протоиерей Валентин Амфитеатров

СЛОВО перед днем Рождества Пресвятой Богородицы

Если доживем, если Господу благоугодно будет даровать нам это утешение, то на текущей седмице, в среду, будем в качестве православных христиан разделять празднество Рождества Пресвятой Богородицы. Находим полезным подготовиться к встрече этого дня. Святая Мать наша Церковь для этой цели установила предпразднество и попразднество знаменательных дней нашей веры. Мы веруем, что Пречистая Дева есть прибежище во всех обстоятельствах нашей жизни и особенно в деле душевного нашего спасения. Но воспоминание о Преблагословенной Деве должно возбуждать в нашей душе такие чувства, которые бы на Ее празднике не делали нас чуждыми и лишними. Эти чувства должны быть настроены разумным пониманием праздника.

1. Вспомним благоговейно, что св. Дева Мария была дочерью праведных родителей. Это было дитя из чистых желаний, святого обета, дитя утешений седой, терпеливой и благочестивой старости. Вспоминая младенчество Богоматери, вспомним молитвенно о своих родителях. Каждого из нас, несомненно, лобызали материнские уста и осеняли крестным знамением отцовские руки. Несомненно, над каждым из нас останавливался благожелательный родительский взор. Родители благословляли нас в житейских делах и умоляли Господа ниспослать нам душевное спасение.

Воспоминание о младенчестве должно вызвать в душе воспоминание о нашей невинности, о нашей непричастности злу и порокам, о тех ангельских днях, когда сердце билось беззаботной радостью и вседовольством, когда незлобие и светлая правда стояли неусыпными стражами у нашей детской колыбели. Такие воспоминания очень полезны. Они способны в человеческом сердце открыть две двери: дверь благодарности воспитавшим нас и дверь счастливых воспоминаний о далеком, но незабвенно приятном минувшем.

2. Далее Пресвятая Дева Мария представляется юной благодатной Отроковицей. Дни Ее детства светлы, лучезарны и непорочны. Она то являлась на молитве, то у рабочего стола; читала книги, просвещая ум; исполняла трудолюбивое послушание, назначенное Ей старшими как урок.

Вспомним свое детство и те первые годы, когда мы знакомились с жизнью. Многим из нас придется вспоминать при этом и первые сознательные слезы, первые неудачи, первых врагов, наступавших на нас, первых соблазнителей, ознакомивших нас со злом, научивших нас видеть и понимать дурных людей, дурные речи, дурные дела. При воспоминаниях минувшего человек невольно старается отыскать на своей жизненной доле следы Перста Божия – Провидения. Если мы удержались чистыми в детстве, если жизнь не срезала цветов нашей чести, нашей невинности, то кто же нас соблюдал и сохранил? Оградила нас сила Божия; спасла нас благодать Божия. Подле нас стояли Ангелы-Хранители; молилась за нас и держала над нами Свой покров Дева Владычица. Те же, для кого прошедшее сохраняет печальную память дел, вызывающую, может быть, ныне в нас горькое раскаяние и презрение к себе, согласятся, что в минуты своего увлечения, в минуты поблажки страстям они совсем забывали о Боге Спасителе, о Его чистом учении, о наставлениях своих Небесных друзей.

3. Исполнилось время, и вот в жизни Девы Марии настал великий час – час, ознаменованный событием, приведшим в изумление самые небеса. В бедный, темный вертеп к одинокой молящейся Деве Марии, с небесных кругов, по повелению Божию явился Архангел. Он Ей благовестил великую, непостижимую, утаенную от самих Ангелов тайну Божию: Дочь земли, смертная, будет Матерью Божией, будет Матерью Царя Небесного; Ее будут славословить Серафимы; Ей будут молиться все земнородные, ибо Она – благодатная, с Ней – Господь.

При воспоминании об этом чуде благости Божией, наши души должны озаряться не только благоговением к великому делу благовестия, но и сладостной надеждой. Чье сердце не любит добра, не ищет утешений? Чье сердце не испытывало радости, не испытывало восторгов? Как ни горька, как ни тяжела наша земная доля, но сердце каждого из нас ожидает благодатного посещения, и дверь к радости ни у кого не заперта. В каждом христианском сердце есть неистощающийся родник радости.

Мы нетерпеливы, оттого радость и не обретается; мы прихотливы, оттого мы и не ценим чудотворной силы, исходящей из чистого, спокойного сердца и безупречной, беспорочной совести. Мы часто ищем живой воды в мутных потоках страстей и порока или же требуем, чтобы каменистая скала нашего самолюбия дала нам эту живую воду. Если бы мы глубже вгляделись в свою душу, то нашли бы в ней все те нетленные богатства, о которых она тоскует, которых алчет и жаждет сердце.

Да, братия, сердце человеческое скрывает в себе великий клад. Он дается только тем, кто верует, что его сердце есть великий дар от Бога, есть та обитель, где хочет жить Иисус Христос, где по нашей воле обитает благодать Святаго Духа.

Очисти свое сердце, христианин, и к тебе с небесных кругов слетит Ангел-Хранитель и даст тебе благовестие о твоем великом назначении, о твоей великой будущности. Это благодатное благовестие он тебе принесет от твоего Отца Небесного, потому что все чистые сердцем суть дети и наследники вечного царства.

4. Далее жизнь Божественной Девы переплетается с жизнью Иисуса Христа.

От пелен до погребальной Его плащаницы Она шествовала с Ним одним и тем же крестным путем. Почти вслед за рождением Спасителя Она была вынуждена бежать в чужую и далекую сторону, чтобы скрыть Богомладенца от бешенства гонителей. Нищета и бедность стали спутниками и Сына и Матери. Но это было не все. Ей приходилось выслушивать язвительное злословие на Себя и на Иисуса Христа, видеть неукротимую злобу врагов, жаждавших Его смерти, каждую минуту предвидеть страдальческую кончину Его.

И непостижимое, страшное дело совершилось: на Голгофе струилась Кровь из язв Сына Божия. Пресвятая Матерь, погруженная в море скорбей, стояла у Креста безмолвной; Она материнские муки сердца приносила в жертву Отцу Небесному.

Ныне, таким образом, на празднике Богоматери, вспомнив Ее жизненный путь, мы можем понять, почему Она превознесена превыше небес и почему Она не оставила мира нашего в забвении. Следовать примеру в чем-либо всегда легче, чем самому совершать первый шаг в каком-либо деле. Дева Мария пережила все трудные минуты человеческой жизни вообще и жизни женщины в частности. Теперь, взирая на ее многострадальное земное шествие, труженикам и труженицам печальной земной юдоли легче жить, страдать, терпеть. Да, перед нами два великих образца скорби: Иисус Христос и Его Матерь. Страдал и терпел Иисус, и мы должны терпеть, если мы христиане и Его ученики; страдала и терпела Дева Мария, такой же человек, как и мы. Скорби ее очистили, освятили, укрепили и вознесли к немеркнущему и незаходимому свету Божества. Следовательно и нас, сетующих, страждущих, болеющих, – горе, болезни, лишения и утраты могут только очистить, укрепить и закалить в добре. Укрепим свою нравственную немощь прекрасным упованием – постараемся свой тяжелый, трудный крест жизни непостыдно донести до могилы!

Тяжело нам бороться со злом и с силами мира и пороков. Но мы знаем, что Пресвятая Дева Мария всегда ратоборствует с этими силами. Апостолы молились Божией Матери, и Она подавала им способность мудрости и совершенства. Ей молились мученики и, по Ее ходатайству, переносили мужественно страдания за веру Христову. Ей молились девственники и девственницы, и Она огонь их душ превращала в пламя чистой Христовой любви; Ей молились священники и пастыри Церкви, и Она умудряла их приносить чисто и достойно жертвы и за себя, и за своих детей духовных.

5. Вот сколько светлых воспоминаний дает нам этот праздник. Будем же радостны. Доказательством этой радости с нашей стороны пусть будет одно и единое стремление – исправить свою жизнь и принести раскаяние в своих грехах. С этим желанием все будет нам во благо (см. Рим. 8:28). В Пресвятой Владычице мы найдем исцеление в болезнях, утешение в скорбях, заступление в напастях, пропитание в нищете и скудости. В Ней наша отрада.

Готовьтесь же встретить день Рождества Пречистой Приснодевы. Да утверждается и в нас и над нами владычество Царицы Небесной. Аминь.



Источник: Приводится по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г. Цензор - священник Александр Гиляревский.

Вам может быть интересно:

1. Проповеди – 2. Слово в день Рождества Богородицы и в Неделю пред Воздвижением священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

2. Письма и статьи – ВЕЛИЧИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ священномученик Онуфрий (Гагалюк)

3. Праздничный отдых христианина – Сентябрь месяц. 8-й день. Рождество Пресв. Богородицы протоиерей Григорий Дьяченко

4. Великий пост. Духовные поучения – В Неделю пятую протоиерей Валентин Амфитеатров

5. Служба Богу и России (слова и речи) – Краткое жизнеописание нового священномученика Феодора Волоколамского архиепископ Феодор (Поздеевский)

6. Третья Пасха – 19-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ Матвей Васильевич Барсов

7. О непосредственном откровении по учению Слова Божия – ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 5-ГО УТВЕРЖДЕНИЯ мученик Михаил Александрович Новоселов

8. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Дудит профессор Александр Павлович Лопухин

9. Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами – Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Колоссаям, читаемый в двадцать девятую неделю (Кол.3:4–11) архиепископ Никифор (Феотокис)

10. Церковь. Мир. Миссия – VI. Богословие и богослоужение протопресвитер Александр Шмеман

Комментарии для сайта Cackle