протоиерей Василий Бандаков

42. О говении

Братия! Настоящее время – время поста, когда каждый христианин считает долгом своим отговеться. Позволительно предложить вам такой вопрос что такое значит отговеться? Многие из вас ответят: «отговеться – значит походить несколько дней в церковь, попоститься немного, пересказать грехи свои священнику, какие можно припомнить; затем приобщиться святых таин и дело кончено. После этого можно целый год не ходить в церковь, опять жить так, как и прежде. В следующем году опять можно попоститься, помолиться, походить в церковь и очиститься от греха чрез исповедь у священника». Так думают многие из вас, православные христиане; но не так должно думать. Побеседуем о том: откуда ведется обычай говеть? Для чего установлено говение?

Известно вам, что первый муж Адам, и первая жена Ева были святы и праведны; но диавол довел их до того, что они Бога не послушали, и согрешили. Известно, что диавол жил при Боге, был чист, как Ангел, светлейший дух; но возгордился, и Господь велел его Архистратигу Михаилу, с другими Ангелами, свергнуть с неба в преисподнюю. Вскоре диавол узнал, что Бог сотворил мир и землю и первых человеков; этими человеками, когда они умножатся, Бог восхотел наполнить на небесах те места, которые падшим диаволом с товарищами оставлены пустыми. Узнал об этом диавол и решился соблазнить, искусить Адама и Еву и погубить их. «Погублю эту новую тварь, испорчу дело Божие, не допущу до блаженства; пусть они погибнут вместе со мной в преисподней». Подумал и сделал; но погубить навсегда не успел. О! если бы человек сам собой, по одной своей воле, вкусил от запрещенного Богом древа; то несомненно погиб бы на веки; но он диаволом был соблазнен, искушен, – чрез него впал в грех.

Что же сделал Бог для падшего человека? Он за несчастного человека, которого диавол погубил, соблазнил, напоил ядом, – за этого прекрасного человека, созданного по Его же образу и подобию, дал Сына Своего Единородного на распятие, чтобы удержать в человеке образ Свой и подобие и поставить его выше Ангелов. Боже! как же Ты спасаешь человека? Яд греха тонкий, сильный, острый, умерщвляет душу, рассыпает тело в прах, Что же Бог сделал? А вот что, слушайте: после падения первых людей, Бог в совете Своем положил: «послать на землю Сына Своего Единородного. Он приймет тело человеческое, только безгрешное. Дух Святый сотворит новое тело от чистейших кровей девы Марии, Сын Божий сотворит нового человека, нового Адама и с ним соединится: соединюсь и Я с человеком: «Слово плоть бысть: Сын Божий соединился с человеком. Знал Богочеловек, что диавол станет искушать и соблазнять Его; но Он поразит его всесильным словом Своим. Знал, что он весь ад свой, всех демонов и всех злых людей вооружит против Него и доведет Его до крестной смерти; но эта крестная смерть будет спасительна для людей: она удовлетворит правосудию Божию за грехи всего мира. Богочеловек как бы так говорит: «Я умру на кресте, чтобы умертвить грехи людей. Я дам им вкушать Мою плоть и пить Мою кровь, и грех исцелится в человеке, яд греха потеряет свою силу, жало смерти притупится. Моя смерть в три дня на кресте уничтожит смерть; Я восстану из гроба со славой. Если люди с верой станут вкушать Мою плоть и пить Мою кровь, то хотя они будут умирать и их грешное тело сотлеет; но воскрешу Я Мое тело, так воскрешу и их души и тела: души после очищения от грехов, тела пред страшным судом, для вечной и блаженной жизни. Только бы люди не увеличивали грехи в себе, только бы они не упорствовали, только бы они крепко веровали, что Я их спасу, – Я от них только этого требую.

Спросите теперь: для чего человек говеет? Для того, чтобы уменьшить, ослабить ядовитость греха, чтобы при жизни притупить жало смерти. Вот почему первые христиане каждый день приобщались, и теперь добрые христиане, как можно чаще, приобщаются. А кто приобщается и грешит, тот крепко оскорбляет Бога и увеличивает свою погибель: приобщается, а с диаволом дружбу ведет, свою плоть утучняет, угодное бесу делает, а не Богу. Такой христианин враг Божий. У тебя есть грехи, застарелые дурные привычки, с трудом исправляемые; а ты думаешь в два, три дня их очистить? Попытай исправить хотя одну дурную привычку, например пьянство; и ты увидишь – как трудно от него отвыкнуть. Что ж, если у тебя много дурных привычек? Как ты их исправишь? Нет, ты серьезнее и строже смотри на свои грехи; постись, пока похоть плоти навсегда в тебе умрет; смиряйся, пока навсегда гордость победишь; не пей сикеры и вина дотоле, пока навсегда отвыкнешь; гневаешься – дотоле смиряйся, пока отвыкнешь от гнева. Таким образом всякую страсть побеждай. А так говеть, как многие из вас: лишь бы только долг исполнить: без желания, без усилия исправить свою жизнь, – такое говение не принесет никакой пользы, а послужит только во вред: ядый и пияй недостойне – суд себе яст и пиет. Причащающийся недостойно ведет войну не с грехом и диаволом, а с Богом. Нужно стараться, чтобы наше грешное тело умерло, а вместо его выросло новое. Пшеница если не сотлеет в земле, не вырастет. Так и наше тело. Ты хочешь на небе быть и жить; но туда нельзя показаться с грешным телом; надобно туда явиться в теле Христовом. Грешное тело подвержено смерти и тлению, а очищенное, одухотворенное, освященное не подвергается порче. Посмотрите на мощи святых. Святые угодники Божии были такие же люди, как и мы, с таким же грешным телом, какое мы имеем. Но эти люди всю жизнь свою старались о том, чтобы очистить свое тело от всякой скверны; боролись с искушениями, с диаволом, и благодать Божия помогла им очистить, освятить свое тело и душу, переродиться, облечься в нового человека. Они достигли до такой степени совершенства, что тление не коснулось их тела. Для таких тел место на небе. Затрубит труба Архангела, и все тела святых оживут и расцветут, как тела молодых юношей: они мгновенно вознесутся на небо.

Говейте, братия, молитесь, поститесь, чтобы очистить, освятить свое тело и душу; не идите против Бога, не упорствуйте, исполняйте строго правила святой матери церкви. Любвеобильный Бог хочет, чтобы мы все спаслись, не только заслугами Сына Его Единородного, пострадавшего за нас; но чтобы и собственными силами заслужили спасение, чтобы мы право имели жить на небе с Богом и Ангелами. Честь и слава великая ожидает нас в раю небесном!

Господи! помоги нам избавиться от греха, помоги нам убить наши страсти, помоги нам вырваться из сетей диавола, который, как лев рыкая, ищет кого бы поглотить; вразуми погибающих во грехах, – вразуми их, обрати их на путь спасения. Аминь.



Источник: Харьков. Типолитография Окружного Штаба. 1880

Вам может быть интересно:

1. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

2. Священная история Андрей Николаевич Муравьёв

3. Письма – 209. Благодарность Господу за поставление юной души на путь истинный преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

4. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

5. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

6. О рационалистическом элементе в беспоповщине Дмитрий Иванович Скворцов

7. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

8. Слово благополезное о создании монастыря Пресвятой Богородицы Иверской и святого нового исповедника и свщмч. Филиппа патриарх Никон (Минин)

9. Ответы на вопросы – Если в нашей жизни разворачивается Божий замысел, то все посланные нам страдания мы должны пережить по Его плану. Тогда какой смысл... Сергей Львович Худиев

10. Беседы души с Богом блаженный Аврелий Августин

Комментарии для сайта Cackle