Источник

Десятый член символа веры

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Тексты

«Скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили». (Чис.5:6–7).

«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован». (Притч.28:13).

«Я скинула хитон мой; как же мне надевать его? Я вымыла ноги мои; как же мне марать их?» (Песн.5:3).

«И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какия делал он, не припомнятся ему... Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Обратитесь и живите! (Иез.18:21–23, Иез.18:31–32).

«Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут моим народом». (Иер.31:33).

«Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ващи, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив». (Иоил.2:12–13).

«Не вечно гневается Он, потому что любит миловать». (Мих.7:18).

«Кто будет веровать и крестится, спасен будет». (Мк.16:16).

«Оставите детей и не возбраняйте им приити ко Мне». (Мф.19:14).

«И вы помазание имате от Святаго». (1Ин.2:20).

«Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный». (Ин.6:54).

«Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся». (Ин.20:22–23).

«Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы (пресвитеры) пасти Церковь». (Деян.20:28).

«Всякий должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих». (1Кор.4:1) (Ср. 2Тим.1:6; Деян.14:23).

«Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей и будет два в плоть едину. Тайна сия велика есть». (Еф.5:31–32; Ср. Мф.10:12;19:11–12; 1Кор.7:8–9).

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». (Иак.5:14–15).

Изречения

«Кто знает, сколько каждый, живущий на земле, оставляет семян, которым суждено взойти только после его смерти? Кто скажет, какою таинственною цепью связана судьба человека с судьбою его детей, его потомства и как отражаются на них его стремления, как взыскиваются с них его ошибки». (Тургенев).

«Легче испорченное возстановить, чем сделать новое из ничего; Господь совершил второе, ужели Он не совершит перваго?» (Григорий Богослов).

«Чтобы сделать человека святым, необходима благодать; сомневающиеся в этом не имеют понятия ни о святости, ни о человеке». (Паскаль).

«Раскаяние есть кровь души» (Бл. Августин).

Одни таинства оно сопровождает (крещение, покаяние, приобщение и елеосвящение), другим предшествует (мирропомазание, священство и брак). И цель таинств – одна: теснейшее общение со Христом, приближение к Нему. По покаянному характеру и по цели родственны таинствам: посвящение в иноческий чин и погребение, знаменующее переход души из Церкви воинствующей к Церкви торжествующей.

Кто один раз родился, дважды умрет; а кто дважды родился и остался верен второму рождению, умрет лишь однажды.

Погружение при крещении – погружение в истину смерти Христовой, в любовь до смерти. (Архим. Феодор Бухарев).

«Помазаны вы были на челе, чтобы избавиться вам от стыда, потом – на ушах, дабы получить вам слух слышания божественных тайн, после на ноздрях, чтобы облагоухались вы божественным мирром, далее на груди, да облекшеся в броню правды, станете противу кознем диавольским». (Св. Кирилл Иерусалимский).

«Существеннейшим моментом в моем самочувствии была не исповедь, а причащение, после которого я ощутил в сердце физически духовное горение, а за сим во мне пробудилась не то, что жажда, а точнее радостная готовность разрешиться от тела. Таким настроением переполнена была душа моя весь день». (М. А. Новоселов, бывший Толстовец).

«С каждой литургией нам больше и яснее открывается то, чем жив мир и чем живы люди, и когда осеняем чашей преклоняющийся народ, мы знаем, что в руках наших – жизнь мира, жизнь вечная. Мы знаем, что, если бы данное нам в чаше Господней принесло полный цвет и плод в жизни людей, то мы были бы свидетелями дивной жизни, царства Божия, пришедшего в силе, где не было бы ни холода, ни голода, ни страдания и ужаса смерти, где любовь Божия осеняла бы просвещенное и умиротворенное человечество». (Священник).

«Покаяние без исправления подобно выливанию воды из лодки без закрытия щели». (Тертуллиан).

«Покаяние – не во времени, но в силе скорби. Ниневитяне в три дня отвратили гнев Божий. Блудница менее, чем в час, приобрела прощение. Езекия только заплакал, и Господь прибавил ему 15 лет жизни. Благоразумный разбойник в несколько минут приобрел спасение».

«Муж и жена, совокупляясь по законному браку и вставая с общего ложа, пусть молятся ничего не наблюдая: они чисты и без омовения». (Бл. Августин).

Еретики «позже явились, чем епископы, которым апостолы передали церкви. Где сохраняются дары Господа, там должно учиться истине у тех, у которых есть преемство Церкви от апостолов» (св. Ириней Лионский).

«В таинстве покаяния – врачевание немощей душевных, в елеосвящении – немощей душевных и телесных вместе; там – суд кающемуся, здесь – одна милость». (Иоанн, еп. Смоленский).

«Приобщение – лекарство к бессмертию, противоядие смерти». (Свм. Игнатий Богоносец).

«Слова: Он исцеляет наши недуги» значит действительно, что мы можем быть исцелены; но разрушения, произведенные грехом, должны остаться вечно. Оспа легко излечивается, но она оставляет следы. Отрубленые члены можно срастить, но рубец остается на всегда. Землетрясение продолжается секунды, но в течение целых веков почва остается покрытою трещинами. Так и рубцы греха остаются на теле, душе и уме, как молчаливое возмездие за прошлое, и сопровождают нас в могилу. Но и этим дело не кончается. Пятна греха обладают способностию распространяться и на других. Чужие пятна перешли в нашу жизнь, пятна нашей жизни отразились на жизни других. «Я часть всего того, что я встречал», говорит Теннисон. Через сотни лет после смерти мы все еще будем жить в мыслях, в склонностях, во влиянии, и, быть может, во грехах и пятнах других людей. Как часто у порочных родителей бывают душевно больные дети! И более тонкия формы греха переходят точно таким же образом от товарища к товарищу, от брата к сестре, от учителя к ученику. «Возьмите мое влияние, сказал один грешник на ложе смерти: возьмите мое влияние и похороните его со мной». Он сам был спасен и шел ко Христу, но его влияние было против Христа, он оставлял его после себя. Мрачная тень на лице многих умирающих бывает часто вызвана удручающей мыслию о силе и влиянии, потерянных для Христа»... (Друммонд).

«В иерархии Христос присутствует, как путь, в исповедании веры, как истина, святые таинства суть основания жизни Христовой в нас; соединением этих трех и образуется царство Божие, которого владыка есть Христов». (В. С. Соловьев).

Благодать! Это – все Евангелие в одном слове.

«Если бы по правую сторону высилась гора добрых дел, восходящая до небес, а по левую спущенная с небес красная вервь спасения, вервь благодати, то я уцепился бы за эту вервь в надежде достигнуть неба, ибо гора дел возводит до неба, но не отверзает врата рая».

Примеры

«Исповедую». Значительное это слово. Оно значит: не боюсь и не стыжусь проявлять свою веру и в слове и в деле, считаю это своим долгом, призванием. Но у большинства православных не хватает характера на исповедничество. Боятся помолиться пред принятием пищи, стыдятся остановить речь богохульника, стесняются читать святую книгу. Но смешно не исповедничество, а именно этот малодушный страх пред глупцами: «что они скажут, что подумают». Один набожный новобранец пренебрег этим страхом. В первую же ночь перед сном он стал у койки на колена и молился. Что за шум тут поднялся! Он – на коленах, а в него бросают фуражками, кушаками, свищут, хохочут, кричат ему в уши. Но новичек не сдался. На третий вечер шум уменьшился, а на шестой совсем прекратился.

Таинства. Каждое таинство есть чудо и при том чудо тайное, прикровенное. Чудеса милосердия Божия, чудеса Спасителя и святых, чудеса от мощей и икон имеют убедительную силу фактов, которая заставляет задумываться и колебаться даже отъявленных Неверов. Но чудесное действие таинств не воспринимается чрез зрение и слух и даже не всегда ощущается тем, над которыми таинство совершается. Только тот может непоколебимо веровать в таинства, кто переживал и перечувствовал неоднократно действие благодати на свою душу. Поэтому, бесполезно доказывать логическим путем действенность таинств, бесполезно разсуждать о ней. Авва Коприй преподал прекрасный урок желающим проникнуть в тайны веры. Однажды иноки скитские собрались решить вопрос, кто был Мелхиседек, таинственное лицо, жившее вэ времена Авраама. Всякий высказывал свои догадки. Когда дошла очередь до Коприя, он, трижды ударив себя по устам, произнес:

– Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Ты оставляешь дела, которые повелел человеку творить Бог, и испытуешь то, чего Он от тебя не требует.

Услышав это, братия поспешно разошлась по келлиям.

Наследственный грех. В немецкой земле, в одном пасторском собрании юный пастор горячо отвергал учение о первородном грехе. Более опытный товарищ спросил отрицателя:

– У вас есть дети?

– Пока нет.

– Ну, когда будут, вы перемените свой взгляд на природу человека.

Предсказание это через несколько лет оправдалось.

Ч. Дарвин пишет: «У восьмидневного ребенка перед криком образовались складки вокруг глаз (выражение гнева); но это, быть может, происходило от боли и нездоровья при отсутствии гнева. Когда ему было около 10 недель, он однажды получил довольно холодное молоко, и во время питья у него появилась слабая морщина на лбу, так что он совсем походил на взрослого, который недоволен тем, что ему надо делать противное его желанию. Но когда ему было 4 месяца, можно было ясно видеть проявление сильной страсти; кровь сильно притекала к лицу и к коже головы. Достаточно было малейшей причины. Семи месяцев он отчаянно кричад от злости, потому что у него упал лимон. Когда ему подали не ту игрушку, он оттолкнул ее от себя и ударил ее. Когда ему было два года и три месяца, он всякому, кто его обижал, очень ловко бросал в голову книги, палки».

Бл. Августин пишет: «неповинна только слабость членов младенческих, а не дух младенцев неповинен. Случалось мне самому видеть младенца во злобе: еще не умел он говорить, а уже, бледнея, гневным взором смотрел на молочного своего брата. Неужели и это невинность, что в живом, полном и изобильном источнике молока младенец не терпит соучастника?»

Два портрета. Итальянец-художник искал натурщика, чтобы нарисовать с него голову светлого ангела. Однажды, ходя по улице, он приметил ребенка невиданной красоты, с кротким видом и белокурыми кудрями на голове. Он дошел за ребенком до дому родителей и они дозволили рисовать ангела с головки своего сына. Когда картина была готова и выставлена в мастерской художника, то многие приходили любоваться светлым и благостным ликом вестника Божия. Когда сам художник в состоянии раздражения взглядывал на картину ангела, то распрамлялись морщины на челе его и он успокаивался. Одного ему хотелось: рядом с ангелом света поставить духа тьмы, ради противоположности добра и зла, неба и ада. Но более десяти лет ему не удавалось подыскать человека, которого лицо было бы достаточно ужасно и отвратительно для олицетворения духа тьмы. Наконец, в одной тюрьме он увидал молодого человека, лицо которого отображало грязную, низкую и неисправимо злобную душу.

«Вот единственный образчик!» воскликнул художник и зарисовал голову преступника.

Когда эта голова была поставлена рядом с головкой ангела, то большей про-тивоположности невозможно и представить. Насколько один лик привлекал, настолько другой отталкивал.

И каково же было удивление художника, когда он, дознаваясь о происхождении молодого преступника, узнал, что этот преступник – тот самый ангелоподобный ребенок, с которого он лет 15 назад рисовал голову ангела!

Что же изменило ангельское лицо ребенка в диавольский вид взрослаго? Грех! Великий или малый, – он кладет свою печать на наши лица.

«Он ничего не понимает». Так возражают против существующего со времен апостольских6 обычая крестить в младенческом возрасте. Да, не понимает таинства, непостижимого и для мудрецов. Но столь же мало понимает младенец значение питания, качество и меру пищевых продуктов, – ужели, поэтому, мать должна отказаться от питания ребенка до тех пор, пока он будет понимать, что ему нужно и полезно? Недельный младенец может сделаться наследником большего имения, ужели старшие и разумные должны отвергнуть это наследство под предлогом непонимания младенцем значения наследства? Ни одна мать не простит себе, если ее ребёнок умрет по причине ее отказа дать ему прописанное врачем лекарство. Гораздо большей ответственности должен подвергнуться человек, лишивший своего ребенка пособия, назначенного ему Богом для временной и вечной жизни. «Не препятствуйте детям приходить ко Мне... Кто не родится водою и духом, не может войти в Царствие Небесное».

Паспорт для неба. 30-го мая 1898-го года к трансваальскому миссионеру Шлёману пришел молодой человек с просьбой окрестить его. Миссионер спросил пришедшего, что побудило его пожелать принять христианство.

– Разве ты не узнал меня? – спросил простодушный африканец.

– Не узнал, ответил миссионер.

– Да ты же мне выдавал паспорт, когдая ехал в Иоганненсбург на заработки.

– Паспорта я выдаю почти каждый день. Могу ли я запомнить всех приходящих ко мне за паспортом?

– Вспомни: когда я от тебя принимал паспорт, ты сказал мне: «зачем ты полиции боишься более, чем Бога? Заботишься о паспорте для охраны от полицейских, но не думаешь о паспорте, который спросят с тебя в день Суда?» Я не понял твоих слов, и ты тогда объяснил мне: «паспорт для неба – крещение. Если ты не получишь его, не будешь иметь покоя ни в жизни, ни в смерти». Памятны мне стали эти твои слова. И в работе я не забывал их. Воротившись из заработков, я прежде всего желаю принять крещение».

Измена. Когда Елпифефор изменил вере, то крестивший его мученик Мурида показал отступнику крещальную рубашку, сказавши: «Смотри, неразумный сын, твое крещальное одеяние, в котором ты обещался сохранить верность Триединому Богу; оно обвинит тебя на страшном Суде, когда Господь спросит тебя о крещении и о крещальной одежде, в которую ты облекся при крещении. Тогда ты будешь стоять опозоренный, безмолвный и навеки осужденный».

Покаяние – замена крещения.«Я, милостив, говорит Господь, – не вечно буду негодовать. Признай только вину свою» (Иер.3:12–13). Господь милостив к нам, Его падшим созданиям, и ждет только сознания сердечного, чтобы простить нам грех наш, как детям Своим. Не дал ли Он нам молитву, начинающуюся словами: «Отче наш?» Когда злодей, распятый на кресте, сознав свою вину и веруя в милосердие Господа Иисуса, висевшего возле него на кресте, сказал: «помяни меня, Господи, когда придешь в царствие Твое», – какой дивный ответ услышал он: «истинно говорю тебе, ныне же со Мною будешь в раю».

Итак, первый спасенный Голгофскою жертвою Христа человек был разбойник, покаявшийся во грехе и уверовавший в Искупителя.

Наше упование. Не переплыть океана на бумажном кораблике; не достигнуть неба на аэроплане; не загасить разбушевавшийся пожар пригоршней воды. Так точно не изгладить человеку греха своими милостынями, постами, молитвами, молебнами и другими делами. Изглаживает грехи Божия благодать чрез веру.

Ободрись! Разорившийся человек не исключается из числа граждан. Он потерял имение, но остался человеком. Так и крещеный, потерявший по небрежению данные ему в мирропомазании дары Духа, еще не отвержен Богом. Не отчаяваться он должен, но с глубоким смирением вновь наживать утраченное духовное имение. Как разорившийся купец начинает зарабатывать хлеб другим, более низким, способом, так и павший христианин должен стать на низшую ступень и с самоотверженной ревностью угождать Богу. «Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедий Твоих не забых». (Пс.118:176).

Охраняй благодатные дары. Огонь тушат двояко: или заливают его водой или прекращают доставку горючого материала. Подобно этому подавляется и духовная жизнь в человеке. Когда человек предается грехам, это равносильно гашению огня водою; когда же он не заботится об умножении даров благодати, это равносильно отнятию горючого материала у огня.

Иные христиане избегают внешних грехов, но не радеют о сохранении даров благодати. Это неразсудительно. Если желаешь поддержать огонь в печи, должен подбавлять дров. Пренебреженные обязанности также ведут к погибели, как и внешние грехи.

О, если бы мы с тобою, слушатель, заботились о поддержании внутреннего огня, чтобы не овладевали нами холодность и равнодушие при священном делании, уныние при проповеди, разсеянность при богослужении! «Тако ли не возмогосте единого часа побдети со мною?» (Мф.26:40).

Сознание в грехах. «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставит их, тот будет помилован» (Притч.28:13). Грешник должен оставить свою привычку скрывать грехи. Скрыванию содействует или заблуждение относительно вменяемости греха, или самоуверенность, оправдывающая грехи, или лицемерие, боящееся худой молвы.

Потребно чистосердечное сознание пред собою и исповедание пред Богом и пред священником своих грехов. Не должны мы при этом слагать вину или часть вины на других, оправдываться условиями своей жизни или немощами. Мы должны высказать грех свой прямо и просто и признать свою вину. Без этого не будем мы и прощены.

Должны мы удалиться от зла, принять меры к уклонению от него и в настоящем и в будущем. Бунтовщикам не подлежит быть при особе Государя. Злой обычай должен быть разрушен во всей его обстановке: места, люди, содействовавшие греху, книги, вещи – все должно быть оставлено. И мы получим помилование не за покаяние, не за улучшение, но в связи с ними даром по любви и щедрости Господа Иисуса.

Сердце богоугодное. Один достигший высокого положения человек разсказывал, что он обязан попечителю школы своим обращением ко Христу. Однажды попечитель спросил его:

– Какое сердце угодно Богу?

– Доброе, ответил спрошенный.

Скрестив руки, с выражением скорби на лице, попечитель воскликнул:

– Гибнешь ты, сын мой! Какое сердце приятно Богу, об этом сказано в 50-м псалме: «сердце сокрушенное и смиренное».

Сила покаяния. Сокрушение сердца и плач о грехах способны омыть самые тяжелые грехи, повидимому, в конец развращенного человека.

Однажды преподобный Нифонт увидел двух ангелов, которые несли душу человека на небо, не допуская истязать ее воздушным мытарям. Обиженные бесы стали кричать: «зачем не отдаете нам эту душу; она наша». Ангелы сказали: «а чем вы докажете, что она ваша»? «Да она, отвечали бесы, до самой смерти только зло делала, и нет греха, который-бы она не сделала; она была порабощена страстями и без покаяния разлучилась с телом». Ангел Хранитель этой души возразил: «подлинно этот человек грешник был, но когда стал болеть, то со слезами исповедывал Богу грехи свои и усердно просил Бога о помиловании».

Тогда Ангелы удержали у себя душу, и бесы отошли со срамом.

Житейское море. Кораблю неизбежно быть в воде, но вода не должна быть в корабле. Душе неизбежно жить в мире, но мир не должен наполнять душу. Заполнит вода корабль, и он тонет. Наполнит мир душу, и она гибнет. Корабельщик бдительно наблюдает, чтобы вода не проникла сквозь пазы корабля, и если покажется вода в корабле, ее поспешно вычерпывают и заделывают худобу. Так и ты, христианин, каждодневно, каждочасно вычерпывай из твоей души раскаянием мутную воду мира и греховный ил, заделывай худобу души таинственным духовнотелесным общением со Христом. Исполняя это, ты безопасно достигнешь пристани вечного покоя.

Спасительный вопрос. Женщину, в которой любовь ко Христу охладела, один христианин спросил:

– Что ты нашла в Иисусе достойного порицания, что оставила Его?

Этот вопрос вызвал в христианке сильное раскаяние, и она вновь пошла по пути истины и благочестия.

Ключи Господни. Сперджон в одной проповеди говорит: «как желающий отпереть дверь пробует ключи до тех пор, пока не подыщется подходящий, так Господь испытывает одно средство за другим, чтобы проникнуть в сердце человека. Он начинает отмычку серебряным ключем слезных молений матери и убедительных внушений отца. Затем Он применяет церковные ключи: указания и уставы Церкви, молитвы и назидания пастыря, – и этими ключами нередко отмыкается сердце человека. В случае же безуспешности, приносятся железные ключи страданий и нужды. Польза этих ключей доказана многими опытами. Но у Господа имеется в запасе золотой ключик, превосходящий все упомянутые. Это – непосредственное воздействие благодати Божией.

Церковный ключ в действии. Круммахер, пастор в Вюльфрате, горячо молился за одного гуляку-юношу. Юноша отправился повеселиться на соседнюю ярмарку. Пастор усилил свои молитвы. Юноша чудачил, танцевал и играл на ярмарке до глубокой ночи. Среди беспутного веселья ему пришел в голову вопрос: к чему все это? Он заглушил этот вопрос и остался «веселиться» до утра. В тяжелом настроении утром он вернулся и приступил к рабочему верстаку, но никак не мог принудить себя работать. Что-то гнело его совесть, хотелось ему исповедать свое беспутство и заявить решимость переменить путь. Он поспешил к Круммахеру, а тот его утешил и утвердил. С того утра юноша сделался исправнейшим членом церковной общины.

Держись крепче! Капитан корабля разсказал такой случай:

– Несколько лет тому назад, когда мы плыли мимо острова Кубы, раздался крик: «человек за бортом!» Я немедленно бросил в море конец каната и крикнул: «человек! держись крепче, если хочешь жить!» Утопающий охватился за канат и был вытащен на палубу. Но он в страхе за жизнь так цепко охватил канат, что долго не мог разжать рук. Когда же он разжал, то на его ладонях ясно обозначились извилины и нити каната.

Не так ли и мы должны с верою в Иисуса цепко схватиться за предложенный нам Богом спасительный канат? Это единственный способ спасения. Дело идет о нашей душе. Немедленно и цепко должны мы ухватиться за канат благодати, чтобы силы ада не могли нас оторвать от спасения.

«Воротись ко мне!» Недавно один американский художник нарисовал картину, изобразившую действительное событие. Маленький мальчик взбежал, не сознавая опасности, на обрыв, выдававшийся над глубокой и быстрой рекой. Невдалеке мать, стоя на коленах, с распростертыми руками следит за ребенком. Она не смеет подбежать к нему или повелительно крикнуть: «воротись», чтобы упрямец не сделал еще рокового шага и не свалился в глубину речную. Ведь, он уже не побоялся нарушить приказ отца – не ходить дальше своего сада. Мать стоит на коленах безмолвно, но весь ее вид и скорбно-надежный взгляд очей яснее слов говорят «вернись».

Не изображает ли эта картина и нашего отношения к небесному Отцу? И мы также нарушили приказ Его, оставили Его сад и пошли дорогой своеволия. И мы находимся в величайшей опасности, не сознавая ее. Что, если в таком состоянии мы низвергнемся в неизмеримую глубину смерти? Церковь Христова страшится действовать с нами принуждением, но терпеливо и ласково, с заботой о нашей целости, с открытыми объятиями ожидает нас. Весь вид ее, все ее положение ясно говорит: «воротись ко мне!»

Как побеждать грех. «Дщи вавилоня окаянная! блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». В дни подготовительные к покаянию на утреннем воскресном богослужении поется этот псалом, напоминая нам о постыдном и тяжком плене греху. Под младенцами, разбиваемыми о камень, Церковь разумеет не детей наших политических врагов, но зародыши греха. С ними нужно вести борьбу, их разбивать о камень, чтобы чистым сердцем славить Воскресшего.

Необходимость истреблять зачатки греха хорошо выясняется в одной притче.

На берегу Нила жили темные язычники. Нильские крокодилы наводили на них страх и пожирали людей. Молились Озирису, а зло не уменьшалось. Язычники объявили крокодилов богами и стали умилостивлять новых господ жертвами. Боги тучнели, но милостивее не делались. Так шло время. Но вот на берегу реки появился крошечный зверёк.

– Смотрите, – сказал жрец Озириса, – это Бог послал вам защитника.

Египтяне смеялись, но скоро увидели, что зверёк («фараонова мышь») истребляет крокодилов успешнее, чем они истребляли когда-то острогами и камнями. Он выслеживал гнезда в песке и пожирал яйца (зародыши) зверя. Египтяне поняли, что со всяким врагом нужно бороться, когда он еще не успел окрепнуть.

Сила привычки. Один плантатор в Ямайке приметил, что обычай рабочих – негров носить на голове всякия тяжести вредно отзывается на их здоровье. Для облегчения негров плантатор заказал в Европе сто прочных тачек. Когда они были привезены и выгружены с парохода на берег, плантатор выслал своих негров прикатить их в имение. Через несколько времени негры доставили тачки хозяину, неся их на головах.

Такова сила привычки! Благо человеку, что привычка имеет силу не только в злом и глупом, но и в добром и умном.

Лучше смерть, чем осквернение. «Не оскверню совести моей, души моей и тела моего», – говорила св. Зоя, бросая псам языческую пищу, и тем обрекая на смерть себя и детей.

«Лучше смерть, чем осквернение». Вот девиз истинного христианина. Есть прекрасная бретонская легенда.

Один из первых Бретонских королей, Кориан Мериадек, увидал однажды, во время похода, маленького горностая. Испуганный в виду приближающагося войска, горностай забежал к берегу илистого ручья и стал испускать жалобные крики. Думая, что он ранен, Мериадек хотел его поймать.

«Государь», сказал ему один из его приближенных, это маленькое животное вовсе не ранено; причина его ужаса – этот ручей, которого он не может перейти, не испачкав своей белой шкурки. Горностай скорей умрет, чем решится допустить малейшее загрязнение своего меха».

Король нагнулся и поймал зверька, который смотрел на него испуганными глазами, но не оказал ни малейшего сопротивления. Его унесли с собою и окружили самой нежной заботливостью. Горностай скоро прижился, очень привязался к королю и всюду следовал за ним. Когда горностай умер, Мериадек приказал вышить изображение этого животного на своем знамени, с следующей надписью: «Лучше смерть, чем загрязнение»...

Напишем и мы эти слова на скрижалях совести.

* * *

6

Св. Иустин Философ в 138 г. писал, что в его время многие 60 – 70-летние приняли веру во младенчестве, т. е. при апостолах. Ориген, родившийся в 185 г., утверждает, что обычай крестить младенцев идет по преданию от апостолов.


Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2 / Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. / Т. 1. Ч. 1-2. - 137 с.

Комментарии для сайта Cackle