Библиотеке требуются волонтёры

А.Г. Воробьева

Письма архиепископа Варлаама игумении Олимпиаде52

1

Воистину Воскресе!

Взаимно приветствую Вас и деток Ваших и родных с наступающим Светлым Праздником и желаю Вам и Вашим присным душевного мира, здравия и радости. Простите, что не сразу отвечаю: устает голова и от обычного правила и не может ясно выразить мысль. Сочувствую Вам в Ваших скорбях и искушениях от больной: знаю – трудно их терпеть. Но Вы за послушание терпите, и Господь Вам за это воздаст. Теперь, судя по сложившейся обстановке, пришло время переменить квартиру для м[атери] Р[афаилы]53.

Довольно погостила у Вас. Пусть поживет у сестры, братьев, а еще лучше у м. В. Посмотрите сами, как и где удобнее будет ее устроить. И в будущем, если бы, паче чаяния, пришлось ее на время взять к себе, то выговорить себе и помощь от родных ее, в виде переводов, что ли, на которые можно было бы указать вопрошающим. Помоги Вам в этом Господь, и я буду о сем просить. Ее проделкам и озорству не удивляйтесь: она вроде одержимой и за свои ли грехи или для нашего испытания – а может быть, грехов у нее не больше, чем у нас, даже, может быть, и меньше, если ей мало дано и талантов благодати – об этом ведает только Господь. Нам же сказано: ни перед каким грешником не превозноситься и не уповать на свою исправность и отсутствие озорства – самоцен может съесть все наши подвиги и добродетели, если они есть. Кроткое терпение чужих грехов хотя и самое трудное дело, но зато и самое прибыльное и верное. Так что и Вы не считайте время, проведенное с Р[афаилой], для себя пропащим: где терпение, там больше спасения. Сравнительно спокойная жизнь, хотя бы и с добрым молитвенным настроением, все-таки ниже беспокойной, с плохим молитвенным настроением. Такова истинная расценка подобных вещей.

Вероятно, Клавдюша Вам пишет? При случае располагайте ее к простоте, терпению, кротости, чтобы не заниматься помыслами (не беседовать с демонами), а стараться всем делать добро ради Господа и никогда не унывать: все прощается кающемуся. Унылый не верит в милосердие Божие, а основывается на своих гнилых подвигах и якобы исправлениях. Крестная ей много об этом твердила, но она склонна забывать и носится с собой, как курица с яйцом. Постоянно ставит термометр к своему настроению. Увы! Плоды себялюбия.

Я живу помаленьку. Прошу молитв. Всех вспоминаю и желаю всякого добра от Господа. Храни Матерь Божия.

2

Вторник Пятидесятницы,

18 июня 1935 г.

Приветствую Вас и м[ать] Е[катерину] с праздником Святой Троицы и желаю Вам от Утешителя всякого духовного утешения. Письмо Ваше получил в свое время и читал его с отрадой, будто въяве беседуя с Вами, и так вспомнилось дорогое время в Акатове! Получил и подарочек от Ан. и Сер., за что сердечно благодарю и вспоминаю их, как и вас всех.

К Вашим духовным строкам хочу в пояснение прибавить некоторые свои. Вы скорбите о своих немощах и неисправностях и добавляете, что они «несомненно погубят нас». От себя скажу: может и это случиться, если не будем сокрушаться и каяться. Если же будет сокрушение и смирение, то сказано: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит54, то есть не отринет, не осудит. Следовательно, надо бояться не погрешностей, а сердечной холодности, самодовольства, беспокаянного настроения. Дальше пишете: «Отчаяться боюсь, но и исправления от себя не жду». Справедливо, а я к этому добавлю: и не дождетесь, потому что от нас это и не может быть, а бывает от силы Божией с некоторыми избранниками, так что гордиться нечем даже и им, – и чужим добром оправдываться не пристало. Поэтому и сказано: Если исполните не своей, а силой Божией все написанное, то не гордитесь, а говорите: мы рабы неключимые55. Мы все помешаны на самоцене, поэтому и при малой исправности в каком-либо отношении набиваем себе цену и незаметно делаемся тонкими фарисеями, хвалимся тем, что сотворила с нами благодать (не мы) по милости Божией, а не за наши заслуги. Поэтому в духовном отношении исправность больше нам может повредить, чем неисправность с покаянным чувством. Вы скажете: «И при исправности можно каяться». А в чем каяться, раз видим себя исправными? Тут один шаг и до прелести. Исправности истинной быть не может. Поэтому святые отцы учат, что делами мы не оправдимся, хотя и обязаны их делать (силою Божией), как птичка обязана петь, ибо на то и создала, а мы созданы на «дела благая» – такова наша природа. Смешно, например, гордиться, что у нас две руки и две ноги – такова природа. И делать добро – природное дело души. И если мы не творим, то тяжко грешим, нарушая природу нашу и волю Божию. Вот и нужно каяться и сокрушаться, и за сокрушение Господь прощает грехи по Своей милости. Если бы даже жили и без греха, вполне исправные, то Господь спас бы нас опять за смирение и любовь к Нему беззаветную, как было и с Богоматерью, а не за исправность. Поэтому подвизаться нужно, но не для оправдания своими подвигами и делами, а для стяжания большего смирения и покаяния. Поэтому если кто постится и молится не для стяжания смирения, а для богоугождения и своего оправдания, то ошибается. Поэтому подвизайся для смирения и сокрушения, и если этого не получается, а прошибает гордость и осуждение других, то лучше оставь подвиги, живи помалу и кайся во смирении. Так, немощей не бойтесь, а сокрушайтесь и благодаря Бога говорите: Благо мне, яко смирил мя еси56.

Буду рад, если все поймете у меня. Непонятное переспросите. До слез было жаль отца Владимира]. Молюсь за него с любовью, сочувствую дочке. Он воодушевленно служил; как живой стоит в моих глазах.

Одной молитвой заниматься нам не под силу и опасно от тяжести брани. Келейничать спасительно. И Господь приходил послужить всем. И я с радостью пошел бы к кому-либо в келейники, но увы! – силы нет и возможности.

Ногам легче стало. Всего доброго. Прошу святых молитв. Храни всех Матерь Божия.

3

Милость Божия буди с Вами! Дорогая м[ать] и[гумения], взаимно приветствую и Вас и желаю Вам телесного и душевного укрепления и радости о Господе.

Правда, немощей у нас бездна и добрых дел нет, и страшит ответ Праведному Судии, но все это пусть покрывает с нашей стороны смирение и сокрушение, как жертва приятная Богу, и всецелое упование на милость Божию без всякой оглядки на свои правила, дела и подвиги, потому что и они все у нас гнилы и оправдательной силы не имеют. Оправдывает нас всецело милость Божия, Пречистая Кровь Сына Божия и любовь Его к нам: Спасение чрез веру, и сие не от вас, Божий дар57. Вера твоя спасе тя58, – говорил Господь всем грешникам. Когда оглядываемся на дела и учитываем их, то убавляется всецелое упование только на милость Божию, чем огорчится и Господь: если оправдание за дела, то уже по праву, а не по милости (Рим. 4). Недаром и осужден за это фарисей, тут тонкое, но глубокое искажение духовной жизни и сыновнего отношения к Богу. Дела должны быть по силе у каждого, как проявление живой веры и покаяния, и только. За недостатком времени или места может иногда даже и совсем не быть внешних подвигов и дел, но оправдание последует, как было с разбойником, блудницей, мытарем. Придавая известную ценность подвигам, Вы и ревнуете о них сверх меры и сил, отсюда мысли о сухоядении, недосыпании, отсюда переутомление головы, ног, полусонная молитва. Все это нуждается в исправлении и замене простым посильным режимом, без утомления головы и ног, с сокращением правил, с молитвой сидя и лежа, – святой пророк Давид умилялся на ложе – с устремлением всего внимания на терпение, сокрушение, безгневие, сочувствие всем, неосуждение и духовную помощь ближним. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой седмице Великого поста. Изнеможение есть признак неправильного поста, оно так же вредно, как и пресыщение. Так учат святые отцы и опыт. Поэтому часто исправность во внешних подвигах (пост, молитва, служба) соединяется и уживается с раздражительностью, сильным гневом, злобой, унынием, ропотом, самоценом. Кто в этом не виновен из нас грешных? Таковы плоды неправильного настроения и действования. Святой праведный Евдоким59 мало подвизался во внешних подвигах, мало постился и вычитывал правил, а Богу угодил не меньше величайших подвижников, о чем и Господь засвидетельствовал открытием его мощей через полтора года, с обилием чудес.

Итак, будем преуспевать главным образом в евангельских заповедях (см. Мф. 5–7), возращать в себе живую воду смирения и любовь к Богу, с постоянным сокрушением о грехах и с всецелым упованием в оправдании на волю Божию и Его милость, а не на свои добрые дела, без всякого учета подвигов, даже совершенно забывая их и употребляя только как опору и подкрепление духу, но не в ослабление духа чрезмерностью и непосильностью совершаемого нами внешнего дела и труда. Забудем об исправности и взыщем Господа в смирении и покаянии и посильном служении ближним – послужить им выше поста и молитвы. Сладкое для нас с Вами лекарство, и употребляйте без смущения, также и рыбий жир и масло.

Мое здоровье стало похуже, перед масленой был сердечный припадок, дважды был врач. Сейчас, слава Богу, лучше. Вредно всякое переутомление, и правило свое еще посократил. Нужен воздух, а я могу выходить лишь на десять минут. О питании забочусь, и сейчас отеки реже. Псалтырь прочитываю едва один раз во весь пост, сокращаю и часы. Помянух дни древния и поучихся60, – говорит Псалмопевец. И нам вспоминать святое очень полезно. Это не празднословие, а отдых душе, замена духовного чтения. С утешением и я вспоминаю Ваш хутор. Всем желаю здравствовать и спасаться о Господе. Благослови Вас Господь и храни Матерь Божия.

4

Дорогая м[ать] и[гумения]! Весьма был рад получить от Вас весточку, читать родные строки было как праздник. Слава Богу за утешение. Настроение Ваше душевное мне весьма понятно и во многом, пожалуй, сходно: и у меня немощей не сосчитать. Но когда поймаю себя на счете добрых дел и успехов – увы, бывает это как-то невольно, – то укоряю себя за диавольский подвох и ложь сердца и стараюсь смириться всяко. А когда, наоборот, видишь без счету свои немощи и придешь от них в безнадежие и уныние, то опять с укором себе скажешь: слава Богу, что не на что тебе уповать – нет своего доброго, не на чем успокоиться, все гнило и неладно, – вот и уповай безраздельно на милость Божию, уповай сердечно, со всем умилением, покаянием, смирением, как первый грешник и безответный. Чем полнее бывает такое сознание, тем мы ближе и милее Богу.

Итак, не будем унывать в немощах, а, наоборот, через них приходить в еще большее смирение и преданность Богу. Всякий самоцен – гниль на духовном цветке, сердечная ложь, слепота и гордыня.

Жаль болящих, но, с другой стороны, уповаешь, что это им всем во благо великое, только укрепи и помоги Господь. Думается, пришло время – Господь призывает Своих и очищает скорбями для перехода в небесную жизнь, для этого ведь и живем. Буди воля Божия и милость Его! Будем на это уповать и готовиться предстать Богу ежедневно, жить как в Страстную неделю.

Клавдюша помалу умнеет и, Бог даст, успокоится, когда будет постарше. Она все преувеличивает и вражьи наносы считает за свои. Вас она почитает, молитесь за нее. Прошу святых молитв. Благослови Вас Господь и Матерь Божия.

5

Дорогая матушка игумения! Молитвенно часто вспоминаю Вас и беспокоюсь о Вашем здоровье. Берегите остаток сил и не утомляйте сердца: лежите, кушайте и правило свое совершайте лежа или сидя на постели, хотя бы и чувствовали облегчение в сердце. Сидеть с опущенными ногами уже утомительно для слабого сердца. Говорю Вам все с опыта. Вредно Вам и нагибаться, и это учтите и не смущайтесь лежать. Богу нужно наше сердце, а не ноги. Из простых средств очень помогает сердцу, печени и почкам, если пить как чай и вместо чая овсяную соломку; настричь в чайник, погреть и пить, вкус приятный и цвет вроде чая. Она помогает при отеках. Пить раза три в день, хотя по чашке неполной, а вообще жидкости сократите. Это главное для сердца. Соломку можно с молоком пить и с чем хотите. Дай Вам Бог еще пожить! Сиротать детям Вашим будет трудно.

И мое здоровье ухудшается. Лето было прекрасное, сухое, а я ничуть не поправился. Худосочие увеличивается, и нервы неважные, стало и сердце пошаливать, еще и склероз сильный, хотя вина пил мало. Приходится подлечиваться и надеяться на милость Божию. Скорби доказывают, а вместе прокладывают путь к вечным неземным радостям и переживаниям, ид еже Господь, Матерь Божия и святые.

Спаси Господи за молитвы в памятные дни и в праздники. Я неизменно тоже переношусь к родным с лучшими пожеланиями. Да по слову преосвященного Германа61, будем чаще встречаться у Матери Божией, постоянно взаимно прибегая к Ее всесильному Покрову.

Радуюсь, что Вам стало лучше и Вы бродите. Просить смерти не надо бы, а лучше предоставить все воле Божией. Может быть, мы нужны кое-кому, вот Господь и оставляет пока, и за нашу помощь близким, хотя бы и молитвенную – ведь она поднимает и укрепляет душу другого, за кого молимся, – Господь простит и наши личные немощи.

Вы оглядываетесь назад на прожитую жизнь и не видите за собой доброго, ценного. Не смущайтесь: хорошо, что не видите, будете искренне чувствовать себя как мытарь, и несомненнее будет к Вам благоволение Божие. Наоборот, видение и оценка каких-либо своих подвигов и дел увеличит греховный и лживый самоцен и умалит всецелую надежду на единое милосердие Божие: дескать, я потрудился, а потому помилуй. Самое же верное и приятное Богу от нас следующее: Господи, ничего не имею, не смею и очей поднять, помилуй меня по велицей Твоей милости. И милость будет тем больше, чем больше будет сокрушения и упования на Бога – не на дела и что-либо свое.

За м[ать] Р. молюсь. Царство ей небесное. Сон про м[ать] Е. знаменательный и похож во всем на истину. Слава бесконечному милосердию Божию! Жизнь есть подвиг и страдание для добра и Господа. Чем больше страдаем со смирением, тем больше очищаемся и духом просвещаемся.

Болезнь, слава Богу, не увеличивается, но и не уменьшается. Худосочие даже и прибавляется, но буди воля Божия. Надо же что-либо терпеть за свое убожество и худость. Храни Вас Матерь Божия Своим покровом. Благослови Господи!

6

Поздравляю Вас с днем Ангела! Шлю привет Вам, Е[катерине] и сестрице Вашей. Пожить ей у Вас подходит, и так сами обстоятельства складываются.

Вы просите указать Вам, если есть что неправильное в Вашем настроении. Опять разъясню Вам кое-что. Вы хотите видеть свое исправление от немощей и упущений и этим оправдаться. Вот это-то и не совсем правильно, вчитывайтесь в то, что писал ранее, Ваша душа еще не восприняла всего там сказанного. Сразу и нельзя, не удивляйтесь, уяснится постепенно с Божией помощью.

Кратко повторяю:

1. Оправдываемся не исправлением, не добрыми делами; все это бывает у нас подмочено общей нашей греховностью, и все это обязаны мы делать по своей богоподобной природе, – а оправдываемся смирением и покаянием: жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит62. Об этом найдете кое-где в письмах оптинского старца Макария. Поэтому благо, что у Вас есть погрешности и немощи: при покаянии и сокрушении Вашем они введут Вас в рай. А если не окажется их, то упование на свою исправность может Вам сильно помешать тайным самоценом, фарисейским упованием на понесенные труды, добродетели: заслужила – заплати.

2. Далее пишете: «боюсь часто причащаться – не исправляюсь, грехи одни и те же». Хорошо, а белье и платье свое стираете часто? Не сердитесь на их неисправность, на то, что всегда покрываются одной и той же пылью и грязью? Не наоборот ли? Частое мытье делает честь хозяйке – значит, она любит чистоту. Так же смотрите и на чистоту души: чем больше заботится о ней человек, тем лучше; чем чаще смывает грязь, тем приятнее Господу. И не смущайтесь, что грязь одна и та же, лишь бы хуже не было, и то ладно. Безразлично, чем бы ни запорошилась чистота души, пришло время – и надо стирать, смывать нечистое покаянием. И Господу один кающийся грешник приятнее, чем десять самодовольных праведников.

3. «Хотелось бы быть похожей на М., а теперь боюсь – не быть бы ниже мирских». Это значит – хотите опять в праведницы, не любите смирения, все хотите к высоте. Это все лукавый хочет из Вас на все лады сделать такую, чтобы Вы подумали о себе: несмъ якоже прочии человецы63. А почему зазираете Вы мирских? Разве не знаете: многие мирские будут выше монахов? У мирских много бывает смирения мытарева, терпения, сокрушения, а у монахов очень часто самоцен, черствость сердца, фарисейская праведность: «потрудился – заплати». Смиренный ни с кем себя не сравнивает, всех видит лучше себя и ближе к Богу, себя же, в некоторых отношениях, считает хуже демонов. Конечно, до такого смирения нам не дорасти, но хотя бы за все и во всем себя укорять в сердце (не на словах, это часто бывает лишь гордой рисовкой), никого не осуждать и ни над кем не возвышаться.

4. «Упускаю правило – устаю...» Ну и что же? Ведь спасаемся мы не правилом, а смирением и вздохами к Богу вообще. Вы же как будто придаете большое значение количеству поклонов и прочему читаемому. Нет, все это может оказаться медью звенящей64: все дело в сокрушении сердечном. Вам полезно правило установить не количеством, а временем, например, утром можете помолиться один-два часа. Вот не спеша, с сокрушением сердечным, а местами с остановкой, если усладилось и умягчилось сердце, и совершайте что- либо из Вашего правила, не задумываясь выполнить все. Так может случиться, что Вы пройдете всего только половину или три четверти прежнего правила, и назначенное время кончилось. Дальше дела послушания – уборка, печка и т. д. И что же? Не смущайтесь, кончайте на том, сколько успели, и знайте, что Господь больше с Вас не спросит, а за спешку никогда не похвалит. Ему нужно наше сердце, а не учет поклонов, не механизм вычитывания. Иной, быть может, один канон или акафист будет читать целый час, но с плачем и отрываясь для сердечных воззваний к Богу – вот это настоящая молитва. Можно и Евангелие и Псалтырь читать опять без глав и разметок, а по силе и по времени, заботясь о качестве, чтобы читать с самоуглублением, а не со спешкой, кое-как. Ради дела послушания и заботы о ближних надо всегда сокращать время моления своего, так как послушание выше поста и молитвы, и не смущаться, а сознавать важность служения ближним. Количество поклонов и некоторая исправность в правиле необходимы для новоначальных, чтобы приучить их к молитве, а когда молитве навыкли уже до некоторой степени, то числом поклонов связывать свое чувство не следует, а лучше молиться свободно, сообразуясь лишь с количеством времени.

5. «Побраните меня и укажите недостатки». Прежде всего Вас надо похвалить за откровенность и ревность о спасении. А побранить Вас надо за преувеличенную любовь к исправности, за высчитывание добрых дел и подвигов и за упование на них, почему и не видите безграничной ценности смирения, превышающей все наши дела и храмлющие добродетели. Этот слабый фундамент, можно сказать, из песка, и очень терпим только при начале духовной жизни, а дальше повредит подвизающимся. Легко при внешней исправности (вычитка правил, соблюдение постов) и при свободе от внешних падений перейти к духовному самоцену и гордыне, а отсюда к святости или прозорливству с левой стороны. Скорее выбросьте этот фундамент из головы и из сердца, бросьте ценить подвиги, исправление правил и т. п. Делайте всякое доступное добро и несите всякий подвиг как приказ от Бога, ничуть не расценивая его, ибо ценность не в них, а в стяжании чрез них смирения, веры, глубокой чистоты, покаяния, сокрушения, наконец, любви к Богу и к ближним. Никто не хвалит ученика, когда он еще учится, но когда получит диплом. Все подвиги – это только уроки (подпорки), а диплом в смирении, сокрушении, чистоте (возможной). Другой придет во все это через скорби или болезнь», без особых подвигов и правил, и он будет не ниже подвизавшихся. Вот и делайте свой душевный фундамент, ища самоукорения, покаяния, терпения, сокрушения и надежды крепкой, необманной на милость Божию. И на Страшном Суде праведники сознаются только в своем смирении и никчемности, а не в добрых делах, хотя их и делали. Вот истинное настроение.

Ек[атерина] пусть много не плачет о храме, ведь у каждого из нас, по милости Божией, есть или должен быть свой храм – сердце, зайди туда и молись, сколько есть сил и времени. Если этот храм не устроен или будет в забвении (без внутренней молитвы), то и видимый храм мало поможет.

Привет и благословение м[атери] А. и С.

7

Приветствую Вас, дорогая матушка игумения, с Петровым днем и бывшим Вашим престольным праздником в церковной школе. Помню, как молился у Вас тогда среди расцветшей природы. Слава Богу, есть что вспомнить! Читая Ваши строки, я радовался за Ваше простое, доброе настроение. Берегите его. И пост у Вас правильный, посильный, ничего не меняйте, разве только в сторону ослабления, но не усиления. Усилением принесете вред душе и телу тем, что внимание свое от Господа перенесете на еду и расценку ее и себя, а ослабевая в силах, исполнитесь всякого смущения. Все это будет неладно. Старец Гавриил65, например, позволял себе и гостям своим вкушать с маслом даже на первой седмице Великого поста, чтобы не ослабеть, помня слово Господа, что не человек для субботы, но суббота для человека. И Давид ел хлебы предложения, то есть, с нашей точки зрения, допустил как бы святотатство. Так что не занимайтесь вопросом о посте, делайте по силам и даже можете по немощи вкушать рыбу и елей накануне Причастия до всенощной, делая это со смирением, ради укрепления сил и с глубоким благодарением Господу. Бойтесь оценивать пост и количество молитв – свихнемся с сыновнего смиренного пути в ненавистное Богу фарисейство и самоцен. Где расценка, там наемничество, а не сыновство, хотя и грешное. Внимание держите не подле внешнего, а подле внутреннего: есть ли молитва в сердце, не огорчила ли кого, не помогла, может быть, кому духовно, не рассердилась ли, не пристрастилась ли к чему, может быть, была нетерпелива, уныла? Больную плоть нечего распинать, а надо поддерживать. Вы нужны всем своим чадам и неправильно написали обратное. Сейчас в десять раз больше нужны, чем прежде. Пусть и немощей много. Господь за них не осудит, если будем смиренно взывать: Господи, прости! Даже наоборот, они ведут к смирению, то есть самому главному и необходимому в деле спасения, почему и Давид славил Господа за допущение немощей: благо мне, яко смирил мя еси66. Поэтому не унывайте в немощах и не считайте их за своих врагов – наоборот, они хотя и невзрачные, но наши духовные друзья – мытари.

Таня подвизается, но пост у нее выше смирения и послушания, рыбу в Великий пост не ест, хотя бы и ослабела до смерти. Не совсем это право, не по сыновнему смирению, а по рыбьей оценке. Все же она, кажется, начинает внутреннее ставить выше внешнего. Клавдюша яркий пример извращения правого пути спасения через заботу о внешнем (пост, молитвы, поклоны, слезы) с забвением внутреннего – очищения сердца от злобы и всякой нечистоты.

Привет всем. Будьте здоровы. Поживите еще. Храни Вас Матерь Божия.

* * *

52

Печатаются по изданию: Вестник Русского Студенческого Христианского Движения. Париж – Нью-Йорк. 1973. № 108–110, с некоторыми исправлениями по другому «самиздатскому» машинописному списку, доступному нам.

Архиепископ Варлаам (Ряшенцев) в 1933–1941 годах жил в ссылке в Вологде. Арестован в 1941-м и в 1942 году скончался в вологодской тюрьме. Им составлена «Памятка иноку» (М., 2001).

53

Душевнобольная монахиня Рафаила (в мире Агриппина Чижова, из крестьян Тульской губернии) поступила в Акатовский монастырь, как и сама игумения Олимпиада, в двадцать с небольшим лет и оставалась в нем до его закрытия.

59

Св. Евдоким жил в Византии в первой половине IX века, был воином, скончался в возрасте тридцати трех лет. Память 31 июля (13 августа).

61

Епископ Герман (Ряшенцев), брат архиепископа Варлаама.

64

Кор. 13:1.

65

Преподобный Гавриил (Зырянов), настоятель Седмиезерной пустыни под Казанью, духовный наставник многих студентов Казанской Духовной академии.


Источник: Бог везде а с Ним и радость... [Текст] : Игуменья и сестры Акатовского мон-ря во времена гонений / сост., авт. вступ. ст. А. Г. Воробьева. – М. : Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та, 2016. – 227 с., [24] с. фот. – Список сокр.: С. 226. – 2000 экз. – ISBN 978–5-7429–0447–2 : Б. ц.

Комментарии для сайта Cackle