святитель Тихон Задонский (Соколов)

Крещение

А когда [Иисус Христос] пришел в возраст, и был тридцати лет, пришел на реку Иордан, к Иоанну Предтече… который тогда, выйдя из пустыни, крестил на реке той приходящих к нему людей. К нему и Сын Божий среди прочих пришел креститься. Иоанн Предтеча, узнав Духом Святым, что Он есть Тот Мессия, о Котором пророки предсказали, крестить Его отказывался, говоря: «Мне должно креститься от Тебя, а Ты ко мне идешь». Но Сын Божий сказал ему, чтобы не отказывался Его крестить. Послушав Сына Божия, как Господа раб, крестил Его, и голос с неба от Отца Небесного слышал, Сыну Божию говорящий: Ты Сын Мой Воз любленный; в Тебе Мое благоволение! – и Духа Святого, в виде голубя, на пресвятую Его голову сшедшего, видел (Лк. 3, 22). И Христос крестился, не от скверны греховной омываясь, – ибо Он Безгрешен – но нас от грехов очищая, и водное естество освятил пречистой Своей Плотью.

Крещение Христово празднуем 6 января.

* * *

Крещение – это Таинство, в котором через трехкратное погружение в воде невидимой благодатью Святого Духа измываются грехи крещаемого.

* * *

Бывает, что высокое лицо принимает низкого человека себе в сыновья, снимает с него рубища, омывает, облекает в одежду, чести своей подобающую, и так делает его сыном и наследником своим. Так и Бог, Небесный Царь, поступает с бедным и подлым человеком. Это совершается на святом Крещении. Не видит этого человек телесными очами, но это Таинство постигается верой. Тогда бедного человека Бог в высочайшую Свою милость принимает, не поминает его прежних грехов и беззаконий, оставляет ему всякое законопреступление. Праведный гнев, который на него, как на чадо гнева, имел, отлагает. Снимает с него смрадное греховное рубище, омывает чистою водою, одевает прекрасною порфирою оправдания Христова, делает его сыном Своим и наследником вечного Небесного Царствия. Крещеному иерей говорит из Божьего слова: омылся, освятился, оправдался именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1Кор. 6, 11)…

Если бы упомянутый подлый человек, от своего благодетеля почтенный, вдался в бесчестные дела, и так совлек бы с себя честь и приличное одеяние и оделся бы опять в подлое и срамное рубище, то это дело достойно было бы удивления, сожаления и смеха от всех людей. И действительно, это было бы немалым оскорблением почтившего его благодетеля! И иные люди сожалели бы, иные удивлялись бы, иные смеялись бы безумию этого глупого человека.

Такое приключается с христианином, который в такую высокую милость Божию принят и от Бога почтен во святом Крещении. Такому, говорю, христианину, который в беззаконные дела вдается, закон Божий бесстрашно нарушает, приличествует пословица: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи (2Петр. 2, 22). Снимаются с него прекрасные и священные одежды, в которые душа одета была. Лишается он высочайшей чести усыновления Божия и наследия вечного. Облекается в бесчестное и срамное греховное рубище и бывает подлейшим рабом. Бывает печаль и плач святым Ангелам и всем избранным Божиим жителям небесным, которые все прежде радовались его блаженству. Начинается смех, и насмешки, и радость злых духов, которые прежде ему завидовали. В такое бедное состояние впадает каждый христианин, после святого Крещения беззаконствующий! Опять в то же бедствие и страшнейшее состояние попадает таковая душа, в каком была перед Крещением, и даже горшее. О таких апостол написал: последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди (2Петр. 2, 20–21). Такой бедный человек, на свою беду, не видит как блаженства, которого лишается, так и бедствия, в которое попадает, потому что и то и другое не на теле, а внутри, в душе, имеется. Истинное как блаженство, так и бедствие христианское едино – то есть то, которое в душе находится. О, когда бы увидел человек, какого он блаженства после Крещения через грех лишается и в какое бедствие впадает, непрестанно и неутешно бы рыдал и плакал! Увидят это бедные грешники тогда, когда откроется слава сынов Божиих и явится безобразие их самих. Увидят, но к большему своему горю. Тогда они заплачут и зарыдают, но уже бесполезно.

Причиной такого бедственного состояния после Крещения бывает:

1. Немощь и растление, которое внутри, в сердце человеческом, кроется и с ним рождается.

2. Недоброе воспитание. Этого же причиной бывают родители, которые как о себе, так и о детях своих не заботятся, и так сами идут и их ведут в погибель.

3. Пастырское нерадение тех, которые не заботятся о врученном им стаде Христовом.

4. Соблазны недобрых родителей и прочих злых людей, смотря на которых юные соблазняются и развращаются.

5. Козни общего врага христиан – диавола, который ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Петр. 5, 8).

6. Небрежение и нерадение о себе самого человека, который слушая в храмах читаемое Божие Слово, небрежет и не радеет о том и идет, как слепой в яму, в вечную погибель.

А отсюда следует:

7. Как нужно юным детям доброе воспитание и наставление! Не по-французски, не по-немецки, не по-итальянски говорить, не танцевать, о чем нынешние люди более всего пекутся, но по христиански жить – вот чему законом Божиим обязываются христиане учить своих детей. Даже если никакого языка не будут знать дети, но будут по христиански жить – истинного блаженства не лишатся.

8. Как тщательно юным нужно беречься от соблазнов, которыми зло, в сердце их кроющееся, возбуждается!

9. Грешнику, совратившемуся после Крещения с пути истинного, одна остается надежда – истинное покаяние. Для этого обратись, грешная душа, к Небесному Отцу, как блудный сын сделал, и пади перед милосердными Его очами, и с сокрушением и стенанием сердечным воззови к Нему: Отче! я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих (Лк. 15, 18–19). И без сомнения веруй, что Он примет тебя, и в лучшую одежду облечет тебя, и так и о тебе радость будет перед Ангелами Божиими.

* * *

Христиане, войдя в баню святого Крещения, омываются от скверн греховных, очищаются и освящаются, и одеваются пресветлой и драгоценной одеждой правды Христовой, как порфирой царской, и делаются сынами Небесного Царя и наследниками Небесного Царствия, и выходят оттуда чистыми, святыми, праведными, как говорит им утешительно апостол: омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1Кор. 6, 11). Поэтому святое Крещение называется апостолом банею возрождения (Тит. 3, 5). Потому что в святом Крещении вновь рождаемся, и, погибшие, спасаемся и обновляемся, и очищаемся, и омываемся, и делаемся новой тварью во Христе (2Кор. 5, 17).

* * *

Девы обручаются мужам в невесты. Так христианские души верою при Крещении обручаются Небесному Жениху – Христу, как девы чистые в невесту, как говорит апостол христианам: Я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы пред ставить Христу чистою девою (2Кор. 11, 2). Тайна это велика. Велико и умом непостижимо это таинство, и честь, и слава, и достоинство такое, больше которого и быть не может, ибо душа человеческая обручается в невесту Небесному Царю и прекраснейшему из сынов человеческих, Сыну Божию (Пс. 44, 3). Кто такое человеколюбие Божие может уразуметь и исследовать? Кто и благородие, честь, славу и достоинство души христианской, Небесному Жениху обручившейся, изречь может? Внимай этому, душа моя. Вспомни, христианин, что и твоя душа преславному этому Жениху обручена в невесту.

* * *

Святое Крещение – это как дверь, через которую крестящиеся входят в Церковь Божию. Вера во Христа, Сына Божьего, – это как ключ, которым открывается эта спасительная дверь. Желающему креститься должно прежде веровать во Христа, как единого Избавителя и Спасителя мира и кроме Него иного средства к получению вечной жизни не знать. Ибо никто не приходит к Отцу, как толь ко через Него (Ин. 14, 6), – и так с этой верой креститься во имя Триипостасного Бога – Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19). Так евнух, упоминаемый в Деяниях апостольских, сперва исповедует веру во Христа, Сына Божия: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий, – и потом крестится (Деян. 8, 37–38). И Христос говорит: кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк. 16, 16).

* * *

В святом Крещении мы сподобляемся тех благ, которые Христос страданием и смертью Своей заслужил.

1. Получаем отпущение всех грехов, какие бы крестящийся ни имел. Об этом Бог через пророка милостиво обещал: окроплю вас водою чистой, и очиститесь от всех нечистот ваших (Иез. 36, 25). Поэтому и святой апостол Петр говорит: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов (Деян. 2, 38). И святой апостол Павел говорит: омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1Кор. 6, 11).

2. Освобождаемся от смерти и диавольской власти и приходим в царство Христа Сына Божия. Становимся овцами святого стада Его и членами святой Церкви, а следовательно и Его, как Главы святой Церкви, так что называем Его нашим Царем и Господом.

3. Делаемся наследниками вечной жизни и блаженства, по неложному обещанию Его: кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк. 16, 16). Поэтому апостол о Крещении говорит: спас нас по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни (Тит. 3, 5–7).

Скажут: «Если в Крещении получаем оставление грехов, это известно о взрослых крещаемых, а в младенцах-то какие грехи?» Отвечает на это пророк Божий: я в беззаконии зачат, и во грехах родила меня мать моя (Пс. 50, 7). Видишь: как он, так и мы в грехах зачинаемся и рождаемся.

Поэтому и младенцы требуют омовения от скверн греховных, чтобы, очистившись, войти в жизнь вечную.

* * *

Святым Крещением рождается вновь, или возрождается человек не по естеству, (ибо по естеству тот же человек, то же тело, душа, чувства, дыхание и прочие естественные силы и действия), а по внутреннему обновлению и просвещению сердца, мысли, разума, воли, желания. Поэтому святое Крещение называется банею возрождения (Тит. 3, 5), а крестившийся новой тварью: кто во Христе, новая тварь (2Кор. 5, 17). И человек, принявший веру христианскую и Крещение, имеет двоякое рождение: первое – плотское, при котором зачинается в беззакониях и рождается в грехах, и по такому рождению всякий человек рожден чадом гнева (Еф. 2, 3). Это рождение происходит от ветхого Адама, и потому отцы наши и мы называемся – сыны Адамовы. Второе рождение – это Крещение, которое бывает водой и Духом, и есть духовное, святое, благословенное, блаженное и происходит от Христа. И как ветхий Адам есть отец наш по плоти, так Христос есть Отец наш по духовному рождению, и Отец вечный, Отец будущего века (Ис. 9, 6).

* * *

Взрослым до Крещения нужно наставление из Слова Божьего, ибо от слушания Слова Божьего зачинается вера, по сказанному: вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10, 17). И святой апостол Петр говорит к верным: возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек (1Петр. 1, 23). Поэтому взрослым необходимо наставление до Крещения, а младенцам крещеным – как только начнут в возраст приходить и учение понимать.

* * *

Как в плотском рождении духовно мертвыми рождаемся все, ибо в беззакониях зачинаемся и во грехах рождаемся (см.: Пс. 50, 7), так в духовном рождении, или Крещении, которое бывает водою и Духом, из мертвых духовно восстаем. Крещением сообразуемся смерти и воскресению Христову. Ибо как Христос умер за грехи наши и восстал плотью, так и мы в Крещении умираем греху, которым духовно умерщвлены были, и восстаем духовно, и начинаем жить для Бога.

* * *

Крещение наше есть духовное наше восстание и воскресение. Крещение наше умертвило нас греху и оживило для Бога, и так обновило, возродило и но вою тварью нас сделало, по учению апостола: кто во Христе, тот новая тварь (2Кор. 5, 17). Поэтому Крещение святое апостол называет банею возрождения: спас нас Бог банею воз рождения (Тит. 3, 5). Называется баней, ибо этой спасительной баней омывается человек крещаемый от скверн греховных; возрождения – ибо вновь начинает жить умерщвленный грехом; оживляется благодатью Святого Духа и, греху умирая, начинает жить для Богу.

Посему Крещение святое есть новое, духовное, святое, второе рождение, или возрождение, ибо в нем вновь рождаемся, духовно рождаемся, обновляемся обновлением Духа Святого (Тит. 3, 5); второй раз рождаемся или перерождаемся к новому, лучшему, благочестивому, святому и небесному житию. Поэтому при Крещении отрицаемся сатаны и всех дел его злых, и обещаемся служить Богу.

* * *

Христианин в святом Крещении верой во Христа оправдался и чистым перед Богом учинился так, как будто он никакого греха не сотворил. Потому служитель Божий этой спасительной Божией благодатью приветствует крестившегося: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего». То же и апостол Христов говорит христианам: но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1Кор. 6, 11).

Дивная, любезный христианин, и умом нашим непостижимая перемена, блаженная и всерадостная для нас, грешных! Из мерзкого грешника – праведным, и из нечистого – святым, и из сына погибели – наследником Царствия делается человек!

* * *

Кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк. 16, 16).

Слово это сказал Спаситель наш Господь для укрепления и утешения нашего: Кто будет веровать и креститься, спасен будет. Что может быть утешительнее верной и крещеной душе, чем эти слова, которые обещают ей вечное спасение?

Возлюбленные христиане! Богу слава, и мы веруем в Евангелие и святым Крещением просвещены. Но посмотрим на силу святого Крещения и увидим, какими мы были до Крещения и какими стали после Крещения, и от этого живое утешение получим.

Через святое Крещение мы избавились от всех бедствий, и все истинное блаженство получили благодатью Божией.

До Крещения мы были удалены от Бога, но через Крещение приблизились к Богу.

До Крещения мы были врагами Божиими, но Крещением примирились с Богом, и Бог с нами примирился.

До Крещения мы были чадами гнева Божьего, но после Крещения сосудами милости Божией сделались.

До Крещения мы были чадами тьмы и чадами диавола, но, крестившись, стали чадами света и чадами Божьими.

До Крещения мы были оскверненными грехами, но Крещением омылись, освятились и оправдались.

До Крещения мы были погибшими, но, крестившись, стали спасенными.

До Крещения для нас были закрыты двери в вечную жизнь и Небесное Царствие, но Крещением отворились, и входят туда без запрета хранящие благодать святого Крещения.

Эти и прочие благодеяния Божии через святое Крещение получаем, получаем даром, без всяких наших заслуг, от одного человеколюбия Его. Ибо что погибший может заслужить? Слава благости Божией, слава человеколюбию Его, слава милосердию Его, Слава щедротам Его! Буди имя Господне благословенно отныне и до века. Всю эту высочайшую Божию милость заслужил нам Единородный Сын Божий Иисус Христос, Спаситель наш, заслужил драгоценной Кровью и смертью своей.

Возлюбленные христиане! Вспомним святое Крещение и осмотримся, достойно ли святого Крещения живем, чтобы это самое Крещение не было нам в большее осуждение в день Страшного суда Христова, где судится всякое законопреступное слово, дело и помышление.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle