святитель Тихон Задонский

  ХЧ 

Ц

Царствие Божие есть двоякое: царство благодати и царство славы. О том и другом довольное сообщает нам понятие свят. Тихон в своем Сокровище духовном, от мира собираемом под статьями: 1) гражданин, 2) обед или вечеря, 3) идущие и пиющие – на трапезе, но прочие алчущие не допускаются. 1) Гражданин. Видим в мире сем, что человек, где ни живет, называет себя жителем того града или гражданином, в котором дом свой имеет, напр.: Московский житель, Москвич, Новгородский житель, Новгородец и проч... Так, истинные христиане, хотя в мире сем обращаются, однако же имеют град в небесном отечестве, его же содетель и художник – Бог (Евр. 11:10). И онаго града жители называются граждане. Град сей есть Иерусалим небесный, который видел св. Иоанн (Апок. 21:18–23). На стогнах его непрестанно поется пресладкая песнь: аллилуиа. Во град оный не имать внити всяко скверно (Апок. 21:27). Очистим убо себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии. 2) Вечеря. Бывает в мире, что знатный и богатый человек делает богатую и знатную вечерю, и зовет многих людей: так Бог, Царь небесный, сотворил великую вечнаго блаженства вечерю, всякаго утешения и радости исполненную, и звал и зовет всех по Своему человеколюбию, – всех, говорю, и славных и безславных, и богатых и бедных. Звал чрез пророков, звал чрез единороднаго Сына Своего, звал чрез апостолов святых; зовет и ныне чрез проповедников слова Своего, пастырей и учителей: грядите, яко готова вся (Лк. 14:17). Возлюблен. христианине! И мы, недостойные, позваны к великой оной вечери. Приимем благодарно сию Царя небеснаго к нам милость, и поспешим с радостию на святую и пресладкую оную вечерю. Тамо мы увидим Царя небеснаго лицем к лицу. Увидим пламеноносных слуг Его, Ангел и Архангел; увидим лик патриархов, лик пророков, лик апостолов, святителей, лик мучеников, лик преподобных отцев и всех Богу угодивших, и со всеми ими любезное возъимеем дружество. Видим, что многие, как прежде отреклись, так и ныне отрицаются идти на пресладкую оную вечерю, и, вместо вечных и небесных благ, временныя и земныя – избирают, и чрез сие являют себя неблагодарными к Царю небесному, и Его подвизают к праведному гневу: глаголю вам, рече Господь, яко ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери: мнози бо суть звани, мало же избранных... Страшно слово сие! Сбудется оно презрителям звания Божия. Убоимся убо, и послушав Зовущаго нас, горняя да мудрствуем, а не земная.

Вопр. Какие истины относительно царствия Божия свят. Тихон выясняет в статьях Сокровища духовнаго: ядущие и пиющие – на трапезе, но прочие алчущие не допускаются, за вину свою? И входящие в чертог царский (Част. 13)?

Отв. Внемли: как бывает в дому некоем, одни ядят и пиют на трапезе и утешаются, – но прочих господин дома не допускает к трапезе за некую вину, и объемлет их скорбь и печаль: тоже будет и грешникам. Объимет их скорбь, и печаль, и туга несносная, и жаление поздное, когда увидят праведных, во утешении, чести и славе – ядущих на трапезе Господней, себя же лишаемых онаго блаженства и в великом мучении находящихся. И сие то есть, что глаголет Господь иудеям: ту будет плач и скрежет зубом, егда узрите Авраама, и Исаака и Иакова и вся Пророки во царствии Божии, вас же – изгонимых (Лк. 13:28). Так евангельский богач увидел убогаго Лазаря в лоне Авраама утешаемаго, себя же – страждущаго, и услышал ответь: Чадо! помяни... и пр. Такой же услышат ответ и все, кои ныне благами Божиими утешаются, но Бога забывают и убогих Лазарей презирают...

Входящие в чертог царский. На сие свят. Тихон говорит так. Видим, что люди, желающие войти в чертог царский, одеваются в светлыя и чистыя одежды, а в рубищах и в дурном одеянии туда не допущаются. Так в чертог небеснаго Царя входят те только души, кои имеют светлыя и чистыя одежды совести... Христиане во св. крещении благодатию Божиею совлекаются греховных рубищ и одеваются в чистое одеяние брачное, и таким образом – делаются достойными входа в небесный чертог... Но многие христиане, увы! – многие боготканную оную одежду потеряли и облеклись паки в рубище греховное... Осмотримся, братия!

«Истинный христианский царь есть тот, который управляет народом сообразно с законами, и одарен способностию управлять. (Св. Клим. Александр. Stromata lib. 1 vol. 1 pag. 416)». Должно чтить царей и молиться за них. Сам Бог вещает устами Царя – Пророка: не прикасайтеся помазанным Моим (Пс. 104:15). Воздадите Кесарева Кесареви (Мф. 22:21). Бога бойтеся, Царя чтите (1Пет. 3:14). Повинитеся всякому человечу созданию, Господа ради: аще Царю, яко преобладающу, аще ли же князем, яко от Него посланным (1Пет. 2:13). Несть власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13:2). Тем же противляяйся власти, Божию повелению протшвляется... (1Тим. 2:2 и дал.). Молю прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за Царя и за вся, иже во власти суть (1Тим. 2:1, 2). «Чти Царя, но чти тщательно, повинуясь ему и молясь за него. Ибо, поступая таким образом, ты исполнишь волю Божию (так заповедует закон Божий Притч. 24:21, 22. S. Fheophili ad Autolicum, lib. 1. ab calcem operum Sancti Iustini, pag. 344).

Вопр. Как св. Тихон поучает о царе монархе?

Отв. 1) Монарх не имеет над собою обладателя на земли, но имеет на небеси – Того, Который небом и землею владеет (Дан. 4:22). Не имеет повелителя на земли, но имеет на небеси; – не имеет надзирателя и судию человека, но имеет (судиею и надзирателем) Бога, Который не щадит лица, ниже усрамится вельможи (Прем. 6:7). Сего ради благочестивый монарх, что подданным своим повелевает, то сам в первых имеет долг исполнять; и что им запрещает, от того сам прежде удалиться должен, дабы, за что подданных судит, в том – самаго совесть не судила пред Богом. 2) Царь на высоком месте сидит, и потому – всем виден, все на него обращают взоры свои, дела и слова его замечают, и все желают знать, что делает в палатах своих, и образ жизни своей от него приемлют и его в пример себе поставляют. Посему всем христианам, а наипаче – на высоком свещиице поставленным, надлежит помнить сие слово Христово: тако да просветится свет ваш пред человеки (и пр. Мф. 5:16). 3) Царский престол множество окружает льстецов и ласкателей, из которых одни домогаются в милость царскую вкрасться, другие исполнить злобу свою на своих соперников и пр... Посему благочестивая корона долженствует не скоро таковым верить, но испытывать, а клеветников изгонять, по примеру св. Давида (Пс. 100:5). 4) Царскую корону украшают премудрость, правда и милость. Правда требует, чтобы всем воздавать должная: добрым и верноподданным за верность их – награду, злым и неисправным – наказание, да и прочие страх имут. Милость хощет объятиями своими всех согревать; но поелику многие оказываются недостойными милости, премудрость растворяет ее правдою... Тако поступает с нами Царь Царей... Гордым противится, а смиренным дает благодать. 5) Царю благоверному долг надлежит защищать и распространять Церковь святую, по пророчеству: и будут царие кормители твои (Ис. 49:23). 6) поелику не человеческою, но Божиею мудростию управляется царство, и не человеческою, но Божиею всемогущею силою защищается и сохраняется: то царь благочестивый молится Царю небесному, да сам Он наставит и умудрит его управлять царством. 7) Царь великое бремя трудов несет, и много скуки, печали и изнеможения терпит: посему благоверное сердце царское утешает себя и ободряет надеждою будущаго в вечном животе воздаяния... Праведен бо Господь: всем воздаст по делам их.

Вопр. Какие истины выясняет св. Тихон в след. статье Сокровища духовнаго, от мира собираемаго: Царь входящий во град или дом?

Отв. Бывает, что когда царь во град или дом какой хощет прийти, слуги и посланники его говорят прочим людям во граде или доме живущим: отверзите врата! Царь идет! И так входит царь во град или дом и приемлется с честию от граждан или домашних. Так Христос Господь, Царь небесный, пришедши на землю и соделавши спасение вечное посреде земли, послал во все грады и во все страны всея земли святых Своих учеников и апостолов возвестить пришествие Свое и спасительный Свой к нам вход (Мк. 16:15). Сии посланники Божии и верные рабы Христовы, исшедше, проповедаху всюду, Господу поспешствующу и слово утвержающу последствующими знаменьми (ст. 20). Они во всяком граде и стране говорили: отверзите врата, и внидет к вам Царь небесный, Царь ваш, но вами незнаемый. Он хощет в вас царствовать... И так во грады и страны языческия вошел Царь славы с Своею благодатию и спасением вечным. Не приняли Его, яко истиннаго Царя, иудеи, к которым и послан был, – по писанному: во своя прииде, и Свои Его не прияша. Посему и отнялось от них царствие Божие. Язычники же, не знавшие Его и не ожидавшие Его, с радостию и верою отворили Ему грады свои, и приняли Его и поклонились Ему. И посему царствие Божие обратилось к ним. Ибо где Христос Господь и Царь славы: там и царствие Божие. Богу благодарение, что и в нашу страну, и в наше отечество русское и в наши грады, и первее в Киев, и из него на север, – Царь славы и мира, Иисус Христос вошел и с ним – царствие Божие! Будем же дорожить этим царствием и житием в душах наших и – во всей Православной Церкви нашей Царя небеснаго, Господа Иисуса Христа со Отцем и Св. Его Духом! Будем всеусердно и действенно стараться, чтобы это царствие и сопребывание продлилось в нас во вся дни – до скончания века, как обещал Христос Господь!

Вопр. Как святой Тихон учит о Церкви?

Отв. Церковь здесь разумеется не храм Божий, говорит он (ст. 2, гл. 1, част. 7), как вообще простые люди называют, хотя и храм Божий может назваться Церковию; потому что в нем собираются верные на общую молитву, славословие Божие, благодарение, слышание Божия слова, приобщение Таин Христовых и пр. Но разумеется Церковь яко собрание верных, по всему миру живущих, в Бога и Христа – Сына Божия право и истинно верующих, проповедию слова Божия просвещаемых, и Тайны Святыя право содержащих. Вот что именуется Церковию!

Вопр. Какое слово – Церковь?

Отв. Греческое – знаменует: созвание; потому что верные, в Церкви находящиеся, вызваны и приведены от области сатанины в царство Христово, из тьмы – в чудный Его свет, как учит Апостол: вы род избран, царское священие и пр... (1Пет. 2:9).

Вопр. Какие наименования имеет Церковь?

Отв. Церкви святой святое Божие слово различные приписует наименования. 1) Называется духовным Христовым телом; а сыны ея суть духовные члены, преблагословенную Главу Христа имеющие и  признающие, и верою и любовию с оною Главою соединенные. Яко во едином телеси естественном мнози уды имамы, говорит св. ап. Павел (Рим. 12:4, 5): такожде едино тело есмы о Христе... (См. 1Кор. 10:17; Εф. 1:22; Кол. 1:18). 2) Называется Церковь Дом Божий, потому что в ней, как в дому Своем, кровию Христовою освященном, благоволит Бое милостивно обитать и сохранять его. Да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива (1Тим. 3:13; Евр. 3:6). 3) Нарицается невеста Христова: обручих вас (верных) Единому Мужу деву чисту представити Христу (2Кор. 11:2; Ис. 62:5; Апок. 19:7). Обручители ея суть пророки и апостолы... Св. Златоустый на сие так говорит: «сего образ было дело, бывшее при Аврааме. Ибо он послал раба вернаго обручити отроковицу языческую. И зде посла Бог рабы своя, обручити Сыну своему Церковь, и Пророки, свыше вещающие сие: слыши дщи и виждь... и возжелает Царь доброты твоея (Пс. 44:11)». 4) Называется Церковь матерь верных (Ис. 54:1). Она чад своих рождает, не от семени истленна, но неистленна, словом живаго Бога и пребывающа во веки (1Пет. 1:23). Воспитывает и возращает их пищею слова Божия и св. Таин. 5) Нарицается Церковь двор овчий (Ин. 10:1). В сем святом дворе верные, яко овцы кроткия, незлобивыя, мирныя, любовны, простосердечны, водворяются и пасутся от Господа, Пастыря своего, душу Свою за них положившаго. 6) Называется Церковь виноград: виноград из Египта принесл еси (Пс. 79:9; Иер. 2:21; Мф. 20:9–18). Лоза в винограде сем есть Христос Сын Божий; делатель есть Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа (Ин. 15:1). Истинной сей лозе прицепившееся рождие суть верные Его, которые, верою и любовию соединяясь с оною Лозою, соком благодати ея оживляются, напаяются и плод приносят. 7) Именуется Церковь гора Господня, Сион святый и верный, в котором Христос, Сын Давидов по плоти, со Отцем и Свят. Духом жилище Свое имеет. О сей горе Господней вещает Пророк: и будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор... и пойдут к ней вси язы́цы и рекут: приидите взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля (Ис. 2:2, 3; Пс. 14:1). 8) Церковь уподобляется кораблю. Ты, л. б. ежедневно провозглашаешь себя сыном Церкви, читая из Символа веры: верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Общия понятия о Церкви я поясню тебе размышлением свят. Тихона о корабле. «Видим в мире, говорит Задонский подвижник, корабли, ради различных нужд устроенные и по морям плавающие. Что корабль – на море, то Церковь Святая – в мире. Кораблем управляет кормчий; Церковь Святую управляет кормчий Иисус Христос, Господь наш. Корабль, доколе в море плавает, буре и непогоде всякой и ветрам подлежит, и колеблется: Церковь Святая, пока в мире имеется, всякой буре – бед, напастей и искушений подлежит и соблазнами мира, яко волнами, колеблется. Но сказано о ней: врата адова не одолеют ей, – сказано от самого кормчия Иисуса Христа. Корабль, плавая в море, к месту своему и назначению стремится; Церковь Святая, плавая на море мира сего, стремится к тихому вечнаго живота пристанищу: тамо ей покой будет. Церковь Святую изрядно прообразовал ковчег Ноев. В ковчеге Ноевом собраны были различные звери, скоты и птицы: так в Церковь Святую различные народы, яко дивие звери, собрались. И сеиноплеменницы, и Тир, и людие Ефиопстии, сии быша тамо (Есал. 86:4). Чудно, что в ковчеге Ноевом лютые звери были кротки и согласны: Божиим то повелением было. Тако вшедшие в Церковь Святую прежние свои нравы отлагают и становятся кротки, мирны, целомудренны, приемля пресвятый нрав Христов. Л. б.! Осмотримся, находимся ли мы внутрь Церкви? Церковь – Свята; надобно быть и сынам ея святыми. Что пользы – числиться в Церкви, но пред очами Божиими быть, аки извергу, вне Церкви? Страшись и спасайся от сего!

Вопр. Что внушают нам сии имена, принадлежащие одной Св. Православной Церкви?

Отв. Сии имена, воистину великие и преславные, Церкви Святой от Духа Святого приписанные, служат, говорит св. Тихон, к утешению и наставлению нашему. К утешению; ибо, если так высоко Церковь превознесена от Бога, то и ты, как истинный ея сын, той же чести и славы приобщаешься, и от размышления о сем может в сердце твоем такая последовать радость, что никакая скорбь, и печаль, и беда, в мире сем случающаяся, истинно опечалить тебя не может, и ты, посреди самых свирепых волн искушения, будешь дерзать, с Апостолом взывая: кто ны разлучит от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем (Рим. 8:35)? К наставлению; – ибо, ежели Церковь есть тело Христово духовное, и ты хочешь быть членом благословенного сего Тела: то рассуди сам: как свято и чисто жить тебе надлежит! Какую любовь как к Святейшей Главе Тела, так и к святым Ея членам, т. е. истинным христианам, иметь должно! Какой тесный и чистый союз с Пресвятою и Пречистою Главою и членами Ея быть должен! В сие святое общение ничто не входит скверное и нечистое. Кое бо причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тьме (2Кор. 6:14)? Примечай сие, христианине, когда хочешь быть членом св. Церкви Христовой. Свят Господь, Глава Церкви; свято и тело Его, Церковь. Очистим себе и мы от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии (2Кор. 7:1), – дабы не быть нам изверженным от святого сего общества.

Вопр. Какое нравоучение св. Тихон выводит из названия Церкви домом Божиим?

Отв. Ежели Церковь есть дом Божий, жилище и град небеснаго Царя, и ты хощешь быть гражданином и жителем сего преславнаго града: то с какою любовию и усердием должно тебе повиноваться закону небеснаго Царя, слушать Его и служить Ему, чтобы не лишиться гражданства и общения святых и благословенных граждан, живущих в преславном граде том?.. Сам разсуди, кто царю своему не работает? Кто закона его не хранит, и без наказания остается? Кто и Христов раб может быть, когда Христу Царю не работает верою и правдою, и противится оному Духа Святаго повелению: работайте Господеви со страхом (Пс. 2:11).

Вопр. Чему поучают нас названия Церкви: невеста Христова, мать верных, двор овчий, виноград Божий?

Отв. Ежели Церковь есть невеста Христова, и ты в сем духовном и таинственном бракосочетании находишься: то какую верность, чистоту и любовь хранить должен ты к бессмертному и небесному Жениху – Христу Сыну Божию? Как – блюстися от похоти плотской, похоти очес и гордости житейской, яко любодейцы Вавилонской? Ежели Церковь есть мать верных и – твоя: как надлежит тебе Ее любить, почитать, слушать, яко родившую тебя водою и Духом, и повиноваться спасительным Ея наставлениям? Ежели Церковь есть двор овчий, и ты – в числе овец, в сем дворе находящихся: помышляй, как должно тебе слушать гласа Христа, Иже есть Пастырь добрый, и есть Пастырь Своим овцам, как Сам глаголет: овцы Моя гласа Моего слушают (Ин. 10:11 и др.)? Как, говорю, должно повиноваться сему Пастырю доброму, когда не хощешь от стада Его благословенного заблудить и быть снедию волка пагубного – диавола, который, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити? Ежели Церковь есть виноград Божий, и ты – в нем находишься: то как крепко тебе должно держаться верою и любовию истинной лозы – Христа, и плод творить угодный Делателю Богу, чтобы, как розге непотребной, не творящей плода добра, не извергнуться вон, и, яко иссохшей, не предаться на сожжение вечного огня, по слову Христову: аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и, изсышет, и собирают ю, и, во огнь влагают, и, сгарает (Ин. 15:6), – и Предтечи Его Святого: всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо (Мф. 3:10)?

Вопр. Какое нравоучение выводит св. Тихон из наименований св. Православной Церкви: гора Господня, корабль?

Отв. Ежели Церковь Христова есть гора Господня, и ты в сей горе водворяешься; то тебе должно всемерно удаляться от скверных мира сего болот и удолий, в которых всякая нечистота и смрад находится, и возвышаться духом к небесной горе, в которой – блаженных духов жилище, покой и торжество, и о которой говорится (Евр. 12:22, 23). Наконец, когда Церковь Христова есть корабль, спасающий нас от гнева Божия и страшнаго потопа адскаго, и ты в сем корабле находишься: берегись прогневлять Кормчия – Христа, дабы из сего спасительнаго корабля не выпасть и в вечном гнева Божия и суда потопе не погибнуть. Ибо все в сем едином ковчеге спасаются, – все, которые спаслись и спасаются...

Видишь ли, возлюбленный брате, что есть Церковь Христова, и коль велие Ея великолепие, и коль блаженны – те, кои суть истинными Ея сынами? Знай, в дополнение к сему, что сии наименования принадлежат собственно – только св. Православно – Кафолической Церкви, которая едина есть истинная Церковь Божия, что сих названий нельзя усвоить ни латинству католическому, ни лютеранству, ни расколу, – ни какой другой еретической и раскольнической общине.

Вопр. Вижу, со благоговением вижу, и благодарю Триипостасного Бога моего за то, что я – сын св. Православной Церкви, а не какой-либо неправой общины лже-Христианской. Но кто есть истинный сей св. Церкви сын?

Отв. Тот, который право и сердечно в Бога и Христа Сына Божия верует, банею св. Крещения омовен и Веры своей и нового духовного рождения плоды показует, благочестно о Христе Иисусе живет, истинный страх Божий имеет, против всякого греха подвизаться и добрые дела творить тщится. А христиане, бесстрашно живущие, покаяния и плодов его не творящие, к Церкви святой не принадлежат, хотя и крещены во имя Пресвятыя Троицы; поелику истинной веры не имеют, а без веры быть членом св. Церкви невозможно. Кто же из таковых чистосердечно обратится и плоды покаяния сотворит; тот паки в Церковное общение приемлется милосердием Божиим и становится истинным сыном святыя Церкви.

Вопр. Какие свойства Святыя Православныя Церкви?

Отв. Вечность. Церковь Святая, как была и есть, так и до скончания века будет, по обещанию Господню: врата адова не одолеют Ей (Мф. 16:25). Се Аз с вами есмь до скончания века, глаголет Христос (гл. 28, 20). Единство. Св. Церковь есть едина. Ибо 1) един есть Бог – Отец, Сын, и Святой Дух, Которому св. Церковь верует, служит, поклоняется и почитает. 2) Едино основание Церкви Иисус Христос: основания бо инаго никтоже может положити, паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (1Кор. 3:11). Едино есть учение Божия слова, которым Она наставляется, просвещается, укрепляется и спасается. 4) Едина есть вера, которую Она имеет во единого Триипостасного Бога. 5) Едины Тайны святые, которыми спасается. 6) Едино есть духовное и таинственное тело, Которого глава – Христос. 7) Един Дух, Которым водится, оживотворяется и освящается. 8) Едина надежда воскресения мертвых и жизни будущего века. Сие все св. Апостол вкратце изложил так: едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего: един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех нас (Еф. 4:4, 5, 6). Ибо хотя и рассеяны верные и святые Божии по лицу всея земли, однако же едино благословенное общество составляют по изъясненным причинам.

Вопр. Почему святая Церковь называется воинствующею?

Отв. Церковь святая, которая на земли в мире сем находится, называется воинствующею потому, что с помощию Божиею подвизается против врагов своих: диавола, плоти, мира и греха. К ней глаголет Апостол святой, храбрый Христов воин: братия моя, возмогайте о Господе и в державе крепости Его; облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским: яко несть наша брань противу крови и плоти, но противу начал и против миродержителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют, и вся содеявше стати. Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира; над всеми же сими воспримите щит веры, и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий (гл. 6:10–17).

Вопр. Что разумеется под Церковию торжествующею?

Отв. Воинствующая Церковь, когда по трудах и подвигах упокоевается в небесном отечестве, и чает воскресения мертвых, и по нем· – совершеннейшего с теми же телами, с которыми здесь подвизались, воздаяния, – называется от св. Отец и учителей торжествующею, потому что над диаволом, смертию, и адом победоносно торжествует, и совокупно с ликом Ангельским поет и славословит Бога. Примечай, христианине, присовокупляет свят. Тихон. 1) Кто действительно состоит в воинствующей Церкви и подвизается против диавола и греха; тот, при скончании временнаго живота, преселяется в торжествующую Церковь, если до конца верен будет. Претерпевый до конца, той спасется (Мф. 24:13). Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота (Апок. 2:10). 2) По общем воскресении и окончании всемирнаго суда Христова, едина торжествующая будет Церковь, которая без конца будет видеть Бога лицем к лицу (1Кор. 13:12), и радоваться и веселиться, восклицать и в радости духа хвалить безконечную Его благость. 3) Мы, любезные христиане, мы потщимся быть истинными сынами Церкви святых воинствующей, подвизающейся, да и в торжествующую достигнем благодатию Христа Спаса нашего, Которому со Отцем и Св. Духом буди честь, и слава и благодарение во веки. Аминь. Помяни нас, Господи, во благоволение людей Твоих! Посети нас спасением Твоим, видети во благости избранныя Твоя, возвеселитися в веселии языка Твоего, хвалитися с достоянием Твоим (Пс. 105:4, 5. Кн. 7)!

Вопр. Как св. Тихон беседует о торжестве и славе вечной избранных Божиих?

Отв. И слышах, яко глас народа многа, и яко глас вод многих, и яко глас громов крепких, глаголющих: Аллилуия: яко воцарися Господь Вседержитель. Радуимся, и веселимся и дадим славу Ему: яко прииде брак Агнчий, и жена Его уготовала есть себе. И дано бысть ей облещися в виссон чист и светел: виссон бо оправдание Святых есть (Апок. 19:6–8). По окончании праведнаго суда Христова, говорит на сии слова св. Тихон, пойдут избраннии Божии с торжеством и восклицанием в живот вечный: внидут в радость Господа своего вернии раби (Мф. 25:21), восприимут наследие нетленно и нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесех их ради (1Пет. 1:4). Не взалчут ктому, ниже вжаждут, не имать же пасти на них солнце и всякий зной: яко Агнец, Иже посреде престола, упасет я, и наставит их на животныя источники вод (Апок. 7:16, 17). Вселятся во св. горнем Иерусалиме, имущем славу Божию (Апок. 21:11), где нощи не будет, яко Господь Бог просвещает я; и воцарятся во веки веков (Апок. 22:5). Радостию возрадуются о Господе, глаголя: да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения (Ис. 61:16)! Возрадуется и Господь о них: и будет, якоже радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе (Ис. 62:5). Будут видеть Бога Отца своего лицем к лицу (1Кор. 23:12). И узрят Его, яко же есть (1Ин. 3:2). Будет и Бог на них смотреть, яко отец чадолюбивый на возлюбленных сынов своих. Будут видеть Христа Сына Божия, искупившаго их кровию Своею; будут видеть в Божественной Его славе, Которому здесь смирением, любовию, терпением последовали; о чем и сам Он молился: Отче, их же дал еси Мне, хощу, да, идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси Мне (Ин. 17:24). Исполнятся всяких даров, утешения, радости и сладости Духа Святаго, яко живаго и животворящаго источника. Будут иметь любезную дружбу с св. Ангелами, и с ними купно во веки веков восхвалят Господа. Тогда будут славно и весело в радости духа торжествовать над смертию, адом и диаволом. Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа (1Кор. 15:15)? Будут петь пресладкую песнь: Аллилуия. Радуимся, и веселимся и дадим славу Богу. О, Боже Отче, Сыне Божий Единородный и Святый Душе, Триипостасный Боже, Творче, Спасителю и Промыслителю мой, немерцающий свете, неложная истина, любы вечная, благосте безконечная, непостижимое всемогущество, непостижимая мудросте, всегда сущая вечность, начало безначальное, сило вся действующая, животе всех живущих! Живи мя, просвети мя и вразуми мя, да зрю любовь и благость Твою, которую Ты явил роду человеческому (Част. 9).

Вопр. Какое священнодействие служит дверию во св. Церковь?

Отв. Крещение святое есть дверь, которою крестящиеся входят в Церковь Божию. А ключ к отверзению двери сей – какой? Вера во Христа Сына Божия есть как бы ключ, которым сия спасительная дверь отверзается. Ибо желающему креститься должно прежде веровать во Христа, яко Избавителя и Спаса миру, и иного посредствия к получению жизни вечной не знать, кроме Его (Ин. 14:6). И потом с сею верою креститься во имя Триипостасного Бога – Отца и Сына и Святого Духа, и вступить в матернее лоно св. Церкви.

Вопр. Что наипаче должно знать и помнить о св. крещении, которое есть дверь во св. Церковь и о вере, которая есть ключ от сея двери?

Отв. Святое крещение главным образом состоит: 1) в отрицании сатаны и всех дел его и ангел и проч. как в уставе о Крещении изображено: сие отрицание возрастные сами произносят, а вместо младенцев – восприемники их. Кто этот сатана? Кто его ангелы и какие его дела? Сатана есть дух лукавый, созданный от Бога добрым, но своею волею отступил от Создателя своего, и сделался злым и начальником всякия злобы и греха. Ангелы его суть также духи, созданные от Бога добрыми, и суть также духи злые и роду человеческому, как и начальник их, весьма враждебные (2Пет. 2:4; Иуд. ст. 6; Ин. 8:44). Дела его суть дела темные, грехи и беззакония. Он есть изобретатель и начальник того дерзновенного греха, в который прародителей наших, а с ними и нас – лукавством своим вринул, и от Бога отвел в свою темную область. Служит сатане тот, кто, волю его злую исполняя, творит грех (1Ин. 3:8). Сего всего, т. е. сатаны, злых его дел, злого и пагубного его служения – при крещении отрекаемся. Ибо все, которые вне Церкви, без веры истинной во Христа находятся, в царствии и области диавольской состоят, и служат и работают ему, как пленники.

Вопр. Как предизображено в Ветхом завете освобождение наше чрез крещение от власти диавола?

Отв. Как израильтяне чрез прешествие Чермного моря силою Божиею освободились от работы Фараоновой: так христиане, новый Израиль, верою и св. крещением избавляются от работы диавольской. 2) Во св. крещении, отрекшися сатаны и скверного его служения, обещаемся до смерти служить Христу Сыну Божию со Отцом и Св. Духом. И как воины мира, сего и прочие, в чины и ранги входящие, обещаются, и обещание свое присягою утверждают, что монарху и обществу имеют служить верою и правдою: так крестящиеся записываются в службу Христову и обещаются Ему со Отцом и Духом верно работать, повеления Его слушать и исполнять, повторяя сие обещание, равно как и отрицание, троекратно, и таким образом во св. крещении мы вступаем в завет с Богом.

Вопр. Что о вере надлежит помнить?

Отв. Вера есть ключ, как выше сказано, ко крещению. Что же есть вера? Если бы кто сказал, что истинная вера есть правое содержание и исповедание правых догматов, правду бы сказал. Но сие единое знание и исповедание не делает человека истинно – верным и истинным христианином... Истинная во Христа вера в сердце (а не в уме токмо), и есть плодовита, смиренна, терпелива, любительна, милосерда, человеколюбива, сострадательна, алчущая и жаждущая правды... от мирских похотей удаляется и единому Богу прилепляется, всегда к небесным и вечным – стремится, против всякого греха подвизается, и от Бога помощи непрестанно просит и ищет. Отсюда Апостолы к познанию плодов веры, т. е. добрых дел, везде в Посланиях своих поощряют верующих: подадите в вере вашей добродетель, в добродетели жеразум, в разуме же воздержание, в воздержании же терпение и проч. (2Пет. 1:5–7). И к подвигу противу греха возбуждают (1Пет. 5:8, 9).

Внешний состав св. Церкви слагается из пастырей и пасомых, или из клира и мирян. Значение и обязанности клира свят. Тихон излагает в десяти пунктах своей беседы с духовенством.

«Божиею милостию, смиренный Тихон, епископ Воронежский и Елецкийархимандритам, игуменам, иеромонахам, протоиереям, священникам и прочему Воронежской епархии духовенству, братии о Христе возлюбленной, о Господе Бозе радоватися.

1) Горе, по Христову словеси, человеку, имже соблазн приходит. Вы – поставлении на свещнице светильницы, на которых все взирают и пример приемлют! Вы свет миру! Вы соль земли! Как будете служить – священнодействовать утром, когда вчера ваши порученные видели вас нетрезвых, ссорящихся, безчинствующих? Чего для, пастырски советую, братски увещаваю: всячески берегитесь от невоздержности, да удобнее возможете избежать греха и не подать претыкания ближнему. 2) Не только слово скверное, но и гнилое, апостольски говорю, да не исходит из уст ваших. Всякое же слово праздное, неполезное, не к созиданию сказанное, есть слово гнилое, за которое надобно будет воздать ответ в день судный... 3) Имейте между собою мир и любовь – братолюбие... терпяще друг друга любовию, тщащеся блюсти единение духа в союзе мира... Аще же кто враждует и злобствует на ближняго, таковому не должно и к священнослужению приступать, понеже весьма согрешит. 4) К сим помните и то, что вас стражами Христос Господь поставил дома Своего, т. е. Церкви святыя. Должно убо вам, как верным слугам Христовым, дом Его святый стрещи делом, словом и помышлением. Делом – показывая пример честнаго и Христоподражательнаго жития людям, вам от Христа Спасителя нашего порученным, да тако – видяще добрая дела ваша прославят Отца небеснаго. Словом – стрещи подобает, наставляя и поучая к хранению закона Божия. Помышлением: всегда и думать о душевной словесных овец пользе. В 5-м пункте говорится о христианском веселии в праздничные дни, что уже приведено выше в настоящей книге. 6, 7, 8, и 9 пункты Тихонова наставления клиру содержат в себе пастырское напоминание, как приготовляться и приступать к священнослужению, помышляя, размышляя и разсуждая, как и с какими чувствованиями подобает совершать Божественную Литургию, которая образует всю тайну смотрения Спасителя нашего; о чтении св. Писания, а паче – Евангелия и Апостольских посланий. Ежели читаешь Евангелие, Христос Бог с тобою говорит. Когда читая молишься к Нему, το ты с Ним говоришь. Ежели вы Его оставите: что будет вам?.. Се рех вам! Бог между мною и вами есть посредственник. Наконец, в 10 пункте говорится о том, с каким разсуждением и опасением надлежит духовнику исповедовать кающагося. Св. Тихон заключает: сия вкратце написав вам, словом Апостольским заключаю: засвидетельствую пред Богом и Господем нашим Иисус Христом и, избранными Его Ангелами, да сия сохраните без лицемерия, ничесоже творя по уклонению (1Тим. 5:21). И паки: образ будите верным словом, житием, любовию, духом, верою и чистотою (1Тим. 4:12). Господь Бог да помилует вас, и оградит страхом Своим Божественным и вразумит сердце ваше творити волю Его святую и достойно звания жительствовати!

Молитеся и о моем недостоинстве, да милосердый Господь помилует мя, и наставит, како подобает мне в дому Божии жити, иже есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и причастие Св. Духа буди со всеми вами. Аминь».

Примеч. О пасомых или мирянах было прежде на своем месте.

Неотменно нужно, говорит святитель Тихон в письме 3 о вере (ч. 14), хотящему спастися – православие или правую Веру содержать. Но сие едино не довлеет ко спасению. Ибо и беси веруют и трепещут (Иак. 3:19). Веруют, что Бог един, что Христос в мир пришел, и имени Его святаго боятся. Сего ради Апостол требует, чтобы мы показали веру от дел (Иак. 3:18). Ибо как древо доброе – от плодов добрых, так истинная и сердечная вера от добрых дел познается. Многие называются христианами православными, т. е. право верующими, но делами иное показывают. На устах веру и православие показывают, но из дел язычниками или горшими являются. Бога исповедают ведети, а делами отмещутся Его (Тит. 1:16). Надобно убо с православием и живую веру иметь, которой неотменно последуют и сходныя дела... Сию веру тщись иметь, и спасешися. Спасайся.

Вопр. Что православному россиянину должно знать о начале и первоначальном состоянии Православной Российской Церкви?

Отв. Вот что у Святого Димитрия Ростовского в летописи его читаем о сем предмете.

1) Православный град Киев – святая колыбель Церкви Русской – в кое лето основася, во многих летописях Русских нет известия; но начало его возводят к началу Евангельской проповеди. Егда благодать Духа св. Апостолы прияв, разыдошася во всю землю – проповедать Евангелие всей твари: тогда изрядный наш российский заступник, св. апостол Андрей первозванный, по жребию разсевая благоплодное семя Евангелия в Европе, пустился в греческую землю к Скифам; достиг же Херсона и известясь, яко близ есть устья Днепра, поплыл вверх Днепра и, приближась к высоким горам (при коих ныне Киев), стал под ними, и возшед на сии горы, благословил их, и крест водрузил на месте, где впоследствии сооружена Церковь воздвижения Креста Господня (ныне от щедрот Елисаветы Петровны превысокой и изящной архитектуры – во имя св. апостола Андрея), и пророчески рек ученикам своим: на сих горах возсияет благодать Божия, и будет град велик, и воздвигнет в нем Господь Бог множество Церквей.

2) Лета от Р. X. 955, великая княгиня Киевская и всея России – Ольга, с великим имением пойде кораблями в Царьград, с русскими боляры и дворяны пред лице кесаря Греческаго, вдаде ему великие дары и прият св. крещение... Возвратившись, великая княгиня Ольга, первоначальная от св. крещения матерь Российская – Елена, в Киев, много Россов ко Христу обрати... и в Киеве первую от себя Церковь св. Николая на Оскольдовой могиле постави.

3) Сим благословением и молитвою патриарх Цареградский напутствовал Ольгу: благословенна еси в женах Российских! Блажити тя имут вси роди! 4) Когда великий князь Владимир, внук Ольги, самодержец всея России, прославился паче иных храбростию и величием... начаша к нему приходить послы от разных царств и княжений, всякий хваля свою веру – магометане, немцы, евреи, латины; но все они отосланы, только послы от греческих кесарей и патриархов место у него с верою и уставом своим имеша, говорит летописец.

Кирилл философ, яко премудр муж, беседовал много с Владимиром о вере Христианской, начав от создания мира. Последи же, предложив о втором пришествии Христове, вручил ему от кесарей греческих и патриарха изображение страшнаго суда Божия... Владимир, услышав изъяснение изображеннаго, вздохнул и рек: благословенны сии, иже станут одесную; горе же тем, иже будут ошуюю. Аще, царю, крестишися, ответствовал Кирилл, и злых дел престанеши, будеши одесную; аще же в поганстве жити будеши, ошуюю и твое место будет. «Разсужду, сказал Владимир, и искушу добре о всех верах», и отпустил философа с дарами и честию.

5) По отшествии св. Кирилла философа... Владимир предложил боярам своим слово о различных послах, веру свою хвалить к нему присланных, и о Кирилле, сказавшем ему от начала света до воплощения Господня, и о воскресении и о царствии небесном и о геенне. «Всегда всяк свое хвалит, а не хулит, ответствовали бояре. Ты же, великий княже, аще хощеши достоверно узнати, пошли во вся земная царства, да увидят посланные и уведают всякую веру, и како кто служит Богу». По сему совету, вскоре Владимир послал избранных мужей, которые, быв в разных странах, наконец пришли в Царьград, и возвестили греческим царям Василию и Константину – братиям вину пришествия своего; цари же возрадовавшись известили о сем патриарха цареградскаго Сергия... Во время Литургии послы Владимировы, узрев красоту славы Божия и услышав сладостныя пения, зело удивишася, не на земли, но на небеси мняху стояти: осени бо их в то время свет небесный...

6) По возвращении их в Киев, Владимир повелел им пред всеми болярами, и советниками и мудрыми – поведать, что видели и слышали о всех верах и службах. Посланники поведали, что ни одно служение и вера так не возлюбились, как – греческие. «Егда бо, так говорили, нас введоша в Церковь греческую, в коей Богу своему они молятся и чин службы Божия совершают, видехом тамо неизреченную красоту и благолепие в их церкви, и пения к слышанию зело сладостныя, идеже всех нас светел облак осени, и быхом во иступлении; мняшебося нам не на земли, но на небеси в то время стояти... Сего ради веруем, яко истинная их Вера есть, и истинный Бог с ними только живет». Тогда бояре приложили и сие: «аще бы Вера греческая не была правдива; то баба твоя Ольга не бы веровала; ибо жена бе зело мудра. Владимир, благодатию Духа Святаго озарен, от тьмы идолослужения, как от сна, воспрянув, Веру святую греческую внешними и внутренними очами, аки свещу на свещнице светящуюся, узрел, и познал, что воистинну она – праведна и истинна, и рек: «что сотворю? Пойду в землю Греческую, и возьму грады, и обрящу тамо учителей». И как умыслил он, так и сделал.

7) Собрав Владимир великую силу, пошел в Таврикию, – ныне называется Перекопом; взял Кафу (нынешний Севастополь), и потом главное всея Таврии место – Херсон (зде за два года пред сим заложен храм Господень, но Англо-Франко-Турецкая сила воспрепятствовала делу). Написал Греческим царям: «понеже ми вера ваша возлюбися паче всех прочих, пришлите убо епископа, да крестит мя, и сами прибудьте ко мне с сестрою своею, или пришлите ее мне – в жену; аз же возвращу вам всю Таврикию и Херсон». Устрашился было богов, потеряв зрение; но, по совету прибывшия царевны Анны, приняв святое крещение, прозрел телесными и духовными очами.

8) Итако, пишет св. Димитрий Ростовский в своей летописи, великий самодержец всероссийский Владимир Святославич, Православно-Христианскую Веру приняв, повел себя крестити в Херсоне, в лето от создания мира 6.496, а от рождества Христова – 988. Егда же начат креститися, преславное бысть чудо: ибо как только Владимир, вступил в святую купель, и архиепископ Херсонский возложил на него руку, да приимет Духа Святаго, абие от очию его слепота, аки чешуя, спаде, и прозре ясно и воззвал: «ныне познах истиннаго Бога». Тогда же крестишася при нем бояре и все воинство Росское... Поставил он в Херсоне церковь каменную во имя св. Василия, в память имени своего крещеннаго. По радостном сочетании с царевною Анною, приняв от патриарха Сергия благословение и митрополита Михаила, пустился обратно водою до устья Днепра; и привез с собою в Киев мощи св. священномученика Климента и иных много, также – иконы, сосуды и различныя утвари церковныя и протопопа херсонскаго Анастасия, и многих пресвитеров, диаконов, клириков, певцов, иноков и для сооружения святых Божиих церквей – художников.

9) Великий самодержец Владимир назначил день для крещения всему народу. В урочное время, мужеска и женска пола все собрались на реку Почайну; и сам Владимир со всем синклитом и освященным собором прибыл; – и людие идоша в реку, большаго возраста – глубже, меньшаго – мельче, одни – до выи, другие – до пояса; а священницы коемуждо имена дающе, и молитвы крещения читая, в воде погружаху и крещаху во имя Отца и Сына и Св. Духа. На сем месте при брезе Почайны устроена была церковь во имя Бориса и Глеба (ныне нет ея).

10) В то время Михаил митрополит крестил дванадесять синов Владимира на источнике, который доселе именуется крещатиком.

11) По св. крещении, Владимир вознес молитву ко Господу Богу сию: Господи Боже, сотворивый небо и землю! призри на новокрещенныя люди твоя Российския, и даждь им, Господи, истинно познати Тебя – Бога истиннаго, утверди их в Православной Вере, и мне помози. Аминь. И повелел кумиры и кумирницы разорять, сокрушать и до основания искоренять, а на их местах Божественныя церкви созидать... И послал Владимир по всем градам и селам во все свое Российское государство крестить весь народ Российский; на нехотящия же креститься, как на противныя Богу и себе, казнь установил... И вскоре с тремя, присланными от патриарха Сергия, епископами, самолично отправился из Киева в страны Суздальския, Ростовския, Новгородския для введения веры Христовой.

И так, от того времени все Российские народы святую Православную Веру от греков прияша, и крещением святым просветишася, и укрепившеся в христианстве, крепко и неподвижно пребывают, сказует летописец.

Вопр. Как христиане праздники свои должны праздновать?

Отв. Язычники, истинного Бога незнающие, празднуют суетным своим богам или бесам – в пьянствах, в нечистотах, похотях, козлогласованиях богомерзких и блуднических песнях, позорищах, конских ристаниях и в прочих бесчинных веселостях, как читаем в историях о них. Христианам должно осмотреться, не празднуют ли и они по подобию язычников Церковные торжества свои, – торжества, посвященные живому и страшному Богу, Который в те дни – преславныя соделал чудеса, и превеликия на род наш благодеяния излиял? Когда так празднуют, то без сомнения празднуют не живому Богу, но бесам, врагам Его, хотя имя истинного Бога нарицают; и так приносят жертву им, хотя того и не примечают... Коль беззаконное и страшное сие дело есть, самим им оставляю на рассуждение. Знатный был между языческими праздниками – праздник, посвященный идолу Бахусу, называемый Вакханалия, а по Российскому наречию может назваться – масляница. В неистовый сей праздник, всякое пиянство и всякая нечистота разливалась. Сему безумию и неистовству языческому последуя, премногие христиане, будучи по имени своему род избран, царское священие, язык свят, люди обновления (1Пет. 2:9), установили праздновать масляницу, в которую, как всем о том известно, всякое страстей и прихотей неистовство совершают. Неистовства сего не описую, вещает св. Тихон, но только воспоминаю христианам таковым, что они звание свое забыли, что они с идолопоклонниками бесу жертвуют души свои, которыя Христос Сын Божий не сребром или златом, но честною кровию искупил. От таковых празднований, яко мерзостей языческих, на коих бесовская воля совершается и имя Божие хулится, христианам должно удаляться, по увещанию Апостола (Рим. 13:12). А которые так празднуют, тем должно очувствоваться и покаяться, и отстать от них, да не с язычниками во огне вечном, вместо веселия и сладостей, вечно и бесполезно восплачутся... Удаляясь от языческого обычая, как же по-христиански и достойно звания своего праздновать праздники святые? 1) Собираться в церкви святые на общую молитву, славословие, хвалу Божию, слышание слова Божия, – и собираться в вечер, утро и полудне; т. е. на вечерню, утреню и литургию, и в домах – священного занятия не оставлять. 2) Поминать чудесныя и спасительныя дела Божия, в те дни милостиво во спасение наше совершенные; размышлять о них, и радостным духом Бога за них благодарить. Дела же сии изрядно описаны и изъяснены в церковных стихах и песнях, в те праздники поемых. 3) От сих праздников ум и сердце свое верою возводить к вечному празднику, в который избранные Божии, упокоившись от трудов и болезней, в сем мире подъятых, будут непрестанно праздновать и немолчно петь и хвалить благость Божию; и возводя ум, молиться человеколюбцу Богу, да и самих части избраных сподобит... 4) Хотя и всегда, но наипаче – в сии дни нищих в домы свои вводить, и питать и давать милостыню. Таковыми бо жертвами благоугождается Бог (Евр. 13:16). 5) О, коль светел и благоприятен праздник был бы, когда бы христиане, отложив всякую злобу и всякую лесть, и лицемерие, и зависть и все клеветы, и прочих прихотей убегая, посещали друг друга, и лобызая лобзанием святым, друг другу поведали Божия чудеса, хвалилися о имени Его святом, беседовали о вечной жизни и радости ея, и сим, как сладкою пищею, души свои питали... 6) Прекрасный праздник, какового христианское сердце всегда желает, есть – упраздниться от греха: сей праздник – не только в торжественные и светлые дни св. Церкви, но и всегда праздновать должны христиане. Ибо без сего никакой праздник христианский не может по-христиански совершиться.

Предложу тебе, благоговейный чтителю Святого Тихона, из творений его изъяснение некоторых песнопений Церковных.

I.

Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Чему учимся от святаго песнопевца? 1) Тому, что всякаго человека в мире сем житие есть путь; и всякий человек, доколе в мире сем живет, есть путник; на путь сей он вступает в рождении и оканчивает его в смерти. 2) Чрез путь здесь разумеются всякия начинания, намерения, слова, дела и труды. 3) Путь есть двоякий – путь правых и путь нечестивых. Как солнце чувственное создал Господь, дабы могли видеть и всяк дела свои исполнять при сиянии его: так светильник закона Своего подал тот же Создатель, дабы всяк, на него смотря, управлял по нему житие свое, т. е. свои мысли, слова, дела. Светильник ногама моимизакон Твой, и свет – стезям моим (Пс. 118:105). 4) Праведных путь, т. е. жизнь сообразную с законом, ведает Господь и похваляет, и к благополучному концу, вечному блаженству, ведет. Твердое основание Божие стоит, имущее печать сию: позна Господь сущия Своя (Тим. 2:19). Знает и нечестивых путь, но не похваляет его, яко Бог нехотяй беззакония. Посему путь их не погибнет, т. е. к вечной погпбели приведет их... Тогда они очувствуются и возопиют: убо заблудихом от пути истиннаго, и правды свет не облиста нам (и пр. Прем. Сол. 5:6).

II.

И ныне царие разумейте, накажитеся вси судящии земли. Работайте Господеви со страхом. Что здесь поет Давид? 1) В псалме сем, т. е. втором – содержится пророчество о Христе Сыне Божием, имевшем прийти в мир, воцариться над Церковию и над всем светом, и о сопротивлении Ему и о востании против Него иудеев, царей и всех языков, суетном и тщетном... Но жестоко противу рожна прати. Что Бог постановил и определил в святом совете Своем, то так совершается и самым делом. Воли бо Его кто противиться может? Господь разоряет советы языков... Совет же Господень во век пребывает (Пс. 52:10, 11). Посему Дух Святый чрез Давида увещавает: и ныне царие разумейте, – увещавает Дух Святый, дабы очувствовались, и осмотрелись и поняли, коль безумно противиться Тому, Котораго власти, манию и воле вся повинуются. 2) Бог, яко щедр и милостив, не хощет смерти грешника; посему и увещавает, дабы исправили себя, приняли бы спасение, которое им послал чрез единороднаго Сына Своего... И ныне царие разумейте. Ныне, пока не ушло время, пока время благодати.

Работайте Господеви со страхом и пр. Страх Господень есть начало премудрости. Разумейте силу пришествия Христова в мир. Он от Отца небеснаго послан в мир. Тогда, помышляя свое недостоинство и разсуждая Его величество, с радостию выю вашу под иго Его святое и благое подклоните. Работайте Господеви. Свергните с выи вашей тяжкое иго сатанинское, и возмите иго Христово на себя. Сие отеческое увещание касается не только всех людей, которые Христа Сына Божия, в мир пришедшаго, не приемлют, как-то: идолопоклонников, магометан, иудеев, но и именующихся христианами, которые, хотя приемлют Христа и Его учение, но делами своими отмещутся Его, мерзцы суще, и непокориви и на всякое дело благое неискусни (Тим. 1:16).

III.

Блажени вси надеющиися нань, заключил богодухновенную песнь свою Давид. Что здесь? 1) Блаженными пророк святый называет тех, которые сердечною верою приемлют Сына Божия за своего искупителя и Спасителя, и на Него всю свою полагают надежду... 2) Надежда неблагополучием и бедствием украшается. Тут явно, кто на кого надеется – на Христа ли Бога, или на иное что!.. Вера, надежда и терпение – неразлучны. Вера видит и признает Христа своим помощником и избавителем; надежда в Нем утверждается, и просит помощи и избавления от Него; терпение ожидает Его, хотя Он медлит. Потерпи Господа (Пс. 26:24. 3). Наибольшее и тяжчайшее искушение бывает надежде, когда мысли смущают и хотят вринуть в уныние и отчаяние, и слышится в сердце: несть спасения ему в Бозе его. Сие есть диавольское коварство... Тут-то наипаче должно терпеть, мужаться, крепиться и преодолевать кознь вражию надеждою... Надежда наша одесную Бога сидит. Да держимся ея, и не постыдимся во веки. Блажени оси надеющияся нань.

Буди здрав и спасайся о Христе! Тому благодарение и слава во веки! Аминь (Част. 1).

Вопр. Какие заповеди церковные?

Отв. Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной наиболее важных заповедей церковных указывает девять. Первая предписывает каждому молиться Богу с сокрушением и умилением сердца и исполнять уставы Церкви во все воскресные и праздничные дни, т. е. слушать утреню, литургию, вечерню и поучения... Вторая предписывает, чтобы христианин ежегодно соблюдал четыре определенные посты... Притом должно соблюдать пост в среды и пятки, и 14 сентября и 29 августа. Третия церковная заповедь предписывает, чтобы духовным оказываемо было должное уважение, как служителям Божиим и посредникам, ходатайствующим за нас пред Богом, особенно – тем, кои исповедают нас, как отцы духовные, и чтобы советовались с ними о спасении нашем... Четвертая, чтобы мы, четыре раза в год, исповедовали грехи свои пред священником, законно и православно рукоположенным; а те, кои преуспевают в благочестии и св. жизни, каждый месяц... Больные прежде всего должны стараться очистить исповедию свою совесть и приобщиться Св. тайнам. Пятая, чтобы неопытные в познании св. Писания и науках не читали книг, написанных еретиками, не слушали их богохульнаго учения и не имели бы обращения с ними. Шестая велит молиться всеблагому Богу о всяком звании людей... за государя, за весь синклит, и за все правительство, за воинство, особливо же – за тех, кои благодетельствуют св. церквам, и пекутся о распространении веры Кафолической Православной; за духовных, как-то: за святейшаго патриарха, (за св. Синод), за митрополита, за епархиальнаго епископа (1Тим. 2:1–3). Кроме сего молиться за усопших, которые скончались в вере Православной; и – за еретиков и раскольников, чтобы обратились к вере Православной прежде конца своей жизни. Седьмая предписывает посты и моления, назначаемыя особо митрополитом, или епископом в своей епархии, по какой-нибудь нужде, как – то: для отвращения праведнаго гнева Божия, угрожающаго народу, для избавления от язвы или голода, или бездождия и пр., непременно соблюдать в той епархии по примеру (Деян. 12:2). Осьмая внушает и предписывает неприкосновенность Церковных имуществ всякаго рода и для всех. Девятая запрещает совершать браки во дни неблагословенные для них; также присутствовать на непозволенных играх и зрелищах. Соблюдай сие всяк православный!

К сохранению целомудрия одно из важнейших и сильных препятствий есть суетное и прелестное украшение.

Вопр. Что говорит о сем св. Тихон?

Отв. Начало одежды есть грех (Быт. III, 7, 21). Грех открыл первым человекам наготу их и соделал срамоту и стыдение, потребовавшее прикрытия. Посему св. Андрей Критский вещает в вел. каноне так: «сшиваше кожаны ризы мне грех, обнаживый мя боготканныя одежды. Как же худо делают люди, которые ищут украшения в одеждах, и делают одежду не ради прикрытия наготы, но ради украшения и щегольства! Они поставляют себе в честь то, что показует безчестие; от того ищут похвалы, что обличает грех; тем гордятся, что должно смирять: одежда наша есть знамение законопреступления...

Большая суета и срам христианству – в том, что жены белилами, красками и мастьми лица намазуют. Ибо для чего оне сию безделицу делают? Причины иной отъискать невозможно, как только, чтобы людям показаться или, что хуже, в любовь войти... Не малая юным и неутвержденным сердцам брань от прелести сея належит. Но ежели любители украшения осмотрятся, вот что увидят. 1) Они выставляют на торг то, что не продаемо и что хранить должно, как зеницу ока. Ах, бедная та христианыня, которая лице свое разсвечает, но душу помрачает! Внешний вид свой украшает, но души своей благообразие теряет, и, как чудовище, душею пред Богом и ангелами является. 2) Суетным и прелестным украшением, кроме того, что целомудрие подкапывают и погубляют, – переправляют, или вернее, искажают Божие дело, – дело совершенное, и сим премудраго Создателя, каждому даровавшаго свой возраст, вид и доброту, унижают, подобно тому невежде-художнику, который прекрасно от живописца написанный образ переправил бы по-своему... Приличнее христианыням украшать себя, не внешним плетением власов, и обложением злата и лепотою одеяния риз, но потаенным сердца человеком, в неистлении кроткаго и молчаливаго человека (1Пет. 3:3)... 3) Худо делают, когда в прелестном украшении ходят на обеды, вечера; но, еще хуже того, что с теми же безделицами и в храмы святые дерзают входить, и себя входящим выставлять и выказывать... Храмы святые они обращают в позорища или в нечто безчестнее позорищ... «Что глаголеши, обличает их Златоустый? Приходя ли молиться Богу, облачаешися златом и плетеньми? Ликовать ли пришла ты? Браку ли приобщиться? На явление ли пришла ты? Тамо злато, тамо ризы, тамо плетение и пр. (Бесед. 8 на 1 к Тимоф.)».

Вопр. Как св. Тихон вразумляет любителей прелестного и суетного украшения?

Отв. 1) Тело, которое вскоре в прах и землю обратится, украшать, а о душе безсмертной нерадеть – великое есть безумие. Невозможно тому не нерадеть о душе, который тело свое на показание и тщеславие украшает... Едина добродетель есть украшение души. 2) Прелестно и суетно украшающим себя женам, следует дать праведному Судии ответ за соблазн. Горе человеку тому, им же соблазн приходит! Не малая брань юному сердцу от лица женскаго, кольми паче – от такого лица, которое на прельщение украшается. Ибо диаволу нет лучшаго и удобнейшаго орудия к прельщению юных сердец и уловлению в сеть нечистоты, как лице женское, а паче – искусно устроенное, и вонями и мастьми намазанное. Таковое лице есть сильная стрела, которою он уязвляет многих... Одного человека соблазнить страшно, потому что каждый человек искуплен кровию Христовою: кольми паче – многих. А сколько таковых, которыя притворною красотою прельщают и погубляют целомудрие!.. Да гремит убо выну во уши жен и мужей, любящих украшение на прельщение, – да гремит сие слово: горе, им же приходит соблазн (Чит. 3 гл. Исаии. Из кн. 5)!

Примеч. Целомудрие есть добродетель столь высокая, что во всю св. Четыредесятницу многократно в день испрашиваем ее у Бога молитвою св. Ефрема: дух целомудрия... даруй ми.


  ХЧ 

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ЦЕРКОВЬ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

2. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Исповедание веры святитель Тихон Задонский

3. Церковь Божия во Христе – Большой город протопресвитер Николай Николаевич Афанасьев

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Вениамин (Румовский-Краснопевков), архиепископ профессор Александр Павлович Лопухин

5. Первая глава книги пророка Иезекииля профессор Михаил Николаевич Скабалланович

6. О природе вещей епископ Исидор Севильский

7. Мои дневники. Выпуск 4 архимандрит Никон (Рождественский)

8. Проповеди и поучения святителя Тихона, патриарха московского и всея Руси, просветителя Северной Америки святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси

9. Отдел 7 (1). О богослужении православной церкви. Вечерня, утреня, Всенощное бдение протоиерей Григорий Дьяченко

10. Собрание слов. Том II – Отделение III. Слова на дни святых митрополит Сергий (Ляпидевский)

Комментарии для сайта Cackle