Евстафий Николаевич Воронец

I

В июле 1897 года исполнилось 400 лет со времени первого формального проявления государственного Русского герба, непрерывно существующего с июля3 1497 года и в основах одинакового с нынешним. Каждому русскому гражданину, сознательно относя­щемуся к основным историческим формам русского государственного строя, естественно почтит вниманием столь продолжительную долговечность отличительно русского символа, выдающегося своею особенной знаменательностью.

А так как значение гербов вообще теперь мало известно, гербы же и отличительные гербовые флаги, как знамена государств, стали приобретать все большее и важное значение4 то, прежде сообщения исторических сведений о русском государственном гербе, скажу хотя несколько слов о «гербе» и его значении вообще.

«Гербом» называется эмблематическое или символи­ческое изображение, которое принадлежит и наслед­ственно передается роду, местности или государству5. Герб вообще состоит из одного или нескольких отличительных символических знаков или изображений, присвоенных какому-либо государству, городу, или дво­рянскому роду, и изображенных на щите6. Самое сло­во «герб» происходит от слова herb (erb, irb), которое в западно-славянских наречиях означает «наследство», наследственность, так что само это название известного символического изображения указывает на наследствен­ность изображения, отличительную его исключительность, постоянную принадлежность известному роду или госу­дарству.

В древней Руси герб и печать назывались знаменем. Так, например, читаем по летописи об этом так: «при великом князе (всея Руси) Василье Ивановиче бысть знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея меч в руце, а князь великий Иван Васильевич учини знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея копье в руце и оттоле прозваша деньги копейные7. Также издавна у Славяно-Руссов существовали и знамена и флаги гербовые или родовые, которые помещались на теремах и на крыльцах жилищ и назывались «прапорами». Несколько таких русских древних гербовых знамен, или прапоров, сохраняются в Московской оружейной палате. Так в описях царской оружейной казны упоминается между про­чими следующий «прапор» гербовой боярина Никиты Ива­новича Романова (очень любимого народом дяди царя Алексея Михайловича): „Прапор, средина тафта белая, вшит гриф, тафта желтая, с мечем, в левой лапе держит клеймо (щит); повыше клейма писан орлик черный; опушка вшита в червчатую тафту, тафта желтая, откоски объярь черные, писаны главы львовы золотом и серебром, опушки тафта разных цветов; гротик железный, прорезан; древко по белой земле пи­сано розными красками. По ерлыку написано: прапор боя­рина Никиты Ивановича Романова.”8

Главнейшую часть гербов вообще по правилам со­временного гербоведения составляет «щит». Затем следуют помещенные в щите гербовые фигуры, имеющие символическое значение; далее следуют второстепенные составные части теперешних гербов, как-то: шлемы, наметы, короны, нашлемники, щитодержатели, девизы, мантии.

Время, с которого начали употреблять гербы точно не установлено. Личные и потом родовые символические знаки и разные изображения на оружии, на знаменах и на прочем были употребляемы с незапамятных времен. Такими знаками выделялись из толпы и отличались те, кому они принадлежали. Известия о таких знаках нахо­дятся у многих древних писателей. А также и такие гер­бы, которые ныне называются государственными, в простых формах, известны были еще в древности. Так у древних Персов символом верховной власти служило изображение орла. Древнейшее изображение двуглавого орла (упирающегося на двух мышах), относимое к шестому веку до Рождества Христова, считают символом соединения Мидийского царства с Ассирийским, совершившегося в шестом веке до Рождества Христова. Древний Рим имел гербовой эмблемой также орла; изображение орла находилось и там еще до Рождества Христова, со времен победоносного консула Мария и на знаменах римских. Когда император Константин Великий, устроенной им, второй столице Римской Империи, Константинополю, дал равные права с Римом, то к Римскому орлу прибавлена была вторая голова для изображения двух глав мира: Рима и Константинополя; одна голова орла была обращена на запад, другая на восток. Образовавшаяся из Восточной Римской империи, Византийская империя до покорения ее турками имела своим гербом черного двуглавого орла. Затем орел был в гербах и тех западных госу­дарств, которые считали себя преемниками Рима.

Все это свидетельствует, что желание представлять исторические обстоятельства условными знаками, запечат­левать их символическими изображениями, существует с древнейших времен.

С конца же XI века и позже во времена крестовых походов, когда рыцари всех стран и народов запада двигались на восток для освобождения Св. Гроба Господня, стремление к символическим гербовым знакам явилось еще настоятельнее для отличия и распознавания по этим эмблемам народов, полков, родов и частных рыца­рей. Впоследствии эти знаки, прославленные подвигами тех, кому они принадлежали, были сохраняемы потомка­ми рыцарей и родов, как святыня, и таким образом сделались наследственными9. Разные подвиги, военные обстоятельства и союзы изображались в гербах услов­ными знаками, что вызвало их изучение. Искусство толкования гербов и оценка их были столь уважаемы еще в восемнадцатом веке, что благовоспитанный дворянин обязан был, под опасением прослыть невеждою, уметь распознавать гербы по крайней мере главнейших фамилии в государстве. А часто состав герба служил свидетельством исторического обстоятельства, или события, и «наука о гербах», или геральдика, тесно сопряглась с историей и генеалогией и они много ей объясняются. По этому гербоведением пренебрегать никак не долж­но, так как оно составляет важную отрасль ucmopиu и исторической критики10.

Герб по государственному праву11 есть внешний символ, видимый отличительный знак известного госу­дарства, эмблематично изображаемого на государственной печати, монет, знамени и т. п. В качестве такого сим­вола, государственный герб выражает отличитель­ную идею и основы, осуществлять которые государство считает себя призванным. В России государственный герб относится еще к внешним правам и преимуществам Русского Самодержца.

* * *

3

В древнейшем акте, в котором до нас сохранился в виде печати русский государственный герб, написано так: „А писана (сия грамота) на Москве лета седмь тысящь пятаго Июля”. Но не написано, которого числа июля месяца. (Собр. Росс. Гос. Грамот и Догов. Изд. 1813 г. Час I, №129, стр. 333.

4

„Сорвать флаг с национальными цветами, значит нанести тяжкое оскорбление нации... По своему происхождению национальные цвета (флага) не редко опи­раются на цвета гербов”... (Энцикл. слов. Арсеньева и Петрушевск. изд. Ефрона 1897 г. том. ХХА стр. 721).

5

Энциклоп. Слов, професс. Андреевского и Арсеньева. изд. Брокгауза и Ефрона 1892 г. т. VIII стр. 460 – Художествен. Энциклоп. Изд. Булгакова, 1886 г. т. I стр. 191. – Энцик. Лекс. изд. Плюшара, 1838 г. т. XIV, стр. 18 и сл.

6

Словарь церковно-слав. и русск. языка. Составл. 2 отд. Имп. Акад. Наук. Изд. 1867 г. Том I стр. 510. Герб.

7

Летопись Софийская вторая, под 1535 годом. Полное Собран. Русск. летоп. изд.– 1853 г. том 6, стр. 296.

8

Московская Оружейная Палата. Второе изд. 1860 года, напеч. по Высочай­шему соизволению. Сост. Вельтманом, стр. 224 – 225. Все эти древние свидетельства должны быть весьма поучительны для тех, кто отвергает связь между русским государственным гербом и отличительным русским знаменем и их символи­ческими цветами! – Этому же боярину Никит. Иван, принадлежал знаменитый „Ботик“ императора Петра I, „Дедушка Русского флота“.

9

В современной геральдике три системы родовых гербов: французская, господствующая в западной Европе, польская, бывшая в древних польских владениях, и русская. Система французская имеет свое происхождение от рыцарских турниров и в основе ее лежит начало личное; герб дается лицу и по наследству принадлежит его роду. Польская система связана с первыми исто­рическими воспоминаниями народа и в основу ее легло начало родовое; лица и роды их причисляются целыми сотнями фамилий к известному гербу, а число гербов было определено. Польская система очень проста и схожа с азиатскими „тамгами» улусов. В русской системе смешаны начала родовое и личное. В основу старейших гербов легли знамена тех областей и городов, которые некогда составляли уделы предков владельцев гербов; также в гербах ро­дов пришлых в Poccию помещаются эмблемы, указывающие на место происхождения их владельцев. Рядом с этим при составлении и даровании гербов принимаются во внимание и личные заслуги... На западе составление и дарование гербов принадлежало сначала судьям турниров, но с XIV века это стало переходить к верховной власти, которая предоставила себе исключительное право пожалования и утверждения гербов...

10

Подр. в Энциклопед. Лексикон, посвящен. Е. В. Императору Николаю I, издан. Плюшара, том XIV, страницы 118 122. – Энцеклопедич. Слов, профес. Андреевского и пот. Арсеньева, изд. Ефрона 1893 г. том IX, стр. 411 и след. том VIII, изд. 1892 г. стр. 460 и след.

11

Начала Русск. Государствен, права. А. Градовского. Изд. 1892 г. Т. I, стр. 157. Система Русск. Государствен, права в его историко-догматическ. развитии. Романовича-Славатинского. Изд. 1886 г. стр. 152 и проч. – Андреевского: Русское Государств, право. Спб. изд. 1866 г. стр. 156 и проч.



Источник: Харьков. Типография «Южного Края», Сумская, д. А. А. Иозефовича, № 13. 1898 г.

Вам может быть интересно:

1. Охридский пролог – 1. Святые мученики Лукиллиан и с ним четыре отрока: Клавдий, Ипатий, Павел, Дионисий и святая девица Павла святитель Николай Сербский

2. Архиепископы и патриархи сербские с начала XIII до второй половины XVIII столетия епископ Арсений (Иващенко)

3. Ординарный профессор КазДА М. Я. Красин (некролог) Михаил Яковлевич Красин

4. Записка о научном издании славянского перевода Библии и проект означенного издания Иван Евсеевич Евсеев

5. Несколько египетских надписей из моей коллекции и из Московского Румянцевского музея Борис Александрович Тураев

6. Сказания о Павле, епископе Коломенском Сергей Алексеевич Белокуров

7. Отзыв о сочинении Ph. Meyer "Die Hauturkunden fur die Geschichte der Athoskloster" профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

8. Слова протоиерей Фёдор Титов

9. Из церковной жизни православных славян: Королевство Сербия. Старая Сербия и Македония. Черногория профессор Григорий Александрович Воскресенский

10. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования. 1870-1892 Сергей Алексеевич Терновский

Комментарии для сайта Cackle