврейские религиозные и националистические настроения стали настолько сильными, что в 66-м году евреи восстали против римского правления. Подавление восстания римлянами привело к разрушению храма в 70-м году, ставшему центральным событием еврейской истории. Эту войну подробно описал Иосиф Флавий (Иосиф бен Мататьяху), молодой генерал, руководивший во время восстания еврейскими войсками в Галилее. Однако, попав у Йотапаты в римский плен, Флавий убедился в тщетности этого восстания. Веспасиан и его сын Тит, командовавшие римской армией, относились к нему по- дружески. Флавию разрешили сопровождать римские войска в боевых действиях в качестве очевидца. В середине 70-х годов, по поручению императора Веспасиана Иосиф Флавий написал книгу «Иудейская война».

1. ЗАПАДНАЯ ГАЛИЛЕЯ

Восстание вспыхнуло в Кесарии, но распространилось в Галилею и Иудею. Стратегия римской кампании была связана с географическими особенностями местности. Римляне взяли порт в Птолемаиде и пошли на Галилею. Город Сепфорис, не желавший участвовать в восстании, радушно принял Веспасиана и даже отчеканил монеты, назвавшие его «миротворцем». Йотапата, где быт пленён Флавий, пала после 47-дневной осады.

2. ПРИБРЕЖНАЯ РАВНИНА

Большинство язычников, живших в Кесарии, радушно приняли Веспасиана. На следующем этапе своей экспансии он взял Прибрежную равнину, включая порт Иоппию.

3. ВОСТОЧНАЯ ГАЛИЛЕЯ

Веспасиан отдыхал 20 дней в Кесарии Филипповой у Ирода Агриппы И, того самого Агриппы, который слышал свидетельство Апостола Павла (Деян. 27). Во время археологических раскопок в Кесарии Филипповой были найдены остатки огромного дворца Агриппы. Затем Тит привёл войска из Кесарии у моря через долину Изреель, чтобы атаковать Тарихею на западном побережье Галилейского моря. Иосиф Флавий даёт подробное географическое описание Галилеи. То же самое он сделал и в отношении других регионов, включая Перею, Самарию, Иудею, рифтовую долину Иордана у Иерихона, Мёртвое море и, конечно, Иерусалим. Эта информация представляет большой интерес для географов, историков и археологов. Битва у Тарихеи шла и на Галилейском море. Флавий пишет:

Все озеро было окрашено кровью и полно трупов, ибо ни один человек не вышел живым. Через несколько дней по всей окрестности распространился страшный смрад; не менее ужасен был и вид ее; берега были покрыты обломками судов и раздутыми телами (Война, III.10.9).

Лодка I столетия, найденная в 1986 году и в настоящее время находящаяся в музее кибуца Гиннозар близ Трахеи, могла участвовать в этой битве.

4. ГОЛАН

Римляне захватили Гамлу, основную еврейскую крепость в Голане, где жители прыгали со скал, чтобы не сдаваться захватчикам. В то же время подавлялось сопротивление в долине Изреель и в местах близ горы Фавор. Лидером восстания был Иоанн из Гисхалы в Верхней Галилее. Войска Тита окружили его, но Иоанн, введя противника в заблуждение, бежал в Иерусалим. За ужасную участь, постигшую евреев в последующие несколько лет, Иосиф Флавий винит зилотов таких, как Иоанн из Гисхалы.

5. ПЕРЕЯ

Покорив Галилею и долину Изреель, Веспасиан укрепил свои позиции в восточной рифтовой долине Иордана, особенно в еврейских поселениях Переи (синяя стрелка).

6. ШЕФЕЛА ИУДЕИ

По побережью Веспасиан пришёл в Антипатриду, Лод и Эммаус. Пятый римский легион в Эммаусе закрепился на западных подходах к Иерусалиму.

7. САМАРИЯ и ИЕРИХОН

Самаряне необдуманно приняли участие в восстании. По Транссамарийскому пути Веспасиан привёл войска в Сихем. Он завоевал его и переименовал в Неаполь («Новый город»), от которого взял своё название современный арабский город Наблус. Лёгкость, с которой Веспасиан взял Самарию, показывает открытость региона. Пройдя вдоль восточной ветви Транссамарийского пути (вади Фара) в долину Иордан, Веспасиан взял Иерихон. Расположив в Иерихоне 10-й римский легион, он укрепил восточные подходы к Иерусалиму.

Скорее всего, именно в это время обитатели Кум- рана, вероятно ессеи, спрятали свитки в близлежащих пещерах Иудейской пустыни. Свитки Мёртвого моря из Кумрана состоят из более чем 800 манускриптов, включая около 200 библейских текстов, датируемых между 250 годом до Р.Х. и 70 годом по Р.Х. Большинство текстов отрывочные, хотя некоторые полные, как, например, книга Исаии. Первые свитки были найдены в 1948 году. В свитках представлены все книги Ветхого Завета кроме книги Есфирь. Свитки усилили текстуальное изучение Ветхого Завета, потому что они на 1000 лет старше всех прежде известных текстов Ветхого Завета. А внебиблейские свитки показывают духовное состояние иудаизма в I столетии до Р.Х. и в I столетии по Р.Х.

В конце 68-го года умер император Нерон. В течение 69-го года римский престол занимали четыре императора, но в итоге победителем стал Веспасиан. В Иудее же в 69-м году шла ожесточённая внутренняя борьба между разными группировками. Позже в Талмуде будет сказано, что храм был разрушен из-за «беспочвенной ненависти» среди евреев.

8. ИЕРУСАЛИМ

В 70-м году римскую кампанию возглавил Тит, сын императора Веспасиана. Тит направил Пятый легион к Иерусалиму с запада, 10-й – с востока, а сам повёл 11-й и 15-й легионы к Иерусалиму с севера по водораздельному маршруту (красные стрелки). Он остановился в Гиве Сауловой, где есть стратегически важный уасток, представляющий собой сужение в водоразделе севернее Иерусалима. Войска Тита захватили Иерусалим. Иосиф Флавий пишет, что храм был разрушен 9–10 дня месяца Ав (август) – в тот же день, когда вавилоняне разрушили первый храм (Война, VI.4.5).

После разрушения Иерусалима начались облавы с целью задержания всех лиц, подозреваемых в участии в восстании. Зилоты бежали в крепости Иродион, Махерус и Масада, расположенные в пустыне. Сопротивление зилотов прекратилось на Пасху в 73-м году в Масаде, когда 960 человек, чтобы не попасть в руки к римлянам, совершили массовое самоубийство.

Восстание Бар-Кохбы 132–135 по Рождестве Христове

ПОСЛЕ РАЗРУШЕНИЯ ХРАМА

После разрушения храма в 70-м году по Р.Х. иудейский Синедрион был воссоздан в Иавнее (Иавнеил) на Прибрежной равнине, южнее Иоппии. Саддукейское первосвященство исчезло, а фарисейский иудаизм приспособился к переменам и существовал под руководством Йоханана бен Заккая приблизительно до 85-го года, а затем под руководством Гамалиила II – до 115 года. Главный вопрос, на который должен был отвечать Синедрион в это время, заключался в следующем: «Как можно практиковать иудаизм без храма?» Большая часть современной иудейской мысли и обычаев восходит к этому периоду. Например, жертвоприношения в храме были заменены изучением Торы, молитвами и добрыми делами (поступками «хесед», или доброты). Без храма по-другому должны были отмечаться праздники. Пасха стала праздноваться дома с пересказом истории Исхода – Агады – которая была составлена при руководстве Гамалиила II.

ИМПЕРАТОР АДРИАН И БАР-КОХБА

И Йоханан бен Заккай, и Гамалиил II верили в необходимость компромисса с римским самодержавием. Однако с этим согласились не все евреи. В 115–117 годах по Р.Х. евреи диаспоры (Киренея, Кипр, Египет и Месопотамия) восстали против римских властей, но пожали трагические последствия. В 129 году римский император Адриан начал воплощать планы всесторонней еллинизации Иудеи. Он запретил иудейские обряды, в частности, обрезание, и планировал перестроить Иерусалим, превратив его в греко-римский город с храмами себе и Юпитеру на Храмовой горе. Планы Адриана противоречили религиозным и националистическим настроениям иудеев. Под руководством Симона Бар-Кохбы в 132–135 годах началось Второе еврейское восстание против Рима. Восстание Бар-Кохбы распространилось только по территории Иудеи и завершилось сокрушительным поражением евреев. В 135 году последним местом сопротивления Бар- Кохбы стал Бетар (Вефер) близ Вифлеема, а последние опорные пункты сопротивления располагались в пещерах Иудейской пустыни и Шефелы.

Как следствие неудавшегося восстания евреям был запрещён доступ в Иерусалим. Иудейское руководство, Синедрион, переехало из Иавнеи в Галилею. В Иерусалиме на древней Храмовой горе были сооружены храмы Адриану и Юпитеру. Иерусалим был переименован в Элия Капитолина (Элия от Адриан Элий, а Капитолина – от Капитолий Юпитера). В стремлении уничтожить саму память о связи евреев с их Обетованной Землёй Адриан велел переименовать целую страну, назвав её Сирия- Палестина, таким образом возродив имя древнего врага евреев, филистимлян. Современное название Палестина уходит корнями именно к этому решению императора Адриана.

АРХЕОЛОГИЯ и СВИТКИ

В начале 1960-х годов в пещерах Иудейской пустыни, особенно в районе нагала Хевер, южнее Эн-Геди, археологи обнаружили богатую коллекцию предметов и документов времени восстания Бар-Кохбы. В этих пещерах прятались участники еврейского сопротивления. Среди найденных ими предметов были одежда (накидки и плащи), монеты, драгоценности и бронзовые кувшины и чаши. Среди документов были имущественные акты с печатями и письма от Симона Бар-Косибы (Кохбы), предписывающие распределение припасов в связи с приближающимся праздником Кущей (см. Yigal Yadin, Bar- Kochva, 1971).

Из-за печальных последствий неудавшихся восстаний евреев против Рима (Первое восстание, восстание диаспоры и восстание Бар-Кохбы) иудаизм в последующие несколько сот лет относился к мессианским политическим движениям с подозрением. Мишна и Талмуд предоставляют решение о приходе каких-либо политических мессий Богу и относят такое вмешательство в далёкое будущее.

МИШНА, 200–220 годы по Р.Х.

После поражения восстания Бар-Кохбы центр иудейской жизни в Израиле сместился в Галилею. Центральной фигурой в это время становится князь Иуда (Иегуда Ха Наси, прибл. 150–220 гг.). Под руководством князя Иуды в селении Шефарам, а затем в Бейт-Шеариме – Бесара на западе Нижней Галилеи, был воссоздан Синедрион (см. карту 1–4). Приблизительно в 200 году раввин Иуда перевёл Синедрион в город Сепфорис. В Сепфорисе в 200–220 годах этот князь собрал большой свод устных законов в письменный труд, известный в настоящее время как Мишна.

Князь Иуда, внук Гамалиила II из Иавнеи, заявлял, что он – потомок Давида. Иуда скопил огромное богатство. Помня о провале Первого и Второго восстаний против Рима, раввин Иуда подружился с римлянами и приспособился к римскому господству. Десятилетия, предшествующие периоду Мишны, прошли под убеждением, что национальное восстановление Израиля или пришествие Мессии произойдёт в далёком будущем. Национальное зилотство принесло только опустошение. Этот взгляд отражён в Мишне, где мессианский национализм унижается. Какое-то время с Римом можно было уживаться.

В иудаизме записанный закон состоит из Пятикнижия Моисея. Устный закон объясняет записанный. В английском переводе кодификация Мишны, устного закона, занимает около 800 страниц. Это продолжение раввинского диалектического анализа того, как следует практиковать иудаизм в отсутствие храма. Как могут евреи, лично и сообща, быть святыми без храмовых жертвоприношений? Споры продолжаются, и точное мнение не всегда ясно. Например, вступительные страницы Мишны задают вопрос: «С какого времени вечера можно цитировать Шему! Шема – это молитва, основанная на словах: «Слушай (Шема), Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). Есть различные раввинские мнения, но вопрос остаётся открытым, поскольку вместо храмовых жертвоприношений произносятся молитвы.

Мишна была написана на еврейском языке. Более позднее толкование Мишны в 250–550 годах писалось, в основном, на арамейском, и называлось оно Гемара. Вместе Мишна и Гемара составляют Талмуд.

К 400-му году Синедрион переехал в Тивериаду. Здесь был собран Иерусалимский Талмуд, отличающийся от Вавилонского, собранного в Месопотамии и считающегося более авторитетным. В период с 500-го по 1000-й год книжники, работавшие в Тивериаде, стандартизировали произношение гласных в еврейской Библии. Этот текст известен как Масоретский (от еврейского слова масора, что значит «передавать» или «предание»). Еврейский Масоретский текст – стандартный текст, от которого и произошли современные переводы Ветхого Завета.


Источник: Спутниковый библейский атлас / Уильям Шлегель – Изд.: Беларусь, Минск, Славянское Евангельское Сообщество. 2015. – 155 с. ISBN: 1-978-56773-099-Х

Комментарии для сайта Cackle