Об индульгенциях
Что такое индульгенция? Этот вопрос невольно возникает в уме наблюдательного православного христианина, постоянно живущего или временно пребывающего в странах латинских, потому что в этих странах весьма часто он прочтет или услышит это слово. Войдет ли он в латинский храм, при входе нередко увидит или надпись: indulgentia plenaria (полная индульгенция), или предуведомление об имеющем быть в известный праздник богослужении, оканчивающееся обещанием получения такой или другой индульгенции, смотря по выполнению требуемых для сего условий. Внутри храма также он встретит разные буллы или грамоты, жалующие индульгенции. Случится ли ему быть в доме латинян, и здесь услышит нередко разговор об индульгенциях, если в этом доме застанет латинского священника.
Что ж такое индульгенция? Спросит православный христианин латинянина мирского звания, и на этот вопрос не получит удовлетворительного ответа. Даже не всякий латинский священник ответит ему на этот вопрос точно и определенно.
Что такое индульгенция? Скажет тот, кто читает или изучает историю лютеранства. Ибо известно, что полная индульгенция, дарованная буллою римского папы Льва X от 13-го сентября 1517 года верующим 25-ти церковных областей, которые вместе с покаянием, сокрушением и исповедью, должны были способствовать своими пожертвованиями к окончанию базилики св. Петра в Риме, была виною первой искры лютеранства.
Что такое индульгенция? Подумает мнительный православный христианин. И почему нет индульгенций в православной Церкви? Не имеет ли западная Церковь в сем отношении преимущества пред восточною? Не легче ли спастись в недрах первой при существовании в ней индульгенций? Все сии и подобные сим вопросы и недоумения сами собою разрешатся, когда будет изложено подлинное учение римской Церкви об индульгенциях.
Чтобы составить себе ясное и верное понятие о латинских индульгенциях, для этого надобно предварительно знать: 1, что, по учению римской Церкви, в таинстве покаяния через священническое разрешение отпускается кающемуся вина (culpa) греховная и вечное наказание (poena aeterna) за грехи в преисподней, но не всегда отпускается временное наказание (poena temporalis) Божие за грехи, которое он должен понести в настоящей жизни или в будущей 1 и потому 2, после исповеди и разрешения грехов, полученного в таинстве покаяния, кающийся христианин, для искупления себя от временного наказания, должен, по мнению латинских богословов, удовлетворить правосудию Божию за свои грехи. Это удовлетворение он может совершить двояким образом: или сам собою или через других. Сам собою он удовлетворит, когда исполнит наложенную на него от духовника епитимью или церковное наказание. Через других удовлетворит, когда к нему приложатся или ему усвоятся преизбыточестсвующие удовлетворения Иисуса Христа и Святых Его. Ибо, по учению латинской Церкви, удовлетворения, совершенные Иисусом Христом, далеко превосходят наказания, заслуженные грехами людей, и весьма многие из Святых принесли Богу удовлетворение, гораздо большее того наказания, которого заслуживали их грехи. Эти преизобилующие удовлетворения составляют у латинян так называемую духовную сокровищницу Церкви (thesaurus spiritualis Eccelesiae), из которой, по их мнению, законный предстоятель может брать потребную часть и усвоять её кающимся, под условием совершения добрых дел, им предписанных. Таким образом индульгенция2, по учению латинских богословов, есть отпущение временного наказания, требуемого правосудием Божиим за грехи, разрешенные относительно вины в таинстве покаяния; отпущение, даруемое вне этого таинства теми лицами, которые имеют право распоряжаться духовною сокровищницею Церкви, через усвоение кающемуся преизбыточных удовлетворений Иисуса Христа и Святых Его, под условием совершения добрых дел, предписанных предстоятелями латинской Церкви или её Главою, – римским папою. Т.е. кающемуся латинянину, после исповеди грехов и священнического разрешения их, отпускается вина греховная и вечное наказание за грехи в преисподней, но не всегда отпускается временное наказание за оные здесь на земле или там за гробом в чистилище. Поэтому, для искупления от сего наказания, он должен еще удовлетворить правосудию Божию за свои грехи. Для сей цели он исполняет наложенную для него духовником епитимью. Но будучи не в силах, по немощи человеческой, понести строгой и продолжительной епитимьи, он восполняет недостаточность своего собственного удовлетворения тем, что за совершение предписанных латинскою Церковью легчайших добрых дел к нему прилагаются её предстоятелями из духовной сокровищницы преизбыточные удовлетворения Иисуса Христа и Святых Его, и через это он искупляется от временного наказания, требуемого правосудием Божиим за грехи в сей или будущей жизни. Таким образом индульгенция есть своего рода духовная милость, даруемая римским папою или латинскими епископами принадлежащими западной Церкви, а булла или грамота, содержащая индульгенцию, есть объявление этой духовной милости.
Индульгенция у латинян разделяется главным образом на полную, всецелую, (plenaria)3, или отпущение всего временного наказания, требуемого правосудием Божии за грехи, и неполную, дробную (partia), или отпущение некоторой лишь части этого временного наказания. Последняя называется обыкновенно индульгенцией стольких-то дней или лет. Это название по объяснению латинских богословов4, означает отпущение временного наказания, как бы равномерного епитимьи, исполняемой в продолжение стольких-то дней или лет.
Условиями для получения полной индульгенции, по мнению латинских богословов, обыкновенно служат: 1, исповедь, 2, причащение святых тайн и 3, моление в назначенных церквах по намерению римского папы, как-то: о благоденствии и возвеличении латинской Церкви и римской кафедры, о сохранении римского первосвященника, об искоренении ересей, о мире и согласии христианских государей, об единении и мире всех христианских народов, и т.п. Руководством для сего могут служить молитва Господня и Богородичная (Pater et Ave), разные литании, псалмы, или особенные молитвы, составляемые на такие случаи. Для получения индульгенции юбилейной, сверх означенных условий, требуется еще пощение в назначенные дни и милостыня. Условия для получения неполной индульгенции многоразличны.
Кающийся христианин, получивший отпущение своих грехов в таинстве покаяния чрез священническое разрешение, должен еще, по учению латинских богословов, удовлетворить правосудию Божию за грехи и для сего понести временное наказание за оные в сей или будущей жизни. В последнем случае он подвергается чистилищному огню (ignis purgatorius), или терпеть временное наказание за грехи в чистилище (purgatorium). Таким образом в загробной жизни, сверх рая и преисподней, латиняне допускают еще чистилищный огонь или чистилище, в котором, по их мнению, терпят временное наказание за грехи души не удовлетворивших правосудию Божию в настоящей жизни. Вместе с этим латинские богословы учат, что души, находящиеся в предполагаемом ими чистилище, могут избавиться от временного наказания, которое они там терпят, и выйти оттуда посредством индульгенций, т. е. если кто из живых приложит к ним потребную часть преизбыточных удовлетворений Иисуса Христа и его Святых, исполнив для сего предписанные Церковью условия. Таким образом в латинской Церкви есть индульгенции не только для живых, но и для умерших5.
Разность между теми и другими латинские богословы поставляют в том, что живым римская Церковь прямо отпускает временное наказание, требуемое правосудием Божиим за грехи, так как живые подлежат её духовно-начальственной власти, а за умерших, которые уже не подлежат этой её власти, она из своей сокровищницы только предлагает Богу потребную часть избыточных удовлетворений Иисуса Христа и Святых и просит Бога воззреть оком милосердия на сии удовлетворения и ради них отпустить усопшим временное наказание за грехи в чистилищном огне и избавить их от оного.
Это усвоение умершим преизбыточных удовлетворений Иисуса Христа и Святых совершается у латинян, между прочим, через отправление литургии на так называемом у них привилегированном алтаре или престоле6. Иначе сказать: души усопших, за которых совершается на сих престолах литургия, получают полную индульгенцию, т.е. отпущение всего временного наказания, требуемого правосудием Божиим за грехи, в чистилище и освобождаются оттуда.
Власть давать индульгениции римские богословы основывают во-первых, на власти отверзать верующим врата царствия небесного, дарованной Иисусом Христом Церкви в лице Апостолов (Мф. 16:19, 18:18) с тем вместе, значит, по их разумению, она властна устранять все препятствия, заграждающие путь к царствию небесному, а одно из таких препятствий составляет, по их мнению, временное наказание, требуемое правосудием Божиим за грехи. Следовательно, умозаключают латиняне, Церковь в лице Апостолов, получила от Спасителя власть отпускать это временное наказание за грехи, или, что то же, давать индульгенции. Пример употребления такой власти они находят в действии святого Апостола Павла, повелевшего принять в церковное общение коринфского кровосмесника, прежде им отлученного (2Кор. 2:10); во-вторых, на примере первенствующей Церкви, которая, по ходатайству исповедников, на основании их представительных грамот, сокращала общенародное покаяние христиан, отступивших от веры во время гонений.
Эта власть давать индульгенции у латинян предоставлена: 1, папе: 2, генеральному собору, на котором председательствует папа лично или в лице своих легатов, или который утверждает он как генеральный: 3, епископам7 в их епархиях; впрочем они могут давать только годичную индульгенцию при освящении храма и сорокадневную во всякое другое время; 4, кардиналы могут жаловать лишь стодневную индульгенцию в церквах, значащихся в их титуле, если присутствуют в них при священнослужении в торжественные праздники; 5, латинские патриархи, приматы и архиепископы могут давать восьмидесятидневную индульгенцию8; 6, легаты от ребра (a latere) апостольского (папского), нунции и простые легаты могут жаловать одну семилетнюю и семь сорокадневных индульгенций навсегда в какой-нибудь церкви и от стодневной до годичной индульгенции за какое либо дело благочестия9.
Индульгенции должны даваться, по учению латинских богословов10, с целью богоугодной, как-то: для обращения неверных, для искоренения ересей, для возвеличения Церкви, для мира и согласия христианских государей, для умножения благочестия между верующими, для прекращения общественных бедствий и т.п. Тридентский Собор11 запретил обнародующим индульгенции требовать милостыню, и отменил всякий преступный прибыток от получающих индульгенции12. Римский папа обыкновенно жалует индульгенцию при восшествии своем на престол. Полная индульгенция, даруемая им через каждые 25 лет, называется юбилеем или святым годом. Она отличается от других особенными преимуществами, предоставляемыми духовникам, как-то: разрешать от грехов, предоставленных исключительному разрешению папы или епархиального епископа, разрешать от церковных наказаний, переменять частные обеты и т. п. Если подобная индульгенция дается в другое время, то она именуется подобной юбилею (ad instar jubilaei).
Желающий получить индульгенцию, по мнению латинских богословов, должен: 1, быть в состоянии благодати и иметь намерение получить индульгенцию; 2, совершить дела, предписанные для сего Церковью. Римская Церковь учит, что если христианин, получивший полную индульгенцию, тотчас умрет, то прямо войдет в царствие небесное; только нельзя узнать, говорит она, когда полная индульгенция прилагается к известному лицу в такой степени совершенства. Труднее определить, по ее мнению, силу и действенность индульгенции неполной, а совершенно невозможно определить в точности силу и действенность индульгенции для умерших13.
Вот главные черты учения латинской Церкви об индульгенциях! Из него открывается, что индульгенция не есть отпущение греха, а только временного наказания за грехи. Отпускает грехи западная Церковь, также как и восточная, лишь при совершении над кающимся таинства покаяния после исповеди, а отпускает временное наказание за грехи вне таинства покаяния. Еще несправедливее думают те, которые считают индульгенцию отпущением грехов не содеянных, а имеющих соделаться, не прошедших, а будущих. Такую мысль латинские богословы14 положительно отвергают. Не есть индульгенция собственно и сложение епитимьи15 или церковного наказания16 (хотя в следствие отпущения всего временного наказания, требуемого правосудием Божиим за грехи, кающийся, конечно, может быть освобожден от обязательства исполнять епитимью), потому что епитимья налагается на кающегося латинянина и в то время, когда он исповедуется для получения полной индульгенции17. Притом епитимью латинские богословы называют покаянием (poenitentia), удовлетворением (satisfactio), а не временным наказанием (poena temporalis), между тем как индульгенцию определяют отпущением временного наказания.
В учении латинской Церкви об индульгенциях неправы четыре положения:
1, Будто бы при совершении таинства покаяния, после священнического разрешения, кающемуся христианину отпускается лишь вечное наказание за грехи в геенне, но не всегда отпускается временное наказание в сей или в будущей жизни;
2, будто кающийся христианин, после исповеди и разрешения грехов должен еще удовлетворить правосудию Божию за оные;
3, будто бы римский папа и латинские архиереи имеют право отпускать временное наказание, требуемое правосудием Божии за грехи, вне таинства покаяния.
4, будто бы в христианской Церкви есть духовная сокровищница преизбыточных удовлетворений Иисуса Христа и Его Святых.
В самом деле: 1, если в таинстве покаяния, после священнического разрешения, отпускается вечное наказание за грехи (большее), то как остается неотпущенным временное наказание (меньшее)? В древней христианской Церкви, в учении о таинстве покаяния, не было даже и схоластического разделения наказания на вечное и временное, как нет сего разделения и ныне в православно-кафолической восточной Церкви; тогда верили, как и ныне верит православно-кафолическая восточная Церковь, что в таинстве покаяния, после священнического разрешения, отпускаются вообще все грехи, а вместе с ними, значит, и всякое наказание за оные. Св. Иоанн Златоуст, например, учит, что через покаяние и самоосуждение, мы можем, если захотим, освободиться не только от вечных, но и от временных наказаний18. Сам Господь наш Иисус Христос отпустил грехи Марии Магдалине, блуднице, расслабленному, без всяких ограничений. Если же кающийся Христианин и после отпущения грехов и наказания за оные в таинстве покаяния подвергается иногда бедствиям и скорбям в сей жизни, то эти бедствия и скорби не суть действия правосудия Божия, требующего удовлетворения, а знамения отеческой любви Божией (Евр.12:6 Откр. 3:19), наказания врачебные, исправительные. Напрасно римские богословы для доказательства того, что после отпущения грехов и вечного наказания за оные в геенне через священническое разрешение в таинстве покаяния, не всегда отпускается временное наказание Божие за оные, – указывают на примеры Адама (Прем. 10:1, Быт. 3:10), Моисея, Аарона (Чис. 20:11, 12:24; Втор. 32, 49, 51 и особенно Давида (2Цар. 12, 13, 14), которым хотя Бог простил грехи, но и определил временное наказание. Эти примеры не идут к делу: над всеми этими лицами не было совершено таинство покаяния; потому что его и не было в такой силе для чад ветхозаветной церкви, как для чад новозаветной. Власть вязать и решить (Мф. 18:18), или отпускать и удерживать грехи (Ин. 20:23) дарована Иисусом Христом в лице Апостолов лишь пастырям новозаветной Церкви. Ветхозаветные священники не имели этой власти.
2, Несправедливо и то мнение латинских богословов, что кающийся Христианин после исповеди и разрешения грехов должен еще удовлетворить правосудию Божию за грехи в здешней или загробной жизни; несправедливо, говорим, во-первых потому, что утверждать это значит выражать: а) что удовлетворение, принесенное правде Божией за грехи всего рода человеческого Иисусом Христом, неполно и надобно восполнять его страданиями самих кающихся; б) что правда Божия за одни и те же грехи наказывает два раза, приемлет двукратное удовлетворение, т.е. в лице Спасителя и в лице кающихся христиан; во-вторых потому, что средство, предлагаемое для сей цели латинянами, т.е. церковная епитимья, недействительно: епитимьи сами по себе не имеют искупительной силы; это суть только врачевства от грехов (VI вселенский собор пр. 102), а не вознаграждения, не удовлетворения за грехи правде Божией19.
3, Римский папа и все латинские епископы, как равновластные прочим христианским епископам властью вязать и решить, дарованною им от Иисуса Христа в лице Апостолов, могут отпускать грехи и наказания за грехи: а) не иначе, как во имя или в силу заслуг одного только Иисуса Христа; б) не иначе, как только в таинстве или через таинство покаяния, через которое кающимся сообщается благодать Святого Духа; власти же отпускать грехи или наказания за оные вне таинства покаяния им не дано, а потому они не имеют права отпускать временное наказание Божие за грехи умершим, находящимся в предполагаемом ими чистилище, когда умершие не могут уже приступать к таинству покаяния. Притом отпускать временное наказание за грехи, наложенное Богом, особенно вне таинства покаяния, может только один Бог, а не римский папа или латинские епископы. Напрасно римские богословы, в подтверждение этой мнимой власти папской, указывают на Апостола Павла и на представительные грамоты исповедников древней Церкви. Апостол Павел разрешил коринфского кровосмесника от наложенной им самим епитимьи, а не от временного наказания, требуемого правосудием Божиим за грехи. В следствие представительных грамот исповедников отступившим от веры и потом покаявшимся сокращалась всенародная епитимья или церковное наказание, а не отпускалось временное наказание, требуемое правосудием Божиим за грехи, и притом это сокращение епитимьи совершалось не через усвоение кающимся преизбыточествующих заслуг исповедников, а только из уважения к их предстательству, как верных свидетелей об истинности раскаяния и обращения отпадших от веры. Ибо как знали предстоятели Церкви меру преизбыточности заслуг исповедников? ... Следовательно, представительные грамоты исповедников нисколько не похожи на папские индульгенции. С другой стороны, истинный христианин должен со смирением и любовью принимать наказания, посылаемые Богом за грехи, а не стараться избавиться от них посредством папских индульгенций, если бы даже папские индульгенции действительно снимали такие наказания.
4, Учение о существовании в Церкви духовной сокровищницы преизбыточных удовлетворений Иисуса Христа и Святых Его измышлено схоластическими богословами XIII века20. Христос Спаситель, конечно, принес Богу Отцу преизбыточное удовлетворение за грехи людей, но оно усвояется и вменяется христианам под условием их веры, истинного раскаяния в грехах и добрых дел, плодов веры и покаяния, или по крайней мере, твердого намерения исправиться и впредь жить свято, усвояется и вменяется в таинстве покаяния, а не вне оного. Что касается Святых Божиих, то православно-кафолическая Церковь не приписывает им никаких сверхдолжных дел или призбыточествующих заслуг, основываясь на словах Самого Господа: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко рабы неключимы есмы, яко еже должны быхом сотворити, сотворихом (Лк. 17:10). В самом деле, не только сверхдолжные дела в собственном смысле невозможны, но и надлежащее исполнение должных дел, уплата долга за неизреченные блага, частью уже дарованные, а частью еще обещанные Иисусом Христом, недостижимо21. Притом, кто может положить в нравственном совершенствовании границы, которые указывали бы, где оканчиваются дела должные и начинаются сверхдолжные? Советы евангельские для могущего понести их, для призываемого к ним имеют также свою обязательную силу, подобно как и положительные заповеди для каждого христианина. Вообще же добре дела наши сами по себе несовершенны, поскольку и сами праведники, доколе на земле, не изъяты еще от немощей человеческой природы. Все успехи в подвигах жизни богоугодной приобретаются при помощи благодати Христовой, подающей немощным крепость и силу22, и потому все подвиги Святых не вполне принадлежат им, и сами имеют цену пред судом вечной правды от заслуг Христовых. С другой стороны, заповедь закона евангельского, ведущая в живот, широка зело (Пс. 118:96), так что, сколько бы ни исполнял её человек, в ней всегда будет оставаться много такого, что еще им не исполнено. Будите вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершенен есть (Мф. 5:48): вот цель, к которой призываются и должны стремиться христиане! Наконец надобно помнить и то, что Святые за свои заслуги получают и должную, соответствующую награду23. Что до общения Святых (communio sanctorum), упоминаемого в 10-м члене символа веры, так называемого апостольского, то оно означает то общение между церковью земною и небесною, по которому мы призываем святых в молитвах, а святые ходатайствуют о нас пред престолом Божиим, а не общение заслуг, принадлежащих членам Церкви, как объясняют это латиняне. После всего сказанного понятно, почему не было, нет и быть не может индульгенций в православно-кафолической восточной церкви24. Именно потому, что: а) в учении о таинстве покаяния она никогда не отделяла, как и не отделяет, временного наказания от вечного и б) никогда не признавала, как и не признает существования духовной сокровищницы преизбыточных удовлетворений Иисуса Христа и Святых Его, измышленной схоластическими богословами средних веков. Отсюда же открывается неправость мнения отступника от Православия Грека Питципия25, который разрешительные грамоты для умерших, выдаваемые патриархами константинопольскими и иерусалимскими, под названием: текст на греческом, счел за индульгенции. Эти грамоты не означают отпущения временного наказания, требуемого правосудием Божиим за грехи, и не составляют усвоения усопшим преизбыточных удовлетворений Иисуса Христа и Святых, а служат только знаком того, что усопшие исходят от нас прощенные Церковью от всех своих долгов. То же самое надобно сказать и о последней разрешительной молитве, которую наша Церковь имеет обычай читать над гробом каждого православного христианина, присовокупив к сему еще то, что это есть молитвенное разрешение грехов (а не временного наказания за грехи), или молитва во свидетельство разрешения грехов, преподанного усопшему на исповеди еще при жизни его, а не разрешительный посмертный приговор.
Наконец из сказанного видно, почему православно-кафолическая Церковь восточная не допускает чистилища. Именно: а) потому что, по её учению, кающийся христианин должен лишь усвоить удовлетворение Иисуса Христа верою, покаянием и добрыми делами, а не удовлетворить еще сам правосудию Божию за свои грехи не только в настоящей жизни, но и в будущей, как учит Церковь латинская; б) потому, что первая не считает епитимьи удовлетворением за грехи правосудию Божию, как учит последняя, и, согласно с Соборами26 и святыми Отцами27, действия епитимий ограничивает пределами настоящей жизни, а не простирает в загробную жизнь, как поступает Церковь западная. Учение же первой о мытарствах, проходимых душой усопшего, не имеет ничего общего с учением последней о чистилище. Мытарства суть только образное представление частного суда над душою усопшего, а чистилище есть среднее место между адом и раем, или среднее состояние душ усопших; мытарства проходят души всех умерших, в чистилище идут полудобрые, полузлые; мытарства проходят до 40 дней, в чистилище находятся гораздо дольше; из мытарств лежит путь в ад или рай, из чистилища только в рай; прохождение мытарств облегчают одни молитвы Церкви, а освобождение из чистилища получается, сверх молитв церковных, через индульгенции. По всему этому отнюдь не должно смешивать православных мытарств с латинским чистилищем28.
* * *
Conc. Trident. Sess. 14 can. 12.
Латинское слово: indulgentia значит снисхождение. Отпущение временного наказания, требуемого правосудием Божии за грехи, называется у Латинян сим именем, потому что показывает снисхождение Церкви, усвояющей кающимся чужие удовлетворения за совершение предписанных ею добрых дел.
Первая полная индульгенция дана в XI веке римским папою Урбаном II. Bouvier – Traité des indulgences, p.13, Paris 1843.
Scavini – Thcol. Mor. Univ. t. 3 p. 197. Neapoli 1853. Bouvier – Traité des indulgences p. 21.
Индульгенции для умерших явились в латинской Церкви не прежде IX века. Bouvier – Traité des indulgences p. 27.
В латинских храмах (с IX века) есть престолы, получившие означенное название от привилегии, дарованной им римским папою.
У латинян принято обычаем, чтобы епископ, посвященный в Рим, привез жителям своей епархии индульгенции от римского папы.
Scavini – Theol. Mor. Un. t. 3 p. 199.
Bouvier – Traité des indulgences p. 37–42
Bouvier – Traité des indulgences p. 42
Conc. Trident. Sess. 21 c. 9 de Reformat
Rohrbacher-Histoire universelle de l’Eglian catholique t. 24 p. 392.
Bouvier – Traité des indulgences p. 20–21
Watter’s Kirchenrecht. § 287 n. VII. Bonn. 1846.
Как несправедливо утверждает автор сочинения: «О возможном соединении Российской Церкви с Западною», стр. 147. Лейпциг 1858.
Thomas Suppl. 3 qu. 25.
Rohrbacher-Histoire univ. de l’eglise catholique t. 23 p. 34–41. Bouvier – Traité des indulgences p. 23, 24 et 25.
Jn Corinth. hom. XXVIII n. 2.
Подробное раскрытие этой мыли можно читать в Православно-Догматическом Богословии Преосв. Макария, в трактате об индульгенциях.
Neander’s Allg. Gesch. der christl. Relig. und Kirche. 2 B. 2 Abth. 3. 519. Gotha 1856.
Архим. Антония – Догм. Богосл. Правосл. Каф. Вост. церкви стр. 316. Киев 1848.
Прибавл. к Творен. св. Отцов в русск. перев. Г. XVI. Кн. 1. стр. 130. Москва 1858.
Преосвящ. Макария – Правосл. Догмат. Богосл. тракт. об индульгенц.
Следовательно, ошибается автор сочинения: «о возможном соединении Российской церкви с западною, когда утверждает, что индульгенции в той же силе существуют и у нас в православной церкви (стр. 57 и 147), и вообще на востоке в том же смысле, как и на западе (стр.53 в примеч.).
Pitzipios – L’Eglise Orientale. P. 1 p.79. Rome 1855.
Анк. Соб. пр. 6. 22. Неок. Соб. пр.2. Ник. 1 Всел. Соб. пр. 13. Карф. Соб пр.7
Василия В. пр. 73. Григ. Никк. пр. 2
Как смешал автор сочинения: “Persecutions et souffrances de l’Eglese catholique en Russie” p. 300–302. Paris 1842.