протоиерей Василий Бандаков

Поучение в 1-ю неделю великого поста

В самое краткое время поста и молитвы, – кто из нас не испытал от сего величайшую пользу душевную и телесную? – От поста человек легок, бодр, крепок телом, не боится ни жару, ни холода, ни слабости, ни болезни. – Человек воздержный в пище и питии далеко бывает крепче и здоровее телом, нежели тот, кто предастся объедению и пьянству: – он может поднимать большие тяжести, проходить далекие пути без утомления, бывает всегда живой, бодр, проворен и не утомим. Кроме того, он менее боится болезни, нежели не воздержный в пище и питии. Кто часто болеет? – тучный и едущий много. – Кто скоропостижно умирает? – человек невоздержный. Пища служит источником всяких болезней; ибо не редко бывает испорчена, а тот, кто свободно, или поневоле, или по бедности, мало вкушает пищи, – тот редко бывает болен. Что сказать о пользе душенной от поста? – разум светлый, дух покоен, совесть мирна, гнев обуздывается, празднословие уменьшается, вера в Бога крепнет, любовь воспламеняется. Что же, если человек не только тело, но душу очистит от грехов? – Тогда жизнь для него кажется далеко приятнейшею. Ах! как жаль, что некоторые говеют с мыслью, чтоб опять грешить, – ибо некоторые думают: «отговеюсь, очищу старые грехи, а там на душу стану набирать новые.» – Нет! если ты думаешь опять грешить; то и старые грехи опять возвратятся к тебе, – да еще с прибытком. Каким? – Как? – Когда болезнь тела возвращается, – не бывает ли сильнее и опаснее для тебя в другой раз? – Не труднее ли лечить кость вновь на том же месте, переломанную? – Не усиливается ли привычка бесстыдно жить и распутствовать; если ты продолжаешь пить и развратничать? – Не увеличивается ли гнев Божий от того, если ты опять начинаешь грешить? – Пусть, ты, в прошлом году, не болел и не умер; однако в этом году можешь заболеть и умереть. А кому из нас этого хочется? – Никому. – Кто из нас хочет, чтобы Бог за грехи наши – за грех отца и матери, лишил жизни сына, дочери, жены, богатства? Кто из нас не боится смерти, суда Божия, геенны? – Однако соблазнами своими дьявол доводит нас иногда до того, что мы не боимся ни того

ни другого; ослепляет нас до того, что хотя бы пришлось и в ад снизойти, а мы все таки простираем руку к греху, бросаемся в огонь: ибо дьявол, вечно противящийся Богу, и нас учит этому. «Бог милосерд, – Бог простит, не накажет», – говоришь ты. Боже! как мы слепы! как упорны мы против Тебя и против святых твоих заповедай, тогда, когда почти ежедневно видим, что грешники, противящиеся Богу, скоропостижно умирают. Покаемся же хр., истинно и своевременно. Бог знает, доживем ли мы до будущего года; – мы все тяжкие грешники; мы можем лицемерить, скрывать свои грехи от людей; но от Бога никогда не укроем их.

Господи! подкрепи нас на поприще поста, и дай нам истинно и совершенно покаяться, и навсегда оставить свои грехи. Аминь.


Источник: Издание второе неправленое. Печатать позволяется, чтобы по отпечатанному представлено было в Епархиальный Цензурный комитет узаконенное число экземпляров. Марта 16-го дня 1875 года. Г. Екатеринослав. Цензор протоирей Петр Катронов.

Комментарии для сайта Cackle