Источник

90. О лицемерном благочестии

Есть тяжкие грехи, которые не водятся ни в бедных городах, ни в селениях, но расплодились и умножились только в больших городах; эти грехи такие, на которые часто сам Иисус Христос указывал, будучи на земле. А как такие грехи водятся и между нами;, то Он, если бы видимо явился к нам, то и нас бы, как некогда фарисеев и саддукеев, поразил бы громами своего Божественного слова: «горе вам фарисеи и лицемеры, – сказал бы Он, – что вы подобны гробам побеленным, которые наружно кажутся хорошими и прекрасными, а внутри полны мерзостей всякого рода!» Эти грехи вообще можно одним словом назвать – лицемерием. Действительно, лицемерие – грех ужасный. Лицемер для прикрытия своего беззакония прибегает к закону, для прикрытия бесчестия и позора прибегает к благочестию, для прикрытия всех своих бесчестных поступков употребляет честность.

Сколь неприятно слушать человека, который повсюду говорит о неправде людей, о их обманах всем проповедует, что он один стоит за правду; но этот самый человек говорит все это именно для того, чтобы войти в доверие людей, овладеть их умами и деньгами, обесчестить их доброе имя. Очевидно, такой человек пользуется правдой для неправды и обмана людей. И люди обманываются, верят ему и попадаются в его сети. Какой тяжкий грех! Какое непростительное зло! Еще пагубнее для души своей делает тот, кто говорит о своем благочестии и о своей вере в Бога, не имея в душе ни того, ни другого. Иной говорит всем о том, что надобно почитать Божии праздники; а сам, возвратившись из церкви, гневается, лихословит, работает и праздники бесчестит. Иной проповедует о почитании родителей, а сам много причиняет скорбей отцу и матери; говорит о неосуждении ближнего и о том, что не должно лихословить, а сам первый нарушает сию заповедь Божию; проповедует о целомудрии, а сам валяется в нечистотах. Иной ходит в церковь, Богу молится, свечи ставит перед иконами, а сам не прощает долгов, берет большие проценты, не дает милостыни или дает для тщеславия перед людьми. Какой грех, какая неправда! Иногда родители лишают детей зрения для того, чтобы посылать их собирать милостыню и учат их жалобному голосу, как выпрашивать милостыню; есть матери, который обучают своих дщерей искусству завлекать, заманивать и втягивать в сети соблазна юношей. Какой грех, какое беззаконие! Учить пороку свое собственное дитя, наряжая оное в разные соблазнительные одежды – это не значит ли преждевременно обрекать собственное дитя на погибель?! Горе нам с нашей правдой и нашей честностью, если мы делаем ее орудием для обмана ближнего! Горе нам, если мы самые заповеди Божии исполняем для того, чтобы нарушить их! Еще большее горе, если мы лишаем света ближнего или ослепляем его ложным светом, чтобы водить его по желанию нашему во тьме; ведем прямым путем, чтобы удобнее столкнуть его в пропасть; указываем на путь, ведущий в рай, чтобы его завести на стези стропотные и кривые; услаждаем напитками, чтобы наполнить утробу его вредной горечью. Неужели нам дан Богом закон для беззакония, правда для того, чтобы она служила нашей неправде, честность для того, чтобы бесчестить ближнего, добродетель для того, чтобы уловлять человека в сети порока? Как назвать всех подобных лицемеров, как не гробами подбеленными, которые по наружности красивы, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты? Зачем казаться перед людьми не тем, что есть на самом деле, а человеком святым, честным и справедливым? Разве Бог не видит твою совесть? Если грех сам по себе есть наказание, сам себя карает, сам по себе есть ужасная болезнь; то что поможет греху прикраса? Разве то, что под этой красивой наружностью раны увеличатся, тление умножится, язва сделается неизлечимой. Можно ли вылечить такого больного, который уверяет лекаря, что он здоров и скрывает от него причину и ход болезни? Ты стыдишься открыть ближнему свои язвы, свои неправды;, но они рано или поздно будут открыты людьми, а Бог давно их знает. Он откроет, обличит тебя накажет и не пощадит. Лицемерие хуже самоубийства. Это значит держать раскаленное железо и уверять всех, что оно холодное, что оно не жжет; напоявать ядом ближнего и уверять, что это здорово, полезно для него; связывать его по рукам и ногам и доказывать, что в этом состоит его свобода; ослеплять его и говорить, что он через это больше будет видеть; топить его и доказывать, что он всплывет; терзать его, тиранить и уверять, что это для него полезно: горе вам лицемеры! Вы подобитесь гробам побеленным.

Да, поставлять ложь на место истины, черное называть белым, горькое сладким, зло называть добром, беззаконие называть честностью, – такие грехи свойственны одному диаволу. Если враг Богу тот, кто не исполняет заповеди, то не больший ли враг Ему тот, кто закон Божий употребляет для беззаконных дел своих, благочестие употребляет для прикрытия нечестия, добродетель для прикрытия пороков? Нет! Ты кажись перед человеками тем, что ты есть на самом деле. Совестно? Нет пользы из честности? Благочестие не приносит пользы тебе? Несчастный! А всеведение и правосудие Божие разве не страшит тебя? Если Бог все видит, то и за всякий грех по правосудию Он накажет. Боже мой! Как часто мы удивляемся ужасному несчастью, приключающемуся в каком-либо благочестивом семействе или внезапной смерти; а того не знаем, что в этом доме или в этом человеке царствовал большой грех, который был прикрыт наружными добродетелями, модой, нарядами, приличием, обычаями; никто не знал этого, кроме Бога.

Господи! Избави нас от смертного греха – лицемерия, дабы мы жили святой правдой и истинным благочестием и избегли страшного и нелицеприемного суда Твоего. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle