преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Толкование Священного Писания

Вопрос 466. Хорошо ли всегда рассказывать назидательные повествования из Писания и жития Отцов или нет?

Ответ. Что мед сладок, это известно всем; но небезызвестно также и то, что сказал Премудрый: «Нашел ты мед, – ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его» (Притч. 25, 16). Мехи бывают разные: есть мех, который вмещает один модий [μόδιος – хлебная мера, содержавшая треть амфоры], а другой вмещает в себя три модия; если же кто захочет в тот мех, который в один модий, вместить три модия, то очевидно, что он не может принять в себя столько. Так и в настоящем случае: мы не можем сделать равными всех людей, потому что один может беседовать без вреда, а другой не может. Но молчание лучше и удивительнее всех повествований. Его почитали и лобызали Отцы наши и им прославились. Показывая его изящество и осуждение, происходящее от беседы, Иов говорил: «руку полагаю на уста мои» (Иов 39, 34). И бывший пред ним патриарх Авраам после беседы, состоявшей из добрых прошений ко Господу, сказал: «вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел» (Быт. 18, 27), показывая тем свою тщательность после сего. Но как мы по причине нашей немощи еще не достигли того, чтобы ходить путем совершенных, то будем, по крайней мере, беседовать о том, что служит к назиданию из слов отеческих, а не вдаваться в изъяснение Писаний, ибо дело сие представляет немалую опасность для несведущих. Писание изречено духовно, а человек плотский не может рассудить духовно, ибо сказано: «буква убивает, а дух животворит» (2Кор. 3, 6). Лучше будем в беседе прибегать к словам отеческим и найдем пользу, в них заключающуюся; но и ими будем пользоваться умеренно, вспоминая сказавшего: «При многословии не миновать греха» (Притч. 10, 19). Если и скажет помысл: «Словá сии или повествования хороши», – то вспомним, что мы не делатели того, что говорим, а полагаем, что назидаем и других, говоря оное, тогда как, не будучи делателями, скорее навлекаем на себя осуждение. Но мы не воспрещаем посему беседу по Богу, ибо лучше беседовать о сем, нежели о чём другом, неприличном; но дабы не впасть в высокомудрие или самохвальство помыслов, мы должны признавать (как то и есть на сáмом деле), что, не исполнив делом того, что говорим, говорим сие лишь на осуждение самих себя. И о сем, равно как и о других согрешениях, помолимся Богу, говоря: «Господи! Не осуди меня, говорившего сие!»


Вам может быть интересно:

1. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в творениях преподобного Maкapия Египетского – Завет ветхий. преподобный Макарий Великий, Египетский

2. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

3. Книга пророка Осии – Глава 3 профессор Павел Александрович Юнгеров

4. Священная история Ветхого и Нового завета: для детей мл. возраста – 110. Спасение Даниила протоиерей Михаил Фивейский

5. Толкование на пророка Иезекииля – Глава 15 блаженный Феодорит Кирский

6. Еврейские вопросы на Книгу Бытия – Глава 36 преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

7. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ (См. также ЗАКОН БОЖИЙ, СЛОВО БОЖИЕ). святитель Игнатий (Брянчанинов)

8. Дневник. Том I. 1856 – Мысли при чтении Книги Бытия (Продолжение) праведный Иоанн Кронштадтский

9. Послания – Послание 289(477). Чаду Навкратию преподобный Феодор Студит

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Ежедневное богослужение профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle