архиепископ Варфоломей (Ремов)

О радости

«Блажен, кто сподобился усмотреть внутри себя Господа Бога и ощутить в сердце своем мир божественный и радость, происходящую от Духа святого…» (бат. О. Герман)

1) Радость – то, что должно определять нас и должно быть целью нашего. Умершего мы просим упокоить там, где глас чистого радования. Мы лучезарные небеса – они над нами и для нас.

Не созданы для печали и уныния. Мы созданы для радости, для безгрешного веселья, только эти радость и веселье должны быть чисты покаянием и внимательной жизни. Радость открыта чрез путь покаяния.

2) Умеренность, сосредоточенность дают истинный размер радованию, а источник его в самоукорении, покаянии, терпении и духовном воспитании. Надо в ровности и внимательности через путь покаяния стремиться, чтобы это чувство радости и любви и нежности имело свое истинное и чистое обнаружение и характер безпримесный. Да будет только все прекрасно! Все о Боге Спасе нашем.

3) А веселость – это неплохо, веселость отличала многих отцов. Преподобный Серафим (о веселости даже на клиросе), старец Амвросий Оптинский,……….

4) Да, спокойствие и веселость свойственны душе утихомиренной. Если натуре свойственно, хорошо: Вообще же конечно, восторги должны быть умерены и потому умеренны. Св. Патриарх указывал, что надо не забываться в радости и не ослабевать в печали. Умеренность. Надо быть более внутри себя, а радоваться душе свойственно. Да, как быть всегда радостной, но никогда не смеяться.

5) Блюсти, заботиться о том, чтобы не расплескать то прекрасное, что бывает в душе, и если выявить, то только тихо, нежно и незаметно для окружающих… (Если настроение было спокойное и радостное, значит нормальное…)

6) Самое дорогое свидетельство совести нашей, когда есть мир душевный. Да, это дорого (когда на душе спокойствие). Мир души – от Господа.

7) Ясность и тихость – дар неба и задача наших устроений души. Это дар Божий (спокойствие глубокое). И оно должно быть искомым предметом нашего чаяния… И за него надо благодарить Господа. Да, и нужно себя всегда окаявить, чтобы это счастье удержалось.

8) А это признак ся (внутренней тихости) благодатного действия (так отцы святые и учат о первом свойстве ся действия)

9) Утверди, Господи, безсменно в нас вожделенную всем нам. Мы грешники, но прощенные. И должны, окаявая, (…)

К п. 11. Как ужасна черствость, и понимать это (…) когда коснется души крыло умиления. Даждь ми умиление и злых отчуждение. Крепко вам этого желаю – с помощью Божию.

Будем со слезами радоваться о Господе! Скверные, но Богом воспринятые.

= тишину. Главным образом и конечным образом секрет того, что место не может мешать, – в собственном строе души и собственном спокойствии. Дай, Господи, уготовить себя так, чтобы никогда нам ничего не вздымалось, и тишина была действительно господствующим там началом. А это возможно тогда, когда Бог в нее вселится и будет жить постоянно – уже не гостем, а хозяином…

10) Душа тихая может ощущать переливы Божественного.

11) Бог посылает его (умиление) в нашу душу… И блаженно оно – тихое умиление… не должно расточать это прекрасное, оно должно быть внутри. Но иногда такому доброму чувству хорошо дать выход… Что радость спряталась внутри – это ничего, ей там хорошо; но надо проще, естественнее (что не значит развязнее – ибо эта линия тоже не естественная)

Мир душевный – самое дорогое свидетельство совести нашей.

12) То, что по милости Божией бывает такое настроение (светлое и радостное) есть свидетельство духу нашему, что и нам не доступно блаженство, которое Бог обещал любящим Его (во истину). И за них (моменты сладостной теплоты в душе) возблагодарим Господа, не достойны мы их еще, и тут мы их получаем в залог того, чем мы можем обладать, усиливаясь ко спасению, прилежа о душе вещи бессмертной.

13) Это все, эти настроения – залог наилучшего будущего. Если дано их нам изведать, то ясно как они должны быть нам вожделенны, как мы должны стремиться овладеть ими.

14) Пасхальная радость дается нам сначала туне, в залог, а потом должна стяжеваться подвигом умной жизни. Да, это большое счастье (ощущение радости пасхальной); будем стараться стать его достойными и понимать, что какие бы испытания ни были, любовь должна превозмочь. А испытания, конечно, быдут, – на то есть воля Божия…

15) В прощеный день бывает нежная мягкость на душе. Общение со всеми – это именно напоминает о райском настроении, должествующем стать нашим.

16) Господь дает по ничтожеству нашему, лишь немного ощутить сладостного; и того, что получаем, не стоим, да и не выдержим… Да, лучшие моменты жизни беречь и собирать их надо. Ах, ощущения небесные выпадают нам, грешным робко, они наперечет. Да, бывают такие минуты (милость Божия), когда как-то ободришься врутренно, почувствуешь прилив энергии, надо дорожить ими, ухватиться за них!.. Мир души – залог Богоощущения и Богообщения (28/V 31)

17) Но мир и спокойствие души только тогда являются показателями благодатного уравновешения, когда они являются результатом долгого пути, концом пути покаяния.

18) От внимания себе – и целомудрие, и постоянство, и воздержание. А так же присоединить к этому нужно укорение себя, зрение грехов своих и Господь даст «безгрешное веселие!»

19) Думаю, что никогда душа не сможет высказаться до конца, потому что истинное чувство в некоторых отношениях невыразимо, как и все Божественное…

20) В невысказанности (нежных помыслов) невыразимая радость, хоть и хочется иногда высказать. Да, лучше всегда невыразимо. И не надо слов для восхищения. Без слов лучше. Сильнее. Не всякое молчание молчит, а иногда оно и говорит, особенно когда говорилось бы о неизрекаемом.

21) (Душу трепет объял – вечно смотрит звезда) Да, это милость Божия. И хорошее чувство, направляющее (как Вифлеемская звезда) на добро.

22) А как прекрасно это (дорогие воспоминания). У нас, оказывается, есть, что в прошлом утешающего, освежающего, оживляющего душу. Вспоминая, благодари Бога.

23) Захотелось поговорить о божественном. А м.б. это и невыразимо? И надо как-то внутренно воспринимать вместе – созвучно (…)

24) Значит, твое желание от Бога, и Он даровал тебе эту радость (исполнение желания)…

***

А ведь мы не достойны Божественной ласки – которая есть благодать Божия. На ласку неба должны ответить светением.

В тихости возвращать доброе и беречься темного и худого, многое взыщется.

Добрые порывы

(покончить с нерадением) Доброе стремление, нужны усилия, подкрепи, Господи!

Давай положим (начало спасения) (хочется быть сосредоточенной) Вот и хорошо. С Господом, потихонечку!

Нет, это порыв любящей души и хорошо, что порыв молитвенный, хорошо тоже, что на фоне не силы он, а сокрушения.

(Что же подарить им?) То, что у тебя есть сердечное расположение. У тебя ведь ничего нет.

Ах, добренькая ты (хорошо) и мечтательница (плохо)

Ю.А., что питаю к ней нежное чувство после поездки в Дивеево. Глупость сделала? Нет, ничего, это непосредственно.


Источник: Сборник изречений. О посте. [Электронный ресурс] // Архив тайных монашеских общин.

Комментарии для сайта Cackle