Источник

VІ. Догмат о входе в Небесные селения душ святых, изшедших из тел, и приобщении их Небесной славы до Второго Пришествия Христова

Введение и некоторые необходимые сведения

Тот апокалипсический змей, гонящий жену, о котором мы говорили выше, воистину страшен всем своим видом. Страшен семью головами, страшен десятью рогами, страшен изблеванием потопляющих вод, но и хвост его очень ужасен, ибо им он отторг третью часть звезд с небес, как повествует Апокалипсис в главе 12.

Змей сей, по толкованию некоторых учителей, образует все еретическое соборище, ведущее брань с Женой – Церковью Христовой. Головы же и рога этого змея изображают еретиков, от начала гонящих первенствующую Церковь. Хвост же этого змея, сметающий звезды с Небес, означает еретиков нынешних, в эти последние времена вносящих нестроения в Церковь Христову и отторгающих звезды с Небес.

И смотрите, не так ли происходит ныне? Когда наши противники устремились не только на святые мощи, но и на сами души святых и их, как звезды, пресветло сияющие в славе Небесной с вышних селений, пытаются свергнуть с Небес, нас же, благочестиво призывающих и почитающих святых, укоряют поносительными словами и говорят: «Напрасна надежда ваша на святых, не полезно их призывание. Ибо как за вас могут молить Бога души святых, если ни одна душа святых, здесь богоугодно поживших, до Страшного Суда Божия не наслаждается лицезрением Бога, но все пребывают в некоем особом месте, а не на Небе и они не приняли еще почестей вечных благ, но ждут общего воздаяния в будущем, во Втором Пришествии. Поэтому напрасно вы призываете на помощь святых, которые сами требуют помощи, какое же вы имеете неразумие, что утверждаетесь на трости надломленной?»

Это гибельные речи, коварный язык (Пс.51, 6) наших противников. Если же их спросишь, где то место и как оно называется, где, как вы говорите, пребывают души святых? В каком состоянии пребывают? Тут увидишь их рассеявшимися в различных направлениях. Тут услышишь обычное раскольническое разногласие. Ибо одни говорят, что это РАЙ, по словам Христа к разбойнику: ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:43). Другие говорят, что это ЛОНО Авраама, по словам Христа: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк.16:22). Иные говорят, что В РУКЕ БОЖИЕЙ, по написанному: А души праведных в руке Божией (Прем.3:1). Иные говорят, что это жертвенник или некая темница под жертвенником: я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие (Откр.6, 9). Иные говорят, что души святых спят, по сказанному: задремали все и уснули (Мф.25, 5). Иные говорят, что души вместе с телом умирают и вместе с телом воскреснут. Так хулят анабаптисты.

Иные называют души, от тел отошедшие, тенью, неким мраком, мечтами и привидением.

На все эти мнения имеешь ответ во второй части сего догмата, в преткновении первом. Здесь только можно удивиться такому рассеянию непокорных умов. И кто будет иметь вам веру, противники, если вы находитесь в таком разногласии и своим противоречием друг друга выставляете лживыми? Нас ли хотите привести к согласию с собой, вы, которые между собою не имеете согласия и не знаете, какого вы духа? Отторгаете с Небес души святых и в поднебесной не находите им места.

Но, снисходя к вам, скажу вам так: если бы так и было, как вы говорите, противники, то есть если бы души святых были чужды славы Небесной до Второго Пришествия Христова, то это ничуть не вредит нашему православному догмату о призывании святых, и это по двум причинам.

Первая. Потому что мы призываем не только преставившихся святых, но и Ангелов, которых вы от славы Небесной отторгнуть не можете, ибо: Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного (Мф.18, 10), – по словам Христовым.

Вторая. Если бы и не были души святых причастниками вечного блаженства, пребывая где-нибудь в другом месте, то могли бы откровением Божиим знать наши прошения и молить о нас Бога. Ибо если на земле, живя в теле, откровением Божиим знали тайное сердец человеческих и узнавали далеко происходящее, почему ныне тем же откровением Божиим не могут знать наших молитв, в какое бы место вы их ни определили? И если, живя здесь, на земле, в теле, молились за своих братьев, что мешает им молиться за нас там, где они ныне? Знаем, что тот богатый и в аду молился за братьев своих. Что же скажем о святых отцах Ветхого Завета? Они по смерти не молились ли о живущих на земле, хотя и не были тогда причастниками Небесной славы? Смотри об этом в догмате о призывании святых.

Это сказал я о нахождении душ святых, снисходя к вам. Показывая же истинное исповедание нашей благочестивой веры, углубимся далее.

Часть 1. Камень православной веры

Души преставившихся святых уже находятся на Небесах и прежде Второго Пришествия Христова славой Небесной венчаются. Во Втором же Пришествии, когда души соединятся со своими телами, тогда святые восприимут совершенство вечных благ и для души, и для тела.

Так верует вся святая Соборная Кафолическая Церковь, таково исповедание Православной веры, напечатанное в Москве, лист 87, и еще лист 287, и еще листы 96 и 97.

Глава 1. Твердость камня веры от Священного Писания

Первый довод

У Иисуса Сирахова в главе 11 читаем: Легко для Господа в день смерти воздать человеку по делам его (Сир. 11, 26).

Скажете, что одно дело – быть легким к воздаянию, другое дело – воздавать. Но слушайте, что там же говорит Святой Дух: при кончине человека открываются дела его (Сир. 11, 27). Эти слова не показывают ли, что при кончине человека совершается частное воздаяние каждому по делам его? Ибо зачем открытие дел при кончине человека, если за дела не бывает тогда воздаяния? И если только на Страшном Суде будет воздаяние, то и открытие дел будет только тогда. Но Дух Святой говорит, что открытие дел бывает при кончине человека не по иной причине, как только из-за частного воздаяния для его души. В День же Судный будет совершенное воздаяние и для души, и для тела.

Скажете, что это написано (Иисусом, сыном. – Примеч.) Сираховым до Пришествия Христова, когда еще не было отверсто Небо Крестом Христовым.

Отвечаю. Часто в Священном Писании настоящее или прошедшее время полагается вместо будущего. Так, псалмопевец говорит: князья собрались вместе против Господа и против Помазанника Его (Пс.2, 2). Здесь прошедшее время собрались (в синодальном переводе совещаются настоящее время. – Примеч.) пророк использует вместо будущего времени соберутся. Подобное этому найдешь в бесчисленных местах (Писания. – Примеч.).

Второй довод

У Луки (Лк.12:35) Христос говорит: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лк.12, 35–40). И еще: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе (Ин.14:2). И еще: покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя (Откр.3, 3). Подобное этому говорит апостол Иаков: Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей (Иак.5, 8–9). Святые отцы, толкователи этих изречений из Писания, учат, что пришествие Христово есть тройное. Первое – воплощением – видимое, последнее – также видимое, когда придет судить мир, третье же – невидимое, бывает при кончине человека, когда Он приходит невидимо к частному суду и воздаянию душе. И об этом невидимом пришествии, происходящем при смерти (человека. Примеч.), говорят вышеприведенные изречения из Писания, которые если прилежно, а не духом противления прочитать и рассудить, то каждый в них ясно увидит истину сказанного. Частный суд утверждается и в «Исповедании Православной веры», напечатанном в Москве, на листе 89.

Третий довод

Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью (2Кор.5, 1–4). Здесь нужно обратить внимание на два положения.

Обрати внимание на первое. Земным домом нашего тела апостол называет само тело человеческое, в котором, как в своем доме, пребывает душа. Потому отвергается мнение неких, которые домом тела нашего называют мир сей и говорят, что тогда мы получим Небесный дом, когда разорится мир сей при Страшном Суде. Это мнение отметает Златоуст, когда толкует эти слова Павла. Так же со Златоустом богомудрствуют и прочие святые отцы и говорят, что земной дом тела нашего есть само тело. Но и сам Павел немного выше подразумевает то же, говоря: но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2Кор.4, 16). То, что здесь называет земным домом, там называет внешним человеком, то есть тело. О том же и ниже говорит яснее: водворяясь в теле, мы устранены от Господа (2Кор.5, 6), где ясно называет тело внешним человеком, земным домом, тенью и так далее.

Обрати внимание на второе. Дом на Небесах есть та Небесная слава, в которую душа входит сразу после разделения от тела, по слову Христову: В доме Отца Моего обителей много (Ин.14:2). И еще сказал: войди в радость господина твоего (Мф.25, 21).

Знаю, что некоторые думают, что дом на Небесах есть тело нетленное, которое мы получим по воскресении, но это мнение не согласуется со словами Павла, ибо апостол не сказал, что получим дом на Небесах по воскресении, и не сказал, что будем иметь, но говорит имеем, то есть в то самое время, когда наше тело разрушается смертью. Как бы сказал: «Да не убоимся, что когда-нибудь не будем иметь дома, ибо, если отсюда исходим, имеем иной». А если бы Павел домом Небесным назвал тело нетленное, то мы не имели бы дома после разлучения от сего тленного тела, ибо нетленное тело получим только по воскресении.

К тому же тело называет домом, который разрушается, ибо оно день за днем (постепенно. – Примеч.) умирает, день за днем все больше и больше истощается. Дом же на Небесах называет вечным, потому что всегда пребывает неизменным. Этот называет рукотворенным, так как получает от людей жизнь, воспитание и положение. Тот же дом Небесный является не человеческим делом, но уготован Божиим всемогуществом к явлению Небесной славы избранным Его.

Наконец, апостол называет домом Небесным то, что немного выше (в своем послании. – Примеч.) называет преизбытком вечной славы. Ибо после того, как сказал: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2Кор.4, 17), – дальше добавляет, разъясняя: когда земной наш дом, эта хижина (тѣ́ла на́шегѡ), разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2Кор.5, 1).

Четвертый довод

Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься… Итак, мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, ибо мы ходим верою, а не видением, то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа ( 2Кор. 5, 4–8).

Два времени здесь показывает апостол Павел. Первое, когда ходим в теле сем и устранены от Господа. Второе, когда выходим из тела и водворяемся у Господа. Скажите нам, противники, о втором времени, когда оно будет? Первое время ныне, потому что, ходя в теле сем, устранены от Господа. Второе же время когда будет? Если скажете, что по воскресении и после Страшного Суда, то как ваши слова могут быть истинными? Ибо тогда святые не отойдут ни от тела, ни от Господа, но, более того, тогда придут к телу нетленному, а тем более тогда снова придут и ко Господу, принимая будущее совершенное воздаяние Небесной славы и душе, и телу. А когда бывает выход из тела и водворение у Господа? Скажите нам. Не можете найти другого времени, кроме того, когда души праведных, отходя из тела, сразу приходят ко Господу и до воскресения насыщаются Его Небесной славой.

Пятый довод

Христос, вися на Кресте, сказал разбойнику: истинно говорю тебе, ныне (дне́сь – сегодня) же будешь со Мною в раю (Лк.23:43).

Здесь нужно знать, что рай имеет двоякое значение в Священном Писании.

Первое. Раем называется тот сад, который ради телесной радости нашим прародителям насадил Бог в Едеме, до того как они согрешили.

Второе. Раем называется и воистину есть Небесная слава избранных Божиих, и тот первый рай был прообразом этого рая. Об этом рае Павел говорит: что он был восхищен в рай (2Кор.12, 4). Также разъясняя, что такое рай, говорит там же, что: восхищен был до третьего неба (2Кор.12, 2).

Поэтому, когда Христос говорит разбойнику: ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:43), – не говорит о земном рае, как толкуют противники, но говорит о рае Небесном. Это доказывают следующие причины.

Первая. Земной рай есть место утешения, соответствующего телам, а не душам. Ибо какая польза душе от изобилия деревьев, овощей, трав, вод и прочих красот того земного рая? Никакой. Поэтому Христос, обещая разбойнику рай, обещал сад достойных Его радостей, то есть духовный.

Вторая. Вызывающие сомнения слова в Новом Завете можно лучше понять, сравнивая со словами Нового Завета, находящимися в другом месте, чем сравнивая со словами Ветхого Завета. Так как в Новом Завете слово рай означает рай духовный, то есть Небо (2Кор.12, 2), как это известно из посланий Павла, тоже и в Евангелии это слово рай означает рай духовный (Лк.23:43).

Третья. Христос, говоря разбойнику: ныне (дне́сь) же будешь со Мною в раю (Лк.23:43), – обещал ему жительство с ним и дружбу, ибо это означают слова: со Мною. Так как Христос восшел в Небесный рай, а не в земной, ясно, что и разбойник находится там с Ним.

Скажешь. Христос хотя и пребывает на Небесах с ангелами, но и с разбойником пребывает в земном раю по Своему Божеству, вездесущий и все наполняющий.

Отвечаю. По Своему Божеству Христос был с разбойником и в то время, когда тот разбойничал. Какое же новое благодеяние обещал ему Христос, если и прежде был с ним по Своему Божеству?

Четвертая. Многие не без основания говорят, что земной рай был разорен водами Всемирного потопа. Да не скажешь мне, что Енох перенесен был в рай, ибо Енох до Потопа перенесен был в рай, а когда он был разрушен, перенесен в иное место.

Некто спросит. Когда разбойник говорил: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк.23:42), – почему Христос не отвечал: «Сегодня же будешь со Мной во Царствии Моем», – но сказал: ныне (дне́сь) же будешь со Мною в раю (Лк.23:43)?

Отвечаю. Для того, чтобы, когда разбойник услышит о Царствии Христовом, не подумал бы нечто земное, человеческое. Поэтому Христос ясно сказал, что Царство Его есть рай, то есть вечное и непостижимое блаженство.

Не умолчу здесь и о достойном смеха толковании неких, говорящих, что слово сегодня (ныне – синод.) относится к слову говорю, а не к слову будешь. Христос как бы сказал: «Истинно говорю тебе сегодня: Со Мною будешь в раю». Воистину, смешно, ибо из-за чего сказал бы Господь: «Истинно говорю тебе сегодня (ныне – синод.)»? Неужели не видел и не слышал разбойник, что Господь говорит в этот день? Какая необходимость была говорить Господу, да еще как бы с клятвой: «Истинно говорю тебе сегодня»?

Шестой довод

Христос, восшед на высоту, пленил плен (Еф.4, 8). Здесь высота означает не что иное, как превыше всех Небес. Если же некоторые говорят, что это высота Креста, то Павел там же толкует свои слова, говоря: А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес (Еф.4, 9–10). Что же есть плен, который пленил Христос и возвел на Небеса? Не что иное как множество святых душ, которых от преисподней Он воздвиг на Небо, по толкованию святых отцов.

Скажешь. Если бы души святых и были на Небесах, но зрением лица Божия пока еще не наслаждаются.

Отвечаю. Воистину, странно и неслыханно, чтобы быть на Небесах и не видеть Бога, и кто этому поверит? Так как Небо есть Престол и Град Царя царствующих, в котором Бог всегда пребывает видимым по сказанному: небо престол Мой (Ис.66, 1). И еще сказал: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий (Мф.5, 34). И еще: Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего (Мф.18, 10). То же говорим каждый день: Ѻч҃е на́шъ, иже є҆си на нб҃сѣ́хъ.

Ибо если и везде есть Бог, но говорится, что свойственно Ему быть на Небесах, где он насыщает явлением Своей славы сподобившихся там быть. Поэтому святой Кирилл в катехизисе 9 называет Небо завесой Божества, которой для нас, находящихся вне завесы, скрыт Бог.

Но и апостол Павел сравнивает вход Христа во святилище Небесное (Евр.9, 12) со входом первосвященника внутрь завесы во Святая святых. Отсюда ясно учение апостола, что Небо для Божественного существа то же, что и завеса для ветхозаветного Ковчега. И воистину, малая, думается, разница между тем, чтобы пребывать душам святым на Небе, или на земле, или в другом месте, если они не видят Бога.

Седьмой довод

Павел говорит: имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп.1:23). Если же души святых пребывают в некоем месте вне Неба, напрасно такое желание Павла, ибо Христос находится на Небесах.

Восьмой довод

Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния (Евр.9, 8). Эти слова толкуют святой Феофилакт [Болгарский] и другие, что во Святая святых не могли войти священники и люди, это был образ закрытого пути, вводящего на Небо, для тех ветхозаветных людей. Поэтому и праведники тогда сходили в преисподнюю. После того же как Христос разрушил завесу скинии и упразднились образы, тогда открытым стал путь святых в Небесное святилище.

Девятый довод

Вы приступили не к горе, осязаемой… Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр.12, 18–23).

Здесь, по разъяснению святых отцов, описывается Церковь торжествующая, которая находится на Небесах, и в ней называются жители: сначала – ангелы, потом – души первенцев, то есть тех, которые первые веровали и умерли, как души апостола Иакова, Стефана и других, которые называются написанными на Небесах, то есть сопричтенные к чинам ангельским. Иные же толкуют, что Церковь первенцев, написанных на Небесах, – это души патриархов и пророков, царствующих со Христом. Духами же совершенными называют души апостолов и мучеников. Какое ни примешь толкование – или первое, или второе, из обоих ясно, что души святых, здесь поживших, блаженны тем блаженством, которым раньше были почтены только одни ангелы.

Десятый довод

Стефан, умирая, видел Небеса отверстыми, славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Отца. Это же первомученик видел не по иной причине, как только чтобы он уразумел, что Небо ему разверзлось и Господь хочет его принять в ту Небесную славу. Это уразумев, страдалец воскликнул: Господи Иисусе! приими дух мой (Деян.7:59).

Одиннадцатый довод

Душам мучеников даются белые одежды (Откр.6, 9–11), которые означают Небесную славу для души. Вторую же одежду святые восприимут по восстании из мертвых, то есть славу Небесную для тела. Так толкуют святой Андрей Неокесарийский [Кесарийский] и другие.

Двенадцатый довод

Облеченные в белые одежды, кто они? это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его (Откр.7, 14). Отсюда ясно, что они на Небе и наслаждаются лицезрением Бога. Ибо что иное означает, чтобы быть перед престолом Божиим, кроме как видеть перед собою Бога и насыщаться Его лицезрением.

Глава 2. Твердость камня веры от свидетельств богодухновенных святых отцов

Святой Афанасий [Великий], написавший житие [св.] Антония Великого, говорит, что видел святой Антоний душу преставившегося аввы Аммона, окруженную ангелами и возносимую на Небо. Смотри житие Антония Великого, 17 января.

Василий Великий в беседе на 40 мучеников [Севастийских] говорит: «Прехвальные мученики, вас не земля утаила, но Небо приняло вас и отверзлись вам райские двери».

То же и святой [Иоанн] Дамаскин, последуя Василию, поет в церковных песнях.

Григорий Богослов так говорит: «Умудряюсь словами мудрых, что всякая душа, добрая же и боголюбивая, когда, разрешившись от связанного (с ней. – Примеч.) тела, освободится отсюда, сразу же придя в познание и видение ждущего ее Благого, как бы (очистившаяся или отошедшая от всего затемняющего или не знаю, как и сказать) наслаждается некоей чудесной сладостью, и радуется, и весело шествует к своему Владыке, как бы избежав некоего узилища горького здешнего жития и отрясши утесняющие путы, которыми влачилось вниз крыло разума. И так уже является плод далекого блаженства. Немного же позже (душа. – Примеч.) и родственную плоть приняв, как там размыслил, от давшей и принявшей ее земли, образом, каким знает это связавший и разрешивший ее Бог, и той сонаследует Небесную славу». Смотри Исповедание Православной веры, напечатанное в Москве, лист 87.

Григорий [Великий] Назианзин в похвальном слове о святом Василии: «Ты, говорит, угодниче Божий, призри на нас с Небесного жилища и уврачуй мои болезни или помоги мне терпеливодушно носить тяготы», – и так далее.

Григорий Нисский в слове на святого Ефрема [Сирина], в конце: «Где, сказал, подобает знать, может еще обитать его (святого Ефрема) душа, кроме как только явившись в селениях Небесных, где чины ангелов, где лики пророков, где престолы апостолов, где радость мучеников, где веселье преподобных, где светлость учителей, где торжество первородных и светлый лик там празднующих, в это благое место, в которое желают проникнуть Ангелы, в это священное место пошла многоблаженная и святая душа блаженного и приснопамятного отца нашего». Книга «Ефрем», лист 516, на обороте.

Там же в самом конце: «Ты же, предстоя Божественному жертвеннику и служа со Ангелами Живоначальной и Пресвятой Троице, помяни всех нас, прося нам оставления грехов и восприятия вечного Царствия».

Святой Златоуст на Второе послание к Коринфянам [ап. Павла], главу 5, в нравоучении 10, в конце, возбуждая нас к желанию Небесных благ, говорит: «Ибо если размышление о них, хотя они и не явлены явно, такую подает сладость, подумай, сколько само явное приобщение к ним принесет нам веселия. Блаженны и треблаженны наслаждающиеся тех благ, так же как несчастны и треокаянны терпящие противное этому».

Тот же Златоуст в нравоучении третьем на Послание к Филиппийцам [ап. Павла] говорит так: «Да не плачем просто об умерших и да не радуемся просто о живущих. Но что? Да плачем о грешных, не только об умерших, но и о живых, радуемся же о праведных, не только о живых, но и о скончавшихся. Ибо первые, хотя и еще живы, умерли, вторые же, и умерши, живут. Первые, и находясь здесь, всем жалки, потому что борются с Богом, вторые же и там, преставившись, блаженны, потому что отошли ко Христу. Грешные, где бы ни были, далеко от Царя, поэтому достойны слез. Праведные же, и если здесь, и если там, – с Царем, более того, там намного ближе, ибо уже не созерацательно, не верой, но лицом к лицу (1Кор.13, 12)».

Тот же Златоуст в беседе 4 на Послание к Филиппийцам, толкуя эти слова Павла: не знаю, что избрать (Флп.1:22), – говорит так: «Что говоришь, Павел? Желая отсюда преставиться к Небу и быть со Христом, не знаешь ли что избрать?» И ниже: «Какой купец, скажи мне, имея полный корабль бесчисленных сокровищ, когда можно пристать к пристани и отдохнуть, захочет на море бороться с волнами? Какой подвижник, когда может быть увенчан, желает подвизаться? Какой борец, когда ему можно быть украшенным венцом, захочет снова идти на подвиг?»

Тот же Златоуст в нравоучении 32 на Послание к Римлянам говорит, что [ап.] Павел находится около сияющего престола Царя, где славят Херувимы и летают Серафимы.

Тот же Златоуст в книге 6 «О священстве» говорит: «Достойно причащающихся с чистой совестью Тела Господня в час смертный окружают Ангелы и возводят на Небо».

Тот же Златоуст в книге Маргарит, в слове 11 о памяти усопших, умерших в лике младенцев, в конце, говорит так: «Не плачьте о нас, родители, потому что мы от худшего перешли на лучшее, приняли вместо тленного нетленное. Мы поем с Ангелами и ликуем со святыми и о вас, грешных, молимся Владыке».

[Свт.] Кирилл Иерусалимский в катехизисе 13 о разбойнике говорит: «Ты, сказал, от древа входишь в рай. Авраам верный еще не вошел, а разбойник входит. Но не бойся в этом раю змея, ибо тот, кто ниспал с Небес, изгнать тебя оттуда не сможет». Здесь рассуди слова святого учителя, и да не скажет кто-нибудь, что раем называется некое прохладное место, или лоно Авраамово, поэтому говорит: «Авраам еще не вошел, а разбойник входит». Еще, да не подумает кто, что он говорит о земном рае, поэтому добавляет: «Не бойся в этом раю змея, ибо тот, кто спал с Небес, изгнать тебя оттуда не сможет».

Епифаний [Кипрский] в слове о ереси 78, в конце: «Святые, сказал, находятся в чести, покой их в славе, отшествие отсюда в совершенстве, жребий их в блаженстве, житие в обителях святых, ликование с Ангелами, воздаяние во Христе Иисусе, Господе нашем».

[Св. Иоанн] Дамаскин, когда писал историю о Варлааме и Иоасафе, около конца, говорит так: «Наконец, такое житие пожив (Иоасаф) и более чем достойно своего звания послужив Призвавшему его, распял себя для мира и в себе мир и с миром отошел к Богу мира и к вожделенному отошел Владыке, и явился беспрепятственно, светло и чисто лицу Господню. И там, украшенный уготованным ему венцом славы, сподобился видеть Христа, быть со Христом и всегда радоваться о Христовой славе. Ему же и душу свою в руки предал, перешел в страну живых, где глас празднующих, где веселящихся жилище». Досюда святой Дамаскин. Смотри историю о Варлааме и Иоасафе, напечатанную в Москве, переведенную с греческого.

Феофилакт [Болгарcкий], на главу 23 [Ев. от] Луки, толкуя такие слова: ныне же (дне́сь – сегодня) со Мною в раю (Лк.23:43), – приводит об этом некоторые мнения, и, по многом исследовании, отвергает их, и дает свое понимание, говоря: «Сказать, что Царство Небесное есть рай, ничто не возбраняет, в том числе и истинные слова Господа и Павла. Разбойник же находится в раю, который есть и Царство, и не один он, но и все, которых перечисляет Павел».

И ниже: «Хотя еще и не приняли обетования, ибо сказать обетования – значит явить полноту наследства, еще же не приняли совершенного обетования (то есть по душе и по телу), но тем не менее находятся в Царствии и в раю». Досюда Феофилакт. Смотри лист 199, на обороте.

Глава 3. Твердость камня веры от ясных доказательств, утверждаемых на Священном Писании

Доказательство первое

Господь Бог в книге Левит, в главе 19, заповедует, говоря: Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра (Лев.19:13). То же говорит и во Второзаконии, глава 24. Так как Господь заповедал воздавать плату и не откладывать до утра воздаяние, как удержит награду Своим святым до скончания века? Не это ли значит противоречить Самому Себе, повелевать так, а делать иначе?

Доказательство второе

Долго ожидаемая надежда приносит тяжесть душе, ибо, как желание, когда получает желаемое, превращается в веселье, так и надежда. И, говоря наоборот, как желание, когда не приобщается желаемому, приносит тяжесть душе, так и надежда отягощает душу, если долго ожидается. Авессалом131 хотя и не безвинно удален был от лица царя – отца своего, но желание его и надежда, продолжающиеся два года, такую ему принесли тяжесть, что он сказал Иоаву: Я хочу увидеть лицо царя. Если же я виноват, то убей меня (2Цар.14, 32). Если же и души святых, вышедшие из тел, не получают желаемого и чаемого блаженства и удалены от лицезрения Бога, подумай, какую они терпят тяжесть неповинно, ибо в жизни сей всячески угождали Богу. Тогда и Павел напрасно восклицает: имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп.1:23).

Доказательство третье

Если и ныне, по воплощении Господа, души святых нисходят на лоно Авраамово в преисподнюю, как было до воплощения Господа, то святые Нового Завета ничем не отличаются от святых Ветхого Завета, ибо местонахождение обоих одинаково. Никто не скажет, что это истина, так как те были сынами закона Моисея и тени, эти же сыны благодати и истины. Тем двери Небесные не были открыты, этим же отверзлись Крестом Христовым. Поэтому, если те были задержаны, эти же без всякого задержания входят в Небесные селения.

Доказательство четвертое

До пришествия Христова смерть святых была с плачем. По пришествии же Христовом с большим торжеством празднуем дни преставления святых. Послушаем, что об этом говорит Василий Великий в слове о святом мученике Варлааме (Минея, 19 ноября): «Вначале воистину смерть святых почиталась рыданием и слезами. Сильно плакал Иосиф об умершем Иакове и о смерти Моисея иудеи рыдали немало. Самуила также почтили многими слезами. Ныне же радуемся об умирающих святых. Ибо после Креста Господня переменилось естество печальных, уже больше не сопровождаем преставление святых рыданиями, но пением Божественным вокруг их гробов, ликуем, ибо смерть праведных есть сон, вернее, переход к лучшей жизни». Досюда святой Василий.

Здесь же спрашиваю почему там при смерти ветхозаветных святых был большой плач, здесь же во дни преставления наших святых бывает праздник и веселие? Причина же этому не иная, как только та, что тогда умирать было бедствие и горе, ныне же умирать святым есть начало радости и веселия. Поэтому и день смерти правильно называем днем рождения, так как святые, умирая на земле, рождаются на Небесах.

Доказательство пятое

Исповедуем, что есть частный суд, как пишется в книге исповедания Православной веры, напечатанной в Москве, в вопросе 61, лист 89. То же показано из Писания и здесь в главе 1, в доводе 2. Поэтому если есть частный суд, то есть и частное воздаяние, ибо суд не бывает без приговора и воздаяния.

Доказательство шестое

Вся Святая Православная Восточная Кафолическая Церковь в своих церковных книгах благочестиво исповедует, что души святых находятся на Небесах. И каждый, кто призывает святых или в пениях, или в чтениях и молитвах, везде их называет своими предстателями, предстоящими перед Престолом Господним. В других же местах – собеседниками ангелов, а еще гражданами Небесными, сликоствующими ангелам. Так поет Октоих в гласе 1 в среду вечера на стиховне: «Всехвальные мученики, вас не земля утаила, но Небо приняло вас и отверзлись вам райские двери» – и так далее. И еще, глас 2 в понедельник, в каноне, в песне 5: «Собор честных страдальцев собор беззаконных гонителей посрамил, многоразличные болезни претерпел и ныне со священными соборами Ангельскими присно радуется». И еще в том же гласе в тот же день на стиховне: «После Христа пострадавшие даже до смерти, о страстотерпцы-мученики! Души имеете на Небесах в руке Божией, и по всему миру почитаются ваши мощи». Еще в том же гласе во вторник на утрени, в песне 9: «Собор святых мучеников, лик блаженный, ликостоянием сочетался с бесплотными». Еще в том же гласе в каноне на утрени (в среду. – Примеч.), в песне 9: «Земля, разверзшись, кровь вашу приняла, Небо же Божественные приняло духи, и со огненными чинами Божественному Престолу предстоите, страстотерпцы мученики». Еще в том же 2-м гласе в пятницу на утрени, в песне 4: «Много подвизаясь, святые, на земле, на Небесах обрели великую славу». Еще в том же каноне, в песне 9: «Сиона вышнего явились жители Божественные и ангелам равночестные, мученики, как их сограждане». Этих и им подобных чтений, молитв и песней духовных, составленных святыми отцами, полны церковные книги, как: Октоихи, Триоди, Минеи, Требники и прочие Богодухновенные книги. Так как Православная Церковь есть столп и утверждение истины, по слову [ап.] Павла, и Сам Христос повелевает Ее слушаться, то кто дерзнет измудрять противное Ее законам? Если только язычник и мытарь: если (сказал Христос) и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь (Мф.18, 17). Не буду вспоминать здесь различных явлений, которые многие видели Божественным откровением, то есть души святых, окруженные ангелами, восходящие на Небо.

Об этом свидетельствуют жития святых во многих местах, но так как противники им не верят, то напрасно будет семя Богодухновенных слов сеять между тернием.

Часть 2. Камень преткновения и соблазна

Глава 1. Преткновения о камень Священного Писания

Преткновение первое

Души святых до Второго Пришествия еще не находятся на Небесах, так говорят противники. Если же спросишь: «Где же они?» – отвечают различно.

1. Одни говорят, что в земном раю, по словам Христа: ныне же (дне́сь) будешь со Мною в раю (Лк.23:43).

2. Иные говорят, что они на лоне Авраамове, по словам Христа: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк.16:22).

3. Иные говорят, что в руке Божией, по сказанному: души праведных в руке Божией (Прем.3:1).

4. Иные говорят, что в алтаре, или под жертвенником, в некоей темнице, по сказанному: увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие (Откр.6, 9).

5. Иные говорят, что души святых спят, по сказанному: задремали все и уснули (Мф.25, 5).

6. Иные говорят, что души умирают вместе с телом и вместе с телом воскреснут. Так думают анабаптисты.

Исправление претыкающимся

Отвечаю первое в общем. Одна и та же вещь может иметь разные названия. Так, например, Церковь называется: Тело Христово, дом Божий, Иерусалим, Сион, град Царя великого, столп и утверждение истины, мать правоверных, жилище Божие, корабль, невод и так далее. Так Евхаристия называется: бессмертная трапеза, пища духовная, хлеб ангельский, манна Небесная, Агнец непорочный, хлеб, укрепляющий сердце человека, и так далее. Так Крещение называется: возрождение, баня духовная, просвещение, врата всех тайн, ключ Царствия Небесного и так далее.

То же нужно сказать и о настоящем предмете. Царство Небесное в Писании имеет различные названия и называется оно рай, оно же лоно Авраамово, рука Божия, алтарь (жертвенник), горний Иерусалим, мать всем нам, место светлое, прохладное, спокойное, отечество и жилище избранных Божиих.

Называется так же Небом (Небесами. – Примеч.) и землей живых, как говорит псалмопевец: Верю, что увижу блага Господни на земле живых (Пс.26, 13). Поэтому когда услышишь или прочитаешь какое-нибудь название из вышесказанных, понимай, что это Небеса. Тому же учит и исповедание Православной веры, напечатанное в Москве, в вопросе 67, на листе 96, где написано так: «Какое место особо определено душам умирающих в благодати Божией? Ответ: Души человеческие, переходящие от мира сего, находящиеся в благодати Божией, покаянием своих грехов, имеют место в руке Божией, потому что так говорит Священное Писание: Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их (Прем.3:1). Еще называется место их нахождения раем, так как Христос, Господь наш, сказал на Кресте разбойнику: истинно говорю тебе, ныне же (дне́сь) будешь со Мною в раю (Лк.23:43). Называется и лоном Авраамовым, по написанному: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк.16:22). И Царством Небесным, по словам Господа, говорящего: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.8, 11). Поэтому кто назовет это место одним из этих названий, о которых мы говорили, не согрешит, только пусть знает, что души находятся в благодати Божией и в Царстве Небесном и (как поют церковные песни) на Небесах». Досюда книга «Исповедание Православной веры», утвержденная и похваленная святейшими патриархами: Иерусалимским Нектарием, и Константинопольским Парфением, и Александрийским Иоаникием, и Антиохийским Макарием, и еще Иерусалимским Паисием, и всем соборным священноначалием иерархов, как можно видеть в предисловии этой книги.

Отвечаю второе на каждое изречение из Писания, приведенное здесь (противниками. – Примеч.), в отдельности.

На первое. Царство Небесное есть рай. Смотри об этом здесь в первой части, в главе 1, довод 5. Об этом и песнь церковная: «Всехвальные мученики, вас земля не утаила, но Небо приняло вас, и отверзлись вам райские двери». Здесь рассуди: если Небо приняло их, как отверзлись для них райские двери? Разумей, что Небо и райские двери, или рай Святая Церковь признает за одно и то же.

На второе. Царство Небесное есть лоно, или недро (грудь, внутренность, залив, ложе – слав.), Авраамово. Читай толкование Феофилакта [Болгарского] на главу 16 (Евангелия. – Примеч.) от Луки, где он говорит так: «Недром Авраамовым называем ограждение благих, пристанище праведных, достигших от бури в тишину Небесную, потому что в море недром мы привыкли называть тиховодные и покойные места». Смотри Феофилакта, лист 141, толкование на Евангелие от Луки.

Спросишь. Почему оно так называется и почему мы молимся об умерших, чтобы быть им в недрах Авраамовых?132

Отвечаю. Лоно, или недро, Авраамово потому так называется, что сыновья сладко почивают на лоне своих родителей. Верные же и все святые есть сыновья Авраама, ибо он первый в вере и святости, и превосходнее всех, и ему было обещано это благословение и блаженство и в нем всем верным, как написано в книге Бытие, главе 22: и благословятся (сказал Бог) в семени твоем все народы земли (Быт.22, 18). Поэтому и [ап.] Павел пишет [в Послании] к Галатам: Познайте же, что верующие суть сыны Авраама (Гал.3:7). И ниже: Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал.3:29).

На третье. Если вы, противники, говорите, что рука Божия – вместилище душ святых, спрашиваю вас: что есть рука Божия? Рука Божия есть не что иное, как только всемогущество Божие, все сотворившее, все содержащее, все премудро устраивающее. Это рука Божия, которая есть везде – и на Небесах, и на земле, и в аду, и в море, и во всем мире. Ибо так говорит псалмопевец: в руке Его все концы земли (Пс.94, 4). Так как души праведных в руке Божией, рука же Божия, то есть всемогущество Божие, есть везде: и на Небесах, и на земле, и в аду, и в море – скажите нам, везде будут ли и души праведных? Но да не будет этого. Ибо мы веруем, что рука Божия, или всемогущество Божие, если и везде есть, как уже сказал, но более всего на Небесах. Ибо рука Божия и всемогущество Божие есть Сам Бог. Бог же хотя есть и везде, но более всего на Небе, как сказано: небо престол Мой, а земля подножие ног Моих (Ис.66, 1; Деян.7:49). И еще: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий (Мф.5, 34). И еще: Господь на небе уготовал престол (Пс.102, 19). Но и мы говорим: Отче наш, иже еси на небесех. Поэтому если Бог есть на Небесах, то и всемогущество, неразделимое с Ним, и рука Его, и души святых в руке Его находятся на Небесах.

На четвертое. Так как вы говорите, что место, где находятся души святых, есть алтарь (или жертвенник) или некое вместилище под жертвенником, то еще раз утверждаете наш православный догмат, противники. Ибо этот жертвенник видел [св.] Иоанн [Богослов] на Небесах (читайте Апокалипсис и увидите). Поэтому на Небесах были и ныне есть эти души, избиенные за слово Божие. Но и последующие слова наш догмат утверждают. Ибо написано там же: И даны были каждому из них (душам) одежды белые (Откр.6, 11). Что есть белая одежда для души? Только Небесная слава. После этого велено им ждать и второй одежды – прославления тел, когда во Второе Пришествие Христово каждая душа соединится со своим телом. То же читаем и в 7 главе Апокалипсиса, стих 9: взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть… стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих (Откр.7, 9). И ниже, стих 14: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь (Откр.7, 14–15).

Здесь спросишь. Что значит душам избиенных быть под жертвенником?

Отвечаю. Жертвенник – разумей Христос. Поэтому, когда говорит Иоанн: я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие (Откр.6, 9), смысл такой, что видел души убиенных за исповедание имени Христова. Иные же говорят: «Христос есть жертвенник, души же святых мучеников, избиенных за слово Божие, находятся под жертвенником, то есть под Христом, но намного ниже честью и местом, ибо победили с помощью и заступлением Христовым и Ему приписывают свои почести».

На пятое. Достойно смеха сказать, что души святых спят и будут спать даже до Судного дня, потому что спит весь человек, а не одна душа. Ибо что иное есть естественный сон, как не заключение внешних телесных чувств, как учит физика? Но душа, исшедшая из тела, не имеет внешних телесных чувств, ибо не имеет тела, поэтому по своему свойству и естеству спать не может. Но и из Священного Писания ясно видно, что души не спят. Ибо, если спят, то как души праведных, издревле бывшие в преисподней, имели великое желание освободиться оттуда? Как Самуил пророчествовал по своем успении и предвозвестил царю Саулу его смерть? (1Цар.28; Сир. 46, 23). Как же и при Преображении Господнем явились Моисей и Илия? (Мф.17). Как [св.] Иоанн [Богослов] видел на Небесах сидящих старцев, облеченных в белые одежды? (Откр.4). Как души убиенных просили отмщения у Бога и даны были каждой из них белые одежды? (Откр.6). И еще: великое множество людей… стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах (Откр.7, 9), о них же сказано: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца (Откр.7, 14). Из этих и прочих отрывков из Писания ясно, что души не спят. Знаю, что и душа часто имеет сон греховный, который есть уныние и небрежение в деле своего спасения. Об этом сне псалмопевец говорит: Ослабела душа моя от нерадения (ѿ ѹны́нїѧ) (Пс.118, 28). Но такой сон душам святых непричастен, тем более по исходе из сего тела, когда уже больше ни грешить, ни благотворить невозможно. А что говорится в Евангелии: задремали все и уснули (Мф.25, 5), – эти слова о лицах (о всем человеке. – Примеч.), а не об одних душах.

На шестое. Говорить и верить, что души умирают вместе с телом, – это ересь саддукейская, ров погибельный и врата, отверстые на всякое беззаконие. Таково мнение эпикурейцев и саддукеев, которое посрамил Сам Христос, говоря: Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф.22, 32). И еще говорится: праведники живут вовеки (Прем.5:15).

Преткновение второе

Сказал Господь притчу о делателях, из которых одни рано, а другие поздно пришли в виноградник. Когда же наступил вечер, все делатели вместе приняли равную награду. Хотя пришли и не в одно время, но в одно время получили награду, каждый по динарию (Мф.20). В этой притче вечер означает воскресение мертвых, динарий означает жизнь вечную. Тот динарий, то есть жизнь вечную, получат все делатели в одно время, то есть по воскресении. Если же души святых ныне уже находятся на Небесах, то приняли награду до наступления вечера и не вместе с прочими. Но это противоречит Евангелию.

Исправление претыкающимся

Отвечаю, что все вместе получат воздаяние в одно время Страшного Суда Божия, но воздаяние совершенное, и душе и телу, что Христос изображает этой евангельской притчей.

У нас же здесь идет речь о воздаянии частном, которое ныне получают на Небесах одни души без тел, пока не произошел Страшный Суд Божий.

К тому же необходимо знать, что всякая притча исполняется не во всем, а только в том, о чем намеревался сказать говоривший, как (например) нож хотя и делается для того, чтобы резать, но не всеми своими частями режет. Это же можно ясно видеть и здесь, в настоящей притче о делателях, которые роптали на господина. Разве будет на Небесах ропот? Затем и из этих слов, которые сказал Господь: или глаз твой завистлив оттого, что я добр? (Мф.20, 15). Разве на Небесах будет завистливое око? Поэтому притча извещает истину только в том, что намеревается сказать говорящий. Прочие же слова в притче бывают ради красоты повести и целости притчи.

Но какая цель настоящей притчи? Та, что те делатели, одни трудились весь день, другие же меньше, но все приняли равное воздаяние. Означает это, что отцы Ветхого Завета, хотя много большее время трудились, чем отцы Нового Завета, но все идут к тому же Небесному блаженству. Или еще один смысл. Обращающиеся к Богу в своей старости хотя и меньше трудятся, чем другие, которые от своей юности служат Богу, но могут получить не меньшее воздаяние, чем они.

Преткновение третье

Апостол говорит: все сии (отцы Ветхого Завета), свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр.11, 39–40).

Исправление претыкающимся

Отвечаю. Из самих этих слов апостольских: дабы они не без нас достигли совершенства, – всякий может ясно увидеть, что апостол говорит о совершенном воздаянии, подобающем душе и телу, и такую совершенную награду все получат в день праведного воздаяния. Мы же здесь говорим не о совершенном воздаянии, которое будет для души и для тела, но о награде частной, как сказано выше.

К тому же апостол хотел этими словами показать, что эти отцы Ветхого Завета, умирая, не получали обетованной вечной жизни прежде отцов Нового Завета, но ждали пришествия Христова, чтобы получить ее вместе с отцами Нового Завета. Как бы сказано: «Ныне уже восприняли обетование вечной жизни, но до пришествия Христова еще не получили».

Не умолчу же иного толкования многих учителей, что само это название обещанное (ѡ҆бетова́нїѧ) означает воплощение Христово, которое многократно обещал Бог отцам: Аврааму, Исааку, Иакову, Давиду. Поэтому Сам Христос сказал: многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели (Лк.10:24).

Преткновение четвертое

В Первом послании Иоанн говорит: Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется (Христос во Втором Пришествии), будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1Ин.3:2).

Исправление претыкающимся

Отвечаю. Пока еще не открылось, что будем. Знаем же, что, когда откроется (ꙗ҆ви́тсѧ) (1Ин 3, 2). Здесь это слово откроется (ꙗ҆ви́тсѧ) не означает Христа, хотящего открыться (ꙗ҆ви́тисѧ), но означает, что будем, как бы сказано: «Ныне пока еще не открылось, что будем, когда же откроется, что будем, будем подобны Христу», – то есть бессмертием, бесстрастием, восхищенные на облака, пребыванием со Христом и прославлением наших тел: Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп.3:21), – по словам Павла, и тогда увидим Христа, как есть, не только душевными, но и телесными очами. Ибо этими своими словами апостол Иоанн намеревается показать не то, что якобы души святых ныне до Второго Пришествия Христова не видели Бога, но только то, что до Судного дня слава душ святых еще не явлена миру. Ныне (сказал) пока еще не открылось, что будем. Тогда же откроется, что будем подобны Христу в преображенной плоти смирения нашего.

Преткновение пятое

Во Втором послании к Тимофею [ап.] Павел говорит: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2Тим.4, 7–8). Здесь Павел говорит о будущем времени воздаст, то есть на Страшном Суде, ибо это он подразумевает, говоря: праведный Судия, в день оный (2Тим.4:8).

Исправление претыкающимся

Апостол говорит здесь о явном венце, или о мздовоздаянии, которое будет на виду у всего мира, каково будет воздаяние в день оный праведного воздаяния, где каждый получит полную и совершенную мзду для души и тела.

У нас же здесь идет речь о частном суде, происходящем сразу после смерти, и частном воздаянии только для души, которое бывает прежде Страшного и всенародного Суда Божия.

Глава 2. Преткновение о камень писаний некоторых святых отцов

Преткновение первое

Златоуст на Первое послание к Коринфянам, на главу 15, в беседе 39, толкуя слова [ап.] Павла: И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1Кор.15, 19), – говорит так: «Что говоришь, о Павел? Как в этой только жизни надеемся, если тела не воскресают, когда душа остается и существует бессмертной? Потому что, если и пребывает душа, если и бесчисленное число раз бессмертна, как это и есть, без плоти не примет те неизглаголанные блага, так же как не будет и мучиться (во всей полноте. – Примеч.). Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор.5, 10). Поэтому говорит: если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1Кор.15, 19). Ибо если тело не воскреснет, то душа пребывает не венчана вне того блаженства на Небесах».

Исправление претыкающимся

Златоуст здесь говорит не то, что якобы святая душа прежде воскресения тела непричастна частной Небесной славы, но говорит с приложением, что, если тело не воскреснет из мертвых, душа не может совершенно наслаждаться Небесных благ. Ибо так как оба работали Богу – душа и тело, то достойно и праведно, чтобы оба приняли свое воздаяние. Если же одна часть будет лишена своей мзды, то и другая часть воздаяния не получит. Напротив, если тело в свое время воскреснет и увенчается, отсюда можно узнать, что душа ныне пред Богом живет и венчается. Смотри толкование Феофилакта [Болгарского] на те же слова [ап.] Павла, где понимание Златоуста он предлагает яснее.

Преткновение второе

Тот же Златоуст на Послание к Евреям [ап. Павла], главу 11, в беседе 28 говорит: «Пока еще не восприняли (воздаяния), но еще ожидают (отцы Ветхого Завета), так и скончавшись в такой великой скорби. И они ждут столько лет, победив, и еще не получили награды, вы же, еще пребывая в подвиге, изнемогаете. Подумайте (и вы, что это есть, и) сколько оставаться Аврааму и апостолу Павлу, ожидая, когда ты примешь совершенство, чтобы и они смогли тогда получить воздаяние. Ибо если и мы не придем, то предрек им Спаситель, что не даст им (награды. – Примеч.); как любящий Отец благонравным детям, исполнившим дело, сказал бы не дать есть, пока не придут их братья. Ты же ли досадуешь, что не принял пока воздаяния? Что же сделает Авель, который прежде всех победил и остается невенчанный? Что же Ной? Что же бывшие в те времена, что ожидают тебя и будущих после тебя?» И ниже: «Видишь ли промысл? И не сказал: «Да не без нас венчаны будут», – но: дабы они не без нас достигли совершенства (Евр.11, 40), – и так далее.

Исправление претыкающимся

Златоуст здесь говорит не о блаженстве души, которое дается каждой душе на частном суде прежде воскресения, но говорит о блаженстве тела и о явном воздаянии на виду у всего мира, которое будет всему человеку, то есть душе и телу, в тот последний день праведного Суда и возмездия. Ибо это означает слово совершенство: дабы они не без нас, – сказал, – достигли совершенства. Если тогда будет совершенство воздаяния, то ныне уже есть воздаяние, но не совершенное, то есть частное, для одной души.

Подобным ответом отвечаю и на прочие писания некоторых учителей, как Феофилакт [Болгарский], Феодорит [Кирский] и другие, ибо они последуют Златоусту как своему учителю и наставнику.

Глава 3. Преткновения о камень мудрования

Преткновение первое

Суд и испытание добрых и злых будет в последний день, поэтому и воздаяние добрым и злым отложено до этого последнего дня. Если же по смерти бывает частный суд и частное воздаяние, то какая необходимость во Втором Пришествии Христовом и в том Страшном Суде?

Исправление претыкающимся

Явный и всемирный Страшный Суд не отвергает частного суда, ни частный суд –всемирного, ибо на этом воздается мзда только душе, на том же – всему человеку. Этот суд бывает не явно, а наедине и втайне, тот же будет на виду у всего мира. Поэтому день Страшного Суда называется День Господень не потому, что якобы другие дни не были Господни, но потому, что тот день явственно будет День Господень, являющий Пришествие Христово. И как между купцами определяется некий день на отдание долгов и называется днем воздаяния не потому, что якобы в другие дни возбраняется отдавать должное, но потому, что тот день собственно определен на отдание долгов. Так подобает сказать и о настоящем. Последний день будет днем Суда и воздаяния не потому, что якобы в другие дни Бог не судит и не воздает, но потому, что тот день только на это и определен, что в нем будет всенародный Суд и совершенство воздаяния.

Скажешь. Думается, напрасно будет тот последний Суд, если уже на частном суде получается должное, ибо какая разница, явно или тайно воздается должное?

Отвечаю. Не напрасно будет Страшный Суд, хотя его и предваряет частный. И это по пяти причинам.

Первая причина. Чтобы были явлены милосердие и правда Божия. Ибо все сотворил Бог ради явления Своей славы. Но так как есть некоторые ныне, которые говорят на Бога неправду и, видя в настоящей жизни многих злых в благополучии, а праведных в злоключениях, отсюда соблазняются и хулят, что Бог неправеден, и не веруют Его промышлению, поэтому Бог установил Себе один день, чтобы показать тогда явно всему миру Свою великую правду на нечестивых и Свое великое милосердие на благочестивых. Вместе с тем, чтобы показать, что вместе с великим милосердием для добрых не употребляет никакой суровости или неправды на злых и вместе с великой яростью на злых никакого не употребляет лицеприятия или несправедливых щедрот на добрых.

Вторая причина. Чтобы прославился Сын Человеческий. Ибо необходимо для прославления Христова явиться в славе Тому, Кто прежде был в бесчестии, и Тому, Кто в Первом Своем Пришествии был судим как преступник, справедливо, чтобы Он снова со славой пришел как Судья, чтобы исполнилось о Нем пророчество Исаии: предо Мною преклонится всякое колено (Ис.45, 23). То же вспоминает и апостол, говоря: Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено (Рим.14, 10–11).

Третья причина. На славу добрым, на посрамление же нечестивым. Ибо хочет Бог, чтобы как святые в своих подвигах были позорищем для мира, для Ангелов и человеков (1Кор.4, 9), так будут явлены как победители всему миру, ангелам и человекам. Поэтому апостол Павел, говоря о Суде, везде приводит эту причину, как: в Послании к Римлянам, в главе 2, в Первом послании к Коринфянам , в главе 4, и в других местах.

Четвертая причина. Чтобы весь человек был судим и принял воздаяние, ныне же судятся только души и принимают часть награды.

Пятая причина. Потому что еще не окончились добрые и злые дела, ибо еще доныне уже скончавшиеся еретики не перестают творить зло, растлевая мысли добрых своими книгами. Еще доныне апостол Павел не перестает творить благо своим учением и примером, то же можно сказать и о других. И это говорит апостол: Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии (1Тим.5:24).

Так как добрые и злые дела окончатся тогда, когда окончится сей мир, поэтому тогда и явлен будет всем последний приговор.

Преткновение второе

Душа и тело работают вместе, поэтому вместе и получают воздаяние. Если же душа венчается прежде тела, то кажется неправедным воздаяние и получается обида телу из-за того, что душа венчается прежде тела. Например, когда двое равно подвизаются, несправедливо одному венчаться без другого. Или когда двое крадут одинаково, несправедливо одного казнить без другого.

Исправление претыкающимся

Отвечаю первое. Не говорите на Бога неправду, когда слышите, что душа ублажается без тела. Ибо душа и тело не так разделены, как двое друзей, одному из которых бывает обида, если другой без него получает награду. Но душа и тело – это одно лицо, сложенное из двух частей. И это одно лицо больше желает получить блаженство хотя бы по одной части, чем лишаться блаженства по обеим (частям). Поэтому тело не терпит никакой обиды, ибо не бывает обиды хотящему, но не хотящему.

Отвечаю второе. Душа и тело если бы и были различными лицами, то никакой обиды телу не было бы из-за одной души венчающейся, ибо душа действует как начало всякого доброго и злого дела, тело же только как некое орудие. Скажу больше, что вся сила добрых и злых дел происходит от одной души, поскольку избирать добро и отвергать зло происходит от произволения, или от воли, которая находится в одной душе.

Отвечаю третье. Душа и тело если бы и действовали равно, то также не было бы обиды телу из-за того, что душа ублажается прежде последнего Суда, а не и тело. Ибо душа после разлучения своего от тела может принять и вместить славу и венец. Тело же по разлучении от души не может ни вместить, ни принять само собой Небесную славу.

Преткновение третье

Душа Христова после разлучения от Тела не сразу взошла на Небеса, но сначала сошла в преисподнюю земли, затем, по воскресении Тела, взошла на Небеса. Поэтому и души святых после разлучения от тела идут в преисподнюю и там пребудут даже до воскресения своих тел, после же этого вместе со своими телами взойдут на Небеса. Ибо Христова смерть, воскресение и вознесение были образами нашей смерти, воскресения и восшествия на Небо, иначе ученики и рабы будут более учителя своего и Господа.

Исправление претыкающимся

Христос Своей смертью, упокоением (во гробе. – Примеч.), воскресением и восшествием на Небеса был нам образом по нашему телу. Ибо мы сначала умираем, потом почиваем во гробе, потом воскреснем, потом же, подражая Христу, взойдем на Небеса. А что душа Христова сошла в преисподнюю, прежде чем взошла на Небеса, то в этом Христос нам не образ. Ибо Христос сошел в преисподнюю не для того, чтобы показать нам путь во ад или чтобы уготовать нам там место, но чтобы души, находящиеся там, извести из тьмы и уз смерти, чтобы сокрушить и сломать ворота и запоры ада, чтобы больше души святых туда не сходили.

Преткновение четвертое

Демоны еще не приняли воздаяния мучения, но примут только после Страшного Суда, ибо потому и восклицали ко Христу: пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф.8, 29). И еще: И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну (Лк.8:31). Если же демоны не восприняли воздаяния мучения, то и души святых не получили воздаяния блаженства, но им обоим будет своя мзда после Страшного Суда.

Исправление претыкающимся

В этом рассуждении о мучении демонов отцы разделились на две части. Одни полагают, что прежде Страшного Суда демоны не мучаются, и в доказательство приводят вышесказанные слова Евангелия: пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф.8, 29). И еще: И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну (Лк.8:31).

Другие же, напротив, говорят, что демоны уже мучаются. Если же и многие из демонов еще не в бездне, но пребывают в мрачном воздухе для озлобления и наказания человеков, поэтому и [ап.] Павел называет их князьями тьмы и духами злобы поднебесными (Еф.6, 12), но все демоны ныне уже мучаются не только лишением славы Божией, но и чувствительно. Ибо если святые ангелы, которые устояли в правде, ныне уже прежде Страшного Суда ублажаются и постоянно видят лице Отца Небесного, по словам Христа (Мф.18, 10), то почему ангелы, которые не устояли в правде, но возымели заговор на Бога, не должны понести наказания Божия? Поэтому уже ныне, где бы ни были, везде свою геенну с собой носят.

Это несогласие отцов, думаю, можно соединить и загладить таким образом: до Страшного Суда мучаются демоны, но мучением несовершенным. После же Страшного Суда примут полноту или исполнение своих мук, когда будут заключены в бездне, которой очень трепещут. Поэтому и молили Христа, чтобы не повелел им идти в бездну.

Спросишь. Почему же трепещут бездны, если уже мучаются?

Отвечаю. Думаю, по таким причинам:

1. Потому что там получат всю полноту мук, им подобающих.

2. Потому что уже не смогут вредить людям.

3. Потому что там уже не смогут иметь чести как боги, подобающей только Самому Богу, которую ныне имеют от язычников и эллинов, от волхвов и чародеев.

4. Потому что тогда станут явными все их коварства и пронырства, явится же их и слабость, и немощь, когда все увидят их побежденными в подвигах не только мужами, но и женами и детьми.

5. Потому что будут судимы не только Богом, но и людьми, по слову [ап.] Павла: Разве не знаете, что мы будем судить ангелов (1Кор.6, 3).

Добавлю же, наконец, и это, что если бы было и так, что демоны прежде Страшного Суда не мучаются, то не может из этого следовать то, что души святых прежде последнего дня не ублажаются. И нельзя сказать так: демоны еще не мучаются, поэтому и души святых еще не ублажаются.

Ибо отвечаю возражением. Святые ангелы ныне уже ублажаются, поэтому и души святых ныне уже ублажаются. Не лучше ли душам святых последовать ангелам в ублажении, нежели демонам в мучении? Поэтому если демонское мучение и отложилось бы до Страшного Суда, но ублажение ангелов и душ святых не отложилось и не откладывается. Ибо Всемилостивый Бог наш не так скор и преклонен к отмщению и мучению, как к щедротам и подаянию благ.

Окончание

Концом догмату сему да будет священномученик Киприан, епископ Карфагенский, древний учитель, живший в начале третьего столетия после Рождества Христова. Он и сам мученическим венцеом увенчался, и прочих, поощряя к тому же пути, укреплял многих страждущих в узах за Христа христиан одной этой надеждой, что мученики после своих страданий сразу же получают от Христа венец нетленный. Это утверждение святого учителя находится во многих местах в его книгах, а именно в слове увещевательном к мученическому подвигу, в главе 12, где он говорит так: «Кто же всеми силами не будет подвизаться, чтобы от сей тьмы перейти к тому свету, чтобы стать другом Христовым и сразу же со Христом возрадоваться? Закрываются очи в страданиях, но отверзается Небо. Запрещает антихрист, но защищает Христос. Наносится смерть, но последует бессмертие. У убитых за Христа сей мир отнимается, но Небо даруется, угасает жизнь временная, но готова – вечная. Какая награда – отойти отсюда весело, выйти из тесноты на волю, из скорби в радость, закрыть скоро очи, которыми видели человеки мир сей, и открыть их тотчас, чтобы видеть Бога, Христа и ангелов и с такой быстротой оставить землю и перейти в Царство Небесное». И еще в слове о смерти говорит: «Какая может быть печаль умирающему, какой страх и трепет? Если только тому, кто не имеет веры и надежды. Ибо того участь бояться смерти, кто не хочет идти ко Христу, ибо тот не хочет идти ко Христу, кто не верует, что по смерти начнет царствовать со Христом». И ниже: «Так как одна радость наша – видеть Христа, то какое безумие, какая слепота – любить тесноты мира сего, скорби и печали, а не скорее с усердием идти к той нескончаемой радости? Это же бывает, братья возлюбленные, потому что оскудела вера, и никто не имеет веры тому, что обещал Бог, Который верен и неложен в словах Своих. Если бы тебе некий честный и постоянный муж обещал нечто, имел бы ты веру обещавшему? Ныне же Бог обещал тебе то, что око не видело и ухо не слышало, ты же волнуешься в неверных помыслах. Бог тебе, исходящему из мира сего, обещал бессмертие и вечность, ты же сомневаешься. И это значит то, что Безумный сказал в сердце своем: «Нет Бога» (Пс.13, 1). Это значит неверием раздражать Христа, наставника верующих. Это значит в Церкви, то есть в доме верующих, не иметь веры. Какая же бывает польза исходящим из мира сего? Сам Христос, начальник нашего спасения и всякой пользы, извещает, когда говорил своим скорбящим ученикам о Своем исходе: Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу (Ин.14:28). Это же сказал, уча, что, когда наши возлюбленные отходят от мира сего, подобает радоваться, а не скорбеть. Вспоминая это, апостол Павел говорит: Ибо для меня жизнь Христос, и смерть приобретение (Флп.1:21). Великим приобретением считал апостол избавиться от сетей мира сего и более не быть общником прегрешений плоти, и шествовать к призывающему Христу, к радости вечного спасения». И ниже: «Почему не вспоминаем, что не нашу, но Божию волю должны творить, как (Христос. – Примеч.) нас наставил молиться: Да будет воля Твоя? Насколько развращенно и достойно порицания, когда мы молимся, чтобы была воля Божия, а Призывающему нас от мира сего противимся и не сразу слушаем волю Его и приводимся пред Господа с печалью и скорбью, как образ непослушных рабов, исходя от мира сего по принуждению, а не по благоволению! И хотим ли мы от Него принять Небесную славу, если приходим к Нему против своей воли? Зачем молимся: Да приидет Царствие Твое, – если хотим находиться в земном пленении? Напрасно частыми молитвами просим, чтобы пришел день царствования, если имеем гораздо большее желание здесь работать диаволу, чем там царствовать со Христом». И ниже: «Много раз говорил вам, что не подобает рыдать об исходящих от мира сего по зову Господню, зная, что не в погибель провожаем их, а они предшествуют нам (в Царство Небесное. – Примеч.)… и не в черные одежды подобает облекаться по исходе их, когда они облеклись в белые одежды». И ниже: «Если веруем во Христа, принимаем веру словам и обещаниям Его, то не умрем во веки, и весело и благонадежно шествуем ко Христу, с Которым будем жить и царствовать во веки. А что умираем, то смертью переходим к бессмертной жизни. Не может последовать вечная жизнь, если прежде не будет отшествия от мира сего, и смерть есть не уход, но переход от временного к вечному. И кто не постарается к лучшему? Кто не возжелает скорее перейти к Небесной славе и преобразиться по подобию Христову?» И ниже: «Тот желает жить много в мире сем, кто любит сей мир, его прельщают сладости и утехи суетного мира сего. Тебя же, христианин, мир сей ненавидит, зачем ненавидящего тебя любишь и скорее не следуешь за Христом, Который тебя искупил и любит?» И ниже: «Покажем, братия, что мы веруем, не будем сетовать об отшествии любимых нам и, когда придет день призвания, охотно пойдем и сами к Зовущему нас. Если это и всегда подобает делать рабам Божиим, то тем более ныне, когда мир сей отягчен такой тяжестью зол и преклонился к падению. Не постараемся ли скорее убежать от сего падения? Если бы в доме твоем, в котором живешь, поколебались стены, если бы кровля рассыпалась от ветхости, и основание потряслось, угрожая падением, не постарался ли бы ты уйти оттуда? Вот мир сей уже колеблется, угрожая падением и разрушением, ты же не воссылаешь благодарение Богу за то, что хочет тебя избавить от таких зол. Подобает помышлять, братия, и о том непрестанно поучаться, что мы странники и пришельцы в мире сем. Поэтому возлюбим тот день, который нас, избавив от сетей мира сего, поставит в раю и в Царствии Небесном. И кто странствующий не постарается возвратиться в отечество? Кто плывущий по морю не пожелает прийти к своим в пристань? Отечество наше есть Небо, там мы имеем Отца, к которому каждый день говорим: Ѻч҃е на́шъ, иже є҆си на нб҃сѣ́хъ. Там находятся родители наши, там ожидает нас многое множество братьев, сродников, друзей и знакомых, которые уже не печалятся о своем бессмертии, пекутся же о нашем спасении. Почему же не стараемся прийти, чтобы видеть отечество наше и целовать родителей наших? О, какое нам и им будет общее веселье видеться и наслаждаться взаимным объятием! Какое там утешение Царствия Небесного без боязни смерти с достижением бессмертия и наследием жизни вечной! Там апостолов преславный лик, там пророков веселящихся множество, там мучеников неисчислимое число. Там непрестанное веселие, радование и бесконечное торжество сохранивших заповеди Господни, поправших плотские похоти, ущедривших нищих и убогих и изменивших крадомое земное богатство в некрадомое Небесное сокровище. К ним, возлюбленные братья, постараемся достичь всем своим желанием, да их общниками будем…» и получим вечные блага о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же вместе с Отцом и Святым Духом слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

* * *

131

Сын царя Давида псалмопевца. – Ред.

132

Книга «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», написанная митрополитом Киевским Петром Могилой (1597–1647). Написание «Православного исповедания» требовало состояние православных в Юго-Западной Руси. В первый раз она появилась в печати на греческом языке в 1662 г. в Амстердаме. В этом издании можно найти греко-латинский текст. В России «Православное исповедание» впервые напечатано в Москве в 1696 году при Патриархе Адриане. – Ред.


Источник: Стефан Яворский, Митрополит Рязанский и Муромский. Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви. Перевод протоиерея Николая Баринова.

Комментарии для сайта Cackle