Источник

Шестое прошение молитвы

„И не введи нас во искушение». (Мф. 6:13).

Тексты

„Ты это (грехи) делал и Я молчал; ты подумал, что Я – такой же, как и ты». (Пс. 49:21).

„Прежде страдания моего я заблуждал; а ныне слово Твое храню» (Пс. 118:67).

„Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся». (Притч. 1:10).

„Глупые смеются над грехом». (Притч. 14:9).

„Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид». (Притч. 23:31–32).

„Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу свою к искушению». (Сир. 2:1).

„Знай, что ты посреди сетей идешь, и по зубцам городских стен проходишь». (Сир. 9:18).

„Если не делаешь добраго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Быт. 4:7).

„Если же правое око соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну». (Мф. 5:29; ср. 30; ср. 18:7).

„Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна». (Мф. 26:41).

„И был Он там в пустыне сорок дней, искушаем сатаною». (Мк. 1:13).

„Упадшее (семя) при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол, и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись». (Лк. 8:12).

„И сказал Господь: Симон! Симон! Вот сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу». (Лк. 26:31).

„В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью». (Иак. 1:13–14).

„Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». (1Пет. 5: 8).

„Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». (1Кор. 10:13).

„Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы». (1Кор. 15:33). (Сравни: 1Кор. 8:13).

„Как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь». (Евр. 2:18).

Изречения

„Пусть я впаду во все искушения, только не в самонадеянность» (Бл. Иероним).

Искушения от Бога – воспитательная мера. Так Бог искушал Авраама не к падению и не к погибели, а к укреплению, к победе, к венцу, к блаженству.

Человек окружен искушениями: искушают люди, часто ближайшие (как Иова искушала жена), искушает общественное мнение, обстановка жизни (богатство, роскошь, картины, музыка, театры, газеты, повестушки), искушает и сама жизнь с ее грубой выставкой половых отношений, с растущей расшатанностью супружеских союзов.

Просим „избавить» от искушений не в смысле только уничтожения искушений, но более в смысле укрепления сил души для борьбы с искушениями. Так мореплаватель просит избавить от бурь, т. е., дать силы и умение к преодолению их.

„Протяни диаволу палец, он всего тебя утащит». (Пословица).

Искушение – важный момент в нравственной жизни, ибо за ним следует поворот к добру или злу, за ним следует поступок. „Посейте поступок, вы пожнете привычку; посейте привычку, вы пожнете характер; посейте характер, вы пожнете судьбу». (Теккерей).

„Минутное заблуждение оплачивается вековечною печалью».

Искушения и согрешения – не одно. Хульные мысли – искушения, но не грех, если человека оне не радуют. Опасны они тем, что вытесняют христианское настроение.

„Быстро и отважно устремляемся мы ко греху, но медленно и робко бредем к покаянию».

„Это – малость». Такою мыслию мы успокаиваем себя прежде, чем уступить искушению. Но и малый камешек в обуви безпокоит путника, малая соринка тревожит глаз, маленькое облачко заслоняет солнце. Из облачка в ладонь может ниспасть могучий поток греховности.

От искушений не спасет место: Адам пал в раю, ангел – на небе, Иуда – в среде апостольской; и на нас нередко низкия мысли и сластолюбивые мечтания нададают в храме, среди молитвы.

„Душа должна стать в боевое положение при приближении искушения. Все делай напротив того, что враг внушает: он внушает ненавидеть обидящих нас, ты люби их, ругающих благословляй; когда хочешь смеяться, – плачь; когда находит уныние, старайся развеселиться; когда – зависть, радуйся чужому благополучию; когда берет противоречие, непокорность, – немедленно покорись, согласись; когда блудные помыслы, – поревнуй о чистоте сердца, представь высокое достоинство христианина, обоженного во Христе, что члены наши – члены Христовы». (Прот. И. Сергиев).

К Богу приходят не чрез искусственные подмостки человеческой мудрости. Мы прозреваем Бога чрез телескоп нужды и страданий, чрез телескоп опознанного греха, чрез телескоп ясно представляемой безпомощности. Так усматриваемый Бог становится нам близок, как свет и воздух.

Мы очень жалеем себя, очень бережем, очень чувствительны к неудачам в житейских делах. Оттого и малые искушения ослабляют нас.

Девятнадцатилетний Цинцендорф сказал о своих успехах в верховой езде:

– Кому земные дела безразличны, тому они более удаются, чем прочим.

Один студент скучал денежною игрою в карты и домино и играл только из угождения к хозяевам, к тому же и не искусен был в игре. И что же? Он всегда выигрывал, благодушно забывая о карточных недоимках своих партнеров.

„Не будь искушений, никто бы не спасся». (Авва Еладий).

„Сенека сказал: „всякий раз, когда пробыл между людьми, возвращаюсь к себе менее человеком». Мы часто испытываем это после продолжительной беседы, ибо легче молчать, чем в беседе не сказать лишнего; легче оставаться дома, чем уберечь себя, как следует, в обществе. Кто положил себе достигать внутреннего и духовного, да уклоняется от толпы вместе с Иисусом. Никто не безопасен, если не любит пребывать в уединении». (Фома Кемпийский).

„И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если смотрим на то и на другое, как на испытание». (Л. Т.).

„Кто в море не бывал, тот Богу не маливался». (Пословица).

„Болезни бывают и не за грехи, но не бывает грехов безболезненных».

„Страсти заразительны; напр. злоба, еще не высказанная в словах, не выраженная на деле, а скрывающаяся лишь в сердце и отражающаяся слегка на лице и в глазах, уже передается душе того, на которого я имею злобу; возмущаюсь я страстью, мое возмущение касается и сердца другого, делается какой-то духовный перелив нечистого потока из одного духовного вместилища в другое. Уничтожишь в себе страсть к брату, уничтожится и в нем, успокоишься сам, успокоится и он. Верно слово апостола: „мы есьмы друг другу удове» (Еф. 4:25), или: „едино тело есьмы мнози» (1Кор. 10:17), „от единые крови весь род человеческий». (Деян. 17:26). (Прот. И. Сергиев).

„Нет такого святого и совершенного человека, чтобы не имел никогда искушений, и совершенно освободиться от них мы не можем. Однако же искушения весьма полезны людям, хотя и несносны они и тяжки: в них смиряется человек, очищается и научается. Нет такого святого учреждения, нет такого уединен-ного места, где бы не было искушений и бедствий. Не встречал я ни одного верующего и благоговейного человека, кто бы не терпел иногда отнятие благодати или не чувствовал бы уменьшения горячности. Тот недостоин высокого созерцания Божия, кто ради Бога не испытал какого-либо смущения. Прежде приходит смущение, но это – знак, что последует утешение, ибо небесное утешение обещано тому, кто выдержит искушение. Побеждающему, глаголет, дам ясти от древа жизни. (Откр. 2:7). (Фома Кемпийский).

„Каждый знает, что всякая привычка от упражнения усиливается и укрепляется. Например, чтобы сделаться хорошим ходоком, надо часто и много ходить; чтобы сделаться хорошим бегуном, надо много бегать; чтобы выучиться хорошо читать, надо много читать и т. д. Наоборот, если перестанешь делать то, к чему привык, то и сама привычкапонемногу пропадет. Если ты, например, пролежишь 10 дней, не вставая, и потом станешь ходить, то увидишь, как слабы стали твои ноги. Значит, если ты хочешь привыкнуть к какому-нибудь делу, то тебе нужно часто и много делать это дело, а наоборот, если ты желаешь отвыкнуть от чего-нибудь, то не делай этого. То же самое бывает и со способностями нашей души: когда ты сердишься, то знай, что ты делаешь не одно это зло, но что вместе с тем ты усиливаешь в себе привычку к гневу, – ты подкладываешь дров в огонь. Когда ты поддался плотскому соблазну, то не думай, что ты провинился только в этом – и больше ничего: нет, ты в то же время усилил еще и привычку к похотливым поступкам. Всякий разумный человек скажет тебе, что наши душевные недуги, наши злые помыслы и желания так именно и усиливаются. А потому, если ты не хочешь приучать себя к гневу, то всячески сдерживай свой гнев и не давай привычке наростать. Но каким путем приобретается такая сила в борьбе с своими помыслами?

В борьбе с соблазнительными мыслями бывает полезно искать общества людей более добродетельных, чем ты сам, или вспоминать и читать поучения мудрых людей, живших прежде тебя. Истинный борец тот, кто борется с своими порочными помыслами. Борьба эта святая и приближает тебя к Богу. От успешности ее зависит твоя свобода, зависит спокойствие и счастье твоей жизни. Помни всегда два времени: одно – настоящее время, в которое, уступив порочным помыслам, ты будешь наслаждаться похотью, и другое – время, в которое, насытившись ею, ты будешь каяться и укорять себя. Прими также в соображение то удовольствие, которое будешь испытывать, если воздержишься. Помни и то, что трудно будет воздержаться, если однажды преступил меру. Но, если ты будешь уступать своим порочным помыслам и уверять себя, что ты победишь завтра, а завтра скажешь то же самое, то ты этим доведешь себя до такой слабости и болезненности, что на будущее время перестанешь даже замечать свои ошибки, а если заметишь, то у тебя всегда найдется готовое оправдание для всех твоих порочных поступков».

„Малонадежно положение того, кто в своих невзгодах упрекает не себя, а судьбу. – „Мы были бы кротки, если бы нас не раздражали; мы были бы набожны, если бы не были так заняты. Я был бы терпелив, если бы был здоров; я бы удивил мир, если бы на меня обращали внимание». Если мы не можем сделать добрым и святым то положение, в котором мы находимся, то никакая перемена нашего положения не поможет нам. Трудности нашего положения для того и даны нам, чтобы мы сгладили, уничтожили их своею добротою и твердостию; мрачность нашего положения дана нам для того, чтобы мы осветили ее божественным светом внутренней духовной работы; горести – для того, чтобы мы терпеливо и доверчиво переносили их; опасности – для того, чтобы мы проявили наше мужество; искушения – для того, чтобы мы победили их нашей верой». (Мартино).

Примеры

Вниз и вверх. Женщина вольного поведения Теодота хвалилась пред Сократом, что она может привлечь к себе всех его учеников. Сократ ответил: – Это возможно, так как ты ведешь их вниз по легкому спуску, а я заставляю их подниматься к вершине добродетели, что очень трудно и многим не в обычай.

Защита от искушений. Слово Божие – лучшая охрана и руководитель среди опасностей жизни. Сын одного помещика отправлялся для жительства в город. Друг дома сказал ему при прощании: „помни, дорогой юноша, что ты встретишь много искушений в городе; ты теперь выезжаешь на лодочке из речки в океан». – „Это я знаю», сказал юноша, вынимая карманную Библию; „но вы видите, Слово Божие поможет мне не сбиться с пути».

Предстоит всем людям великое искушение на смертном одре. Вся жизнь наша пройдет пред нашим сознанием с быстротою и живостию. В каком настроении мы встретим этот смертный час, в каком пробудимся для новой жизни? Это настроение будет итогом всех действий, помышлений, чувствований и желаний сознательной нашей жизни: вера и маловерие, надежда и уныние, благоговение и хула, жалость и злоба, грех и раскаяние, отчаяние и молитва, искушения и благодать – вот деятели, образующие последнее земное и первое надземное настроение. Добрый обычай предварять и устранять искушения молитвой: „Отче! не введи нас во искушение!» – благотворно скажется на последних итогах нашей жизни.

Путь жизни. При обозрении ландкарты мысль наша переносит нас из города в город быстрее молнии, не обращая внимания ни на отдаленность разстояния, ни на трудность дорог. Но мы потеряли бы эту смелость и быстроту, если бы нам на своих ногах пришлось пройти местности, изображенные на ландкарте. Так и в деле религии: прежде чем достигнуть Христа, придется много раз остановиться от тяжести пути и воскликнуть: Господи, помоги мне!

Ошибаются те христиане, которые надеются достигнуть христианской жизни и христианского настроения без труда и без борьбы с своими склонностями. Иное дело нарисовать план здания и иное дело выстроить нарисованное здание. Иное дело знать христианскую жизнь по книгам, иное дело самому жить по христиански. Для последнего нужно воспитывать себя, ухаживать за душой, как садовник ухаживает за любимой яблоней.

Прочность колес в железнодорожных вагонах узнается чрез удары молотка. Чтобы узнать прочность и целость посудины, мы в нее бьем пальцами. Подобно этому и Провидение испытывает наше внутреннее состояние чрез удары жизни.

Но не одни несчастия могут свидетельствовать о нашем внутреннем состоянии, а также и счастие. Похвала для многих служит испытательным ударом: кто выдает себя за полного и целого, при прикосновении похвалы часто обнаруживает в себе пустоту и трещину тщеславия.

Во время несчастия весьма благоразумно наблюдать действие этого несчастия на нашу душу. Выносит ли испытание вера наша? Не подобна ли она летней прогулке, которая отлагается в дурную погоду? Столько ли мы любим давать Богу, сколько принимать от Него? Самоиспытание избавит нас от пагубного самообольщения.

Всего хуже будет для нас, если мы в час смерти окажемся пустыми и худыми сосудами, и на последнее испытание ответим глухим звуком отчаяния.

Состояние христианина. „Будете Моими учениками». Эти слова сказаны Господом одиннадцати ученикам Своим после Тайной Вечери в прощальной речи. Но разве эти одиннадцать не были более трех лет учениками Господа? Разве Он не посылал их к овцам дому Израилева проповедывать близость Царства Небесного (Мф. 10:6–7)? Так. Но состояние в этой жизни незаконченное. И Иуда Искариотский за полчаса до произнесения Господом слов: „будете Моими учениками» (Ин. 15:8), был в среде учеников (Ин. 13:30). Ни об одном христианине в веке сем нельзя сказать, что он благочестив, но только, – что он стремится к благочестию. Здесь нет здоровья, а есть оздоровление. Нет устойчивости, а только искание опоры. Нет покоя, но только успокоивание, не берег, но плавание; не расцвет, но цветение.

Ребенок успокоился. Один серьезный мальчик спросил своего отца: „папа неужели диавол сильнее меня?»

– Да, – со вздохом ответил отец, – много сильнее.

– „Разве он сильнее и тебя?» – продолжал мальчик.

– Да, он сильнее меня, – ответил отец.

– „Не сильнее ли он Христа Спасителя?» – тихо и боязливо спросил сын.

– Нет, дитя мое, Спаситель сильнее его. – Ребенок улыбнулся и сказал:

– „В таком случае, папа, я совсем не буду бояться диавола».

Воск в ушах. Об Одиссее, древнегреческом герое, есть сказаний что он, направляясь из разоренной Трои к родным берегам, десять лет блуждал по морю по прихоти морских бурь. При этом блуждании один раз он счастливо миновал опасное место: чтобы не дать обольстить себя сиренам, он привязал себя к мачте, залепив уши воскомь.

Читатель! на пути чрез житейское море и с тобой нередко встретятся сирены, которые будут манить тебя, готовя тебе гибель. Залепи уши свои воском и накрепко привяжи себя к кресту искупления, чтобы благополучно миновать неизбежные искушения.

Отврати лице твое от соблазна. Приморский житель потерпел крушение на море. Но море не перестало для него быть привлекательным. Чтобы не соблазниться и не рисковать жизнию вновь, любитель плаваний заложил кирпичами окно, выходившее на море.

Так должны относиться к соблазнам и мы по слову Христову: вырви око, отними руку и ногу, соблазняющия тебя. Если родственник или друг влекут тебя ко греху, то раззнакомься с ними. Если местожительство опасно для души, то перемени его.

Искушения не от демонов. Авраам, брат аввы Агафона, спросил авву Пимена: отчего демоны нападают на меня?

– На тебя нападают демоны? – сказал ему авва Пимен. Демоны не нападают на нас, если мы исполняем свои хотения; наши хотения для нас сделались демонами; они-то мучат нас, чтобы мы исполняли их. Если же хочешь знать, с кем воевали демоны, – это с Моисеем и подобными ему.

Борьба с искушением. Индеец купил у белого табак, в котором нашел полтинник денег. На следующий день он приносит купцу полтинник обратно. „Почему же ты не воспользовался им?» спросил купец. Индеец на это отвечал: „в себе я замечаю двух человек: доброго и злого. Когда я в табаке нашел деньги, то злой человек сказал: это твои деньги: не возвращай их. А добрый на это возразил: белый продал тебе табак, а не деньги. Они во мне спорили до тех пор, пока я послушал доброго и понес тебе деньги. Теперь спор кончился».

Как было бы хорошо, если бы и белые внимали голосу живущего в их сердце добра. Сила на победу в искушениях получается от Господа.

Искушение. Один бедный цирюльник ежедневно ходил брить богатого банкира. Ему приходилось проходить через контору банкира рано утром, когда еще в конторе не было служащих. Нищета угнетала цирюльника, многолюдная семья нуждалась в пище и одежде, работы было мало. Всего же более угнетал цирюльника долг в 60 руб. В конторе цирюльник видел свертки золотых и серебряных монет. Каждый из этих свертков мог покрыть долг цирюльника. Дрогнула рука бедного человека, когда он в первый раз прошел чрез эту контору, но он поборол искушение. Только банкир удивился, что цирюльник выглядел бледнее обыкновенного и его прежде твердая рука дрожала. На следующий день повторилось то же: опять с усиленною приятностию сверкали и манили цирюльника стопки золота и серебра. Какой-то голос шептал ему: „возьми только один сверток, нищета твоя утолится, а на тебя никто и не подумает». Но победил другой предостерегающий и напоминающий о заповеди Божией голос. Тяжела была эта борьба. На третий день трудность достигла величайшей степени. На лбу выступил пот и лицо исказилось, когда он вошел в кабинет банкира.

„Сударь! сказал цирюльник с одышкой, я не в состоянии больше приходить к вам». Удивленный банкир спросил о причине отказа. Когда цирюльник с полной откровенностью разсказал о своей нищете, о долге и мучительной трехдневной борьбе, банкир был глубоко тронут. Он зашел в контору, взял один из свертков, подал цирюльнику и сказал: „это на первое время, а потом я вам и еще немного помогу».

Дамоклов меч. Многие из употребляющих это выражение не знают поучительной истории о мече Дамокла.

Дамокл был придворный льстец тирана Дионисия Сиракузского, восхваляв-ший богатство, величие и славу своего повелителя, его дворцы и роскошную жизнь. Раз Дамокл сказал Дионисию, что счастливее Дионисия нет человека. Царь сказал ему: „не хочешь ли ты, любезный Дамокл, на опыте испытать мое счастие и мои блаженные, покойные дни»? По получении на это согласия, царь посадил Дамокла на золотой трон, приказал постелить у его ног роскошнейший ковер, перед ним поставить стол с золотыми и серебряными сосудами искусной работы и разными драгоценностями. Для услуг близ Дамокла стояли прекраснейшие мальчики, готовые исполнять волю Дамокла со всем усердием. На столе появились ароматическия воды и курения, а затем утонченные кушания и напитки. Дамокл был на верху блаженства. Но тогда царь сказал: „теперь, Дамокл, посмотри над собою». Придворный льстец увидал на потолке обнаженный сверкающий меч, висящий на одном конском волосе и обращенный лезвием прямо над его головой. При этом зрелище Дамокл позабыл и о слугах, готовых исполнять всякое его приказание, и не притронулся к вкусным кушаньям, но с трепетом умолял Дионисия позволить ему встать с золотого престола, „так как он в таком положении не может быть счастлив».

Как часто и сколь многие завидуют людям, над главою которых висит Дамоклов меч; стремятся, как к счастью, к такому состоянию, в котором они не будут иметь безопасности и покоя! Не висит ли Дамоклов меч над каждым человеком, ищущим плотских и чувственных наслаждений и позабывшим о высшем благе? Горе людям, которые краткий миг смеются, чтобы вечно оплакивать этот смех!

Два рода искушений. Искушения бывают двух родов: приятные и горестные. При первых ко греху спешат веселыми стопами, со смехом и самонадеянностию, при вторых душа искушаемого испытывает страх, тоску, сознание своего малодушия и мрачное недовольство. Опасны и те, и другия. На гладком полу человек поскальзывается, а на неровной, каменистой дороге он спотыкается. В обоих случаях нужно быть осторожным, чтобы не пасть.

Ко второму роду искушений принадлежит то, которое испытывал ап. Петр на дворе архиерейском. В положении апостола нередко и мы бываем. Мы не имеем силы и смелости держаться близко к Иисусу и следуем за Ним издали. Зная за собой эту слабость, мы должны избегать общества людей, нерасполо-женных к Иисусу, и быть разборчивыми в выборе чтения.

В борьбе с искушениями и для возстания после падения нам нужно поддерживать живую память об Иисусе, мыслить о Нем, помнить, что Он смотрит на нас, как посмотрел „во время оно» на отрекшагося ап. Петра.

Однажды часовой при королевском дворце заснул. Король вышел ночью, взял ружье и стал на часах. Часовой проснулся, король так взглянул на него, что тот от ужаса пал замертво. Но если мы проснемся от сна греховного и наш взор встретится со взглядом Иисуса, то мы не умрем, а оживем; оживем к лучшей жизни чрез слезы покаяния.

Один христиански настроенный подмастерье лишился места и несколько дней провел без пищи. В отчаянии он подошел к реке, чтобы броситься в нее, наклал камней в карманы. Но тут юношу осенила мысль о Христе, искупившем людей Своею Кровию, и он, побросав каменья, пошел по дороге, горько плача. Своим видом юноша привлек сострадание одного доброго человека, и тот оказал ему помощь.

Непостоянство в христианине. Пластырь действует превосходно, но если его постоянно снимают и вновь накладывают, то действие его ничтожно.

Вера приближает Христа душе человека, но неверие удаляет. Божие обетование – великое врачевство для души, но что, если мы и верим и не верим, и принимаем и отвергаем? Иные люди обращаются к Богу, и прежде, чем получат пользу от общения с Богом, удаляются от Него. Непостоянство в деле спасения души – смертельное зло, оно есть оскорбление Бога и самообкрадывание.

Господи! жертва Твоего Сына – благословенный пластырь, который Ты положил на раны моей души. Ни вражда, ни насмешка не заставят меня снять этот пластырь.

Непохвальное бесстрашие. „Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешников не ста, и на седалищи губителей не седе». (Пс. 1:1). Я знавал одного фабричного рабочого, который все хвалился перед товарищами тем, что он не боится ходить в самых опасных местах фабрики – между движущимися колесами и винтами фабричных паровых машин.

– Не ходи там без нужды, – говорили ему его товарищи: – ведь, ты не машинист, можешь зря погибнуть.

Отважный рабочий нисколько не вразумлялся этим, а даже еще с большим хвастовством лез туда, где ему не было никакого дела.

И вот, один раз, этот храбрец, надеясь на свою ловкость, зашел так далеко, что ни за грош сложил свою буйную голову и осиротил свою семью: он попал в колесо машины, которое своими страшными зубьями втянуло в машину и превратило его в безформенную массу мяса, крови и костей!

– Вот, – говорили на его похоронах рабочие, – ведь, ни за что сложил свою голову... Зря жизнь свою сгубил... А мог бы сколько добра сделать: человек был смышленый, разбитной...

Мне тогда показалось, да и теперь кажется, что в этих простых словах много для нас поучительного. Мы часто в жизни губим себя подобным же образом, слишком много полагаясь на свои собственные силы и способности. Это признак недостатка у нас благоразумия.

Перемена тактики. Пока мы не грешим, сатана заискивает в нас. Когда же согрешаем, он становится нашим тираном. Он действует подобно рыболову, который вытаскивает удочку, когда рыба проглотит приманку; или подобно охотнику, который ловит обезьян сетью; этот охотник выходит из своей засады только тогда, когда обезьяны запутаются в сетях. Так и сатана тогда только обнаруживает свою злобу, когда грешник становится его добычей.

Всякий примечал это над собой. Ныне душа влечется греховным желанием, обещающим ей рай утех, завтра она тоскует и унывает от этих утех. Ныне сатана – обольститель, завтра он – обвинитель. Ныне он представляеть грех безмерно сладким, завтра он представит спасение безнадежно утраченным.

О, Господи! не введи нас во искушение!

Укоряй себя. Иной пребывает в мире. Но вот пришел ближний и между разговором сказал что-либо неприятное. Хозяин приходить в смущение, а потом извиняется:

– Если бы он не пришел ко мне и не смутил меня, то я не согрешил бы.

Какое неправильное разсуждение! Разве тот, кто сказал слово, вложил слышавшему страсть? Он только вызывал наружу ту, которая была в нем. И теперь надлежит ему не на брата скорбеть, а каяться в страсти, укорять себя. Легко уступающий искушению человек похож на гнилой хлеб, который снаружи хорош, а внутри заплесневел, и когда кто-либо разломит его, то обнаруживается его гнилость, или на чистый сосуд, который внутри полон смрада и зловония и, когда кто откроет его, тотчас становится чувствительным смрад его. Так и этот, подвергшийся искушению, пребывал, как казалось ему, в мире, не замечая, что страсть была внутри его: брат сказал ему слово, и обнаружил гнилость, сокрытую внутри. Посему, если он хочет быть помилованным, пусть покается. Брата же того ему должно благодарить, как принесшего пользу (авва Дорофей).

Власть прежних грехов. Старец говорил брату о душе, желающей покаяться: В одном городе была красивая собою блудница и имела много друзей. Один правитель области пришел к ней и сказал: обещайся мне жить целомудренно, и я возьму тебя в супружество. Она обещалась, и он взял ее и привел в дом свой. Но друзья искали ее, и, узнав о ее пребывании, сказали; „такой-то правитель взял ее в дом свой. Если мы пойдем в дом его, и он узнает, то накажет нас; но пойдем назад дома и свистнем ей; она узнает голос свиста, и выйдет к нам; тогда мы не будем уже виноваты». Но бывшая блудницею, услышав свист, заткнула уши свои, вбежала во внутренние покои и заперла двери. – Блудница, говорил старец, есть душа; ее друзья – страсти и люди; правитель – Христос; внутренний покой – вечная обитель; свистящие ей – злые демоны. Так кающаяся душа только у Бога находит безопасность.

Мученики греха. Грех и наказание – за одной загородкой, они цепью связаны между собою. Где грех гостит, там и наказание садится с ним за стол. Роющий яму для другого, сам в нее попадает.

Нет опаснее беды, как та, в которой мы сами виноваты. Нанесенные своею рукою раны плохо заживают. Мученики диавола страдают сильнее, чем мученики Божии.

Многим известен разсказ о юноше – спартанце, который спрятал краденую лисицу на груди под одеждой и не издал ни крика, ни стона, когда она ему грызла внутренности. Так в молчании и упал замертво.

Как походят на этого юношу грешники. Они спрятали грех на груди, и грех пожирает их сердце. Они это знают; среди притворных радостей, в чаду опьянения они чувствуют скорбь вавилонскую. О, зачем же они таят у сердца этот грех! Почему они с великим воплем не возопиют Богу сильному и живому: „Боже! спаси меня от греха моего! Приведи меня к подножию креста Сына Твоего; прости и распни грех мой. Я вижу ясно, что или я, или мой грех должны погибнуть». (Спуржон).

Грехи – дорога грехам. Не трудно поймать собаку, если она убежала с порваной цепью. И человек, не освободившийся от какой-либо порочной привязанности, легко может подпасть под власть духа злобы.

Кто позволяет себе один грех, тот допустит и другие. Если одна собака допускается в комнату, то за ней придет и другая. Рыба не безопасна, когда она играет с червем на крючке. Как ни тонка нить удочки, но она увлечет рыбу к рабству и смерти. Как ни тонка связь человека со злом, но она удаляет человека от пути спасения. Человек не обезпечен от горького пьянства, пока позволяет себе выпивать хоть один стакан вина или пива. Пока целы Амаликитяне, Израильтяне не безопасны от этого мстительного народа. Нужно, подобно Самуилу, изрубить в куски пленного Агата. Быть может, у него нежный голос и приятные манеры, но за свой разбойничий нрав он должен быть убит.

Господи! освободи меня от последнего звена моей цепи.

Грех начинается с малого. Когда дровосек раскалывает большой чурбан, он

сначала вбивает маленькия клинья, а потом все большия и большия. Так и лукавый постепенно входит в душу человека. Иуда сначала крал понемногу из небогатой апостольской казны (Ин. 12:6). Потом он начал порицать Христа за расточительность. Слова его: „почто гибель сия мирная бысть» (Мк. 14:4) – заключают в себе упрек не столько кающейся жене, сколько Христу, допустившему излияние драгоценного мирра. За упреком рождается ненависть, – сатана входит в Иуду, и Иуда предает Учителя.

Кто не хочет погибнуть, тот не должен близко подпускать к себе диавола. Диаволу весьма легко запустить в душу маленький клинышек. Один стакан вина не великое зло, но им начинаются безумные оргии. Единичное посещение театра – такой маленький грех, но он может привести к разнузданной жизни. Обсчитывание на копейки может перейти в крупное воровство. Тайные грехопадения кончаются явным позором. С грешником происходит то же, что с падающим камнем: чем дольше он падает, тем сильнее становится быстрота падения.

Опять повторяю: берегитесь маленьких клинышков, они в искусных руках и могут причинить воле погибель. Даже железный слиток можно разбить, лишь бы найти в нем щель для маленького клинышка. Избегайте слов: „это – мелочи». В Нравственной жизни ничто не мелочь, но все значительно.

Борьба. Было старцу видение. Видит он, что спускается ангел Божий с неба и держит в руке светлый венок, и оглядывается, и ищет того, на кого бы возложить его. И возгорелось сердце старца. И говорит он ангелу Божию: „Чем заслужить венок? Все сделаю, чтобы получить эту награду».

И говорит ангел: „гляди сюда». И, повернувшись, указал ангел перстами на северную страну. И оглянулся старец и увидал великую черную тучу. Туча застилала половину неба и спустилась на землю. И вот раздвинулась туча, и стало видно великое полчище черных эфиопов, надвигавшихся на старца; позади же их всех стоял столь великий и страшный один эфиоп, что огромными ногами своими он стоял на земле, а косматой головой с страшными глазами и красными губами он упирался в небо.

„Поборись с ними, победи их, – и на тебя возложу венок».

И ужаснулся старец и сказал:

„Могу и буду бороться со всеми, но великий эфиоп, стоящий ногами на земле и упирающийся головой в небо, не по силам человеку. Не могу бороться с ним».

„Безумный,. – сказал ангел Божий. – Все мелкие эфиопы, с которыми ты не хочешь бороться из-за страха перед великим эфиопом, все эти мелкие эфиопы – это все грешные желания людей, – их можно побороть. Великий же эфиоп слава людская, ради которой живут грешные люди. Бороться с большим эфиопом нет надобности – он весь пустой. Побори грехи, и он сам собою исчезнет из мира».

Верность в малом. Персидский царь выразил желание, чтобы на охоте изготовили стол из добытой дичи. Слуги его пошли в деревню и взяли там немного соли для приготовления кушаний, не заплатив за соль. Узнав об этом, царь приказал немедленно идти в деревню и разсчитаться за соль. Затем он сказал слугам:

– Само по себе это мелочь, но так как касается это моей чести, то уже – дело не маловажное. Царь должен всегда быть справедливым, потому что он – образец для подданных. Если он станет пренебрегать мелочами, то тем более его подданные. Хорошо было бы, если бы мои подданные были справедливы и в мелочах, но, коль скоро добиться этого не в моей власти, то по крайней мере я должен показат им, что есть возможность быть правым и в мелочах.

Но часто мелочи сопровождаются важными последствиями: от малой щели погибает корабль, везший имущество многих. От недостатка гвоздя лошадь адъютанта теряет подкову. От потери подковы она хромает и приходит в негодность. Неприятель убивает обезлошадившего адъютанта. Главнокоман-дующий не получает известий, которые вез адъютант, и которые могли бы спасти армию от погибели. Итак, от недостатка гвоздя погибает армия.

Большие грехи. Укол заставляет человека вскрикнуть от боли, но сильный удар оглушает его и делает нечувствительным к боли „Больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула» (1Цар. 24:6). Но тот же Давид, когда разрушил семейное счастье Урии и позаботился умертвить поруганного мужа, – при известии о смерти Урии не почувствовал боли сердечной, но только радость и спокойствие (2Цар. 11:19–25).

Нелицемерная совесть часто возмущается незначительными отступлениями от закона правды, но сильный проступок как бы убивает совесть и заглушает ее голос.

Нужда в искушениях. Авва Пимен разсказывал об Авве Иоанне Колове: Молился он Богу, и был избавлен от страстей, и стал спокоен. Пошел он к одному старцу и сказал ему: вот я теперь спокоен, и не имею никакого искушения. Старец отвечает ему: пойди, молись Богу, чтобы пришло к тебе искушение и то сокрушение и смирение, которые имел ты прежде; ибо посредством искушений душа усовершается. Он стал молиться, а когда пришло искушение, уж не молился об освобождении его от искушения, но говорил: дай мне, Господи, терпение в искушениях!

Заразительность зла. При прохождении чрез сад не малина и орехи прицепляются к нашему платью, но репейник и чертополох.

При хождении в этом полном зла мире мы легче научаемся худому, чем доброму. Пройдя по пыльным улицам, мы должны очистить платье от пыли и грязи. Не помнится, чтобы я когда-либо вернулся с улицы более чистым, чем вышел из дому. Все в мире способно пятнать нас и безобразить богоданную красоту. Но даже в порочном Сардисе были люди, „которые не осквернили одежд своих». (Откр. 3:4). Нравственно опрятным можно быть и в пыльном городе.

Беги от преступных товарищей. Три карманных вора в Лондоне в праздничное богослужение проникли в людный храм, стали по разным местам и уговорились сообщаться друг с другом знаками. Но один из них течением народным был увлечен с своего места и потерял из виду товарищей. Когда он осматривался на новом месте с хоров храма раздался звучный голос проповедника: Не укради! Несчастному воришке показалось, что голос этот раздался с неба и колена у него задрожали от страха. Он забыл и думать розыскать своих товарищей; с стесненным и тоскующим сердцем он достоял службу, вместе с народом поспешил вон, быстро поехал к себе на квартиру, расплатился с хозяевами забрал свои вещи и переехал на жительство в другое место, чтобы не встречаться с прежними товарищами.

Искушение от дурного общества. Человек легко заражается от прикосновения к больному, но он не может исцелиться от прикосновения к здоровому.

Дурное общество неизбежно портит добрые нравы. „Не льтитеся: тлят обычаи благи беседы злы». (1Кор. 15:33). Сообщество добрых может улучшить человека, но не с той скоростию, с какою портит дурное товарищество. Разве ты не замечал, что ты, соприкасаясь с другим, скорее передавал ему свой грех, нежели свою правду? Не этой ли наклонностью человека к заимствованию дурного объясняется наша чрезвычайная проницательность в подмечании чужих пороков и слабостей? Хорошие люди более свободны от этой печальной проницательности.

Способность человека легко воспринимать и передавать другим дурное доказывает испорченность, человеческой природы. Но при этом нет места отчаянию. Нужно только помнить, что дурному мы поддаемся без труда, хорошее приобретается трудом и напряжением воли.

В этом труде нам содействует благодать Христа.

Дурное общество. Помещик засеял горохом поле, но вороны сильно вредили посеву. В набегах на посев принимал участие и попугай помещика, живший у него на свободе, очень любимый семейством и общительный. Однажды помещик, увидев стаю ворон на горохе, схватил ружье, побежал и выстрелил. На поле осталось несколько убитых и раненых птиц. Пересматривая их, помещик заметил и своего попугая с раной в крыле и перешибленной ногой.

– Глупая птица! сказал помещик: оттого ты и попала в беду, что выбрала дурное общество.

Выбежавшия на выстрел из дома дети помещика увидали в руках отца раненого попугая и со слезами спросили:

– Как это ты, папа, ранил нашего милого попочку?

– Дурное общество! – крикнул сам попугай прежде, чем отец собрался ответить.

При тщательном уходе попугай поправился, но не забыл беды до смерти. Как только заходила речь об этом случае, попугай торжественно и настави-тельно произносил:

– Дурное общество! дурное общество!

Да! великое дело общество. Один нравоучитель сказал, что лучше он будет жить в обществе свиньи, чем в обществе пьяницы. От первой он потерпит только внешния неудобства, а второй наложит гибельный отпечаток на душу.

Если стекаются вместе два ручья, один с чистой водой, другой с мутной, то некоторое время они текут, не смешиваясь, но вскоре образуется один мутный поток.

Отпадение. Священник спросил образованную девицу: „вы – православ-ная?» Смутившись и покраснев, она ответила: „да бывшая». О, сколько у нас таких несчастных „бывших» православных обоего пола! Но не все из них стыдятся своего отпадения, как эта девица. Иные держат высоко и гордо голову. Один из народных учителей, человек малого образования и поющий с чужого голоса, на вопрос, почему сомневающиеся не идут за разрешением своих сомнений к священникам ответил: „потому, что счиают их не искренними»... Другой питомец среднеучебного заведения в большом обществе безапелляционно заявил: в Библии много лжи». На трапезе, после освящения храма, совсем необразованный дворянин, весьма дурной жизни, громогласно сделал открытие, что Бога совсем нет.

Невольно вспоминается эпиграмма Шиллера:

„Сколько у истины новых врагов!

К истине, к свету стремится

Стая незрячая сов!»

Что же делать нам, стражам дому Израилева? Возставать ли с ревностию Илииною?

Нет, не таков дух Нового Завета. Священномученик Поликарп увещевает: „дружественно обращайтесь с неверующими и не считайте их врагами, хотя бы они пали, но призывайте их обратно, врачуйте, как раненые члены, чтобы все спаслись».

Джон Ньютон писал: „что касается меня, то я не в праве бросить ни одного камня в злейшего отступника; если я не пошел по его дороге и не сделался ему подобным, то этим я обязан не себе, а божественному милосердию».

Современные нам Смердяковы заслуживают двойного сожаления. Вошли они в жизнь в трудное время и с весьма малым умственным богажом. Для усвоения истины нужен труд жизни, а отрицательные учения усвояются легко. Для открытого исповедания и отстаивания их не нужно диалектического искусства и знаний, нужна смелость и бесстыдство.

Этими качествами обладает и их, приобревший печальную известность, кумир.

Да, вдвойне несчастные люди!

Только картинка! Молодой узник со слезами разсказывал в тюрьме:

– До 15 лет я был смирный, неиспорченный мальчик, хорошо учился, и родители радовались на меня. Но в этом возрасте мне показали гадкую картинку. Я посмотрел на нее минуты две и с этих минут в сердце мое проникла отрава, я не мог отделаться от худых мыслей. Картинка ярко отпечатлелась в моей памяти. От мыслей я перешел к гадкому делу, и вот отбываю здесь с вами наказание.

Черви. Моряки знают особый род червя, который медленной работой проводит целые туннели в корабельном дереве.

Возьмите брус, и вы увидите там длинные, точно проделанные буравом, ходы: это работа червя. Долгим трудом он истачивает дерево внутри, хотя снаружи оно остается на вид крепкимь, иногда новым. И замечательно, что проложив часть туннеля, червь закрепляет работу особым цементом и уже потом идет дальше.

Очень похожа на работу червя работа греха в нашем сердце. Медленно, точно ржавчина, ест он душу, прокладывая дорогу к гибели. Проделав часть работы, он укрепляется в душе, становится привычкой и идет дальше, развиваясь в страсть.

Как же бороться с горем?

Кораблестроители употребляют для этого мускус, запаха которого не терпят корабельные черви.

Искушения греха легко отогнать „запахом молитвы». В душу, обвеянную ароматом сношения с Господом, не может проникнуть сатана.

Красноречие немого. Европейцы поселились по соседству с индийским поселком, но они относились к своим меднокожим собратьям не по христиански. Только одна европейская семья была дружественна с дикарями.

Один индеец так привязался к этой семье, что каждый день ее навещал, хотя был для европейцев как бы немым: не понимал их речи и им не мог объяснить что-либо членораздельными звуками. Однажды дикарь появился к своим друзьям и делал им знаки, чтобы они выходили наружу. Но никто не понял его знаков и перестали обращать на дикаря внимание. Тогда он подбежал к колыбели, выхватил из нее малютку и быстро побежал в поле. Все хозяева и дети бросились в погоню за похитителем; наконец он остановился и передал ребенка родителям. Обернувшись к своему жилищу, они увидели, что весь европейский поселок объят пламенем. Индейцы, раздраженные дурным отношением европейцев, сговорились спалить все их имущество и их самих перебить. Узнав об этом заговоре, наш индеец решил спасти своих друзей. Но они не понимали его слов и не догадывались о значении его знаков. Тогда он схватил младенца, верно разсчитав, что все домашние пустятся за ним в погоню.

Так и Господь поступает с нами. Мы не разумеем или не прилагаем к себе Его речей в Писании. Мы оставляем без внимания Его знаки, многочисленные в истории рода человеческого. Когда мы подвергаемся опасности погибнуть в нашей нераскаянности. Он отнимает от нас приятное нам и любимое. Мы скорбим, сознаем непрочность земного счастья, вопием к Богу, оглядываемся на наше прошлое. А этого и хочет Бог! Это-то наиболее нужно нам.

Тщеславие. Что такое тщеславие? Это делание ради похвалы человеческой. Людям мало одобрения своей совести и одобрения Божия, они желают одобрения большинства людей. Но известно, что большинство видит только наружное и хвалит наружное.

Люди видят верхнюю одежду и не видят белья. И вот люди надевают богатое платье на рваное и иногда грязное белье.

Говорят красивые речи и не заботятся о том, чтобы были красивы мысли и тайные деяния.

Из тщеславия люди кормят впроголодь своих детей в будни, чтобы „по-людски» отпраздновать на показ праздник.

Мало того, иногда люди делают сознательное, злое и нехорошее, зная, что это – нехорошее и злое но делают потому, что боятся быть не так, как все, боятся осуждения большинства.

Какой дурной стыд!

„Пора человеку узнать себе цену, – пишет Эмерсон. – Что же, в самом деле, он какое нибудь незаконнорожденное общество? Пора ему перестать робко озираться по сторонам – угодил ли или не угодил он людям? Нет, пусть голова моя твердо и прямо держится на плечах. Жизнь дана мне не на показ, а для того, чтобы я жил ею. Я сознаю свою обязанность жить для своей души.

И заботиться хочу и буду не о мнении обо мне людей, а о своей жини, о том, исполняю я или не исполняю свое назначение перед Тем, Кто послал меня в жизнь».

Один человек пил водку, питая к ней отвращение. Его спросили, зачем он делает это?

– Чтобы быть как все. Иначе надо мной смеяться будут.

– Но все ли так делают? Некоторые не пьют, – сказали ему.

– Большинство пьет.

– Но кого больше – умных или глупых?

– Конечно, глупых.

– Значит, ты хочешь быть с глупыми?

Не думайте, что это „чужое мнение» мешает только в мелочах. Все, что мы делаем, делаем потому, что так заведено. Весь строй нашей жизни дурен, потомучто мы строим свою жизнь не как Бог велит, а как заведено.

Заведено все время томиться, хлопотать о многом, забывая „единое» Бога, – и мы так живем..

Заведено из детей готовить не слуг Богу, а людей, как говорят, годных к борьбе за существование, то-есть, к тому, чтобы грызться с другими из-за места или рубля, и мы так делаем.

Недаром, поэтому, отеческое писание считает „мнение мира», обычай мира главным врагом нашего спасения и требует, чтобы прежде всего победили этого врага.

Запрещенный плод. Духовник наложил эпитимию на сокрушенно раскаявшагося грешника. Тот эпитемии не исполнил и покаялся в этом. Священник предложил грешнику самому избрать для себя эпитимию. Грешник порешил всю жизнь не вкушать плодов с яблони, на которой яблоки были очень кислы и неприятны на вкус. Священник одобрил такой выбор. Нехорошая яблоня стояла очень близко от дома эпитимийника, она виднелась из его окна, и мимо ее приходилось проходить. Как только попадалась она на глаза хозяину, он вспоминал об эпитимии. И что же? Он полюбил эту яблоню. Охотно стал глядеть на нее, а потом рука его стала тянуться к запретному плоду, и он подолгу простаивал около яблони, мучимый желанием. И только усиленная молитва помогла ему преодолеть искушение.

Не играй душой. На палубе океанского парохода один пассажир подбрасывал и ловил что-то сверкающее, блестящее. Его спросили: „что это такое»? – „Большой бриллиант, купленной ценою всего моего состояния». „Разве можно играть такою ценностию?» – „Почему и нет? Это меня забавляет». Но судно накренилось, и бриллиант с палубы скатился в воду.

Так многие не бегают искушения, любят его: они играют своею душою, вечной ее участию.


Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2 / Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. / Т. 1. Ч. 1-2. - 137 с.

Комментарии для сайта Cackle