Источник

Любовь к врагам

Мы и врагов наших любить должны, по заповеди Христовой: любите врагов ваших, делайте добро ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 44–45). Ибо и язычники, не знающие Истинного Бога и не верующие во Христа, любящих любят; но нелюбящих любить – это дело одних христиан.

Противно это, признаюсь я, естеству нашему растленному, но в том состоит слава христианская, чтобы естество побеждать, плоть духу покорять, зло добром побеждать (Рим. 12, 21). Это христианское благородство – над самим собой господствовать. Сыном Отца Небесного быть – какое может быть большее благородство? Но об этом ходатайствует любовь к врагам.

«Как, – скажет некто, – любить мне врага моего?» – И я говорю, что сие естеству нашему растленному противно, но новому человеку, во Христе возродившемуся, удобно. Ветхий человек не терпит этого, но новый, во Христа крестившийся и облекшийся (см.: Рим. 6, 3), с радостью это приемлет. Ибо заповедь Христова и пример Христов велит это. И Сам Христос врагов любил и молился за них: Отче, отпусти им (Лк. 23, 34).

Так и ты вражду и злобу в ближнем своем, как дело диавольское, не люби, но самого его люби, поскольку он есть Божие создание и раб Божий. Требует того от тебя повеление Христово: любите врагов ваших. Побуждает к тому высокое обещание: да будете, говорит, сынами Отца вашего Небесного. Устрашает прещение смерти: не любящий брата пребывает в смерти, – говорит святой Иоанн Богослов (1Ин. 3, 14). Ободряет высокое христианское благородство, которое от любви к врагам познается. Поощряет высочайшая эта добродетель, которой человек самого себя побеждает.

Итак, не человека гони, но злобу и вражду в человеке старайся истребить, как диавольское изобретение. А о человеке, как о ближнем твоем, как о брате твоем, как о мысленном члене единого тела, единой с тобою веры, единым Крещением просвещенном, единого Бога и Отца имеющем, сожалей и соболезнуй. Потому что он, когда на тебя враждует, более на себя враждует. Когда тебя обижает, более себя обижает. Когда тебя проклинает, сам Божией подпадает клятве. Когда тебя судит, сам Божию суду себя подвергает: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Когда тобой гнушается, сам перед Богом в омерзение приходит. Тебя временных благ лишает, а себя – вечных. У тебя временную отнимает честь, а у себя – вечную. Твое тело убивает, а свою – душу. Ибо тем прогневляет Бога, Который велел ближнего любить: возлюби ближнего твоего, как самого себя.

* * *

Трудное, признаюсь я, трудное дело – растленному нашему естеству любить врагов, но этого должность христианская требует...

Под врагами здесь понимаются люди, которые делают нам зло.

Причины, почему должно врагов любить:

1. Враг наш истинный один – дьявол, который и людей учит, чтобы нас гнали, и так по большей части он причина злострадания нашего, а не люди; он нас через людей гонит и мучает, и его надо ненавидеть, а людям соболезновать, что его слушают.

2. Враги гонят или поносят нас не без попущения Божия, они как бич, которым Бог наказывает нас, как показывает история о святом Давиде.

3. Враги гонящие, злословящие и поносящие более делают нам добра, чем зла; ибо хотя телу и причиняют страдание, но душе пользу приносят. Также они смиряют нас, гордость, и тщеславие, и самомнение наше низлагают, приводят нас в познание самих себя и немощи нашей.

4. Так грехи наши очищаются, когда с благодарением терпим гонение их (врагов).

5. Часто бывает, что сатана, сам собою будучи не в силах искусить человека, через людей покушается искушать и отвести от терпения и любви Христовой, как читаем в святых книгах, и это признак христианина подвизающегося и в благодати Божией находящегося.

6. Враги нас приводят к терпению – добродетели, которой без бед научиться невозможно, – и делают нас искусными в звании христианском: они скорбью нас искушают, а искушение, по апостолу, производит терпение (Иак. 1, 3).

7. Любовь к врагам дает дерзновение в молитве: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

8. Более спокойной совесть наша бывает, когда мы не только не мстим врагам, но и благодетельствуем им, ибо мстить есть зло, и закону Божию противно. Итак, когда мстим, тогда грешим и совесть нашу раздражаем, отчего бывает беспокойство в совести.

9. Как огонь огнем не гасится, так и гнев гневом не побеждается, но еще более разжигается; а кротостью часто и самые свирепые враги преклоняются, смягчаются и примиряются.

10. Христос Сын Божий, Избавитель, Спаситель наш, Который душу Свою за нас положил, хочет и велит любить врагов наших: Любите врагов ваших (Мф. 5, 44). А кто любит Христа, тот будет делать, что Любимый хочет.

11. Сам Он на Себе любовь к врагам показал, когда нас, врагов Своих, так возлюбил, что и душу Свою за нас положил.

12. Только христианской душе свойственно – злобу врагов благостыней побеждать. Если, – говорит Христос, – вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не так же ли поступают и язычники? (Мф. 5, 46–47).

13. Этой добродетелью Богу, Отцу Небесному, уподобляемся, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45), Который злость нашу благостью побеждает и терпит нас.

14. Обещание великое дано за любовь к врагам, быть сыном Божиим: да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 45). Если бы монарх земной обещал взять тебя себе в сыны, все бы ты исполнил с охотой, что бы он тебе ни повелел. Христос Сын Божий обещает тебя сыном Божиим сделать за любовь к врагам, как же тебе не любить их?

15. Высокая добродетель – любовь к врагам; ибо так человек самого себя побеждает, над самим собой торжествует. Так, духом смирения гордость попирается, благостыня и кротость злобу гонит; так дух злобы поднебесный со всем своим злобным полчищем посрамляется. Об этом радость бывает на небесах у Ангелов Божиих (Лк. 15, 10); на эту добродетель Христос Сын Божий благоприятно с небес взирает и на побеждающего прекрасный ниспосылает венец.

* * *

Скажут: «Как мне того любить, кто со мной враждует и зло мне причиняет?», – ему отвечаю:

1. Ненавидь вражду, а не человека; истребляй ненависть его, которая любовью и терпением истребляется.

2. Думай о нем не как о враге твоем, но помышляй, что он брат твой, создание Божие, человек, по образу Божию созданный, Кровью Сына Божия искупленный, к тому же блаженству вечному призванный; дьяволом подстрекаемый, а не сам по себе гонит тебя; и так на того врага вину возлагай.

3. Не рассуждай о том, что он тебе делает, но рассуждай, что тебе с ним должно делать, и что закон Христов велит, и как бы с ним помириться.

4. Молись Тому, Который велел любить врагов, чтобы дал тебе духа любви и кротости – злобу природную побеждать.

5. Вспоминай вышеприведенные причины, когда злоба подстрекает тебя к ненависти и мщению.

* * *

В битве этого мира люди побеждают тогда, когда противную сторону гонят. И наоборот, тогда побеждаются, когда противникам уступают. В битве христианской не так. Тогда христиане побеждают, когда врагам своим уступают; когда от людей терпят зло, но сами им зла не делают; когда люди их ругают и осмеивают, но сами не ругают, не осмеивают; когда люди их бьют, но сами их не бьют, и прочее. Ибо когда людям уступают, тогда диаволу не уступают. Это победа христианская, которая в терпении, а не в отмщении состоит. Большая язва диаволу и славнейшая победа христиан, когда они любят врагов своих, благословляют проклинающих их, благотворят ненавидящим их и молятся за обижающих их и гонящих их (см.: Мф. 5, 44). Преславная христианская победа – любовью и благостью побеждать злобу врагов своих! Этот пример нам Христос подал и показал, как нам врагов своих побеждать; Он за врагов Своих молился: Отче! прости им (Лк. 23, 34). Вот тебе, христианин, христианская победа – не мстить врагам, а молиться за врагов! Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 21).

* * *

Под врагами здесь подразумеваются те люди, которые нам словом или делом какие-либо причиняют обиды, которые проклинают нас, ненавидят нас, творят нам напасти и изгоняют нас. Этих нам Христос велит любить.

…Причины, которые побуждают нас к любви к врагам нашим:

1. Хотя бы мы и не знали другой какой причины, по которой любить нам врагов наших, однако одно то, что Христос повелевает нам любить их, побудить к тому должно нас, что и о всякой Его святой заповеди разуметь должно. Христос хочет и велит нам любить врагов наших. Христос – вечная Истина, волей Небесного Отца нам открывшаяся, Которого Небесный Отец повелевает нам слушать: его слушайте (Мф. 17, 5). Итак, что Христос, Сын Божий, повелевает, того воля Небесного Отца от нас хочет, вечная Божия правда требует, то нам полезно.

2. Если примем в рассуждение, что есть Христос, Который нам говорит: Любите врагов ваших (Мф. 5, 44), – то не только на это Его повеление, но и на саму смерть за имя Его всегда готовыми себя показать должны мы. Христианам должно знать, что Христос есть высочайшая Любовь к нам, какой больше быть может, Избавитель, Искупитель, Ходатай и Примиритель наш к Богу, вечная надежда и упование наше. Этот наш такой высокий Благодетель повелевает: любите врагов ваших.

Если бы ты попал в такое несчастье, что по законам и монаршему определению следовала тебе смертная казнь, и нашелся бы такой добрый человек, который бы тебя не только от той казни избавил своим ходатайством и тем, что претерпел за тебя различные бедствия, но и в высокую монаршую милость привел, ты бы все, что тебе ни повелено от него было по воле его без сомнения исполнял; разве бы только крайне неблагодарным захотел явиться такому великому благодетелю.

Но эта любовь, это благодеяние, хотя и велико, однако в сравнении с Христовой любовью, которую Он нам показал, – как ничто, ибо это временное, и смерти этой по естественному закону никому миновать невозможно. Ибо Христос не от временной, но от вечной смерти избавил нас: не тленным серебром или золотом, но драгоценною Своею Кровью искупил нас от той вечной горести (1Петр. 1, 18–19).

Христос умер за грехи наши (1Кор. 15, 3). И не только от того бедствия избавил, но тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чада ми Божиими (Ин. 1, 12), и наследие вечного царствия отворил.

Эта высочайшая Его к нам любовь требует от нас, чтобы не только друзей, но и врагов наших по заповеди Его любить старались, если хотим Ему благодарными быть. Открой Евангелие Его святое, и оно представит тебе эту Его любовь. Оно покажет тебе, что Он ради нас образ раба принял (Флп. 2, 7), обнищал (2Кор. 8, 9), не имел, где головы приклонить (Мф. 8, 20), трудился, из города в город, из села в село ходил, проповедуя Евангелие Царствия, плакал, болел, гонение, поношение, хулы, заушение, оплевание, посмеяние, терновый венец претерпел, страдал, умер и погребен был. Все это неповинно и ради одной к нам любви претерпел и так нас от смерти, ада и диавола искупил и Небесному Своему Отцу в милость привел.

Эта Его любовь может и должна умягчить и убедить сердце наше к любви к врагам нашим. Человека-благодетеля, ежели бы от временной смерти избавил нас, во всем бы слушали мы, если бы хотели ему благодарными быть. Не тем ли более достоин того Сын Божий, Который нас смертью Своею от вечной смерти искупил и к вечному блаженству дверь нам отворил?

Кто хочет любить Христа, Искупителя своего, тот слово Его соблюдать будет. Кто любит Меня, – говорит Он, – тот соблюдет слово Мое (Ин. 14, 23). Иначе никакой любви ко Христу не имеет, что бы ни делал и ни исповедовал о себе. Итак, если любви ко Христу не имеет тот, кто врагов своих не любит, что же сказать о тех, которые не любят никакого зла не делающих им? О, как далеко отстоят таковые от христианства и Христа!

1. Сам Он нас, врагов Своих, так возлюбил, что и умер за нас, чтобы так с Небесным Отцом нас примирить и в вечное блаженство привести. Посмотри в книгу святого Евангелия, и увидишь, что Христос за грешников и нечестивых умер. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. И еще: будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его (Рим. 5, 8, 10). Итак, и мы должны по примеру Его врагов наших любить, если хотим учениками Его, то есть христианами, быть. Ибо христианин не иное что есть, как ученик Христа.

2. Кто любит не только друзей, но и врагов, тем показывает, что он есть сын Божий по благодати. Ибо такой на себе изображает нрав Небесного Отца, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45), то есть всем благодетельствует по одной любви Своей, добрым и злым, хочет, чтобы все спаслись (1Тим. 2, 4), праведные и грешные. Сколь же великое дело есть быть сыном Божиим, слово изъяснить и ум человеческий понять того не может. Итак, если кто любит друзей и врагов, тот следует Богу нравом своим, как сын отцу своему; подражает Богу, как чадо возлюбленное (Еф. 5, 1).

3. Одной христианской души свойство – врагов любить. Ибо тех, кто их любит, любят грешники, мытари и язычники. Христиане же на высшую степень любви должны восходить, то есть не только любящих любить, но и ненавидящих; не только благотворящих благодарить, но и творящих зло; не только благословляющих, но и проклинающих благословлять; не только молиться за делающих добро, но и за творящих напасть и изгоняющих (см.: Мф. 5, 44).

Итак, если кто любит только любящих его, тот не христианское дело показывает, но делает то, что и для язычников, не знающих Христа, и для великих грешников одинаково, и в том от них не отличается. Ибо истинная христианская любовь не ищет своего, но любит всякого без своей пользы (1Кор. 13, 5). А кто любящего себя любит, тот равное воздает и добром за добро платит и любит себя более, нежели ближнего. Ибо любит его потому, что тот его любит, от него добро и пользу получает, и потому пользу и корысть свою любит более, нежели ближнего; иначе, если бы пользы и корысти от него не видел, не любил бы его, – как язычники и прочие грешники поступают. Поэтому Христос и говорит: если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного де лаете? Не так же ли поступают и язычники (Мф. 5, 46)?

Итак, христианская добродетель состоит не в том, чтобы только любящих любить, но всех без своей пользы. Не любить любящих себя есть грех такой, которым и язычники гнушаются. Ибо таковых любить и природный разум велит; и больший грех творит тот, который любящих не любит, нежели тот, который врагов не любит. Ибо такой и естественного лишился разума, и горший неверного, который, законом естественным наставляем, любящих себя любит: если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1Тим. 5, 8), – говорит апостол. О таком говорится: кто воздает за добро злом, от дома того не отойдет зло (Притч. 17, 13).

1. Высокая добродетель – любить врагов и добро творить ненавидящим. Ибо так человек самого себя побеждает, и эта победа – преславная и более славная, нежели города и государства побеждать. Так духом смирения дух гордости низлагается; так благость и кротость злобу гонит; так ветхий Адам новому уступает; так мир и миродержец попирается; так христианин подвигом добрым подвизается (2Тим. 4, 7). На этот подвиг Подвигоположник Иисус благоприятно с неба взирает и подвизающемуся неувядаемый венец готовит. Знатная победа – добром зло побеждать! Преславное торжество – над самим собой торжествовать! Благоприятное зрелище – ненавидящих любовью обнимать, делающим зло благотворить!

1. Как огонь огнем не гасится, так гнев гневом не побеждается, но еще больше разжигается. Отсюда восстают ссоры, брани, драки, кровопролития, убийства и прочее зло. А кротостью и любовью часто и самые свирепые враги преклоняются и примиряются. Известно из первой книги Царств, как гнал Саул кроткого Давида. Но когда Давид в пустыне взял копье от изголовья его, в то время как он спал, и не простер руки своей на него, – слушай, что пробудившийся Саул ему говорит, как признает свою вину перед ним: и сказал Саул: согрешил я, возвратись, сын мой Давид, ибо я больше не буду делать тебе зла; потому что душа моя была ныне дорога в глазах твоих; безумно поступал я и очень много согрешал (1Цар. 26, 21). Так любовь и кротость и лютых врагов в сокрушение приводит.

1. Любовь к врагам дает дерзновение в молитве. Ибо когда с любовью оставляем им обиды, без зазрения совести говорим Небесному Отцу: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, – чему, напротив, вражда препятствует.

2. Враги наши нас смиряют, гордость, тщеславие и самомнение наше низлагают, приводят нас в познание себя самих и немощи нашей, побуждают нас к молитве усердной и так, хотя не с этим добрым намерением гонят нас, душевными благами обогащают нас, если злобу их любовью побеждаем. Так гонимый врагами своими Давид и ими обижаемый к Богу, как олень, охотниками утружденный, с жаждой к источнику водному, с воздыханием и молитвою прибегал. Итак, любить их, а не гневаться на них должны мы за то, что они, хотя и не с добрым намерением, делают нам это добро. Так любящим Бога и, по заповеди Его, врагов своих, все со действует ко благу (Рим. 8, 28). Им и вражда, злоба, гонение врагов великую приносит пользу, хотя они сами не знают и не желают той пользы им.

3. Христос говорит: и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31). Никто не хочет быть ненавидимым врагами – и сам не должен их ненавидеть. Но даже хочет всякий, когда нужно и от врагов помощь получить. Например, попался бы кто или разбойникам в руки, или к самим врагам своим, или в воде погряз, в таком стеснении непременно и от врагов своих искал бы милости, – так бывает во время сражения воинского, когда один воин противной стороны, побежденный другим, у победителя милости и жизни просит. А когда сам от врагов своих в нужде милости желает, того и им желать и самым делом показывать, по закону естественному, сам должен. Так святой Давид Саула, врага своего, который искал души его, пощадил и не отнял жизни его; почему и Саул принужден был приписать похвалу Давиду и признать любовь его к себе: душа моя, – сказал, – была ныне дорога в глазах твоих, как выше сказано.

4. Наш истинный враг – это диавол, который как душе, так и телу нашему старается причинить злобу и погубить. Этот лукавый и враждебный дух и людей учит, чтобы нас гнали и озлобляли. И так по большей части он нашей обиды причина. Он нас через людей гонит и тем старается отвести от терпения и любви Божией, привести нас во вражду и ссору, о чем он, как дух злобы, радуется.

Итак, на него должны мы всю вражду нашу обратить, как истинного и всегдашнего врага, ему противиться твердой верой, воле его не допускать над нами совершаться, – что от терпения и кротости бывает, не от воздания зла за зло и досаждения за досаждение, но от любви за ненависть и благотворением за злодеяние. А людям, которые, будучи хитростью его прельщаемые, гонят, духом любви соболезновать, что его слушают, злой и пагубный совет его исполняют и злой его воли повинуются. Ибо от этого их озлобления познаем, что под темной его властью находятся, служат ему, как пленники. Всякий, ненавидящий брата своего (всякого человека), есть человекоубийца; и кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1Ин. 3, 15, 8), – говорит апостол Христов.

К тому же часто бывает, что враги наши жалеют и каются о том, что гнали и озлобляли нас.

Так вышеупомянутый Саул каялся и признавал грех свой, что гнал Давида: безумно поступал и очень много согрешил (1Цар. 26, 21). Ибо Бог, как Человеколюбец и Милосердный, Своею благодатью преклоняет и умягчает человеческие сердца, о чем свидетельствуют многие истории. Итак, должно жалеть о врагах, а не гневаться на них. Ибо более гонят себя, а не нас, более губят себя, нежели нас. Поскольку обижают наше тело и свою душу, которая намного выше и дороже тела. Ибо может человек ближнего своего обидеть без собственной своей душевной пагубы, как заповеди Божией нарушитель, и потому перед судом Божиим повинный.

1. Поощряют нас к тому примеры Божиих святых. А о том, как Христос, Сын Божий, во дни плоти Своей и сожития с людьми, врагов Своих любил, святое Евангелие свидетельствует. Сколько Его фарисеи хулили, гнали, но Он им усердно желал обращения и спасения. Горячие пролил слезы над враждебным Ему и нераскаянным Иерусалимом (см.: Лк. 19, 41), провидя его будущую погибель. Ибо плакать о погибели вражьей всякий признает известнейшим признаком любви к врагам, как и о погибели их радоваться есть доказательство ненависти. О распинателях Своих молился: От че! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34).

Святой Стефан первомученик, камнями побиваемый, за побивающих молился: преклонив ко лени, воскликнул громким голо сом: Господи! не вмени им греха сего (Деян. 7, 60). Святой Давид плакал и рыдал не только о сыне своем Авессаломе погибшем, который искал жизни отца своего (2Цар. 18, 33), но и о Сауле, враге своем, когда тот был убит (2Цар. 1, 11–12). Ибо плач по врагу погибшему показывает любовь плачущего к врагу. Ибо милосердны, сострадательны и любвеобильны Божии святые, как любящим Духом Божиим водимые и не о своей обиде, но о погибели гонителей своих рассуждают и болезнуют. То же делали и апостолы, которые, свидетельствуя о себе, и нам пример представляют: злословят нас, мы благословляем (1Кор. 4, 12), и так всю вселенную не оружием, но любовным терпением и Словом Божиим Христу покорили, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями (Мк. 16, 20).

То же показали мученики святые, которые злобу гонителей своих любовью побеждали и за мучителей своих молились и так многих с помощью Божией в веру привели.

* * *

1. Против заповеди этой Христовой [любить врагов] погрешают те, которые от врагов своих любовь отнимают; которые не благословляют, но проклинают проклинающих их; не добро, но зло делают ненавидящим их, молятся не за творящих им напасть, но против творящих: «Суди-де им Бог», и «Судит-де им (или ему) Бог», – а любят тех, от которых любовь к себе познают, в чем они от язычников, мытарей и грешников ничем не отличаются, как Христос учит, ибо и те любящих себя любят.

2. Этим показывают, что они не принадлежат к числу сынов Божиих, которые следуют Отцу своему Небесному, и, как Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45), объятием любви своей обнимать стараются не только друзей, но и врагов своих, и благотворить не только благотворящим, но и творящим зло.

3. Если от язычников, мытарей и грешников не отличаются те, которые только любящих их любят, в каком классе уже находятся те, которые любящих их не любят, которые проливают слезы неповинных, тогда как их отирать должны; делают зло никакого зла им не сделавшим, тогда как за них заступаться должны; обнажают вдов, сирот и прочих бедных, от которых никакой напасти не знают и которых, по причине бедности их, покрывать обязаны? Кажется, любой может из вышесказанного приметить, что они хуже самих язычников, которые этими бесчеловечными пороками гнушаются и законами своими казнят, и потому последнюю искру разума погасили, и зверский, а не человеческий нрав имеют, как бы они ни показывались перед людьми.

4. Те, которые благодетелям своим злодеянием за благодеяние воздают, и вместо благодарности, которую им должны воздавать, имя их ядовитым языком терзают и самих их попрать и погубить умышляют, кажется, хуже и самих неразумных скотов. Ибо скот знает господина своего питающего, служит ему и работает для него, пес ласкается перед тем, кто его кормит, охраняет и, когда надо, защищает его, сохраняет овечье стадо от находящих зверей; неблагодарные же этого долга не исполняют по отношению к своим благодетелям и поэтому в этом безумнее скотов. К этому числу относятся все те, кто не воздают должной чести монарху своему, заботящемуся о целости общества, в котором и они живут; те, кто злословят и поносят пастырей своих, заботящихся о стаде своем, в котором и они думают быть; те, кто имя учителей своих и наставников, от которых слово истины слышали, помрачают или иначе оскорбляют; сыновья, которые родителей своих не чтят, оставляют их, и, что еще хуже, ругают, обижают и бьют; и прочие, благодеяние получившие, но благодетелей ненавидящие и зло за благо воздающие. Все такие да внимают тому, что Соломон говорит: кто воздает за добро злом, от дома того не отойдет зло (Притч. 17, 13).

* * *

Спросят: «Как-де мне врагов любить?»

Ответ:

1. Знаю я, что любить врагов плоти нашей горестно; но того долг христианский от нас требует, чтобы мы делали не то, что сердце наше хочет, а что закон Божий повелевает. Ибо в этом подвиг христианский и состоит, чтобы мы против себя самих, то есть против страстей плоти нашей подвизались, распинали ее со страстями и похотями и покоряли духу (Гал. 5, 24–25). Итак, что? Плоти ли хотим повиноваться, которая хочет нас погубить, не повинуясь закону Божьему, или заповеди Христовой, которая хочет оживить? Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим. 8, 13), – говорит апостол.

2. Поскольку сердце наше не хочет делать того, что заповедь Христова повелевает, тем самым обличается немощь наша, и мы как бы убеждаемся молиться Тому, Который бы дал нам сердце новое и дух новый (Иез. 18, 31; 36, 26), дабы мы смогли усердно и с любовью заповедь Его исполнять и хотеть и делать добро.

3. Рассуждай об учении святого Иоанна Златоуста об этом и о прочих причинах, о которых написано, когда злоба на врага твоего подстрекает тебя.

4. Вражда и злоба во враге твоем достойна ненависти, как диавольское дело, а он сам, поскольку человек и создание Божие, как и ты, сам того же рода, естества, достоин любви. Итак, устремляйся на ненависть к врагу, а не на него самого, и гони злобу его, которая, как холод огнем, любовью и благосклонностью изгоняется, и так или его лучшим сделаешь, или, если не так, то сам лучшим будешь.

* * *

Не только друзей и братию свою, но и врагов наших хочет и повелевает нам любить Христос: любите врагов ваших (Мф. 5, 44). От такой только любви истинно любящий Христа и познается, когда не только друзей, но и врагов своих любит, по учению Его. Ибо любящих себя и язычники и мытари и прочие грешники любят, как говорит Христос: если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари (Мф. 5, 46)? Врагов же любить – есть дело только христианской души, любовью Христовой исполненной...

Спросишь: «Как мне того любить, который со мною враждует?»

Правда, правильно отвечает о себе плотский, душевный и невозрожденный человек. Плотскому и самолюбивому человеку это весьма трудно и почти невозможно, но верному и благодатью Духа Святого возрожденному удобно. Вере и любви истинной ничто не неудобно. Когда любишь Христа, Который за тебя и меня, врагов умер, то с охотой и любовью послушаешься того, что Он мне и тебе велит: любите врагов ваших. Что тебе от того, что враг твой с тобой враждует? Ты с ним не враждуй, но смотри, что Христос, любящий души наши, повелевает, и Его любовью вражду врага твоего преодолевай, чтобы ненавистью к врагу не разорить Христову заповедь и так заповедавшего не оскорбить, – это разоряет любовь. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 21).

Скажешь: «Враг-де худо и беззаконно поступает»?

Правда, но и ты худо и беззаконно поступишь, если не любить, но враждовать с ним будешь. Только вражда на грех и на изобретателя его диавола праведна. Он худо делает, что зло тебе чинит, но и ты худо делаешь, что злом за зло воздаешь.

Скажешь: «Сердце-де мое от него отвращается»?

Ты сердце свое верою и любовью Христовой побеждай и убеждай и не то, что сердце хочет, но что вера твоя и заповедь Христова требует от тебя, делай. Христос велит, Любящий тебя велит, вечная правда того требует, воле Его святой то угодно, тебе полезно, хотя плотское сердце, мысль и разум слепой противного хочет. Следовательно, так должно делать, как Он хочет, а не как страстная плоть наша, если хотим любить Его. В том состоит и подвиг наш христианский, чтобы нам делать не то, что плоть наша слепая хочет, но что велит заповедь Божия.

* * *

Только плотскую, а не христианскую любовь имеют те, которые одних друзей своих и любящих себя только любят. Истинная христианская любовь всех – друзей и врагов своих, – объятиями своими объемлет.

* * *

Как тот грешит против правды, кто ближнему зло творит, так и тот, кто добра не творит, когда может. Не все человек, что хочет, может. Из этого можно правильно заключить, что и врагам нашим мы должны не только не желать зла и не делать, но желать добра и делать. Ибо как не хотим мы, чтобы они нам зло творили, так хотим, чтобы добро творили; потому и сами того, чего не хотим от них, им не делать, и что хотим от них, им делать должны. Из этого следует, что грешим, когда врагам нашим обиду за обиду и зло за зло воздаем и отмщаем. Как они худо делают, что нас обижают, так и мы также худо делаем, что обидой обиду награждаем. Ибо зло равно есть зло, прежде ли оно, или после делается. И потому, кто зло за зло воздает делом или словом, хотя и не прежде, но после, однако делает зло. Сего ради апостол говорит: не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 21). И Христос повелевает христианам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Бесспорно, что человеку невозрожденному правду эту, как и всякую, творить невозможно, ибо от природы каждый зол и ко злу помышление его клонится (см.: Быт. 6, 5), но благодатью Духа Святого обновившемуся, и от Бога, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45), рожденному, должно растление, злость и немощь естества своего силою Духа Святого побеждать и не то, что страстная плоть, но что Христос хочет и долг правды требует, делать. Тогда покажет, что он подлинно оправдан, подлинно рожден от Бога, Который всем, добрым и злым, друзьям и врагам Своим, благотворить не перестает, подлинно облекся во Христа, как учит апостол: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27), Который нас, врагов Своих, возлюбил и за нас Себя предал, как написано: Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего (2Кор. 5, 15). Любящих себя любят и язычники, мытари и грешники, верою не просвещенные и не возрожденные, как говорит Христос: если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, ка кая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают (Лк. 6, 32–33). Христианам же, как свыше рожденным, выше язычников восходить и плоды сверхъестественного рождения показывать должно, да так засвидетельствуют о себе, что они истинно делом, а не именем только христиане, истинно новая о Христе тварь, истинные Отца Небесного чада, истинно одеждой оправдания Христова облечены пребывают и хранят ее.

Истинно и то, что первейшая любовь должна быть отдана друзьям и братии о Христе. Ибо и Бог более любит любящих Себя, как говорит Христос: кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его (Ин. 14, 21). Однако не отнимает и от врагов Своих любви Своей, когда солнце Его на них сияет, дождь на них посылает, терпит грехи их, ожидает обращения их, посылает средства им к обращению, и прочее. Так подобает и христианам подражать Отцу своему Небесному и не отнимать любви своей от врагов своих.

* * *

О важном деле здесь говорится, в котором состоит или вечное спасение, или вечная погибель. О прощении грехов говорим мы, о котором каждый день к Богу воздыхаем, но воздыхание и сами слезы нам бесполезны, если ближним нашим не прощаем согрешений. Ибо в этом лукавство и неправда сердца человеческого кроется. Хочет человек милость у Бога получить, а сам не хочет подобному себе милость сделать. Хочет, чтобы Бог простил ему грехи, а сам простить не хочет. Видишь, как лукаво и неправо сердце такого человека.

Но это ли только велено нам, христианин? Нам сказано Господом нашим: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Недостаточно христианину любящих себя любить, ибо это и язычники делают, которые истинного Бога не знают и Христа не принимают. Так говорит Господь: если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники (Мф. 5, 46–47)? Христианам должно превосходить в любви язычников и превосходство и совершенство на себе показывать. Поскольку христиане святым Крещением возрождены и обновлены к вечной жизни и новому святому житию, то не только друзей, но и врагов своих им должно любить. Ибо из этого истинная христианская душа познается. Так и Отец Небесный творит: повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45). Ему христиане, как чада отцу, должны подражать, по увещанию апостольскому: подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф. 5, 1).

Скажешь: «Невозможно мне любить врагов и творить им добро».

Неправда. Возможно было Давиду, который плакал о своих погибших врагах Сауле и Авессаломе (2Цар. 1, 17). Ибо плачь о погибели врагов – это явный знак любви к врагам. Возможно было святому Стефану, который за врагов своих, бьющих его камнями, молился: Господи! Не вмени им греха сего (Деян. 7, 60).

Возможно было и всем святым. Возможно это и тебе. Ты человек, и они людьми были. Ты немощен, и они такую же немощь имели.

Дети, обучающиеся читать книги, прежде учат буквы, потом слоги, а далее и читать научаются. Так должно и христианам в христианском учении поступать. Сперва должно им научиться добром за добро воздавать, то есть иметь благодарность; потом злом за зло не воздавать, досаждением за досаждение, обидой за обиду, и не мстить ни словом, ни делом обидевшему; а далее и врагов любить, и добро творить ненавидящим, и добром за зло воздавать. Это и есть лестница, по которой христиане восходят к совершенству, то есть к любви ко врагам.

Что же, христианин, если тебе велено врагов любить и добро творить ненавидящим тебя, велено от Того, Который создал тебя, и, погибшего, Кровью и смертью Своей искупил, Тем, Кто и смерть и жизнь твою в руке Своей держит, – захочешь ли и будешь ли прощать оскорбившему тебя? Если бы тебе повелел земной царь не только ближнему твоему простить обиды его, но и послужить ему, а в противном случае смертью умереть? Что бы ты избрал: умереть или простить и послужить ближнему твоему? Думаю, что лучше бы ты захотел простить и послужить ближнему твоему, нежели умереть. Царь Небесный повелевает не только прощать оскорбляющим, но и врагов любить, и добро творить ненавидящим. Иначе вечная смерть последует тем, которые повеления Царя Небесного не слушают. Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21).

* * *

На войне мира сего, где люди с людьми сражаются, обычно та сторона побеждает, которая гонит противную сторону. Но на брани христианской, которая против диавола введется, бывает не так. Тут диавола побеждает тот человек, который людям, обижающим его, уступает, прощает, не воздает злом за зло. Еще большая язва врагу наносится, когда человек не только не воздает злом за зло, но и любит врагов своих, благословляет проклинающих его, благо творит ненавидящим его и молится за обижающих его и гонящих его(Мф. 5, 44), – по учению Господа.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle