Стефан Григорьевич Рункевич

История Минской архиепископии (1793–1832 гг.)

Содержание

Предисловие

Часть первая Книга первая. Православие в западнорусских областях, бывших под польским владычеством, в половине XVIII столетия Книга вторая. Виктор Садковский: его жизнь и деятельность за время до возвращения западнорусских областей России Книга третья. Воссоединение униатов Книга четвертая. Воссоединение униатов Книга пятая. Устройство Минской епархии при преосвященном Викторе. Последние годы жизни преосвященного Виктора и оценка его деятельности на минской кафедре Часть вторая Книга шестая. Преосвященный Иов Потемкин. Окончание дела воссоединения Книга седьмая. Преосвященный Иов Потемкин. Устройство епархии Книга восьмая. Преосвященный Иов Потемкин. Устройство епархии: монастыри. Перемещение преосвященного Иова и его кончина Книга девятая. минская архиепископия в 1812–1832 гг. Заключение Приложение Указ нашему Синоду  

 
Предисловие

История Минской епархии, только что пережившей столетие своего существования, распадается на три периода. Три раза в продолжение столетия епархиальная жизнь заметно изменяла свой характер, приобретая новые характерные черты, новое направление. Первый период, простирающийся от учреждения епархии до тридцатых годов текущего столетия, ознаменован, в самом начале, высоким религиозным подъёмом народного духа, возвратившим православной церкви многие тысячи её сынов, отторгнутых от неё в «лютую годину» насилием латинопольской пропаганды. Вслед за этим могучим духовным подъёмом, далеко двинувшим вперёд местную церковную жизнь и в своё время отвлекшим на себя главное, преимущественное внимание всей епархии, наступило постепенно успокоение, затишье. Епархия стала переживать результаты недавнего прошлого, а затем, в тишине и покое, готовить необходимые, большей частью материальные средства для будущего, для нового движения вперёд, которое наступить и не замедлило.

Уже с первых годов третьего десятилетия переживаемого нами века в Минскую епархиальную жизнь начинают пробиваться новые веяния. Это было время постепенного назревания великого дела приснопамятного Литовского святителя Иосифа Семашки. Вместе с назначением на Минскую кафедру преосвященного Евгения в 1832 году, эти новые веяния в епархии делаются заметными всё более и более; внимание епархиальных деятелей, сначала высших, а потом, при преемнике преосвященного Евгения, архиепископе Никаноре, и всех вообще – когда началось преобразование обрядовой стороны униатской церкви, – общее внимание постепенно сосредоточивается всё более и более на одном вопросе, перед которым все другие вопросы епархиальной жизни отходят временно на второй план: поднимается второе воссоединение униатов. Это важное событие, со всеми своими последствиями, внесло значительные перемены в епархиальную жизнь и заметно отделяет её от прежнего времени. Епархия увеличилась вдвое в своём количественном составе; уничтожен был болезненный нарост на организм местной православной церкви – уния; изменялся понемногу материальный быт и положение православного духовенства в крае – под влиянием забот о нём со стороны высшего правительства. «Прежняя мимоидоша, всё делалось «новым». – Это – второй период столетней истории Минской епархии, обнимающий время от тридцатых до шестидесятых годов.

Третий период начинается шестидесятыми годами. Вечнопамятный манифест Царя – Освободителя и Мученика 19 февраля 1861 года, давший свободу крестьянству; многочисленные благодетельные реформы прошлого царствования, значительно изменившие общий строй жизни всего государства; польский мятеж в западной России, бесповоротно разрешивший польсколатинский вопрос в западном крае; новое воссоединение с православием – древних униатов, перешедших в «дни плача» в римский католицизм; поднявшаяся, под влиянием благоприятных условий, самодеятельность православного духовенства и народа относительно духовно-нравственного развития: всё это, вместе взятое, опять сообщило епархиальной жизни новый характер и дало ей новое направление. Идёт – на первых порах кипучая, а далее, хотя и не без перерывов для отдохновения, всё же неуклонная деятельность по части духовно-нравственного, внутреннего усовершенствования членов местной церкви Христовой. Возвышается духовное образование; всё шире и шире разростается образование церковнонародное; епархия украшается благолепными храмами; духовенство делается независимым от враждебных православию условий; народ пользуется свободой. «Исчезло гонение, престали обуревания»; не звенят цепи крепостного рабства: вся жизнь человеческая свободна и слава церкви Божией уже зависит от личного произволения её сынов, не связанных в своих самых заветных стремлениях – религиозных.

Вот три отдельных, самостоятельных периода столетнего существования Минской епархии, первый период которого послужил предметом настоящей работы.

Обращаясь теперь к этой последней, автор просит читателей принять во внимание следующее.

Поставив себе задачей написать историю первого периода жизни Минской епархии, автор постоянно имел в виду выдвинуть на первый план прогрессивный рост епархиальной жизни и тот особенный характер, ту специфическую окраску, которая отличала жизнь Минской епархии, во всякий данный её момент, как от жизни других епархий, так и от различных периодов её прошлого. Весь имевшийся в руках автора материал введён в исследование, по возможности, лишь настолько, насколько он мог служить главной цели исследования. Поэтому читатель напрасно бы стал искать здесь, например, упоминания обо всех без исключения лицах, занимавших в своё время выдающееся положение в епархиальном управлении, и т. п., что обыкновенно дают «историко-статистические описания» епархий. Упомянуты лишь те, которые принимали такое или иное участие в прогрессе епархиальной жизни, или же имели счастье стоять в первых рядах.

Всё исследование разделено на две части. Первая часть, очень короткая по времени, но богатая по содержанию, обнимает собой первые три года жизни Минской епархии. Совершившееся в эти годы воссоединение с православием униатов, сделавшее православную церковь в западной России господствующей не только de jure, но и de facto, отстраняло собой все другие стороны церковной жизни на второй план и является главным, господствующим вопросом церковнонародной жизни этого времени. Необходимость обрисовать положение православной церкви при самом начале воссоединения заставила коснуться того упадка, в каком находилась православная западнорусская церковь при возвращении западнорусских областей России, и, таким образом, расширила хронологические рамки этой части работы вглубь прошедшего. – Вторая часть посвящена той упорной и медленной работе постепенного уклада церковной жизни в выработанные русской церковью рамки, которая едва видима в отдельных частях и в строгой постепенности своего хода, но в общем, и в конце концов, выдвигается во всей своей значительности. Минская епархия, составленная из областей, возвращённых России от Польши после давнего отчуждения, вследствие совершенно особенных условий православной церковной жизни в пределах польского государства, требовала упорной и трудной работы в этом отношении. Замечательная энергия и твёрдая воля второго Минского архиепископа успели привести епархию в надлежащий порядок в восемь – десять лет. Затем наступило полное затишье в епархиальной жизни, один только раз шумно прерванное бурей двенадцатого года. Во все эти годы, обнимаемые второй частью настоящего исследования, не было ни одного вопроса местной епархиальной жизни такой важности, чтобы он способен был сосредоточить на себе внимание всей епархии. Если епархиальная жизнь этого времени имеет такие или иные специфические оттенки в тот или другой момент, то лишь в зависимости от такого или иного личного характера стоявшего во главе епархии владыки. В этой части работы биографии епархиальных преосвященных выдвигаются на первое место и всё исследование посвящено тем средствам для нового движения церковной жизни вперёд, какими располагала епархия в это время: описывается состояние епархиального духовного просвещения, монастырей, церквей, духовенства, – отвлекает на себя преимущественное внимание так называемая бытовая сторона жизни.

В частности, относительно первой книги своего исследования (которая могла бы дать достаточный материал для самостоятельной работы) автор должен заметить, что она не рассчитана ни на фактическую, ни на библиографическую полноту. Её целью было поставлено достижение только полноты впечатления, чтобы читатель мог с правильной точки зрения смотреть на изложенное в последующих главах. У автора было стремление не упустить ни одной из сторон предмета; а что касается относящегося сюда фактического материала, то последнего можно было бы собрать значительно большее количество, если бы содержание книги служило предметом специального внимания.

Что касается заключения, то оно могло бы быть расширено в значительной степени, если бы в него было введено исследование того, как постепенно разрасталось великое дело второго воссоединения униатов, сообщившее новый характер жизни Минской епархии. Но так как это исследование в настоящей работе было бы только не неуместно, а в работе, посвящённой истории второго периода Минской епархии, оно будет необходимо, то автор, в виду и без того большого объёма своего сочинения, счёл возможным ограничиться только одним упоминанием об этом предмете.

Наконец, автору остаётся просить читателей примириться с тем количеством цитат, которое введено в исследование. Если происходящая от этого некоторая пестрота и может в известной степени затруднять чтение, то автор не ожидает встретить упрёк от лиц, которые пожелали бы воспользоваться настоящим сочинением для новых научных работ в той же области. Источниками для настоящего сочинения послужили, главным образом, документы, хранящиеся в архивах и ещё не известные в печати. Автор ознакомился со следующими рукописными хранилищами, материалами которых и воспользовался для своей работы:

А) В С. – ПЕТЕРБУРГЕ:

Архив св. синода.

Архив канцелярии обер-прокурора св. синода (в архив св. синода).

Архив униатских митрополитов (в архиве св. синода).

Библиотека св. синода – отдел рукописей.

Военноучёный архив главного штаба.

Сенатский архив.

Б) В МИНСКЕ:

Архив Минской духовной консистории.

Архив Минской духовной семинарии.

В) В КИЕВЕ:

Архив Киевской духовной академии.

Библиотека Киевской духовной академии – отдел рукописей.

Киевский церковноархеологический музей при Киевской духовной академии (большая часть его рукописей хранится в академической библиотеке).

Архив Киевской духовной консистории.

Г) В ЧЕРНИГОВ:

Архив Черниговской духовной консистории.

Д) В МОГИЛЁВЕ НА ДНЕПРЕ:

Архив Могилёвской духовной консистории.

Кроме указанных архивов, автор ознакомился ещё с архивом Минского архиерейского дома; но в этом архиве, когда-то богатом историческими документами (см. «Историкостатистическое описание Минской епархии», архимандрита Николая, Спб., 1864), в настоящее время таковых вовсе не имеется. Ознакомление с архивами Волынской, Каменец-Подольской и Литовской духовных консисторий автор не считал необходимым вследствие того, что все имевшие важность дела, касающиеся этих епархий до времени их полного выделения из Минской епархии, сохранились – частью в подлинниках, частью в копиях – в Минском консисторском архиве.

Печатные источники для настоящей работы заключаются в документах, обнародованных в «Полном собрании законов Российской Империи» (первом), в Виленском «Археографическом сборнике», в «Актах» Виленской археографической комиссии, в Волынских, Киевских, Минских и Подольских епархиальных ведомостях, в Черниговских епархиальных известиях, «Киевской старине», «Христианском чтении» и других периодических изданиях, упомянутых на своём месте.

Из пособий автор должен упомянуть докторскую диссертацию покойного профессора М. О. Кояловича: «История воссоединения западнорусских униатов старых времён (Спб., 1873)» и сочинение Н. И. Костомарова: «Последние годы речи посполитой (Спб., 1871)». Первое сочинение помогло автору ориентироваться, с самого первого времени занятий, в массе архивного материала; второе дало материал для начала первой книги сочинения. Что касается многочисленных статей, рассеянных по разным периодическим, преимущественно епархиальным, изданиям и имеющих отношение к предмету настоящей работы, то должно заметить, что множество встречающихся в большей части этих статей ошибок, неточностей и неверных догадок, выдаваемых иногда за достоверное, значительно ослабляет ценность представляемого или бесспорного и нового материала и крайне затрудняет пользование ими для научной работы. Приятное исключение составляет статья свящ. П. Л – ва, посвящённая преосвященному Виктору Садковскому и помещённая в «Киевских епархиальных ведомостях» (1861 г., стр. 79‒89, 135‒152, 216‒223).

В цитатах приняты следующия сокращения:

АВАК. = „Акты, издаваемые виленской археографической коммиссией”. Вильна.

Агр. Сб. = “Археографический сборник документов, относящихся к истории северозападного края, издаваемый управлением виленского учебного округа”. Вильна.

АКДА. = Архив Киевской духовной академии: I – дела внешнего правления; II – дела внутреннего правления.

АКДК. = Архив Киевской духовной консистории.

АКОП. = Архив канцелярии обер – прокурора св. синода.

АМДК. == Архив Минской духовной консистории.

АМДС., ЖСІІ. = Архив Минской духовной семинарии, журналы семинарского правления.

АМогДК. = Архив Могилёвской духовной консистории.

Annexa = „Annexa do czesci pierwszey relacyi w materyi o buntah na siejinie 1790 roku uczynioney. W Warszawie. W drukarni Nowey J. K. Mci, Piotra Zawadzkiego”. 440 стр.

ACC. = Архив cв. синода.

АУМ.= Архив униатских митрополитов.

АЧДК. = Архив Черниговской духовной консистории.

АЮЗР. = „Архив югозападной России”. Киев.

БКДА. – Библиотека Киевской духовной академии.

БСС. = Библиотека св. синода.

ВЕВ. – „Волынские епархиальные ведомости”.

ВУАГШ. = Военно-учёный архив главного штаба.

ИВ. = „Исторический Вестник“.

КЕВ. = „Киевские епархиальные ведомости”.

КС. = „Киевская старина“.

КЦАМ. = Киевский церковно-археологический музей.

МГВ. = „Минские губернские ведомости“.

МЕВ. = „Минские епархиальные ведомости“.

ПЕВ. =„ Подольские епархиальные ведомости“.

„Письма” = „Материалы ддя истории Минской епархии. I. Письма к разным лицам преосвященного Виктора Садковскаго, первого Минского архиепископа“ (I – CL). Собраны и объяснены С. Г. Рункевичем. Минск (Из „Минских епархиальных ведомостей“ 1891 г., №№ 23 и 24; 1892 г., №№ 1‒12, 15‒24).

ПСЗ. = „Полное собрание законов Российской Империи“ (первое).

РА. = „Русский архив“.

PC. = „Русская старина“.

СА= Сенатский архив.

СИРИО. = „Сборник императорского русского исторического общества“. Спб.

ТКДА. = „Труды Киевской духовной академии“.

ТКИСОПЕ. – „Труды комитета для историко-статистического описания Подольской епархии“.Каменец-Подольск.

ХВЕВ. = „Холмско-Варшавский епархиальный вестник“.

ХЧ. = „Христианское чтение“.

ЧЕИ. = „Черниговские епархиальные известия“.

ЧОЛДП. = „Чтения в обществе любителей духовного просвещения“.

ЧОНЛ. = „Чтения в обществе Нестора Летописца“. Киев.

Примечание: Форма архивных цитат не имеет однообразия вследствие различия принятых в разных архивах систем для обозначения, хранящихся в архивах документов. Для интересующихся подлинными документами их отыскание, при принятой в цитатах наивозможной точности, не представит затруднения

 

 


Источник: История Минской архиепископии (1793–1832): С подробным описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг.: Исслед. Стефана Рункевича. – СПб.: Тип. Катанского, 1893. -XVI, 572, XXXVII с.

Вам может быть интересно:

1. Из церковно-общественной жизни второй четверти нашего столетия Стефан Григорьевич Рункевич

2. Опыт исторической записки о состоянии С.-Петербургской Духовной Академии протоиерей Сергий Соллертинский

3. Начало систематической обработки руской церковной истории профессор Стефан Тимофеевич Голубев

4. Синодальный художник Алексей Антропов Николай Васильевич Покровский

5. Чтения об исторической достоверности и божественном характере евангельской истории протоиерей Василий Рождественский

6. Латинский язык в его истории профессор Александр Иванович Садов

7. Существенная историческая справка по ламскому вопросу Евстафий Николаевич Воронец

8. История Троицкой лаврской семинарии протоиерей Сергий Смирнов

9. Новые типы построения древней истории церкви профессор Михаил Эммануилович Поснов

10. Господство греков в Иерусалимском патриархате с первой половины XVII до половины XVIII века профессор Николай Фёдорович Каптерев

Комментарии для сайта Cackle