Источник

Глава XII. Поучительное размышление

Перед принятием Христовых тайн

Молитвенное воззвание причастника Христовых тайн.

Веровах, темже возглаголах.

Избравший нас в наследники Своего царства, уготованного от создания мира, Царь и Господь наш, возлюбив Своих сущих в мире, дал в пищу нам Тело и Кровь Свою, да, вкушающе их, имеем жизнь вечную. Столь великое имеяй милосердие, части спасаемых сподоби с верою зовущего: Иисусе, Сыне Бога живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою на веки.

Ангела Своего пославший с углем небесного огня к Исаие пророку, когда тот, видев Тебя на престоле превознесенного, сокрушался о нечистоте уст своих: аз же, душу и тело имея оскверненные грехом, как вселю Тебя внутрь себя, аще не Сам Ты благоволишь очистить меня: о, Иисусе! Огнем Божественного естества Твоего коснися сердцу хладному. Иисусе, озари ум мой, помраченный житейским попечением, светом Божественного разумения. Иисусе, очисти мое сердце страхом Твоим от всякого суетного помышления. Иисусе, Создателю мой, дух правый обнови в утробе моей. Иисусе, Искупителю мой, изведи из темницы душу мою. Иисусе, Сыне Бога живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою навеки.

Из неопалимой купины воззвал Ты, Господи, избранному в пророки Моисею: «сними сапог с ноги твоей; ибо земля, на которой стоишь, свята есть». Аз же, от земли взятый, зная, что земли и купины той святее хлеб сей и вино, которые благословил Ты и возвестил: сие есть Тело Мое, и сия есть Кровь Моя, как приступлю к Тебе и соединюсь с Тобою? Но верою укрепляемый, зову: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Желанием возжелех сию пасху ясти с вами (Лк.22:15), – сказал Ты ученикам Своим, подавая под видом хлеба и вина Тело и Кровь Свою, – залог высочайшей любви Твоей. Желанием и я объемлюсь соединиться и жить с Тобою, и с пророком взываю: чашу спасения прииму и имя Господне призову (Пс.115:4). Иисусе, сладосте церковная. Иисусе, утешение всех верующих в Тебя. Иисусе, услади мое сердце великою любовью к Тебе. Иисусе, отгони от меня всякое нерадение в благоугождении Тебе. Иисусе, утверди во мне живую веру в Тебя, Бога Спасителя моего. Иисусе, дай мне радость спасения Твоего. Иисусе, Сыне Бога живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою навеки.

Старайтесь, – говорил Ты, Господи, малосведущим иудеям, – не о пище тленной, но о пище, подающей жизнь вечную, которую даст вам Сын человеческий; ибо на Нем положил Отец печать Свою (Ин.6:27). И неверные говорили: какое же дашь Ты знамение, чтоб мы увидели и поверили Тебе? Отцы наш ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть (Ин.6:30–31); Ты же, что делаешь подобное? И допытываясь знамения небесного, не могли познать, неразумные, что Ты еси Самый Тот, одождивший манну в пустыне, Кому силы небесные взывают: аллилуиа.

Истинно, истинно говорю вам, – так Ты, благосердый Господи, говорил иудеям, – не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес (Ин.6:32). Ибо Божий хлеб есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На сие благомыслящие из них сказали: Господи! подавай нам всегда такой хлеб (Ин.6:34). Подобно им и я зову: Иисусе, с небеси сходящая и до кончины века неоскудевающая пища, подающая жизнь миру, Иисусе, источниче жизни неисчерпаемой, напояющий души верных. Иисусе, насыти меня алчущего небесной в Тебе пищи. Иисусе, напои меня, жаждущего вечной жизни. Иисусе, соделай меня причастником Тела и Крови Твоей. Иисусе, сподоби Тебя, источника бессмертия, принять со страхом и верою, Иисусе, Сыне Бога Живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое и соедини меня с Тобою навеки.

Не желая оставить неверных во тьме неразумия, Ты, Господи, возвестил им: Аз есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я уже возвестил вам, что вы и видели Меня, и не веруете (Ин.6:35–36). О, безумие видевших и не веровавших! за то и не могли они быть в разуме поющих: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Желая всем прийти в познание спасения Твоего, Ты, Господи, говорил еще иудеям: все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон. Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца; воля же пославшего Меня есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день (Ин.6:37–39). О, Иисусе, пришедый в мир грешныя спасти! Иисусе, Сыне Бога Живого, оживотвори нечувствием одержимую душу мою. Иисусе, исполни Отчее о мне благоволение. Иисусе, не отвергни желающего прийти к Тебе. Иисусе, дай мне ненависть ко всему, что отвлекает от Тебя. Иисусе, Сыне Бога Живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою навеки.

Неверным невероятны и откровения Твои, Господи. И возроптали иудеи, когда услышали слова Твои: Я есмь хлеб, сшедший с небес (Ин.6:41). Не Иисус ли это, – говорили они, – сын Иосифов, которого отца и мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?(Ин.6:42). И в неверии пребывающие не могли взывать Тебе: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Где умножался недуг неверия, там преизобиловала и благодать вразумления. Посему и говорил Ты иудеям: не ропщите между собою; никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:43–44). У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. (Ин.6:45). Внимая сему, зову Тебе: о, утверждение желающих прийти к Тебе и быть с Тобою! Иисусе, укрепи в сем направлении расслабленную душу мою. Иисусе, поддержи меня неуклонно следовать Тебе, Иисусе, силою благодати Твоей ободри дух немощного и унылого, Иисусе, не отвергни меня непотребного. Иисусе, Сыне Бога Живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою навеки.

Долготерпеливый Господи! и неудобопреклонным в вере еще возвещал Ты: Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли: хлеб же, сходящий с небес, таков, что идущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить во век. Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира (Ин.6:48–51). Но, слышавшие о сем иудеи только спорили: как Он может дать нам есть плоть Свою? (Ин.6:52). И взывать Тебе не могли: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Истинно, истинно говорю вам, – воистину благий Ты, Учитель и Бог наш, явившийся во плоти, так уверял еще неверных иудеев, – если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет в себе жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:53–54). Всему этому веруя, вопию Тебе: Иисусе, вкушением Плоти и Крови Твоей соделай меня живущим вовеки. Иисусе, в Плоти и Крови Своей заключивший для нас жизнь вечную. Иисусе, в пищу и питие уготовляющий верным истинную Плоть и Кровь Свою. Иисусе, воскресение и жизнь вечную подающий Собою роду человеческому. Иисусе, все соделать могущий легко и удобно как Бог и Сын Бога истинного, Иисусе, Сыне Бога Живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою навеки.

И нехотящим верить Тебе Твои уста еще изрекли: Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин.6:55–57). И сии с ангелами вместе вечно будут петь: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Как истинный Бог богатый благостию Ты еще свидетельствовал о себе маловерным сынам израильским: сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин.6:58). Хотя свидения Твоя, как было сказано и у пророка, уверишася зело (Пс.92:6); однако в неверии пребывающие говорили: какие странные слова! кто может это слушать? (Ин.6:60). О, Иисусе! не допусти меня до такого неверия. Иисусе, подай мне совершенную веру словам Твоим. Иисусе, введи меня в жизнь вечную словом Твоим истинным. Иисусе, да будет мне Плоть Твоя пищею, подающею жизнь вечную. Иисусе, и Кровь Твоя истинная да будет мне источником бессмертия. Иисусе, Сыне Бога Живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою навеки.

Не хотящий смерти ни одного грешника, Ты, Господи, еще говорил иудеям: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин.6:61–63). Мы же, сему верующие, вопием: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Так и самая Плоть Богочеловека не на пользу служит человеку, который не имеет живой веры словам Его, коими всякая душа ободряется и утверждается в уповании жизни вечной. Кому же дано уразуметь, – кто есть Сын человеческий, вознесшийся на небо и имеющий всю власть и силу Бога Отца Своего, тому уже нет соблазна в истинных словах Твоих, Сыне Божий, и он с верою Тебе зовет: о, Иисусе, подающий верующим жизнь вечную! Иисусе, не уклони сердце мое в помышления лукавые. Иисусе, подай мне рассуждение иметь Божеское, а не человеческое. Иисусе, отгони от меня всякое сомнение в истине слов Твоих, Иисусе, по вере всякому слову Твоему, да буду я наследником жизни вечной. Иисусе, Сыне Бога Живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое и соедини меня с Тобою навеки.

Указывая на пагубное последствие неверия, Евангелие возвещает нам: с этого времени, – как слушатели соблазнились словами Христовыми о даровании Им в пищу верным Тела и Крови Своей, – многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним (Ин.6:66). И за неверие и ожесточение сердца отчужденные от жизни Божией, иудеи не возмогли уже вразумиться, чтобы петь: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Совершенно верны и вечно неизменны слова Твои, Господи, сказанные ученикам Твоим: Я есмь истинная виноградная лоза, а вы ветви... как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне (утверждены верою и любовию). Посему пребудьте во Мне, и Я в вас; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто же пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода (Ср.Ин.15:1–5). О, Иисусе, вседетельная сила Божия! Иисусе, живое Слово Живого Бога, без Тебе ничто же бысть, еже бысть (Ин.1:3). Иисусе, укрепи меня в вере и любви к Тебе. Иисусе, сотвори плодоносным дух мой омертвелый и неплодный. Иисусе, очисти сердце мое от всякого противного Тебе помышления. Иисусе, Сыне Бога Живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою навеки.

Первое являя знамение Божественной Твоей силы, одним своим хотением претворил Ты на браке воду в вино; последним же в Своей земной жизни и наибольшим чудом показал Ты преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Твою, да с верою питающиеся ими зовут: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Открывая роду человеческому, неведущему тайн Царствия Божия, присносущную Свою силу и Божество, вначале Ты, Господи, посылал манну с небес и питал ею сорок лет народ Свой, идущий в землю обетованную. После же, когда исполнилось проречение: Бог яве приидет (Пс.49:3), и Ты явился видимо на земле как один из сынов человеческих, – тогда многие тысячи народа, последующего за Тобою в пустыню, насытил раз пятью, и во второй семью хлебами, да верные утвердятся в познании истины и зовут: о Иисусе! все, все чудны дела Твои, Иисусе, Ты еси Бог творяй чудеса (Пс.76:14). Иисусе, Ты из камня источил воду в пустыне безводной жаждущему народу Своему. Иисусе, все Твои чудные милости нам неисчетны. Иисусе, питающий даже доныне миллионы верных Телом и Кровию Твоею. Иисусе, Сыне Бога Живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою навеки.

Так как естеству нашему противно есть плоть человеческую, то и благоволил Ты дать в пищу нам Тело и Кровь Свою под видом хлеба и вина: и приим хлеб, как сказано, и благословив, рек ученикам: приимите, ядите, сие есть Тело Мое; и чашу подавая с вином, хвалу воздав, возвестил: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета. Сие творите в Мое воспоминание (Мф.26:26; Лк.22:19). Сему завету Твоему внимая, радостно зовем: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Руководствуясь верою, а не видением, от которого иудеи не получили пользы, истинные ученики Твои, Господи, наставляемые словом Твоим на всякую истину, приняв от Тебя завещание творить в воспоминание Твое то самое, что и Ты сотворил, передали сие и нам: и се доныне пребываешь Ты Телом и Кровию Своею со всеми верными, как и обещался быть с нами до скончания века (Мф.28:20). О, Иисусе, милость бесконечная! О, Иисусе, любовь неизреченная. Иисусе, жертва живая. Иисусе, агнец Божий. Иисусе, пребуди с нами всегда и везде. Иисусе, Сыне Бога Живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою навеки.

Последнюю в сем мире воссылая молитву Богу Отцу о всех верных, Ты, Господи, возгласил: Отче! да будут все едино: как Ты во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино; да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ср.Ин.17:21–26) они. Сему пресладкому гласу Твоему внемлюще и силу молитвы Твоей ведуще, зовем: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Блаженны званные, как сказано, на брачную вечерю Агнца Божия (Откр.19:9); они ясти будут от дерева животного и от манны сокровенной. Кто из сих блаженных не возлюбит Питающего их Плотию и Кровию Своею, в оставление грехов и вечную жизнь, и кто не воззовет: о, Иисусе, венчающий нас милостью и щедротами?! Иисусе, любовью к Тебе, единому истинному Богу, всех нас совокупляющий воедино. Иисусе, даруй нам единомыслие в вере и мир твой, упокоявающий наши души. Иисусе, наполни наши сердца Божественною любовию к Тебе и ближним. Иисусе, вечери Твоей тайной сподоби быть причастником и меня окаянного. Иисусе, Сыне Бога Живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою навеки.

О, пресладкий и всещедрый Иисусе! никто без соединения с Тобою блаженным истинно и вечно быть не может; но и причащающийся Тела и Крови Твоей бесстрашно, безрассудно, всякий осужден будет. Сего ради благоволи принять Тебя, Творца и Избавителя, внутрь себя со страхом и верою, да зову спасаемый: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

***

Господи, Боже мой! Истинно так, что Бог есть любовь (Ин.4:16), как сказал Твой возлюбленный ученик. Кроме всех благодеяний, оказанных роду человеческому, одно Твое дарование Тела и Крови Твоей в пищу верным являет, что Ты еси высочайшая любовь. Также по слову совершенной истины, – Бог есть и огнь поядающий (Евр.12:29), – ненавидящий всякое беззаконие и всех, делающих неправду; и не соединится с Тобою ни один лукавый. Как все, удаляющиеся от Тебя, погибают; так равно и приближающиеся к Тебе, имея один образ благочестия. Хотя предатель Твой и был в обществе избранных учеников, и другой сын погибели явился вместе с пришедшими на брачный пир; и тому и другому было Тобою сказано: друг и друже, однако вслед за тем последовала страшная измена десницы Твоей. Так, Господи, и я, приобщаясь Тела и Крови Твоей, кажусь быть близким к Тебе; но и боюсь быть отверженным от Тебя. Ибо знаю я, – кто Ты, и кто я – червь пред величеством славы Твоей и прах земной!? Если было раз изречено Петру, за несогласное с Твоею правдою мнение его: иди за Мною, противник (Мф.4:10); и также всем ближайшим к Тебе ученикам: о, роде неверный! доколе буду с вами? доколе терплю вам? (Мф.17:17) – то какой бы суд о себе услышал я, если бы мог, из пречистых уст Твоих?! Ужасаюсь правды Твоей, подобно самосужденному ученику Твоему, зову: Господи! муж грешен есмь (Лк.5:8), – и с другим таким же Тобою помилованным: окаянен аз человек (Рим.7:24) . Хотя, по немощи своей души, делаю я и не то, что хощу, и приступаю к Тебе с помыслами нечистыми, но Ты, мой Избавитель, избавь мою душу от ее вечных недугов, как очистил блудницу от грехов и кровоточивую исцелил от ее болезни. И первую Ты отпустил безгрешною за то, что облила ноги Твои слезами; и второй тотчас помог за то только, что с верою прикоснулась к краю одежды Твоей. Я же, первый из числа грешников и мыслящих человеческое, а не Божеское, смею, по благоволению Твоему, всего Тебя принять ныне внутрь себя. О, Боже мой, Боже! Как оправдал Ты мытаря за то, что он воззвал: Боже, милостив буди мне грешному (Лк.18:13), – так будь милостив и ко мне грешнику, обращающемуся к Тебе с молитвою смиренною и умиленным сердцем. Не накажи меня, как Судия праведный, но, как чудодействующий Врач, уврачуй мою душу от ее смертных ран. Ибо знаю, что не живет во мне доброе, и когда хочу делать доброе, прилежит мне злое; но – и помышления плотские суть смерть души (Рим.8:6). Сего ради и хочешь Ты, источник бессмертной жизни, жить во мне, чтобы тот огонь, который пришел Ты воврещи на землю, пребывал во мне всегда, и я, подобно купине горящей, постоянно пламенел любовию к Тебе, благословлял Твое имя и благодарил Тебя от всего сердца моего. Аминь.

Исповедание веры и чувств пред Богом

За то, что он познал и возлюбил

Меня, Явлю ему спасение Мое.

Вем Тя, кто еси Ты, Святый Боже (Мк.1:24), – вопиял пред Тобою, Господи, отверженный дух злобы поднебесный, когда Ты явился на земле, зрак раба приим. Знаю и я, кто Ты, Единородный с Богом Отцом Твоим, пришедший в мир грешников спасти, от них же первый есмь аз. Ведение бесов, разумение о Твоем величии и святости не принесло им пользы никакой; ибо они взывали: что нам и Тебе, Иисусе Сыне Божий? пришел еси семо прежде времени мучить нас (Мф.8:29); пришел еси погубити нас (Мк.1:24); но не таково мое ведение, мое знание о Тебе, Боге Спасителе моем: оно премного радует мою грешную душу; ибо знаю я, что Ты для того и пришел в мир, чтобы искупить нас Своею кровию от вечной смерти, И сего ради славлю Твое милосердие, благий Искупитель, величаю Твою великую милость к нам грешным.

Праведным судом осудил Ты, Господи, смертью умереть дерзнувших нарушить завет древний Твой, дарующий жизнь бессмертную; и се мы через Адама умираем все и еще подвергаемся второй смерти, которой нет конца, за оскорбление Бога, живущего вовеки. Но глаголавший в пророках Дух Твой благий возвестил нам, что Ты не хочешь смерти грешника; и вот взявший на себя грехи мира, Ты изливаешь кровь Свою на Кресте во оставление грехов наших, да всякий, верующий в Тебя, не погибнет, но прейдет от смерти в жизнь (Ср.Ин.11:26). Жизнодавец наш, слава Тебе!

Указывая на древо знания добра и зла, говорил Ты некогда Адаму: аще снесте от него, смертию умрете (Быт.2:17). Желая же отвратить от нас вечную смерть, Ты восхотел предать в пищу нам Тело и Кровь Свою; и вот Новый Завет завещаешь нам: аще не снесте Плоти Сына человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе (Ин.6:53). Веруя сему слову истины, хотя и посреди сени смертной (Пс.22:4) иду я к животу и свету вечному, но не боюся зла, ибо Ты со мною еси (Пс.22:4): Ты, вопреки замыслу губителей моих, поставил еси предо мною трапезу, подающую жизнь вечную. Слава Тебе, Иисусе Христе, – Божия премудрость и сила, слава Тебе.

Как вожделенно, как приятно мне слышать Твое повеление: приимите, ядите... (Мф.26:26) – ибо верую я, что истинно есть свидетельство Твое о хлебе, который благословил Ты и о котором сказал: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое (Мф.26:26) во оставление грехов. И чаша Твоя упоявающи мя яко державна (Пс.22:5), как сказал пророк; ибо в ней содержится живот мой, она преисполнена Твоею милостью ко мне грешному. И что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову (Пс.115:3–4), – Новый Завет Его исполню радостно; ибо Он сказал: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета (Мф.26:27–28). Сего ради славлю Тебя, Господи, Боже щедрот и всякой утехи.

Слыша о Тебе, израильские люди, яко сила от Тебя исходит и исцеляет всех (Лк.6:19), искали прикасаться к Тебе; и шли за Тобою тысячи по городам и селениям, и даже в пустынные места. Твоя же премудрость устроила нам не только прикасаться к Тебе, но и быть с Тобою, и Тебя иметь внутри себя; ибо Твое слово истинно: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин.6:56). О, Божественная! О, сладчайшая любовь Твоя, Господи! Не так младенец, питаясь молоком матери, соединен бывает с ней, сколь тесно соединяешься Ты с возлюбленными Своими. И не нам, Господи, не нам достоинство в сем принадлежит, но Твоему великому милосердию; ибо Ты справедливо сказал, что не здоровые требуют врача, но больные (Мк.2:17). Слава Тебе, показавшему нам свет Твоего благоутробия, слава Тебе!

О, как был радостен день тот для Закхея, в который он влез на смоковницу, чтобы мог видеть Тебя! И как возрадовалась душа его, когда он услышал от Тебя пресладкий глас: Закхей! сойди скорее: ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк.19:5). – Но и я вот слышу глас Твой: се стою при дверех и толку, се аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, приду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною (Откр.3:20). И что же я на сие отвечаю Тебе своим невниманием? Не то ли, что сказал некогда и трикраты отрекшийся от Тебя: изыди от Мене, яко муж грешен есмь (Лк.5:8). Известно мне мое окаянство, знаю я, что нет во мне ничего доброго; но приду скорее в раскаяние и с трепетным сердцем зову: откуда мне сие, что прииде ко мне Сам Господь? Знаю я, что Ты, Святый Боже, и для святых Святейший, и только во святых почиваешь; я же – человек грешный, и могу быть скорее гонителем Твоим, а не успокоителем. Но прошу и молю: не допусти меня, Господи, быть врагом Твоим, и хотя не найдешь во мне места, где бы мог главу преклонить, но войди и пребудь со мною, да умилится душа моя и вся внутренность моя благословит имя святое Твое. Се, готово сердце мое, Боже, готово сердце мое принять Тебя: благословен грядый во имя Господне! (Лк.13:35).

Да испытывает себя человек, как говорит апостол Павел, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей; ибо кто пьет и ест недостойно, – не рассуждая о святости Тела и Крови Господа Бога, – тот виновен против Тела и Крови Господней (1Кор.11:27). Итак, не безопасно мне и принимать Господа, без страха, без мысли о Его великой святости: но страшно и удаляться от Него, ибо вси, как сказано у пророка, удаляющие себе от Тебя погибнут (Пс.72:27). Твое слово истинно: аще не снесте Плоти Сына человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе (Ин.6:53). Но чем более я рассматриваю себя, тем более нахожу недостойным быть обителью Бога моего; ибо что говорит Господь мой? Он говорит: кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его, и Мы приидем к нему, и обитель у него сотворим (Ин.14:31, 23). Но я ничего повеленного мне не сделал, от юности боримый и превозмогаемый многими страстями; и сего ради жизни Божией во мне всегда оказываюсь чуждым. Однако не противлюсь, если Господь скажет мне: днесь в дому души твоей подобает Мне быти. Прииди, мой Боже – Отче, Сыне и Душе истины, прииди и вселися в мя, и очисти сердце мое от всякой скверны, да славлю Тебя во все дни живота моего, который продлится тогда на бесконечные веки. Ибо так и сказано: ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его: жива будут сердца их в век века (Пс.21:27). – Господи, слава Тебе!

Се приступаю к бессмертному Царю и Богу моему, грешный, нечистый, непотребный раб, возлагая все упование на одну благость Твою, Христе Боже; но не как Иуда льстец. Приступаю к Тебе, как больной к Исцелителю, как окованный неправдою к Освободителю; как весьма жаждущий к Источнику жизни и как погибшая овца к доброму Пастырю, положившему душу Свою за грешного меня. И Ты не погуби меня, пришедший не погубить, но спасти нас грешных; ибо по твоему лишь изволению благому приступаю к Тебе принять Тебя, Бога радости и веселия моего, да соединюсь с Тобою и зову Тебе: слава Тебе, Боже, слава Тебе, Спаситель мой, слава Тебе! Аминь.

Рассмотрение – есть ли в нас вера и страх Божий

Со страхом Божиим и верою

приступите.

Не напрасно апостол писал первым христианам: да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто будет есть и пить недостойно, – не рассуждая о великой святости сих Божественных даров, – тот виновен будет против Тела и Крови Господней. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает (1Кор.11:27, 29, 30). И действительно, всякое дело, а тем более мудрое или опасное для здоровья и жизни, требует великого благоразумия и осторожности; иначе же можно страшным образом повредить себе, и никак не спасти себя. Если и в делах вещественных нужно быть рассудительным, то тем более в духовных, где не тело только, но и душа может погибнуть навеки. Потому и премудрый учит: прежде даже помолишися, уготови себе (Сир.18:28). Если и с земным царем нужно с опасностью говорить, чтобы не унизить величества его и не подвергнуться его гневу, то сколь предуготован должен быть тот, кто приступает к Царю царствующих и притом не для беседы только, но и для соединения с ним через принятие Тела и Крови Его! Итак, испытывайте себя, как говорит нам Писание, в вере ли вы (1Кор.11:28), чтоб не быть отчужденными от жизни Божией, за неверие и окаменение сердец своих (Ср.Еф.4:18). Ибо проповедовал же Господь иудеям спасение Свое; но так как сердце их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его (Пс.77:37), то и не вошли они в радость Господа своего. Яко не вероваша Богови, как сказано было в пророчестве о них, ниже уповаша на спасение Его (Пс.77:22). Сие может случиться и со всяким из нас, что, хотя сподобляемся мы источника бессмертного приобщаться и вкушать, и при сем можем за неверие и нечувствие сердечное не обретать в Господе радости спасения Его. Сия же печальная истина сбывается, как опыт показывает, над многими из нас.

Кто хочет не в суд или осуждение себе принять от чаши Тела и Крови Христовой, тот должен со страхом Божиим и верою приступить к ней, – должен иметь совершенную веру словам Господним или уверенность в пресуществлении хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Человеку, неведущему тайн Царствия Божия, приводится при этом спросить: может ли это быть? Может, – ответим ему, – потому что Господь знает, что говорит, и в устах Его нет лести, лукавства или обмана. Подавая хлеб, который благословил, Он сказал ученикам Своим: приимите, ядите, сие есть Тело Мое; также и о чаше с вином возвестил: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя (Ср.Мф.26:26–28). – И если бы это не Господь сказал, кто поверил бы Ему? Но так как Господь верен во всех словах и свят во всех делах, то иначе и быть не может. Ибо может ли что не исполниться по воле Того, Кто одним повелением Своим сотворил небо и землю? Может ли несбыточным быть слово Господне, коим и небеса утвердились? Но ты хочешь знать: как это может быть! – Надо помнить, что для человека сие невозможно, для Бога же все возможно.

Испытующий ум маловерного может еще и сие подумать: там поданный апостолам хлеб мог сделаться Телом по слову Самого Господа; а здесь не Господь говорит: сие есть Тело Мое (Мф.26:26). Не дивитеся сему, яко Сын человеч есмь (Ин.5:28), – Господь говорит иудеям, когда весь народ, видя чудеса Его, удивлял и прославлял Бога, давшего такую власть человекам. Аминь, аминь глаголю вам, – говорит и нам через Евангелие, – аще не снесте Плоти Сына человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе (Ин.6:53). Значит, если бы не дал Господь власти людям творить то же, что и Он сотворил, то кроме апостолов никто не получил бы вечной жизни. Для сего надобно помнить повеление Господне: сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19). Если и земной царь когда определяет: быть по сему, – то и после исполняется согласно воле его; тем более Царь небесный силен исполнить все, чему быть назначил. Как при сотворении мира сказал Он однажды: да произрастит земля былие травное (Быт.1:12); также однажды только повелел Он твари Своей: плодитеся, множьтеся, и наполняйте землю (Быт.1:28), – и по слову Его все совершается даже доныне. Так и раз сотворенное Им Таинство, и раз повеленное – творить сие в Его воспоминание, будет совершаться через служителей тайн даже до второго Его пришествия. Ибо не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк.1:37).

Господь говорил иудеям: хлеб, его же Аз дам, Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира. ядый же хлеб сей, жив будет вовеки (Ин.6:51, 58). Однако они говорили: какие странные слова! кто может это слушать? (Ин.6:60) – и отходили от Него прочь; потому что ум их не постигал того, что возвещал им Господь. Хотя ум наш многое из тайн Царствия Божия постигать не может, однако Бог силен совершить более того, сколь может человек понять и уразуметь сам собою. А кто верит больше своему разуму, чем Божию откровению, тот предал себя во власть лукавого духа – князя тьмы, князя века сего. Если бы определения Господни были удобно постигаемы умом человеческим и не требовали веры, то не было бы и сказано: не испытали судове Его, и не исследовани путие Его (Рим.11:33). Если сердце человека так глубоко, что тайных дум его никто не может знать, как только дух живущий в нем; то во сколько выше ум Христов, в котором все сокровища премудрости и разума Божественного сокровена суть (Кол.2:3). Посему не следует стараться, чтобы проникнуть умом в тайны Божественного откровения и узнать: может ли это быть? Или, как может быть? Ибо исчезоша, как сказано, испытающии испытания (Пс.63:7).

Должно всякому испытывать самого себя, – верен ли он Божьему слову? – и еще отличать живую веру от мертвой. Ибо есть вера живая, действующая в сердце, и есть вера бездейственная, о которой говорит Писание: вера без дел мертва есть (Иак.2:26). Живая вера производит в сердце страх Божий, а мертвая или недействительная – бесстрашна. И оттого вот случается видеть: многие, путешествуя по святым местам и поклоняясь мощам угодников Христовых, дивятся их подвигам и прославляют их чудеса; но те же люди, и даже многие служители Божественных тайн, держат себя без должного страха, без мысли благой и в самом храме, где на престоле предлежит истинное Тело Христово, в котором обитает вся полнота Божества (Кол.2:9). Подумать бы надо таким, – что Господь предвещал о людях Своих, которых сердце не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его: они не войдут в покой Мой (Евр.4:3), и как сказал, так и случилось: не вошли они в радость Господа своего. Что хотя слышим и мы призвание в жизнь вечную, и притом под таким еще условием: Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите; но как иудеям не принесло пользы слово слышанное и не растворенное верою слышавших, так и мы можем оставаться отчужденными от жизни Божией за неверие и окаменение сердец своих (Ср.Еф.4:18).

Посему и слово истины предостерегает нас: смотрите, чтоб не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога Живого (Евр.3:12). Кто наблюдает за собою, тот легко может видеть, сколь сердца наши слабы в вере, невнимательны к Божьему слову и как мы чуждаемся Божьей благодати, без которой никто не может иметь вечной жизни. Слышим, что Господь говорить нам: ядущий Меня жить будет Мною; сей пребывает во Мне, и Я в нем. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин.6:54–57). Кому не вожделенна жизнь вечная? или кто из нас не желает иметь в себе Бога и быть в Боге? Но вот слышим мы в храме Господнем ежедневно глас Господень: приимите, ядите, сие есть Тело Мое... И пиите вси, сие есть Кровь Моя...(Мф.26:26–28). И часто из множества предстоящих ни одного нет вкушающего. О, глубина неверии нашего и крайнего неразумия душ наших! Стыдиться бы следовало нам безумного ответа: имей мя отреченна! (Лк.14:18) – и страшиться бы грозного приговора: звании не быша достойни (Мф.22:8). Но мы остаемся в нечувствии и не имеем в себе страха Господня.

Теперь посмотрим, – от чего более происходит в сердцах наших неверие словам Господним? От чего же? Во-первых, от нежелании знать волю Господню, – ибо вера рождается от слуха, а кто не хочет слушать слов Божиих, тот и веры иметь не может. Во-вторых, от сердечной привязанности к благам земным; ибо никто не может служить Богу и богатству, как двум господам, противным друг другу в требованиях. Пример сему: фарисеи, сребролюбцы суще, как сказано, которые смеялись над учением Господним; также Иуда льстец, Анания с Сапфирою и тот Димас, о котором писал апостол Павел: Димас мене остави, возлюбив нынешний век (2Тим.4:10). Третья причина неверия Богу есть честолюбие и человекоугодие. Посему и Господь говорил иудеям: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще? (Ин.5:44). И апостол Павел писал: если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал.1:10). Оттого все, которые любили первые места в народных собраниях, оказались смертельными врагами Иисуса Христа. Такие люди всегда ненавидят даже и учеников Христовых, верных Его учению, как заметить можно из слов Иоанна Богослова: я писал церкви, но любящий первенствовать у них, Диотреф, не принимает нас, понося нас злыми словами (3Ин.1:10).

Есть еще важная причина неверия, о которой мы и не думаем; между тем она возбуждает великий гнев Господень на неверующих. Это видеть можно из следующего: раз ученики Господни, принявшие от Него власть изгонять бесов, никак не могли изгнать из отрока одного беса. И когда хотели узнать: почему это они не могли? Господь отвечал: по неверию вашему; и при сем, указывая еще на причину неверия, сказал: сей род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф.17:19, 21). Из сего видно, что вера укрепляется молитвою и постом; а без сего она уничтожается и человек делается непотребным рабом, богопротивным. Потому и Господь говорил в неверии сущим: о роде неверный! доколе буду с вами? Доколе терплю вам? (Мф.17:17).

Итак, чтобы достойно приступить к причастию Тела и Крови Христовой, – со страхом Божиим и верою, – нужно быть нелюбостяжательным, нетщеславным, преданным посту и молитве. А главное, нужно оставить всякое житейское попечение, как и Господь сказал: упразднитеся и уразумейте, яко Аз есмь Бог (Пс.45:11), и вместо суеты земной надобно заняться единым на потребу, – слушанием слов Господних, от которых рождается и укрепляется в нас вера, спасающая правых сердцем. Кто не оживлен или, так сказать, не воодушевлен верою живою, тот приобщается и страшных Христовых Тайн без всякого страха, и, конечно, не во спасение, а в осуждение и муку. Но кто и не приобщается потому, как говорит, что будто страшится, или по невниманию к сему спасительному таинству, холодности и безрассудности, все таковые отчуждены от жизни Божией (Еф.4:18) и лишаются вечного блаженства. Ибо только через соединение со Христом можно получить паки бытие (Мф.19:28) и сделаться наследником жизни вечной.

При сем нужно заметить, что, как вера есть мертвая, лукавая, так и страх есть неистовый, который не допускает душу до Святого причастия. Рассказывал один послушник, который, по благословению отца Серафима Саровского, должен был приобщаться во всякий двунадесятый праздник и накануне есть однажды в день. Случилось по забвению, поел дважды и пришел в такое смущение, что не хотел приобщаться; ему казалось, что он будет сожжен огнем или поглощен землею, как приступит к Чаше. Это было пред тем, как нужно приступить к Чаше; и в это время отец Серафим подал ему знак, чтобы пришел к нему. И вот что старец прозорливый тогда сказал: «если бы океан наполнили слезами, и тогда не были бы достойны, что Господь дает нам даром. Потому не смущайся, приступи к причастию, только веруй, что это есть истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса Христа, которые подаются нам в оставление грехов».

Итак, видим, что не только нерадение о приготовлении себя к Святому причастию, но и самая ревность не по разуму не допускает иного до причащения Тела и Крови Христовой. О, человек! Если и действительно велики язвы души твоей, и неправды твои смущают тебя, – то, шедши, покажи их священнику; и когда он, властью, данному ему от Бога, очистит душу твою от гноя страстей, тогда спеши к Чаше спасения, как олень на источник вод, чтобы скорее принять врачевство души, исцеляющее все недуги ее и избавляющее от истления живот твой (Ср.Пс.102:3–4). Но если решишься сам удержать себя от причастия по причине ложного страха или недостатка в делах благочестия, то не преминет представиться и после препятствий более и важнее первых, и тогда, пришедши в глубину зол, еще более вознерадишь о приобщении. Ибо от продолжения времени душа не исправляется, а приходит только в большую слабость, в самое сильное усыпление и омертвение всех благих чувств. Если страшишься воистину своего недостоинства и желаешь освободиться от него, то будешь ли когда свободен, удаляясь от Христа, от Его благодати и силы? Не лучше ли теперь, сколь можно, исправить себя и принять, через приобщение Тела и Крови Христовой, помощь и силу от Него к большему исправлению и угождению Ему?

Помни, грешник, что сколько бы ты ни приготовлялся к достойному принятию Тела и Крови Христовой, сам по себе никогда не можешь быть достоин сего. Почему? – Потому что и ангела видеть немногие сподобляются: а ты не ангела хочешь иметь собеседником, но Владыку ангелов принять внутрь себя, чего удостаивает человека одно только дивное милосердие Его. Пусть кто проводил бы равноангельскую жизнь, подобно Крестителю Иоанну, достиг святости херувимов и серафимов, и тогда вкушать Тела и пить Крови Господа своего еще бы не мог быть достоин. Ибо это дается человеку не по заслугам его, а единственно по милости Божией, для спасения души его; посему и не должно удаляться от общения с Господом по какому-либо мнимому своему недостоинству. Господу более, чем нам, известна немощь естества нашего; и если Он велит приступать к Нему, то для того, чтобы грехи наши, как искры в море, погружались через соединение с Ним и уничтожались в бездне Его милосердия. Да приступаем же с дерзновением, как учит апостол Павел, к престолу благодати, чтобы получить милость (Евр.4:16), только с искренним признанием своего недостоинства и полною верою, – очистив душу свою от порочной совести (Евр.10:22), через истинное покаяние и исповедание грехов своих.

Помнить надобно, что говорит нам Писание: благодатью спасены вы через веру; и сие не от вас, но Божий дар (Еф.2:8). Также учит Господь и притчею о пришедших на вечерю, что мы удостаиваемся трапезы Его не по своим заслугам, но по Его лишь благословению. И тот, кто явился не в брачной одежде и был низвержен во тьму кромешную, не за то сие потерпел, что был крайне беден и не имел порядочной одежды, но за то, что пренебрег брачной, уготованной от царя для всех приходящих на брачный пир (ибо такой обычай водится у царей восточных стран). Вот и того, кто воистину беден в душевном отношении, и нищ, и наг, и окаянен (Ср. Откр.3:17), не отвергает от Себя Бог наш, богатый благостию, но велит взять у Него одеяние бело (Откр.3:18), которое есть оправдание святых, то есть, покаяться и быть ревностным о спасении. Не требует Господь наш, не хотяй смерти грешника, чтобы приступали к Нему одни праведники; Он приемлет и немощных, желая от них одного послушания Ему и веры. Приятно Богу Спасителю нашему кающееся сердце и дух сокрушен; оттого Он, отвергая гордых блюстителей закона, в числе многих беззаконников милостиво допустил до Себя и ту, которая плакала у ног Его и о которой Он сказал: отпущаются греси ея мнози (Лк.7:47). Только при этом не надо забывать то, чему учит Божественная правда: если принесешь дар твой к алтарю и тут вспомнишь, что брат твой нечто имеет на тебя: оставь свой дар и, шед, прежде смирися с братом (Мф.5:24). Или, как говорит нам Писание: мир имейте и святую любовь ко всем, их же кроме, никто же узрит Господа (Евр.12:14).

Итак, постараемся же, кто жалеет свою душу и желает ей вечного блаженства, постараемся как можно чаще приобщаться животворящих Христовых Таин. Ибо «частое приобщение, – как сказал Василий Великий, – что иное значит, как не частое оживление?» Причащение с верою есть поистине воскресение души, обновление или возобновление в ней свойств Богочеловека, через сие истребляется в ней то нечувствие, которое происходит от грехов, и смерть ее побеждается животом, исходящим от Христа. Кто со страхом и верою приобщается Тела и Крови Христовой, того душа возвращается в жизнь бессмертную, входит в лоно Божие и покой вечный. Ибо Господь Сам говорит: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имеет в себе жизнь вечную. Ядущий Меня жить будет Мною (Ин.6:56, 57). Посему и велит нам: старайтесь не о пище тленной, но о пище, подающей жизнь вечную (Ин.6:27). И какая же это пища? говорит: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес (Ин.6:32). Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами (Евр.13:9), – пишет и апостол Павел.

Таинство причащения есть самое спасительное для души: оно подает великую помощь во всякой немощи душевной, удерживает стремление страстей, ослабляет искушения, находящие от плоти, мира и дьявола, уничтожает скорби души, укрепляет в ней веру, надежду и подает ей радость спасения. От приобщения Святых Таин возрастает в нас плод духовный: любовь, мир, долготерпение, милосердие, кротость, воздержание (Ср.Гал.5:22). Потому и враг нашего спасения, зная, сколь плодотворно для нас причащение, старается всеми мерами отвлекать от него, особенно благоговейных, поставляя различные к тому препятствия. Но всякий человек без благодати Божией – и нищ душою, и слеп, и наг, и окаянен (Ср.Откр.3:17). Душевно слепому ничего не представляется видеть в себе худого; но кому Господь откроет глаза или отверзет ум познать себя, тот видит, какое множество пороков воспитывается в нем похотью плоти, похотью очей и гордостью житейскою. Он примечает, что в нем кроется самолюбие со всеми его худыми порождениями, в нем есть и гордость, от которой происходит самохвальство и желание показать себя. Есть в нем и ненависть, эта изобретательница ссор и обид; и чего в нем нет? Всякое зло в уме его изображается, всякое худое пожелание в сердце его свободно водворяется. Все это есть не иное что, как семя вечной смерти, вечной печали и томления души; и если это не искоренится сокрушением сердца и благодатию Божиею, то произрастет горький плод, все эти злые страсти произведут болезни страшных мук. Но если кто с благоговением, с сердцем сокрушенным и смиренным приобщается нередко Христовых Таин, сей приемлет милость от Бога Спасителя своего, и будет время, душа его совершенною радостью возрадуется о Господе.

Если же кто сподобится благодатью Божьею очистить и убелить душу свою паче снега и сердце его исполнится радостью спасения, – и сей, когда приступает к принятию Святых Таин, не может быть бесстрашен. Ибо сказано: работайте Господу со страхом и радуйтеся пред Ним с трепетом (Пс.2:11). При самом богослужении, когда совершается сие Таинство, он подобится тем близким ко Христу, которые стояли у Креста и видели Его распинаемым; и когда приобщается Тела и Крови Его, то с таким же трепетом, как бы пил кровь, текущую из ребер Его. Ибо он вполне верит, что это та же самая кровь, которая капала на землю из ран Распятого за нас.

Поучение пред принятием Святых Таин

Вернии! приидите, насладимся

бессмертныя трапезы, на горнем

месте, высокими умы.

У кого разум окреп в вере словам Господним, кто может возноситься над земными рассуждениями, те приидите и насладитесь трапезы той, которую Господь в первый раз предложил ближайшим ученикам, этим птенцам Своим, чтобы они могли окрылатеть духом и, подобно орлам, в крепости сил возноситься на высоту богосозерцания. Приидите, верные, и рассмотрите высокими умами ту трапезу, через которую подает Господь бессмертие, как некогда в раю через древо жизни. Хочет кто и причастником быть бессмертной пищи, не возбранено никому из верных: приидите, ядите... Кто напитал пятью хлебами пять тысяч в пустыне, Тот силен напитать и всех нас тою трапезою, от которой получили апостолы и все святые живот бессмертный. Но обратите внимание прежде на ее начало, как она совершилась, и для сего послушайте Евангелия.

Когда ученики ели ветхозаветную пасху, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: приимите, сие есть Тело Мое (Мф.26:26). И, взяв чашу, и, благодарив, подал им, и сказал: пейте из нея все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов (Мф.26:27–28). Итак, вот какова бессмертная трапеза! Под видом хлеба и вина Господь питает верных Пречистым Своим Телом и Честною Кровью, пролитою на Кресте за грехи наши. А чтобы верные совершенно могли верить сему, Господь заранее предвещал о сем: Я есмь хлеб жизни. Я хлеб живый, сшедший с небес, ядущий хлеб сей будет жить вовек. Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин.6:48, 51). Слыша такое, превышающее ум человеческий, откровение из уст Сына человеческого, многие слушатели говорили: как Он может дать нам есть плоть свою? (Ин.6:52). Тот же, Которого всякое слово не изменнее неба и земли, подтвердил им: истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин.6:53). Слыша сие, многие соблазнились, говоря: какие странные слова! кто может это слушать? (Ин.6:60) – и отошли от Него.

Чтобы подобного не случилось и с нами, всякий должен твердо верить всему, что Господь говорит; ибо сию трапезу Он предложил не одним ближайшим ученикам, но и всем нам. А как тело вкушать и пить кровь Сына человеческого противно человеческой природе, то вот и еще новое чудо: Учредитель бессмертной трапезы, Податель небесного хлеба оставил у него вид, свойственный хлебу, и в Крови Своей вкус и образ настоящего вина. Таким образом, снисходя к нашей немощи, Он всегда совершает два чуда: и хлеб и вино каждый раз в тайнодействии обращает в Тело и Кровь Свою, и удерживает при них обыкновенный им вид, чтобы дать место вере нашей. Подлинно, не низкий ум, не простое разумение надобно, чтобы насладиться бессмертной трапезой; и такого разума ничто земное подать не может, ни самая высокая ученость, – одна только вера словам Господним. Посему и сказано: аще не веруете, не имате разумети (Ис.7:9). Итак, никто из приступающих к трапезе Господней да не будет неверен, но верен; никто да не поникает умом долу, и не вопрошает: как может дать плоть Свою есть, и притом всем людям, во все времена до скончания века? От человек сие невозможно, у Бога же все возможно. И мы знаем, что трапезу, подающую жизнь вечную не человек уготовляет, а Богочеловек своим вседействующим Божиим Духом. Аминь.

Изъявление чувств по причащении

Благо мне прилепляться Богу и быть с Богом, благо есть (Пс.72:28). О, премудрость Божия и сила! подавай мне всегда причащаться трапезы Твоей, дающей радость спасения Твоего, да славлю, благодарю и от всего сердца взываю: слава Тебе, Боже наш; слава Тебе, слава Тебе!

Истинно слово Твое, Господи: ядущий... Меня во Мне пребывает, и Я в нем (Ср.Ин.6:56). Господь в том сердце обитает, которое о Нем лишь помышляет и к Нему с любовью взывает: слава Тебе, Боже; слава Тебе, Боже; слава Тебе!

Откуда мне сие, что пришел ко мне? Что есть человек, яко посещаеши его? (Ср.Пс.8:5). Не безызвестно мне мое ничтожество; и чудно, что Творец вселенной вошел в меня. Слава Тебе, Боже; слава Тебе, Боже; слава Тебе, Боже!

Что воздам Господу за все (Пс.115:3), что Он мне даровал: кроме всего, что нужно для сей жизни, еще Тело Свое и с ним живот бессмертный? Что может тварь воздать Творцу, как разве только говорить всегда: слава Тебе, Боже; слава Тебе, Боже; слава Тебе, Боже!

Возжажда душа моя присоединиться к Богу живому (Пс.41:2); и Он не отверг меня, не презрел, напитал меня Своим Телом, неразлучным с Божеством Своим. Слава Тебе, Боже; слава Тебе, слава Тебе!

Вкусите и увидите, сколь благ Господь! (Пс.33:9) – взывал пророк. И кто из вкушающих Пречистое Тело Твое не познает, что никто столько не бывает благ, как Ты один Господь и Бог наш? Слава Тебе, Боже; слава Тебе, Боже; слава Тебе!

Никаких Ты благ земных от меня не требуешь, и жертвы за грехи иной не хочешь, как только Тело Твое, которое совершаешь из хлеба и даешь вкушать мне во оставление грехов. О, Благоутробный! Слава Тебе, слава Тебе!

И вот ядят убогие, лишенные жизни бессмертной, ядят и насыщаются благами жизни вечной, преподанными под видом хлеба и вина; и сердца их живы будут в век века. Слава Тебе, Боже; слава Тебе, Боже; слава Тебе!

Пребудьте во Мне, и Я в вас (Ин.15:4), – сказал Ты ученикам Своим. Не так младенец в утробе матери, как ядущий Плоть Твою соединен с Тобою: ибо с мукою рождения тому грозит разлука, а сущие в Тебе покойны в лоне Твоем без конца пребудут. Слава Тебе, Боже; слава Тебе, Боже; слава Тебе!

Приидем к Нему, кто отверзает двери сердца своего, и сотворим обитель у Него (Ин.14:23), – слова Господни верны: и благо душе с Тобою: день один лучше тысячи проведенных в суете земной. Слава Тебе, Боже; слава Тебе, Боже!

Восчувствуй же, душа моя, уразумей, кого ты удостоилась принять в себя: Владыку неба и земли, на Которого взирать не могут херувимы. Благоговей пред Ним, душа, и благословляй Его святое имя в век. Господи! слава Тебе!

О, как хвалить должна, душа моя, Господа! как радоваться и благодарить Его за то спасение, которое Он уготовал тебе в трапезе Своей! Славословь всегда Создателя и Избавителя своего от вечной смерти. Господи! Слава Тебе, слава Тебе!

Ты разрешил еси узы мои (греховные), снял с меня вретище, омыл и убелил одежду души моей Своею Кровью (Ср. Откр.7:14); и я Тебе буду приносить жертву хвалы от всей души моей. Восхвалю Господа в животе моем, и возвеселюся о Господе, возрадуется дух мой о Боге Спасителе моем (Пс.145:2; 103:31; Лк.1:47). Господи небеси и земли, слава Тебе, Человеколюбие, слава Тебе!

Хранение по причащении

Радостно встречали Утеху Израилеву пришедшие в Иерусалим на праздник Пасхи; но вскоре изменились так, что и подумать страшно, – крича: распни, распни Его! (Ин.19:15).

Не имеющий закона и по природе поступающий законно хотя и возражал: Царя ли вашего распну? – но беззаконники вопияли: не имамы царя (Ин.19:15). О, человек, сочетавшийся Христу! не сообразуйся с теми, которые водятся духом мира сего; ибо кто хочет другом быть миру, бывает Божьим врагом (Иак.4:4). Страшись сегодня быть с Богом, а завтра с врагами Его; сегодня Ему покоряться, а завтра сопротивляться. Бог поругаем не бывает (Гал.6:7); но сотворит отмщение, которому не будет конца. Страшно впасть в руце Бога Живого (Евр.10:31).

Трижды отречешься от Меня (Мф.26:34), сказал Господь Петру, готовому идти с Ним в темницу и на смерть. Так грозит опасность и тому, кто быть может и в общении со Христом, и если не словами, то делами он может отвергаться от Него. Печальная сия и страшная истина повторяется со многими.

Кто и вблизи Христа, но не с должным вниманием, – то горе ему. Вот Марфа приняла в дом свой Того, Кого ожидали праведники от начала мира, и многие цари рады были видеть, и не видели; но для Марфы Он близок так, что она могла и видеть, и беседовать с Ним. Что же? наслаждается она лицезрением Господа, слышанием глаголов Его? Heт, в сердце у нее совсем другое: недовольство на сестру и даже ропот на Господа. Берегись и ты, принявший в дом души своей милосердого Господа, как бы не уподобиться Марфе; ибо земные попечения, старание о том, что годно для плоти, не дают нам видеть благость Божию и тогда, когда Он особенно близ нас бывает.

В молитвах ко причащению всякий просит у Христа «да не кроме обрет мя Твоея благодати, прелестник отведет боготворящих Твоих словес». И в конце обедни все мы просим – весь день поучатися правде Его. Блажен, кто старается весь день, или, вернее сказать, всю жизнь сию проводить в изучении закона Господня; сей благую часть избрал, которая не отнимется от него (Ср.Лк.10:42). И все мы об этом просим, но не то бывает на самом деле: едва-едва кто прилагает усердие к слушанию слова Божия; прочие же небрегут, – иной отшедши на поле свое, иной – на торговлю свою. И Господь не всуе говорит: что Мя зовете: Господи, Господи! и не творите, яже глаголю вам? (Лк.6:46).Значит, нужно самим стараться, тогда и Господь поможет; ибо Он внимает взывающим к Нему, но только взывающим во истине.

Закхей хотя и принял Господа в дом свой с радостью, но услышал сладчайший глас Его: днесь спасение дому сему (Лк.19:9), – когда произнес сам: се, пол-имения раздам нищим... (Лк.19:8). Хочет ли кто принять в удел себе радость спасения? – Да не подражает сынам века, у которых забота – расширять свои хранилища, чтобы оставить остаток детям своим. Пусть прилежит все помышление его к хранению закона Господня, к изысканию правды Божией; и пусть будет желание сердца его одно: как угодить Богу, как приблизиться к Нему и непрестанно быть с Богом.

Блажен, кто сделался общником благодати Христовой и блюдет себя от всего противного Христу: он всегда близ Бога, и Господь вечеряет с ним. Но такой знает уже, что благодать умаляется излишеством пищи, пития и многим успокоением сна; ему известно, что всякое телесное угождение губит ее, пересуды и злые речи гонят ее из сердца, и даже простое многоглаголание повреждает ее, даже щегольство и всякая похоть очей делает дом души пустым, где обитают уже гады – мысли, противные Христу. О, человек, принявший Христа внутрь себя! научись не любить никого, кроме Христа и берегись всего, что отталкивает от тебя Божественную любовь Его и милость.

«Кто любит общество, тот любит мир», – говорит Исаак Сирин; а любовь мира есть вражда на Бога (Ср.Иак.4:4). И Евангелие говорит: Иисус же уклонися народа ради. Никогда столь близок сердцу не бывает Божий глас, бывший великому Арсению: «бегай человеков», как после принятия Божественных даров. Беги, Христов сообщник, от людей мира сего, которых удел – здешняя жизнь, которые ни о чем ином не могут ни говорить, ни слушать, как только о земном. Тлят бо, как сказано, обычаи благи беседы злы (1Кор.15:33).

О, как несмысленны те, кои, и по соединении со Христом, не разумеют Его посещения, остаются, по слову пророка, яко пси неми, не могущие лаяти (Ис.56:10)! Пусть такие, кои и слова сказать не могут во славу Божию, услышат принадлежащее им слово: или вы не знаете, что Иисус Христос в вас? Разве вы не то, чем должны быть? Или не разумеете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (2Кор.13:5; 1Кор.3:16). Но вы не противитесь, когда дух мира сего опять входит в вас; вы не отгоняете его, противника Христова, даже и словом святым. Горе вам!

Горе тому, кто возвращается на свои беззаконные дела, как пес на свою блевотину (Прит.26:11), – кто, омывшись Кровию Христовою от неправд своих, идет снова валяться в них, как свинья в кал тинный. Сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто не почитает за великую святыню Кровь Завета, которою освящен! (Евр.10:29). Таковые суть подражатели Иуды, променявшего Христа на сребренники и целованием своим предавшего Его на смерть. Они, как говорит апостол Павел, снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр.6:6), – от чего да спасет Господь всякого непритворного раба Своего.

***


Источник: Собрание сочинений / Стефан Филейский; вступ. Ст. И.С. Гомоюнова и С. А. Гомоюнова. - Киров (Вятка) : Буквица, 2007. - 992 с. ISBN 978-5-9901101-1-3

Комментарии для сайта Cackle